Проверяем правильно. Памятка для экспертов ЕГЭ
Негрубые
ошибки (две негрубые ошибки = одна)
1.
Исключения
из правил: ветреный, цыганский.
2.
Прописная
буква в собственных названиях: Тверской государственный университет,
Великая Отечественная война.
3.
Слитное-раздельное
написание наречий типа : по одному, поодиночке, на ощупь,
наобум, в разлив.
4.
НЕ с
прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности
неустранимы. Диплом недействителен.
5.
В случае
трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.
6.
В
собственных именах нерусского происхождения:Боккаччо, Мери и Бэла.
7.
В
случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о
котором он мечтает, — это глобус.
8.
Отсутствие точки в
конце предложения .
9.
В
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например: Он
знак подаст , и все хохочут.
Однотипные
ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)
Это
ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же
фонетических и морфологических условиях: * толчёк,
*смешён, *парчёвый , *общё = две ошибки ;
*чёпорный,* никчомный, *изжёга = одна ошибка ;
*ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон = три
ошибки , НО: *раздроженный, * очеровать =две
отдельные ошибки.
Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это одна
ошибка: * зачеруй, *очерован, *очированный.
Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то
все они считаются за одну : * аппеляция = одна
ошибка , НО: *об апелляцие = две ошибки.
Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные
ошибки!!!
Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку
1. Явные описки :
рапотает, роман стоится.
2. В переносе слов: кла-ссный,
по-ймать, о- глядел, пок-рыл.
3. Буквы Е/Э в заимствованных словах
и собственных именах : рэкет, пленер, Мариетта.
4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и
прилагательных:взволнова(Н,НН)ы.
5. Прописная/строчная буква в словах,
связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6. При переносном употреблении собственных
имен: Все мы немного о(О)бломовы.
7. Написание фамилий с первыми частями
ДОН: Дон Кихот, дон Педро.
8. Дефис и его отсутствие в сложных
заимствованных словах : люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати— поле.
9. Отсутствие тире в неполных предложениях.
10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11. Замена одного знака препинания другим.
12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и
вводным словом.
13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений
(вставных конструкций).
14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
15. Лишняя запятая после вводного слова в начале
обособленных конструкций : Герои этого времени, например( ,) Чацкий , —
резонеры.
16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим
обособленную конструкцию : В этой семье представители самых разных
профессий, врачей и юристов( ,) в частности.
17. В передаче авторской пунктуации .
Логические
ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности
речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных
(различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна
Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает
и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем
уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере
судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора
неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным
литературным языком.
К
логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые,
связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности
изложения: отсутствует логическая связь вступительной или заключительной
части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или
неуместные абстрактные рассуждения, например:
А.
Неудачное начало : С особенной силой этот
эпизод описан в романе…
Б.
Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении –
логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну
Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными,
как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из
Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль»
имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова
является отрицательным типом. Или: В своем
произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата
Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее
имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает
суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким
летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и
резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро
переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода ) –
логическая ошибка:
Итак,
Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким
образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень,
распущенность и бессердечие.
связи
между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных
предложений.
Классификация
грамматических ошибок
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый , |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуд а техники, |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями . Обоим сестрам. |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихние дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой |
8 |
Нарушение управления |
Автор |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных |
Он написал книгу, Все были рады, |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая Марусе, поиграв |
13. |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была |
14. |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила Человеку |
15. |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. |
17. |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь |
18 . |
Бедность и однообразие синтаксических |
Когда писатель пришёл в |
19. |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст У меня сразу же возникла картина в своём |
Классификация
речевых ошибок
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. |
2 |
Неразличение оттенков |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были |
3 |
Неразличение синонимичных |
В конечном предложении автор применяет |
4 |
Употребление слов иной |
Автор, обращаясь к этой проблеме, |
5 |
Неуместное употребление |
Астафьев то и дело прибегает |
6 |
Неоправданное употребление |
Таким людям всегда удается объегоришь других. Чиновники подлизываются к |
7. |
Нарушение лексической |
Автор увеличивает Автор использует художественныеособенности (вместо |
8. |
Употребление лишних слов, |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью |
9. |
Употребление рядом или |
В этом рассказе |
10. |
Неоправданное повторение |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже В пример к |
11. |
Искажение состава |
Все были здесь : и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя |
Привет, старшеклассники и все, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку!
В курсе ли вы, что нужно знать не только, как писать сочинение, но и как его писать не нужно? Сейчас поговорим именно об этом.
К сожалению, допустив всего одну ошибку, можно потерять от шести до девяти первичных баллов из двадцати пяти за сочинение!
Я подробно прокомментировала каждую из них в этом видео:
ФАТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В СОЧИНЕНИИ ЕГЭ по русскому языку [IrishU]
Перечислим эти ошибки и кратко их поясним.
1. Если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, то по критериям К1-К4 ставятся 0 баллов, т.е. учащийся теряет 9 первичных баллов.
Я сейчас не говорю о том, что вы должны стараться сформулировать проблему именно так, как это написано в ключах у экспертов. У меня есть об этом отдельное видео – я рассказывала, что можно формулировать проблему не так как в ключах у эксперта. Главное, чтобы сформулированная вами проблема действительно была в исходном тексте.
А что, если я сформулирую проблему не как в ключах у эксперта? [IrishU]
Но если вдруг кто-то формулирует проблему, которой совсем нет в исходном тексте или вообще не формулирует проблему – то по критерию К1 ставится 0 баллов и по критериям К2, К3 и К4 сочинения не оцениваются, то есть тоже выставляется по 0 и баллов. Таким образом, теряется сразу же 9 первичных баллов.
Следующие ошибки, которые будут отнимать по 6 первичных баллов, связаны с комментарием.
2. Если в комментарии допущена хотя бы одна фактическая ошибка, связанная с пониманием смысла исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Мне довольно часто встречаются такие сочинения. Если кто-то в прошлом учебном году, будучи десятиклассником, смотрел мои трансляции с проверкой сочинений ЕГЭ по русскому языку, то вы могли видеть, как в комментарии ребята допускали даже одну фактическую ошибку. Она была связана с пониманием смысла исходного текста, и за комментарий приходилось ставить 0 баллов.
Что значит “фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста”? Какие могут быть еще ошибки?
Могут быть фактические ошибки фоновом материале. Например, если вы их допускаете в обоснование своей позиции. Если же ошибка связана с тем, что вы неверно поняли исходный текст (например, в тексте было написано что у героя было трое детей, а вы написали что было пятеро детей) – то это будет фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста.
3. Если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Такая ошибка встречается, наоборот, редко. Но если вы вдруг собрались только при помощи своих мыслей комментировать сформулированную проблему – то, к сожалению, 6 баллов вы потеряете.
4. Если в комментарии не приведены примеры-иллюстрации из исходного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
5. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Это периодически тоже встречается. Обычно такое происходит, когда ребята не составляют план сочинения. Формулируют одну проблему, но примеры приводят какой-то другой проблеме. Да, может быть смежной, схожей, но все равно к другой проблеме. В таком случае тоже по критерию К2 будет ноль баллов.
6. Если вместо комментария дан простой пересказ текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
7. Если вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Цитировать исходный текст конечно же в сочинении можно, но не увлекайтесь этим. Процитировали одно-два предложения – и достаточно. Если вы хотите процитировать вдруг большой фрагмент текста – вы можете просто указать номера предложений, и к тому же таким образом вы сократите время написания сочинения. А время на ЕГЭ по русскому языку ценно.
Как избежать этих ошибок?
1. Внимательно читайте исходный текст. Я рекомендую читать как минимум 3 раза, чтобы полностью его понять.
2. Научитесь искать и формулировать проблему. У меня уже есть видеопрактикумы по поиску и формулировке проблем исходного текста:
Ищем ПРОБЛЕМЫ в текстах ЕГЭ. Практикум №3 IrishU]
3. Запомните структуру комментария и всего сочинения ЕГЭ. Напомню, что с этого года в комментарии должно быть шесть элементов. Это как минимум два примера-иллюстрации к сформулированной вами проблеме. Каждый пример нужно пояснить – это уже 4 элементаа. Нужно указать, как связаны примеры-иллюстрации и проанализировать эту связь. Таким образом, получается 6 элементов. Если все они есть в сочинении – то за комментарий ставится 6 баллов.
Если вы ещё не пишете сочинение ЕГЭ по русскому языку на заветные 25 баллов, то участвуйте в моём марафоне: https://kursagent.ru/product/марафон-сочинений-егэ/
За месяц вы напишете 15 сочинений, получите от меня подробный разбор и комментарий каждой работы, в беседе в вк сможете задать любые вопросы и улучшите свой результат минимум на 3 первичных балла.
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
ЭКСПЕРТАМИ ПРОВЕРЕНО
2123 работ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
ЭКСПЕРТАМИ ПРОВЕРЕНО:
1713 работ
Для создания личного кабинета пройдите регистрацию.
Быстро создать и войти можно через учетную запись Вконтакте.
Форма регистрации по e-mail
Время | Название | Категория | Статус |
---|
Примеры экспертной проверки
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений)
При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:
- несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
- фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
- логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
- речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
- грамматические ошибки;
- орфографические и пунктуационные ошибки;
- несоблюдение требуемого объема.
на сайте
Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпуфильмы онлайнскника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.
1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.
2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.
Логические ошибки
Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.
Примеры логических ошибок в разных частях текста
Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
Ошибки в средней части
1. В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
Неудачная концовка
Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных норм
При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.
Речевые ошибки
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами. Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее).
Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).
2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).
4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Орфографические ошибки
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.
Пунктуационные ошибки
Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.
[1] Подробнее о квалификации ошибок см. в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку». Данный материал размещен на сайте ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf).
Как проверяют сочинение ЕГЭ по русскому языку?
09.08.2018 в Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по русскому языку — обязательный выпускной экзамен. Цель каждого ученика — успешно пройти это испытание. Многие в течение учебного года изучают тематические разделы, проходят многочисленные тесты, упражняются в выполнении заданий, закрепляя материал, но по незнанию не обращаются к изучению критериев (особенно это касается сочинения).
Общие рекомендации
В самом начале процесса подготовки обязательно ознакомьтесь с пунктами, по которым будут оцениваться задания. Почему это так важно? Потому что ими будут руководствоваться эксперты, так как это основа проверки любой работы. Знание критериев и следование им поможет выработать оптимальный подход уже на этапе подготовки и в итоге обеспечит отличный результат. Тестовая часть наиболее проста в этом отношении: за каждый правильный ответ дается балл. Особенное внимание здесь уделите сочинению, которое считается самым сложным этапом, а вследствие этого и «ценным» по вознаграждению баллами (максимальное значение — двадцать четыре).
Критерии оценки
Выделяют двенадцать критериев, по которым рассматривают задание №26. Они делятся на подгруппы по значениям:
Содержание Проблема
|
Балл 1 |
!!! Весь раздел будет оценен нулем, если этот пункт не выполнен |
0 |
Комментарий
|
3 |
|
2 |
|
1 |
|
0 |
Авторская позиция
|
1 |
|
0 |
Аргументация
|
3 |
|
2 |
|
1 |
|
0 |
Речевое оформление Цельность по смыслу, связность речи и ход мыслей
|
2 |
|
1 |
|
0 |
Речевая точность, выразительность
!!! Высшая оценка возможна, если отсутствуют речевые ошибки |
2 |
|
1 |
|
0 |
Грамотность Ошибки орфографические
|
3 |
|
2 |
|
1 |
|
0 |
пунктуационные
|
3 |
|
2 |
|
1 |
|
0 |
языковые
|
2 |
|
1 |
|
0 |
речевые
|
2 |
|
1 |
|
0 |
этические
|
1 |
|
0 |
фактические
|
1 |
|
0 |
Особые указания
Соблюдайте рекомендуемое количество слов: 150-300. Объем от 70 до 150 слов предполагает некоторые изменения в оценивании. Так, отсутствие орфографических, пунктуационных ошибок будет оценено 2 б., грамматических, речевых — 1 б. За сочинение, состоящее из менее чем 70 слов и написанное на отвлеченную тему, не связанную с материалами экзамена, вы получите 0. Именно поэтому нелишним будет подсчет количества слов. Считайте как самостоятельные, так и служебные части речи: союзы, предлоги, частицы. Символы и цифры не учитывайте.
На этапе аргументации большинство экзаменующихся сталкивается с затруднением: аргумент из жизненного опыта требует умения представить ситуацию как значимую с социальной точки зрения. Объективность ее оценки учащимся — главный показатель для эксперта. У многих такие описания носят исключительно бытовой характер, которые не могут быть оценены высоко. Поэтому прислушайтесь к следующему совету: опирайтесь на собственный читательский опыт или используйте исторические факты.
Помните:
— недостаточно просто написать «хоть что-нибудь», работа должна соответствовать представленному отрывку;
— следуйте плану сочинения в точной последовательности его пунктов;
— проблему определяйте на основе данного текста, как и позицию автора, которую нельзя изменять;
— не переписывайте фрагменты, а используйте цитаты;
— следите за точностью выражения своих мыслей;
— соблюдайте правила орфографии и пунктуации;
— не допускайте искажения фактов (имена, фамилии и т.д.);
— пересказ недопустим!
Если вы будете следовать этим советам, то у вас будут все шансы получить высший балл за сочинение!