Как определить тип ошибки в сложном предложении

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

  1. Типичные ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения

Сложное предложение
– имеющее в своем составе два или
несколько простых предложений, образующих
в смысловом и интонационном отношении
единое целое.

Сложносочиненное
предложение (ССП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой сочинительными
союзами.

Сложноподчиненное
сложное предложение (СПП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой подчинительными
союзами или союзными словами.

Ошибки в построении
сложного предложения
чаще
всего связаны с неточным употреблением
союзных средств, с нарушением соотношения
видовременных форм глаголов-сказуемых,
а также с неправильном порядком слов в
предложении. Различаются ошибки в
построении сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.

Ошибки в построении
сложносочиненных предложений:

  1. Употребление
    противительных союзов а,но
    вместо соединительного союза и:
    Тигр вскочил
    на спину слона, но задел лапами дрова,
    но дрова упали на него.

  2. Употребление
    соединительного союза и
    вместо противительных союзов а,но:
    Ундина была
    огорчена изменой своего возлюбленного,
    и он ничего не понимал.

  3. Употребление лишнего
    союза, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов: Всем
    предприятиям было предложено представить
    заявки на потребное сырье,
    но
    однако
    некоторые
    из них своевременно этого не сделали.

  4. Тавтологическое
    употребление сочинительных союзов:
    Искали его
    три дня, но все напрасно, но(лишний союз)
    потом нашли в степи без чувств.

  5. Неправильное
    употребление двойных повторяющихся
    разделительных союзов: То
    озеро становится черным, вздувается,
    но (должно быть то) вот оно тихое,
    ласковое, нежное.

  6. Объединение
    сочинительной связью разнотипных
    синтаксических структур (простого и
    сложного предложения): Ум
    тогда понимали не только как просвещенность,
    интеллигентность, но и с понятием
    «умный» связывали представление о
    вольнодумстве (
    правильно:
    но и как вольнодумство).

Ошибки в построении
сложноподчиненных предложений:

  1. Одновременное
    употребление подчинительных и
    сочинительных союзов: Как только
    перестал дождь, и мы отправились домой.
    Как только
    перестал дождь, мы отправились домой;
    Только хозяин откинул руку назад, но
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.
    — Только хозяин откинул руку назад, как
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.

  2. Пропуск соотносительных
    местоимений и наречий в главной части
    сложноподчиненного предложения: В
    армии Петя стремился быть в опасных
    местах, он просился ___,где опаснее.
    (туда).

  3. Пропуск союза:
    Преданность
    его Маше Мироновой проявлялась в том,
    __ когда маша была в руках злодеев, он
    спас ее (союз что).

  4. Употребление лишних
    союзов, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов; автор пишет, что
    будто бы его теоретические положения
    проверены на практике (либо что,
    либо будто
    бы
    ).

  5. Употребление одних
    союзов и союзных слов вместо других:
    Шел третий
    урок, как (когда) в окно класса заглянуло
    солнышко.

  6. Тавтологическое
    употребление союзов и союзных слов и
    загромождение сложного предложения
    придаточным: Когда
    утром встали все казаки, Тарас очень
    удивился, когда увидел, что среди казаков
    не было Андрия. — Когда утром все казаки
    встали, Тарас очень удивился, что среди
    них не было Андрия.

  7. Употребление
    разнотипных придаточных частей в
    качестве однородных: Для
    замены кислотной линии просим дать
    указание: а) о выделении труб нержавеющей
    стали небольшого размера; в) оплата
    монтажной бригады должна производиться
    (о выделении, об оплате…).

  8. Объединение
    сочинительной связью членов простого
    предложения и придаточных частей
    сложноподчиненного предложения: Он
    увидел молодую девушку, пришедшую за
    водой и которая поразила его своей
    красотой (пришедшую за водой поразившую
    его).

  9. Смещение конструкции
    (конец предложения дается в ином
    синтаксическом плане, чем начало):
    Последнее, на
    чем я остановлюсь, это на вопросе об
    использовании цитат (это вопрос об
    использовании цитат).

  10. Нарушение порядка
    слов (отделение придаточной определительной
    части от определяемого слова): Состоялся
    новый спектакль в Доме культуры, какого
    мы никогда прежде не видели (в доме
    культура состоялся новый спектакль,
    какого…).

Общей ошибкой при
построении всех типов сложных предложений

является несоотнесенность видовременных
форм глаголов-сказуемых: Вдруг
ударил гром, сверкнула молния и женщины
кричали (закричали). В сосновом лесу
обычно бывает темно, еле-еле сквозь
деревья пробивался луч солнца
(пробивается).

Способы устранения
ошибок при построении сложных предложений:

Если выбор
синтаксической конструкции не связан
с проблемой сохранения авторского
стиля, редактор вправе упорядочить
структуру сложного предложения, уточнить
союзную связь, сократить количество
придаточных частей: Среди
частей и соединений флота, какие
отличились на побережье Черного моря,
был и артиллерийский дивизион, которым
командовал Солуянов. — Среди частей и
соединений флота, которые отличились
на побережье Черного моря, был и
артиллерийский дивизион под командованием
Солуянова.

В первом примере
потребовалась замена союзного слова:
вместо относительного местоимения
какие (привносящего добавочный оттенок
уподобления, сравнения) употреблено
местоимение которые, вторая придаточная
часть заменена параллельной конструкцией.
Во втором примере редактор сокращает
количество придаточных частей, устраняет
повторение союзного слова который,
соединяющего неоднородные придаточные
при последовательном их подчинении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синтаксические ошибки

в построении сложного
предложения

Ход урока

1.     Организационный момент.
Приветствие. Результаты дом задания

Мотивационный этап. Слово
учителя по теме урока.

Русская грамматика есть искусство
говорить, как никто не говорит, и писать, как никто не пишет.  

                                                        
О Сенковский

·        
-Как вы
понимаете это высказывание.
А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

— Где чаще всего мы встречаем речевые
ошибки? Приведите примеры 

-Актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности
русской речи?

Актуализация опорных знаний

Вывод:  Неотъемлемой частью общей культуры человека является
культура речи, его умение излагать свои мысли в соответствии с содержанием,
правильно и выразительно. Поэтому понятие «языковая норма» – одно из ключевых в
учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный,
т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма
применительно к языку? (Возможны ответы учащихся, так как материал им уже
известен)

(Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление
слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и
справочниках и рекомендованное ими. Основные признаки нормы: относительная
устойчивость; общеупотребительность; обязательность.)

— Какие существуют нормы языка?

Существуют нормы лексические,
фразеологические, словообразовательные, орфографические, пунктуационные,
стилистические и орфоэпические, грамматические (морфологические и
синтаксические)

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами
русского литературного языка. Вспомним классификацию основных языковых норм.

Небольшая разминка (слайды)

Сообщение темы и задач.

·        
— А как
называется нарушение синтаксической нормы?
Как называется раздел языкознания,
изучающий строй языка и его законы, включающий в себя морфологию и синтаксис? (грамматика)

·        
Что изучают
морфология, синтаксис?

·        
Морфология — раздел грамматики, в котором
слово изучается как часть речи.

·        
Синтаксис – раздел грамматики, в котором
изучаются словосочетания, простые и сложные предложения, тексты.

·        
Таким образом,
единицы морфологии являются строительным материалом для основной единицы
синтаксиса – предложения.

Синтаксические ошибки как самый
распространенный вид грамматических ошибок в устной и письменной речи. 

Предположите, какова тема сегодняшнего урока.

Запишите тему. « Синтаксические ошибки в
сложном предложении».

— Давай определим цель нашего урока!  

На уроке сегодня повторим классификацию синтаксических ошибок,
будем находить ошибки в сложных предложениях и исправлять их.
познакомимся с типичными случаями
нарушения синтаксических норм и грамматическими ошибками в тестовых заданиях
ЕГЭ.

Какие вы знаете СП ?

Презентация.
Работа со слайдами. Коллективное выполнение задания на слайде.

Давайте составим алгоритм:

·        
Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное
предложение.

·        
Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть
главное и придаточное предложение).

·        
Посмотрите на союз или союзное слово:
подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том
числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении
сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных
союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.

·        
Обратите внимание на указательное слово в главном:
оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть).
Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.

·        
Обратите внимание на построение предложения: не должно быть
два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть
двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили
данные ошибки, то предложение построено неверно.

·        
Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и
придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это
ошибка

Работа в
парах. (Раздаю листочки и таблицу с типами ошибок)

Синтаксические нормы.

Ошибки в построении сложного предложения

№п/п

Тип ошибки

Пример с ошибкой

1.

Употребление сразу двух
подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении

·        
Частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного
союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Читая
страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что
насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Мы
спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну
презентацию.

2.

·        
Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные
союзы
 для соединения двух простых предложений в одном сложном

Как только начался спектакль, но вдруг у меня
зазвенел телефон.

3.

·        
Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько
придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то
повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Я попросила друга, чтобы он
напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение

4.

·        
Неоправданное употребление указательного слова или его пропуск

·        
 

У
меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Мама постоянно ругает меня,
что я постоянно опаздываю на уроки.

6.

·        
Неверное использование в качестве однородных членов предложения
определительного придаточного и причастного оборота.

Контрольная
работа, назначенная на понедельник и к которой я готовился,
была вдруг отменена.

7.

·        
Употребление неверной формы союзного слова «который».

Змея- пресмыкающееся,
которая живёт в пустыне

Закрепление:

Ребята,
выберите задание по выбору:

1.    
Закрепление знаний по теме – задание 1

2.    
Кто усвоил задание по теме прочно и может продемонстрировать
знания по всем видам грамматических ошибок

3.    
Творческое задание. Редактирование ученического сочинения

Базовый уровень

Охарактеризуйте ошибки в
сложных предложениях.

Внесите стилистическую правку.

1)   
В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме
культуры состоялась конференция. 2) Докладчик заострил внимание на вопросе, что
нередко поднимается на подобных собраниях. 3) Автор сгоряча заметил рецензенту,
что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 4. Кто
нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 5) В сборник
вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях,
которые бытуют в Смоленской губернии.

2.    
Задание 8 ЕГЭ

Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым

Г) ошибка в построении сложного
предложения

Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм

1) На уроке все, кто прочитал учебник,
смог выполнить самостоятельную работу.

2) Вечером мы уже были на туристической
базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

3) Я не заметил, что был ли кто-нибудь
ещё так расстроен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII столетии высказал
предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.

5) Об истории создания Третьяковской
галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени».

6) Согласно плану операции, мне было
поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

7) Никто не удивился, что он идёт и стал
копать вместе с рабочими

8) В журнале «Юности» была опубликована
рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

9) Благодаря душевности, доброте,
взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем
буквам:

А   Б   В   Г   Д

3.    
Перед вами отрывок из ученического сочинения. (творческое)

Текст для редактирования. Определите тип ошибки


Памятники М. Горького можно
встретить в различных городах России, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург,
Сочи. Многие из тех, кто бывали в Нижнем Новгороде, восхищались памятником,
созданым скульптором Верой Мухиной. Установленный памятник на четырехугольном
постаменте, поднят высоко над площадью. Фигура Горького изображает собой
молодой образ писателя. Об историе создания памятника можно прочитать в газете
«Нижегородской правде».

Проверка

Подведение итогов


Полученные сегодня знания и умения вам помогут не только в выполнении задания
№8 ЕГЭ, но и при работе над сочинением.

Рефлексия:

-Что
нового узнал на уроке?


Что было легко?


В чем затрудняюсь?


Достигли ли мы цели урока?

Сложное предложение1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы, поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.3. Распространённая ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно: Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например: Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. Правильно: Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог — автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно: Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. Правильно: Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы. Правильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким. 
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

  1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
  2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
  3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
  4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
  5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
  6. Неправильное использование союзов и союзных слов:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

  1. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
  2. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».

Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

Тест на тему Сложное предложение. Обобщение

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как определить тип ошибки в python
  • Как определить тип индикаторной ошибки
  • Как определить существенная или несущественная ошибка
  • Как определить стилистическую ошибку в предложении
  • Как определить статическую ошибку следящей системы