Как назвать человека который пишет с ошибками

Дислексия: безграмотность или особенность личности

Текст: Людмила Малхозова/Infox.ru

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!


Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия — нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.

Пишу с ошибками

Ученые выделяют несколько признаков
дислексии и дисграфии:

— зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;

— замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию
звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;

— специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение
слов.

Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное
образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок
может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове
«карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву.
Такие нарушения и есть дисграфия».

Почему

Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о
том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые
утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и
письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько
раз.

Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и
опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и
помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно,
текст распадается. Или наоборот — при хорошем понимании прочитанного могут
возникнуть трудности в его воспроизведении.

В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость,
наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную
беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м.
н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери,
щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни
— все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или
дисграфию у ребенка».

В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью
наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то
хуже, ошибки есть у всех.

Двуязычие в семье — еще одна возможная причина правописания с ошибками.
Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же
проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную
речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень
часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память
детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные
грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в
дошкольном возрасте», — поясняет Владислав Брагинский.

О дислексии многие узнают, когда детство давно позади. Так было, например, со Стивеном Спилбергом, у которого дислексия была диагностирована лишь в 61 год [1]. В то же время постановка диагноза может стать важным шагом к поиску решений для улучшения качества жизни.

Что такое дислексия

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ [2].

  • Дислексия — сложности развития навыков чтения.
  • Дисграфия — сложности письма.
  • Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
  • СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.

Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии. Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность.

Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.

Кадр из фильма «Одаренная»

Кадр из фильма «Одаренная»

© Kinopoisk

Дислексия и творчество

Важно понимать, что дислексия не болезнь, а особенность восприятия информации, с которой можно научиться жить. Это подтверждают многочисленные примеры актеров, художников, архитекторов, политиков, изобретателей, у которых была диагностирована дислексия. У многих известных писателей также была эта особенность, что не помешало им создать шедевры, которыми зачитываются и по сей день. Вот, информация, которую собрал сервис аудиокниг Storytel. 

Английскую писательницу Джейн Остен отец забрал из школы из-за сложностей с обучением. Она так и не смогла освоить грамоту, но это не оказалось для нее преградой, чтобы стать первой представительницей реализма, замечательным сатириком и писать романы нравов: ее «Гордость и предубеждение» [3] знают во всем мире.

Дислексия, предположительно, была и у Агаты Кристи. Она долго не могла научиться писать, а когда все-таки научилась, делала столько ошибок, что пришлось перейти на домашнее обучение, потому что и учителя, и ученики смеялись над ней. Тем не менее сегодня, вероятно, нет ни одного человека, который бы не знал ее «Убийство в Восточном экспрессе» [4] и еще сотни детективных историй.

Литературоведы считают, что дислексия была и у Владимира Маяковского. Он совершенно не понимал, как и где ставить знаки препинания — возможно, благодаря этому поэт изобрел знаменитую стихотворную «лесенку». Автор очень чутко относился к речи и чувствовал ее ритм, а мы сегодня наслаждаемся его многочисленными стихотворениями и поэмами, например «Про это» [5].

Также можно вспомнить датского писателя с дислексией — Ганса Христиана Андерсена, обладающего удивительным литературным талантом. Из-за дисграфии учеба в школе непросто давалась будущему сказочнику. Однако, несмотря на это, Андерсен начал создавать свои первые литературные произведения с десятилетнего возраста и стал всемирно известным писателем и автором 24 сборников сказок.

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

© Kinopoisk

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад. Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность [6]. И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

  • недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды;
  • тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении;
  • травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания;
  • никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

Дислексия не приговор

Дислексия — это результат нейробиологических особенностей человека, она не считается заболеванием, так как интеллект ребенка полностью сохранен. В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются, но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Дислексия не диагноз, а нарушение, лекарства для мгновенного избавления от которого еще не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.

Основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией [7] Мария Пиотровская подчеркивает: «На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители и учителя были осведомлены о проблеме и могли вовремя обнаружить у детей дислексию и другие трудности обучения. Очень важно, чтобы родители, педагоги, специалисты сопровождения и, конечно же, дети могли получить профессиональную помощь и поддержку.

Если вы видите, что у ребенка есть трудности обучения, — не медлите, сразу обращайтесь к логопедам или нейропсихологам. Ведь своевременное обращение к специалистам за консультацией даст возможность начать коррекционные занятия с профессионалом, что в будущем улучшит показатели успеваемости ребенка в школе. В Ассоциации дислексии все граждане РФ могут пройти онлайн-диагностику у специалистов бесплатно!

Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка в школе не превратилась в кошмар, в буллинг со стороны педагогов и одноклассников, а стала прекрасным и интересным путешествием по знаниям, результатом которого станет выбор любимой профессии. Со стороны Ассоциации мы делаем все возможное, чтобы осведомить о дислексии как можно больше людей нашей страны, и очень здорово, что в этом нам помогают многие благотворительные фонды и организации».

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Что делать взрослым и детям с дислексией

Сегодня есть два основных подхода к определению дислексии.

Педагогический — когда есть признаки дислексии, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования у педиатра, невролога, психолога. Эта форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Клинико-психологический — когда признаки дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития. Чтобы найти эти нарушения, нужно также обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, нейропсихологу.

Родителям важно помнить, что сам по себе человек с дислексией не требует лечения.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты.

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры [8].

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения. 

© Юрий Смитюк/ТАСС

Что мы подумаем про взрослого человека, который пишет со множеством ошибок? Вероятно — что он плохо учился в школе. На худой конец, что он иностранец. Но неграмотность может быть связана и с особым строением мозга. Рассказываем, как отличить такие случаи

В Международной классификации болезней есть особый раздел — «расстройства развития учебных навыков». К ним относятся нарушения в освоении чтения, письма, математики и других базовых дисциплин. При этом зрение и слух у человека в порядке, он понимает язык, но с трудом овладевает его «кодировкой».

Многие слышали о дислексии, но специалисты также выделяют дисграфию, дизорфографию и дискалькулию. В чем их отличия?

  • Дислексия — это расстройство чтения. Человек с трудом может озвучить написанный текст, путает буквы в словах при чтении вслух. Дислексики могут не различать похожие буквы, окончания и корни слов, части речи. Здесь можно увидеть, как человек с дислексией воспринимает текст.

  • Дисграфия и дизорфография — расстройства письма. Как и при дислексии, человек испытывает трудности со словами и текстом — но на этот раз при письме. Написанные им буквы и слова могут выглядеть странно, а текст в целом — содержать много ошибок.

  • Дискалькулия — расстройство, при котором человек путается в числах. Он может случайно изменить порядок знаков, разрядность числа, систему расположения чисел.

Обычно первые звоночки появляются еще до школы. Например, ребенок путает слова с близкими согласными (мягкие и твердые, глухие и звонкие); пропускает буквы и целые слоги; напрягается и быстро устает во время чтения и письма; читает надписи «близко к тексту», как будто угадывая.

Например, в книге Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» главный герой учит грамоте некую Анюту Коломийцеву, у которой есть явные признаки расстройства обучения. Вот как герой описывает этот опыт:

«Ученица моя упрямо не доверяла буквам. Она руководствовалась больше собственными догадками… Одолевали мы слово «сапоги».

— Сы и а — са, — карабкалась по слогам Анюта, — пы и о — по, значит — сапо… Теперь гы и и — ги…

— Ну, что вместе получается? — спросил я.

— Валенки, — сказала Анюта».

Ошибки таких детей трудно поддаются логическому объяснению. Например, ребенок может написать «утт» вместо «тут», «зайкик» вместо «зайчик». Или писать слитно предлоги и существительные. Ребенок может составлять фразы как иностранец: «много человеков», «на ветках деревьях». Он может путать схожие по виду буквы («з» и «э»). При дисграфии у ребенка обычно неразборчивый почерк.

Признаки дислексии проявляются раньше всего — еще в дошкольном возрасте. Дисграфия становится заметной ко второму классу школы, когда письмо становится навыком. Дизорфография — «слепота к правилам письма» — становится очевидной еще позже. При этом дизорфографические ошибки очень стойкие и могут сохраняться годами.

Проседание в навыках может затрагивать несколько сфер сразу. Например, у детей, которые с трудом читают, есть ошибки в письме. Встречаются и проблемы с ориентацией в пространстве (путаница между «право» и «лево»), выполнением сложных действий руками (например, завязыванием шнурков, сборкой конструктора).

Дислексия и ее вариации не имеют ничего общего с уровнем интеллекта ребенка, и это прямо прописано в диагностических критериях.

Многие умные люди, в том числе выдающиеся писатели, всю жизнь допускали «смешные» ошибки. Рукописи Маяковского напоминали тетради первоклассника, а точки и запятые за него расставляли друзья и издатели. Рукописи Ганса Христиана Андерсена многие редакторы возвращали, даже не вчитываясь, — настолько отталкивало их обилие ошибок. Агата Кристи всю жизнь не только путала буквы в словах, но и цифры. Похожие проблемы преследовали Жюля Верна, Льюиса Кэрролла, Джейн Остин.

У большинства детей с дислексией интеллектуальные способности находятся на обычном уровне. При этом у дислексиков с низким и нормальным IQ снижена активность левого полушария в одних и тех же местах, связанных с обработкой речи. «Текстовый интеллект» в мозге представлен обособленно от обычного, который можно измерить с помощью тестов. Но поскольку львиную долю знаний мы получаем через текст, а демонстрируем свои способности через письмо, — это становится барьером для получения знаний.

Таким образом, дислексия может сама стать причиной проблем в развитии личности. У таких детей часто возникает фобия чтения. Например, если родители, не подозревая об этой личностной особенности, «наказывают» детей чтением. Дети начинают ненавидеть книги и уроки вообще — на этой основе часто формируется также фобия школы и различные нарушения поведения.

Процесс письма можно представить как работу сборочного конвейера, где каждое действие автоматизировано, каждый механический манипулятор находится на своем участке и вовремя завинчивает нужную гайку. Но если рабочие неправильно установили части конвейера, из него будут выходить машины без нужных деталей или с деталями, установленными неправильно или не в том месте.

Чтобы бегло и правильно писать, мозг человека тоже должен выполнять множество операций: распознавать буквы и составленные из них слоги и слова, интегрировать зрительную и слуховую информацию (то есть уметь озвучить прочитанное слово), координировать ее с моторикой глаз и руки. При дислексии и ее вариациях нарушается интеграция мозговых путей, вовлеченных в обработку текста.

Сегодня дислексия и дисграфия считаются мультифакторными нарушениями. Это значит, что за них могут отвечать и гены, и воздействия среды. Примерно в половине или даже в 2/3 случаев эти нарушения наследуются, а в остальных — возникают в результате ранних повреждений мозга. Например, гены DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319 влияют на миграцию (перемещение) нейронов при формировании коры мозга и связаны с повышенным риском дислексии. Всего же таких генов насчитывается около 50.

Риск также повышен при таких состояниях, как предлежание плаценты, гипоксия плода при затяжных родах, черепно-мозговых травмах из-за механического родовспоможения, болезнях матери во время беременности (диабет, алкоголизм), несовместимости крови плода и матери, ядерной желтухе и других состояниях. Но сама по себе травма не означает, что ее последствием будет именно дислексия.

Действительно, есть данные о том, что среди левшей дислексия более распространена. Но до конца неясно, почему так происходит. Например, согласно одной из теорий, предпочтение левой руки (по крайней мере в части случаев) кодируют те же гены, которые увеличивают вероятность дислексии.

Например, в 2013 году ученые обнаружили, что у левшей чаще встречаются определенные варианты гена PCSK6. Он запускает процессы, которые влияют на симметрию организма на ранних стадиях развития эмбриона. Например, у мышей с поврежденным геном PCSK6 наблюдаются аномалии в распределении внутренних органов: печень у таких животных может сформироваться справа, а сердце и желудок — слева.

Этот же ген связан и с дислексией. Исследователи предполагают, что развитие речи и право-, леворукость в эволюции человека были взаимосвязаны и могут иметь общие генетические механизмы. У многих людей, страдающих дислексией, есть особые признаки асимметрии как раз в области верхних височных извилин, где находится зона Вернике, отвечающая за восприятие речи.

Однако это не значит, что леворукость сама по себе вызывает трудности в освоении речи или письма. Если бы это было так, то большинство левшей испытывали бы такие трудности, но это не так. Скорее всего, только часть случаев леворукости связана с риском дислексии. Всего же за предпочтение левой руки отвечают около 40 генов.

Нужно учитывать, что мозг дислексика особенный. Полностью «перепрошить» его нельзя, поэтому требовать от ребенка с дислексией результатов наравне со всеми не стоит. Но можно подобрать ему специальную программу обучения, которая будет учитывать его способности. Этим занимаются логопеды и неврологи.

При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис. Есть данные о том, что спорт также помогает улучшить результаты у таких детей. Так, в ходе одного эксперимента дети с дислексией несколько месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате у них улучшились не только моторные навыки, но и языковые способности.

Кроме того, таким детям часто нужна не только коррекционная терапия, но и психологическая поддержка. Из-за своих особенностей они могут испытывать стресс во время занятий, чувствовать себя в классе лишними, отстающими и попросту глупыми. Здесь поможет работа с психологом, и особенно — поддерживающая атмосфера дома.

Антон Солдатов

«Когда мне говорят, что все наши студенты обязаны писать грамотно, я всегда взвиваюсь свечой», — говорит Сергей Зверев, профессор и руководитель Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Сам он очень хорошо понимает, что такое не уметь писать и не помнить правил. Это было его детским кошмаром, но лишь с возрастом он узнал про свою дислексию. 

Писал «жизнь» через «ы»

— Это началось в первом классе? Было трудно?

— Меня пытались научить читать еще в пять лет, и ничего не вышло. Но, поскольку в те времена не считалось, что ребенок, идя в первый класс, должен уже быть на уровне пятого, никого это особо не взволновало. 

Я пришел — и начались прописи. Это был кошмар, тем более что в середине 70-х в начальных классах еще писали чернилами. К счастью, вскоре перешли на шариковые ручки. Другая катастрофа — «жи-ши» пиши с буквой «и». Почему — так до сих пор и не знаю. Когда я предельно сосредоточивался и писал медленно, то получалось правильно. Но автоматизма не вырабатывалось. И в диктанте, хоть убей, все равно было «жизнь» через «ы». 

Сейчас мы с вами разговариваем, а у меня в голове вертится «оловянный-деревянный-стеклянный». Там надо писать одно «н» или два? 

— Два.

— Почему? 

­­ Если прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов -ан-, -ян-, то в них одна «н». Оловянный-деревянный-стеклянный — исключения. Почему это трудно запомнить? 

— Я не вижу в этом никакой логики — поэтому и запомнить не могу. Что изменится, если я напишу одно «н»?

Хорошо хоть слово «оловянный» писать приходится нечасто. 

В 8-м классе я понял, что просто не перейду в следующий класс, если не сделаю усилия. Я научился обходить сложные слова. Вместо «деревянный» я и сегодня предпочту написать «который сделан из дерева». Эту хитрость я освоил не сразу, и, хоть учился неплохо, но двойки по русскому у меня были всегда. Иногда из жалости ставили «три». Ладно еще орфография, а запятые? Я запомнил, что перед «а», «что», «где» должны стоять запятые, но перед союзом «и» — то надо, то нет. 

— С учителями были проблемы?

— У нас была молодая учительница, которая просто не могла понять, почему я не в состоянии запомнить элементарные правила. Она не говорила перед всем классом «а Зверев у нас — тупой», но наверняка так думала. 

А вот с учителем физкультуры мне очень повезло, это был умный и тонкий человек, физру у нас все просто обожали. Однажды мы отрабатывали прыжки в высоту, и у меня ничего не получалось. Тогда он сообразил поставить меня не в общую очередь, а так, чтобы я подходил выполнять прыжок с другой стороны — и я прыгнул не хуже других. Просто мне нужно было толкаться другой ногой, и он это каким-то образом понял.

— Вы переученный левша?

— Я не исключаю. По крайней мере, помню, что меня все время преследовало «возьми ложку в правую руку». В СССР писать и есть левой рукой было почему-то ни в коем случае нельзя. Если меня переучили, то, возможно, это отчасти объясняет мои проблемы.

Как выглядит «ничто» и на что оно похоже?

Но проблемы с грамотностью у многих. Почему вы вообще решили, что у вас дислексия? 

— У меня нет официально подтвержденного диагноза, потому что в советское время его просто не существовало. Наверняка сказали бы, что это какие-то «буржуазные измышления», чтобы оправдать неумение писать. 

Но где-то в середине 90-х я впервые стал читать про признаки дислексии и узнавать их у себя.

Я не обращался к специалистам, потому что к тому времени вполне приспособился с моими особенностями жить. 

Хотя, не скрою, когда я читал про дислексию, думал: «Надо же, значит, дело не в том, что я балбес. Это врожденная особенность, и здесь от меня мало что зависит».

Мои дети в той или иной мере унаследовали от меня это свойство, но они заканчивали школу за границей, а там к дислексии совершенно другое отношение. Ее признают, с ней очень считаются. На экзаменах у ребенка больше времени для решения заданий, ему разрешают пользоваться электронными подсказками и даже дают бумагу другого цвета и плотности, потому что некоторым на ней проще писать.

— Какие особенности дислексии вы сразу в себе узнали?

— Говорят, кто много читает — тот грамотно пишет, но при дислексии читать и писать — это не всегда связанные вещи. Я очень много читал, а правильно писать так и не научился. У меня был один любимый персонаж, так вот выяснилось, что я 10 лет произносил его имя неправильно. При первом чтении случайно переставил буквы, и это закрепилось. А потом дочь мне сказала, что этого героя зовут не так. 

Еще говорят, что многие дислексики мыслят визуальными образами. Я это с детства чувствовал. Например, если я читал «белая лошадка паслась на зеленом лугу, потом прыгнула через изгородь и поскакала к речке», то ясно видел и луг, и лошадку, и речку. Но если написано «белая лошадка пасется на зеленом лугу, и ничто ей не мешает», то тут затык. Что это за «ничто», как оно выглядит, на что похоже? И как оно может мешать или не мешать? 

«Ничто», «никто», «никогда» — я просто не мог их себе представить. 

Стоило встретить это слово в книге, как внимание тут же рассеивалось. При чтении у меня выработался навык: потерял нить — вернись назад и восстанови. При этом я понимаю философские тексты, если в них есть какая-то цельная понятийная система. Но если я встречаю отвлеченное понятие, вырванное из контекста, то сразу сбиваюсь.

— В современном языке их множество, и в моду входят все новые. Чего стоит одно слово «нарратив». Как вы с этим справляетесь? 

— О да, нарратив и еще дискурс. Я себе все время напоминаю: «Дискурс — не путать с дискуссией». Или, когда я слышу про «эпоху постмодернизма», я говорю себе: «Так, я же это учил. Модернизм — это вот это, а постмодернизм — идет после модернизма, и у него вот такие признаки». Но пока все это вспомнишь, потеряешь нить. Вот почему я не очень люблю красивые и сложные слова. Если человек не в состоянии без них объяснить свою мысль, то, возможно, не такая уж она и ценная. 

— И это говорит человек, возглавляющий в Вышке факультет интегрированных коммуникаций. Можете простыми словами объяснить, что это такое?

— Для неспециалиста это звучит абстрактно, но вообще все просто. Раньше все коммуникационные практики жили сами по себе — отдельно реклама, отдельно пиар, отдельно маркетинг. Когда мы обсуждали проект образовательной программы с покойным Михаилом Лесиным, он предложил назвать департамент «интегрированные коммуникации», как демонстрацию нашего представления о том, что изучать и преподавать их нужно как целостную систему. 

В этой области вообще все очень изменилось. Раньше, чтобы продать продукт, надо было показать, что он лучший. Теперь этого мало, нужно показать, что производитель лучший: добрый, человечный, ответственный, заботящийся об окружающей среде. Это, если хотите, тоже интегрированная коммуникация. Но сегодня наш факультет называется «креативные индустрии».

Дает ли дислексия суперсилу?

— Умение правильно писать у нас в стране всегда считалось основой социального статуса. Человек, который пишет с ошибками, не добьется успеха. Но вы добились. Как вам это удалось? 

— Во-первых, человек, который не в состоянии грамотно писать, может хорошо делать что-то другое. Не могу сказать, что обладаю какими-то сверхспособностями по математике, хотя в школе она меня никогда не пугала, я узнавал в ней структуру. Например, на работе, когда я видел большую таблицу, то почти сразу мог сказать, есть ли в ней ошибка. Как будто чувствовал, когда что-то не так. 

Кстати, на определенные виды работ в западных компаниях предпочтут взять человека с дислексией, потому что у него, так сказать, нейроны работают иначе и это дает ему какие-то новые и неожиданные возможности.

Хотя, конечно, не стоит думать, что дислексия дарит какие-то интеллектуальные преимущества и что у нее есть суперсила.

Во-вторых, появились автокорректоры, иногда у меня вся страница в разноцветных подчеркиваниях. «Ого, — думаю, — что же тебе так не нравится?» Недавно я написал слово «сактуализировать», а он подчеркнул. Раздельно, говорит, надо писать: «с актуализировать». Я зачем-то послушался.

В-третьих, так получалось, что рядом всегда были люди, которые могли помочь и поправить. Мне проще надиктовывать и не проявлять самодеятельности. Но бывают всякие казусы.

В начале 90-х мы писали текст совместного распоряжения в связи с экономической программой «500 дней». И уж не знаю, как так вышло, что я оказался у компьютера и начал писать текст. Его несколько раз проверили, он был отдан на подпись Горбачеву, Ельцину, Рыжкову и Силаеву, а потом выяснилось, что слово группа там с одним «п». Поправить уже ничего нельзя — официальный документ.

Недавно я написал важное письмо с опиской, которой не заметил, хотя перечитал несколько раз, а спелл-чекер (система проверки правописания. — Примеч. ред.) ее не опознал.

Все бы ничего, но с учетом контекста письма моим корреспондентам наверняка показалось, что я над ними изощренно издеваюсь. 

Поверьте, я очень пожалел, что нажал на кнопку «отправить» раньше, чем еще кто-то в офисе увидел этот текст. 

— Есть ли у вас безграмотные студенты и как вы к ним относитесь?

— Я всегда взвиваюсь свечой, когда мне говорят, что у нас на факультете люди должны писать грамотно и что это что-то говорит о человеке. Да ничего не говорит. Но вот если при современном программном обеспечении человек не дает себе труда прогнать текст через корректор, то это уже небрежность и это непростительно.

— Будь ваша воля, вы бы отменили ЕГЭ по русскому?

— Мне кажется, что современный ЕГЭ вполне реально сдать на хороший балл. Он системный, в нем нет непредсказуемости и произвола. Это же не сочинение.

— Куда вы сами поступали и нужно ли было писать сочинение?

— Вообще-то я в 16 лет мечтал идти в школу милиции, потому что в милиции работал мой отец. Но родителям удалось как-то аккуратно меня отговорить, и я пошел на общеэкономический факультет Плехановского института. 

Вступительное сочинение писал простыми, короткими фразами, подлежащее-сказуемое. Это выглядело примерно так: «Павка Корчагин — настоящий герой. Он проявил мужество. Он не сдавался» и так далее. Если бы я начал фантазировать и писать что-то сложное, это был бы провал. К счастью, сочинение — не единственный вступительный экзамен.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург

28 ноября 2019 | 12:10| Просто о сложном

Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.

мышление, разум

фото с сайта pixabay.com

Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.

«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.

Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.

«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.

Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.

Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».

«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.

Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.

рука, ручка, почерк, правописание

фото с сайта pixabay.com

Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.

«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт.
Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как назвать человека которые исправляет ошибки
  • Как назвать ошибку в тексте
  • Как назвать ошибки в тексте
  • Как назвать одним словом ошибки в русском языке
  • Как надо сбросить ошибку на опеле