Как построить урок работы над ошибками

Методические рекомендации
«Построение урока работы над ошибками»

В практике любого преподавателя
существует множество способов исправления допущенных суворовцами ошибок за
письменные работы. И каждый преподаватель по- своему планирует урок работы над ошибками.
Среди разнообразных приемов исправления ошибок наиболее ценным следует признать
тот, который обеспечивает осознание суворовцами допущенных ими ошибок. Когда
преподаватель уверен, что суворовец сам исправит ошибку и не сделает при этом
новой, то использует приемы, рассчитанные на большую степень самостоятельности.
Чем конкретнее и подробнее указание на ошибку, тем легче суворовцу ее
исправить. Исправления, сделанные преподавателем в тетради, должны обязывать
суворовцев к определенной работе над ошибками, которую нужно контролировать.
Сами по себе, без последующей работы, исправления преподавателя не способствуют
исправлению орфографических ошибок.

После того как ошибка зафиксирована
преподавателем, суворовец  должен выполнить работу над ошибками. Чаще всего суворовцы
используют приемы исправления, которые соответствуют образцу, данному преподавателю
после письменной работы, или многократно переписывают  работу. Такие способы
исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью суворовцев и не
достигают нужного результата. Опыт показывает целесообразность проведения
отдельных уроков для работы над ошибками.

  Обычно урок работы над ошибками проводится стандартно: 
1) Анализируем ошибки, которые допустили
большинство суворовцев;
 
2) Работаем
в основном на доске;

3) К доске вызываем суворовцев, которые могут
справится с заданием, так как времени всего лишь 45 и в рабочей программе
обычно не отведено целого урока на исправление ошибок.

В результате:

1) не все
суворовцы могут увидеть свою ошибку;
 
2)слабоуспевающие суворовцы в основном только
списывают с доски;
 
3) преподавателем не проводится классификацию
ошибок каждого суворовца;
 

4) не оценивается  работа над ошибками.
Проанализировав все недостатки можно прийти  к
выводу, что на таких уроках знания, умения и навыки не плодотворно служат
развитию личности, не стимулируют заинтересованность каждого суворовца в
результате своей познавательной деятельности, также в неполной мере учитываются
индивидуальные особенности обучающихся. Нужны такие уроки работы над ошибками,
на которых будут задействованы все суворовцы, где каждый увидит свою ошибку и
поймёт, почему он допустил её, и после урока почувствует уверенность в своих
знаниях.
 
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем преподавателя может
быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает преподаватель в
зависимости от объема работы и способностей взвода. В практике каждого
преподавателя может присутствовать своя индивидуальная организация данной
деятельности.

Хочу предложить вам  рекомендации по 
проведению  урока над ошибками.

Важнейшей задачей, стоящей перед
преподавателем,     является привитие обучающимся навыков самостоятельной деятельности
– умении обучающихся анализировать контрольную работу, находить и исправлять
допущенные ошибки.

       Работать над ошибками — учиться
видеть их и исправлять – не менее важно, чем отрабатывать тот или иной навык. К
тому же умение видеть и исправлять ошибки, безусловно, способствует и
совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.

Работу над ошибками можно разделить
на несколько этапов.

 1) Общий анализ контрольной работы;

2) Объяснение заданий, с которым не
справились большинство        обучающихся;

3) Демонстрация лучших работ;

4) Самостоятельная работа
обучающихся.

   1 этап

Преподаватель анализирует контрольную
работу, обращает внимание на  задания, в которых обучающиеся допустили
наибольшее количество ошибок.   

   2 этап

На доске преподаватель показывает
решение заданий, с которыми не справились более 50% обучающихся. Суворовцы
решение записывают в рабочих тетрадях. Задача обучающихся – увидеть свои ошибки
и в работе над ошибками записать верное решение. Чтобы активизировать
деятельность обучающихся, не допустить неосознанного списывания, время от
времени задавать им вопросы: « Почему ты допустил ошибку?», « Что нужно знать,
чтобы ошибку не повторить?». Обучающиеся, получившие за контрольную работу « 5»
, тоже сверяют свое решение с выполненным на доске , обращают внимание на
несовпадающие записи , выясняют причину такого несовпадения . После этого они
либо привлекаются к консультационной работе со слабоуспевающими суворовцами ,
либо получают дополнительное нестандартное задание и выполняют его в рабочих
тетрадях.

3 этап

Целесообразно показать
лучшие работы, обратить внимание на их оформление, грамотность, аккуратность.

4 этап

На четвертом этапе целесообразно на
доске оставить текст контрольной работы и ответы к заданиям. Задачи перед
обучающимися те же: увидеть и исправить ошибки, но теперь они уже не видят
правильного решения, а ищут его сами. Продолжаем  учить суворовцев находить
причину ошибки сначала коллективно, затем самостоятельно. Тут уже есть,  за что
выставлять оценку: сам нашел — сам исправил! Преподаватель в это время может
проводить   индивидуальные консультации.

Старший методист                     
Лебедева О.Ю.

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Пояснительная записка.

Как сделать урок работы над ошибками после контрольной работы интересным для
учащихся, эффективным, чтобы работа на нем не была одинаковой для всех? Зачем
работать над чужими ошибками?

Используя различные формы работ, виды деятельности учащихся, я пришла к своей
методике проведения подобного урока, который так и называю – “Работа над
ошибками”. Суть его заключается в том, что каждый работает над своими пробелами,
совершенствует навыки правописания, ставит для себя вопросы, что еще осталось
непонятным, а также, в зависимости от уровня обученности, может оказать
кому-либо помощь, продолжить работу в совершенствовании навыков взаимопроверки,
в развитии творческих способностей.

Подобный урок мною для четкого планирования работы, успешного достижения
целей делится на несколько этапов (учителю следует учесть, что за партой
(столом) должны сидеть ученики с разным уровнем обученности):

I. Анализ контрольной работы (учитель, кратко).
II. Определение цели урока. Знакомство с планом.
III. Самостоятельная работа учащихся.

Этапы самостоятельной работы.

1-й этап. Осмысление.

Цель: осмыслить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

– Учащиеся, у кого “отлично”, пишут мини-сочинение, где поделятся своими
чувствами о полученной оценке, покажут свой творческий потенциал.

– Учащиеся, у кого “хорошо” за диктант, работают в тетради “Мои ошибки”,
самостоятельно исследуют их. Учитель оказывает им помощь в случае
затруднения.

– Ученики, которые получили “удовлетворительно”, в ходе выполнения работы над
ошибками должны понять, почему они ошиблись, следует найти верное решение. Здесь
им также помогает оказывается со стороны учителя.

Что же делают учащиеся, которые не справились с диктантом? С самого начала
работы учитель вместе с ними организует работу через тетради «Мои ошибки”. Дети
объясняют написание орфограммы, приводят примеры на это же правило. Эта
деятельность предполагает работу в группе (отдельно от основной части класса).

2-й этап. Закрепление.

Цель: закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.

Учащиеся с оценкой “отлично” за диктант оказывают помощь “слабому” ученику,
тренируют его, подготавливают его к своеобразному отчету о проделанной работе.

Учащиеся, получившие оценку “хорошо” и “удовлетворительно” за диктант,
выполняют предложенные задания. Задания выбирают сами учащиеся. Выбор идет не от
того, что легче, а над чем надо поработать, чтобы не допускать подобных ошибок в
дальнейшем.

3-й этап. Проверка.

Предлагаются разные способы проверки, но учащийся выбирает их сам. Учитель
наблюдает, как ее организуют дети, насколько она эффективна:
– самопроверка по опоре,
– объяснения соседу,
– консультация сильного учащегося,
– помощь учителя в случае затруднения.

На данном этапе учащиеся должны подвести для себя промежуточный итог.

4-й этап. Работа по пунктуации.

Цель: улучшить пунктуационную грамотность.

Ребята уже устали (позади минут 20 работы), поэтому здесь им нужно дать
отдохнуть. Помогут в этом интересные предложения или текст, увлекательная или
даже новая форма проверки (компьютерное тестирование, ЭОР), можно отвлечься на
фронтальный опрос. Важно сменить вид деятельности учащихся, чтобы затем
отправиться в путешествие по стране “Пунктуация”. Для проведения такой работы
необходимо учитывать доминирующий канал восприятия у учащихся данного класса.

5-й этап. Работа в парах. Орфография.

Далее после проведенной работы (оцениваю ее по линокарте, перфокарте или
цифровому диктанту) даю детям возможность поиграть, но с пользой.

Играем в “Темную лошадку”, которую разработала сама, в игру “Компьютер”, где
дети работают в паре или организуют работу по тетради “Мои ошибки”. Цель игр –
повышение орфографической грамотности. При такой организации практической
деятельности никто не боится ошибиться, т.к. каждый может быть как проверяемым,
так и проверяющим, что им особенно нравится.

Учитель в это время проверяет работы, выполненные ранее, и по окончании игры
выдает их детям.

6-й этап. Итоги проверки.

Учащиеся сами делают вывод, насколько успешно их “Путешествие по пунктуации”.

7-й этап. Подведение итогов.

Здесь не надо спешить, все должно быть обдумано, следует учесть желание
учащихся. Все происходит следующим образом:
– помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который не
справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, анализируют свою работу (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются еще на сегодняшний момент);
– учащиеся, у которых “хорошо”, проводят анализ своей работы, акцентируя
внимание на том, что вызвало у них трудности и какие рекомендации от них получил
его одноклассник;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют всему классу свою творческую
работу (обязательно отклик учащихся, учителя).

Конечно, организовать работу подобным образом не всегда легко, т.к. следует
учитывать ошибки учащихся, навыки их самостоятельной работы, тщательно подбирать
материал для отработки и закрепления определенных орфограмм и пунктограмм. Но
для меня именно такой урок работы над ошибками является шагом по дороге к
грамотности, где учащиеся работают в своей темпе, каждый решает свои задачи;
ученик может оказаться полезным рядом сидящему, а также порадоваться за его
успехи.

“Работа над ошибками по теме “Наречие””. 

Цели:

– дать возможность учащимся осмыслить свои ошибки; определить задачи, над
которыми следует работать в дальнейшем;
– создать условия для развития навыков самоконтроля, взаимопроверки, работы в
паре, группе;
– способствовать развитию навыков устного делового общения, сотрудничества.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. (5 мин.) Анализ контрольной работы (после темы “Наречие”).

На данном этапе урока в обобщенной форме сообщаю о типичных ошибках всего
класса и о работах, выполненных на “отлично”.

II. Тема и цель урока. (Приложение
1
)

Знакомство с планом работы. Учащиеся, получившие оценку “отлично”, “хорошо” и
“удовлетворительно”, работают по выданному им плану; учащиеся, получившие оценку
“неудовлетворительно”, работают индивидуально с учителем.

III. (15 мин.) Самостоятельная работа.

Цель: выявление пробелов в знаниях и закрепление орфографических и
пунктуационных навыков.

1. Осмысление допущенных ошибок.
  Деятельность учащихся Цель
учащиеся, у которых “5” пишут мини-сочинение (отклик на полученную
оценку)
показать творческий потенциал, использовать
возможность выразить свои чувства
учащиеся, у которых “4” – работа в тетради “Мои ошибки”

– подбор
собственных примеров на допущенные ошибки

исследование своих ошибок
учащиеся, у которых “3” – работа в тетради “Мои ошибки”


составить словосочетание или предложение со словом, где допущена ошибка

понять, почему ошиблись, и найти верное
решение
учащиеся, у которых “2” – работают с учителем в тетради “Мои
ошибки”

– выполняют индивидуальные задания

осмыслить, почему ошибся в написании слова
(учитель оказывает помощь)
2. Закрепление орфографической грамотности.
Учащиеся, у которых “5” работает в паре с учеником, который не
справился с диктантом
оказать помощь, подготовить через
тренировочные задания к отчету (итогу)
учащиеся, у которых “4” Задание1 – орфография (Приложение
4
)

задание 2 – пунктуация (Приложение 2)

тест по теме: ”Наречие”(компьютер)

(по выбору)

(Приложение 3)

совершенствование
орфографической
и пунктуационной грамотности по теме “ Наречие ”.
учащиеся, у которых “3” Задание1– орфография (Приложение
4
)

задание 2 – пунктуация, (Приложение
2
)

тест по теме: ”Наречие”(компьютер)


(по выбору) (Приложение 3)

3. Проверка.
учащиеся, у которых“5” проводят “экзамен” у учащегося, с которым
работал
подвести промежуточный итог (что стало понятно, где
затрудняются)
учащиеся, у которых “4”

учащиеся, у
которых “3”

в
ы
б
о
р
– Самопроверка или взаимопроверка (по
опоре, которую выдает учитель, или сверить с ответами в карточке),


Объяснение рядом сидящему ученику,

– Консультация (учитель, в случае затруднения).

 

Физкультминутка.

IV. (10 мин.) Работа по пунктуации.

Цель: улучшить пунктуационную грамотность

– фронтальный опрос:

1) Какие члены предложения называются однородными?

2) Какое предложение называется сложным?

3) Какие предложения называются сложносочиненными? Назовите союзы.

4) Какие предложения называются сложноподчиненными? Назовите союзы.

“Путешествие по малой родине”. (Приложение 1)

– Контроль по линокарте.

С/С С/П Прост. предл.
1     +
2 +    
3   +  
4     +
5 +    
ФИО  

1. Борис Викторович Шергин прожил в Москве 51 год и всегда с особой любовью
вспоминал родной Архангельск.

2. На зеленых холмах Малых Карел стоят ветряные мельницы и широко разметали
они свои крылья.

3. Два брата Карела погибли когда защищали свою землю от разбойников.

4. Ломоносов Абрамов и Рубцов Шергин и Писахов гордость русского Севера.

5. Прокопий Иванович Галушин погиб, жертвуя собой и мы будем помнить о его
подвиге.

Обязательно опору учащимся со зрительным каналом восприятия.

V. (8 мин.) Работа в парах по закреплению орфографической грамотности.

1) Карточки по теме: ”Наречие” (или по тетради “Мои ошибки”. (Выбор.)

2) Интерактивная доска. (Приложение 1)

Задание: вставь пропущенную букву и объясни ее написание.

общ..
сн..чал..
оч..ровательно
объед..не..о
думать (по) новому
иску..тве..о
ссделать (во )время
свеж..
(по) прежнему
(ото)всюду


VI. (7 мин.) Подведение итогов учащимися.

(По желанию учащихся.)

– Помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который
не справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, делают анализ своей работы (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются);
– учащиеся, у которых “хорошо”, делают анализ своей работы (что вызвало
трудности), дают рекомендации соседу с “3”;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют свою творческую работу;
(обязательно) отклик учащихся.

Примечание: при наличии времени в карточке по теме “Орфография” можно
записать проверочные слова (Приложение 5).

В тетради “Мои ошибки” учащиеся выписывают слова, которые написали
неправильно.

Для математики популярная поговорка «умные люди учатся на чужих ошибках» практически не работает, так как ошибка в большинстве случаев является необходимой и полезной, ведь она позволяет определить пробелы в знаниях школьника и своевременно их устранить. Главное – правильно относится к ошибке и ее правильно ее использовать.

Тем более обидно получать глупые ошибки, которые вызваны невнимательностью обучающихся, пропусками переменных, случайными потерями знаков, скобок и другими различными ляпами.

Для того чтобы снизить вероятность ошибок, необходимо использовать различные методики предупреждения типичных ошибок, что будет в итоге способствовать повышению уровня математической подготовки школьников.

Разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания

Организация работы обучающихся, направленной на анализ и исправление допущенных недочетов называется работой над ошибками. Ее основной целью является разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Правильно организованная работа обучающихся обеспечивает:

  • дифференцированный подход к обучению;

  • является профилактикой будущих ошибок;

  • позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей;

  • формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

Грамотный, творческий подход учителя к организации работы над ошибками создает условия для развития адекватного отношения обучающегося к ошибкам, умение работать с ними.

Можно говорить о том, что, после проведения работы над ошибками итоговая оценка отражает действительный уровень усвоения знаний и умений обучающихся. Существует практика, когда некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую проведенную работу. При этом, часто бывает, что после работы над ошибками, отметка за проверяемую работу повышается (как правило на один бал).

Обычно, работа над ошибками проводится в классе, под руководством учителя, но может проводиться и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель считает возможным дать выполнение работы над ошибками в качестве домашнего задания, он должен убедиться, что все обучающиеся знают и помнят основной алгоритм действий по выполнению работы. Целесообразно, каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий. Кроме этого, необходимо предварительно, на уроке провести общий анализ допущенных ошибок.

В классе, работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Работе над ошибками может быть посвящен, как весь урок, так и его часть. Это зависит от характера и количества видов ошибок, от уровня самостоятельности обучающихся и т.п. По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке выделяют несколько основных этапов:

  • консультация;

  • коррекция знаний и умений;

  • диагностика результатов;

  • оценочная деятельность.

По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Рассмотрим несколько вариантов проведения работы над ошибками

В начале урока, после проведения общего анализа проверенной работы, учитель просит поднять руку тех обучающихся, которые допустили ошибки при выполнении первого задания. К доске приглашается один из обучающихся, который будет выполнять и комментировать аналогичное задание у доски. Обучающийся определяется либо по его желанию, либо по решению учителя. Остальные обучающиеся выполняют работу у себя в тетрадях. Затем все самостоятельно решают задание проверочной работы. Таким образом, дети прорешивая аналогичное задание, прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и остальными обучающимися. Такой подход целесообразен, когда в данном задании большинство обучающихся допустили ошибки.

Следующая форма работы используется, когда один, или несколько обучающихся допустили ошибки в задании, которое большинство обучающихся выполнили правильно. При данной форме организации урока один обучающийся выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные обучающиеся исправляют свои недочеты в тетрадях или выполняют индивидуальные задания. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель не может контролировать деятельность других детей. Для исправления возникшей ситуации, нужно обеспечить каждому обучающемуся возможность обратиться к учителю за помощью, за консультацией.

Бывают ситуации, когда часть обучающихся выполнила проверочную работу на «отлично», т.е. возникает необходимость организовать деятельность этих обучающихся, и, одновременно организовать выполнение работы над ошибками остальными обучающимися. В этом случае, есть несколько вариантов организации работы на уроке.

Во-первых, «отличникам» можно предложить выполнение индивидуальных заданий повышенного или углубленного уровней, творческие задания, работу по подготовке, например, информационного сообщения к следующему уроку. С остальными обучающимися проводится работа над ошибками.

Во-вторых, обучающихся, показавших высокий уровень усвоения учебного материала, можно привлечь к консультированию других детей. В этом случае возможна организация групповой и (или) парной работы.

Имеют место случаи, когда педагог, в целях экономии времени, выделяет только типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении проверочной работы, и на уроке проводят работу только таким видом ошибок. В этом случае работа организовывается фронтально, анализ и исправление типичных ошибок и недочетов выполняет весь класс вместе. При этом у доски работают обучающиеся по желанию, по очереди или по решению учителя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил.

Алгоритм действий по выполнению работы над ошибками

Алгоритм действий по проведению работы над ошибками определяется учителем самостоятельно, исходя из особенностей класса, общего уровня обученности и т.д.

Например, алгоритм действий обучающегося может выглядеть следующим образом:

  1. просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя;
  2. найти ошибку, выписать задание, в котором она допущена, проанализировать причину ее возникновения:
  • ошибка в вычислении – перерешать;

  • ошибка в применении формулы (правила, закона) — вспомнить нужную формулу (правило, закон) по данной теме, применить при решении;

  • ошибка в построении рисунка – повторить материал в учебнике и выполнить рисунок правильно;

  1. решить аналогичное задание

Памятка-помощник

В практике работы некоторых учителей встречается использование памяток, которые изготавливаются педагогом и раздаются каждому обучающемуся. Памятки могут быть индивидуальными. Работа с памятками выполняется под контролем педагога.

В памятке пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

Тема «….».

Примеры.

  1.  
  2.  

Если учитель планирует проводить работу над ошибками, с использованием памяток, то при проверке работы на полях тетради, напротив задания, в котором допущена ошибка, ставится номер, соответствующего задания в памятке. Это не только облегчает работу обучающихся, но и совершенствует систему обучения. Обучающийся неоднократно обращается к данной памятке, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.

Проверка и подведение итогов работы над ошибками

В конце работы над ошибками необходимо провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;

  • парная работа;

  • групповая работа, когда «сильные» обучающиеся выступают в роли консультантов;

  • фронтальная работа со всем классом.

Во всех случаях, необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся консультирования и помощи учителя, если возникают трудности.

В конце работы над ошибками, как и в конце любого урока, необходимо провести рефлексию. Дети анализируют свои ошибки, отмечают, как изменились собственные умения, отмечают моменты, которые остались не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения.

Следует отметить, что проведение работы над ошибками является обязательным и систематическим действием после каждой контрольной и проверочной работы. При этом необходимо обращать внимание и прорабатывать все ошибки, допущенные обучающимися, тщательно проводить отбор задач и примеров для отработки знаний и умений, для закрепления пройденного материала.

Превентивная деятельность учителя по предупреждению ошибок

Большая часть ошибок, допускаемых обучающимися, не связана с отсутствием или наличием знаний, хотя, конечно, доведение до уровня автоматизма ряда вычислительных операций позволяет существенно снизить вероятность появления ошибок. Однако при этом необходимо, чтобы обучающийся все равно руководствовался нужными правилами и постоянно сохранял концентрацию внимания.

Знание определенных правил нужно и для того, чтобы обучающийся мог проверить правильность решения и дать его обоснование. В тоже время многие школьники воспринимают курс алгебры в качестве набора правил, которые абсолютно не связаны между собой, поэтому они заучиваются исключительно для решения какой-то конкретной задачи, а по истечению незначительного промежутка времени просто забываются. В этой связи требуется организовывать процесс обучения правилам с использованием приемов, которые активизируют рефлексивную деятельность школьников по предупреждению и исправлению ошибок, возникающих при формальном усвоении правил.

Если процесс поиска и исправления ошибок сделать максимально поучительным для обучающихся, то анализ ошибок может стать эффективным средством для развития познавательного интереса к математике.

Наиболее распространенными ошибками являются:

  • незнание или непонимание правил, формул и определений;

  • неправильное применение формул или неумение правильно применять определения и правила;

  • совершение вычислительных ошибок;

  • невнимательное чтение условий задачи;

  • отказ от использования свойств фигур при решении геометрических задач;

  • неправильное раскрытие скобок;

  • совершение логических ошибок при решении текстовых задач;

  • применение формул сокращенного умножения.

К основным причинам совершения ошибок по математике относят:

  • пропуски уроков, в результате чего появляются пробелы в знаниях;

  • поверхностное изучение нового материала;

  • повышенная усталость, вызванная чрезмерной нагрузкой или недостаточным сном, в результате чего понижается скорость мышления и снижается уровень внимания;

  • неаккуратный почерк, из-за чего учитель часто не понимает, что написал обучающийся;

  • скорость работы. При этом на появление ошибок влияет как высокая скорость работы, из-за которой обучающийся просто не стремиться вникнуть в суть задания, так и медленная. В последнем случае замедленная скорость мыслительных операций не позволяет обучающемуся в полной мере контролировать себя, а из-за «зависания» нужная информация просто удаляется из «оперативной памяти»;

  • полное либо кратковременное переключение внимания с одной деятельности на другую;

  • низкая мотивация, в результате которой теряется внимание и появляются ошибки.

Объяснение и предупреждение ошибок

Для предупреждения ошибок и сведения их к минимуму используются следующие профилактические мероприятия и действия:

  • постоянный разбор наиболее распространенных ошибок в классе;

  • предлагаемые обучающимся письменные задания должны быть максимально удобны для восприятия, то есть грамотно сформулированными и понятными;

  • подбор заданий и упражнений, которые будут вызывать у детей интерес и повышенное внимание;

  • учитель должен при объяснении нового материала стараться предугадать возможные ошибки обучающихся и разработать систему заданий, которые позволят правильно усвоить новые понятия;

  • использование правил удобных для запоминания и исключающих двойную их трактовку.

Кроме того, учитель математики должен помнить, что систематическое и планомерное повторение является основным инструментом для ликвидации пробелов знаний.

Также рекомендуется при объяснении нового материала активно применять определения и теоремы, которые изучались ранее. Так, при изучении темы «Теоремы сложения» целесообразно организовать повторение ряда теоретических вопросов:

  1. Изменение тригонометрических функций при возрастании и убывании аргумента.

  2. Четные и нечетные функции.

  3. Таблицы значений тригонометрических функций.

  4. Знаки тригонометрических функций.

Дополнительно выполняются следующие задания:

  1. Необходимо определить четность и нечестность тригонометрических функций:

функций

  1. Найдите область определения функции y = x2 – 6x + 10.

  2. Определите, при каких значениях x, функции y = sin x и y = cos x принимают одинаковые значения?

Перед тем как приступить к изучению темы «Первообразная и интеграл», следует повторить все формулы дифференцирования. После этого обучающиеся выполняют самостоятельную работу (время решения – 10-15 минут), во время которой школьникам предлагаются карточки-задания, где «опущены» один-два компонента из формулы дифференцирования, а также приведены две функции, производные которых необходимо найти.

Затем проводиться проверка работы и анализ совершенных ошибок, что необходимо для выявления пробелов в знаниях и проведения работы по их устранению.

Список литературы:

  1. Азиев И.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок. // Журнал «Математика в школе» – 1993 г. – №5, с. 9.
  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
  4. Волович И.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS. 1995. – 280 с.
  5. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
  6. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методике обучения математики. – газета «Математика», 1987 г. с. 91-96.
  7. Гуцанович С.А. Дидактические основы математического развития учащихся: Монография. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 301 с.
  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
  9. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
  10. Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебное пособие. – Омск: Омский пед. ин-т, 1990. – 127 с.
  11. Действующие учебники и учебные пособия по математике для средней школы.
  12. Журналы «Математика в школе» за 1970-1990 гг.
  13. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
  14. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
  15. Метельский Н.В. Дидактика математики. – Минск: Изд-во БГУ, 1982–254с.
  16. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособие; сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
  17. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
  18. Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск: Выш. шк., 1984. – 175 с.
  19. Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. – Ереван: Луис, 1984. – 215 с.
  20. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск: Выш. шк., 1990. – 267 с.
  21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  22. Столяр, А. А. Педагогика математики: учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск: Выш. шк., 1986. – 414 с.
  23. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: учеб. пособие / А. А. Темербекова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
  24. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  25. Шнейдерман М.В. Анализ ошибок и затруднений учащихся V классов // Журнал «Математика в школе» – 1999 г. – №6, с. 21.
  26. Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц / П. М. Эрдниев, Б. Л. Эрдниев. – М.: Столетие, 1996. – 320 с.
  27. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М., 1996. – 347 с.
  28. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: Acadiia, 2004.
  29. Ярский А.С. Что делать с ошибками // Журнал «Математика в школе» – 1998 г. – №2, с. 8-14.

Урок работы над ошибками.

Урок – творческий акт, он требует от учителя и учащихся мобилизации их физических и эмоциональных сил. На уроке, как в зеркале, отражаются все грани учебного процесса.

Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей. Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками.

Известно, что в письменных работах учащихся встречаются самые разнообразные ошибки. Наличие этих ошибок свидетельствует о том, что соответствующие разделы программы усвоены недостаточно. Следовательно, нужно помочь учащимся разобраться в ошибках, отработать неусвоенные правила. Этой цели служит специальная форма обучения – урок работы над ошибками.

Урок работы над ошибками – один из наиболее сложных типов уроков и учителя при проведении таких типов урока испытывают серьёзные затруднения. Это касается и отбора материала для занятий, и его организации и методов работы.

Чтобы урок работы над ошибками  дал высокую эффективность, учитель должен подготовиться к нему сам и подготовить к работе на уроке детей.

В чём состоит подготовка учителя?

Подготовка учителя к уроку работы над ошибками состоит в следующем: учитель проверяет письменные работы, классифицирует и учитывает ошибки. Из ошибок отбирает наиболее типичные. Для каждого типа ошибок разрабатывает приём их объяснения, подбирает дидактический материал для закрепления соответствующих правил, разрабатывает методику закрепления этих правил; подбирает домашние задания для работы над индивидуальными ошибками.

Важный этап подготовки учителя к уроку – отбор типичных ошибок. При этом нужно иметь ввиду следующее: чтобы работа над ошибками была результативной, для урока следует отбирать не более 4-5 типов ошибок. Только в этом случае учитель сможет закрепить соответствующие правила и тем самым предупредить появление ошибок данного типа в будущем. При изучении орфограмм выделяют три момента: знание правила; умение его применять; достаточный навык применения правила.

В школе укоренилась практика, при которой работа над ошибками проводится на следующий урок после контрольной работы. При этом вернуть учащимся проверенные работы и выставить оценки в журнал считается признаком хорошего тона. Между тем для этого нет никаких оснований. Больше того работа над ошибками на очередном уроке, как свидетельствует опыт, оказывается преждевременной и малополезной: учащиеся к ней не подготовлены.

В чём состоит подготовка учащихся?

После проверки работ на очередном уроке нужно, во-первых, сообщить детям о типичных ошибках в их работах, а во-вторых, предложить им повторить соответствующие правила и выполнить небольшие упражнения. В этом случае учащиеся придут на урок работы над ошибками подготовленными и работа превратится из разговоров об ошибках в отработку соответствующих правил.

Основными структурными элементами урока работы над ошибками являются:

  • общая характеристика работ;
  • воспроизведение знаний учащихся;
  • закрепление правил (упражнения);
  • домашнее задание.

Исходный этап работы на уроке – воспроизведение знаний. Оно проводится методом фронтального опроса (по вопросам предложенным учащимся накануне урока). При этом знания производятся не сразу по всем разделам курса, а по мере отработки правил, на которые учащиеся допустили типичные ошибки. Повторив одно правило, учащиеся закрепляют его тренировочной работой, затем повторяют и закрепляют следующее правило и т. д.

Основной же этап урока работы над ошибками упражнения. Они должны занимать более половины урока. При этом последовательность работы такова: сначала учитель вскрывает причины ошибок, выясняет с детьми, какое правило нарушено; затем данное явление  (написание) объясняют, после этого соответствующее правило отрабатывают путём упражнений. После отработки каждого правила в отдельности учитель включает в упражнения смешанные примеры.

Так проводится работа над типичными ошибками. Что касается ошибок индивидуальных, то работа над ними выполняется учащимися дома (например, по «Памятке», в которой указывается номер орфограммы, условно). Учитель выносит на поля номер орфограммы, в которой была допущена ошибка. Учащиеся учатся работать самостоятельно по «Памятке». Объяснение ошибки они подтверждают своими примерами  (по аналогии), составляют предложения, включая в них слова, в которых допустили ошибки. Можно брать примеры из литературных текстов, из учебных книг «Родная речь», «Родное слово».

Эти и многие другие упражнения помогают активизировать словарный запас детей и улучшить их грамотность.

Индивидуальную работу над ошибками  можно проводить и в процессе изучения нового материала и его закрепления. Помогает в этом  работа со словарём в конце учебника и работа с «Орфографическим словарём».

Правильно организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок, недочётов, учёт пропусков уроков по болезни, является одним из путей повышения качества обучения. Без этой работы вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как поставить в ворде подчеркивание ошибок
  • Как поставить в ворде выделение ошибок
  • Как посмотреть что вызвало ошибку
  • Как посмотреть через биос ошибки
  • Как посмотреть системные ошибки на windows 10