Как относится к чужим ошибкам

«Ну, подумаешь, ошибся», — говорит один мой коллега, из-за механической описки занизив стоимость товара в десять раз. Другой отказывается браться за интересные проекты из страха сделать что-то неправильно. Эти две крайности — яркий пример того, как по-разному мы реагируем на эту неприятную, но необходимую часть жизни — ошибки.

Какими бывают ошибки? Каждый случай уникален, и привести единую классификацию достаточно сложно. Но некоторые типы ошибок все же хочется выделить:

1. Грамматические — большинство участников опроса в Интернете считают, что именно эти ошибки достойны снисхождения. Среди молодежи популярен своеобразный сленг, т.н. «албанский», где слова даже специально коверкаются. Но если вы работаете в солидной организации, неграмотность в письме и устной речи может сослужить вам плохую службу. Поэтому за речью лучше все-таки следить.

2. Ошибки по невнимательности. Отвлекся, не проверил единственную мелочь — и конечный результат может быть совсем не тем, который ожидался. В пример могу привести подписание нашим партнером контракта, где вместо 30 календарных дней стояло 30 банковских. Юрист не заметил этого нюанса, и график платежей фирмы был сорван.

3. Ошибки по незнанию. Именно на этих ошибках учатся. Сколько раз мы поправляем малыша, когда он коверкает слова, сколько раз приходится замазывать йодом синяки, шишки и порезы, пока ребенок познает опасности мира! Хорошо, когда рядом есть человек, который может подсказать, не допустить неверного шага. Но иногда помощи ждать неоткуда, и мы действуем на свой страх и риск, неизбежно ошибаясь. Это источник бесценного опыта, если, конечно, человек делает из ошибки соответствующие выводы, и не наступает дважды на одни и те же грабли.

4. Ошибки, которые приводят к серьезным последствиям. Именно они — наиболее болезненны, так как связаны с существенными потерями и стрессом. Стоит поучиться реакции на ошибки у людей, деятельность которых связана с риском. Врачи, биржевые маклеры, бизнесмены, пожарники, каскадеры — в работе каждого из этих людей малейший промах может кардинально изменить судьбу. И если риск неизбежен, то и ошибки неизбежны тоже.

5. Ошибки во взаимоотношениях. Мы недооцениваем человека или, наоборот, возлагаем на него слишком большие надежды. Одно неосторожное слово может принести боль и навсегда разрушить любовь и доверие. Именно эти ошибки люди склонны запоминать на всю жизнь, их прощают с огромным трудом. «Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее», — призывает Габриэль Гарсиа Маркес.

Ученые установили, что реакции мозга человека на свои и чужие ошибки идентичны. А вот психологически мы по-разному на них реагируем. Себе мы склонны прощать многое, к другим зачастую более критичны. Не спешите злорадствовать, заметив ошибки другого. Помните: и вы от них не застрахованы.

Мудрые советы по поводу отношения к ошибкам предлагает Дейл Карнеги. Попробуйте установить «ограничитель беспокойства», заранее примиряясь с возможными неудачами. К примеру, вместо того, чтобы переживать о потере 10 тысяч долларов в бизнесе, можно решить для себя прекратить инвестирование при убытке в 2 тысячи и так далее. «Существует лишь один способ в этом мире извлекать пользу из прошлого — он заключается в спокойном анализе наших прошлых ошибок, чтобы никогда не повторять их в будущем, а затем следует полностью забыть о них», — говорит этот знаменитый специалист в области человеческих взаимоотношений.

Не бойтесь совершать ошибки! На них строится наш опыт, из них состоит жизнь. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Примиритесь со своими промахами, тогда будет легче их исправить.

Пусть ваша жизнь, несмотря на любые ошибки, будет радостной и легкой!

Начало осени неотвратимо напоминает нам о школе. Уже очень скоро детские дневники запестрят оценками, и далеко не всегда это будут одни пятёрки. Как же реагировать на детские двойки и другие ошибки, чтобы не запугать ребёнка, а помочь ему учиться на своих промахах? И как нам самим относиться к собственным ошибкам, чтобы не бояться действовать, смело идти дальше по жизни?

Практически все мы, взрослые и дети, привычно боимся совершить ошибку – выглядеть глупо, смешно, непрофессионально в своих и чужих глазах, подвергнуться осуждению и критике. Так, в большинстве своём, мы воспитаны – со школьных времён ошибка несёт нам «двойку» – осуждение и наказание. А те, кто ошибается раз за разом, в нашем обществе быстро объявляются «неудачниками». Но это – совершенно неправильное отношение к ошибкам, которые в жизни абсолютно естественны. Ошибки учат нас новому, помогают совершенствоваться, расширяют наш кругозор и дарят опыт. Чтобы научиться ходить – придётся снова и снова падать, чтобы прекрасно рисовать – сначала нужно испортить кипу бумаги. Ребёнок, которому внушили, что он никогда не должен совершать ошибок, рискует вырасти запуганным и безынициативным, глубоко разочарованным в себе и мире.

Причиной ошибок может быть стечение обстоятельств, невнимательность, неопытность и незнание, стресс, неумение общаться и выстраивать отношения, и т.д. В любом случае, реагируя на ошибку другого человека, например, ребёнка или подчинённого, старайтесь сделать критику конструктивной, то есть – помощью, а не помехой в исправлении ошибки и совершенствовании. Для этого:

– Не начинайте разговор, если вы злитесь, раздражены и хотите лишь уязвить человека, а не помочь ему.

– Отметьте, если намерение человека было позитивным, если что-то у него поучилось хорошо.

– Укажите, что конкретно ему не удалось и совместно разберитесь, почему.

– Вместе составьте план «работы над ошибками».

– При необходимости – предложите свою помощь или нужные ресурсы.

– Поблагодарите визави за внимание и сотрудничество.

– Подавайте хороший пример: не скрывайте собственных промахов, делайте их уроками.

Скажем, ребёнок использовал вашу дорогую косметику, чтобы нарисовать ваш портрет. И если накричать на него: «Совсем головой не думаешь! Чем мне теперь пользоваться?! Останешься без мультиков на неделю!» – новых шедевров живописи вы, скорее всего, не увидите. Но можно поступить и иначе: «Спасибо, милый, очень интересная идея – передать сходство с помощью косметики. Но она гораздо дороже фломастеров и была мне очень нужна. Давай вместе выберем в магазине, что тебе пригодится для рисования. Я рада, что с тобой можно поговорить, и ты всё понимаешь». Наше искреннее желание помочь побудит человека исправляться и стараться гораздо эффективнее, чем любые оскорбления, угрозы, крики или подколки.

Чтобы «научиться правильно ошибаться», поддержать себя и других после совершения ошибки, стоит помнить несколько простых истин:

– Ошибки в жизни совершенно неизбежны – это наш способ учиться и расти

Дайте понять детям и напоминайте себе, что все мы – люди – несовершенны. Ошибки, неудачи и разочарования – это нормальная часть жизни, следствие наших решений и поступков. Важно анализировать этот негативный опыт, делать из него выводы и извлекать уроки, а не поддаваться страху и самоосуждению. Ошибка не перечеркивает вложенные нами усилия – всё, чему мы научились, пригодится нам при следующей попытке.

– Ошибка говорит о неверных действиях человека, а не о его несостоятельности

Не отождествляйте себя со своими ошибками и научите этому ребёнка. Получивший двойку не «дурак и двоечник», а тот, кто пока не разбирается в какой-то теме. Так же и вы не «растяпа» или «идиотка», а всего лишь человек, который живёт, действует и иногда неизбежно ошибается, а где-то должен приложить больше стараний.

– Нужно не стыдливо прятать ошибки, а принимать их и делать выводы

Нам трудно, стыдно признавать, что мы совершили ошибку – мы даже себе готовы внушить, что «вышло не так уж и плохо» или «у меня и не могло получится, не стоило даже пытаться». Но такая негибкость мешает нам учиться и расти. Вместо того чтобы «заметать ошибку под ковёр» стоит как следует её рассмотреть. Спросите себя: в чём именно заключалась ошибка, какие действия или неверные решения к ней привели, что можно сделать, чтобы не допустить её повторения? Но помните: вы ищите причины ошибок, а не оправдание им – второе совершенствованию никак не поможет.

И не прокручивайте в голове свои старые ошибки снова и снова – это может лишить уверенности в себе, парализовать любую активность. Признав ошибку, её нужно отпустить, извлекая из памяти лишь в схожих обстоятельствах, в качестве образца и урока. Старайтесь смотреть на проблемы шире – в любой ситуации есть множество способов действия, моделей поведения, которые можно использовать.

– Наша цель – становиться лучше, а не быть идеальными

Не завышайте планку, не обещайте себе после ошибки в следующий раз справиться идеально – просто старайтесь сделать лучше. И дайте себе время. После той же двойки сложно сразу получить пятёрку, но можно получить тройку, затем – четвёрку и наконец – пятёрку. И ценность пути совершенствования будет куда больше ценности отметки.

Помните, что идеал недостижим – перфекционизм лишь подпитывает нашу тревожность, неудовольствие, депрессивные состояния. Не фокусируйтесь на своих слабостях и неудачах – у любого человека есть слабые и сильные стороны.

– Оценивая результат своих действий, стоит учитывать конкретику момента и своего состояния

Не требуйте от себя, скажем, приготовления одинаково шикарного ужина в выходной или вечером трудного рабочего дня. Старайтесь понимать и принимать себя, поощрять в стремлении стать лучше, но не ешьте себя поедом за любую ошибку. Скажите себе: «Это лучшее, что было возможно сделать в тех обстоятельствах. С учётом этого опыта, в следующий раз у меня получится лучше».

– В жизни, как и в науке, важны эксперименты

Позвольте себе экспериментировать. Далеко не любой эксперимент, научный, кулинарный или жизненный, оканчивается безоговорочной удачей. Но это не делает их менее ценными. Практикуйтесь, ошибайтесь снова и снова, используя полученный опыт и совершенствуя свои навыки. Отнеситесь к неудачам как к вызову, находя в них мотивацию к росту.

– То, что мы считаем ошибкой, не всегда ей является

В случае с детскими задачками, как правило, всё однозначно – есть верный и неверный ответ. Но то, что считаем ошибками и неудачами мы – взрослые, далеко не всегда заслуживает такого ярлыка. Скажем, являются ли ошибкой отношения, в итоге окончившиеся расставанием, но в процессе принёсшие нам много радости и важного опыта? Неудача ли развод с изменившим партнёром?

– Многие ошибки можно и нужно исправлять

Недаром говорят: «Тот, кто совершил ошибку и не исправил её – совершил ещё одну ошибку». И, кстати, всегда стоит помнить, что ошибкой может быть не только действие, но и бездействие. Исправляя ошибку, не зазорно и попросить помощи у близких людей или специалиста в какой-то области, ведь, как говорится: «Эксперт – это человек, который уже совершил все возможные ошибки в своей специальности».

– Не стоит придавать мелким ошибкам излишнюю значимость

Не стоит драматизировать – очень немногие ошибки имеют крайне серьёзные или трагические последствия. А если кто-то вас покритиковал – спросите себя, конструктивная ли это критика, поможет ли она вам? И если нет – не обращайте на неё внимания. Почаще напоминайте себе, что все ваши кумиры, все успешные люди совершали в жизни ошибки, что не помешало им достичь сегодняшних высот.

Преодолеть внутренний дискомфорт и страх от совершения ошибки непросто. Но, как говорил Уинстон Черчилль: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Позвольте себе совершать ошибки, учитесь признавать их, извиняться за них и исправлять, старайтесь не «халявить», а выполнять любое дело как можно лучше.

Важность работы над собой – это пример, который мы должны показывать нашим детям. Объясняйте им, в чём они ошибаются, поддерживайте, помогайте извлекать уроки, менять подходы, исправлять ошибки и двигаться дальше по жизни, осуществляя свои цели и мечты.

Многие обращали внимание на то, какие эмоции и ощущения возникают, когда кто-то совершает ошибку в устной речи, например, по незнанию, вследствие оговорки, либо по иным причинам. Давайте поговорим о том, какие ощущения возникают у нас при ошибках в речи других людей, и почему это происходит?

Обращали ли вы внимание на то, какой дискомфорт доставляет неправильное произношение слов или построение предложений другим человеком?

Например, человек в общении с нами скажет «синий небо» или «проехала красное машина», какое ощущение у нас возникнет? 

Заметим мы или нет, но в первую очередь это будет психологический дискомфорт, который берёт своё начало на относительно глубоком уровне личности. Данный психологический дискомфорт может быть разной силы, и кроме того, многое зависит от того, насколько мы внимательны к собственным ощущениям, чтобы обратить внимание на возникший дискомфорт, но вне зависимости от этого, мы его всё равно ощутим даже если не обратим на него внимания.

Подобная ситуация может возникнуть, например, в ситуации, когда человек плохо знает язык, на котором говорит, или же ошибка стала следствием оговорки. Отчего же берётся данный психологический дискомфорт при ошибках в речи других людей, особенно обращённой к нам?

Общение – это передача информации от одного человека другому. Даже вопрос – это передача информации о том, что человеку нужна ответная информация (ответ). Важным аспектом общения является взаимопонимание, а именно то, была ли передаваемая информация понята реципиентом (получателем).

От понимания зависит очень многое:

  • Уровень личностных взаимоотношений – поскольку при низком уровне взаимопонимания мы можем неосознанно обидеть человека, а также могут возникать конфликты по иным причинам, который человек по очевидным причинам желает избежать;
  • Ошибка в поведении в силу непонимания собеседника – неправильно поняв другого человека мы можем начать действовать ошибочно, что может приводить к негативным последствиям в нашей жизни и в иных сферах;
  • Неадекватная реакция одного из собеседников на слова другого человека, в силу неправильного их понимания;
  • Иные факторы.

Поскольку взаимопонимание играет важную роль в нашей жизни и результат общения может повлиять на многие сферы нашей жизни, а также на текущую обстановку, начиная от получения в итоге разговора дополнительного источника дохода или обретения нового друга, заканчивая конфликтом, оскорблениями или дракой, то наше отношение к взаимопониманию в процессе общения, как правило, на бессознательном уровне имеет повышенную важность.

Проще говоря, на уровне подсознания мы понимание важность взаимопонимания и постоянно следим за его уровнем в процессе общения, стараясь по возможности максимально полно и правильно понять собеседника, чтобы адекватно реагировать и тем самым избежать негативных сценариев общения.

Поскольку, как уже было отмечено выше, на подсознательном уровне взаимопонимание с человеком нами оценивается как важный фактор, вследствие этого он становится источником нашего психологического напряжения и страха.

Когда же мы слышим в речи другого человека несогласованные части речи, неправильные падежи и склонения, интонационную несогласованность или ошибки иного толка, то в этот момент, не поняв, что нам говорят, либо допустив появление нескольких вариантов того, как можно понять собеседника, резко подскакивает уровень нашего психологического напряжения и внутреннего сомнения.

Психологическое напряжение и дискомфорт, появляющиеся вследствие ошибок в речи нашего собеседника, являются следствием резкого скачка нашего сомнения, связанного с появлением неопределённости в вопросе того, как можно понять нашего собеседника, когда он употребил конструкцию речи, словесные обороты или слова, которые можно понять по-разному, либо которые вовсе не были поняты нами.

Сомнение приводит к внутреннему психологическому напряжению и дискомфорту, и именно их мы и ощущаем. Именно это становится тем самым дискомфортом, который мы испытываем при ошибках в речи другого человека.

Данный фактор имеет и социальное проявление, когда в обществе в целом ухудшается отношение к группам людей, плохо владеющих местным языком, по описанной выше причине, но социальное преломление – это уже тема для иной публикации.

Вследствие этого психологического напряжения и дискомфорта, который мы испытываем от ошибок в речи собеседника, может родиться агрессия и раздражение по отношению к нему, как закономерная реакция на пережитое нами страдание (напряжения и дискомфорта).

Также важно отметить, что психологический дискомфорт от ошибок в речи других людей может и не возникнуть. Такое возможно тогда, когда у нас не возникло сомнение по поводу того, как можно понять и трактовать слова собеседника. Например, когда мы уже давно общаемся с человеком, знаем его нормы речи и привыкли к ним, либо, когда сразу понимаем, что ошибка в его речи – оговорка, либо сознательное искажение слов в рамках риторического приёма.

Отдельно нужно сказать, что поскольку данный психологический дискомфорт, возникающий вследствие ошибок в речи другого человека, напрямую связан с сомнением, то личность самого слушателя, его характер и его эмоциональный фон имеет прямое влияние на его восприятие. К примеру, человек более уверенный в себе и своих силах (разного происхождения) будет менее склонен к данному психологическому дискомфорту, чем человек наполненный сомнением в себе

Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.

Первое, на что нужно обращать внимание — это то, что жизнь состоит не из одних ошибок. Да, человек рядом с вами сейчас совершил ошибку. Но в этот же момент он мог одновременно создать радость и совершить подвиг. Вокруг этого человека и вас было много других обстоятельств: вы точно решили, что нужно обращать внимание именно на эту ошибку и именно сейчас?

Может быть, вы разглядите, что (например) этот человек пробует, учится и старается. Может быть, вы вспомните и то, что этот человек — ваш любимый (такое бывает, да?) или заметите, что перед вами — красивый человек, и вы можете им любоваться даже тогда, когда он (или она) совершает ошибки…

Это не значит, что умные люди ошибки не замечают. Не замечают ошибки — люди безответственные, те, которым не приходится платить за последствия ошибок. Замечать нужно все. А на что обращать внимание свое или чужое — это вопрос уже другой. Ответственный человек внимательно относится к ошибкам, как своим, так и чужим. При этом, заметив ошибку, ответственный человек торопится думать, а не выдавать импульсивные негативные реакции, подбирает слова и интонации, время и место. Если же реагирование на ошибку идет сразу и тем более с превышением, это реакция не ответственного, а негативно настроенного человека, для которого ошибка — только хороший повод ударить другого человека.

Тем не менее, вопросы остаются: как оценить ошибку другого? Что это: мелочь или ужас-ужас-ужас? Случайно или намеренно? Мог предусмотреть или это нереально? — На эти вопросы каждый отвечает самостоятельно, и любопытно бывает посмотреть, кто ошибается в какую сторону. Злой и раздраженный человек отвечает сразу и определенно: «Мог предусмотреть! И вообще он сделал это — специально!», с ним солидаризуются все негативисты и невротики, при этом последние, как и человек-ребенок, любят видеть везде себе обиду, а негативисты вместо маленькой ошибки видит большой ужас. Человек, склонный все переживать — переживает, деятельная личность — думает как исправить. Недоброжелательно настроенный человек чаще склонен к наказанию за совершенные ошибки, доброжелательный — чаще склонен не заметить и простить. Человек в спокойном и позитивном состоянии духа обдумывает разные версии и рассматривает ситуацию с разных сторон.

Истории из жизни

Я слышу звук стартера, и машина за моей спиной начинает рывками уверенно двигаться вниз, прямо в овраг. За стеклом машины вижу застывшее от испуга лицо ребенка, до оврага – не больше 3 метров. Боком впрыгиваю-втискиваюсь в уезжающую из-под меня машину, выдергиваю ключи из замка зажигания…

Basic RGB

В жизни каждого человека время от времени появляются ситуации, когда всё запланированное даже самым тщательным образом идёт совершенно не так, как было изначально задумано. Именно в такие моменты, как говорится, опускаются руки, хочется всё бросить и забыть о намеченных планах и поставленных целях. Но стоит ли считать свои ошибки, промахи и неудачи такими фатальными?

Одной из главных причин нашего негативного отношения к ошибкам и неудачам является то, что ещё с детства многим из нас прививали стремление быть лучшими, которая подразумевает: если делать что-то, то делать наилучшим образом, либо не делать вообще. Подобные наставления, конечно, хороши, но нередко в процессе взросления человека они трансформируются из вполне разумной позиции «семь раз отмерить и один раз отрезать» в своеобразную патологию, крайне негативно влияющую на жизнь человека. В итоге получается, что, становясь взрослыми, некоторые из нас очень болезненно относятся к любым неудачам, стараются сразу же о них забыть и устранить из своей жизни всё, что может о них напомнить.

Однако всегда нужно брать во внимание то, что любой, даже самый провальный проект может содержать в себе превосходные указатели на изменение движения в том или ином нужном  направлении. Но для понимания этого нужно сформировать в себе правильное отношение к своим неудачам.

Учитесь совершать разумные ошибки

Как таковые, ошибки можно разделить на две категории: есть глупые ошибки – это ошибки, которые совершаются людьми по причине халатного отношения к чему-либо или беспечности. А есть ошибки разумные – они совершаются в случае, когда человек идёт на осознанный риск или проводит какой-либо эксперимент.

Совершение таких ошибок является превосходным «рабочим» материалом и пищей для ума. Во многих случаях это говорит о том, что человек развивается и умеет рисковать ради достижения цели. Именно в этом случае подход к извлечению уроков из неудач является здоровым, ведь человек уже изначально ориентирован на активную работу над собой и своими действиями. Не будет лишним сказать и то, что для достижения выдающихся результатов нужно совершать выдающиеся поступки. Не нужно бояться экспериментировать и реализовывать новые стратегии.

Извлечённые из ошибок уроки нужно обязательно применять на практике

Любая ошибка как таковая должна быть совершена только единожды, т.к. один лишь её факт уже должен был чему-то научить. А это означает, что если действие было совершено неправильно, то нужно сделать какие-либо изменения. Но чтобы эти изменения вступили в силу и произвели новый эффект, нужно брать во внимание прошлый опыт – только так происходит обучение. Есть даже такие уроки, получить которые никаким другим способом, кроме совершения ошибки, вообще не представляется возможным. Поэтому, если рассматривать ошибки и неудачи с позиции обучения, то они являются превосходными «учителями».

Очень важным является также и то, что совершение ошибок должно оказывать непосредственное влияние на выработку нового плана действий. Но огромное количество людей просто забывает об извлечённых уроках. И далеко не все строят всю свою дальнейшую деятельность с их учётом. И, несмотря на то, что это кажется вполне логичным (извлекать уроки и совершать новые действия) и адекватным, в большинстве случаев люди лишь индульгируют, занимаются самобичеванием и «планируют» заняться разбором своих же полётов когда-нибудь потом. Это и является прекрасным объяснением тому, что многие так ничему и не научаются на своих ошибках.

В дополнение к этому можно сказать, что если попросить человека объяснить, какой урок он вынес из своей ошибки, то, вполне вероятно, он сможет сделать это с завидным задором. Но вот если попросить его уже о том, чтобы он предоставил новый план действий, основанный на извлечённых из своих неудач уроках, то, скорее всего, он просто округлит глаза и пожмёт плечами. Далеко нередки случаи, когда люди разглагольствуют о том, как можно легко и просто изменить сложившееся положение вещей, но все слова так и остаются лишь словами, ведь новые знания просто не используются.

И ещё одним серьёзным моментом является то, что у некоторых людей есть склонность к тому, чтобы закрывать на ошибки глаза или просто перекладывать вину за их совершение на других. И здесь важно понять, что такое поведение хуже всего воздействует, в первую очередь, на самого его инициатора. Закрывать на ошибки глаза значит осознанно стоять на одном и том же месте, совершенно не продвигаясь вперёд. А перекладывать вину на других – это аналогичное стояние на месте, дополненное неумением или нежеланием быть ответственным за себя, свои поступки и, в конце концов, за свою жизнь.

Учитесь на ошибках других

В наше время существует огромное количество материалов, посвящённых описанию жизни и деятельности известных и успешных людей. Самых неординарных результатов добивались люди, которые не обладали какими-то сврехспособностями, но те, кто совершал наибольшее количество ошибок и те, кто учился на них. Об этом говорили такие люди как Томас Эдисон, Иоганн Вольфганг Гёте, Михаил Ломоносов, Владимир Ленин, Франсуа де Ларошфуко, Максим Горький, Лев Толстой, Аристотель, Конфуций и другие выдающиеся личности.

Да даже если и не обращаться к сторонним источникам, можно увидеть сотни примеров того, что и как стоит делать и чего и как делать не стоит. Это могут быть родственники, друзья, знакомые, коллеги по работе. Нужно лишь не быть слепым к происходящему и учиться использовать чужой опыт.

Резюмируя всё вышеизложенное, можно привести ряд приёмов, которые позволят извлекать из ошибок и неудач исключительно пользу:

  • Если вас постигла неудача, вместо того чтобы негодовать по этому поводу, нужно максимально объективно посмотреть на вещи и постараться понять, что же произошло в действительности. Зачастую эмоции мешают нам видеть реальное положение вещей.
  • Если вас постигла неудача, нужно думать не о том, что произошло в результате, а о том, что послужило причиной этому: какие ваши мысли, убеждения и действия направили вас на неправильный путь.
  • Найдя причину своей неудачи, обязательно учтите это. Осознайте, что это всего лишь ещё один способ того, как делать не нужно, и впредь так не поступайте.
  • Всегда нужно стараться оставаться спокойным и сохранять трезвый взгляд на вещи. Излишняя эмоциональность искажает суть вещей и не позволяет принимать верные решения.
  • Ни в коем случае не нужно заниматься самобичеванием и самокопанием. Если ошибка совершена, значит, так тому и быть, и так должно было произойти. Старайтесь вырабатывать философский взгляд на вещи.
  • Всегда помните о том, что каждая ошибка — это новая возможность, которая даёт вам уникальный шанс научиться чему-то. Очень редко удаётся предусмотреть абсолютно всё. Мы – люди, а людям свойственно ошибаться.
  • Обращайте внимание на то, что делают другие люди и используйте их опыт в своих целях. Учитесь на чужих ошибках и сможете избежать своих собственных.
  • Помните, что невозможно добиться нового результата, постоянно совершая одни и те же действия. Ищите новые способы достижения целей.

Задумайтесь на досуге над тем, что именно неудачи являются закалкой вашего характера и воли, а также умения достигать поставленных целей даже тогда, когда кажется, что весь мир против вас. Абсолютно неважно, какое количество ошибок вы совершите на своём пути к успеху. Важно то, что каждая новая ошибка будет приближать вас к нему. Да и тот, кто ни разу не ошибался и не испытывал горечь поражения, никогда не сможет по-настоящему насладиться успехом и победой.

Поэтому, не нужно бесконечно обдумывать свой неудачный опыт. Просто анализируйте свои действия, извлекайте уроки, делайте соответствующие выводы и никогда не бойтесь новых неудач. Не позволяйте своим ошибкам сделать вас их жертвой. Не существует идеальных людей. И не ошибается никогда лишь тот человек, который ничего не делает.

И напоследок небольшое напутствие:

«Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке»

Марк Аврелий

Как вы относитесь к чужим ошибкам?

Терпимо, считаете, что каждый может ошиибиться или не прощаете ничего?

02 июля 2019, 19:00

8 ответов

Последний —

02 июля 2019, 19:36
Перейти

все равно где кто ошибается, это не имеет значения в этом мире полном глупости и зла.

Гость

все равно где кто ошибается, это не имеет значения в этом мире полном глупости и зла.

Все от трусливых людей…

У каждого своя судьба. Если Вы хотите все узнать о себе и о своей жизни , карме- обратитесь к одной женщине. Она- хороший астролог и дает точную информацию. Она составит Вашу карту и все расскажет о Вас, даст ответы на все вопросы. Она мне очень помогла в трудной жизненной ситуации . Благодаря ей я начала новую жизнь .Напишите ей godmotherfairy@yandex.ru

Мы стараемся быть хорошими, потому что нужно попользоваться людьми..а вот признаться в этом уже невозможно, приходится придумывать методы, чтобы остаться хорошим в их памяти, но они понимают, что их использовали

И это не ошибка, это осознанный шаг, продуманный и спланированный

Мы в этой игре маленькие пешки и нас по крупному обманывают, проверяют, кидают, используют.

Начало осени неотвратимо напоминает нам о школе. Уже очень скоро детские дневники запестрят оценками, и далеко не всегда это будут одни пятёрки. Как же реагировать на детские двойки и другие ошибки, чтобы не запугать ребёнка, а помочь ему учиться на своих промахах? И как нам самим относиться к собственным ошибкам, чтобы не бояться действовать, смело идти дальше по жизни?

Практически все мы, взрослые и дети, привычно боимся совершить ошибку – выглядеть глупо, смешно, непрофессионально в своих и чужих глазах, подвергнуться осуждению и критике. Так, в большинстве своём, мы воспитаны – со школьных времён ошибка несёт нам «двойку» – осуждение и наказание. А те, кто ошибается раз за разом, в нашем обществе быстро объявляются «неудачниками». Но это – совершенно неправильное отношение к ошибкам, которые в жизни абсолютно естественны. Ошибки учат нас новому, помогают совершенствоваться, расширяют наш кругозор и дарят опыт. Чтобы научиться ходить – придётся снова и снова падать, чтобы прекрасно рисовать – сначала нужно испортить кипу бумаги. Ребёнок, которому внушили, что он никогда не должен совершать ошибок, рискует вырасти запуганным и безынициативным, глубоко разочарованным в себе и мире.

Причиной ошибок может быть стечение обстоятельств, невнимательность, неопытность и незнание, стресс, неумение общаться и выстраивать отношения, и т.д. В любом случае, реагируя на ошибку другого человека, например, ребёнка или подчинённого, старайтесь сделать критику конструктивной, то есть – помощью, а не помехой в исправлении ошибки и совершенствовании. Для этого:

– Не начинайте разговор, если вы злитесь, раздражены и хотите лишь уязвить человека, а не помочь ему.

– Отметьте, если намерение человека было позитивным, если что-то у него поучилось хорошо.

– Укажите, что конкретно ему не удалось и совместно разберитесь, почему.

– Вместе составьте план «работы над ошибками».

– При необходимости – предложите свою помощь или нужные ресурсы.

– Поблагодарите визави за внимание и сотрудничество.

– Подавайте хороший пример: не скрывайте собственных промахов, делайте их уроками.

Скажем, ребёнок использовал вашу дорогую косметику, чтобы нарисовать ваш портрет. И если накричать на него: «Совсем головой не думаешь! Чем мне теперь пользоваться?! Останешься без мультиков на неделю!» – новых шедевров живописи вы, скорее всего, не увидите. Но можно поступить и иначе: «Спасибо, милый, очень интересная идея – передать сходство с помощью косметики. Но она гораздо дороже фломастеров и была мне очень нужна. Давай вместе выберем в магазине, что тебе пригодится для рисования. Я рада, что с тобой можно поговорить, и ты всё понимаешь». Наше искреннее желание помочь побудит человека исправляться и стараться гораздо эффективнее, чем любые оскорбления, угрозы, крики или подколки.

Чтобы «научиться правильно ошибаться», поддержать себя и других после совершения ошибки, стоит помнить несколько простых истин:

– Ошибки в жизни совершенно неизбежны – это наш способ учиться и расти

Дайте понять детям и напоминайте себе, что все мы – люди – несовершенны. Ошибки, неудачи и разочарования – это нормальная часть жизни, следствие наших решений и поступков. Важно анализировать этот негативный опыт, делать из него выводы и извлекать уроки, а не поддаваться страху и самоосуждению. Ошибка не перечеркивает вложенные нами усилия – всё, чему мы научились, пригодится нам при следующей попытке.

– Ошибка говорит о неверных действиях человека, а не о его несостоятельности

Не отождествляйте себя со своими ошибками и научите этому ребёнка. Получивший двойку не «дурак и двоечник», а тот, кто пока не разбирается в какой-то теме. Так же и вы не «растяпа» или «идиотка», а всего лишь человек, который живёт, действует и иногда неизбежно ошибается, а где-то должен приложить больше стараний.

– Нужно не стыдливо прятать ошибки, а принимать их и делать выводы

Нам трудно, стыдно признавать, что мы совершили ошибку – мы даже себе готовы внушить, что «вышло не так уж и плохо» или «у меня и не могло получится, не стоило даже пытаться». Но такая негибкость мешает нам учиться и расти. Вместо того чтобы «заметать ошибку под ковёр» стоит как следует её рассмотреть. Спросите себя: в чём именно заключалась ошибка, какие действия или неверные решения к ней привели, что можно сделать, чтобы не допустить её повторения? Но помните: вы ищите причины ошибок, а не оправдание им – второе совершенствованию никак не поможет.

И не прокручивайте в голове свои старые ошибки снова и снова – это может лишить уверенности в себе, парализовать любую активность. Признав ошибку, её нужно отпустить, извлекая из памяти лишь в схожих обстоятельствах, в качестве образца и урока. Старайтесь смотреть на проблемы шире – в любой ситуации есть множество способов действия, моделей поведения, которые можно использовать.

– Наша цель – становиться лучше, а не быть идеальными

Не завышайте планку, не обещайте себе после ошибки в следующий раз справиться идеально – просто старайтесь сделать лучше. И дайте себе время. После той же двойки сложно сразу получить пятёрку, но можно получить тройку, затем – четвёрку и наконец – пятёрку. И ценность пути совершенствования будет куда больше ценности отметки.

Помните, что идеал недостижим – перфекционизм лишь подпитывает нашу тревожность, неудовольствие, депрессивные состояния. Не фокусируйтесь на своих слабостях и неудачах – у любого человека есть слабые и сильные стороны.

– Оценивая результат своих действий, стоит учитывать конкретику момента и своего состояния

Не требуйте от себя, скажем, приготовления одинаково шикарного ужина в выходной или вечером трудного рабочего дня. Старайтесь понимать и принимать себя, поощрять в стремлении стать лучше, но не ешьте себя поедом за любую ошибку. Скажите себе: «Это лучшее, что было возможно сделать в тех обстоятельствах. С учётом этого опыта, в следующий раз у меня получится лучше».

– В жизни, как и в науке, важны эксперименты

Позвольте себе экспериментировать. Далеко не любой эксперимент, научный, кулинарный или жизненный, оканчивается безоговорочной удачей. Но это не делает их менее ценными. Практикуйтесь, ошибайтесь снова и снова, используя полученный опыт и совершенствуя свои навыки. Отнеситесь к неудачам как к вызову, находя в них мотивацию к росту.

– То, что мы считаем ошибкой, не всегда ей является

В случае с детскими задачками, как правило, всё однозначно – есть верный и неверный ответ. Но то, что считаем ошибками и неудачами мы – взрослые, далеко не всегда заслуживает такого ярлыка. Скажем, являются ли ошибкой отношения, в итоге окончившиеся расставанием, но в процессе принёсшие нам много радости и важного опыта? Неудача ли развод с изменившим партнёром?

– Многие ошибки можно и нужно исправлять

Недаром говорят: «Тот, кто совершил ошибку и не исправил её – совершил ещё одну ошибку». И, кстати, всегда стоит помнить, что ошибкой может быть не только действие, но и бездействие. Исправляя ошибку, не зазорно и попросить помощи у близких людей или специалиста в какой-то области, ведь, как говорится: «Эксперт – это человек, который уже совершил все возможные ошибки в своей специальности».

– Не стоит придавать мелким ошибкам излишнюю значимость

Не стоит драматизировать – очень немногие ошибки имеют крайне серьёзные или трагические последствия. А если кто-то вас покритиковал – спросите себя, конструктивная ли это критика, поможет ли она вам? И если нет – не обращайте на неё внимания. Почаще напоминайте себе, что все ваши кумиры, все успешные люди совершали в жизни ошибки, что не помешало им достичь сегодняшних высот.

Преодолеть внутренний дискомфорт и страх от совершения ошибки непросто. Но, как говорил Уинстон Черчилль: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Позвольте себе совершать ошибки, учитесь признавать их, извиняться за них и исправлять, старайтесь не «халявить», а выполнять любое дело как можно лучше.

Важность работы над собой – это пример, который мы должны показывать нашим детям. Объясняйте им, в чём они ошибаются, поддерживайте, помогайте извлекать уроки, менять подходы, исправлять ошибки и двигаться дальше по жизни, осуществляя свои цели и мечты.

«Ну, подумаешь, ошибся», — говорит один мой коллега, из-за механической описки занизив стоимость товара в десять раз. Другой отказывается браться за интересные проекты из страха сделать что-то неправильно. Эти две крайности — яркий пример того, как по-разному мы реагируем на эту неприятную, но необходимую часть жизни — ошибки.

Какими бывают ошибки? Каждый случай уникален, и привести единую классификацию достаточно сложно. Но некоторые типы ошибок все же хочется выделить:

1. Грамматические — большинство участников опроса в Интернете считают, что именно эти ошибки достойны снисхождения. Среди молодежи популярен своеобразный сленг, т.н. «албанский», где слова даже специально коверкаются. Но если вы работаете в солидной организации, неграмотность в письме и устной речи может сослужить вам плохую службу. Поэтому за речью лучше все-таки следить.

2. Ошибки по невнимательности. Отвлекся, не проверил единственную мелочь — и конечный результат может быть совсем не тем, который ожидался. В пример могу привести подписание нашим партнером контракта, где вместо 30 календарных дней стояло 30 банковских. Юрист не заметил этого нюанса, и график платежей фирмы был сорван.

3. Ошибки по незнанию. Именно на этих ошибках учатся. Сколько раз мы поправляем малыша, когда он коверкает слова, сколько раз приходится замазывать йодом синяки, шишки и порезы, пока ребенок познает опасности мира! Хорошо, когда рядом есть человек, который может подсказать, не допустить неверного шага. Но иногда помощи ждать неоткуда, и мы действуем на свой страх и риск, неизбежно ошибаясь. Это источник бесценного опыта, если, конечно, человек делает из ошибки соответствующие выводы, и не наступает дважды на одни и те же грабли.

4. Ошибки, которые приводят к серьезным последствиям. Именно они — наиболее болезненны, так как связаны с существенными потерями и стрессом. Стоит поучиться реакции на ошибки у людей, деятельность которых связана с риском. Врачи, биржевые маклеры, бизнесмены, пожарники, каскадеры — в работе каждого из этих людей малейший промах может кардинально изменить судьбу. И если риск неизбежен, то и ошибки неизбежны тоже.

5. Ошибки во взаимоотношениях. Мы недооцениваем человека или, наоборот, возлагаем на него слишком большие надежды. Одно неосторожное слово может принести боль и навсегда разрушить любовь и доверие. Именно эти ошибки люди склонны запоминать на всю жизнь, их прощают с огромным трудом. «Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее», — призывает Габриэль Гарсиа Маркес.

Ученые установили, что реакции мозга человека на свои и чужие ошибки идентичны. А вот психологически мы по-разному на них реагируем. Себе мы склонны прощать многое, к другим зачастую более критичны. Не спешите злорадствовать, заметив ошибки другого. Помните: и вы от них не застрахованы.

Мудрые советы по поводу отношения к ошибкам предлагает Дейл Карнеги. Попробуйте установить «ограничитель беспокойства», заранее примиряясь с возможными неудачами. К примеру, вместо того, чтобы переживать о потере 10 тысяч долларов в бизнесе, можно решить для себя прекратить инвестирование при убытке в 2 тысячи и так далее. «Существует лишь один способ в этом мире извлекать пользу из прошлого — он заключается в спокойном анализе наших прошлых ошибок, чтобы никогда не повторять их в будущем, а затем следует полностью забыть о них», — говорит этот знаменитый специалист в области человеческих взаимоотношений.

Не бойтесь совершать ошибки! На них строится наш опыт, из них состоит жизнь. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Примиритесь со своими промахами, тогда будет легче их исправить.

Пусть ваша жизнь, несмотря на любые ошибки, будет радостной и легкой!

Вы – тот самый человек, который постоянно указывает другим на их речевые ошибки и показывает знание языка? Вы часто объясняете людям разницу между «надеть» и «одеть»? Слова «ихний» или «ложить» вызывают у вас легкий сердечный приступ? Поздравляем, согласно новому исследованию, вы являетесь на редкость неприятным человеком.

Как люди реагируют на ошибки

Ученые установили, что люди, склонные уделять повышенное внимание речевым ошибкам других, являются менее приятными личностями, чем те, кто их игнорирует. Примерно то же самое касается людей, которые зациклены на безошибочном наборе текста и не терпят чужих опечаток. Ученые характеризуют их как личностей холодных, замкнутых, склонных к занудству.

Это может казаться очевидным, но лишь в 2016 году было установлено, что способ реагирования на грамматические ошибки и опечатки прочно привязан к личностным качествам человека. Способ онлайн-коммуникации может многое рассказать вам о вашем собеседнике.

Эксперимент

Руководитель проекта, профессор психологии и лингвистики, Джули Боланд, отмечает, что это первое исследование, показывающее привязку личностных черт человека к его интерпретации языка. К примеру, экстраверты больше склонны игнорировать чужие ошибки или относиться к ним снисходительно, в то время как интроверты, напротив, зацикливаются на них и судят по ним людей. В ходе эксперимента 83 участникам было предложено прочитать письма-ответы на некоторые объявления. В тексте было намеренно допущено несколько опечаток, например «сдлеать» вместо «сделать» и «прсото» вместо «просто». Потом участников спросили, заметили ли они ошибки. Если они отвечали положительно, то их просили указать, где именно они были допущены.

Характеристика личности

Те люди, которые не заметили опечаток, обладают, по мнению исследователей, более располагающим характером. Они открытые, великодушные, доверчивые и сострадательные. А люди, придающие ошибкам большое значение – холодные и агрессивные. Это проявлялось в том, что они склонны были более негативно осудить авторов писем, где были ошибки. Иными словами, люди, которые придираются к речи других, имеют предубеждение против других на основании такого показателя, как персональная грамотность. Другие участники, напротив, были склонны позитивно оценить письма в целом.

Так что в следующий раз, когда вы захотите исправить чью-то ошибку в речи, задайте себе вопрос: «А точно мне стоит это делать?» или «А может, я неприятный человек?»

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как относится к собственным ошибкам
  • Как относится к речевым ошибкам детей
  • Как относится к рабочим ошибками
  • Как относится к ошибкам совершенным на жизненном пути
  • Как относится к ошибкам прошлого