Как не делать ошибок в русском языке 6 класс

Формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков – это одно из важнейших программных требований средней школы. Задача повышения уровня практической грамотности школьников требует от учителя немалых усилий. Однако именно на этом участке работы наблюдаются сегодня наиболее заметные и ощутимые просчёты. Об этом свидетельствуют результаты письменных экзаменов, диагностических работ и разного рода мониторинговых исследований.

Недостаточно высокий уровень орфографической грамотности учащихся вызван в определённой мере тем, что, выдвинув на первый план задачу развития речи школьников, мы неправомерно ослабили внимание к проблеме формирования навыков правописания. Между тем, это сложный, многогранный и длительный процесс, тесно связанный с решением других учебных задач. Возьмём, к примеру, усвоение учащимися правописания безударных гласных корня. С первого класса изучается это правило, в течение всех последующих лет обучения детей в школе мы неустанно обращаем их внимание на условия выбора безударной гласной в корне, однако именно эта орфограмма вызывает немало затруднений даже во время сдачи учащимися выпускных экзаменов по русскому языку.

Одна из главных причин – сложность самого орфографического навыка. За внешней лёгкостью, понятностью, краткостью правила и алгоритма выбора правильного написания скрывается целый комплекс учебных задач, которые нужно решать совместно учителю и ученику в процессе обучения. Необходимы длительные и целенаправленные упражнения, основанные на более простых знаниях, умениях и навыках. К таким ключевым знаниям, умениям и навыкам, помогающим делать правильный выбор при написании слов, относятся следующие:

  1. на слух определять сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем;
  2. ставить ударение в словах;
  3. производить фонетический разбор слов;
  4. обозначать звуки буквами в соответствии с фонематическим принципом русской орфографии;
  5. определять лексическое значение слова;
  6. проводить словообразовательный, морфемный анализы;
  7. «слышать» в слове орфограмму;
  8. уметь определять условия выбора орфограммы;
  9. знать правила орфографии;
  10. уметь соотносить орфограмму с соответствующим правилом;
  11. знать алгоритм применения правила.

Если ученик не умеет на слух определять сильные и слабые позиции фонем, то он не заметит орфограмму. Не выяснив лексического значения слова, не имея достаточного словарного запаса, ученик не сможет подобрать проверочное слово. Особенно это касается слов, где выбор гласных в корне связан с лексическим значением (промышленность развивается – флаг развевается). Таким образом, при обучении орфографии немаловажную роль играют знания, умения и навыки, получаемые при изучении всех разделов курса русского языка в средней школе. Кроме системных связей внутри раздела, необходимо учитывать связи орфограмм со всеми уровнями языковой системы и опираться на них при выборе условий написания того или иного слова.

Орфографические ошибки чаще всего возникают не потому, что школьник не знает правила, а потому, что не замечает «слабых мест» в словах. Это происходит, в частности, из-за отсутствия у него навыка различать сильные и слабые позиции фонем. У ученика не срабатывает «сигнал внимания» на орфограмму. Если учащимся предложить при написании слов под диктовку пропустить те буквы, в написании которых они сомневаются, то большинство будет уверено в правильности написания, сомнений не возникнет. Хотя ошибок будет в работах достаточно. Как показывает практика, орфограммы «слышит» только третья часть от общего количества учащихся. Даже овладев понятием «орфограмма», школьники не становятся орфографически зоркими. Мы часто объясняем это невнимательностью. А природа невнимательности заключается в том, что у части учащихся не развит речевой слух. В школьных курсах русского языка такие разделы, как фонетика и орфография, на практическом уровне недостаточно связаны друг с другом. Эта связь заявлена, но подбор упражнений оставляет желать лучшего. В учебниках мало тренировочных упражнений по совершенствованию фонетического слуха.

На уроках русского языка мы часто используем разнообразные виды письменных упражнений: от простого списывания до различного рода диктантов и творческих работ. Однако умение находить орфограммы на слух у учащихся развивается медленно и недостаточно эффективно. Такой «неуспех» запрограммирован всей системой обучения, сложившейся в последнее время. Боясь прослыть консервативными и несовременными, мы оправданно и неоправданно включаем в уроки тестовые задания, упражнения по аналогии с заданиями ОГЭ и ЕГЭ, объёмные презентации. А это занимает много времени. Приходится отказываться от части устных упражнений по изучаемой теме. При подготовке к написанию контрольного диктанта детям чаще всего предлагается вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов с пропущенными буквами, то есть по существу им подсказываются те позиции, где нужно применить правила. В то же время мало упражнений, развивающих орфографическую зоркость, умение на слух распознать орфограмму. Именно устные упражнения способствуют вырабатыванию у школьников навыков самоконтроля, формируют речевой слух как основу орфографического навыка.

Таким образом, опора на фонетику позволяет сделать обучение орфографии осознанным процессом, улучшает практическую орфографическую грамотность школьников, способствует повышению познавательного интереса учащихся, развитию их речевой и коммуникативной компетенций.

Огромную роль в процессе совершенствования орфографической грамотности учащихся играют обучающие диктанты: комментированный, объяснительный, предупредительный, «самодиктант». Эти диктанты помогают учителю определить трудности, с которыми столкнулись учащиеся, скорректировать планы уроков, индивидуальные маршруты изучения русского языка, правильно организовать сопутствующее повторение, предложить помощь детям, показывающим низкие или пограничные результаты. Рассмотрим характерные особенности и преимущества названной группы диктантов.

Комментированный диктант чаще всего используется на этапе первичного закрепления правил правописания и формирования умений адекватного выбора условий грамотного написания слов. В процессе диктанта происходит многократное проговаривание изучаемого правила и его применение во время записи слов, словосочетаний или предложений, предложенных учителем. Одновременно с записью материала отрабатывается алгоритм объяснения изучаемых или повторяемых орфограмм. Рекомендуется предварительно дать учащимся образец рассуждения. Чтобы задействовать как можно больше детей в процессе комментирования, его проводят «по цепочке».

Задание. Запишите слова под диктовку учителя, орфограммы подчеркните. Устно (по цепочке) произведите орфографический разбор диктуемых слов согласно плану орфографического разбора:

  1. тип орфограммы (орфограмма-буква, дефис, пробел);
  2. вид орфограммы (на какое правило?);
  3. опознавательный признак орфограммы (безударная позиция гласного звука, предлоги, шипящий, стечение согласных, конец слова, образование путём сложения);
  4. условие выбора написания (объяснение с помощью правила);
  5. собственный пример на то же правило.

Привокзальный, разрисовать, подоконник, засмеяться, не забыть, на поляне, югозапад, выпукловогнутый, циркуль, речной.

Образец выполнения задания.

Привокзальный – орфограмма-буква; правописание приставок пре– и при-, безударная позиция гласного звука; пишется буква и, потому что приставка имеет значение «близость к чему-либо»; присесть (неполное действие).

Объяснительный диктант отличается от комментированного тем, что предлагаемый материал сначала записывается целиком, а затем проводится проверка и объяснение написанного. Этот вид обучающего диктанта используется на более поздних этапах закрепления правила и отработки навыка правописания, а также на уроках обобщающего повторения. Объяснительный диктант развивает основные виды речевой деятельности учащихся: чтение, аудирование, говорение, письмо – и активизирует аналитическую деятельность школьников на уроке при работе с разными языковыми единицами.

Предупредительный диктант – это самый сложный вид обучающих диктантов, так как он предполагает максимальную самостоятельность при выборе и обосновании условий изучаемой орфограммы. Он проводится чаще всего перед контрольным диктантом по теме и позволяет учителю определить пробелы в знаниях учеников и организовать коллективную и индивидуальную работу по их ликвидации и предупреждению ошибок в контрольной работе. В процессе проверки предупредительного диктанта можно предложить взаимопроверку или самопроверку диктанта учащимися. А потом они сверяют свои работы или проверенные ими работы с записью, сделанной учителем на доске (выведенной на электронную доску). Все допущенные ошибки анализируются учителем и обязательно комментируются в классе. Предупредительный диктант помогает отработать анализ слов на разных уровнях: морфемном, словообразовательном, фонетическом, морфологическом, лексическом (в зависимости от представленных в материале орфограмм). Школьники учатся находить ошибки в написании слов, грамотно их квалифицировать и планировать работу по их предупреждению в будущем.

«Самодиктант» – это самостоятельная работа учащихся с предложенным текстом. Они сами себе диктуют тексты (они могут быть индивидуально подобраны учителем), определяют все изученные орфограммы, графически их обозначают и определяют условия выбора. Такую работу можно проводить на уроках обобщающего повторения. Но лучше всего этот вид диктанта перенести на домашнюю самоподготовку по предмету и совместить с внеклассным чтением по литературе. Учащиеся выбирают отрывок (примерно 10 предложений) из читаемого ими литературного произведения, записывают его в специальную тетрадь, проговаривая при этом каждое слово. Затем они проводят подробный орфографический анализ записанного текста. Условия выбора изученных орфограмм отмечаются над словами (для этого удобнее писать диктант через строку) и на полях. Один раз в две недели учитель проверяет выполненную работу. «Самодиктанты» способствуют повышению уровня мотивации школьников к чтению, к самостоятельной подготовке по русскому языку и литературе, активизируют познавательную и аналитическую деятельность учащихся.

Задание. Запишите текст под собственную диктовку. Обозначьте все знакомые вам орфограммы, определите условия их выбора. Все проверочные слова запишите на полях.

Текст для самодиктанта (отрывок из сказки Мэри Нортон «Метла и металлический шарик»).

Дети знакомились всё с новыми и новыми сокровищами: карта, на которой мисс Прайс нарисовала акварельными красками знаки зодиака, череп барана, конфетная коробка, полная сушёных мышей, пучки сухих трав, горшок с болиголовом, маленькое чучело аллигатора, подвешенное на двух верёвках к потолку. – А для чего вам крокодил, мисс Прайс? – поинтересовался Пол. И снова природная правдивость поборола в мисс Прайс стремление произвести впечатление. – Так, ни для чего, – созналась она. – Ими теперь не пользуются. Мне просто нравится, как он здесь смотрится. – Смотрится он здорово, – согласился Пол, сунув руки в карманы. – У меня была когда-то дохлая курица, – заметил он между прочим.

В предложенном тексте можно квалифицировать и объяснить 32 орфограммы, изученные до седьмого класса включительно.

Для усвоения понятия орфограммы важна не только фонетика, но и графика. Уроки русского языка в 5 классе, посвящённые изучению графики, призваны закрепить в сознании учащихся тот факт, что буквы обозначают не звуки, а их типы (фонемы), то есть звуки в сильной позиции. Это значит, что букву о мы пишем не только в словах дом, твой, воды, но и в словах дома, твоя, вода, хотя в них слышится звук а. Учащиеся должны усвоить, что на письме обозначается не только мягкость, но и твёрдость согласных: в положении перед согласными – отсутствием мягкого знака, перед гласными – с помощью букв а, о, у, ы. Также следует помнить, что одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква с: [с] – сад; [с,] – село; [з] – сбоку; [з,] – косьба, [ш] – сшить, [ж] – сжимать. При этом буква с не может быть заменена никакой другой буквой, так как это приведёт к искажению слова и его смысла.

Для формирования орфографического навыка важен анализ слова на всех уровнях: фонетическом, морфемном, словообразовательном, морфологическом. Необходимы знания словообразовательных моделей, границ морфем. Не следует забывать, что словообразовательный анализ опирается на лексическое значение слова. Определённые связи между синтаксическими категориями и морфологическими признаками частей речи устанавливаются при обосновании написания безударных падежных окончаний прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов. Например, при выборе правильного безударного окончания прилагательного школьники сначала находят определяемое существительное, то есть выделяют словосочетание. Затем по роду, числу и падежу определяемого существительного устанавливают род, число и падеж прилагательного. А эти морфологические признаки являются определяющими при выборе правильного безударного окончания имени прилагательного. Итак, фонетические, лексические, грамматические знания, умения и навыки учащихся являются лингвистической основой обучения орфографии, фундаментом орфографических навыков. Поэтому при изучении новых тем, к каким бы разделам русского языка они ни относились, необходимо тщательно продумывать сопутствующее повторение и подбирать комплекс упражнений, способствующих повышению уровня практической орфографической грамотности учащихся.

Одним из действенных способов решения этой проблемы являются словарно-орфографические диктанты. Ценность их в том, что при минимальных временных затратах повторяется объёмный грамматический материал, развивается память детей, логическое мышление, умение «слышать» орфограммы. Обратимся к особенностям некоторых видов таких диктантов:

Выборочный диктант ориентирует учащихся на выявление определённых или отличающихся языковых единиц из потока речи. Это эффективно развивает аналитические навыки школьников по выявлению существенных признаков определённых частей речи и грамматических категорий. Дети записывают мало, а анализируют большой по объёму материал. Это существенное достоинство данного вида работы. Также исключается механическое, бездумное списывание или записывание на слух.

Задание. Выпишите из диктанта все слова с проверяемыми безударными гласными в корнях. Затем обозначьте орфограммы и подберите проверочные слова.

Текст для диктанта (отрывок из сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)

Бедному Нильсу пришлось бы совсем плохо, если бы в это время на дворе не появился кот. Заметив кота, куры, гуси и утки сейчас же бросились врассыпную и принялись рыться в земле с таким видом, будто их ничего на свете не интересует, кроме червяков и прошлогодних зёрен. А Нильс обрадовался коту, как родному. – Милый котик, – сказал он. – Будь добр, скажи, где мне найти гнома? Ведь он не мог далеко уйти. Кот уселся, обвил хвостом передние лапы и посмотрел на мальчика.

Образец выполнения задания.

Дворе (двор), появился (явка), кота (кот), врассыпную (сыпать), принялись (принять), земле (земли), таким (так), интересует (интерес), червяков (черви), прошлогодних (прошлый), родному (род), скажи (сказ), далеко (даль, далёкий), хвостом (хвост), передние (перед), посмотрел (смотр).

Распределительный диктант нацеливает учащихся на группировку единиц речи на основе объединяющих признаков: орфографических или грамматических. Распределение производится по столбикам. В процессе работы школьники анализируют единицы речи, выделяют их главные и второстепенные признаки, сравнивают с другими близкими, но отличающимися от них единицами речи.

Задание. Распределите по двум группам слова, имеющие орфограммы в приставках и в суффиксах.

Зайчонок, парчовый, посмотреть, вздохнул, революционный, прекрасный, раненый, преуспеть, преступник, замочек, карманный, воробьиный, расход, израненный, прекратить, соломенный, ударил, обращался, разлил, сберечь, увлечённый, очистить, раскинулась, орешек, ключик, торжественный, передавать, горячо, безбрежный, водяной, привстать.

Образец выполнения задания.

Слова с орфограммами в приставках: посмотреть, вздохнул, прекрасный, преуспеть, преступник, расход, израненный, прекратить, обращался, разлил, сберечь, увлечённый, раскинулась, передавать, безбрежный, привстать.

Слова с орфограммами в суффиксах: зайчонок, парчовый, революционный, раненый, замочек, карманный, воробьиный, израненный, соломенный, ударил, увлечённый, орешек, ключик, торжественный, горячо, водяной.

Выборочно-распределительный диктант основан на совмещённых принципах анализа, группировки и классификации. Он незаменим при закреплении изученного материала. Этот вид диктанта формирует универсальные общеучебные умения и навыки: поиск заявленной информации, её анализ, отбор, структурирование. Предполагается ознакомительное чтение текста, а затем – по предложениям.

Задание. Выпишите из диктуемого текста все глаголы, распределите их в две группы по спряжениям. Объясните правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Текст для диктанта (отрывок из сказки Яна Экхольма «То да Сё из города Авось да Небось»).

Опять ты упрямишься,– заворчал Сё. – Ничего трудного в работе доктора нет. Разве ты не видел, как лечит Медведь? Он только заставляет больных дышать, кашлять, высовывать язык, да ещё выслушивает сердце. А потом получает за это деньги. Мы можем делать это ничуть не хуже. Разве ты не помнишь, сколько ему досталось еды, когда он посетил господина Нильссона? Много – премного крынок превосходного, тёплого молока. – Мы сейчас же укрепим на дверях вывеску, – ответил Сё, – где напишем, что стали лекарями. – Ты кое-что забыл, – напомнил кот. – Доктор должен всегда хорошо одеваться, носить белый халат и часто мыть лапы.

Образец выполнения задания.

Глаголы 1 спряжения: заворчать, заставляет, кашлять, высовывать, выслушивает, получает, делать, досталось, напишем, стали, забыть, одеваться, мыть.

Глаголы 2 спряжения: упрямишься, видел, дышать, помнишь, посетил, укрепим, ответил, напомнил, носить.

Словарный диктант из учебника с домашней подготовкой является хорошим способом закрепления нового материала в классе, где собраны ученики со слабой базовой подготовкой по предмету. Домашняя подготовка снимает психологический барьер, дети получают возможность проанализировать орфограммы, вспомнить и повторить правила, проконсультироваться с учителем, сделать записи или карточки–подсказки. На уроке они уже будут работать в комфортных условиях и покажут хорошие результаты.

Таким образом, оптимальный подбор и систематическое применение рассмотренных приёмов и форм работы на уроках русского языка в 5-7 классах будет способствовать совершенствованию практической орфографической грамотности учащихся.

«Русский язык — самый сложный», — наверняка вам приходилось слышать эту фразу. В ней есть доля истины (хотя простых языков не бывает): у нас такое количество правил и исключений, что освоить все нелегко даже нам, носителям языка.

И все же это не оправдание, чтобы не изучать грамматику. Если вы пишете посты в соцсетях, письма коллегам и клиентам и даже просто сообщения друзьям — лучше делать это без ошибок или стремиться к тому, чтобы их было как можно меньше.

Как развивать грамотность, если школа давно позади? В этой статье поделюсь несколькими способами, которые помогают мне.

Если вы знаете, где ошибаетесь

Кому-то с трудом дается орфография, а кто-то не дружит с пунктуацией. Если в целом уровень грамотности у вас достаточно высок, но никак не даются некоторые моменты — например, путаете о и ё после шипящих или запинаетесь о запятые на стыке союзов — сократить количество ошибок довольно просто.

Ищите подсказки в интернете. Поисковым системам постоянно задают вопросы о том, как писать то или иное слово и в чем разница между двоеточием и тире. На большинство вопросов эксперты уже написали ответы. Ищите их. Правда, не все советы одинаково полезны. Выбирайте в поисковой выдаче авторитетные ресурсы: словари или сайты, где советы дают настоящие филологи (я доверю порталу gramota.ru).

Подглядывайте в книжках. Засомневались в том, как пишется какое-то слово или оборот — поищите примеры в книгах. Я часто так делаю. Например, забыла, обособляется ли слово «например». Открываю электронную книгу (из тех, что есть под рукой), ввожу в поиске слово и смотрю, как оно написано.


Стараюсь найти в книге пример, максимально похожий на мой случай

Не советую проверять по художественным книгам: там могут встречаться авторские знаки. Книги прошлых веков тоже лучше не брать: нормы языка с тех пор могли поменяться. Лучше всего подойдет современная нон-фикшн книга серьезного издательства — там шансы найти верный вариант максимальны. Например, в МИФе над каждой книгой работает несколько редакторов и корректоров, так что в подавляющем большинстве случаев написанному можно доверять.

Перечитывайте на свежую голову. Когда мы пишем текст, глаз «замыливается»: мы погружаемся в смысл, а на орфографию и пунктуацию перестаем обращать внимание. Да и усталость сказывается. Поэтому лучше не публиковать текст сразу после создания, лучше отложить на день или хотя бы пару часов, а потом пробежаться свежим взглядом. Так можно отловить много досадных мелочей.

Если не знаете, где ошибаетесь

Сложнее бороться с теми ошибками, о которых мы даже не подозреваем. Например, если с детства привыкли писать «кракадил», то не заметите ошибку, даже перечитав слово 50 раз. Но и в этом случае можно себе помочь.

Пользуйтесь сервисами проверки грамматики и орфографии. Речь о тех самых сервисах, которые подчеркивают красной линией слова с ошибками. Сейчас проверка работает и в соцсетях, и в мессенджерах, и в почте. Обращайте внимание на подчеркивание и смотрите, что предлагает искусственный интеллект. Правда, он тоже иногда ошибается. Схема должна быть такой: он проверяет вас, вы — его.


Искусственный интеллект иногда предлагает странные варианты и не понимает всех тонкостей языка, поэтому слепо доверять ему не стоит.

Упражняйтесь. Просто читать правила скучно и неэффективно, а вот практиковаться на упражнениях — другое дело. Купите сборник заданий по русскому языку для старшеклассников или студентов. Внутри вы найдете упражнения, подобные тем, что мы делаем, изучая иностранный язык: надо вставить слово, букву или знак препинания. В таких сборниках часто бывает краткое изложение правил, примеры и, главное, ответы — по ним сможете проверять себя.


Если упражнения помогают с иностранным языком, помогут и с родным. — Источник

Попросите кого-то посмотреть ваши тексты. Найдите человека, в чьей грамотности вы уверены, и попросите вас проверить. Пусть он не просто исправит ошибки, а пометит их, чтобы вы могли проанализировать слабые места. «Проверяющего» можно найти в своем окружении или обратиться к профессиональному корректору — небольшие тексты вычитывают быстро и недорого.

Если пишете в соцсетях или блоге, можете использовать коллективный разум — попросить читателей сообщать о ваших ошибках. Пообещайте, что не отправите человека в бан, если он укажет на оплошности. Только, как я уже говорила, не стесняйтесь проверить совет на адекватность, ведь и советчики могут ошибаться.


Мы в МИФе часто просим совета друг у друга. Если у вас есть коллеги с высокой грамотностью, можете учредить свой клуб))

Читайте книги. Классический способ повышения грамотности по-прежнему работает. Качественная литература, хоть художественная, хоть нон-фикшн, поможет развить «чувство языка». Для этого даже не обязательно препарировать каждую фразу. Читая, мы неосознанно запоминаем правильный вид слов, улавливаем ритм языка, и глаз начинает цепляться за ошибки. А если мы их видим, то и исправить не составит труда.


Если будете читать с карандашом в руке, эффект будет еще больше. — Источник

В конце замечу, что делать ошибки — нормально. Русский язык слишком богат, чтобы знать всё. А в некоторых случаях даже специалисты не могут точно сказать, как правильно: все зависит от интерпретаций. Так что не переживайте, если допустили где-то пару ошибок — возможно, никто их и не заметит. И уж точно не переставайте писать.

Обложка поста — unsplash.com

Памятка по выполнению

работы над ошибками по русскому языку.

Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка!
Необходимо
проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое главное — чтобы ошибки эти больше не повторялись в ваших работах!

В работе над ошибками главное слово – работа.

Итак, цель работы над ошибками — так проработать ошибки, чтобы они не повторялись в дальнейшем. Как проработать?

Работа состоит из трех частей:

  1. Объяснение допущенных орфографических ошибок.
  1. Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, грязь, или где ты описался (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления.
  2. Далее идёт работа над ошибками, которые нашел учитель.

Сначала определи, на какую орфограмму твоя ошибка.

Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).

Слово, в котором допущена ошибка

Напиши слово верно.

Правило, объясняющее написание

Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило

Не_выучил

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Не_знать

Не_ был

Не_ читают

объяснил

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.

Съезд

 Объём

Подъехать

у нас

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

ко мне

 с тобой

к нему

вьюга

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

Деревья

 Обезьяна

Воробьи

2. Объяснение допущенных пунктуационных  ошибок.

1. Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания (например: обособленное определение, однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)

2. Выписать  предложение, графически объясняя постановку знака препинания, составить схему, подобрать из учебника или из художественной литературы  3 предложения на это правило и записать, объясняя пунктограмму.  

ОБРАЗЕЦ:

  1. Знаки препинания при однородных членах

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)

Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)

У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи. (А. Серафимович)

  1. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Программа, │написанная в спешке│, выполнила недопустимую операцию.

Матушка,│ знавшая наизусть все его свычаи и обычаи│, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее.(А.С.Пушкин)

Я видел только верхушки лозняка, │теснившегося на этом берегу│. (А.П.Чехов)

С утра до утра шел мелкий дождик, │

превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь│. (А.И.Куприн)

3. Работа над грамматическими ошибками.

Грамматическая ошибка — это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. Записать без ошибок всё предложение.

Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок


п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красившее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушения согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом

8

Нарушения управления

Нужно сделать свою природу более красивую

Повествует читателей

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея

11

Ошибки в построении  предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом

В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве

Человеку показалось то, что это…

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Для более глубокого анализа ошибок напиши отчет

 «Почему я сделал ошибки?»

           Примерный план

              1.   Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.

              2    Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:

             А.  Не усвоил новый материал.

             Б.  Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).

             В.  Допустил ошибку в словарном слове,

             Г.  Обстановка в классе во время диктанта.

             Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог                      сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).

                   Оценка собственных знаний, выводы.

Научиться грамотно и правильно писать можно за пару месяцев. О способах читайте в статье.

Содержание

  • Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №1
  • Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №2
  • Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №3
  • Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №4
  • Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №5
  • Как правильно обучать ребенка младших классов грамотно писать: рекомендации и советы опытного педагога
  • Как правильно обучать ребенка средних классов грамотно писать: рекомендации опытного педагога
  • Как правильно обучаться старшеклассникам и взрослым грамотно писать: рекомендации опытного педагога
  • Видео: Диктант. Как написать диктант на 5? Почему писать диктанты трудно?

Существует мнение, что в наш век современных технологий, главное — это уметь быстро печатать. Ведь и работа, и жизнь вне ее, связаны с компьютерами и смартфонами.

  • Мы общаемся в интернете и стараемся быстро набирать поисковые запросы в интернете или печатать сообщения.
  • Но специалисты, наоборот, уверены в том, что нужно учиться каллиграфическому почерку. Ведь по грамотному и красивому письму можно судить не только об аккуратности и усидчивости.
  • Особенно у детей, это указывает на хорошее развитие мелкой моторики рук, благодаря чему можно судить об отличном интеллектуальном развитии.
  • В этой статье опубликованы методики, помогающие научить грамотно писать ребенка и ученика средней и старшей школы и советы для взрослых.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №1

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Родителям приятно слышать, когда их кроха начинает агукать и проговаривать первые слова. Также мама и папа радуются спустя время, когда речь малыша становится понятной, а ответы на вопросы осмысленными.

  • Когда ребенок подрастет еще немного, родители отдают свое чадо в детский сад, где его начинают учить писать.
  • Почти все родители требуют выписывать буквы безошибочно, несмотря на то, что ребенку всего 5 или 6 лет. Это большая ошибка!
  • Чтобы ребенок научился грамотно писать, должно пройти и прийти время.
  • Учеными выяснено, что формирование уровня правильного правописания завершается к 4 классу.
  • Но интенсивно нужно начинать заниматься письмом уже в 1 классе. Итак, как научить грамматике русского языка первоклассника?

Секрет №1: Развитие мелкой моторики рук. 

  • Тренировка рук и пальцев — это важно в процессе обучения грамотному и красивому письму. Особенно это касается первоклассников.
  • Хорошо развить мелкую моторику рук помогает лепка.
  • Пособие по обучению лепки из пластилиновой или глиняной массы можно найти в любом книжном магазине.

Первый этап, помогающий выработать каллиграфический почерк, заключается в правильной организации детского рабочего места. Важно научить малыша правильно сидеть за столом. Обратите внимание на следующее:

  • Спина должна быть прямой, с упором на стул.
  • Локти должны лежать на поверхности стола, в особенности, локоть той руки, которая является рабочей во время письма.
  • Грудь должна быть чуть отодвинута от стола. От края стола до груди сидящего на стуле малыша должно быть расстояние в один кулак.
  • Голова должна быть чуть наклонена.
  • Ноги нужно поставить на пол, колени согнуть под прямым углом.
  • Тетрадь должна лежать под углом 45° между верхним углом и краем стола. При этом нижний угол тетрадки направляется к центру груди.

Обязательно приготовьте все необходимое для обучения: ручку с тремя гранями для удобного захвата, специальную пропись и тетрадь в косую линию.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №2

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Чтобы научиться писать каллиграфическим почерком без ошибок и помарок, нужно приложить много усилий. Родители и учительский состав школы должны найти подход к ребенку. Следующий секрет поможет научить грамматике русского языка второклассника и третьеклассника. Этот метод также подходит и для учеников средней школы.

Секрет №2: Регулярное написание диктантов

  • Сначала это может показаться ненужным занятием, но два текста в неделю, написанные под диктовку — это отличные результаты уже через 2-3 месяца.
  • Обязательно разбирайте ошибки, и делайте анализ вместе с ребенком. Благодаря этому он лучше запомнит строение словоформ, в которых допускаются неточности. Сложные слова во время диктанта повторяйте 2-3 раза. Допустимо даже подсказывать, если малыш затрудняется написать то или иное слово.
  • Во время разбора ошибок, повторяйте правила, которые помогут запомнить написание сложных словоформ. Важно указать ребенку на неточности. Можно предложить ему выписать слово с ошибкой, написав его правильно, и прописать это слово несколько строк. Благодаря этому приему малыш вдумается, где он допустил ошибку и запомнит правописание этого слова.

Большое значение имеет графический образ слов, который запоминается человеком навсегда. Поэтому важно в ребенке развить способность запоминать слово, и не допускать в нем ошибок.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №3

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Всем известно, что письмо и чтение тесно связаны. Если человек много читает, то он будет грамотно писать. Поэтому следующий секрет связан именно с чтением, но следует учитывать некоторые нюансы.

Секрет №3: Систематическое чтение вслух

  • Самостоятельное чтение развивает память и внимание. Но читать нужно вслух, так как маленькие дети лучше воспринимают информацию, которую они проговаривают.
  • Подбирайте книги, которые интересны малышу. Но помните о том, что правильный литературный язык представлен только у некоторых писателей классиков: Толстого, Чехова, Бунина, Тургенева.
  • Сначала пусть ребенок читает, как пишет — по слогам, выговаривая каждую букву. Затем можно переходить к чтению, как говорим.
  • Чтение по ролям — это интересно, занимательно и поможет лучше запомнить отдельные слова.

Приучайте ребенка читать каждый день по 30 минут. Это поможет привить любовь к чтению и сделать разговорную речь и письмо более грамотными.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №4

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Маленьким детям нравится играть. Даже большие девочки и мальчики лучше запоминают какие-то знания, полученные в игре. Поэтому продолжаем раскрывать секреты по успешному обучению грамотному написанию.

Секрет №4: Учение в виде игры

  • Для малышей можно сделать карточки со словами, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки.
  • Развесьте их над столом или поиграйте в игру, в которой сначала нужно написать слово, а потом появится карточка с ним. Можно предложить вытягивать карточку и объяснить правописание того или иного слова.
  • Детям постарше лучше предложить побыть некоторое время учителем. Пусть ваше чадо представит себя в школе, но в роли преподавателя, который объясняет своим ученикам новую тему по правописанию. Ребенок должен также провести диктант, а мама или папа должны написать его и желательно правильно.

Благодаря такому приему, ребенок научится правильно писать, но для этого понадобится некоторое время. Не требуйте все и сразу. У ребенка не должно появиться отвращение к процессу обучения. Важно привить любовь к книгам и учебе, это поможет сделать только позитивный настрой учителей, родителей и самого ребенка.

Учимся вместе с мамой грамотно писать диктанты

Учимся вместе с мамой грамотно писать диктанты

Ребенок должен видеть заинтересованность родителей в его хороших результатах. Если малыш наблюдает, что маме и папе все равно, как он учится и что делает в школе, то скорее всего, такой ребенок не достигнет высоких результатов. Игра, которая будет описана ниже, поможет научить грамматике русского языка четвероклассника и пятиклассника.

Секрет №5: Взаимная проверка

  • Сядьте с ребенком за разные столы и продиктуйте друг другу небольшие тексты.
  • Родителям нужно специально допустить несколько ошибок.
  • Затем обменяйтесь с ребенком написанными диктантами, и проверьте их на наличие ошибок.
  • Если ребенок самостоятельно не видит неточности, тогда нужно ему подсказать, в скольких словах есть неправильно написанные буквы.

Такая игра помогает развить память и внимание. Ребенок лучше запомнит правописание слов, будет правильно ставить запятые и другие знаки препинания.

Как правильно обучать ребенка младших классов грамотно писать: рекомендации и советы опытного педагога

Обучение ребенка младших классов грамотно писать

Обучение ребенка младших классов грамотно писать

Если у вас возникает вопрос, как научить грамматике русского языка ученика младшей школы, то вам помогут советы опытных педагогов. Вот рекомендации, при помощи которых ребенок сможет добиться хороших результатов уже через 2-3 месяца усердных занятий:

Мотивируйте своих детей

  • Подростки и дети младшей школы еще не понимают, зачем им необходимо хорошо учиться и грамотно писать.
  • Родители и учителя должны донести до детей, что грамотное написание слов русского языка — это основа жизни, по которой судят о взрослении ребенка.
  • Пусть малыш придет к вам на работу и увидит, как важно правильно уметь писать в деловых бумагах, при составлении контрактов и разных юридических бумаг.

Если у ребенка дисграфия

  • Обратитесь к логопеду. Часто родители не могут отличить, рассеянность у ребенка или серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге — дисграфия.
  • Если ребенок меняет слоги местами, придумывает свои окончания в словах, не пишет заглавные буквы, выходит за поля, не обращает внимание на линию, то следует обратиться к логопеду и психологу.
  • Специалисты дадут рекомендации и помогут справиться с этим детским недугом.

Приобретите специальный сборник с текстами

  • Для каждого класса есть слова, необходимые для заучивания.
  • Спросите у учителя список этих слов и попросите его порекомендовать сборник для диктантов.

Диктанты не должны быть ежедневным занятием

  • Достаточно 2-х раз в неделю в первые 2 месяца, а потом 1 раз в 7-10 дней.
  • Диктант должен быть контрольным проверочным занятием, а не ежедневной мукой ребенка.

Помните: Дети не обучаются одинаково. Кто-то начинает сразу писать грамотно, а другим нужно несколько месяцев и даже лет для обучения хорошей грамотности, и это нормально.

Как правильно обучать ребенка средних классов грамотно писать: рекомендации опытного педагога

Обучение ребенка средних классов грамотно писать

Обучение ребенка средних классов грамотно писать

Если ребенок уже закончил младшую школу, и с грамотностью у него проблема, тогда стоит начать заниматься с ним именно сейчас. Чем на более поздний срок вы будете откладывать дополнительные занятия, тем сложнее будет вашему чаду научиться грамотно писать. Вот несколько рекомендаций опытного педагога, как научить грамматике русского языка шестиклассника и семиклассника:

  • Учитель или родители должны несколько раз диктовать тексты, в которых допускаются грубые ошибки. Сложные слова — обращайте внимание на них отдельно. Если допущены ошибки, то нужно их разобрать с подробным анализом.
  • В этом возрасте детям также интересно обучение в форме игры. Например, можно предложить составить кроссворд.
  • Проводите подготовку перед диктантом: повторите правила, слова из словаря, выполните задания такие же, как будут в классе.
  • Во время диктанта внимательно слушайте учителя, и обращайте внимание на знаки препинания. Не нужно подсматривать в чужую тетрадь, так как можно списать чужие ошибки. Не стоит писать наперед, даже если кажется, что вы помните текст.
  • Врожденная грамотность — это термин, к которому мы привыкли. Но на самом деле, под этим термином понимается хорошая зрительная память на правописание слов.

Хорошей грамотностью обычно обладают любители много читать, так как они видят примеры правильного написания слов. При чтении отдавайте предпочтение классической литературе.

Как правильно обучаться старшеклассникам и взрослым грамотно писать: рекомендации опытного педагога

Обучение старшеклассника грамотно писать

Обучение старшеклассника грамотно писать

Старшеклассникам нужно обязательно уметь грамотно писать, так как важно сдать хорошо экзамены, чтобы поступить в ВУЗ, а русский язык является обязательным экзаменом после 9-го и 11-го классов. Как научить грамматике русского языка девятиклассника и десятиклассника? Вот несколько советов:

  • Память рук. Уже давно доказано, что наши руки имеют память, то есть мы можем делать руками то, что, кажется, забыл мозг. Также и со словами, рука будет сама выписывать слово. Но для этого нужно много тренироваться — писать, писать и еще раз писать.
  • Купите орфографический словарь. Если возникнут сомнения в правильности написания слова, можно будет всегда посмотреть его правописание.
  • Напишите словарик трудно запоминаемых слов. Это поможет иметь под рукой тетрадь, в которую можно заглянуть в любой момент и посмотреть правильность написания сложного слова.
  • Регулярно занимайтесь. Старшеклассникам можно хоть каждый день писать диктанты, в отличие от малышей. Вам нужно понять для себя, что грамотность — это не врожденная черта человека, а результат упорных тренировок. Важно много писать и не терять при этом интерес к таким занятиям, тогда слова будут легко запоминаться.

Многие люди считают, что в одиннадцатом классе уже поздно начинать учиться грамотности, если она не была усвоена до этого времени. Но опытные педагоги заверяют, что учиться никогда не поздно, и если постараться, то можно и за один год повысить свою грамотность и хорошо сдать экзамен.

Теперь вы знаете, как научить грамматике русского языка ученика младшей школы, восьмиклассника или взрослого человека. Главное, это делать с интересом, настраиваясь на позитивную волну и отличный итоговый результат.

Видео: Диктант. Как написать диктант на 5? Почему писать диктанты трудно?

Учимся грамотно писать диктанты

Родителям приятно слышать, когда их кроха начинает агукать и проговаривать первые слова. Также мама и папа радуются спустя время, когда речь малыша становится понятной, а ответы на вопросы осмысленными.

  • Когда ребенок подрастет еще немного, родители отдают свое чадо в детский сад, где его начинают учить писать.
  • Почти все родители требуют выписывать буквы безошибочно, несмотря на то, что ребенку всего 5 или 6 лет. Это большая ошибка!
  • Чтобы ребенок научился грамотно писать, должно пройти и прийти время.
  • Учеными выяснено, что формирование уровня правильного правописания завершается к 4 классу.
  • Но интенсивно нужно начинать заниматься письмом уже в 1 классе. Итак, как научить грамматике русского языка первоклассника?

Секрет №1: Развитие мелкой моторики рук. 

  • Тренировка рук и пальцев — это важно в процессе обучения грамотному и красивому письму. Особенно это касается первоклассников.
  • Хорошо развить мелкую моторику рук помогает лепка.
  • Пособие по обучению лепки из пластилиновой или глиняной массы можно найти в любом книжном магазине.

Первый этап, помогающий выработать каллиграфический почерк, заключается в правильной организации детского рабочего места. Важно научить малыша правильно сидеть за столом. Обратите внимание на следующее:

  • Спина должна быть прямой, с упором на стул.
  • Локти должны лежать на поверхности стола, в особенности, локоть той руки, которая является рабочей во время письма.
  • Грудь должна быть чуть отодвинута от стола. От края стола до груди сидящего на стуле малыша должно быть расстояние в один кулак.
  • Голова должна быть чуть наклонена.
  • Ноги нужно поставить на пол, колени согнуть под прямым углом.
  • Тетрадь должна лежать под углом 45° между верхним углом и краем стола. При этом нижний угол тетрадки направляется к центру груди.

Обязательно приготовьте все необходимое для обучения: ручку с тремя гранями для удобного захвата, специальную пропись и тетрадь в косую линию.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №2

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Чтобы научиться писать каллиграфическим почерком без ошибок и помарок, нужно приложить много усилий. Родители и учительский состав школы должны найти подход к ребенку. Следующий секрет поможет научить грамматике русского языка второклассника и третьеклассника. Этот метод также подходит и для учеников средней школы.

Секрет №2: Регулярное написание диктантов

  • Сначала это может показаться ненужным занятием, но два текста в неделю, написанные под диктовку — это отличные результаты уже через 2-3 месяца.
  • Обязательно разбирайте ошибки, и делайте анализ вместе с ребенком. Благодаря этому он лучше запомнит строение словоформ, в которых допускаются неточности. Сложные слова во время диктанта повторяйте 2-3 раза. Допустимо даже подсказывать, если малыш затрудняется написать то или иное слово.
  • Во время разбора ошибок, повторяйте правила, которые помогут запомнить написание сложных словоформ. Важно указать ребенку на неточности. Можно предложить ему выписать слово с ошибкой, написав его правильно, и прописать это слово несколько строк. Благодаря этому приему малыш вдумается, где он допустил ошибку и запомнит правописание этого слова.

Большое значение имеет графический образ слов, который запоминается человеком навсегда. Поэтому важно в ребенке развить способность запоминать слово, и не допускать в нем ошибок.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №3

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Всем известно, что письмо и чтение тесно связаны. Если человек много читает, то он будет грамотно писать. Поэтому следующий секрет связан именно с чтением, но следует учитывать некоторые нюансы.

Секрет №3: Систематическое чтение вслух

  • Самостоятельное чтение развивает память и внимание. Но читать нужно вслух, так как маленькие дети лучше воспринимают информацию, которую они проговаривают.
  • Подбирайте книги, которые интересны малышу. Но помните о том, что правильный литературный язык представлен только у некоторых писателей классиков: Толстого, Чехова, Бунина, Тургенева.
  • Сначала пусть ребенок читает, как пишет — по слогам, выговаривая каждую букву. Затем можно переходить к чтению, как говорим.
  • Чтение по ролям — это интересно, занимательно и поможет лучше запомнить отдельные слова.

Приучайте ребенка читать каждый день по 30 минут. Это поможет привить любовь к чтению и сделать разговорную речь и письмо более грамотными.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №4

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Маленьким детям нравится играть. Даже большие девочки и мальчики лучше запоминают какие-то знания, полученные в игре. Поэтому продолжаем раскрывать секреты по успешному обучению грамотному написанию.

Секрет №4: Учение в виде игры

  • Для малышей можно сделать карточки со словами, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки.
  • Развесьте их над столом или поиграйте в игру, в которой сначала нужно написать слово, а потом появится карточка с ним. Можно предложить вытягивать карточку и объяснить правописание того или иного слова.
  • Детям постарше лучше предложить побыть некоторое время учителем. Пусть ваше чадо представит себя в школе, но в роли преподавателя, который объясняет своим ученикам новую тему по правописанию. Ребенок должен также провести диктант, а мама или папа должны написать его и желательно правильно.

Благодаря такому приему, ребенок научится правильно писать, но для этого понадобится некоторое время. Не требуйте все и сразу. У ребенка не должно появиться отвращение к процессу обучения. Важно привить любовь к книгам и учебе, это поможет сделать только позитивный настрой учителей, родителей и самого ребенка.

Учимся вместе с мамой грамотно писать диктанты

Учимся вместе с мамой грамотно писать диктанты

Ребенок должен видеть заинтересованность родителей в его хороших результатах. Если малыш наблюдает, что маме и папе все равно, как он учится и что делает в школе, то скорее всего, такой ребенок не достигнет высоких результатов. Игра, которая будет описана ниже, поможет научить грамматике русского языка четвероклассника и пятиклассника.

Секрет №5: Взаимная проверка

  • Сядьте с ребенком за разные столы и продиктуйте друг другу небольшие тексты.
  • Родителям нужно специально допустить несколько ошибок.
  • Затем обменяйтесь с ребенком написанными диктантами, и проверьте их на наличие ошибок.
  • Если ребенок самостоятельно не видит неточности, тогда нужно ему подсказать, в скольких словах есть неправильно написанные буквы.

Такая игра помогает развить память и внимание. Ребенок лучше запомнит правописание слов, будет правильно ставить запятые и другие знаки препинания.

Как правильно обучать ребенка младших классов грамотно писать: рекомендации и советы опытного педагога

Обучение ребенка младших классов грамотно писать

Обучение ребенка младших классов грамотно писать

Если у вас возникает вопрос, как научить грамматике русского языка ученика младшей школы, то вам помогут советы опытных педагогов. Вот рекомендации, при помощи которых ребенок сможет добиться хороших результатов уже через 2-3 месяца усердных занятий:

Мотивируйте своих детей

  • Подростки и дети младшей школы еще не понимают, зачем им необходимо хорошо учиться и грамотно писать.
  • Родители и учителя должны донести до детей, что грамотное написание слов русского языка — это основа жизни, по которой судят о взрослении ребенка.
  • Пусть малыш придет к вам на работу и увидит, как важно правильно уметь писать в деловых бумагах, при составлении контрактов и разных юридических бумаг.

Если у ребенка дисграфия

  • Обратитесь к логопеду. Часто родители не могут отличить, рассеянность у ребенка или серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге — дисграфия.
  • Если ребенок меняет слоги местами, придумывает свои окончания в словах, не пишет заглавные буквы, выходит за поля, не обращает внимание на линию, то следует обратиться к логопеду и психологу.
  • Специалисты дадут рекомендации и помогут справиться с этим детским недугом.

Приобретите специальный сборник с текстами

  • Для каждого класса есть слова, необходимые для заучивания.
  • Спросите у учителя список этих слов и попросите его порекомендовать сборник для диктантов.

Диктанты не должны быть ежедневным занятием

  • Достаточно 2-х раз в неделю в первые 2 месяца, а потом 1 раз в 7-10 дней.
  • Диктант должен быть контрольным проверочным занятием, а не ежедневной мукой ребенка.

Помните: Дети не обучаются одинаково. Кто-то начинает сразу писать грамотно, а другим нужно несколько месяцев и даже лет для обучения хорошей грамотности, и это нормально.

Как правильно обучать ребенка средних классов грамотно писать: рекомендации опытного педагога

Обучение ребенка средних классов грамотно писать

Обучение ребенка средних классов грамотно писать

Если ребенок уже закончил младшую школу, и с грамотностью у него проблема, тогда стоит начать заниматься с ним именно сейчас. Чем на более поздний срок вы будете откладывать дополнительные занятия, тем сложнее будет вашему чаду научиться грамотно писать. Вот несколько рекомендаций опытного педагога, как научить грамматике русского языка шестиклассника и семиклассника:

  • Учитель или родители должны несколько раз диктовать тексты, в которых допускаются грубые ошибки. Сложные слова — обращайте внимание на них отдельно. Если допущены ошибки, то нужно их разобрать с подробным анализом.
  • В этом возрасте детям также интересно обучение в форме игры. Например, можно предложить составить кроссворд.
  • Проводите подготовку перед диктантом: повторите правила, слова из словаря, выполните задания такие же, как будут в классе.
  • Во время диктанта внимательно слушайте учителя, и обращайте внимание на знаки препинания. Не нужно подсматривать в чужую тетрадь, так как можно списать чужие ошибки. Не стоит писать наперед, даже если кажется, что вы помните текст.
  • Врожденная грамотность — это термин, к которому мы привыкли. Но на самом деле, под этим термином понимается хорошая зрительная память на правописание слов.

Хорошей грамотностью обычно обладают любители много читать, так как они видят примеры правильного написания слов. При чтении отдавайте предпочтение классической литературе.

Как правильно обучаться старшеклассникам и взрослым грамотно писать: рекомендации опытного педагога

Обучение старшеклассника грамотно писать

Обучение старшеклассника грамотно писать

Старшеклассникам нужно обязательно уметь грамотно писать, так как важно сдать хорошо экзамены, чтобы поступить в ВУЗ, а русский язык является обязательным экзаменом после 9-го и 11-го классов. Как научить грамматике русского языка девятиклассника и десятиклассника? Вот несколько советов:

  • Память рук. Уже давно доказано, что наши руки имеют память, то есть мы можем делать руками то, что, кажется, забыл мозг. Также и со словами, рука будет сама выписывать слово. Но для этого нужно много тренироваться — писать, писать и еще раз писать.
  • Купите орфографический словарь. Если возникнут сомнения в правильности написания слова, можно будет всегда посмотреть его правописание.
  • Напишите словарик трудно запоминаемых слов. Это поможет иметь под рукой тетрадь, в которую можно заглянуть в любой момент и посмотреть правильность написания сложного слова.
  • Регулярно занимайтесь. Старшеклассникам можно хоть каждый день писать диктанты, в отличие от малышей. Вам нужно понять для себя, что грамотность — это не врожденная черта человека, а результат упорных тренировок. Важно много писать и не терять при этом интерес к таким занятиям, тогда слова будут легко запоминаться.

Многие люди считают, что в одиннадцатом классе уже поздно начинать учиться грамотности, если она не была усвоена до этого времени. Но опытные педагоги заверяют, что учиться никогда не поздно, и если постараться, то можно и за один год повысить свою грамотность и хорошо сдать экзамен.

Теперь вы знаете, как научить грамматике русского языка ученика младшей школы, восьмиклассника или взрослого человека. Главное, это делать с интересом, настраиваясь на позитивную волну и отличный итоговый результат.

Видео: Диктант. Как написать диктант на 5? Почему писать диктанты трудно?

Казалось бы, в век господства высоких технологий умение грамотно писать и излагать свои мысли отпадёт за ненадобностью. Но даже самая совершенная компьютерная программа не всегда может распознать ошибку в тексте и правильно построить предложение.

Поэтому было и остается важным и необходимым знание правил русского языка и умение применить их на практике.

Но что делать, если ребёнок постоянно пишет с ошибками? И возможно ли взрослому человеку научиться грамотному письму? О том, как научить ребёнка писать без ошибок, вы узнаете в данной статье.

Содержание:

  • Причины ошибок на письме у детей
  • Что такое дисграфия?
  • Как грамотно написать диктант: секреты педагогов
  • Учимся писать без ошибок
    • Советы для учеников начальной школы и их родителей
    • Как помочь ребёнку средних классов?
    • Грамотное письмо у старшеклассников и взрослых: возможно ли научиться?

Причины ошибок на письме у детей

Учителя жалуются, что с популярностью гаджетов дети разучились грамотно писать диктанты и сочинения. На самом деле, проблема не только в этом.

Давайте попробуем разобраться, почему не всем детям удаётся писать слова без ошибок.

Причинами могут быть:

Незнание правил

Часто ребёнок ошибается, если не знает, как правильно пишутся те или иные слова.

В русском языке есть правила, которые предполагают традиционное написание слов, независимо от произношения. Например «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а».

Также не стоит забывать о правиле подбора проверочных слов и словарных словах, правописание которых нужно просто запомнить.

Если ребёнок недостаточно владеет этими правилами и не запоминает правильного написания слов, то ошибки на письме неизбежны.

Усталость

как научить ребенка писать без ошибок

Prostock-studio/Shutterstock.com

Пропуски букв или ошибки в окончаниях слов также возникают из-за утомления ребёнка, усталости и недомогания. Внимание становится рассеянным, и ученик допускает оплошность даже в тех словах, с правописанием которых прекрасно знаком.

Читайте также О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?

Страх перед плохими оценками

Ребёнок боится получить плохую оценку за диктант или сочинение. Не может сосредоточиться на задании, отвлекается. И обязательно совершает ошибку: не дописывает слова, переставляет слоги местами.

Появление такого страха часто связано с тем, что родители слишком строги к успеваемости ребёнка.

Специфические проблемы

К ним относится леворукость, в том числе, и переученная, а также двуязычие в семье. Всё это способствует тому, что у ребёнка могут возникнуть проблемы с правильным написанием слов.

Дисграфия

Зачастую ошибки на письме связаны с тем, что ребёнок страдает дисграфией.

Подробнее об этом нарушении вы узнаете в следующем разделе.

Что такое дисграфия?

почему важно стараться писать без ошибок

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дисграфия – это нарушение письменной речи, которое характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками. Дисграфия связана с недоразвитием определённых зон головного мозга. Поэтому ребёнок не владеет навыками анализа и синтеза речи.

По данным 2018 года, около 37% российских школьников страдают дисграфией.

Какие ошибки свидетельствуют о дисграфии:

  • пропуски букв и целых слогов в словах;
  • добавление лишних букв в слова;
  • замены букв, похожих по написанию;
  • зеркальное отображение букв;
  • слитное написание слов;
  • неправильное согласование слов;
  • неразборчивый почерк.

Коррекцией этого нарушения занимаются логопед и невролог. В сложных случаях применяется также и медикаментозная терапия.

Как грамотно написать диктант: секреты педагогов

как научиться писать без ошибок

Prostock-studio/Shutterstock.com

Многие родители озабочены вопросом – как научить ребёнка писать диктанты без ошибок? Ведь тексты под диктовку начинают давать ученикам уже в начальной школе.

Учителя раскрывают секреты успешного написания диктантов.

Секрет №1. Развивайте мелкую моторику, тренируйте пальцы рук

Полезны занятия лепкой, аппликацией, пальчиковые игры. Они способствуют развитию умения красивого и аккуратного письма.

Секрет №2. Важна регулярность

Чтобы чему-то научиться, необходимо как можно чаще практиковать это действие. Это касается как вождения автомобиля, игры на музыкальном инструменте, так и умения грамотно писать.

Возьмите за правило писать с ребёнком два диктанта в неделю. Сложные слова повторяйте для него 2-3 раза.

Не акцентируйте внимание на неправильном написании, подчёркивая ошибки красной ручкой. Лучше занесите трудное слово в словарик и повторите с ребёнком правило, которое поможет написать это слово правильно.

Секрет №3. Правильно оформленное рабочее место

Место, где ребёнок учит уроки, должно быть хорошо освещено и оборудовано необходимой мебелью.

Также важно научить сына или дочь правильно сидеть за столом с прямой спиной и держать тетрадь под углом 45 градусов.

Если ребёнок сидит в неудобной позе, возникает избыточное мышечное напряжение, что ведет к быстрой утомляемости.

Узнайте больше о правильной организации рабочего пространства для школьника любого класса.

Секрет №4. Чтение вслух

как ребенка научить писать диктант без ошибок

Prostock-studio/Shutterstock.com

Начинать читать ребёнку сказки, потешки, детские стихи рекомендуется с раннего детства. Когда он научится читать сам, просите его прочитывать каждое слово так, как оно пишется, чтобы запомнить правильное написание. Пусть чётко и внятно проговаривает все слова из текста.

После этого можно переходить к чтению так, как мы говорим.

Также детям нравится, когда родители читают вместе с ними по ролям с определённой интонацией, соответствующей характеру персонажа.

Секрет №5. Учение через увлечение

Любой, даже самый сложный материал, легче усваивается через игру.

Полезна будет игра в школу, где ребёнок предстаёт как в роли ученика, так и учителя. Пусть попробует сам провести диктант для родителей и проверить ошибки.

Секрет №6. Слушай внимательно

Объясните ребёнку правила написания диктантов:

  1. Обращай внимание на паузы, когда учитель читает текст.
  2. Не начинай писать, пока предложение не прочитано до конца.
  3. Не списывай у соседа. Он может и сам ошибиться.
  4. Когда пишешь сложное слово, проговори его вслух по слогам.
  5. Не спеши сдавать тетрадь. Ещё раз внимательно проверь свою работу.

Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его готовности, но и безопасности. Приобретите детские GPS-часы или установите на телефон приложение «Где мои дети». С их помощью вы сможете проверить, как проходят уроки у вашего ребёнка, не обижают ли его в школе сверстники или учителя. А если ученик ходит в школу самостоятельно, вы сможете смотреть, каким маршрутом он следует (и оценивать его безопасность) и где он находится в данный момент.

Учимся писать без ошибок

как писать диктант без ошибок

Prostock-studio/Shutterstock.com

Советы для учеников начальной школы и их родителей

Правильная мотивация

Ребёнок должен понимать, зачем ему необходимо грамотное письмо. Грамотно пишущий и говорящий человек всегда вызывает уважение у окружающих. Более того, эти навыки обязательно пригодятся в деловой жизни. Да и обычное смс-сообщение приятнее читать, когда оно не содержит в себе грамматических ошибок.

Обучение в виде игры

Как мы уже говорили, дошкольнику, как и школьнику младших классов, легче запомнить материал, если он будет преподнесён в игровой форме. Полезны будут следующие игры:

1. Найди и обозначь

Ребёнку предлагается текст, в котором нужно, например, букву «л» обвести в кружок, а букву «а» зачеркнуть.

2. Эхо

Взрослый читает слово. Задача ребёнка – воспроизвести окончание этого слова. Затем написать его в тетрадь и выделить окончание специальным знаком.

3. Отыщи слово

Ребёнку предлагается текст, в котором нужно найти слово по определённым признакам. Например, все слова на букву «с» или все слова, оканчивающиеся на букву «а».

4. Составь слово

почему важно писать без ошибок

Prostock-studio/Shutterstock.com

Мама или папа раскладывают перед ребёнком карточки с буквами. Задача ребёнка – составить из них слово. Начинать лучше с простых слов: «дом», «сад», затем переходить к более сложным: «привет», «парта», «комод» и др. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, ему даются только буквы, из которых состоит нужное слово.

Можно усложнить игру: составить из букв название любимого фрукта или сладости. В этом случае слово ребёнок подбирает сам.

Эти и другие игры помогут школьникам научиться внимательно и без ошибок писать даже самые сложные слова.

Не забываем о физиологии

Не нужно заставлять ребёнка часами сидеть за столом и добиваться ровного каллиграфического почерка. Иначе занятия превратятся для него в пытку. 20-30 минут в день, посвящённых развитию грамотного письма, вполне достаточно для ученика младших классов.

Узнайте также, что делать, если ребёнок не хочет учиться и делать уроки.

Как помочь ребёнку средних классов?

как научить ребенка правильно писать без ошибок

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если у ребёнка после начальной школы так и не выработался навык грамотного письма, значит, необходимо продолжать эту работу и в средних классах.

Ученикам помогут следующие упражнения:

Найди ошибку

Родитель составляет текст с ошибками в тех словах, правописание которых ребёнок не может никак запомнить. Задача ребёнка – найти слово с ошибкой и вспомнить правило, которым надо руководствоваться при написании этого слова.

Словарик сложных слов

Он необходим для записи словарных слов и слов, в которых ребёнок постоянно совершает ошибки. Взрослый диктует из него сначала слова, а затем предложения с этими словами, проверяя правильность написания.

Лайфхак: найдите правильную мотивацию к обучению школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Составь предложение

Ребёнку предлагаются карточки со словами, из которых он должен составить предложение и записать его в тетрадь. Взрослый проверяет правильное написание слов и грамотность текста.

Пропущенные слова

Ребёнок подбирает пропущенные по смыслу слова. Например: «Весной тает …., бегут …., прилетают с юга ….»

Составь слово

То же самое упражнение, что и для младших классов, но с использованием более сложных слов. Например, терминов из какой-либо области (рециркуляция, аббревиатура, диссимиляция и других).

Составь кроссворд

Ребёнок составляет кроссворд для родителей на определённую тему, например, по произведениям А.С. Пушкина, а они для него – из трудных по правописанию слов.

Грамотное письмо у старшеклассников и взрослых: возможно ли научиться?

как писать без ошибок по русскому языку

Prostock-studio/Shutterstock.com

Существует мнение, что если ребёнок не научится с первого класса грамотно писать, значит, и в дальнейшем это умение останется для него недостижимым.

Но специалисты уверяют, что это не так. Писать красиво и без ошибок можно научиться в любом возрасте.

Что можно посоветовать ученикам старших классов и взрослым людям для достижения грамотного письма:

  • Наберитесь терпения

Если вы действительно хотите научиться грамотно писать, потребуется время и желание, а также упорство в достижении цели. Занятия должны быть регулярными. Лучше, если они будут проходить в одно и то же время. Так ваш мозг быстрее привыкнет к необходимости совершенствования письменной речи.

  • Заведите привычку пользоваться орфографическим словарем, если не знаете правильного написания слова
  • Читайте много и с удовольствием

Чтение развивает внимание и зрительную память. Читая текст, вы неосознанно запоминаете правильное написание слов, в том числе и сложных. А если при этом ещё и проговариваете его, в дело включается моторная память. Выбирайте подходящие по интересам книги, но лучше отдавать предпочтение классике.

Prostock-studio/Shutterstock.com

  • Переписывайте из книги понравившиеся вам выражения, цитаты

Чем больше, тем лучше. Обращайте внимание не только на правильное написание слов, но и на знаки препинания.

  • Заучивание стихов наизусть также способствует развитию грамотной речи
  • Не будет лишним, если привлечете к занятиям друга, подругу, мужа или жену

Можете устроить даже соревнование «Кто больше напишет текстов без ошибок?»

  • Создайте собственный словарь трудных слов и записывайте туда слова, правописание которых вам сложно запомнить. И периодически перечитывайте их
  • Повторите те правила русского языка, которые подзабыли со школьной программы
  • Если самостоятельные занятия не приносят вам пользы, воспользуйтесь услугами репетиторов

Научиться писать грамотно и без ошибок можно в любом возрасте, как ребёнку, так и взрослому. Главное – приложить к этому необходимые усилия и не бояться трудностей!

Читайте также:

  • Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
  • Самое важное о школьных каникулах 2020-2021: сроки, даты и возможные изменения
  • Как перестать нервничать и ругать ребёнка во время ДЗ?

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как не делать ошибок в речи
  • Как не бояться ошибок и осуждений
  • Как не бояться ошибок в школе
  • Как наши ошибки формируют нас
  • Как начать сканирование компьютера на ошибки