Как называют людей которые пишут с ошибками

Дислексия: безграмотность или особенность личности

Текст: Людмила Малхозова/Infox.ru

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!


Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия — нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.

Пишу с ошибками

Ученые выделяют несколько признаков
дислексии и дисграфии:

— зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;

— замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию
звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;

— специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение
слов.

Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное
образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок
может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове
«карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву.
Такие нарушения и есть дисграфия».

Почему

Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о
том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые
утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и
письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько
раз.

Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и
опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и
помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно,
текст распадается. Или наоборот — при хорошем понимании прочитанного могут
возникнуть трудности в его воспроизведении.

В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость,
наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную
беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м.
н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери,
щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни
— все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или
дисграфию у ребенка».

В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью
наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то
хуже, ошибки есть у всех.

Двуязычие в семье — еще одна возможная причина правописания с ошибками.
Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же
проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную
речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень
часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память
детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные
грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в
дошкольном возрасте», — поясняет Владислав Брагинский.

Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург

28 ноября 2019 | 12:10| Просто о сложном

Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.

мышление, разум

фото с сайта pixabay.com

Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.

«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.

Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.

«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.

Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.

Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».

«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.

Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.

рука, ручка, почерк, правописание

фото с сайта pixabay.com

Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.

«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт.
Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

  1. Умеющего быстро читать
  2. Обладающего плохой дикцией
  3. Педанта
  4. Пишущего с ошибками

Людей умеющих быстро читать, обладающих плохой дикцией и пишущих с ошибками обычно не называют буквоедами. А вот педанта или формалиста, который всегда придерживается буквального толкования слова или текста называют буквоедами. Это люди, которые придираются к каждой букве и знаку припинания, въедливые, придирчивые, такие сухие книжные черви.

Ответ: педант.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Альфи­я1961
[124K]

3 года назад 

А нам ой взгляд,если посмотреть на это с позиции умения говорить правильно,то буквоедом можно назвать как раз — таки человека,обладающего плохой дикцией.Потому что он не может выговаривать все буквы — он либо картавит — не выговаривает букву «р»,либо шепелявит.И получается,что он пытается сказать,а верней уже говорит произносится — «лыба»,»калтошка»,»в­аление»,»комал»и так далее.Ну,ведь так не должно быть.Именно для этого слава Богу есть логопеды и довольно неплохие,есть конечно они любят свою работу.Так что,буквоедов станет все меньше и меньше и слава БОгу — снова.

Урани­я
[158K]

2 недели назад 

Буквоедом могут назвать человека, который придает излишнее значение внешней стороне предмета, не вдаваясь в его суть. То есть, это поверхностный человек, неглубокий. Он не старается вникнуть в сущность вопроса, анализировать и исследовать проблему.

Можно сказать еще проще,- буквоед безоговорочно верит тому, что написано (верит букве), превращая то, что он прочитал, в догму. Но мы-то хорошо должны понимать, что не всегда можно верить тому, что написано. И на солнце бывают пятна.

Буквоеда еще могут назвать формалистом, педантом.

Поэтому правильный ответ на поставленный вопрос кроется под номером 3. — педант.

Веспа­сиан
[6.4K]

3 года назад 

Есть люди, привыкшие действовать строго по инструкции.Вспомните бухгалтера Дубинского из фильма «Белорусский вокзал», которого директор всё время подталкивает нарушить инструкции, а тот на это никак не идёт. Вот таких людей часто и называют буквоедами, а из предложенных вариантов им подходит слово

ПЕДАНТ.

Antib­iotik
[406]

3 года назад 

Правильный ответ на этот вопрос:

Педанта

Знаете ответ?

Школьник, который пишет с дичайшими ошибками, – знакомый образ. Таких и в детской литературе полно, и в жизни, и в Интернете. Причем, судя по общению в том же Интернете, школьник этот, взрослея, не начинает писать лучше. Ужасно пишет и в двадцать лет, и в пятьдесят.

Однако не надо думать, что ошибки в русском – признак глупости и лени. Школьная программа по русскому языку – не такая уж сложная вещь (по крайней мере, класса до шестого). Правила по русскому в основном логичны: к примеру, если «фильтр» пишем через И, то и «фильтровать» через И будет тоже. Если у школьника, в целом вполне способного здраво рассуждать, на уроке русского вдруг логика отключается, и он, не смущаясь, пишет «фЕльтровать» — значит, этому есть причина.

Причина, как часто бывает, кроется в дошкольном детстве. Скорее всего, у нашего школьника были в этот период логопедические проблемы. Причем не проблемы с произнесением каких-нибудь звуков (это мелочи), а более серьезные. Например, была задержка речи, потом, когда речь все-таки появилась, ребенок очень долго (до школы) говорил с ошибками, лексический запас пополнялся медленно, были трудности с рассказыванием. Возможно, логопеды ставили ребенку диагноз ОНР, но полностью скорректировать нарушение не удалось.

Иными словами, развитие речи было несколько нарушено и пошло не тем путем, каким должно бы в идеале. И этот путь привел к третьему классу к двойкам по русскому. Ведь усвоение письменной речи – это продолжение развития речи устной. А у нашего ребенка в дошкольном детстве не сложилось той базы, на которую он должен опираться, осваивая правила орфографии.

То, что «безграмотность» может быть связана с нарушениями устной речи, ученые открыли в 70-х годах ХХ века. Диагнозу дали название «дизорфография». Дизорфография (не путать с дисграфией) – это когда орфографические ошибки связаны с нарушенным речевым развитием, с логопедическими проблемами.

Я не хочу сказать, что любая безграмотность – это непременно дизорфография. Никто не отменял и проблемы обучения. Их ведь великое множество: низкая мотивация, частые пропуски уроков, невротическая реакция ребенка на учителя, недиагностированное нарушение интеллекта… Но если интеллект в норме, а ошибки, несмотря на регулярные занятия русским, никак не уходят, – скорее всего, это дизорфография.

И хотя дизорфография закладывается еще до школы, это не значит, что в школьные годы с ней уже ничего нельзя поделать. Однако здесь не поможет простое выполнение упражнений по русскому, даже если эти упражнения делать в большом объеме. Дизорфография — это логопедический диагноз, и его коррекцию проводит логопед.

Полина Гусева, логопед 

О дислексии многие узнают, когда детство давно позади. Так было, например, со Стивеном Спилбергом, у которого дислексия была диагностирована лишь в 61 год [1]. В то же время постановка диагноза может стать важным шагом к поиску решений для улучшения качества жизни.

Что такое дислексия

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ [2].

  • Дислексия — сложности развития навыков чтения.
  • Дисграфия — сложности письма.
  • Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
  • СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.

Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии. Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность.

Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.

Кадр из фильма «Одаренная»

Кадр из фильма «Одаренная»

© Kinopoisk

Дислексия и творчество

Важно понимать, что дислексия не болезнь, а особенность восприятия информации, с которой можно научиться жить. Это подтверждают многочисленные примеры актеров, художников, архитекторов, политиков, изобретателей, у которых была диагностирована дислексия. У многих известных писателей также была эта особенность, что не помешало им создать шедевры, которыми зачитываются и по сей день. Вот, информация, которую собрал сервис аудиокниг Storytel. 

Английскую писательницу Джейн Остен отец забрал из школы из-за сложностей с обучением. Она так и не смогла освоить грамоту, но это не оказалось для нее преградой, чтобы стать первой представительницей реализма, замечательным сатириком и писать романы нравов: ее «Гордость и предубеждение» [3] знают во всем мире.

Дислексия, предположительно, была и у Агаты Кристи. Она долго не могла научиться писать, а когда все-таки научилась, делала столько ошибок, что пришлось перейти на домашнее обучение, потому что и учителя, и ученики смеялись над ней. Тем не менее сегодня, вероятно, нет ни одного человека, который бы не знал ее «Убийство в Восточном экспрессе» [4] и еще сотни детективных историй.

Литературоведы считают, что дислексия была и у Владимира Маяковского. Он совершенно не понимал, как и где ставить знаки препинания — возможно, благодаря этому поэт изобрел знаменитую стихотворную «лесенку». Автор очень чутко относился к речи и чувствовал ее ритм, а мы сегодня наслаждаемся его многочисленными стихотворениями и поэмами, например «Про это» [5].

Также можно вспомнить датского писателя с дислексией — Ганса Христиана Андерсена, обладающего удивительным литературным талантом. Из-за дисграфии учеба в школе непросто давалась будущему сказочнику. Однако, несмотря на это, Андерсен начал создавать свои первые литературные произведения с десятилетнего возраста и стал всемирно известным писателем и автором 24 сборников сказок.

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

© Kinopoisk

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад. Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность [6]. И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

  • недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды;
  • тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении;
  • травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания;
  • никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

Дислексия не приговор

Дислексия — это результат нейробиологических особенностей человека, она не считается заболеванием, так как интеллект ребенка полностью сохранен. В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются, но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Дислексия не диагноз, а нарушение, лекарства для мгновенного избавления от которого еще не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.

Основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией [7] Мария Пиотровская подчеркивает: «На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители и учителя были осведомлены о проблеме и могли вовремя обнаружить у детей дислексию и другие трудности обучения. Очень важно, чтобы родители, педагоги, специалисты сопровождения и, конечно же, дети могли получить профессиональную помощь и поддержку.

Если вы видите, что у ребенка есть трудности обучения, — не медлите, сразу обращайтесь к логопедам или нейропсихологам. Ведь своевременное обращение к специалистам за консультацией даст возможность начать коррекционные занятия с профессионалом, что в будущем улучшит показатели успеваемости ребенка в школе. В Ассоциации дислексии все граждане РФ могут пройти онлайн-диагностику у специалистов бесплатно!

Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка в школе не превратилась в кошмар, в буллинг со стороны педагогов и одноклассников, а стала прекрасным и интересным путешествием по знаниям, результатом которого станет выбор любимой профессии. Со стороны Ассоциации мы делаем все возможное, чтобы осведомить о дислексии как можно больше людей нашей страны, и очень здорово, что в этом нам помогают многие благотворительные фонды и организации».

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Что делать взрослым и детям с дислексией

Сегодня есть два основных подхода к определению дислексии.

Педагогический — когда есть признаки дислексии, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования у педиатра, невролога, психолога. Эта форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Клинико-психологический — когда признаки дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития. Чтобы найти эти нарушения, нужно также обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, нейропсихологу.

Родителям важно помнить, что сам по себе человек с дислексией не требует лечения.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты.

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры [8].

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называют людей которые не признают свои ошибки
  • Как называют людей которые исправляют ошибки в тексте
  • Как называют людей исправляющие ошибки в тексте
  • Как называется человек проверяющий тексты на ошибки
  • Как называется человек проверяющий текст на ошибки