Как называется постоянное повторение одной и той же ошибки

Персеверация

Персеверация – это устойчивое навязчивое повторение мыслительного, эмоционального или двигательного акта. Персеверативное мышление характеризуется постоянным обдумыванием одной идеи без ее развития. Эмоциональные персеверации реализуются «застреванием» на переживании определенной эмоции. Персеверативная моторика – повторяющееся воспроизведение одного движения, двигательного комплекса. При речевых персеверациях наблюдается непроизвольное повторение слова, фразы. Для диагностики используются клинические методы, нейропсихологические пробы. Симптоматическая помощь включает психокоррекцию, психотерапию, прием медикаментов.

Общая характеристика

Персеверативные явления впервые были описаны древнегреческим ученым Аристотелем, хотя сам термин «персеверация» введен лишь в 1894 году немецким врачом А. Нейссером. В настоящее время различают несколько видов персевераций: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, моторные. Интеллектуальные проявляются повтором стереотипных мыслительных операций, которые не приводят к цели, не решают поставленную задачу. Например, в беседе человек вновь и вновь возвращается к вопросу, на который уже дан ответ.

Сенсорные персеверации – многократные повторения зрительных, слуховых и тактильных образов после того, как непосредственный раздражитель перестал воздействовать на анализатор. Распространенный вариант – звучание «в голове» недавно прослушанной мелодии. Персеверативные эмоции характерны для впечатлительных людей, которые долго переживают обиду, страх или радость, в то время как спровоцировавшая их ситуация уже закончилась, потеряла актуальность.

Моторные персеверации реализуются многократным повтором отдельных движений или целых двигательных программ. Пример: неспособность написать букву «б» из-за зацикленности на рисовании овала, невозможности перейти к изображению верхнего элемента буквы. Особым видом моторного расстройства является речевая персеверация. Ее признак – повторение слога, слова либо части фразы в процессе устного высказывания или письма.

Причины персевераций

В основе персеверации лежит неспособность переключения с одного действия или процесса на другой, более актуальный. Нарушение может быть обусловлено функциональными изменениями активности мозга, связанными с переутомлением, стрессом, этапом развития нервной деятельности, невротическим расстройством. Более стойкие и грубые персеверативные расстройства наблюдаются при органическом повреждении мозга, в частности – при локальном поражении префронтальных и премоторных отделов коры, подкорковых структур, третичных зон коры. Причины персевераций разделяются на физиологические, психопатологические и неврологические.

Физиологические факторы

Большинство людей в определенные периоды жизни становятся склонными к персеверациям. Наиболее распространенные причины – снижение функции контроля деятельности, отсутствие четкой программы действий в связи с утомлением, эмоциональным истощением, длительным стрессом. Физиологически обусловленные персеверации непостоянны, проявляются в легкой степени, чаще связаны с мыслительными процессами, эмоциями, реже – с двигательной сферой. Возможные причины развития:

  • Инертность нервных процессов. У некоторых людей медленная переключаемость обусловлена физиологической инертностью нервной системы. Обычно им трудно завершать одно дело и начинать другое, быстро подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства, рассматривать проблему с разных точек зрения. Персеверации представлены в легких формах, чаще в виде застревания на теме разговора.
  • Переутомление. Когда человек устает физически, умственно либо эмоционально, нарушается процесс циклического возбуждения и торможения нейронных структур, запаздывает сигнал о прекращении действия. Поэтому при сильном утомлении людям бывает проще продолжать выполнять монотонные операции и обдумывать одни и те же мысли, чем переключиться на отдых или просто остановиться.
  • Детский возраст. Особенность нервных процессов детей в том, что возбуждение способно сохраняться еще долгое время после прекращения воздействия раздражителя. В сочетании с несформированностью произвольности психических функций это способствует появлению персеверативных движений, фраз.

Неврологические факторы

Самая частая причина персевераций – грубые органические патологии головного мозга. Расстройства моторного типа определяются при поражении передних отделов больших полушарий. Развитие патологического процесса в премоторных зонах и нижележащих подкорковых структурах провоцирует элементарную двигательную персеверацию, при повреждении префронтальных зон формируется системная моторная персеверация, проявляющаяся многократным повторением программы действий. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария приводит к речевым персеверативным нарушениям.

Персеверативность мышления развивается при патологии лобных долей коры мозга, отражает снижение контроля над интеллектуальными функциями, программированием деятельности. Сенсорные персеверативные изменения основываются на органическом повреждении корковых отделов анализаторов – областей обработки информации, поступающей от органов чувств. Возникновение персевераций наиболее вероятно при следующих заболеваниях:

  • Церебральный атеросклероз. При данном заболевании внутренние стенки артериальных сосудов покрыты холестериновыми бляшками. Очаговые отложения сужают просвет артерии, нарушается кровоток, ухудшается питание мозговых клеток. Персеверативные симптомы чаще всего касаются речи больных, проявляются при афазии.
  • Деменции. К этой группе относится болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона и некоторые другие. Патологическим субстратом являются атрофические изменения коры в лобно-височных и лобных отделах мозга, подкорковых структурах. Разворачиваются грубые нарушения интеллекта, памяти, системные персеверации в речи, праксисе (целенаправленных движениях).
  • Черепно-мозговые травмы. Персеверативные нарушения обнаруживаются при травмах мозга с преимущественным повреждением боковых орбитофронтальных зон, префронтальной выпуклости коры. Непроизвольные повторения слов, фраз, комплексных действий диагностируются в промежуточном и отдаленном периоде травмы.
  • Инсульты. Локальное повреждение мозгового вещества в результате кровоизлияния или ишемии влечет за собой разнообразные неврологические расстройства: потерю чувствительности и двигательной функции, нарушения речи, дыхания, глотания. Афазический синдром склонен к обратному развитию. Персеверации обнаруживаются в экспрессивной фразовой речи, объясняются затруднениями в подборе слов, недостаточностью функций контроля.
  • Опухоли мозга. Снижение целенаправленности поведения характерно для опухолевых процессов, локализованных в лобных долях мозга, в их базальных отделах, вблизи подкорковых двигательных узлов. Осмысленная деятельность утрачивает избирательный характер, замещается инертным стереотипом, возникшим на предшествующем этапе. Наиболее часто диагностируются двигательные и речедвигательные персеверации.

Психопатологические факторы

В психиатрии и психологии персеверации рассматриваются в контексте патопсихологических синдромов. Зачастую они являются признаком недостаточной гибкости психических процессов или эмоционально-волевых функций, инертности личностных качеств, например, на фоне перфекционизма. Психопатологическими причинами развития персеверативных симптомов являются:

  • Аутизм. Своеобразие сенсорных функций, ригидность двигательных и психических реакций, стереотипные формы поведения – ключевые симптомы аутизма. Персеверации позволяют больным сохранять константность восприятия, подразделяются на внешне бессмысленные повторяющиеся действия и фразы, целенаправленное навязчивое поведение и поведение, которое нацелено на получение определенных ощущений, например, дергание себя за волосы, надавливание на веки.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Невроз навязчивых состояний характеризуется наличием навязчивых мыслей (обсессий) и действий (компульсий). Наблюдается циклическое непроизвольное воспроизведение двигательных актов, например, завязывание шнурков или мытье рук, которое сопровождается навязчивыми представлениями, идеями, сенсорно-перцептивными образами.
  • Умственная отсталость. Высшая нервная деятельность людей с умственной отсталостью характеризуется инертностью, трудностью формирования и неустойчивостью условно-рефлекторных связей. Эти особенности объясняются слабостью процессов переключения и возбуждения. Персеверации чаще диагностируются при умеренной олигофрении, затрагивают интеллектуальную сферу, проявляясь персеверирующими ассоциациями.
  • Шизофрения. У больных шизофренией появление персевераций в мышлении и речи связано с обеднением идей, стремлением заполнить пробелы предшествующими представлениями, усилением автоматизации мыслительно-речевой деятельности. Часто персеверативные речевые расстройства сопровождают возбуждение при кататонии – острое состояние, при котором пациент становится импульсивным, склонным к разрушительным действиям. Речь при этом обрывочная, несвязная, с повторением фраз, отдельных слов.

Диагностика

В бытовых ситуациях персеверации проявляются повторением одной и той же фразы, несмотря на изменение темы беседы или вопроса, цикличным воспроизведением каких-либо действий (например, перелистывания книги без попытки чтения), многократным озвучиванием просьбы, которая не имеет смысла или уже выполнена. У детей присутствует однообразие, узкая направленность игр и увлечений, интерес к познанию нового слабый, неустойчивый.

Медицинская диагностика проводится врачом-психиатром и нейропсихологом. Первичный сбор информации выполняется методом беседы и наблюдения. При ярко выраженных персеверациях повторения фраз, слов, слогов, движений и действия обнаруживаются уже на первой врачебной консультации. Для объективного определения персевераций выполняется ряд нейропсихологических тестов:

  • Речевые, мыслительные пробы. Персеверативность речи, мышления выявляется при решении теста ассоциаций, установлении аналогий, запоминании и воспроизведении серии слов. При ассоциативном эксперименте больные склонны проговаривать одно слово в ответ на разные стимульные слова психолога. При выполнении задания на простые аналогии они не ищут логическую связь, а выбирают слова «по шаблону», например, все первые (или последние) слова в списках. Воспроизводя серию слов, зацикливаются на одном или двух, повторяя их.
  • Двигательные пробы. Персеверация диагностируется при помощи пробы копирования ритмов (выстукивание ритмов) и пробы на динамический праксис, когда пациенту предлагается повторить последовательность положений кисти руки «кулак-ладонь-ребро». Типичные результаты: инертное воспроизведение предыдущей серии движений/ритма, возвращение к ошибочному варианту, выполнение неправильной структуры и ее повтор.
  • Графические пробы. Персеверативные движения выявляются у пациентов при рисовании, письме цифр и букв. При элементарной персеверации они рисуют круг, а затем много раз обводят его или изображают несколько неразрывных кругов – спираль. Аналогичные ошибки возникают при попытке написать цифры «6», «9», буквы «д», «б». При комплексном двигательном расстройстве затруднено рисование серии геометрических фигур – вместо заданной последовательности больной рисует одну фигуру несколько раз.

Лечение

Основное лечение персеверативных отклонений направлено на устранение причины – психического или неврологического заболевания. Медико-психологическая помощь осуществляется комплексно, включает медикаментозную поддержку, психотерапию, психокоррекцию. Ключевые задачи этих направлений – снизить напряжение, вызываемое персеверативными симптомами, повысить навык контроля действий, освоить способы произвольного переключения внимания.

Психотерапия

Психотерапевтические сеансы ориентированы на снижение тревожности, эмоционального напряжения, а также на замену персеверативных процессов адекватным поведением и мышлением. Умение расслабляться, управлять своим эмоциональным состоянием достигается с помощью аутотренинга, методик нейромышечной релаксации. Для устранения персевераций используется поведенческая психотерапия: техника перенаправления мыслей резкой сменой темы разговора, метод лимитирования, позволяющий снизить персеверативные проявления путем ограничения объема повторяющихся действий.

Психокоррекция

Психокоррекционная работа направлена на повышение умственной работоспособности, развитие навыков саморегуляции через улучшение когнитивных процессов, в особенности внимания и мышления. Для успешного преодоления персевераций необходимо умение целенаправленно переключать внимание. Тренировка этой функции проводится в ходе специальных упражнений (например, отыскивание чисел в красно-черных таблицах), групповых психотехнических игр. Другая линия работы – увеличение гибкости мышления. Основной метод развития данного качества – решение творческих задач.

Медикаментозное лечение

По индивидуальным показаниям психиатр или невролог осуществляют подбор лекарств. С целью снижения эмоциональной напряженности, беспокойства, тревоги применяются седативные средства, препараты с легким анксиолитическим действием. Дополнительно могут быть рекомендованы ноотропы – нейрометаболические стимуляторы, улучшающие питание нервных тканей, увеличивающие их устойчивость к нагрузкам и гипоксии. Их прием активизирует когнитивные функции, улучшает память, повышает способность к обучению.

Принято считать, что человек учится на своих ошибках. С одной стороны — так и есть. К примеру, если человек прикоснулся к горячей поверхности и обжегся, то больше он прикасаться к ней голыми руками никогда не будет. Но так работает обучение на основе физической боли и касается простых действий. Если же речь идет о принятии решений и сложных действиях, мы, как правило, совершаем одни и те же ошибки, и ничему не учимся. Например, если человек часто опаздывает на встречи, оказавшись в неприятной ситуации, он сам себе обещает, что больше опаздывать не будет, но вскоре ситуация повторяется. Студенты часто начинают готовиться к сдаче экзаменов в самый последний момент, и тоже обещают себе, что в следующий раз все будет иначе, но на самом деле ничего не меняется. Причина одних и тех же ошибок, по мнению ученых, заключается в особенностях работы нашего мозга.

Почему люди постоянно совершают одни и те же ошибки — этому есть научное объяснение. Люди часто осознают свои ошибки, но продолжают их допускать, что объясняется особенностью работы мозга. Фото.

Люди часто осознают свои ошибки, но продолжают их допускать, что объясняется особенностью работы мозга

Мозг человека работает по шаблонам

Если говорить максимально простым языком, то обрабатывая информацию, наш мозг создает шаблоны, которые впоследствии помогают нам принимать решения. Если в этих шаблонах имеется ошибка, то в течение своей жизни человек продолжает совершать ее снова и снова.

Нам хочется верить в то, что мы рациональны, но на самом деле это не так. Ярким тому примером является тот факт, что наша память искажает воспоминания в течение нескольких секунд, искажая тем самым и восприятие реальности. Проще говоря, если мы увидели какой-то объект, то запоминаем его таким, каким хотели видеть, даже если на самом деле он выглядит иначе. Таким образом мозг подстраивает полученную информацию под существующие шаблоны, и старается, чтобы она не выходила за их рамки.

Также мы склонны делать выводы на основе минимального количества данных, при этом сами создаем версию реальности, в которую хотим верить или в которую нам проще верить. Поэтому мозг фильтрует информацию, чтобы заполнить пробелы в информации теми данными, которые уже знаем.

Мозг человека работает по шаблонам. Наша память искажает восприятие реальности в течение нескольких секунд. Фото.

Наша память искажает восприятие реальности в течение нескольких секунд

Конечно, мы можем изменить свой шаблон поведения, однако следует учитывать, что по природе мозг очень ленивый, или, если хотите, энергосберегающий. К слову, именно по этой причине каждому человеку (хотя и в разной степени) свойственна прокрастинация. Это значит, что для изменения шаблона потребуется немало когнитивных усилий. С большей вероятностью человек возвращается к прошлой модели поведения, чем создает новую.

Обратной стороной такой особенности работы мозга является предвзятость, которая также свойственна людям. Человек старается искать подтверждения тому, во что он уже верит, вместо того, чтобы рационально принять новую информацию и изменить мышление в соответствии с новыми данными.

Сюда же относится “внутренний инстинкт”, то есть мышление, которому нет рационального объяснения. Опираясь на “внутренний инстинкт” при принятии решений, человек, фактически, опирается на накопленный прошлый опыт, только сам этого не понимает.

Мозг человека работает по шаблонам. Анализ допущенных ошибок часто не приносит положительных результатов, так как этому есть сразу несколько причин. Фото.

Анализ допущенных ошибок часто не приносит положительных результатов, так как этому есть сразу несколько причин

Почему тяжело перестать совершать ошибки

По мнению ученых, иногда люди придерживаются определенных моделей поведения из-за “эффекта эго”, даже если эта модель поведения приводит к повторению ошибок. Скорее всего, следование одной и той же модели поведения помогает нам защитить наше эго. Это может быть важнее, чем попытка избежать ошибок.

Согласно одному исследованию, люди чаще добивались успеха, когда им напоминали об успехах в прошлом. Но когда люди помнили свои прошлые неудачи, вероятность изменения поведения была крайне низкой. Причина, возможно, заключается в том, что вспоминая прошлые неудачи, мы чувствуем себя подавленными. При этом старая модель поведения заставляет ощущать себя более комфортно. Поэтому в такие моменты мы выбираем «комфортную» модель вместо правильной.

Также есть версия, согласно которой мозг после первой допущенной ошибки создает “путь ошибок”, так как предполагает, что это правильный способ выполнения задачи. При повторном выполнении той же задачи мозг допускает ту же самую ошибку. В конце концов “ошибочный путь” укореняется настолько, что превращается в шаблон.

Почему тяжело перестать совершать ошибки. К своим ошибкам следует относиться проще, возможно с юмором — это поможет избежать их в будущем. Фото.

К своим ошибкам следует относиться проще, возможно с юмором — это поможет избежать их в будущем

Как не повторять свои ошибки

Неужели мы обречены постоянно повторять свои же ошибки? На самом деле нет. Кроме шаблонов у нас еще имеются умственные способности. То есть мы можем обойти шаблоны, используя так называемый “когнитивный контроль”. В одном из исследований ученые даже обнаружили области мозга, которые отвечают за отслеживание собственных ошибок. Эти области находятся в лобной коре. Именно они помогают учиться на ошибках. Но чтобы эти области мозга работали эффективнее, их необходимо тренировать.

Если использовать “когнитивный контроль” не получилось, ученые рекомендуют не зацикливаться на своих ошибках. То есть проще к ним относиться и не расстраиваться когда они повторяются. Это звучит странно, но когда мы не так расстроены собой, нам проще воспринимать новую информацию. Как мы сказали выше, воспоминания о прошлом негативном опыте только способствует повторению ошибок.

Переходите по ссылке на наш ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов посвященных науке.

Кроме того, хорошим решением может быть перерыв в выполнении задачи, которую мы хотим выполнять лучше. Это позволит уменьшить предвзятость, то есть вероятность повторения прошлых ошибок. Во время паузы следует признать и проанализировать ошибки, а также придумать способ, как их избежать. Придумав мысленно новую модель поведения, впоследствии проще будет действовать не по шаблону. Научившись не повторять ошибки, с каждым разом это будет делать легче и легче.

Все люди в своей жизни совершают ошибки. Одни из них благополучно забываются, а другие могут надолго оставить душевную рану или изменить жизнь. Никто не застрахован от подобного. Ошибки – это своеобразный стимул, который заставляет нас меняться, совершенствоваться, подстраиваться под окружающий мир, становиться сильнее, добиваться успеха.

Ведь вы получили ощутимый удар, у вас было время прочувствовать неправильность своих действий, а вынесенный урок должен отложится в памяти на всю жизнь. Но через время все повторилось, и вы снова пожинаете горькие плоды своих поступков и решений. Как не повторять ошибки и научиться делать правильный выбор, который убережет от моральных, физических или материальных потерь.

Причины повторения ошибок

Чтобы понять причину постоянных неудач и перестать повторять ошибки прошлого, нужно выяснить корни проблемы. Они кроются в психоэмоциональных особенностях вашей личности.

как не повторять ошибки

Стереотипы поведения

На основе особенностей характера, убеждений, представлений о жизни, воспитания и жизненного опыта формируется определенная модель поведения. Она может видоизменяться в зависимости от ситуации, но в основе лежит тот же стереотип.

Не слишком уверенная в себе личность всеми силами будет стремиться к любви и признанию, что делает ее доступной для не очень достойных партнеров. Человек, которому нужно все и всех контролировать, часто оказывается в одиночестве или рядом со слабыми, зависимыми людьми. Повышенная требовательность, патологическая ревность, неумение доверять, излишняя жесткость и грубость создают трудности в построении отношений, часто приводят к разрыву. Нетерпимость к мнению других, несдержанность, склонность к сплетням, обсуждению чужих поступков, неумение работать в команде приводят к тому, что человек не может нормально прижиться в коллективе, часто меняет работу. Если не знаете, как разорвать порочный круг и перестать ошибаться, меняйте свое поведение.

Привычки

Они управляют нашими поступками на бессознательном уровне, а закладываются с детства, под влиянием воспитания, комплексов, примеров на стороне. Если вы не привыкли анализировать происходящее, вам сложно найти решение в нестандартной ситуации, боитесь ответственности или возможных последствий, то действиями будет руководить привычка. Это своеобразный автопилот, который не всегда выбирает оптимальное решение.

Чтобы не повторять ошибки прошлого, находите новые, эффективные, пути выхода из схожих ситуаций. Неудачи и ошибки воспринимайте не как повод для страданий, а как материал для всестороннего анализа, извлечения пользы для будущей жизни.

Поверхностное суждение и эмоции

Часто причиной того, что заставляет нас наступать на одни и те же грабли, служит принятие необдуманных поверхностных решений и влияние эмоций. Различные события, ожидания, ситуации ассоциируются у нас с определенными эмоциями. Совершая поступки, мы идем на поводу у этих эмоциональных реакций, приводящих к негативному результату. Страх, гнев, ненависть, возбуждение, раздражение затмевают разум, делают нас неспособными к самоконтролю, логическому осмыслению ситуации, своих действий и решений. Если для вас важно научиться не повторять ошибки, то начните с эмоционального самоконтроля. Остановитесь, глубоко вдохните, пусть эмоции улягутся, а свое слово скажет разум.

Признание ошибок

Вы не найдете решения, как разорвать порочный круг, если не признаете ошибки. Это не должно пугать, понижать самооценку, уважение к своей личности. Признание ошибок перед другими людьми и перед собой – не проявление слабости, ущербности и несостоятельности. Напротив, это говорит о том, что вы пребываете в постоянном движении, поиске, развитии, которые невозможны без негативного опыта. Признайте ошибки и собственное несовершенство, осознайте их, проанализируйте причины, продумайте альтернативные варианты и вы извлечете для себя неоценимый жизненный опыт.

Бояться ошибок или ходить по граблям?

как не повторять ошибки

Непрерывная работа над собой поможет понять, как не повторять ошибки и находить правильные решения. Важно приучить себя к самоанализу и постоянному контролю над эмоциями, мыслями, поступками. Не стоит принимать решение под действием эмоциональных порывов. Не будьте слишком уверены в своих убеждениях, поступках, привычках. Анализируйте их и подвергайте сомнению. Ошибки помогут вам измениться, стать лучше, мудрее, расширят кругозор и возможности.

Ты делаешь работу над ошибками и свято веришь, что больше никогда их не повторишь. Но реальность оказывается более непредсказуемой. И спустя какое-то время ты снова сталкиваешься с теми же проблемами, допуская те же проколы, что и в прошлый раз. Иногда это просто стечение обстоятельств, но в большинстве случаев ты просто не можешь выбраться из замкнутого круга.

Мы собрали несколько причин, почему ты постоянно совершаешь одни и те же ошибки. Только осознав, почему ты оказываешься в одних и тех же обстоятельствах, ты получишь возможность пересмотреть свои привычные модели поведения.

1. Ты замечаешь только то, что хочешь видеть

Ты выбираешь только те варианты, которые изначально тебе нравятся и полностью тебя устраивают. Когда до тебя доходит какая-то дополнительная информация или перед тобой открываются новые возможности для исправления ситуации, ты упорно игнорируешь их. Ты закрыт для новых идей, не желаешь менять свою точку зрения, не хочешь слышать то, что говорят тебе окружающие люди.

Конечно, это твой выбор — оставаться при своем мнении даже тогда, когда все указывает на прямо противоположные выводы. Но ты должен понимать, чем это чревато. Ты продолжишь совершать одни и те же ошибки до тех пор, пока не найдешь в себе мужество признать, что ты не прав. Порой тебе просто необходимо принять суровую реальность и отступить от своих принципов и убеждений.

2. Ты не хочешь выходить из зоны комфорта

Да, ты совершаешь одни и те же ошибки, но ведь они уже стали для тебя привычными. Ты не удивляешься, когда попадаешь в неприятные ситуации, тебе хорошо знаком весь механизм действий, ты знаешь, чего ожидать. Тебе комфортно в таких дискомфортных условиях.

Для того, чтобы решить проблему раз и навсегда и перестать повторять свои ошибки, тебе придется начать принимать новые решения и вести себя иначе. Только так ты сможешь изменить привычный порядок вещей.

3. Ты не учишься на своих ошибках

Исправляя ошибки, ты продолжаешь поступать так же, как и раньше, надеясь на другой результат. Это замкнутый круг, и пока ты не научишься принимать новые решения, ты будешь возвращаться к старым проблемам. Расширяй свой взгляд на окружающую реальность — анализируй свои поступки, выстраивай стратегию действий, используй возможности, которые открываются перед тобой. Будь активнее и смелее, от этого напрямую зависит, повторишь ли ты свою ошибку или же сможешь добиться успеха.

4. Ты слишком часто рискуешь

Конечно, оставаться в своей зоне комфорта — плохо, но и идти на риск слишком часто — тоже не очень умное решение. Всегда нужно осознавать, когда риск действительно оправдан, а когда можно его избежать. Учитывай, что любое твое решение, слово и действие влечет за собой определенные последствия. И если ты понимаешь, что последствия, скорее всего, будут негативными, несколько раз хорошо подумай, стоит ли оно того.

10 твоих ошибок, которые заставляют тебя оставаться на месте, пока жизнь вокруг меняется

5. Ты слишком драматизируешь

Ты можешь принимать любые неприятности слишком близко к сердцу. Большинство проблем, с которыми ты сталкиваешься, можно решить быстро и без особенных усилий. Но если в каждой своей ошибке ты видишь катастрофические последствия, если ты испытываешь сильную тревогу и стресс, попадая в неприятности, скорее всего ты будешь медлить с принятием решений. Возможно, ты сразу будешь ставить на себе и своем будущем крест, отпуская ситуацию, тем самым снимая с себя ответственность. В общем, излишний драматизм только мешает тебе решать проблемы и заставляет тебя постоянно оказываться в одних и тех же обстоятельствах.

6. Ты не можешь поставить себя на место другого человека

Многие проблемы, возникающие в межличностных отношениях, свидетельствуют о том, что кому-то из двоих людей явно не хватает эмпатии. Ты можешь не быть понимающим и сострадательным человеком, и это будет отражаться на общении с окружающими. Если ты постоянно совершаешь одни и те же ошибки, обижая людей, задевая их за больное, игнорируя их потребности и желания, тебе стоит научиться смотреть на ситуацию с другой точки зрения.

Начни ставить себя на место своего собеседника. Выслушивая человека или анализируя его поступки, обязательно учитывай его опыт (позитивный и негативный), среду, в которой он воспитывался, его убеждения и ценности. Иногда вместо того, чтобы доказывать свою правоту, тебе нужно забыть о собственном эго и попытаться понять собеседника.

7. Ты слушаешь других, а не себя

Ты все время будешь совершать одни и те же ошибки до того момента, пока ты не научишься слушать себя, а не окружающих. Люди, которые находятся рядом с тобой, могут давить на тебя при принятии определенных решений, ссылаться на свой опыт и возраст, приводить в пример похожие ситуации из их жизни, с которыми они когда-то справились. Но ты не должен позволять им сбивать тебя с намеченного курса.

С какими бы проблемами ты ни сталкивался, у тебя всегда есть все необходимое, чтобы их решить. Ты можешь добыть нужную информацию, овладеть навыками, обратиться за помощью к человеку, который профессионально подойдет к устранению неприятностей в твоей жизни. Никто не будет знать, что делать в конкретной ситуации, лучше тебя.

8. Ты оставляешь свои проблемы нерешенными

Ты не можешь поставить точку в какой-либо ситуации до тех пор, пока проблема не будет устранена тобой полностью. Твоя привычка игнорировать неприятности или бросать работу над чем-то на полпути негативно сказываются на твоем положении дел.

Когда ты оставляешь проблему нерешенной, вероятность того, что ты столкнешься с отрицательными последствиями, становится практически 100%. Вряд ли неприятности решатся сами по себе или кто-то другой наладит твою жизнь без твоего участия. Спустя время ты снова прочувствуешь на себе все то, что уже пережил когда-то. Тебе может казаться, что ты снова допустил ту же ошибку, что и в прошлый раз, но на самом деле это будут последствия твоей старой неудачи.

9 проблем, которых ты можешь избежать, оставаясь честным с самим собой и окружающими

На ошибках учатся далеко не всегда. Их повторяют снова и снова, причем делают это осознанно, понимая все последствия и риски. Что заставляет нас наступать на те же грабли? Как выйти из этого порочного круга, если никакие самоограничения не помогают? Разбираемся с точки зрения науки.

Причины повторения ошибок

Преобладание быстрого мышления

Психологи выделяют два режима мышления (системы). Система-1 срабатывает автоматически, Система-2 направляет внимание, необходимое для умственных усилий. Дэниэл Канеман называет их как быстрое и медленное мышление. Главная функция последнего — отслеживать и контролировать мысли и действия, предлагаемые быстрым мышлением.

Когда человек оказывается в знакомой ему ситуации, он может совершить прежнюю ошибку потому, что срабатывает быстрое мышление

Быстрое мышление постоянно генерирует впечатления, чувства, намерения. Систему-2 включить сложнее, так как мозг стремится сэкономить энергию и выбрать простые действия в знакомой ему ситуации, пусть и ошибочные.

Отсутствие рефлексии

Опыт имеет значение в том случае, когда он был верно проанализирован. Если же в неприятной ситуации не были выявлены причинно-следственные связи, то мозг продолжит считать ее «нормой» и возвращаться к ней снова и снова.

Преобладание линейного мышления

Линейное мышление предполагает последовательное решение вопросов с малым количеством неизвестных. Оно требует малых энергозатрат, и именно поэтому мозг и не выбирает такую стратегию.

Незакрытые гештальты

Незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Тогда вы будете стремиться закончить начатое, проходя через те же самые ошибки.

Концентрация на положительных аспектах и игнорирование негативных

Наш мозг запрограммирован на то, чтобы обращать внимание на вещи, которые когда-то приносили пользу, даже если их больше нет. В небольшом исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, нейробиологи из Университета Джона Хопкинса попросили 20 человек найти красные и зеленые объекты среди фигур на экране компьютера.

Им заплатили 1,50 доллара за каждый красный предмет и 25 центов за каждый зеленый. На следующий день исследователи попросили участников сделать то же самое, но на этот раз им сказали, что они не будут вознаграждены за обнаружение любого цвета. Тем не менее, участники сосредоточили внимание на красных объектах.

Сьюзан Кортни, когнитивный нейробиолог из Университета Джона Хопкинса и соавтор исследования, тем самым объяснила, почему так трудно перестать совершать привычные действия. Лучшая стратегия в этом случае — напомнить себе о долгосрочных последствиях того или иного действия.

Как избавиться от повторения ошибок

Измените условия, в которых совершается эта ошибка

Для того, чтобы выбрать новые стратегии, нужно оказаться в непривычных условиях. Тогда мозг начнет продумывать варианты развития событий и откажется от знакомых паттернов поведения.

Развивайте критическое мышление

Переключать Систему-1 на Систему-2 позволяет развитое критическое мышление. Постепенно у вас будет вырабатываться привычка ставить под сомнение пришедшие в голову мысли. Задавайте себе вопросы «а что если», «почему это правда и что подтверждает».

Рефлексируйте

Существует множество методик для ретроспективной рефлексии, которая позволяет извлечь максимум из накопленного опыта. Можно использовать модель профессора и философа Грэма Гриббса, в которой вы рассмотрите как отдельную ситуацию, так и долгий период. Модель состоит из шести ступеней.

  1. Описание ситуации
    — Что, когда и где произошло?
    — При каких обстоятельствах?
    — Кто в этом участвовал?

  2. Чувства, которые вы испытывали
    — Что вы чувствовали в этот момент, когда происходила эта ситуация?
    — Как менялись эти чувства?
    — Как они проявлялись?

  3. Оценка события
    — Что было сделано ошибочно?
    — Что было сделано верно?

  4. Анализ события
    — Какое значение для вас имеет это событие?
    — Какой результат вы получили?
    — Соответствует ли результат вашим ожиданиям?
    — Как вы проявили себя в этой ситуации?
    — С какими проблемами столкнулись?
    — Какие другие способы решения проблемы были возможны?

  5. Выводы
    — Что можно извлечь из этой ситуации?
    — Чем полезен этот проект, событие?

  6. План действий
    — Как избежать аналогичных ошибок?
    — Как вы измените свое поведение и какие навыки будете развивать?
    — Какие пробелы в знаниях и навыках стоит заполнить?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называется подчеркивание ошибок в тексте
  • Как называется подобная ошибка при нанесении размеров
  • Как называется повтор слов в предложении ошибка
  • Как называется ошибки с построением предложений
  • Как называется ошибки от нормы