Как относится к ошибкам в речи

Следи за языком можно ли исправлять речь человека.png

Сегодня тяжело находиться в обществе. Мы боимся сказать лишнее, ошибиться в спешке, перепутать буквы и неправильно расставить ударения, ведь каждый уважающий себя граммар-наци норовит упрекнуть в неграмотности и незнании родного языка, потому что «ну как так можно не знать элементарные вещи?». А вы просто поторопились, заволновались, а может, и правда ошиблись, ведь все мы люди. Так давайте разберемся, можно ли делать людям замечания по поводу их грамотности.

Уважение к собеседнику

«Мы хотим, чтобы речь была чистой, люди были грамотными, солнце светило ярко и все были счастливы» – таких принципов придерживаются те, кто вечно лезут со своими поправками. Согласитесь, звучит довольно благородно. Но исправления речи собеседника вряд ли помогут его перевоспитать и повысить грамотность. Скорее, вы прослывете неприятным и напыщенным собеседником, чем борцом с деградацией языка. Мы назовем несколько причин, которые это подтверждают.

Личность человека складывается из языка

Язык – это часть личности человека. Точно так же, как его стиль в одежде и прическа. Культура, среда, образование, общество – все это влияет на формирование речи. То, как говорит и что говорит человек, зависит от конкретной ситуации, и она может быть совершенно разной: волнение, страх, спешка или просто смущение. Все это влияет на конкретную речь.
Делать замечания по поводу речи как минимум неэтично. Потому что мы же не позволяем делать замечания по поводу стрижки или того, как правильно носить рубашку.

Попытка возвысить себя

Часто люди, которые исправляют чужие речевые ошибки, хотят показать всем, какие они умные, образованные и вообще идеальные. И делают они это не очень аккуратным способом. Поправка запятой, указание на ошибку в слове, неправильное ударение – граммар-наци чувствуют себя обязанными показать, что человек допустил ошибку. Но часто не обращают внимания на то, что неграмотность не означает некомпетентность человека в конкретной теме.

Помочь исправиться или самоутвердиться – здесь должна быть разница. И понять, что хочет сделать человек довольно легко. Люди, которые желают просто самоутвердиться, часто пишут вдобавок к исправлению про то, что нужно учить язык, купить словарь, идти делать уроки и т.д. Но существуют способы сказать об ошибке тактично, достаточно просто отвести человека в сторону или написать в личные сообщения, это будет более корректно и воспитанно.

Студворк также имеет канал личной связи, и мы рады внимательным пользователям.

grammar.jpg

Неловкое положение

Указать на ошибку на публике – это поставить человека в неловкое положение. А это нарушение комфорта. И в следующий раз задумайтесь, стоит ли ваша борьба за грамотность чужих чувств.

Замечания не помогут стать грамотнее

Ошибки в речи – часто привычка. И если человек привык говорить «звОнит» вместо «звонИт», то вряд ли одно исправление его переучит. Он может знать правила, понимать, как правильно, но все равно допускать ошибку, потому что привык именно к такому произношению.

Эффект от замечаний можно получить, если только постоянно поправлять человека, указывать на ошибку во всех ситуациях. Но от одиночного исправления ничего не изменится.

Язык меняется

Нормы языка не стоят на месте и постоянно меняются. Это происходит из-за того, что появляются новые варианты произношения и уследить за этим довольно тяжело, если только вы не занимаетесь этим профессионально. Поэтому если еще до 2009 года в слове «обеспечение» каждый второй допускал ошибку с ударением, а каждый первый поправлял, то сегодня нормы изменились, и ударение можно ставить и на третий, и на четвертый слог.

Когда можно поправить человека?

Специальные условия для исправления, конечно, существуют.

  • Вы имеете полное право исправлять ошибки и указывать на них, если вы преподаватель и несете знания своим ученикам.
  • Если человек доверяет вашему знанию языка и сам просит поправлять в случае ошибок, так как хочет повысить свою грамотность.
  • Исправлять можно детей, так как они только формируют свою речь, и им полезно слышать слова правильно, чтобы в будущем запомнить.
  • Можно исправлять иностранцев, которые учат ваш родной язык. Это поможет им корректно освоить речь.
  • Допустимы исправления в публичных текстах, например, на баннерах и рекламных листовках. Такие замечания никого не оскорбят, так как не имеют конкретного автора. Публичные речи исправлять не стоит, потому что можно случайно унизить говорящего.
  • Исправление возможно, если допущенная ошибка грозит репутации человека. Но здесь тоже стоит делать это аккуратно: отвести в сторону и лично сказать.

Речевой этикет – это сложно, и часто никто о нем даже не задумывается. Но достаточно вспомнить слова А. Чехова: «Воспитанный человек — это не тот, кто не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого».

Многие обращали внимание на то, какие эмоции и ощущения возникают, когда кто-то совершает ошибку в устной речи, например, по незнанию, вследствие оговорки, либо по иным причинам. Давайте поговорим о том, какие ощущения возникают у нас при ошибках в речи других людей, и почему это происходит?

Обращали ли вы внимание на то, какой дискомфорт доставляет неправильное произношение слов или построение предложений другим человеком?

Например, человек в общении с нами скажет «синий небо» или «проехала красное машина», какое ощущение у нас возникнет? 

Заметим мы или нет, но в первую очередь это будет психологический дискомфорт, который берёт своё начало на относительно глубоком уровне личности. Данный психологический дискомфорт может быть разной силы, и кроме того, многое зависит от того, насколько мы внимательны к собственным ощущениям, чтобы обратить внимание на возникший дискомфорт, но вне зависимости от этого, мы его всё равно ощутим даже если не обратим на него внимания.

Подобная ситуация может возникнуть, например, в ситуации, когда человек плохо знает язык, на котором говорит, или же ошибка стала следствием оговорки. Отчего же берётся данный психологический дискомфорт при ошибках в речи других людей, особенно обращённой к нам?

Общение – это передача информации от одного человека другому. Даже вопрос – это передача информации о том, что человеку нужна ответная информация (ответ). Важным аспектом общения является взаимопонимание, а именно то, была ли передаваемая информация понята реципиентом (получателем).

От понимания зависит очень многое:

  • Уровень личностных взаимоотношений – поскольку при низком уровне взаимопонимания мы можем неосознанно обидеть человека, а также могут возникать конфликты по иным причинам, который человек по очевидным причинам желает избежать;
  • Ошибка в поведении в силу непонимания собеседника – неправильно поняв другого человека мы можем начать действовать ошибочно, что может приводить к негативным последствиям в нашей жизни и в иных сферах;
  • Неадекватная реакция одного из собеседников на слова другого человека, в силу неправильного их понимания;
  • Иные факторы.

Поскольку взаимопонимание играет важную роль в нашей жизни и результат общения может повлиять на многие сферы нашей жизни, а также на текущую обстановку, начиная от получения в итоге разговора дополнительного источника дохода или обретения нового друга, заканчивая конфликтом, оскорблениями или дракой, то наше отношение к взаимопониманию в процессе общения, как правило, на бессознательном уровне имеет повышенную важность.

Проще говоря, на уровне подсознания мы понимание важность взаимопонимания и постоянно следим за его уровнем в процессе общения, стараясь по возможности максимально полно и правильно понять собеседника, чтобы адекватно реагировать и тем самым избежать негативных сценариев общения.

Поскольку, как уже было отмечено выше, на подсознательном уровне взаимопонимание с человеком нами оценивается как важный фактор, вследствие этого он становится источником нашего психологического напряжения и страха.

Когда же мы слышим в речи другого человека несогласованные части речи, неправильные падежи и склонения, интонационную несогласованность или ошибки иного толка, то в этот момент, не поняв, что нам говорят, либо допустив появление нескольких вариантов того, как можно понять собеседника, резко подскакивает уровень нашего психологического напряжения и внутреннего сомнения.

Психологическое напряжение и дискомфорт, появляющиеся вследствие ошибок в речи нашего собеседника, являются следствием резкого скачка нашего сомнения, связанного с появлением неопределённости в вопросе того, как можно понять нашего собеседника, когда он употребил конструкцию речи, словесные обороты или слова, которые можно понять по-разному, либо которые вовсе не были поняты нами.

Сомнение приводит к внутреннему психологическому напряжению и дискомфорту, и именно их мы и ощущаем. Именно это становится тем самым дискомфортом, который мы испытываем при ошибках в речи другого человека.

Данный фактор имеет и социальное проявление, когда в обществе в целом ухудшается отношение к группам людей, плохо владеющих местным языком, по описанной выше причине, но социальное преломление – это уже тема для иной публикации.

Вследствие этого психологического напряжения и дискомфорта, который мы испытываем от ошибок в речи собеседника, может родиться агрессия и раздражение по отношению к нему, как закономерная реакция на пережитое нами страдание (напряжения и дискомфорта).

Также важно отметить, что психологический дискомфорт от ошибок в речи других людей может и не возникнуть. Такое возможно тогда, когда у нас не возникло сомнение по поводу того, как можно понять и трактовать слова собеседника. Например, когда мы уже давно общаемся с человеком, знаем его нормы речи и привыкли к ним, либо, когда сразу понимаем, что ошибка в его речи – оговорка, либо сознательное искажение слов в рамках риторического приёма.

Отдельно нужно сказать, что поскольку данный психологический дискомфорт, возникающий вследствие ошибок в речи другого человека, напрямую связан с сомнением, то личность самого слушателя, его характер и его эмоциональный фон имеет прямое влияние на его восприятие. К примеру, человек более уверенный в себе и своих силах (разного происхождения) будет менее склонен к данному психологическому дискомфорту, чем человек наполненный сомнением в себе

Как относиться к речевым ошибкам детей?

 Повседневно общаясь с детьми, родители и педагоги сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

     — неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов);

 неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

     — изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

     —  незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);

      — ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);

      — неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);

      — неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);

     — отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

         Ученые отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

        Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

Ты же леди: можно ли поправлять человека, который неправильно произносит слова

Если ты сама грамотная, стоит ли поучать тех, кто делает ошибки?

6 сентября 2020

«Зво́нит», «красиве́е», «ихний». Если тебя передернуло от этих трех слов, то с твоей грамотностью все в порядке — поздравляю! Скорее всего, ты уже неоднократно слышала, как кто-то подобным образом неправильно ставит ударение или употребляет некорректную форму слова. Не понаслышке знаем, как неверное произношение «режет» слух. Но нужно ли исправлять чужую речь? Этично ли это? Давай разбираться.

Эксперты по этикету сходятся во мнении, что по правилам хорошего тона не стоит поправлять ошибки в словах другого человека.

Во-первых, люди часто болезненно реагируют на критику. Ты скажешь и забудешь, а собеседник будет бояться с тобой снова говорить (вдруг ты еще к чему-нибудь придерешься). Еще хуже — он может обидеться. И пусть побуждения твои были чисты и невинны, тому, кого исправили, этого не объяснить. Человек просто подумает, что ты занудная всезнайка. Отличный выход — просто повтори предложение с неправильно употребленным словом правильно.

Во-вторых, речь человека, как и его внешность, — это выражение личности. Чтобы переступить границы и указать человеку на ошибку в его речи, должно быть достаточное основание. Если ты не говоришь людям о проколах в их внешнем виде, стиле и макияже, то и с речью должна быть терпимее. Все, что ты можешь, это сделать вывод о недостаточной образованности человека, о степени его невнимательности к себе и окружающим.

В-третьих, в языке есть такое явление, как вариантность. Например, ударения в одном и том же слове допускается ставить по-разному. Иногда, когда кто-то поправляет человека, он может это не учитывать. И тогда уже себя легко выставить в неприглядном свете — пыталась поумничать, а не вышло. Кстати, еще есть профессиональные варианты ударения, профессионализмы. Например, в слове ко́мпас привычно ставить ударение на слог с буквой О, но в профессиональной речи моряков ударение  принято ставить на слог с буквой А. Станешь ли ты исправлять мастера своего дела?

Когда поправлять все-таки стоит

Но быть равнодушным к ошибкам всех людей очень сложно. Особенно, если эти люди — твои близкие. Когда речь идет о членах семьи, с которыми у тебя установлены доверительные отношения, то поправить их можно.

Но только сделай это с улыбкой, без назидательного тона. Они должны понять, что ты заботишься об их имидже и хочешь предостеречь от ошибки, которую они смогут повторить перед большой аудиторией.

Поправлять нужно, если это входит в твои профессиональные обязанности. Например, ты репетитор или учитель. В таком случае исправлять чужие ошибки — твоя ответственность. Но лучше делать это наедине с тем, кто неправильно говорит, чтобы никто другой не слышал.

И еще нужно поправлять своих детей. Это правило запомни на будущее и не забывай ;)

Опрос

А ты чаще замечаешь ошибки или оказываешься тем, кого поправляют?

  • Чаще замечаю

    %

  • Чаще сама неправильно произношу слова сама. Но я учусь, уже на полпути к совершенству!

    %

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как отмечать ошибки в сочинении
  • Как отметить ошибку на яндексе
  • Как отметить ошибку в тексте на сайте
  • Как отметить ошибки в ворде
  • Как отменить проверку диска на наличие ошибок