Как проверить сочинение егэ на ошибки

 Проверяем правильно. Памятка для экспертов ЕГЭ

Негрубые
ошибки (две негрубые ошибки = одна)

1.
      
Исключения
из правил: ветреный, цыганский.

2.
      
Прописная
буква в собственных названиях: Тверской государственный университет,
Великая Отечественная война.

3.
      
Слитное-раздельное
написание наречий типа по одному, поодиночке, на ощупь,
наобум, в разлив.

4.
      
НЕ с
прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности
неустранимы. Диплом недействителен.

5.
      
В случае
трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только не
обращался! Куда  он ни обращался, нигде помочь ему не могли.

6.
      
В
собственных именах нерусского происхождения:Боккаччо, Мери и Бэла.

7.
      
В
случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о
котором он мечтает, — это глобус.

8.
      
Отсутствие точки в
конце предложения .

9.
      
В
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например: Он
знак подаст , и все хохочут.

          Однотипные
ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)

              Это
ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же
фонетических и   морфологических условиях: толчёк,
*смешён, *парчёвый , *общё
 = 
две ошибки ;
*чёпорный,* никчомный, *изжёга = 
одна ошибка ;
*ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон 
три
ошибки ,   НО: *раздроженный, * очеровать  =две
отдельные ошибки.

            
Если написана неверная   буква в одной и той же корневой морфеме, это одна
ошибка: зачеруй, *очерован, *очированный.

            
Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то
все они считаются за одну : * аппеляция = одна
ошибка , НО: *об апелляцие = две ошибки.

 
Понятие   однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные
ошибки!!!

                                   
Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку


1.       Явные описки :  
рапотает, роман стоится.

2.       В переносе слов: кла-ссный,
по-ймать, о- глядел, пок-рыл.

3.       Буквы Е/Э в заимствованных словах
и собственных именах   рэкет, пленер, Мариетта.
4.       Н/НН в кратких отглагольных причастиях и
прилагательных:взволнова(Н,НН)ы.
5.       Прописная/строчная   буква в словах,
связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6.       При переносном употреблении собственных
имен: Все мы немного о(О)бломовы.
7.       Написание фамилий с первыми частями
ДОН: Дон Кихот, дон Педро.
8.       Дефис и его отсутствие в сложных
заимствованных словах : люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати— поле.
9.       Отсутствие тире в неполных предложениях.
10.   Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11.   Замена одного знака препинания другим.
12.   Наличие или отсутствие запятой   между союзом А   и
вводным словом.
13.   Замена знака препинания при выделении   вводных предложений
(вставных конструкций).
14.   Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
15.   Лишняя запятая после вводного слова в начале
обособленных конструкций : Герои этого времени, например( ,) Чацкий , —
резонеры.

16.   Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим
обособленную конструкцию : В этой семье представители самых разных
профессий, врачей и юристов( ,) в частности.

17.   В передаче авторской пунктуации .

           Логические
ошибки –
 ошибки, связанные с нарушением логической правильности
речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных
(различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна
Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает
  и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем
уникальными   и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере  
судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора
неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным
литературным языком.

К
логическим ошибкам 
относятся и композиционно-текстовые,
связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности
изложения:   отсутствует логическая связь вступительной или заключительной
части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или
неуместные абстрактные рассуждения, например:

А.
Неудачное начало
 : С особенной силой этот
эпизод описан в романе…

  Б.
Ошибки в  средней части.

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении –
логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну
Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными,
как мать она заботилась о его воспитании и образовании.

б) Отсутствие  последовательности  в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из
Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна.  Комедия «Недоросль» 
имеет  большое значение в наши дни. В комедии Простакова
является   отрицательным   типом.   Или: В своем
произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата
Скотинина и крепостных.  Простакова — властная и жестокая помещица. Ее
имение взято в опеку.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:

Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает
суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким
летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету.  Правильный вариант:
Общее поднятие местности над уровнем моря  обусловливает суровость и
резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро
переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка (дублирование вывода ) –
логическая ошибка:

Итак,
Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким
образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень,
распущенность и бессердечие.

связи
между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных
предложений.

  Классификация
  грамматических ошибок

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый ,
над
смехаться
 ,вовнутрь. Искание смысла
жизни.Тиранство.

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуд а техники,
не хватает врем я.
 Билет с
плацкартом
. Новыекрема.

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более
интереснее, красивше
выглядит.

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями . Обоим сестрам.

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихние дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиютхочутпиша о
жизни природы. Все пять девушек погибнули
 .   Троекуров игрался с
медвежатами. Езжай скорее.

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой
ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Автор
повествует читателей.
   Он
вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил
в вуз.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против
такой оценки его творчества.
 Кто это пришла?

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных
конструкциях

Он написал книгу,
которая эпопея.

Все были рады,
счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

 В сочинении я
‘хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
 Наконец построена не только школа, а
также 
больница
.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая
текст
 , возникает такое чувство…

Марусе, поиграв
с этой   куклой
, стало хуже.

13.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была
покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила
меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку
показалось то, что это сон.

15.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что
я
 не согласен с мнением рецензента.
 Савельич
спросил Гринева, узнал он атамана?

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился.
Было
 уже поздно.

17.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь

18 .

Бедность и однообразие синтаксических
конструкций

Когда писатель пришёл в
редакцию
 , его принял главный
редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

19.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст
написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём
 
воображении

Классификация
речевых ошибок

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в
несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина
– прототип Татьяны.

2

Неразличение оттенков
значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были
приняты эффектные меры.
 Автор
призывает бережливо относиться к книгам.

3

Неразличение синонимичных
слов

В конечном предложении автор применяет
градацию.

4

Употребление слов иной
стилевой окраски, использование штампов

Автор, обращаясь   к   этой   проблеме,  
пытается направить людей немного в другую колею.
 Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что
она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат
Троекуров придумывал все новые шутки.

5

Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев   то   и   дело  прибегает
  к   употреблению метафор   и   олицетворений.. Этот
роман–вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто
виноват?»

6

Неоправданное употребление
просторечных слов

Таким   людям   всегда   удается  объегоришь  других. Чиновники  подлизываются   к
  ревизору.

7.

Нарушение лексической
сочетаемости

Автор    увеличивает   
впечатление.

Автор использует художествен­ныеособенности (вместо
  средства). Молодежь не повышает свой кругозор.

8.

Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью
художественных приемов. Молодой юноша,   очень прекрасный.

9.

Употребление рядом или
близко однокоренных слов (тавтология)

В этом   рассказе
  рассказывается
   о
реальных событиях. Характерная черта характера

10.

Неоправданное повторение
слова

Герой  рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже
не понимает всей глубины содеянного.

В пример к
такому случаю можно привести несчастный случай,
однажды случившийся с моей знакомой..

11.

Искажение состава
фразеологизма

Все были здесь : и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя
сердцем
, кулаки покидали Гремячий Лог.

Привет, старшеклассники и все, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку!

В курсе ли вы, что нужно знать не только, как писать сочинение, но и как его писать не нужно? Сейчас поговорим именно об этом.

К сожалению, допустив всего одну ошибку, можно потерять от шести до девяти первичных баллов из двадцати пяти за сочинение!

Я подробно прокомментировала каждую из них в этом видео:

ФАТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В СОЧИНЕНИИ ЕГЭ по русскому языку [IrishU]

Перечислим эти ошибки и кратко их поясним.

1. Если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, то по критериям К1-К4 ставятся 0 баллов, т.е. учащийся теряет 9 первичных баллов.

Я сейчас не говорю о том, что вы должны стараться сформулировать проблему именно так, как это написано в ключах у экспертов. У меня есть об этом отдельное видео – я рассказывала, что можно формулировать проблему не так как в ключах у эксперта. Главное, чтобы сформулированная вами проблема действительно была в исходном тексте.

А что, если я сформулирую проблему не как в ключах у эксперта? [IrishU]

Но если вдруг кто-то формулирует проблему, которой совсем нет в исходном тексте или вообще не формулирует проблему  – то по критерию К1 ставится 0 баллов и по критериям К2, К3 и К4 сочинения не оцениваются, то есть тоже выставляется по 0 и баллов. Таким образом, теряется сразу же 9 первичных баллов.

Следующие ошибки, которые будут отнимать по 6 первичных баллов, связаны с комментарием.

2. Если в комментарии допущена хотя бы одна фактическая ошибка, связанная с пониманием смысла исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Мне довольно часто встречаются такие сочинения. Если кто-то в прошлом учебном году, будучи десятиклассником, смотрел мои трансляции с проверкой сочинений ЕГЭ по русскому языку, то вы могли видеть, как в комментарии ребята допускали даже одну фактическую ошибку. Она была связана с пониманием смысла исходного текста, и за комментарий приходилось ставить 0 баллов.

Что значит “фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста”? Какие могут быть еще ошибки?

Могут быть фактические ошибки фоновом материале. Например, если вы их допускаете в обоснование своей позиции. Если же ошибка связана с тем, что вы неверно поняли исходный текст (например, в тексте было написано что у героя было трое детей, а вы написали что было пятеро детей) – то это будет фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста.

3. Если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Такая ошибка встречается, наоборот, редко. Но если вы вдруг собрались только при помощи своих мыслей комментировать сформулированную проблему  – то, к сожалению, 6 баллов вы потеряете.

4. Если в комментарии не приведены примеры-иллюстрации из исходного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

5. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Это периодически тоже встречается. Обычно такое происходит, когда ребята не составляют план сочинения. Формулируют одну проблему, но примеры приводят какой-то другой проблеме. Да, может быть смежной, схожей, но все равно к другой проблеме. В таком случае тоже по критерию К2 будет ноль баллов.

6. Если вместо комментария дан простой пересказ текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

7. Если вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Цитировать исходный текст конечно же в сочинении можно, но не увлекайтесь этим. Процитировали одно-два предложения  – и достаточно. Если вы хотите процитировать вдруг большой фрагмент текста – вы можете просто указать номера предложений, и к тому же таким образом вы сократите время написания сочинения. А время на ЕГЭ по русскому языку ценно.

Как избежать этих ошибок?

1. Внимательно читайте исходный текст. Я рекомендую читать как минимум 3 раза, чтобы полностью его понять.

2. Научитесь искать и формулировать проблему. У меня уже есть видеопрактикумы по поиску и формулировке проблем исходного текста:

Ищем ПРОБЛЕМЫ в текстах ЕГЭ. Практикум №3 IrishU]

3. Запомните структуру комментария и всего сочинения ЕГЭ. Напомню, что с этого года в комментарии должно быть шесть элементов. Это как минимум два примера-иллюстрации к сформулированной вами проблеме. Каждый пример нужно пояснить – это уже 4 элементаа. Нужно указать, как связаны примеры-иллюстрации и проанализировать эту связь. Таким образом, получается 6 элементов. Если все они есть в сочинении – то за комментарий ставится 6 баллов.

Если вы ещё не пишете сочинение ЕГЭ по русскому языку на заветные 25 баллов, то участвуйте в моём марафоне: https://kursagent.ru/product/марафон-сочинений-егэ/

За месяц вы напишете 15 сочинений, получите от меня подробный разбор и комментарий каждой работы, в беседе в вк сможете задать любые вопросы и улучшите свой результат минимум на 3 первичных балла.

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Generic placeholder image

ЭКСПЕРТАМИ ПРОВЕРЕНО
2123 работ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

ЭКСПЕРТАМИ ПРОВЕРЕНО:
1713 работ

Для создания личного кабинета пройдите регистрацию.
Быстро создать и войти можно через учетную запись
Вконтакте.

Форма регистрации по e-mail

Время Название Категория Статус

Примеры экспертной проверки

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений)

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

  1. несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
  2. фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
  3. логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
  4. речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
  5. грамматические ошибки;
  6. орфографические и пунктуационные ошибки;
  7. несоблюдение требуемого объема.

на сайте

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпу
фильмы онлайнскника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Примеры логических ошибок в разных частях текста

Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
Ошибки в средней части
1. В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
Неудачная концовка
Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных норм

При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.

Речевые ошибки

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетамиРечевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее).
Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).
2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).
4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

[1] Подробнее о квалификации ошибок см. в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку». Данный материал размещен на сайте ФИПИ  (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf).

Как проверяют сочинение ЕГЭ по русскому языку?

09.08.2018 в Подготовка к ЕГЭ

ЕГЭ по русскому языку — обязательный выпускной экзамен. Цель каждого ученика — успешно пройти это испытание. Многие в течение учебного года изучают тематические разделы, проходят многочисленные тесты, упражняются в выполнении заданий, закрепляя материал, но по незнанию не обращаются к изучению критериев (особенно это касается сочинения).

Как проверяют сочинение ЕГЭ

Общие рекомендации

В самом начале процесса подготовки обязательно ознакомьтесь с пунктами, по которым будут оцениваться задания. Почему это так важно? Потому что ими будут руководствоваться эксперты, так как это основа проверки любой работы. Знание критериев и следование им поможет выработать оптимальный подход уже на этапе подготовки и в итоге обеспечит отличный результат. Тестовая часть наиболее проста в этом отношении: за каждый правильный ответ дается балл. Особенное внимание здесь уделите сочинению, которое считается самым сложным этапом, а вследствие этого и «ценным» по вознаграждению баллами (максимальное значение — двадцать четыре).

Критерии оценки

Выделяют двенадцать критериев, по которым рассматривают задание №26. Они делятся на подгруппы по значениям:

 Содержание

 Проблема

  • верное определение

Балл

1

  • ошибочное (или полное отсутствие)

!!! Весь раздел будет оценен нулем, если этот пункт не выполнен

0

Комментарий

  • присутствует (с использованием 2-х примеров, взятых из текста)
 

3

  • наличие только одного примера
2
  • примеры не приведены или есть фактическая ошибка
1
  • комментария нет
  • учащийся обращается к другой проблеме
  • наличие двух и более фактических ошибок
  • материал пересказан
 

0

Авторская позиция

  • определена правильно
 

1

  • неправильно
  • не определена
0

Аргументация

  • выражено личная точка зрения с использованием 2-х аргументов (в том числе из художественного произведения, публицистики)
 

3

  • два аргумента с опорой на опыт из жизни
  • единственный аргумент из художественного произведения, публицистики
2
  • одиночный аргумент из жизненной сферы
1
  • отсутствие аргументации
  • точка зрения выражена кратко, без объяснений
  • не обозначена
 

0

Речевое оформление

 Цельность по смыслу, связность речи и ход мыслей

  • полное соблюдение заданных требований
 

2

  • неправильное деление на абзацы и (или) логическая ошибка
1
  • более 2-х нарушений логики и абзацного членения
0

Речевая точность, выразительность

  • соблюдение условий данного раздела

!!! Высшая оценка возможна, если отсутствуют речевые ошибки

 

2

  • точность выражения мыслей при общей «бедности» речи (и наоборот)
1
  • речь невыразительна, мысли выражены неточно
0

Грамотность

Ошибки орфографические

  • нет
 

3

  • ≤ двух
2
  • до четырех
1
  • > четырех
0

пунктуационные

  • нет
 

3

  • ≤ трех
2
  • ≤ пяти
1
  • > пяти
0

языковые

  • нет
 

2

  • ≤ двух
1
  • > двух
0

речевые

  • одна
 

2

  • ≤ трех
1
  • > трех
0

этические

  • нет
 

1

  • одна и >
0

фактические

  • нет
 

1

  • одна и >
0

Особые указания

Соблюдайте рекомендуемое количество слов: 150-300. Объем от 70 до 150 слов предполагает некоторые изменения в оценивании. Так, отсутствие орфографических, пунктуационных ошибок будет оценено 2 б., грамматических, речевых — 1 б. За сочинение, состоящее из менее чем 70 слов и написанное на отвлеченную тему, не связанную с материалами экзамена, вы получите 0. Именно поэтому нелишним будет подсчет количества слов. Считайте как самостоятельные, так и служебные части речи: союзы, предлоги, частицы. Символы и цифры не учитывайте.

На этапе аргументации большинство экзаменующихся сталкивается с затруднением: аргумент из жизненного опыта требует умения представить ситуацию как значимую с социальной точки зрения. Объективность ее оценки учащимся — главный показатель для эксперта. У многих такие описания носят исключительно бытовой характер, которые не могут быть оценены высоко. Поэтому прислушайтесь к следующему совету: опирайтесь на собственный читательский опыт или используйте исторические факты.

Помните:

— недостаточно просто написать «хоть что-нибудь», работа должна соответствовать представленному отрывку;

— следуйте плану сочинения в точной последовательности его пунктов;

— проблему определяйте на основе данного текста, как и позицию автора, которую нельзя изменять;

— не переписывайте фрагменты, а используйте цитаты;

— следите за точностью выражения своих мыслей;

— соблюдайте правила орфографии и пунктуации;

— не допускайте искажения фактов (имена, фамилии и т.д.);

— пересказ недопустим!

Если вы будете следовать этим советам, то у вас будут все шансы получить высший балл за сочинение!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как проверить согласную в слове ошибка
  • Как проверить согласную в корне ошибка
  • Как проверить смартфон на ошибки системы
  • Как проверить смартфон на наличие ошибок
  • Как проверить свою систему на наличие ошибок