Как называется болезнь если человек пишет с ошибками

Дислексия

Вы в курсе, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Значит, вам знаком диагноз дислексия – частичное специфическое расстройство навыков чтения. Если доверять биографам, все эти знаменитости испытывали очень серьезные сложности с чтением, то есть были дислексиками. К слову, биографии перечисленных личностей подтверждают, что можно прожить яркую жизнь, несмотря на обидный детский ярлык «не такого как все». В этой статье разберемся, как дислексики воспринимают текст и можно ли корректировать неспособность к чтению.

Дислексия - лечение в Москве

Общие сведения

Дислексия обусловлена недоразвитием или выпадением психических функций, реализующих процесс чтения. Согласно официальной статистике расстройство встречается у примерно 5% детей с нормальным уровнем интеллекта. На каждую девочку с дислексией приходится 4 мальчика-дислексика. Расстройство может выглядеть как синдром, когда нарушение чтения сопровождается частичным расстройством письма (дисграфией), или проявляться самостоятельно.

Причины дислексии

Человек с дислексией не способен корректно распознавать буквы. Речь дислексика несвязна, неправильно оформлена с грамматической точки зрения, отличается скудостью словарного запаса. Расстройство может быть обусловлено биологическими и социальными причинами.

Биологические факторы

Большинство специалистов склоняются к тому, что в большинстве случаев дислексия развивается под влиянием патологий биологического характера в пренатальном периоде:

 

  • поражение ЦНС вследствие внутриутробной интоксикации или иммунного конфликта;
  • гипоксия мозга плода в утробе матери, патологии развития пуповины, родовая асфиксия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • травматизация во время сложных родов.

Получите консультацию прямо сейчас!

Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию.

 

Социальные факторы

Социальные факторы легче поддаются коррекции, что отличает их от биологических.

К ним относятся:

  • недостаток общения у ребенка;
  • погрешности в обучении и воспитании (педагогическая запущенность);
  • двуязычие (дети-билингвы могут путать символы из разных языков);
  • слишком ранее начало обучения;
  • дефицит социально-эмоциональных контактов, отдаление от матери (синдром госпитализма).

Люди, подвергавшиеся жесткой критике из-за их особенности в детстве, впоследствии страдают от низкой самооценки и нуждаются в психологической помощи.

Влияние дислексии

Орфография

Образование

Чтение

Здоровье

Жизнь

Карьера

Самооценка

Математика

 

Патогенез

Чтение – это психофизиологический процесс, при котором одновременно задействуется несколько систем-анализаторов: зрительная, речезвуковая, речедвигательная. Сбои в работе систем нарушают единство процесса. Если с точки зрения психолингвистики механизм дислексии следует рассматривать как частичную задержку развития психических функций, то с когнитивной – это нарушение одного или нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, осмысливания). И одно, и другое приводит к трудностям с чтением и обучаемостью.

Наши преимущества

Высокая квалификация специалистов

Более 200 сертифицированных профессионалов со стажем от 10 лет

Круглосуточный выезд на дом

Звоните в любое время и наши специалисты помогут вам

Полная анонимность

Гарантируем полную конфиденциальность, пациентов не ставят на диспансерный учет

Программа «Двойной диагноз»

Комплексное лечение зависимости и психического расстройства

VIP отделение

Повышенный уровень комфорта и полное уединение

Классификация

Специалисты выделяют шесть форм дислексии – в соответствии с механизмом, который нарушен. Каждая из форм требует особого внимания специалистов и семьи.

 
 

оптическая

зеркальное чтение, перескакивание на соседнюю строку, сложности с различием похожих символов («о» и «е», «b»и «d»);

фонематическая

самая распространенная проблема (искажение структуры слов, перестановка слогов);

аграмматическая

ошибки в построении речевых отрезков («пойдем дом», «белый птица»);

семантическая

беглое чтение на фоне абсолютного непонимания смысла;

мнестическая

трудности распознавания букв во время артикуляции (отсутствие понимания связки между звуками и буквами);

тактильная

типична для слабовидящих (сложности с пространственным распознаванием).

Болезни, которые мы лечим

Симптомы дислексии

Расстройство выявляется в возрасте 6-10 лет. У дислексиков не получается сопоставлять звуки и буквы, поэтому показатели техники чтения у них намного хуже, чем у сверстников. Параллельно могут наблюдаться грубые ошибки письма.

Дислексия негативно влияет на процесс формирования личности. Неудачи в школе на уроках чтения могут способствовать развитию мнительности, тревожности, проявлению других аффективных реакций.

 
 

Фонематическая дислексия

Фонематическая форма дислексии вызвана недоразвитием процессов восприятия, связанных с анализом и объединением составных частей слов в единое целое. Симптомы проявляются в виде замены и смешивания звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам («том» — «дом», «ток» — «кот»), а также с искажением структуры языковых единиц.

Семантическая дислексия

Семантическую форму дислексии (так называемое механическое чтение)следует воспринимать как затрудненное понимание синтаксических связей. Также это результат бедности словарного запаса. Пациент понимает слова только в отрыве от текста, поэтому не может зафиксировать смысл прочитанного.

Аграмматическая дислексия

В аграмматической форме дислексии симптоматика связана с погрешностями в построении речевых конструкций. Во время чтения пациент неправильно применяет падежи, окончания, может путать времена. Аграмматическая дислексия предполагает допущение аналогичных проявлений и в устной речи.

Мнестическая дислексия

Симптомы при мнестической форме дислексии обусловлены неспособностью связывать визуальную форму символа с ее акустическим эквивалентом. Пациенту сложно соотнести звук и обозначающий его печатный (рукописный) знак. Попросту говоря, он не запоминает букв.

Оптическая дислексия

Оптическая форма дислексии выражается как чтение задом наперед, предполагает сложности с фокусированием взгляда на нужной строке. Оптическую дислексию объясняют недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений.

Тактильная дислексия

Тактильная форма дислексия присуща людям с тяжелыми пороками зрения и проявляется в виде смешения тактильно сходных символов при чтении по Брайлю. Пациент может путать буквы, соскальзывать со строки, пропускать речевые единицы, искажая смысл прочитанного.

Диагностика

 

Дислексия может быть диагностирована только при определенных условиях:

  • отсутствие диагностированной умственной отсталости;
  • отсутствие патологий слуха и зрения;
  • отсутствие расстройств психики, напрямую влияющих на способность читать;
  • не ранее, чем через 2 года от начала активного обучения;
  • ребенку подходит выбранный метод обучения чтению, стимулирует его учиться;
  • сложности возникают только в ходе выполнения заданий, связанных с чтением.

Чтобы обследовать ребенка, можно прийти к логопеду, нейропсихологу, детскому неврологу. Специалисты клиники Исаева консультируют по проблемам дислексии и дискалькулии, общего недоразвития речи, нарушений темпа психического развития, дефицита внимания. Обследование охватывает сбор анамнеза, оценку состояния артикуляционного аппарата, проверку моторики. С помощью специальных тестов врач проводит диагностику устной и письменной речи, а также нейропсихологическую диагностику.

Взрослому человеку официальный диагноз дислексия впервые должен поставить врач-психиатр. Запишитесь на прием к платному психиатру клиники доктора Исаева.

 

Коррекция и лечение дислексии в клинике Исаева

Если обнаружить признаки дислексии в дошкольном возрасте, это дает возможность оперативно и эффективно корректировать проблему. Чтобы приступить к коррекции, необходимо исключить другие расстройства, которые могут коррелироваться с нарушениями речевых процессов. Для лечения расстройства необходима помощь дефектолога, клинического психолога, нейропсихолога.

В клинике неврозов доктора Исаева к преодолению проблемы подходят комплексно, с применением современных методик и с учетом оценки всего спектра нарушений речи и психики у пациента. Не следует упускать из виду, что спутниками дислексии и дисграфии могут быть сидром дефицита внимания, гиперактивность, стрессы, несформированность высших психических функций. В клинике работают квалифицированные врачи, которые успешно лечат сложные когнитивные расстройства. Чтобы обратиться к компетентному специалисту, позвоните по номеру +7 (495) 463-09-45.

Варианты лечения

  • Консультация специалиста
    от 4000 ₽ за прием
  • Стационарное лечение
    от 6000 ₽ за сутки
  • Реабилитация
    от 2900 ₽ за сутки
  • у нас организована круглосуточная «горячая линия», обратившись на которую, вам ответят на вопросы, связанные с лечением ваших заболеваний, организуют прием у доктора;
  • у нас организован круглосуточный прием доктора психиатра, что позволяет оказать неотложную помощь в любое время;
  • консультация доктора психиатра – это комплексная первичная помощь пациенту, она длится до 2-х часов и призвана не только ответить на ваши вопросы, но и поставить или уточнить диагноз, назначить лечение и указать вектор ваших дальнейших действий;
  • на данном этапе вы получаете достаточно четкий план и прогноз по вашему заболеванию.

Вам необходимо сделать этот первый шаг, если вы начали чувствовать дискомфорт или наблюдаете изменения у ваших близких людей!

от 4000 ₽

  • это самая эффективная помощь при любых видах психиатрических проблем;
  • для некоторых диагнозов данный вид лечения безальтернативен ввиду тяжести ситуации и серьезности оказываемой терапии;
  • мы организовали стационарное лечение в клинике исходя из принципов «фокусировки на интересах пациента»;
  • мы предоставляем круглосуточный мониторинг основных показателей, надзор за состоянием пациента;
  • мы предоставляем комфортные палаты с четырехразовым питанием;
  • мы предоставляем нашу клиническую базу высококвалифицированных докторов-практиков, методик и лучших препаратов;
  • мы сделали стоимость приемлемой, удобной и демократичной.

Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!

от 6000 ₽

  • в реабилитации мы применяем индивидуальный подход к каждому пациенту и составляем персонализированный план реабилитации;
  • реабилитация в наших центрах базируется на концепции терапевтического сообщества;
  • с реабилитантами работают квалифицированные специалисты в области наркологии и психиатрии, которые ежедневно проводят лекции и занимаются их психообразованием;
  • мы помогаем сформировать устойчивые здоровые привычки и наработать навыки для успешной адаптации в обществе;
  • в стоимость включено трехразовое питание и все для комфортной жизни. Есть возможность одноместного размещения;
  • мы предоставляем дополнительные услуги, которые могут помочь в реабилитации: йога, спортивный зал, бассейн, массаж и т.д.;
  • мы создаем благоприятную и дружественную реабилитационную атмосферу, где вы получите поддержку и понимание.

Чем раньше вы обратитесь к специалистам и начнете реабилитацию, тем быстрее и качественнее вы придете к видимым положительным результатам и начнёте жить здоровую счастливую жизнь!

от 2900 ₽

Часто задаваемые вопросы

Почему реабилитация необходима пациентам с двойным диагнозом?

Современная клиническая психология делает акцент на необходимости реабилитации пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами. В основе некоторых заболеваний лежит нарушение психофизиологических процессов, поэтому лечение без реабилитации не принесет стойкого ожидаемого результата. В нашем центре успешно применяются современные программы медикосоциальной реабилитации для самых разных групп пациентов.

Дислексия проходит с годами?

Без коррекции и грамотного лечения проблема не проходит с возрастом. Детская дислексия – это всегда неуверенность в себе, социальная тревожность, депрессия вплоть до мыслей о суициде во взрослом возрасте. Помогут только направленная коррекция расстройства при условии психологической поддержки, а также работа с семейной системой. Обратитесь за помощью в клинику Исаева.

Можно ведь просто взять справку для школы и жить спокойно. Не зря же говорят, что дислексия – это болезнь гениев?

Действительно, есть исследования на тему того, что дети-дислексики обладают незаурядным умственным потенциалом. Но рассчитывать на спокойную жизнь ребенка-школьника со справкой не стоит. Под негативным давлением реальных обстоятельств ребенок может быстро утратить врожденную способность к освоению мира. Заботливые и ответственные родители обязательно воспользуются профессиональной помощью, чтобы вырастить из дислексика в первую очередь счастливого, а возможно и гениального человека.

Получите консультацию прямо сейчас!

Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию.

Статьи по теме

Дискалькулия

Ваш ребенок никак не может «подружиться» с цифрами, учителя считают его ленивым, а одноклассники дразнят? Не спешите делать поспешных выводов об умственных способностях малыша, опускать руки и тем более наказывать…

Подробнее

Расстройства речи

В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях…

Подробнее

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Подробнее

Умственная отсталость

Олигофрения или умственная отсталость – отклонение врожденного или приобретенного типа. Характеризуется нарушением интеллектуальной сферы, неполноценным развитием психических функций. Одной из особенностей…

Подробнее

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

Дислексия

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Дислексия

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:

Дислексия: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний. Эффективная коррекция дислексии определяется ранним выявлением и комплексным лечением.

Разновидности дислексии

Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития. У взрослых дислексия возникает в результате поражения коры головного мозга.

Различают несколько видов дислексии в зависимости от того, на уровне какого анализатора нарушено восприятие – слуха, зрения или двигательных речевых структур.

Дислексия.jpg
При фонематической дислексии ребенок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции (г-к, з-с, ж-ш). Поэтому во время чтения такие дети заменяют случайным образом близкие по звучанию и произношению фонемы. К вариантам фонематической дислексии относится также нарушение фонематического анализа, когда при написании слов дети или пропускают, или вставляют лишние буквы. Иногда им трудно сложить вместе два слога, тогда говорят о «побуквенном» чтении.

Семантическая дислексия, или «механическое» чтение — при таком расстройстве, читая, ребенок произносит слова правильно, но не понимает их смысл. Показателем семантической дислексии служит неспособность составить слова и фразы из различных слогов. В других случаях причина кроется в интеллектуальной отсталости ребенка – он не может установить грамматические связи между словами в предложении.

Аграмматическая дислексия – самый распространенный вид нарушения. Расстройство проявляется скудностью словарного запаса и неразвитостью речи. Характерной чертой такой дислексии служит неправильное согласование падежей и замена падежных окончаний.

Существует также оптическая дислексия, при которой ребенок не может распознавать графические изображения (буквы), поэтому не способен научиться читать.

Тактильная дислексия характеризуется нарушением пространственных представлений. Поскольку буквы отличаются количеством и пространственным расположением точек, это затрудняет их распознавание. Тактильная дислексия отмечается у слабовидящих детей.

При мнестической дислексии ребенок не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, соответственно, не способен овладеть алфавитом. В этих случаях дислексия может сопровождаться замедленным психическим развитием.

По данным американского исследования (Shaywitz S.E., Fletcher J.M., Holahan J.M., et al. Persistence of dyslexia: The Connecticut Longitudinal Study at adolescence // Pediatrics. —1999. — V. 104. — P. 1351–1359), более чем 70% школьников с подтвержденным диагнозом имели проявления дислексии и во взрослом возрасте.

При каких заболеваниях возникает дислексия

В большинстве случаев дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы после гипоксии, инфекционных заболеваний или токсического воздействия. Несколько реже причиной дислексии становятся генетические факторы и наследственность.

Исследования нервных рефлексов, слуха, зрения и запись электроэнцефалограммы у детей с дислексией обычно не показывают грубых отклонений от нормы.

Однако некоторые изменения в неврологическом статусе свидетельствуют о задержке моторного, психического и интеллектуального развития детей с дислексией. Так, у них может отмечаться недостаточная точность или дифференцированность движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка может несколько не соответствовать его возрасту, хотя во время игр и осуществления неосознанных движениях дети ничем не отличаются от сверстников. Электроэнцефалограммы у детей с дислексией также показывают чуть замедленное созревание мозга при нормальной остроте слуха. Однако зрительные функции, исследование которых проводили в последнее время, у некоторых детей с дислексией имеют свои особенности. В норме рецепторы двух глаз отличаются друг от друга и передают различные картинки в мозг. Головной мозг самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить изображение. У детей с дислексией зоны восприятия изображения обоих глаз одинаковы, и если сигналы от них попадают в зону восприятия одновременно, то мозг не может «определиться» с выбором изображения, которое для него является зеркальным. Именно этим объясняется трудность в быстром распознании букв и слогов.

У взрослых также может возникать дислексия. Чаще это нарушение выявляется после черепно-мозговых травм или инсульта (нарушения мозгового кровообращения). И в том, и другом случае поражаются участки коры головного мозга.

Дислексия, как и афазия (нарушение функции речи), служит характерным симптомом для пациентов с инсультом левого полушария.

У таких больных помимо дислексии могут отмечаться депрессивные расстройства, тревожное настроение и проблемы с целенаправленными движениями.

Явления дислексии могут сопровождать развитие объемных опухолей левого полушария головного мозга. При этом пациенты отмечают головную боль, головокружение, потерю памяти, зрения, затруднения в подборе слов.


К каким врачам обращаться при дислексии

Дислексия относится к заболеваниям, которые требуют комплексного подхода, поэтому решение о том, какой именно врач необходим для консультации при появлении симптомов дислексии, зависит от возраста пациента и предшествующих событий.

Детям, у которых отмечаются проблемы с чтением, необходимы консультации

педиатра

,

невролога

, психолога и логопеда.

Если распознавание текста ухудшилось внезапно, после острого нарушения мозгового кровообращения, пациента консультирует

невролог

 и логопед. При постепенном развитии проблем с памятью, чтением и речью необходимо обратиться к

терапевту

, который может направить пациента к

онкологу

 или нейрохирургу.

Диагностика и обследования при дислексии

Обследование ребенка с симптомами дислексии включает проверку навыков чтения и письма под диктовку и их сопоставление с его возрастом, интеллектуальным развитием, логическими способностями. При дислексии задания, для которых необходимо использовать речь, ребенок выполняет значительно хуже, чем задания с использованием образного или интуитивного мышления. Исследуют графомоторные и моторные навыки. В диагностическом поиске обязательно участвует логопед, задания которого направлены на выявление проблем с артикуляцией и фонетикой. Невролог оценивает координацию движений, моторику и неврологическую симптоматику. В некоторых случаях приходится прибегать к электроэнцефалографии, результаты которой могут использоваться для ранней диагностики некоторых форм дислексии.

При появлении признаков дислексии у взрослых невролог назначает ЭЭГ и МРТ для выявления возможных образований в области головного мозга.

Лечение дислексии

Терапия пациентов с дислексией включает комплекс мероприятий, в основе которых лежит психотерапевтическая помощь. При ранней диагностике и своевременном лечении пациент с дислексией обретает способность справляться с трудностями обучения.

Очень важно помнить, что дислексия не исчезает по мере взросления ребенка.

Только направленная коррекция этого нарушения в детском возрасте помогает достичь нормального интеллектуального развития. Участие в лечебных мероприятиях принимают логопед, психиатр и психолог. На занятиях с логопедом ребенок, как правило, работает над артикуляцией, упрочением звукобуквенных связей, учится соединять слоги, а самое главное – понимать прочитанный текст. При этом очень важна психологическая помощь ребенку. Работа над текстом не должна становиться для него тяжким и неинтересным трудом.

Лечение.jpg

Все приемы, направленные на коррекцию дислексии, должны применяться в игровой форме.

Психолог использует различные методики, которые формируют логическое и пространственное восприятие. В настоящее время популярностью пользуется методика Рональда Дейвиса, который сам, будучи дислектиком, разработал успешную методику коррекции этого нарушения.

Медикаментозная терапия только дополняет психологическую и логопедическую коррекцию и может включать препараты ноотропного ряда. Их выбор определяется исходными клиническими данными пациента.

Что делать при дислексии

Если у ребенка возникают трудности с запоминанием и произношением букв и слогов, словообразованием и письмом, ни в коем случае не следует его ругать и обвинять в лени и нежелании учиться, поскольку часто за этими проблемами стоит дислексия – расстройство, которое требует упорной и длительной коррекции. Дислексия остается у человека на всю жизнь, но при своевременном лечении она не будет приводить к снижению интеллекта ребенка и формировать негативные навыки обучения.

Бороться с дислексией можно, но для этого нужно объединить усилия родителей, педагогов и врачей.


Источники:

  1. Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. – Т. III. Вып. 1, 2008. – С. 3-9.
  2. Астапов В.М., Малкова Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. испр. и доп. – 2020. 273 с.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

© Юрий Смитюк/ТАСС

Что мы подумаем про взрослого человека, который пишет со множеством ошибок? Вероятно — что он плохо учился в школе. На худой конец, что он иностранец. Но неграмотность может быть связана и с особым строением мозга. Рассказываем, как отличить такие случаи

В Международной классификации болезней есть особый раздел — «расстройства развития учебных навыков». К ним относятся нарушения в освоении чтения, письма, математики и других базовых дисциплин. При этом зрение и слух у человека в порядке, он понимает язык, но с трудом овладевает его «кодировкой».

Многие слышали о дислексии, но специалисты также выделяют дисграфию, дизорфографию и дискалькулию. В чем их отличия?

  • Дислексия — это расстройство чтения. Человек с трудом может озвучить написанный текст, путает буквы в словах при чтении вслух. Дислексики могут не различать похожие буквы, окончания и корни слов, части речи. Здесь можно увидеть, как человек с дислексией воспринимает текст.

  • Дисграфия и дизорфография — расстройства письма. Как и при дислексии, человек испытывает трудности со словами и текстом — но на этот раз при письме. Написанные им буквы и слова могут выглядеть странно, а текст в целом — содержать много ошибок.

  • Дискалькулия — расстройство, при котором человек путается в числах. Он может случайно изменить порядок знаков, разрядность числа, систему расположения чисел.

Обычно первые звоночки появляются еще до школы. Например, ребенок путает слова с близкими согласными (мягкие и твердые, глухие и звонкие); пропускает буквы и целые слоги; напрягается и быстро устает во время чтения и письма; читает надписи «близко к тексту», как будто угадывая.

Например, в книге Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» главный герой учит грамоте некую Анюту Коломийцеву, у которой есть явные признаки расстройства обучения. Вот как герой описывает этот опыт:

«Ученица моя упрямо не доверяла буквам. Она руководствовалась больше собственными догадками… Одолевали мы слово «сапоги».

— Сы и а — са, — карабкалась по слогам Анюта, — пы и о — по, значит — сапо… Теперь гы и и — ги…

— Ну, что вместе получается? — спросил я.

— Валенки, — сказала Анюта».

Ошибки таких детей трудно поддаются логическому объяснению. Например, ребенок может написать «утт» вместо «тут», «зайкик» вместо «зайчик». Или писать слитно предлоги и существительные. Ребенок может составлять фразы как иностранец: «много человеков», «на ветках деревьях». Он может путать схожие по виду буквы («з» и «э»). При дисграфии у ребенка обычно неразборчивый почерк.

Признаки дислексии проявляются раньше всего — еще в дошкольном возрасте. Дисграфия становится заметной ко второму классу школы, когда письмо становится навыком. Дизорфография — «слепота к правилам письма» — становится очевидной еще позже. При этом дизорфографические ошибки очень стойкие и могут сохраняться годами.

Проседание в навыках может затрагивать несколько сфер сразу. Например, у детей, которые с трудом читают, есть ошибки в письме. Встречаются и проблемы с ориентацией в пространстве (путаница между «право» и «лево»), выполнением сложных действий руками (например, завязыванием шнурков, сборкой конструктора).

Дислексия и ее вариации не имеют ничего общего с уровнем интеллекта ребенка, и это прямо прописано в диагностических критериях.

Многие умные люди, в том числе выдающиеся писатели, всю жизнь допускали «смешные» ошибки. Рукописи Маяковского напоминали тетради первоклассника, а точки и запятые за него расставляли друзья и издатели. Рукописи Ганса Христиана Андерсена многие редакторы возвращали, даже не вчитываясь, — настолько отталкивало их обилие ошибок. Агата Кристи всю жизнь не только путала буквы в словах, но и цифры. Похожие проблемы преследовали Жюля Верна, Льюиса Кэрролла, Джейн Остин.

У большинства детей с дислексией интеллектуальные способности находятся на обычном уровне. При этом у дислексиков с низким и нормальным IQ снижена активность левого полушария в одних и тех же местах, связанных с обработкой речи. «Текстовый интеллект» в мозге представлен обособленно от обычного, который можно измерить с помощью тестов. Но поскольку львиную долю знаний мы получаем через текст, а демонстрируем свои способности через письмо, — это становится барьером для получения знаний.

Таким образом, дислексия может сама стать причиной проблем в развитии личности. У таких детей часто возникает фобия чтения. Например, если родители, не подозревая об этой личностной особенности, «наказывают» детей чтением. Дети начинают ненавидеть книги и уроки вообще — на этой основе часто формируется также фобия школы и различные нарушения поведения.

Процесс письма можно представить как работу сборочного конвейера, где каждое действие автоматизировано, каждый механический манипулятор находится на своем участке и вовремя завинчивает нужную гайку. Но если рабочие неправильно установили части конвейера, из него будут выходить машины без нужных деталей или с деталями, установленными неправильно или не в том месте.

Чтобы бегло и правильно писать, мозг человека тоже должен выполнять множество операций: распознавать буквы и составленные из них слоги и слова, интегрировать зрительную и слуховую информацию (то есть уметь озвучить прочитанное слово), координировать ее с моторикой глаз и руки. При дислексии и ее вариациях нарушается интеграция мозговых путей, вовлеченных в обработку текста.

Сегодня дислексия и дисграфия считаются мультифакторными нарушениями. Это значит, что за них могут отвечать и гены, и воздействия среды. Примерно в половине или даже в 2/3 случаев эти нарушения наследуются, а в остальных — возникают в результате ранних повреждений мозга. Например, гены DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319 влияют на миграцию (перемещение) нейронов при формировании коры мозга и связаны с повышенным риском дислексии. Всего же таких генов насчитывается около 50.

Риск также повышен при таких состояниях, как предлежание плаценты, гипоксия плода при затяжных родах, черепно-мозговых травмах из-за механического родовспоможения, болезнях матери во время беременности (диабет, алкоголизм), несовместимости крови плода и матери, ядерной желтухе и других состояниях. Но сама по себе травма не означает, что ее последствием будет именно дислексия.

Действительно, есть данные о том, что среди левшей дислексия более распространена. Но до конца неясно, почему так происходит. Например, согласно одной из теорий, предпочтение левой руки (по крайней мере в части случаев) кодируют те же гены, которые увеличивают вероятность дислексии.

Например, в 2013 году ученые обнаружили, что у левшей чаще встречаются определенные варианты гена PCSK6. Он запускает процессы, которые влияют на симметрию организма на ранних стадиях развития эмбриона. Например, у мышей с поврежденным геном PCSK6 наблюдаются аномалии в распределении внутренних органов: печень у таких животных может сформироваться справа, а сердце и желудок — слева.

Этот же ген связан и с дислексией. Исследователи предполагают, что развитие речи и право-, леворукость в эволюции человека были взаимосвязаны и могут иметь общие генетические механизмы. У многих людей, страдающих дислексией, есть особые признаки асимметрии как раз в области верхних височных извилин, где находится зона Вернике, отвечающая за восприятие речи.

Однако это не значит, что леворукость сама по себе вызывает трудности в освоении речи или письма. Если бы это было так, то большинство левшей испытывали бы такие трудности, но это не так. Скорее всего, только часть случаев леворукости связана с риском дислексии. Всего же за предпочтение левой руки отвечают около 40 генов.

Нужно учитывать, что мозг дислексика особенный. Полностью «перепрошить» его нельзя, поэтому требовать от ребенка с дислексией результатов наравне со всеми не стоит. Но можно подобрать ему специальную программу обучения, которая будет учитывать его способности. Этим занимаются логопеды и неврологи.

При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис. Есть данные о том, что спорт также помогает улучшить результаты у таких детей. Так, в ходе одного эксперимента дети с дислексией несколько месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате у них улучшились не только моторные навыки, но и языковые способности.

Кроме того, таким детям часто нужна не только коррекционная терапия, но и психологическая поддержка. Из-за своих особенностей они могут испытывать стресс во время занятий, чувствовать себя в классе лишними, отстающими и попросту глупыми. Здесь поможет работа с психологом, и особенно — поддерживающая атмосфера дома.

Антон Солдатов

Дислексия — это расстройство, затрагивающее множество людей во всем мире. Из-за нее возникают трудности в чтении, написании, математике, что может сильно усложнить процесс обучения и повседневную жизнь. Люди, которые болеют дислексией, воспринимают зрительные образы вместо букв и слов. Однако, важно понимать, что она не является приговором, ведь с помощью подходящих методик и поддержки, люди с дислексией могут достичь успеха в разных сферах жизни.

Что такое дислексия?

Дислексия представляет собой расстройство, которое связано с нарушением способности человека правильно читать, писать и понимать то, что написано. Проявляется в виде трудностей с распознаванием букв, слов и звуков, а также с пониманием и запоминанием прочитанного. Люди с таким расстройством могут испытывать различные проблемы в повседневной жизни, такие как трудности с обучением, социальной адаптацией и самооценкой. Однако, с помощью специальных методик и подходов, дислексия может быть успешно преодолена.

Причины

Зачастую дислексия, причины которой могут иметь нейробиологический характер, часто путается с ленью или невнимательностью. Так как многие родители и учителя могут не знать о таком расстройстве, могут усугубить ситуацию при обучении ребенка. Среди других причин можно выделить инфекции, черепно-мозговые травмы, осложнения во время беременности и родов и т.д.

Дислексия может проявиться из-за социальных факторов. Это может быть большая нагрузка в учебе, а если игнорировать ситуацию и не заниматься ребенком, эта проблема может развиться сильнее. Также она усугубляется из-за нехватки общения, изоляции или плохого окружения.

Существует заблуждение, что это расстройство встречается только у детей, которые живут в неблагополучных семьях. Но это не всегда так, потому что дислексия встречается и у детей, окруженных хорошими условиями и имеющих достаточно внимания со стороны взрослых.

Виды дислексии

В зависимости от того, какие навыки затронуты, выделяют несколько видов дислексии:

  • Фонематическая — это наиболее распространенный вид дислексии, который связан с трудностями в распознавании звуков и связывании их с буквами. Люди с фонематической дислексией могут искажать само слово, переставляя слоги.
  • Аграмматическая — проявляется в виде трудностей с пониманием и применением правил грамматики. Человек не может правильно склонять или спрягать слова, использовать правильные окончания или предлоги. Это также может приводить к тому, что возникают сложности с правильным составлением предложений, выражением мыслей в письменной или устной форме.
  • Семантическая — с такой формой дислексии человек не может правильно интерпретировать значения слов и выражений, использовать слова в правильном контексте или не понимает абстрактные понятия. Читая текст, он понимает каждое слово по отдельности, но не смысл текста в целом.
  • Мнестическая — при такой форме не получается запомнить правильное написание слова, последовательность букв. Это усложняет понимание отдельных слов.
  • Оптическая — буквы и слова переворачиваются, читаются задом наперед, не получается удержать внимание на определенной строке, которую нужно прочесть.
  • Тактильная — встречается у незрячих людей, которые для чтения используют азбуку Брайля. Проявляется в виде того, что при определении букв на ощупь они неправильно воспринимаются, либо человеку сложно сфокусироваться на нужной строке.

Симптомы

Чтобы вовремя распознать дислексию, симптомы которой могут проявляться по-разному, важно обращать внимание на процесс обучения и развития ребенка. Общие признаки включают:

  • Проблемы с чтением. Дети с этим расстройством могут иметь трудности с распознаванием букв и слов, часто пропускают слова, переставляют буквы или заменяют их на другие. Они могут читать медленно и неуверенно, иметь трудности с пониманием того, что прочитали.
  • Трудности с написанием. При дислексии нередко появляются проблемы с написанием слов, путаются буквы и цифры, совершаются ошибки в орфографии и пунктуации.
  • Сложности с восприятием на слух и речью. Возникают трудности с перестановкой звуков, с выражением своих мыслей и идеи, формированием слов.
  • Проблемы с памятью. Информация плохо запоминается, путаются буквы, цвета, цифры.
  • Плохая концентрация внимания. При чтении, написании и совершении других действий детям сложно фокусироваться на процессе, они могут быть неусидчивы, нетерпеливы,  слабо организованны.
  • Часто родители узнают о дислексии у ребенка при ухудшении его показателей успеваемости в школе.

Если вы заметили у ребенка эти признаки, обратитесь к специалисту для диагностики и помощи. С ранним выявлением и профессиональной помощью, дети с дислексией могут достичь успеха в учебе и жизни.

Есть ряд признаков дислексии, которые встречаются у подростков и взрослых. Это может быть затруднение при чтении, орфографические ошибки, плохая память, проблемы с произношением слов, имен. Людям с таким расстройством сложно учить иностранные языки, подводить итоги или кратко пересказывать истории. Часто они могут не понимать шутки, идиомы.

Лечение

Лечение дислексии обычно включает в себя использование специальных методов и техник, которые помогают детям справляться с трудностями в учебе и повышать их успеваемость. С ребенком работают логопед, психиатр и психолог. При проведении занятий с логопедом происходит работа над артикуляцией, ребенка учат формировать слова и большое внимание уделяется тому, чтобы он мог понимать прочитанный текст. Чтобы ребенок не считал этот процесс сложным и неинтересным, важно использовать игровой формат.

На приеме у психолога происходит работа над логическим и пространственным восприятием. Одной из самых популярных является методика Рональда Дейвиса, направленная на коррекцию этого расстройства.

При медикаментозной терапии прописываются ноотропные препараты. Важно отметить, что лечение дислексии должно быть индивидуальным и подобрано в зависимости от конкретных особенностей каждого человека. Поэтому перед началом лечения необходимо пройти обследование у специалиста и получить индивидуальную программу лечения.

Профилактика

Если ребенок получит помощь специалистов в детском саду или в начальных классах, он сможет значительно улучшить навык чтения. Но если это расстройство будет выявлено позже, процесс обучения будет гораздо сложнее. Возможно, что ребенок будет испытывать проблемы с успеваемостью. Важно использовать развивающие игры, выполнять специальные упражнения, направленные на развитие речи, внимания, памяти и мышления.

Заключение

Дислексия — это расстройство, которое может сильно повлиять на развитие ребенка, поэтому при обнаружении симптомов важно своевременно обратиться к специалистам. Если это сделать в дошкольном возрасте ребенка или в первом классе, можно предотвратить тяжелую форму дислексии, которая может сказаться на успеваемости и освоении учебного материала.

Чтобы не допустить осложнения, важно не путать дислексию с ленью и плохим вниманием. Часто учителя и родители допускают такие ошибки в воспитании и обучении, что тоже может усугубить ситуацию. В лечении дислексии принимают участие логопед, психолог и психиатр. В работе применяется комплексный подход, также назначается медикаментозное лечение. Чтобы повысить эффективность лечения, занятия проводятся в игровом формате, который помогает заинтересовать ребенка.

Рекомендованные препараты

При дислексии дополнительно к терапии могут использоваться препараты для улучшения памяти:

  • Ноопетп;
  • Гинкго Билоба;
  • Танакан;
  • Гинкоум;
  • Мемоплант;
  • Билобил форте.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Эти препараты отпускаются без рецепта, поэтому их можно заказать онлайн.

Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией или руководством к лечению со стороны uteka.ru.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называет ф бэкон типические ошибки в процессе познания
  • Как назвать эту любовь ошибки в сериале
  • Как назвать человека который пишет с ошибками
  • Как назвать человека которые исправляет ошибки
  • Как назвать ошибку в тексте