Как правильно реагировать на собственные ошибки

Реакция на собственные ошибки

01 октября 2022 г., 21:45

Реакция на собственные ошибки предполагает несколько разных направлений.

Что и как сказать либо сделать, если вашу ошибку заметили окружающие? Просто заметили либо вам на нее указывают? Как реагировать внутренне, что думать и как переживать (либо не переживать), если свою собственную ошибку заметили вы сами?

Деловой подход

С одной стороны, есть деловой подход.

При направленности вовнутрь, к себе — это работа над ошибками.

То есть — понять причину ошибки, сделать необходимые выводы, организовать себе учебу или другую помощь, чтобы на будущее такие ошибки не повторялись либо повторялись реже. Смотри Работа над ошибками

При направленности вовне, к людям и миру, это реакция на претензии.

Вы совершили ошибку, претензии к вам возможны — как на это реагировать? Наверное, исправить ошибку, возместить нанесенный ущерб, рассказать о выводах на будущее — и заняться делом.

Психологический подход

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ВНУТРЕННЕЕ ХОРОШО»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Личностно-психологический подход — это реагирование на ошибку с точки зрения того, как к ней (и к тому, кто ее совершил) следует относиться, что по этому поводу чувствовать.

При направленности вовнутрь, к себе — это управление переживаниями при ошибке.

Разумно успокоиться, поддержать себя, перенастроиться на дело. Смотри Переживание ошибки

При направленности вовне, к людям и миру, это реакция на замечания и критику.

Замечания — это совсем не обязательно претензии, собственно по делу от вас. возможно, человек ничего и не ждет, но колкие замечания по поводу ваших ошибок отпускает. С вашей стороны, как минимум — извиниться, объяснить ситуацию, поддержать и успокоить тех, кто расстроился. Обсуждение смотри Как реагировать на замечания и критику

  • Как реагировать на ошибки
  • Эмоциональное восприятие
  • Курс — Внутреннее хорошо

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Упражнение «Ошибочка» — защита от самоедства"

01 янв. 2013 г.

Переживания, переходящие в самоедство, больше мешают, нежели помогают.

Картинка к "Людям, увлеченным самоедством, рекомендую…"

10 апр. 2018 г.

В течение месяца я работала с упражнением «Ошибочка», которое учит спокойно относиться к своим случайным промахам, неудачам, нелепым ошибкам.

Картинка к "Как реагировать на замечания и критику"

01 янв. 2001 г.

Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикуем вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.

Картинка к "Признание ошибки"

01 окт. 2022 г.

Обычно человек не любит признавать свои ошибки. Такое поведение формируется в детстве: детям свойственно дразнить друг друга за промахи, а за серьезные просчеты наказывать. Подобное отношение окружающих может проявляться и во взрослой жизни. В результате человеку проще и комфортнее не замечать, не признавать своих ошибок. Во взрослой жизни такое поведение сложно назвать эффективным

Картинка к "Психологическая защита"

01 янв. 2013 г.

Четких границ, отделяющих психологическую защиту от просто невоспитанности и дурных привычек — похоже, нет.

Картинка к "Реакция на ошибки"

01 янв. 2010 г.

Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.

Как долго вас терзают воспоминания о пережитых неудачах? Кажется ли вам, будто вы навсегда потеряете свой авторитет, если однажды скажете глупость? Может ли человек измениться к лучшему, развить свой талант, интеллект и нравственные качества? От ответов на эти простые вопросы зависит очень многое.

Хотите быть гением? Станьте им!

Многие уверены, что при рождении нам достаётся строго определённое количество интеллекта, способностей и таланта — неизменный набор качеств, с которым придётся жить до самого конца. Это установка на данность.

Человек с такой позицией постоянно пытается доказать другим своё превосходство. Его волнует только то, как он выглядит в глазах окружающих: умным или глупым, одарённым или посредственным.

Нет ничего плохого в желании обладать выдающимися качествами, но человек с установкой на данность не осознаёт, что их можно развивать. Поэтому любая неудача воспринимается как катастрофа, а допущенная ошибка — как несмываемое клеймо.

Чем сильнее страх провала, тем меньше мы готовы прилагать усилия и учиться чему-то новому.

Совсем иначе воспринимают себя люди, нацеленные на рост. Они понимают: качества, которыми нас наделила природа, — всего лишь исходная точка для дальнейшего развития. Как только вы примете эту установку, вас перестанут пугать сложности и возможные неудачи на пути к успеху.

Не стоит недооценивать мощь усилий. Эдисон, как уверяет его биограф Пол Израэль, был вполне типичным ребёнком, но невероятное любопытство, страсть к изобретательству и самосовершенствованию сделали его непохожим на остальных. А разве Моцарт, безусловно обладавший талантом, смог бы написать хоть один шедевр без упорной работы, от которой даже деформировались его пальцы?

Упражнение 1

Есть ли в вашей прошлой жизни что-то, что, как вам кажется, поставило на вас клеймо? Например, проваленный экзамен? Чьё-то предательство? Увольнение с работы? Или, может, ваши чувства отвергли?

Сфокусируйтесь на этом событии. Ощутите в себе эмоции, которые оно в вас тогда вызвало. А теперь посмотрите на всё с точки зрения установки на рост. Честно оцените свою роль в произошедшем и осознайте, что оно не может служить мерилом вашего интеллекта или вашей индивидуальности. И просто спросите себя: «Какой урок я извлёк (или могу извлечь) из этого опыта? Как я могу использовать его в качестве базы для роста?» И пусть эта мысль всегда сопровождает вас.

Упражнение 2

Подумайте о том, кого считаете своим героем. Какой он? Кажется ли вам, что он обладает исключительными способностями и легко добивается всего? А теперь выясните, как обстоят дела в реальности. Узнайте, каких невероятных усилий стоили ему его достижения. И начните восхищаться человеком ещё больше.

Несколько примеров из мира спорта

Казалось бы, уж в спорте точно всё зависит от природных данных. Если ты не подходишь по физическим параметрам, то успеха тебе не видать. А вы слышали об игроке НБА Магси Богзе, чей рост — 160 сантиметров? Знаете однорукого бейсболиста Пита Грэя, который попал в высшую лигу?

Размер кулака, длина руки, объём груди и вес Мохаммеда Али говорили о том, что из него точно не выйдет великого бойца. Майкла Джордана в юности исключили из сборной школы, а потом не приняли в команду колледжа.

Что помогло всем этим спортсменам стать лучшими из лучших? Только установка на рост и упорная работа.

Великие спортсмены знают, что невозможно всегда побеждать. Поражение для них — это не конец игры, а всего лишь стимул развиваться, получать новые знания и отрабатывать навыки.

Как-то раз защитник Minnesota Vikings Джим Маршалл случайно забил мяч за команду соперников. Это увидели миллионы зрителей в прямом эфире! Спортсмен, по его собственному признанию, сгорал от стыда. Человек с установкой на данность опустил бы руки и ещё долго упивался своим позором. Но Маршалл постарался исправить ошибку во время второго тайма и провёл блистательную игру. Неудача стала для него вызовом!

Упражнение 3

Подумайте о каком-нибудь виде спорта, которым вам хотелось бы заняться, но вы всегда считали, что у вас ничего не получится. Как можно заранее знать о провале, не вложив в дело максимум усилий? Некоторые из лучших спортсменов мира поначалу отнюдь не были так уж хороши в своей дисциплине. Если вы мечтаете заняться каким-нибудь видом спорта, попробуйте вложиться в него и посмотрите на результат.

Как сформировать у ребёнка установку на рост

Учёные провели любопытное исследование. Сначала они предложили детям выполнить несложные задания из IQ-теста. Большинство справилось с задачей, и одних ребят похвалили за ум, а других — за приложенные усилия.

Перед экспериментом успехи испытуемых были одинаковы. А вот потом появились различия. Те, кого похвалили за интеллект, отказывались выполнять более сложные задания, когда им предоставляли выбор. Они боялись, что покажут себя вовсе не такими умными. Понадобилась лишь одна фраза, чтобы настроить их на данность!

Дети из второй группы относились к новым задачам с гораздо большим интересом.

Этот эксперимент демонстрирует, как важно хвалить за усилия, а не за личные качества.

От того, что вы говорите ребёнку, зависит его психологическая установка. Она, в свою очередь, влияет на успехи в учёбе (и не только).

Психологи заметили, что при переходе в среднюю школу успеваемость детей с установкой на данность резко падает, а затем продолжает ухудшаться. Казалось бы, всё понятно: предметы становятся сложнее, требования — жёстче. Но у школьников с установкой на рост, наоборот, оценки повышаются.

Для школьников с установкой на данность этот период — большое испытание. Вот что их беспокоит: «Я умный или тупой? Я крутой или ботан? Я победитель или лузер?» Конечно, они пытаются отстоять себя. Самые блестящие ученики просто перестают работать, так как не хотят рисковать. Ведь они уверены, что взрослые пытаются измерить их способности. А если ты не прилагал усилий, то всегда имеешь утешение: «Я просто не старался».

Школьникам же с установкой на рост нет смысла выбирать эту стратегию. Для них подростковый возраст — время возможностей.

Упражнение 4

Каждое слово и действие родителя посылает ребёнку сигнал. Завтра прислушайтесь внимательно к тому, что будете говорить чаду, и уловите заложенные в ваших словах послания. Какую информацию они несут? Что качества ребёнка неизменны и вы их оцениваете? Или что вы заинтересованы в его развитии?

Помните, что, восхваляя интеллект или талант ребёнка, вы тем самым навязываете ему установку на данность. Не делайте этого, как бы велико ни было искушение. Такая похвала подрывает самооценку и мотивацию ребёнка.

Секрет удачных отношений

От психологических установок зависит не только профессиональный успех, но и характер отношений с окружающими: родственниками, друзьями и возлюбленными. Для примера рассмотрим романтическую связь. Человек, настроенный на данность, рассуждает приблизительно так: «Или мой партнёр полностью понимает меня и разделяет все мои взгляды, или он мне не подходит. Или наши чувства идеальны, или они ничего не стоят». Не удивительно, что при этом любая мелочь может всё разрушить.

Люди с установкой на рост понимают несколько простых истин:

  1. Отношения должны развиваться, а для этого нужно прилагать усилия.
  2. Все люди способны работать над своими недостатками и меняться к лучшему.
  3. Несовпадение во взглядах — это не катастрофа, а повод для диалога.

У всех бывают ссоры. Но посмотрите, как по-разному можно на них реагировать! Люди с установкой на данность очень легко навешивают ярлыки. По их мнению, либо оппонент, либо они сами недостаточно хороши. Третьего не дано. Такая позиция приводит лишь к взаимным обвинениям, обидам и самобичеванию.

В то же время те, кто настроен на рост, пытаются разумно разрешить конфликт и сделать выводы, которые помогут развиваться обоим партнёрам.

Упражнение 5

Представьте себе идеальную любовную связь. Это означает, что между вами должна быть полная совместимость во всём, ведь так? Никаких разногласий, никаких компромиссов, никаких усилий и жертв? Да? Тогда, пожалуйста, подумайте ещё раз.

В любых отношениях возникают трения. Попробуйте посмотреть на них с точки зрения установки на рост: проблемы могут быть средством достижения лучшего понимания и большей близости.

Позвольте своему партнёру высказать претензии. Выслушайте их внимательно и обсудите терпеливо и доброжелательно. Вы будете удивлены, насколько ближе друг к другу вы станете после этого.

Купить книгу

“Специалист – это человек который совершил все возможные ошибки в какой-то узкой области.”

Почему люди, имея мечты и цели, зачастую не решаются даже начать двигаться в сторону их реализации? Причин несколько, но одна из них неуверенность, что, по сути, есть боязнь совершить ошибку. Боязнь выглядеть глупо, смешно или непрофессионально. Боязнь того, что о них подумают другие. Страх критики и реакции.

В нашем обществе сложилось очень неправильное отношение по отношению к так называемым “ошибкам”.

Посмотрите на ребенка, который учиться ходить. Он падает, поднимается, пробует опять, и опять падает. И так десятки раз. Или вспомните музыканта, который попадает пальцами по неправильным струнам или клавишам десятки раз прежде чем его пальцы смогут быстро и чисто сыграть новую последовательность аккордов. Совершение ошибок – это единственный способ научиться чему-то новому в любой области.

В нашем обществе принято считать, что если человек сделал ошибку, то он неудачник. Это настолько неправильное отношение. Неудачник не тот, кто ошибается, а тот, кто придает своим ошибкам излишнюю значимость – помнит о них, и боится идти дальше.

Не надо себя отождествлять со своими ошибками, они всего лишь подстройка наших действий по направлению к достижению цели по принципу обратной связи. Как у самонаводящейся торпеды. Конечное достижение цели – единственная реально значимая вещь. Вы сейчас не тот, у кого в первом классе не получалось вывести ровненькую букву “А” от линии до линии, Вы тот, кто умеет быстро и красиво писать сейчас!

Друзья! Когда вы делаeте очередную “ошибку”, вместо мысленного вопля в свой адрес: “Идиотка!”, скажите себе спокойно: “Хм. Интересно получилось… А, что я могу изменить чтоб следующий раз сделать это лучше?” Заметьте: не правильно, и уж точно не идеально, а только лучше! Возможно, до правильно у нас будет еще 5 проб и подходов. Дайте себе это право на освоение. Право на совершение стольких ошибок, сколько нам потребуется, чтоб достигнуть цели.

Это не значит делать халявно. Нет, делать стоит лучшее. Всегда. Возможное лучшее в данный момент. То есть Ваше текущее лучшее. Кстати, оно будет разным в зависимости от вашего состояния. В воскресенье утром Ваше “лучшее” — это с утра приготовить семье блинчики, всех обнять, поцеловать, поиграть в машинки с сыном, повырезать снежинки с дочкой и душевно выслушать мужа. А в четверг вечером Ваше “лучшее” это всунуть всем по разогретой вчерашней пицце, не наорать на сына и сказать мужу: “Извини, но я сейчас настолько уставшая, что слушать о твоих проблемах просто не в состоянии.”

Важны оба момента: не только делать лучшее, но и с пониманием и любовью принимать самого себя и результаты своих действий: понимая себя, веря в себя и поощряя себя становиться лучше. И если то, что получилось не было удовлетворительным, то, не сжирая себя изнутри, сказать себе: ”Это было лучшее из того, что я мог сделать в той ситуации находясь в том состоянии. Но теперь, когда я знаю результат, что я смогу улучшить в подобной ситуации в будущем?” Вообще, есть только одна достойная причина чтоб доставать из архива памяти негативные моменты – это чтоб извлечь урок.

И, еще, я желаю вам постараться не передавать этого жуткого внутреннего критика своим детям. Потому что, первые семь лет они слышат критику от нас, а дальше они уже даже не нуждаются в нашей “помощи” на этот счет, так как их, уже сформировавшийся ум начинает прекрасно справляться с этой задачей и критиковать себя своими собственными силами.

Тут любители критики, наверное, не согласятся: ”Как это, не критиковать? А как же человек узнает, что он сделал плохо?” Отвечаю. Критиковать конструктивно! Что, по сути, есть помощь. Такая помощь дается из понимания и уважения человека с истинным намерением помочь. А не из раздражения и подспудного желания использовать ситуацию и уязвить человека, чтоб почувствовать себя на его фоне лучше. И тогда, поверьте и проверьте, человек и выслушает, и сделает все возможное, чтоб улучшить свои действия. А став взрослым, он сможет вежливо разговаривать со своими близкими и мысленно с самим собой, не боясь делать ошибки и идя вперед к своим целям.

Как же реагировать на ошибки других?

Схема конструктивной помощи:

Увидеть позитивное намерение человека.
Показать какая часть получилась хорошо.
Показать какой конкретно момент не удался, и объяснить почему.
Предложить конкретно, как можно это сделать лучше (показать).
Предложить помощь/ресурс.
Поблагодарить за то, что был выслушан.
Пример: Ваш ребенок использовал дорогущий брендовый шампунь для мытья кота.

Точно неправильно: ”Ну-ка, иди сюда! Ты что наделал? Ты, вообще, думаешь своей головой? Ты понимаешь, что ты сейчас спустил в унитаз 100 $? Нет, ты спустил в унитаз не 100 баксов, а новый велосипед, который мы собирались тебе купить! Сколько можно говорить, не смей брать без спросу чужие вещи! Марш в свою комнату! А потом выйти в кухню и продолжить эту песню мужу: “Нет, ну, ты представляешь, что он наделал! Просто слов не хватает!”

Вариант как можно: “Антон, можно тебя на минутку. Я вижу ты искупал кота. Слушай, здорово, что проявил заботу о коте и самостоятельность! Только, я вижу ты мой шампунь использовал. Знаешь, стоимость разных шампуней сильно отличается и этот стоил аж 100 $, так как я искала специальный для своих волос и заказывала его по интернету. А теперь, к сожалению, мне придется опять платить 100$ и две недели ждать. Я понимаю, что ты мог не знать. Как нам лучше поступить: купить тебе специальный для кота или просто будешь меня спрашивать какой лучше взять? Хорошо, так и сделаем. Знаешь, мне очень приятно, что с тобой можно нормально поговорить и ты все понимаешь. Спасибо!”

Делайте, учитесь, ошибайтесь, принимайте себя, извлекайте урок, меняйте подход и ВСЕГДА двигайтесь дальше!

P.S. Пожалуйста, используйте комментарии ниже, чтоб поделиться Вашим мнением, дополнить статью или задать вопрос.

Искренне Ваша,

Ирина

Разбираемся с психологами, почему наш мозг так болезненно реагирует на промахи и как научиться извлекать из ошибок максимум пользы

Я ошибся — я плохой

«Помните свои школьные тетради с замечаниями красной ручкой? Как страшно было открывать их и смотреть на результат, как стыдно было его кому-то показывать или выполнять в классе работу над ошибками. Мне кажется, что в России нет человека, который бы с этим не сталкивался», — говорит Татьяна Захарцова, психолог-консультант, сертифицированный экзистенциальный психотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов.

По ее мнению, сложность принятия своей неправоты отсылает нас к тем самым травматичным ощущениям и воспоминаниям из детства. «Воспроизводятся роли ученика и учителя, предполагается правильный ответ, но в жизни его нет. Чем скорее мы это примем, тем легче нам станет жить. Хочется уйти от ярлыка «ошибка» и заменить его на «неудачное действие» или «неэффективное решение», — предлагает Татьяна.

О чем, скорее всего, думает человек, от которого требуют признать свою неправоту?

  • «Я плохой, глупый, ненужный»
  • «Я теряю свой авторитет в обществе и мне его не вернуть никогда»
  • «Я слабый, не могу защитить свою точку зрения, все меня осуждают, и я теряю чувство безопасности»
  • «Я не знаю, как дальше жить, ведь придется принимать свою неидеальность»
  • «Я боюсь вины и ответственности, поэтому легче обвинить кого-то, или лучше обстоятельства»

Все это, по словам психолога, ложные опасения. Не стоит бояться ошибок, потому что ошибаются совершенно все, а сила и упертость, с которыми вы будете отстаивать свою правоту, в меньшей степени вызывают уважение, в отличие от способности признать, что вы заблуждались. Причем принятие ответственности за свою ошибку сильно облегчает чувство стыда за неверный шаг.

Так устроен мозг

Человек испытывает неприязнь к признанию собственной неправоты, так как всегда стремится к психической устойчивости и эмоциональной стабильности — так считает психиатр-психотерапевт Павел Бесчастнов. Именно поэтому для нас так важно отстаивать свою правду и максимально оградить себя от тех, кто хочет нарушить нашу картину мира.

Павел Бесчастнов:

«Огромное количество больших и малых решений нам приходится принимать в условиях неопределенности. В неполноте информации, когда есть вероятность совершить ошибку, от человека требуется некоторая, пусть небольшая, но избыточность уверенности в своих силах и правильности принятых решений. Иначе мозг будет работать не так эффективно — решения будут приниматься долго и меняться часто. Поэтому у всех людей существует инстинктивное неприятие признания своей неправоты. Это естественная эмоциональная реакция мозга, и чтобы человек научился ее преодолевать, уметь работать над ошибками, руководствуясь разумом, а не эмоциями, требуется специальное воспитание и обучение».

В когнитивной психологии существует представление о «базовой системе верований». Это набор убеждений, установок и правил, которые эмоционально заряжены и принимаются на веру — например, как вести себя за столом, быть вежливым, «как принято» поступать. И отдельно от них существует познавательная деятельность, эмоционально незаряженная, для которой намного важнее усваивать и анализировать информацию, а не принимать ее на веру. Разделение между этими системами нечеткое, но области их применения сильно пересекаются, что приводит к внутренним конфликтам.

Для познавательной деятельности важны адаптивные навыки — умение быстро усваивать информацию, оперативно заменять устаревшие данные на новые, стремление к новизне, изменениям себя и своих взглядов, а значит, и лояльное отношение к пробам и неудачам.

Для системы же верований адаптивны и социально одобряемы прямо противоположные качества — несгибаемость в убеждениях, твердая принципиальность, умение следовать своим идеалам, невзирая на все перемены обстоятельств, соблазны, невзгоды и любые другие внешние вызовы.

Кадр из сериала «Притворство»

«В идеале эти психические конструкции тонко сбалансированы и взаимно дополняются, но на практике баланс соблюдается далеко не всегда. Из-за этого признание ошибки воспринимается человеком как атака на его систему верований и убеждения, как унизительное признание собственного ущерба, — объясняет эксперт. — Это реакция эмоциональная и субъективно неприятная, и человек стремится ее избегать».

Исправить ситуацию, по мнению Павла Бесчастнова, можно и нужно. Для этого необходимо выискивать в себе точки баланса своих «убеждений» и «знаний» и воспринимать критику как новую информацию, а ошибки — как повод для коррекции линии поведения.

Почему важно научиться признавать свою неправоту

Научные работы доказывают, что видеть и признавать свои ошибки — полезно, как и делать на их основе выводы, чтобы, как минимум, в будущем не наступить на те же грабли. Например, в своем исследовании преподаватель менеджмента Лоуренс Г. Вайнциммер и бизнес-консультант Кэндис А. Эскен выяснили, что сотрудники, которые учатся на своих ошибках, улучшают не только свою работу, но и производительность всей компании.

Исследовательницы Илона Джеробек и Дебора Муйо проанализировали данные 12 259 сотрудников организации PsychTests и определили, что люди, способные принимать свои неудачи, лучше разрешают конфликты и справляются со стрессом, более эмпатичны, отличаются гибким умом, трудолюбием и желанием самосовершенствоваться.

Эдуард Мавлютов, психолог и основатель Школы психологии «Паззлы»:

«Навык признавать свои ошибки говорит о гибкости мышления, обладающие им люди легко и просто получают желаемый результат, в синергии с другими людьми они развиваются и растут. Те же, кто прячется в своей неправоте, замыкаются во внутренней раковине и ограничивают себя от внешнего мира, от новой модели мышления или поведения. Это может приводить к стагнации и внутренним проблемам, которые будут причинять боль как самому человеку, так и его близким, перерастая в конфликты и непонимание окружающих. Такие люди со временем рискуют остаться в гордом одиночестве и потерять адекватность к самому себе и окружающему миру».

Как научиться признавать свои ошибки

«Важно помнить, что критика относится к вашей работе или поступку, но не к вам, как к человеку, и не к вашему Я, — отмечает психолог-консультант Александра Панова. — Критикуя, необходимо отделять самого человека от его промахов, говорим ли мы о себе самом или ком-то другом. Говорим «яты совершил ошибку», но не «яты глупый».

Если при обнаружении ошибки не отпускают волнение и страх, можно постараться посмотреть на ситуацию в масштабе жизни, советует психолог. Покажется ли это событие важным через год? Что еще есть в вашей жизни, что является важным? Кто может поддержать вас? Это поможет снизить напряжение и направить силы в продуктивное русло, оценить реальный ущерб и подумать, как исправить последствия».

Если вы совершили ошибку и доставили этим неудобство другому человеку — извинитесь, рекомендует психолог Юлия Смольная. Если извиниться сложно и нет подходящих слов, можно использовать «домашнюю заготовку»:

«Я совершил/а ошибку и сожалею о том, что сделал/а. Могу ли я как-то помочь тебе с этим справиться?»

При этом человек может обидеться и не принять извинения, это его право. Вы сделали важный шаг — признали свою неправоту и предложили помощь в решении проблемы. А это значит, что манипулировать вашим чувством вины уже не получится.

Юлия Смольная:

«Очень помогает признавать свои ошибки психологический прием, который называется рефрейминг. Это когда мы наделяем негативный опыт положительными качествами и полностью меняем свое восприятие ситуации. Так проблема может восприниматься как интересная задача, решая которую, я становлюсь мудрее. Потеря места работы открывает новые возможности для самореализации. А ошибка воспринимается как ценный урок, который дает возможность развиваться и становиться чуточку умнее, опытнее, интереснее и осознаннее «вчерашней версии себя».

Спортивный психолог Екатерина Буча поделилась с Office Life мнением, почему многим людям присущ страх совершать ошибки, а также как их принимать и работать над ними.

Екатерина Буча

Екатерина Буча,

спортивный психолог

Какова реакция мозга, когда человек совершает ошибку?

Мозг в этом случае никак не реагирует, потому что он выполняет определенный алгоритм действий. Есть сформированный навык, который вы реализуете. Люди часто говорят: «Я бы мог поступить по-другому». Это самообман. Потому что в этот момент человек мог делать только то, что записано в алгоритме, которому следует его мозг (словно механизм, выполняющий программно заложенный набор действий).

А вот страх совершить ошибку — это уже реакция эмоциональная. Причем тип темперамента и психологическое состояние влияют на то, как человек будет переживать ошибку. Сангвиники посмеются над ситуацией, холерики станут злиться, флегматики скроют свои эмоции за маской спокойствия, а меланхолики будут в печали.

Если человек после совершения ошибки испытывает гнев, то за этим стоят его неоправданные ожидания. А вот состояние печали отражает чувство упущенной возможности.

Почему мы боимся совершать ошибки и как научиться их принимать?

Почему мы боимся совершать ошибки?

Детский опыт. Он существенно влияет на то, почему мы часто ассоциируем ошибки с катастрофой. Приведу в качестве примера одну ситуацию с развитием событий по двум сценариям. Ребенок упал на улице. Первая и наиболее часто встречающаяся реакция родителей — крик. Результат — ребенок плачет и кричит. Второй вариант — спокойная реакция родителей, которая приводит к адекватной оценке ситуации. Результат — ребенок спокойно встанет и продолжит играть.

Точно так же и с ошибкой: степень испуга зависит от того, как взрослые реагировали на ошибки человека, когда он был ребенком.

Страх осуждения общества. К сожалению, наша образовательная (оценочная) система построена таким образом, что за совершенную ошибку человек получает неудовлетворительную оценку. Это формирует негативное стрессовое отношение к оплошностям, так как потом обычно следует негативная реакция окружающих (родителей, одноклассников/одногруппников).

Адекватной же реакцией учителей/воспитателей/тренеров было бы спокойное разъяснение ошибки ребенку и предоставление возможности исправить ее.

Внутренние убеждения. У многих людей есть свои правила, как надо выполнять задачу и каким должен быть результат. И в эти самые правила входит табу на совершение ошибок. Допуская ошибку, человек применяет разные формы самонаказания. Особенно это характерно для убежденных перфекционистов.

Мнение: «Ошибка — определенный опыт и урок». Это самооправдание или правда?

Ошибка — это не новый опыт. Однако благодаря ей мы можем обнаружить пробелы в своих знаниях.

Почему мы воспринимаем ошибки как новый опыт? Потому что ранее мы с этим не сталкивались — проблема была, но мы о ней не знали. Если из ошибки извлекать новый урок путем ее анализа, тогда это новый опыт. Но если наступать на один и те же грабли — пользы не будет. Ошибка — это незнание.

Самооправданием же является принятие или отрицание ошибки без ее анализа.

Почему мы боимся совершать ошибки и как научиться их принимать?

Как научиться конструктивно реагировать на свои ошибки и принимать их? Рекомендации

1) Проведите комплексный анализ ошибки. Примите ее спокойно, не отрицая. Определите причины, которые привели к ошибке, а также разработайте конкретный план по ее исправлению.

2) Воспринимайте ошибку как благо, потому что благодаря ей вы можете стать лучше. Я всегда прошу своих спортсменов описать полный алгоритм их действий; и та часть движения, которую они не укажут, — причина неудачи. Мозг работает на уровне алгоритмов, поэтому прописывать на бумаге их нужно максимально четко: начиная с глагола и не используя частицу «не». Но если вы пропишете в своей голове неполный алгоритм, то и выполнение будет соответствующим (и не стоит списывать все на случайность).

Мои рекомендации, как можно исправить ошибочно повторяющееся действие.

  • Пропишите свой правильный алгоритм действия, отвечая на вопрос «что сделать?». Прописывать необходимо от первого лица начиная с глагола.
  • Визуализируйте действие из алгоритма — просмотрите его мысленно как кино.
  • Примените верный алгоритм на практике.

Известный факт, что на формирование привычки нужен 21 день (нейросеть формируется каждые семь дней). Для того чтобы она стала крепкой и устойчивой, необходимо пройти три цикла. Их количество может варьироваться в зависимости от физиологических и психологических данных определенного человека. Если после выполнения определенных действий вы продолжаете совершать ту же ошибку, не пугайтесь, не ругайте себя. Скажите себе: «В этой ситуации я хотел поступить по-другому». Снова покажите мозгу правильную картинку. Это можно переносить не только на физические упражнения, но и, например, на переговоры.

Очень важно не подкреплять ошибку негативом, потому что мозг очень восприимчив к этому и запишет это действие как то, на которое не стоит тратить силы.

Часто встречаются ситуации, когда люди не работают над своей ошибкой на протяжении полного цикла формирования нейронных связей, мотивируя это тем, что схема не работает с первых дней. Также возможны ситуации, когда после сильного стресса люди скатываются в начало и им приходиться работать над ошибкой заново. Но терпение и труд помогут достичь вершин.

Если же вам кажется, что вы верно прописали алгоритм, но ошибка продолжает вылезать, возможно, вы чего-то не знаете. Тогда нужно обратиться за помощью к специалисту (тренеру или психологу) или человеку, который верно выполняет желаемое вами действие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно реагировать на свою ошибку
  • Как правильно реагировать на ошибки сотрудников
  • Как правильно разделить слово на слоги ошибка
  • Как правильно провести работу над ошибками диктанта
  • Как правильно проверять слова на ошибки