Оформление домашней работы и работы над ошибками.
1. Оформление домашней работы соответствует единым требованиям к оформлению письменных работ (см.памятку).
2. Слова «Упражнение №», «Задание №» не пишутся.
3. Работа над ошибками делается сразу после домашней работы.
· Если в этот день есть письменное задание в тетради (см. пример), то слова «Работа над ошибками» пишутся без пропуска строк. Дата еще раз не прописывается, она указана в домашней работе.
Восьмое сентября.
Домашняя работа.
Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.
Работа над ошибками.
7. Жизнь, жили.
=- =-
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
· Если в этот день письменного упражнения в рабочей тетради нет (в домашней работе), то от классной работы отступаем 2 строки вниз и оформляем работу над ошибками с указанием даты.
Восьмое сентября.
Классная работа.
Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.
Восьмое сентября.
Работа над ошибками.
7. Жизнь, жили.
=- =-
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
4. В работе над ошибками прорабатываются все ошибки, допущенные в классной работе. Если во время выполнения домашней работы также допускаются ошибки, то и они должны быть включены в данную работу над ошибками.
5. Работа проводится всегда с помощью памятки «Орфограммы» (см.памятку).
6. Работа над устранением ошибки выглядит следующим образом:
· каждый тип ошибки – с новой строки.
· Вначале строки указан номер ошибки (орфограммы) по памятке «Орфограммы». Не порядковый номер 1, 2, 3 …, а именно номер данного типа ошибки, который указан в памятке (Пример: 7. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). 9. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
· Орфограмма подчеркнута зеленой ручкой. Иные выделения и подчеркивания делаются простым карандашом (части слова, ударение и т.д.).
· Работа с орфограммой строго по памятке. Если в памятке указано, что необходимо подобрать проверочное слово, оно пишется через « — ».
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
Памятки
Памятка №7.
Оформление письменных работ по
русскому языку в тетрадях с широкой строкой
Переход на работу в тетрадях с широкой строкой осуществляется с 3 класса с
учётом наличия у учащихся успешно сформированного навыка каллиграфического
письма.
Со 2 класса идёт подготовка к такому переходу. Сначала учащиеся будут писать на
отдельных листах с широкой строкой, вложенных в рабочие тетради (3 четверть), а
в 4 четверти — постепенно переходить полностью на работу в тетрадях с
широкой разлиновкой. Такой переход в конце 2 класса — это поощрение для
учащихся с хорошим почерком.
Правила
оформления работ в тетради с широкой строкой остаются
прежними, но есть некоторые дополнения:
1. Высота
строчных букв примерно 3 — 4 мм, заглавных -7 мм (строчные
буквы занимают по высоте половину строки или чуть ниже, заглавные немного не
доводят до верхней линии строки)
2. Элементы,
выступающие за границу нижней линии прописываются на 3-4 мм вниз.
3. Текст
нового задания начинается с красной строки (отступ вправо
на 1,5-2 см), на последующих строчках дополнительных полей с пропуском не
должно быть.
4. Использование
правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест
на строке.
5. В
ходе выполнения одной работы по русскому языку строчки не пропускаются.
6. Новая
страница начинается с самой верхней строки. Дописывается страница до конца,
включая последнюю строку.
7. Между
работами (классной, домашней) следует пропускать 2 строчки (пишем на третьей)
Образец оформления работы
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
· Если в этот день письменного упражнения в рабочей тетради нет (в домашней работе), то от классной работы отступаем 2 строки вниз и оформляем работу над ошибками с указанием даты.
Восьмое сентября.
Классная работа.
Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.
Восьмое сентября.
Работа над ошибками.
7. Жизнь, жили.
=- =-
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
4. В работе над ошибками прорабатываются все ошибки, допущенные в классной работе. Если во время выполнения домашней работы также допускаются ошибки, то и они должны быть включены в данную работу над ошибками.
5. Работа проводится всегда с помощью памятки «Орфограммы» (см.памятку).
6. Работа над устранением ошибки выглядит следующим образом:
· каждый тип ошибки – с новой строки.
· Вначале строки указан номер ошибки (орфограммы) по памятке «Орфограммы». Не порядковый номер 1, 2, 3 …, а именно номер данного типа ошибки, который указан в памятке (Пример: 7. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). 9. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
· Орфограмма подчеркнута зеленой ручкой. Иные выделения и подчеркивания делаются простым карандашом (части слова, ударение и т.д.).
· Работа с орфограммой строго по памятке. Если в памятке указано, что необходимо подобрать проверочное слово, оно пишется через « — ».
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
Памятки
Памятка №7.
Оформление письменных работ по
русскому языку в тетрадях с широкой строкой
Переход на работу в тетрадях с широкой строкой осуществляется с 3 класса с
учётом наличия у учащихся успешно сформированного навыка каллиграфического
письма.
Со 2 класса идёт подготовка к такому переходу. Сначала учащиеся будут писать на
отдельных листах с широкой строкой, вложенных в рабочие тетради (3 четверть), а
в 4 четверти — постепенно переходить полностью на работу в тетрадях с
широкой разлиновкой. Такой переход в конце 2 класса — это поощрение для
учащихся с хорошим почерком.
Правила
оформления работ в тетради с широкой строкой остаются
прежними, но есть некоторые дополнения:
1. Высота
строчных букв примерно 3 — 4 мм, заглавных -7 мм (строчные
буквы занимают по высоте половину строки или чуть ниже, заглавные немного не
доводят до верхней линии строки)
2. Элементы,
выступающие за границу нижней линии прописываются на 3-4 мм вниз.
3. Текст
нового задания начинается с красной строки (отступ вправо
на 1,5-2 см), на последующих строчках дополнительных полей с пропуском не
должно быть.
4. Использование
правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест
на строке.
5. В
ходе выполнения одной работы по русскому языку строчки не пропускаются.
6. Новая
страница начинается с самой верхней строки. Дописывается страница до конца,
включая последнюю строку.
7. Между
работами (классной, домашней) следует пропускать 2 строчки (пишем на третьей)
Образец оформления работы
Памятка №6.
Памятка для работы над ошибками по
русскому языку
При выполнении работы над ошибками
надо придерживаться следующих правил:
— не
надо переписывать весь текст, надо исправлять отдельные ошибки, допущенные в
словах;
—
каждую ошибку исправляем на новой строке (если можно
объяснить — объясняем, если нельзя — пишем слово целую строчку (запоминаем));
—
карандашом подчёркиваем (правильно выделяем) орфограмму;
—
если допущены ошибки в оформлении предложений (начато предложение с
маленькой буквы), надо записать предложение правильно и подчеркнуть
заглавную букву в первом слове;
—
если допущены ошибки в заданиях к тексту, надо выполнить задания правильно.
Для правильного графического
обозначения орфограмм пользуйтесь памяткой
(красным цветом обозначены номера
орфограмм, которые во 2 классе не изучаются, но встретиться в текстах могут)
Памятка №5.
Подписываем тетради
Во втором классе учащиеся
подписывают тетради сами. Первые тетради (как образцы) и тетради для
контрольных работ могут подписать родители, а следующие — дети.
Размещать надписи при подписывании тетрадей надо по данному
образцу. В конце предложения (после имени) ставится точка. Если на тетрадной
обложке никаких печатных надписей нет, тогда всё нужно написать от руки.
Памятка №4.
Лента букв
Информация о звуках и буквах очень
обширна для первоклассников. Запомнить её в полном объёме поможет лента букв.
Памятка №3.
Учим алфавит
Запоминаем написание и название букв
русского алфавита.
Памятка №2.
Учим состав чисел
Запоминаем состав чисел 1 — 20.
Памятка №1.
Правила оформления письменных работ
по русскому языку и математике
Общие
положения
· Все
записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
· Обязательно
следует заполнять учащимся строчки, прописанные учителем (элементы букв, слоги,
цифры, которые требуют корректировки).
· Обязательна
система работы над ошибками (перед каждой «Домашней работой» следует
оформить «Работу над ошибками», в которой нужно исправить ошибки,
допущенные в предыдущих двух работах (классной и домашней).
Русский
язык
1. После
каждой классной (домашней) работы следует отступать 2 строчки (пишем на
третьей).
2. При
оформлении красной строки надо сделать отступ не менее 2 см (2 пальца).
3. В
ходе всей работы не пропускаем ни одной строки.
4. При
оформлении работ на новой странице следует писать с самой верхней строки,
дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
5. Слева,
при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края
не более 5 мм).
6. Справа
дописываем до конца строки, используя нормативный перенос слов. Необоснованно
пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
7. При
записи в столбик слова пишутся со строчной буквы без знаков препинания.
8. Запись
даты написания работы ведется по центру рабочей строки. В 4 классе допускается
в записи числа писать имена числительные прописью.
9. Запись
названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по
центру и оформляется как предложение. (Классная работа. Домашняя работа. Работа
над ошибками.)
10. Номера всех
упражнений указываются по центру строки. (Например, Упр. 14.)
11. Все подчёркивания
следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке (в некоторых
видах работ допускается подчёркивание без линейки).
12. Переход учащихся на
работу в тетради в широкую линейку происходит в 3 классе. Допускается переход
на работу в тетрадях в широкую линейку в 4 четверти 2 класса (по усмотрению
учителя при наличии у учащегося успешно сформированного навыка письма).
13. При письменном
морфемном разборе слов необходимо более чётко и аккуратно выделять границы
каждой морфемы.
Математика
1. Между
классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем
писать следующую работу).
2. Между
видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 1 клетку.
3. Между
столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 4 клетки
вправо, пишем на 5-ой.
4. Номера
заданий следует записывать в центре строки.
5. Число
пишут традиционно в центре строки. В 4 классе допускается запись числа на полях
(например, 17.03.14), тогда оно записывается на той же строке, где и «Домашняя
(классная) работа», т.е. на пятой клетке по вертикали.
6. При
решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она
помогает учащемуся.
7. При
решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и
краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.
8. Ответ
задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.
Образец оформления работ
Памятка
для работы над ошибками
на уроках русского языка в начальной школе
На уроках
русского языка предлагаем учащимся для выполнения самостоятельной работы над
ошибками следующую памятку:
Работа над ошибками (р.н.о.)
1. Запомни!(Пропиши словарное слово 3 раза, поставь ударение, выдели
орфограмму)
2. Проверь!(Подбери проверочное слово, выдели орфограмму и корень)
3. Докажи!(Выдели орфограмму, объясни, запиши ещё 2 – 3 слова на это же
правило)
Данная
памятка отличается от большинства других своей простотой и краткостью.
Опыт
работы показывает, что большинство ошибок допускают именно слабоуспевающие
учащиеся и их зачастую пугают памятки-книжки, состоящие из 15-20 пунктов,
соответствующих разным правилам русского языка. Их объёмные инструкции не
всегда понятны детям и зачастую выполняются механически. Таким образом, дети
допускают в работе над ошибками ещё больше ошибок, чем в самом диктанте.
Данная
памятка для применения вводится постепенно. Сначала на примере словарных слов
выполняется простейшая репродуктивная работа. После изучения корневых
проверяемых орфограмм вводится второй пункт памятки. А работа с третьим пунктом
происходит на протяжении всего курса начальной школы в процессе изучения
орфограмм, не поддающихся проверке. Изучив новую орфограмму, сразу обращаем
внимание, как можно доказать орфограмму в случае ошибки.
Правильно
организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок,
недочётов, является одним из путей повышения качества обучения. Без этой работы
вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.
ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
по русскому языку (1-4 классы)
УМК «Начальная школа XXI век»
№ ошибки |
Орфограмма |
Алгоритм |
1 |
Большая |
Выпиши слово правильно (поставь Делай |
2 |
Большая |
Выпиши правильно Делай |
3 |
Пропуск, |
Запиши слово 3 Делай |
4 |
Состав |
Выпиши слово (поставь Делай |
5 |
Перенос |
Выпиши слово. Делай |
6 |
Гласные |
Выпиши слово Делай |
7 |
Сочетания |
Выпиши слово правильно (поставь Делай |
8 |
Ударение |
Выпиши слово и поставь |
9 |
Безударная |
Подбери проверочное слово Делай |
10 |
Безударная |
Запиши слово правильно Делай Сегодня дует сильный |
11 |
Парные |
Подбери проверочное слово Делай |
12 |
Непроизносимые |
Подбери проверочное слово Делай Весть – известие. |
13 |
Удвоенные |
Выпиши правильно слово и Делай |
14 |
Ь – |
Выпиши слово правильно и Делай |
15 |
Разделительный |
Выпиши слово правильно и Делай |
16 |
Разделительный |
Выпиши слово правильно и Делай |
17 |
Правописание |
Выпиши предлог и Делай К берегу – к (крутому) берегу. |
18 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
19 |
Правописание |
Выпиши предлог и Делай |
20 |
Гласные |
Выпиши правильно слово и Делай |
21 |
Правописание |
Выпиши слово, выделив Делай |
22 |
Ь после |
Выпиши это слово, Делай |
23 |
Правописание |
Выпиши имя Делай |
24 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
25 |
Правописание |
Выпиши имя прилагательное Делай |
26 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
27 |
НЕ с |
Выпиши глагол с НЕ и Делай |
28 |
Правописание |
Выпиши глагол правильно (выдели Делай Ставит – ставить – 2 спр. |
29 |
Ь на |
Выпиши глагол правильно (выдели Делай |
30 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
31 |
Правописание |
Выпиши слово 3 раза. Делай Запомни! Наречия пишутся |
32 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
33 |
Синтаксический |
По схеме, данной |
34 |
Однородные |
Выпишите предложение. Делай Ветер (что сделал?) |
35 |
Сложные |
Выпиши предложение, |
Нормы оценок в начальной школе в
соответствии с ФГОС
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа,
состоящая из примеров:
«5» —
без ошибок.
«4» -1
грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» —
2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» —
4 и более грубых ошибки.
«1» —
все задания выполнены с ошибками.
Работа,
состоящая из задач:
«5» —
без ошибок.
«4» —
1-2 негрубых ошибки.
«3» —
1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» —
2 и более грубых ошибки.
«1» —
задачи не решены.
Комбинированная
работа:
«5» —
без ошибок
«4» —
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» —
2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» —
4 и более грубые ошибки.
Контрольный
устный счет:
«5» —
без ошибок.
«4»
-1-2 ошибки.
«3» —
3-4 ошибки.
Грубые
ошибки:
1.Вычислительные
ошибки в примерах и задачах.
2.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не
решенная до конца задача или пример
5.
Невыполненное задание.
Негрубые
ошибки:
1.Нерациональный
прием вычислений.
2.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3.
Неверно сформулированный ответ задачи.
4.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5.
Недоведение до конца преобразований.
За
грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по
математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Цель:
проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1.
Самостоятельная работа:
а)
должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б)
предусматривает помощь учителя;
в)
может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель
работы:
1)
закрепление знаний;
2)
углубление знаний;
3)
проверка домашнего задания;
Начиная
работу, сообщите детям:
1)
время, отпущенное на задания;
2)
цель задания;
3)в
какой форме оно должно быть выполнено;
4) как
оформить результат;
5)
какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к.
его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
а)
задания должны быть одного уровня для всего класса;
б)
задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и
«5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
в) за
входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г)
оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные
исправления;
д)
неаккуратное исправление — недочет (2 недочета = 1 ошибка).
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДИКТАНТ
Объем
диктанта:
1-й
класс- 15 — 17 слов.
2-й
класс — 1 — 2 четверть — 25 — 35 слов, 3 — 4 четверть — 35 — 52 слова.
3-й
класс — 1 — 2 четверг — 45 — 53 слова, 3 — 4 четверть — 53 — 73 слова.
4-й
класс — 1 — 2 четверть — 58 — 77 слов, 3 — 4 четверть — 76 — 93 слова.
Оценки.
«5» —
за работу, в которой нет ошибок.
«4» —
за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» —
за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» —
за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет
ошибок в диктанте:
1.Повторная
ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в
слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2.
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две
ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву
«с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой
считается:
1.Нарушение
орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2.
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3.
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с
программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При
оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за
исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только
последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в
таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании
работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» —
без ошибок.
«4» —
правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» —
правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» —
правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» —
за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» —
за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» —
за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» —
за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4
классы)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й
класс — 8-10 слов.
3-й
класс- 10-12 слов.
4-й
класс — 12-15 слов.
Оценки:
«5»
-без ошибок.
«4» —
1 ошибка и 1 исправление.
«3» —
2 ошибки и 1 исправление.
«2»
-3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» —
верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» —
верно выполнено 3/4 заданий.
«3» —
верно выполнено 1/2 заданий.
«2» —
верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
«5» —
правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» —
незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.
«3» —
имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,
беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» —
имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» — совсем
не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая,
что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1.Прочитай
предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.
Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4.
Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
диктовать (орфографическое чтение).
5.
Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6.
Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7.
Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8.
Подчеркни орфограммы в словах.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й
класс I четверть 5-10 сл/м II четверть 11-15сл/м III четверть16-24 сл/м IV
четверть 25-30 сл/м
2
класс 25-30 сл/м 31 -40 сл/м 41-45 сл/м 46-50 сл/м
3 класс
50-54 сл/м 55-60 сл/м 6 1-69 сл/м 70-75 сл/м
4
класс 70-74 сл/м 75-80 сл/м 81-90 сл/м 91 -95 сл/м
Объём,
оцениваемый при выразительном чтении:
2
класс- 1/4 страницы
3
класс- 1/3 стр.
4
класс- 1/2 стр.
Оценки
выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)
Нормы оценок в начальной школе в соответствии с ФГОС
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа,
состоящая из примеров:
«5» —
без ошибок.
«4» -1
грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» —
2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» —
4 и более грубых ошибки.
«1» —
все задания выполнены с ошибками.
Работа,
состоящая из задач:
«5» —
без ошибок.
«4» —
1-2 негрубых ошибки.
«3» —
1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» —
2 и более грубых ошибки.
«1» —
задачи не решены.
Комбинированная
работа:
«5» —
без ошибок
«4» —
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» —
2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» —
4 и более грубые ошибки.
Контрольный
устный счет:
«5» —
без ошибок.
«4»
-1-2 ошибки.
«3» —
3-4 ошибки.
Грубые
ошибки:
1.Вычислительные
ошибки в примерах и задачах.
2.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не
решенная до конца задача или пример
5.
Невыполненное задание.
Негрубые
ошибки:
1.Нерациональный
прием вычислений.
2.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно
сформулированный ответ задачи.
4.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5.
Недоведение до конца преобразований.
За
грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по
математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Цель:
проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1.
Самостоятельная работа:
а)
должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б)
предусматривает помощь учителя;
в)
может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель
работы:
1)
закрепление знаний;
2)
углубление знаний;
3)
проверка домашнего задания;
Начиная
работу, сообщите детям:
1)
время, отпущенное на задания;
2)
цель задания;
3)в
какой форме оно должно быть выполнено;
4) как
оформить результат;
5)
какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к.
его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
а) задания
должны быть одного уровня для всего класса;
б)
задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и
«5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
в) за
входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г)
оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные
исправления;
д)
неаккуратное исправление — недочет (2 недочета = 1 ошибка).
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДИКТАНТ
Объем
диктанта:
1-й
класс- 15 — 17 слов.
2-й
класс — 1 — 2 четверть — 25 — 35 слов, 3 — 4 четверть — 35 — 52 слова.
3-й
класс — 1 — 2 четверг — 45 — 53 слова, 3 — 4 четверть — 53 — 73 слова.
4-й
класс — 1 — 2 четверть — 58 — 77 слов, 3 — 4 четверть — 76 — 93 слова.
Оценки.
«5» —
за работу, в которой нет ошибок.
«4» —
за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» —
за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» —
за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет
ошибок в диктанте:
1.Повторная
ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в
слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2.
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две
ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву
«с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой
считается:
1.Нарушение
орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное
написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой
каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3.
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с
программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При
оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за
исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только
последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в
таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При
оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер
ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» —
без ошибок.
«4» —
правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» —
правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» —
правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» —
за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» —
за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» —
за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» —
за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4
классы)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й
класс — 8-10 слов.
3-й
класс- 10-12 слов.
4-й
класс — 12-15 слов.
Оценки:
«5»
-без ошибок.
«4» —
1 ошибка и 1 исправление.
«3» —
2 ошибки и 1 исправление.
«2»
-3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» —
верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» —
верно выполнено 3/4 заданий.
«3» —
верно выполнено 1/2 заданий.
«2» —
верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
«5» —
правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических
ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» —
незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2
исправления.
«3» —
имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,
беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» —
имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» — совсем
не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая,
что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1.Прочитай
предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.
Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4.
Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
диктовать (орфографическое чтение).
5.
Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6.
Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7.
Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8.
Подчеркни орфограммы в словах.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й
класс I четверть 5-10 сл/м II четверть 11-15сл/м III четверть16-24 сл/м IV
четверть 25-30 сл/м
2
класс 25-30 сл/м 31 -40 сл/м 41-45 сл/м 46-50 сл/м
3
класс 50-54 сл/м 55-60 сл/м 6 1-69 сл/м 70-75 сл/м
4
класс 70-74 сл/м 75-80 сл/м 81-90 сл/м 91 -95 сл/м
Объём,
оцениваемый при выразительном чтении:
2
класс- 1/4 страницы
3
класс- 1/3 стр.
4
класс- 1/2 стр.
Оценки
выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)
Критерии
оценок в начальной школе
Критерии оценивания в Критерии Русский язык. Диктант. «5» – ставится.если нет «4» – ставится, если не «3» – ставится, если «2» – ставится, если «1» – ставится, если Ошибкой в диктанте ¨ ¨ ¨ замену ¨ отсутствие ¨ неправильное За ошибку не считаются: ошибки единичный единичный За одну ошибку в диктанте считаются: § два § две § повторение Негрубыми ошибками считаются следующие: — повторение — недописанное — перенос — дважды Грамматическое задание. «5» «4» «3» «2» «1» Списывание текста. «5» «4» 1 «3» 2 «2» «1» Контрольный диктант. 1. Объём 2. Негрубые перенос 3. Однотипные 4 При Оценки за контрольный диктант. «5» «4» «3» «2» «1» Оценки за грамматические задания. «5» «4» «3» «2» «1» Словарный диктант Количество (оценивается «5» «4» «3» «2» «1» Контрольное списывание. «5» «4» «3» «2» «1» Математика. Контрольная Примеры. Задачи. «5» «4» «3» «2» Комбинированная. «5» «4» «3» «2» Грубые Негрубые За За ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ В навык При Кроме Чтение Учитывая в во в Характеристика цифровой оценки (отметки) по «5» «4» «3» «2» |
· · · · · · Для родителейLove (06.09.2012) |
Правила оформления письменных работ по русскому языку и математике
Общие положения
· Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
· Обязательно следует заполнять учащимся образцы, то есть строчки, прописанные учителем (элементы букв, слоги, цифры, которые требуют корректировки).
· Перед каждой «Домашней работой» следует оформить «Работу над ошибками», в которой нужно исправить ошибки, допущенные в предыдущих двух работах (классной и домашней).
Русский язык
1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать 2 строчки (пишем на третьей).
2. При оформлении красной строки надо сделать отступ слева не менее 2 см (2 пальца).
3. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки.
4. При оформлении работ на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
5. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
6. Справа дописываем до конца строки, используя перенос слов. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
7. При записи в столбик слова пишутся со строчной буквы без знаков препинания.
8. Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки. Со 2 класса допускается в записи числа писать имена числительные прописью.
9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. (Классная работа. Домашняя работа. Работа над ошибками.)
10. Номера всех упражнений указываются по центру строки. (Например, Упр. 14.)
11. Все подчёркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке (в некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки).
12. Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку происходит в 3 классе. Допускается переход на работу в тетрадях в широкую линейку в 4 четверти 2 класса (по усмотрению учителя при наличии у учащегося успешно сформированного навыка письма).
Математика
1. Между классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).
2. Между видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки.
3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 3 клетки вправо, пишем на 4-ой.
4. Номера заданий следует записывать в центре строки.
5. Число пишут традиционно в центре строки.
6. При решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она помогает учащемуся.
7. При решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.
8. Ответ задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.
По русскому языку в общеобразовательной школе каждый обучающийся обязан вести следующие тетради:
- Рабочая, 2 шт.
- Для контрольных работ.
- По развитию речи.
Иногда в 9-11 классах по требованию учителя ребята ведут дополнительно общую тетрадь, куда записывается теоретический материал в форме схем, таблиц, печатных вкладок и т.п. Материалы эти помогают систематизировать знания при подготовке к экзамену.
Правила оформления и ведения тетрадей по русскому языку
Каждая тетрадь должна быть объемом в 18 листов и выглядеть единообразно (например, зеленого цвета). В 9-11 классах допускается заводить для классных и домашних работ тетради объемом в 48 листов.
Титульный лист в рабочих тетрадях оформляется по образцу:
Тетрадь для работ по русскому языку ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса МБОУ «СОШ №15» г. Ульяновска Петровой Татьяны |
Тетрадь для контрольных работ по русскому языку ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса МБОУ «СОШ №12» г. Северодвинска Петровой Татьяны |
Тетрадь по развитию речи ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса МБОУ «СОШ №12» г. Северодвинска Петровой Татьяны |
Все виды работ выполняются шариковой ручкой с пастой синего цвета.
Дата записывается по центру, далее называется вид работы.
Например:
Пятнадцатое декабря. Классная работа. |
Пятнадцатое декабря. Контрольный диктант. Первый снег |
Пятнадцатое декабря. Изложение. Борис Житков |
Точки не ставятся после названия текста или темы сочинения, исключение составляет лишь «!» или «?».
Номера упражнений указываются по центру листа и без точек:
Упражнение №100
Красная строка соблюдается с каждым новым заданием или абзацем текста. Интервал между любым видом работ или отметкой — 2 строки. Подчеркивания, обозначения выполняются простым карандашом.
Сроки проверки тетрадей по русскому языку
- В 1-5 и первом полугодии 6 класса — ежедневно;
- В 6, 7, 8 классе — несколько раз в неделю.
- В 9-11 классах — по мере необходимости.
Контрольные работы с отметками возвращаются обучающимся на следующий день после проведения. На проверку изложений и сочинений отводится не более двух дней. Исключение: 9-11 классы, не более 7 дней на проверку.
У слабых, отстающих обучающихся или тех, которые занимаются по индивидуальной программе, регулярно проверяется каждая работа, а на проверенный диктант, изложение или сочинение возвращается на следующий же день.
Точные сроки проверки тетрадей по русскому указаны в специальном документе школы.
Как указываются ошибки в тетради по русскому языку?
В рабочих тетрадях ошибки пунктуационные, орфографические, грамматические могут быть исправлены красной пастой прямо в тексте работы.
При проверке контрольных работ и работ по развитию речи каждая ошибка исправляется в тексте и выносится на поля условными обозначениями, где
- | — орфографическая ошибка в слове;
- v — пунктуационная ошибка, знак препинания;
- г — грамматическая ошибка, неверное употребление падежа или формы слова.
В творческих работах (сочинение, изложение, эссе и т.п.) первая отметка ставится за содержание, при этом на поля также выносятся следующие типы ошибок:
- ф — фактическая ошибка, дана недостоверная информация;
- л — логическая ошибка, абзацы построены не по порядку или опровергается только что доказанное;
- р — речевая ошибка, штамп или неверное употребление слова.
При подсчете фактические и логические суммируются.
Работа над ошибками в тетради
Работа над ошибками проводится после проверки контрольных работ или работ по развитию речи. Для этого от проверенной работы отступается 1 строка и по центру пишется следующее:
Работа над ошибками
Ошибки анализируются учениками с помощью учителя, а затем слова или предложения записываются правильно, место, где была допущена ошибка подчеркивается, по необходимости дается графическое объяснение.
Внимательная и регулярная проверка тетрадей по русскому языку способствует улучшению успеваемости и повышению качества знаний.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Методические рекомендации для педагогов начальной школы
Классификация ошибок (условные обозначения)
Материал подготовил:
методист начальной школы Григорьева Е.В.
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При
оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:
«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)
«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление
«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления
«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
ПОЛОЖЕНИЕ
О
ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ
И
ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Общие положения
1.1. Данный
документ регламентируется «Федеральным компонентом государственного стандарта
общего образования» Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., Методическим письмом
МОиПО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в
начальной школе», вариативными образовательными программами. В эти документы не
включены требования к ведению тетрадей учащихся.
Настоящее
методическое письмо разработано с целью устранения разночтений в оформлении
письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и
регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры
оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению
тетрадей, определяет порядок проверки тетрадей по русскому языку и математике в
начальной школе.
Данное
письмо раскрывает основные требования к оформлению и проверке ученических
тетрадей в 1-4 классах и носит рекомендательный характер.
2. Количество и назначение ученических тетрадей
2.1. Для
выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся
необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
ü
по русскому языку в 1-ом классе – прописи, помимо
прописей допускается наличие 1-2 тетрадей для текущих работ, во 2-4 классах две
тетради для текущих работ, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь для
творческих работ, кроме того, рабочая тетрадь на печатной основе;
ü
по математике в 1-ом классе прописи либо рабочие
тетради, помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей, во 2-4 классах две
тетради для текущих работ, одну тетрадь для контрольных работ, кроме того,
тетрадь на печатной основе (для проверочных работ или рабочая тетрадь) по
усмотрению учителя;
ü
по иностранному языку в соответствии с
программными требованиями;
ü
по окружающему миру допускается использование
рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК;
ü
по литературному чтению допускается использование рабочих
тетрадей на печатной основе, входящих в УМК или1 тетрадь текущих работ;
ü
по изобразительному искусству – альбом;
ü
по музыке в соответствии с программными
требованиями.
2.2. При оценке
письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном
порядке руководствуется Методическими письмами Министерства образования РФ от
25.09.2000 г. № 202111-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы». Не допускается за проверенную работу ставить прочерк или
«см». При проверке контрольных работ по русскому языку, имеющих грамматическое
задание, оценка выставляется за работу и отдельно оценивается задание.
Оценки учителем
выставляются за полями аккуратным, красивым почерком.
2.3. В начальной
школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Все классные и
домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном
порядке.
2.4. Работа над
ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих
работ, так и для контрольных работ.
2.5. Проверка
тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
2.6. Помимо
стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других
операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.
2.7. Проверка и
возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике
осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных
работ показывают родителям (законным представителям, или лицам, их заменяющим)
с выдачей на дом.
3. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
3.1. Тетради
учащихся 1-го класса подписывает либо учитель, либо родители. Тетради учеников
2-4-х классов подписываются самими учащимися.
Надписи на
обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в
себя минимальный объем основной информации:
Тетрадь для работ по русскому ученика(цы) ____ средней школы Ф.И. |
Предлог «по» относится к имени |
4. Оформление письменных работ по математике и
русскому языку
4.1. Все
классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования
является ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности. В целях полноценной реализации данного положения в адаптационный
период учитель может использовать для проверки тетрадей чернила зеленого цвета,
с помощью которых выделяется то, что учащийся выполнил правильно.
4.2. Все работы
учащиеся выполняют чернилами синего и фиолетового цвета. Подчеркивание,
выделение орфограмм выполняется простым карандашом (или чернилами зелёного цвета).
Записи в тетрадях необходимо оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Необходимо отметить, что каллиграфический навык – это определенные привычные
положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их
соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы
четко, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает
комплекс трудностей: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.
Необходимо учитывать, что скорость письма не должна быть навязанной, она должна
стать естественным результатом совершенствования движений, и что плавность
(связность) также должна возникать как естественный результат формирования
навыка. Также не совсем корректно требовать от совершенно разных детей
единообразного написания элементов букв, цифр, самих букв, слогов и слов. В
связи с этим в начальных классах не рекомендуется проверять скорость письма, а
главным требованием, предъявляемым к почерку ребенка, является четкость и
разборчивость.
Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и
буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных
учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить
(как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля
(подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных
соединений на полях и для прописывания на новой строке).
4.3. При
проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике, ошибки
исправляют следующим образом: неверно написанную букву, цифру, математический
или пунктуационный знаки зачеркивают косой линией; слово, предложение – тонкой
горизонтальной линией; не рекомендуется заключать неверные написания в скобки.
5. Оформление письменных работ по русскому языку
5.1. После
каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на
третьей).
5.2. При
оформлении красной строки надо делать отступ вправо не менее 2
см (2 пальца).
Оформление
красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом
классе.
5.3. В ходе всей
выполняемой работы не пропускаем ни одной строки. При оформлении письменных
работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней
строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при
оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не
более 5 мм). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го
класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические
подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
5.4. Запись даты
написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей
строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем в
виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения
грамоте и до окончания 3-го класса записываются число и полное название месяца.
Например: 1
декабря.
В 4-ом классе в
записи числа пишутся имена числительные прописью.
Например: Первое
декабря.
Запись названия
работы проводится на следующей строке (без пропуска строки) по центру и
оформляется как предложение.
Например: Классная
работа.
Домашняя
работа.
Контрольная
работа.
Работа над
ошибками.
Номера
упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер
упражнения указывается по центру строки (полная или краткая форма записи).
Например: Упражнение
14 или Упр. 14.
Следует
учитывать, что если заголовок находится на отдельной строке, то правилам пунктуации
точка после него не нужна. Постановка точки является недочетом и не влияет на
отметку.
При оформлении
контрольных работ по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее
название.
Например (вид):
Диктант.
Изложение.
(название)
В тайге.
Ранняя весна.
Вариативность
выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или
краткая запись) либо на полях (краткая запись).
Например: I
вариант. I в.
5.5. Все подчеркивания проводятся остро отточенным простым
карандашом по линейке.
5.6. Выделение
орфограмм делается только простым карандашом.
5.7. Переход во 2-ом
классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель.
При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно
сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не
позднее 3 класса.
5.8. При
письменном морфемном разборе слов необходимо четко и аккуратно выделять каждую
морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три
(две, четыре, пять) буквы, то и обозначать эти морфемы простым карандашом
надлежит более точно.
5.9. При
синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение,
если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
5.10. При
оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления,
вытекающая из требований программы для 5-го класса.
5.11. При
проверке работ учитель неправильное написание зачеркивает одной чертой, сверху
записывает правильное. Подчеркивание ошибок волнистой линией, или заключение в
скобки — запрещаются.
6. Оформление письменных работ по математике
6.1. В тетрадях
по математике между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки
(на пятой клетке начинаем писать следующую работу). Запись названия работы
проводится по центру рабочей строки, через одну клетку от предыдущей записи,
т.е. на 2 клетке. Например:
Классная
работа (Домашняя работа)
6.2. Между
видами работ в классной и домашней работе следует отступать 2 клетки (на
третьей клетке пишем).
6.3. Между
столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3
клетки вправо, пишем на четвертой.
6.4. Все номера
заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в
тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания посередине строки. Слово «задача»
рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи.
6.5. Необходимо
с самого начала 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради.
На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.
6.6. Все записи
математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил
каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток
количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при
работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
6.7. Роль
операции с простым карандашом остается той же.
6.8. При
проверке работ по математике учитель зачеркивает неправильный ответ одной
чертой, рядом записывает правильный.
Если неправильно
записано решение задачи, рядом прописывается правильный вариант решения. Таким
же образом идет работа по устранению ошибок в пояснении к действиям в задаче.
6.9. Ответ у
задачи записывается следующим образом:
Например:
Ответ: привезли 7 ящиков с фруктами.
6.10. В 1–4-х классах в
тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
7. Организация работы над ошибками
7.1. Наиболее
эффективным будет систематическое выполнение работы над ошибками в рабочих
тетрадях. С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения
работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к
исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления
ошибок в тетрадях учащихся.
7.2. Необходимо
обратить внимание на количество слов, предъявляемых для работы над ошибками,
оно должно быть посильным и определяется индивидуально для каждого ученика.
7.3. При
проверке изложений и сочинений исправляются не только орфографические и
пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические
(подчеркиваются волнистой линией).
7.4. К
фактическим ошибкам (Ф) относятся существенные отступления от авторского текста
при написании изложения, искажающие смысл высказывания;
к логическим
ошибкам (Л) относятся пропуск необходимых слов, отсутствие главной части
изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности
высказывания, нелепые парадоксальные суждения;
к речевым
ошибкам (Р) – употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних
и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без
учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных
слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении
словосочетаний и предложений.
7.5. Работа над
ошибками после написания изложений и сочинений обязательна и включает в себя
исправление речевых, логических, фактических ошибок. Работа над ошибками может
проводиться на следующий день. Более эффективной является работа над ошибками,
проводимая не только на следующий день после написания изложений и сочинений,
но дополнительно через продолжительный период времени (1-2 недели). Учитель
имеет право чередовать эти подходы.
Необходимость
выполнения работы над ошибками после контрольной работы, как по русскому языку,
так и по математике определяется учителем по итогам поэлементного анализа
работ.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕДЕНИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ И ИХ ПРОВЕРКЕ
- Подробности
- Категория: Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
- Опубликовано 29.06.2017 17:54
- Автор: Администратор
- Просмотров: 3864
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДЕНИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ И ИХ ПРОВЕРКЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении;Гигиеническими требованиями к условиям обучения вобщеобразовательных учреждениях Сан ПиН 2.4.2.1178-02;
Уставом и локальными актами общеобразовательного учреждения.
1.2. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей, проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений учащихся.
1.3. Настоящее положение рассматривается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
2. Количество и назначение ученических тетрадей.
2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных, лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося:
Предмет |
Количество тетрадей |
||
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Математика |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
— |
Алгебра |
— |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для контрольных работ |
Геометрия |
— |
1 тетрадь |
1 тетрадь |
Русский язык |
2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ |
2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ |
1 рабочая тетрадь |
Литература |
В соответствии с программными требованиями |
1 рабочая тетрадь |
Одна рабочая тетрадь и 1 тетрадь по развитию речи |
Риторика |
В соответствии с программными требованиями |
— |
— |
Окружающий мир |
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
— |
— |
Природоведение |
— |
1 рабочая тетрадь |
— |
Биология |
— |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
География (экономика) |
— |
1 рабочая тетрадь, контурные карты |
1 рабочая тетрадь, контурные карты |
Химия |
— |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
Физика |
— |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
Информатика |
— |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
Иностранный язык |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
ОБЖ |
— |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
История (обществознание) |
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
2.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
3. Требования к оформлению и ведению тетрадей учащимися.
3.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ.
3.2. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
3.3. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).
Образец надписи:
Тетрадь
для ________________ работ
по русскому языку
учени__ ___ класса
МБОУ Новоникольской СОШ
________________
ФИ ученика
3.4. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.
3.5. Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом классе допускается в записи числа имена числительные прописью. В 5-11-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-11-х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на полях.
3.6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (5-11-ые классы).
3.7. Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, конспект и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
3.8. Соблюдать красную строку.
3.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).
3.10. Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.
3.11. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Обучаемым запрещается писать в тетрадях красной пастой.
3.12. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.
4. Количество контрольных работ.
4.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается учебными программами по предметам и тематическим планированием.
4.2. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним учащимся.
5. Порядок проверки письменных работ учителями.
Предмет/классы |
1-5 |
6 |
7 |
8-9 |
10-11 |
|
Русский язык |
После каждого урока у всех учеников |
Во II полугодии после каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в неделю у всех учащихся |
После каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в неделю у всех учащихся |
После каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в месяц у всех учащихся |
||
Контрольные диктанты проверяются к следующему уроку. Изложения и сочинения проверяются и возвращаются не позднее чем через 10 дней. |
||||||
Литература |
Проверяются только значимые работы. |
Изложения и сочинения проверяются у всех учащихся. |
||||
Математика (алгебра, геометрия) |
После каждого урока у всех учеников |
В I полугодии – после каждого урока Во II полугодии – два раза в неделю |
После каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, один раз в две недели – наиболее значимые работы у всех учащихся |
После каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, один раз в месяц – наиболее значимые работы у всех учащихся |
||
Окружающий мир |
Проверочные работы проверяются у всех учащихся |
— |
— |
— |
— |
|
Природоведение |
Проверяются у всех только значимые работы. Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
— |
— |
— |
— |
|
Биология |
— |
Проверяются у всех лабораторные работы, только значимые работы. |
||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
География (экономика) |
— |
Проверяются у всех только значимые работы |
||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
Химия |
— |
— |
— |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 2-х раз в месяц |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 1-го раза в месяц |
|
Лабораторные, контрольные работы проверяются и возвращаются к следующему уроку |
||||||
Физика |
— |
— |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 2-х раз в месяц |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 1-го раза в месяц |
||
Лабораторные, контрольные работы проверяются и возвращаются к следующему уроку |
||||||
Информатика |
— |
— |
— |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
Иностранный язык |
После каждого урока у всех учеников |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в неделю у всех учащихся |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в две недели у всех учащихся |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в месяц у всех учащихся |
||
ОБЖ |
— |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
История (обществознание) |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
|||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
5.2. В проверяемых работах по русскому языку и математике учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 1-4-х классов, слабоуспевающих учащихся 1-11-х классов зачёркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, учитель подписывает вверху букву или нужную цифру, знак;
- Пунктуационный ненужный знак зачёркивается, необходимый пишется красной пастой;
- При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- При проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые, грамматические.
5.3. При проверке ученических тетрадей учитывать соблюдение обучаемыми единого орфографического режима.
6. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы:
6.1. Контроль за порядком ведения и проверкой тетрадей осуществляет зам.директора по УВР
6.2. Контроль осуществляется согласно плану внутришкольного контроля