Как научиться не замечать ошибки людей

Вы наверняка знаете людей, которые ни при каких обстоятельствах не упустят шанса исправить человека, когда тот путает «-тся» и «-ться» или «одеть» и «надеть». А может, вы и сами такой человек. Но откуда берется это неисправимое желание исправить «ложить» на «класть»? И, главное, стоит ли с ним бороться? Разбираемся вместе.

Откуда берется желание исправлять других?

На сегодняшний день ученые пока слабо изучили эту черту человеческого поведения. Кто-то связывает желание исправлять чужие ошибки, от фактологических до грамматических, пассивной агрессией, желанием все контролировать, но на самом деле причин может быть гораздо больше. О них рассказывает психолог Мария Галушкина:

«В принципе, искать одно-единственное объяснение какому-то явлению — дело неблагодарное, не всегда нужное и попахивает абсолютизмом. Практически всегда причин несколько, они сочетаются причудливым образом в разных пропорциях, для каждого отдельного человека — в своих.

Контроль

Я бы скорее назвала это не желанием все контролировать, а невозможностью выдерживать собственное напряжение. В такой ситуации контроль — это способ избавиться от напряжения, которое возникает либо в ситуации неопределенности, либо в ситуации угрозы нашей картине мира. Напряжение может быть разной силы и оттенка, в зависимости от ситуации. Оно может быть зудящее от неправильной запятой, может быть болезненное, если мы видим что-то „неправильное“, но что нас напрямую не касается (например, когда на ваших глазах мать ругает ребенка за оплошность). Оно может становиться невыносимым, если ошибка другого напрямую касается вас (ваш коллега, с которым вы вместе делаете проект, несет на презентации какую-то чушь). И очень часто мы поправляем, чтобы сбросить это напряжение, не тратить силы на его выдерживание. Это действительно требует меньше энергозатрат. Сравните: можно написать „Ты ничего не понимаешь“ или порефлексировать и прийти к мысли „Каждый имеет право на собственное мнение, даже если оно очень не похоже на мое… Интересно, почему именно эти слова незнакомца меня так зацепили?“.

Сохранение привычной картины мира

Наше восприятие и память устроены так, чтобы находить подтверждение уже имеющейся точке зрения и вытеснять или игнорировать факты и мнения, которые эту точку зрения ставят под сомнение. И так как нам крайне важно иметь четкое и непротиворечивое представление о мире, людях, себе, то мы готовы разворачивать целые дебаты за сохранение этого представления.

Тут еще может быть интересный процесс, когда непоправление чьей-либо ошибки ставит под сомнение непротиворечивость и идеальность собственного „я“. Приведу пример, но учтите, что этот процесс обычно „вскрывается“ в терапии далеко не сразу. Итак, наша любимая запятая:

Нас в школе учили правильно писать. Когда мы писали диктант или сочинение хорошо и без ошибок, то мы получали пятерку от учителя и похвалу (или отсутствие наказания) от родителей, из чего делали вывод „Я молодец, когда не делаю ошибок. Если делаю ошибки, я плохой“. Мы вырастаем с этим выводом и вдруг натыкаемся в чьем-то сообщении или комментарии на лишнюю запятую. И человек, поставивший эту запятую, не то что не в панике и самобичевании, что он проглядел такую ошибку, он живет себе спокойно и прекрасно себя чувствует. Ему никто не ставит двойку и не вызывает родителей в школу. В результате может пронестись такая мысль: „Как он может жить спокойно и считать себя хорошим, когда он сделал ошибку? То есть если ему так можно, то я зря столько лет страдал над правилами пунктуации? А если я зря страдал… Как же мне оставаться хорошим, если мне теперь не через что доказывать, что я хороший?! Нет, так нельзя, нужно указать ему на ошибку! Все-таки их делать неправильно, пусть обратит внимание“. И вот так, стараясь защитить себя и ненапрасность приложенных усилий, мы указываем людям на их ошибки.

Влияние общества

Сначала через родителей, а потом через учителей нам транслируется мысль, что ошибки — это плохо и неправильно. Нас чаще ругают за ошибки, чем хвалят за то, что мы сделали что-то хорошо, нам подчеркивают ошибки красной ручкой, но не выделяют зеленой верные места (как в некоторых странах). В результате мы и вырастаем с мыслью, что ошибаться — ненормально. И подкрепляем эту идею тем, что замечаем ошибки других и указываем на них. Потому что так делать правильно, нас научили так делать».

Как научиться переживать чужие ошибки

Игнорировать ошибки других людей сложно, особенно когда они касаются чего-то важного для нас, нашего будущего или безопасности. Но чаще всего объектом конфликтов становится исправление «ошибок», которые мы сами считаем таковыми, но которые не представляют серьезной проблемы за пределами нашего мироощущения. Это могут быть носки разных цветов, сверкающие из-под брюк коллеги, неправильно поставленные знаки препинания или ударение, забытые в кафе вещи, из-за которых вам с друзьями пришлось вернуться. Переживание или доказывание чужой неправоты («Оба носка должны быть одного цвета, как ты не понимаешь?») требует массы сил и ресурсов. Но что делать, если просто отпустить и забыть не получается?

Рефлексируйте

Это самый сложный, но довольно полезный путь. Лучше всего следовать по нему под наблюдением терапевта. Каждый раз, когда вам очень хочется исправить чужое «-тся/-ться» или сделать комментарий относительно неглаженой рубашки, подумайте, почему именно это провоцирует у вас такое жгучее желание. И почему вы сами не позволяете себе выйти в свет с пятном от зубной пасты на футболке или в разноцветных носках.

Выдерживайте

И уважайте чужие личные границы. Другой человек может совершать какие-то действия, которые с вашей точки зрения выглядят неправильными: путать холодец со студнем, забыть любимый кофе популярного актера, носить странную модную одежду несочетающихся цветов. Это выбор другого человека, и он прекрасно обитает в пределах его личных границ (по крайней мере, пока человек не начнет навязывать вам свое видение, вот тут уже можно начать возмущаться).

Попробуйте так же

Один раз в качестве эксперимента попробуйте сделать то, что вы описывали в своей картине мира как «ошибку»: выложите пост вообще без знаков препинания. И пробелов. Назовите это перформансом. Наденьте удобную одежду. Измените имидж так, чтобы все вокруг подумали, что вы переживаете развод, по масштабу сравнимый с разводом Джонни Деппа. Сделайте это и поймите, что, во-первых, всем не очень-то интересно следить за ошибками друг друга. А во-вторых, что «ошибки» тоже могут приносить простые житейские радости.

Главное — помните, что есть некоторые ошибки, которых все-таки стоит избегать. Например, называть рабочие файлы неприличными словами, отправлять обнаженные фото и платежные данные подозрительным людям, оставлять включенный утюг или открытый газ.

10 марта 2023

Как перестать бояться ошибок

1853 просмотра

Яков Пятницков
Из менеджеров в коучи — как найти призвание и начать им жить. Верит, что у каждого есть чем поделиться с миром и помогает это раскрыть. Путешественник, неисправимый оптимист.

Путь к желаемому почти всегда лежит через неизвестность, и пока мы боимся ошибаться, будем вечно с завистью смотреть на людей, которые пробуют и двигаются вперед.

Чтобы начать свое дело или освоить новую профессию, нужно изменить отношение к ошибкам.

Страх ошибок и «правильный» путь

Я с детства боялся ошибок. В начальных классах учителя хвалили меня за сообразительность, предметы давались без усилий, и я совсем не научился трудиться. Я привык считать себя умным и был уверен, что все должно получаться легко.

Разумеется, ошибки и неудачи не заставили себя ждать. И я встревожился: что-то не так, может, не такой уж я и умный? Каждая ошибка становилась угрозой моему статусу одаренного ребенка.

Это то, что психолог Кэрол Дуэк в книге «Гибкое сознание» называет «мышлением данности»: вера в неизменный, данный при рождении уровень наших возможностей и боязнь совершать ошибки ради того, чтобы расти.

Эта штука довольно долго отравляла мне жизнь. Лет до тридцати я был убежден, что есть какой-то легкий и «правильный» путь к успеху, и нужно только его найти.

Я читал книгу за книгой вместо того, чтобы делать.

Смотрел видео других коучей и удивлялся, как же им повезло найти свой путь.

Пока, наконец, не понял, что все мои более успешные коллеги действовали методом проб и ошибок. Не было никакой удачи. Просто они больше пробовали, чем я.

Когда я всерьез задумался об истоках этого страха, я понял, что он не возникает сам собой, при рождении.

Бояться ошибок – это приобретенная привычка.

Я считал, что есть какой-то легкий и «правильный» путь к успеху без ошибок, и всего лишь нужно его найти…

Ошибки – это неприятно. Мы не любим их совершать. И даже когда знаем, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает», часто предпочтем не делать, чем ошибиться.

Ошибки становятся проблемой только когда из нейтральной обратной связи превращаются в наше суждение о самих себе («я неудачник») или о ситуации («у меня никогда не получится»).

Мы преуменьшаем наши возможности и преувеличиваем трудности. Особенно если наша самооценка завязана на желании все делать правильно, каждая ошибка наносит болезненный удар.

Но было время, когда мы ничего не могли сделать правильно. Мы учились писать и много раз не могли даже вывести первую букву алфавита. Разве нас это остановило?

Маленькие дети, эти идеальные машины по достижению целей, продолжают пытаться получить свое, даже когда говоришь им «нет». Эта естественная форма упорства никуда не исчезла. Она все еще в нас. Просто в какой-то момент возник страх критики за ошибки, между детством и взрослением с нами что-то случилось.

Случилась школа.

Вспомните себя до того, как вы пошли в первый класс. Вы пробовали петь, танцевать или рисовать даже не зная, как это делается. Внутри не было страха.

В школе мы узнаем, что правильные ответы поощряются, а неправильные наказываются. Мы ищем одобрения учителей и родителей — и из-за этого боимся ошибаться.

Если раньше ошибка была лишь нейтральной обратной связью, что что-то не сработало, то теперь она превращается в наше суждение о себе. «Этого не должно было случиться», «Я не должен был сделать ошибку», «Я должен все делать правильно».

Умные дети дают правильные ответы и получают похвалу, а отстающие ошибаются и не получают ничего. Мы не хотим выглядеть отстающими, поэтому лучше промолчим, чем рискнем дать неправильный ответ, благодаря которому можем чему-то научиться. Эту программу мы затем неосознанно несем с собой во взрослую жизнь.

Страх ошибок не существует сам по себе. Он связан с переживаниями о том, что подумают о нас люди, боязнью показаться неудачником, желанием выглядеть успешным.

Это волнение об образе, который мы создаем в глазах других. Чем важнее для нас образ, тем сильнее страх ошибок.

Например, мы не хотим быть тем, чьи промахи обсуждают, поэтому стараемся не ошибаться и делаем минимум попыток.

И тогда наш мир начинает съеживаться. Боясь пробовать, мы не можем быть по-настоящему счастливыми, потому что природа человека в том, чтобы постоянно стремиться к росту и обучаться новому.

Страх ошибки связан с волнением об образе, который мы создаем в глазах других. Чем важнее для нас мнение окружающих, тем страшнее публично ошибиться.

В школе порицание ошибок, возможно, имеет смысл. Есть только один способ доказать теорему, так что любой другой ответ будет ошибочным.

Но жизнь не теорема, и к цели можно прийти разными путями, особенно если цель нелинейная и творческая, вроде «освоить новый навык» или «начать работать на себя».

Что мы можем сделать со страхом ошибок?

1. Исследуйте свой страх

Для начала важно разобраться что ошибки значат именно для вас. Откройте заметку на телефоне и задайте себя два вопроса: «Чего я боюсь, совершая ошибки? Что ошибка говорит обо мне?»

Вот ответы участников моего курса «Шаг вперед»:

  • Боюсь столкнуться с жесткой критикой или хейтом.
  • Боюсь неодобрения близких.
  • Перфекционизм, желание все делать идеально.
  • Ошибки говорят, что я неспособная и у меня не получится.
  • Если я ошибаюсь, значит я тупой.

Пока эти страхи и убеждения остаются не исследованными, они продолжают нами управлять. Подняв их на поверхность, мы можем с ними работать.

2. Полюбить себя

Мы боимся ошибок, потому что связали их с одобрением. И даже став взрослыми, все еще боимся вызвать недовольство окружающих и потерять их любовь. Так страх ошибки способствует формированию страха быть отвергнутым, страха оказаться в одиночестве перед лицом опасности и, в конечном счете, страха смерти.

Антидот к страху ошибок – здоровая самооценка и безусловная любовь к себе (как бы попсово это ни звучало).

Пока мы не любим себя, то будем стараться заслужить одобрение и любовь других и страх ошибок, страх критики и желание понравиться это ненужные ноши, которые придется на себе тащить.

Вспомните, что страх начался, когда мы начали искать одобрения учителей и родителей, и закончится, когда мы перестанем это одобрение искать.

3. «Надо же, как интересно получилось»: изменить отношение к ошибкам

Мысленный сдвиг, который нам нужно совершить — это понять, что ошибки, особенно в новом деле, неизбежны. Вопрос не в том, сможем ли мы их избежать, а в том как быстро научимся относиться к ним проще.

Движение вперед складывается из ошибок, которые мы совершили и проанализировали. Чтобы достичь успеха, нужно не просто научиться терпеть ошибки, но и полюбить их, увидеть в них ценные эксперименты.

Пожалуй, один из самых ярких примеров подобного мышления — это Томас Эдисон, который, прежде чем нашел подходящий материал для нити накаливания электрической лампочки, провел невероятное количество экспериментов. Отвечая на вопрос, как он относится к своим неудачам, он сказал: «Я никогда не терпел неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».

Разбирая свою ошибку, подумайте, что вы будете делать по-другому в следующий раз. Главное — не повторять одни и те же ошибки.

4. Понять, что ошибаются все

Иногда кажется, что по-настоящему умные люди не ошибаются.

Но никто не рождается готовым программистом, ученым или дизайнером. Даже Эйнштейн когда-то не умел читать.

За свою жизнь мы слышим сотни историй успеха, где замалчиваются незаметные, регулярные усилия и преподносится лишь конечный результат.

Пара программистов, чья IT-империя началась с нескольких компьютеров в гараже. Успешный музыкант или спортсмен. Мы видим только верхушку айсберга, только успех, но, если проследить биографию любого выдающегося человека, становится ясно, что ошибались они гораздо чаще, чем все остальные. Их отличало лишь то, что они не остановились.

Когда мы понимаем, что все ошибаются, а самые успешные ошибаются больше других, то вместо того, чтобы считать ошибки клеймом некомпетентности или глупости, мы начинаем видеть в них символ сильных людей.

Если мы ошибаемся, значит, мы в игре.

5. Раздуть страхи

Если вы привыкли себя запугивать последствиями ошибок, задайте себе вопрос: «Что самое страшное может произойти?» Воспользуйтесь методом амплификации (преувеличения) доведите пугающую вас ситуацию до абсурда. Тогда она перестанет вас пугать.

Когда я работаю с клиентом, который боится пробовать, я задаю этот вопрос: «Что будет, если это случится?» Например, он хочет уволиться и работать автономно, но боится, что не сможет найти клиентов и зарабатывать.

«Что случится, если ты будешь продолжать пробовать, но так и не сможешь заработать?» Мы затем доводим ситуацию до абсурда, где он живет на улице, есть ему нечего и родные от него отказались. Проговорив все это, он понимает, что страх иррационален и маловероятен, но пока мы не вытащим его на свет, не рассмотрим его в деталях, не проговорим, он кажется огромным.

6. Перестать искать «идеальный» путь

Убежденность, что есть быстрый путь к цели и что ошибки – аномалия, а не естественная часть развития, заставляет нас покупать курсы, обещающие результат за 10 дней.

В самом начале карьеры коучем, когда я еще толком ничего не зарабатывал, я заплатил $2000 за трехмесячный тренинг о продвижении себя, потому что боялся пробовать сам. Но когда 12 недель закончились, я понял, что так же полон страха, как и раньше. Деньги были потрачены зря. Это как платить кому-то за то, чтобы тебя за руку провели по тропинке, потому что твои глаза закрыты. Провести-то проведут, но как дальше идти самому?

Новое дело – это путь, который требует времени, постоянных проб, корректировки курса и готовности идти дальше, даже когда не знаешь, куда этот путь тебя ведет.

Так и в жизни. Мы не можем спланировать все наперед, не совершая ошибок и делая все идеально. Мы пробуем и экспериментируем, подбирая то, что подходит нам в нашем деле, находя точки опоры и время от времени пребывая в неведении, что же будет дальше, но не сомневаясь, что следующий шаг обязательно проявится.

Иногда жизнь ведет нас такими странными маршрутами, где каждый следующий шаг скрывается в тумане…

Жизнь – не череда перекрестков, на каждом из которых есть только один правильный путь, а система GPS, которая меняет маршрут в зависимости от нашего выбора. От нас требуется только одно – решиться этой системе доверять.

В завершение предлагаю вам небольшое задание:

Ответив на вопрос, вы яснее ясного увидите: ошибки – это дары, ценность которых часто становится видна только со временем. Нужно научиться не отказываться от этих даров.

Саморазвитие #ошибки #страхи #Цели 

  • Главная страница
  • Общество

Как не обращать внимание на людей, которые портят настроение?

Содержание

  • Как не обращать внимание на мнение людей: повышение самооценки
  • Как не обращать внимание на негативных людей: установка психологических границ
  • Как не обращать внимание на неприятных людей: познание себя и отсекание неконструктивных суждений
  • Как не обращать внимание на глупых людей: отсутствие обидчивости
  • Как не обращать внимание на хамство людей: юмор в помощь

Как не обращать внимание на людей, несущих негатив, осуждение, распространяющих собственную глупость? Подборка советов психологов поможет это преодолеть.

Каждый житель планеты как социальное существо совершает многие из своих действий с оглядкой на других членов общества, где живет: не навредит ли им, не вызовет ли их недовольство. Одни производят такую сверку общественного мнения только от случая к случаю, другие не способны полноценно существовать без одобрения окружающих. Для них актуальна проблема, как не обращать внимание на людей, транслирующих исключительно недовольство и негатив, подвергающих каждый поступок нещадной критике или поражающих собственной глупостью, но не устающих навязываться с этим. Исправить ситуацию поможет следование некоторым советам психологов.

Как не обращать внимание на людей, которые портят настроение

Как не обращать внимание на мнение людей: повышение самооценки

Трудности с тем, как научиться не обращать внимание на людей, обычно становятся следствием низкой самооценки. Почему она занижена — второй вопрос. Часто подобный стиль поведения и неадекватная оценка собственной личности происходит из детства. Значимые взрослые порой при воспитании юного члена общества и не замечают, что ломают его, унижают его личные достоинства, убеждая, будто они не представляют ценности. Если такое происходит годами, а характер ребенка априори не слишком силен, у него на почве такого негатива развиваются серьезные психологические комплексы. Для их искоренения придется трудиться над повышением самооценки. Здесь помогут аутотренинги, анализ собственных талантов и достоинств, развитие их и применение на практике.

Как не обращать внимание на негативных людей: установка психологических границ

Часто у тех, кто излишне зависим от общественной оценки, попросту нарушены психологические границы. Они невольно предоставляют окружающим право критиковать каждый аспект собственной жизни, вплоть до личных предпочтений. Человек, который обращает внимание на мелочи такого рода, сильно рискует утратить собственную индивидуальность, превратившись в тень общественного мнения. Для начала ему надо задаться вопросом Чацкого: кто же его судит? Неужели совершенные существа, лишенные недостатков? Необходимо решить, кого и до какой степени он готов подпускать к себе. Пресекать любые попытки посторонних высказываться по тем вопросам, которые не должны их волновать, поскольку слишком личные.

Как не обращать внимание на людей, которые портят настроение

Как не обращать внимание на неприятных людей: познание себя и отсекание неконструктивных суждений

Для устранения зависимости от чужих оценок придется основательно поработать над собою. Сначала надо научиться отделять личное от навязанного извне. Придется провести анализ, каковы собственные желания, к чему стремится душа. Составить план достижения подобных целей. Отсечь те стремления, которые проявляются из-за требований родителей или других окружающих и противоречат персональным потребностям. Задаваясь вопросом, как можно не обращать внимание на человека, несущего осуждение, нужно четко осознавать: не всегда посторонними в подобных высказываниях движет доброжелательность. Некоторые руководствуются завистью, жаждой унизить. Если кто-то льет негатив просто из желания покритиковать, имеет смысл игнорировать его слова.

Как не обращать внимание на людей

Как не обращать внимание на глупых людей: отсутствие обидчивости

Тот, кто обижается на чужую критику, делает хуже исключительно себе. Обидчикам это не приносит негативных чувств, а некоторые из них — с тролльскими наклонностями — порадуются ухудшению настроения того, на кого вылили эмоциональные помои. Вариантов продуктивных действий относительно того, как не обращать внимание на вредного человека, несколько:

  • Игнорирование, сведение контактов с неприятными личностями к минимуму.
  • Общение с теми, кто неприятен, исключительно по вопросам, которых не избежать, недопущение их к личному.
  • Нежелание вступать в споры, особенно с недалекими личностями. Тут пригодится совет великого Марка Твена: не стоит спорить с идиотом, поскольку тогда попадаешь на его территорию, а там он задавит собственным опытом.
  • Внутренняя готовность к неблагоприятным последствиям некоторых из своих поступков, ведь не допускает ошибок только тот, кто бездействует.
  • Отсутствие регулярного восстановление в памяти чужих неконструктивных высказываний. Это не означает, будто человек перестал обращать внимание на себя и собственные недостатки. Учитывать надо только конструктивную критику.

Как не обращать внимание на хамство людей: юмор в помощь

Противостоять откровенной грубости посторонних непросто. Воспитанные личности от подобного порой впадают в ступор. У некоторых возникает стремление отплатить тем же, не менее грубо высказавшись в ответ. Допускать таких действий нельзя, ведь как раз этого хам зачастую и добивается, стремясь вывести другого из равновесия, а затем указать ему на несовершенство.

как не обращать внимания на людей

Имеет смысл использовать такой опыт для закалки собственного характера, воспитания волевых качеств. К чужому негативу стоит относиться примерно так, как люди обратили внимание на плесень, — истории изобретения спасших множество жизней антибиотиков. Иными словами, пытаться извлекать из негативных ситуаций нечто полезное для себя. Поскольку хаму давать отпор все равно необходимо, использовать для таких целей желательно прямоту и юмор. Наглядный тому пример — ситуация, возникшая в общественном транспорте у одной находчивой женщины. Ее послал по известному многим маршруту бывший на подпитии гражданин. Она ответила, что бывает там чаще, чем этот персонаж — трезвым.

Обнаружение ошибки — первый шаг на пути к избавлению от нее. Методы когнитивной терапии успешно помогают людям избавляться от рутинных, повседневных эмоциональных ошибок, сбивающих с толку самых здравомыслящих людей. Когнитивная терапия основана на методах логического анализа. Она заставляет нас эффективно использовать мощь человеческого разума для построения непротиворечивых логических конструкций, а не для поиска оправданий. В наших силах выработать новые привычки, куда более здоровые и полезные, чем старые.

Обнаружение ошибки — первый шаг на пути к избавлению от нее. Однако перед тем, как перейти к анализу наиболее часто встречающихся, на наш взгляд, ошибок в поведении людей, заметим, что возможно кто-то не согласится с включением той или иной ошибки в список или, напротив, отсутствием какого-то качества.

Например, под номером шестым у нас значится максимализм: повышенная требовательность или стремление к совершенству. Конечно, максимализм можно расценить по-разному, а слова «высокая требовательность» чаще всего звучат как комплимент. Но обычно желание достичь идеала превращается в ловушку. Если вы, к примеру, решите, что не станете сдавать работу заказчику до тех пор, пока не доведете ее до совершенства, вы будете постоянно откладывать сдачу работы. Для заказчика же ваша неспособность завершить работу в срок вовсе не означает стремления к совершенству. Определить разницу между продуктивным мышлением и ложными выкладками возможно лишь после анализа результатов.

В таких случаях психотерапевты прибегают к терминам: «дисфункция» и «дискомфорт». Какое-либо ваше действие или мысль превращаются в ошибку в том случае, когда они перекрывают путь тому, что вы на самом деле хотели совершить, или же тогда, когда вы испытываете внутренний дискомфорт. Поэтому если высокая требовательность и стремление к совершенству приносят вам успех и довольство, конечно же, для вас они не являются ошибками. Но если вы видите, что ваша требовательность грозит вам скорее провалом, нежели успехом, если она не доставляет вам особой радости, имеет смысл пересмотреть позиции. Такой же подход применим и к другим приводимым далее глупым ошибкам.

  1. Синдром Маленького Цыпленка. В детской сказке на Цыпленка упал с дерева орех и стукнул по его голове, но Цыпленок подумал, что на него обрушился небесный свод. Аналогичным образом люди часто приходят к совершенно катастрофическим умозаключениям, не давая себе труда задуматься хотя бы на минуту. Испуг повергает человека в состояние душевного и умственного паралича.
  2. Чтение мыслей. Одна из самых бережно лелеемых иллюзий заключается в том, что мы уверены в своем умении читать чужие мысли и в способности окружающих ориентироваться в скрижалях нашей души. «Я ничего не стану ему/ей говорить, он(а) должен(а) сам(а) догадаться!» — очень распространенное утверждение, неизменно ведущее к глубокому разочарованию, когда в конце концов становится ясно, что человек не только не знал того, что он якобы должен сделать, но даже не подозревал о том, чего вы от него ожидали.
  3. Склонность все относить на свой счет. Многие готовы нести личную ответственность абсолютно за все происходящее. Они в ответе и за чье-то плохое настроение, и за плохую погоду, и за землетрясение на краю света. Естественно, им не остается ничего другого, как только сердиться или расстраиваться.
  4. Ореол славы. Типичная ошибка знаменитостей, но и самые обыкновенные люди, не имеющие в своем распоряжении пиар-службы, нередко оказываются жертвами аналогичного просчета. Он заключается в святой уверенности, что некое достижение в одной области автоматически гарантирует успех и во всех остальных сферах жизни без тех усилий, которые в свое время были приложены для первой победы.
  5. Доверие критикам. Ошибка, противоположная предыдущей, но неприятностей доставляет не меньше. Она заключается в том, что вы без рассуждений принимаете на веру любую критику в свой адрес, не задумываясь: «А судьи кто? ».
  6. Максимализм. Данное качество означает стремление к совершенству во всех областях. Звучит тезис просто замечательно: вряд ли кто-либо будет спорить с тем, что установление высоких стандартов — дело хорошее. Но требовательность становится неуместной, когда ваши стандарты оказываются настолько высоки, что вы не можете даже приблизиться к их уровню. Глупо стремиться к стопроцентному совершенству и получить нулевой результат.
  7. Болезненное сравнение. Сравнение и выявление контрастов — достойный способ анализа различий. Но люди часто страдают оттого, что обращают внимание только на те из них, которые говорят не в их пользу, либо когда слепо принимают на веру негативные оценки окружающих.
  8. «А что, если…» Тревога! Тревога!! Тревога!!! Вот к чему ведет мышление типа «А что, если…» Вас беспокоит нечто, чего вообще не существует или вероятность чего близка к нулю. Таким образом, обоснованные тревоги о здоровье и благосостоянии дополняются пустыми хлопотами, снижающими потенциал, который вы могли бы использовать для противостояния реальным трудностям.
  9. «Ты должен(а)!» Надо. Обычное, повседневное слово, но только не тогда, когда оно означает приказ, не подлежащий обсуждению. Иначе самое обиходное слово превращается в указующий перст, категорический императив, требующий: «Не смей уклониться от указанного пути! Ты будешь виноват(а), тебе будет стыдно!» Люди, которые часто применяют по отношению к себе слово «должен», сами строят вокруг себя высокие стены. Они настолько сосредоточены на том, что они должны или должны были бы сделать в прошлом, что у них просто не остается времени задуматься, как это делается в настоящем и что им предстоит совершить в будущем.
  10. «Да, но…» Человек, часто употребляющий такое выражение, всегда и во всем находит какие-то отрицательные стороны, которые перевешивают все положительное, или сочиняет фантастические оправдания любым негативным явлениям. Люди такого склада часто перекрывают дорогу окружающим, да и самим себе.

Применение методов когнитивной терапии для борьбы с ошибками

Методы когнитивной терапии позволяют справиться с каждой из перечисленных ошибок. Они доказали свою эффективность у людей в такой степени страдавших от тяжелых депрессий, что по утрам больные не хотели просыпаться или переживали приступы панического страха. Методы когнитивной терапии успешно помогают людям избавляться от рутинных, повседневных эмоциональных ошибок, сбивающих с толку самых здравомыслящих людей.

Когнитивная терапия основана на методах логического анализа. Она заставляет нас эффективно использовать мощь человеческого разума для построения непротиворечивых логических конструкций, а не для поиска оправданий. Основная идея методики когнитивной терапии состоит в том, что от вредных привычек можно избавиться. Процесс изменения неправильной манеры мышления ничем не отличается от коррекции дурных манер поведения. В наших силах выработать новые привычки, куда более здоровые и полезные, чем старые.

Самое сложное заключается не в отказе от вредных привычек мышления и даже не в усвоении новых, а в доведении их до автоматизма. Данное утверждение верно и для физических привычек. Очень просто научиться правильно держать теннисную ракетку. Тренер поставит вам руку, и вы безо всякого труда будете держать ракетку, но только до тех пор, пока вы о ней думаете. А ведь главное — добиться того, чтобы менять неправильный захват на новый всякий раз, когда вы берете в руки ракетку, даже в разгар трудного матча. Для этого нужна практика.

Предлагаемые методики позволят вам хладнокровно действовать в чрезвычайной ситуации. Повышение уровня определенности, рост уверенности в своих силах сами вряд ли приведут к крутому взлету карьеры, однако вероятность вашего успеха возрастет. Радостное ожидание любви не гарантирует, что в вашу дверь непременно постучится прекрасный Принц или Принцесса, но с двери будет снят замок, который не позволил бы им войти, если бы они решили заглянуть к вам. Ниже приводится эти когнитивные методики к кратким пояснением к каждой из них.

1. Определение значения слов

Суть методики заключается в том, что надо просто задать себе вопрос: «Какое значение имеет для меня это слово или событие?» И все. Люди часто придают одному и тому же слову совершенно разные значения. У одного человека слово «Наполеон» вызывает картину торта, а другой представляет портрет французского императора. В устах одного человека констатация: «Неудачная неделя» означает: «Я не успел сделать того, что хотелось бы», в устах другого: «Меня замучила депрессия. У меня единственное желание — застрелиться». Стоит ли удивляться, что результат таких двусмысленностей — постоянное непонимание между людьми.

Мы часто безосновательно полагаем, что другие думают так же, как мы. Подобное заблуждение создает проблемы в общении. Другие вовсе не обязательно думают так же, как и мы. Джон говорит: «Ты мне очень нравишься». Он, стараясь не обидеть чувств Мэри, пытается объяснить, что не любит ее. Джон подразумевает, что девушка вовсе не безразлична ему и что он хочет, чтобы они остались друзьями. Но Мэри слышит: «Ты мне очень нравишься» и воспринимает сказанное как «Я люблю тебя», потому что для нее слова «Ты мне очень нравишься» означают именно «Я люблю тебя». И для Джона, и для Мэри было бы гораздо лучше, если бы мужчина четко выразил то, что он имеет в виду.

Когда Мэри осознает, что Джон не любит ее, и у нее мелькает мысль: «Моя жизнь разбита. Мир рухнул». Она чувствует себя так, как если бы у нее ничего в жизни не осталось. Но что конкретно она подразумевает, произнося слова о вселенской катастрофе? Она имеет в виду, что ее не любит Джон, что ее любовь безответна. Разрушился ли ее мир? А что она подразумевает под словом мир? Она говорит о семье, о друзьях, о работе, о здоровье? Конкретизируя значение проносящихся у нее в голове мыслей, Мэри, конечно, все равно будет сильно переживать, вспоминая о Джоне, но она получает возможность оградить себя от кризисной ситуации.

Первый шаг — остановиться и сказать себе: «Уточню-ка я свои мысли. Что означают мои слова? Как именно я интерпретирую события? Какое значение они имеют для моей жизни?» Часто говорят: «Я неудачник», имея в виду: «Меня расстраивает, что ни одна из трех предпринятых попыток не принесла успеха». Не менее часто употребляют выражения: «Я раздражен», «Я связан(а) по рукам и ногам», «Безнадежно», «Я погиб(ла)» и аналогичные, позволяя им формировать отрицательные эмоции. Поэтому в первую очередь объяснить, что же подразумевается под этими мыслями, необходимо себе самому.

2. Сомнения в обоснованности выводов

Ощущения и чувства оказываются гораздо чаще ошибочными, нежели верными. Как только вы поймете их смысл, вы сможете их проанализировать. Насколько они весомы? Нет ли других объяснений случившегося?

В основе многих рассказов знаменитого французского писателя Ги де Мопассана лежит человеческая склонность делать скоропалительные заключения, не заботясь о том, чтобы проверить их обоснованность. В рассказе «Ожерелье» молодая женщина берет на время ожерелье у богатой подруги и теряет его. Чтобы подруга никогда не узнала о потере, она покупает точно такое же драгоценное ожерелье. И потом всю жизнь тратит на то, чтобы вернуть занятые на его покупку деньги. Много лет спустя, смертельно изнуренная своим бременем, она узнает, что ожерелье, которое ей одолжила подруга, было копеечной подделкой.

До тех пор пока у вас нет фактов, вы не можете сделать правильных выводов. Драгоценности могут оказаться дешевой подделкой, а серьезные проблемы — пустяками.

3. Распределение ответственности

Кто виноват? — один из любимых вопросов человечества. Поскольку люди нередко мыслят категорично, в понятиях «все или ничего», «черное и белое», то в ответ мы зачастую слышим: «Это полностью моя вина» или: «Ты во всем виноват(а)». Однако полностью возложить вину на одного человека можно только в исключительных случаях. Поэтому важно тщательно разобраться в своих соображениях о том, кто виноват и в какой степени.

Возьмем, к примеру, пресловутые рассуждения на тему ответственности родителей за поведение детей. Возможно, вы считаете, что вам не повезло с родителями, что они создали и создают вам немало проблем. Но как только вы стали взрослым, ответственность за свою жизнь несете только вы. Вместо того чтобы размышлять о том, что в прошлом сделали ваши родители, подумайте о том, как изменить свою жизнь к лучшему в будущем. Они ответственны за прошлое, а вы творите свое настоящее и будущее.

Прекратите перемывать древние косточки из личных археологических раскопок. Живите своей жизнью. Возможно, вы чувствуете вину за прошлые события. Тогда решите, что можно сделать для исправления положения конкретно сейчас, чтобы смягчить негативные последствия прошлого?

Люди часто повторяют: «Я ничего не могу поделать». Например: «Если я отказываю в просьбе отцу, он засыпает меня жалобами на жизнь». Рыбак подбирает самую аппетитную наживку, но окунь вовсе не обязан заглатывать ее. Люди, которые хорошо изучили ваши слабости и недостатки, прекрасно знают, на что вы клюнете. Но если вам известно о приманке, только от вас зависит, будете ли вы заглатывать ее или нет.

4. Отмена катастрофы

Данная методика оказывается весьма кстати, когда вы размышляете о том, что уже обрушилось на вашу голову или же вот-вот случится. «Я пропал(а), — думаете вы. — Все кончено. Впереди катастрофа». Для того чтобы воспользоваться методикой отмены катастрофы, прервите горестные размышления и спросите себя: «Что самое плохое может ждать меня впереди?»

Действительно, что же будет самым плохим из того, что, возможно, произойдет?

  • Я могу умереть.
  • Меня унизят.
  • Меня уволят.
  • Останусь без гроша.
  • Он(а) уйдет от меня.
    Они меня возненавидят.

Иногда простого перечисления наихудших вариантов последствий хватает, чтобы покончить с такими размышлениями. Иногда достаточно будет ответить на вопрос: «Что будет наихудшим?», и вы немедленно осознаете, что этого не случится, или же что если это и случится, то это не будет концом света. Отменить катастрофу — это значит подвергнуть сомнению предпосылку, что произойдет наихудшее, по крайней мере, проверить, так ли это. Какие у вас основания утверждать, что произойдет самое ужасное?

Когда вы заставите себя отбросить пугающие мысли и зададитесь вопросом: «А насколько вероятен такой результат?», вам откроется, насколько преувеличены ваши опасения.

5. Поиск альтернатив

Ничто так не парализует человека, как мысль о том, что он должен делать что-то или думать о чем-то лишь одним-единственным способом. Если безальтернативный способ мышления оказывается непригодным или причиняет боль, человек сталкивается с проблемой.

Представьте себе, что вы движетесь по улице с односторонним движением, и перед вами вдруг падает дерево, преграждая путь. Что тогда? Если вы считаете, что вам перекрыли единственный выход, остается только признать, что вы оказались в тупике. Но если вы развернетесь, перед вами откроется дорога. Некоторые возразят, что здесь нельзя разворачиваться. Ведь на улице одностороннее движение. Да, верно, но если дорога перекрыта, почему бы не нарушить правила, соблюдая осторожность, или остановиться?

Иногда жизненно необходимо взглянуть на события с иной точки зрения и выработать альтернативное объяснение происходящего. Вам не обязательно принимать эту точку зрения. Но случается, что обдумывание вопроса с позиций противоположной стороны приводит к решению, которого вы не замечали.

Наши мысли соответствуют нашим чувствам. Каковы наши чувства — таковы и наши действия.

6. И что тогда?

Эта методика полезна для проверки воображаемого развития событий, которое сдерживает ваше движение вперед. Например, вы говорите себе: «Я действительно очень хочу пойти на вечеринку, но…» (и воображаете себе картину, как стоите в гордом одиночестве). Или «На дороге сплошные пробки, значит, я могу пропустить деловую встречу» (и в мыслях вы уже лишились работы).

В данном случае вы опять склонны переходить прямо к развязке сюжета, а этого делать не следует. Данная методика требует от вас рассмотреть ситуацию с самого начала и постепенно, медленно раскладывать ее по частям, отвечая на вопросы: «И что тогда?» Так можно проверить, право ли машинальное мышление, пророчащее катастрофу. Вы осознаете, как легче справиться с проблемой, которая так напугала вас, что может привести вас к другой методике — формированию альтернатив.

— На дороге сплошные пробки, я опоздаю.
— И что тогда?
— Я не смогу припарковать машину.
— И что тогда?
— Тогда мне придется парковаться по более высокому тарифу.
— И что тогда?
— Все равно я могу опоздать на самолет.
— И что тогда?
— Мне придется позвонить и сообщить, что я не смогу присутствовать на встрече.
— И что тогда?
— Начальство рассердится.
— И что тогда?
— Я могу потерять работу.
— И что тогда?
— Придется искать другую.

У данного сценария несчастливый конец. Но разве он, сравним с приступом паники, когда мозг в считанные секунды рисует картину несчастья? Размышления дают вам возможность обдумать вероятность каждого этапа. Вы понимаете, что можно не опоздать на самолет, улететь следующим рейсом, перенести место встречи. Возможно, начальство и рассердится на вас, но не уволит. Новая же работа может оказаться лучше прежней. Ситуация представляется далеко не такой беспросветной, как вы думали, да и вы сами можете сделать гораздо больше, чем виделось вначале.

7. Самоинструктаж

Цель самоинструктажа — помочь себе. Вы задаете себе определенные установки, директивы и правила. Легко сказать: «Буду делать все лучше». Но ваша решимость должна подкрепляться планом конкретных действий.

Если вы планируете обновить проводку в доме, изучите информацию о ремонтных работах и прикиньте в уме последовательность действий. Если вы планируете сходить за покупками, то, быть может, следует сначала составить список. Составив список, вы уверены, что не забудете ничего важного.

Данная методика помогает в самых разных ситуациях. Допустим, вы планируете проведение презентации перед огромной аудиторией. Естественно, что вы нервничаете. Попробуйте составить подробный перечень действий в данной ситуации(подробный — означает включение всех мелочей). Пишите примерно так: зайти в туалет (вам не придется беспокоиться о своем переполненном мочевом пузыре); проверить все молнии и пуговицы (ваш костюм в полном порядке); обвести взглядом всех присутствующих (вы не забудете одарить зрителей приветливым взглядом). Постарайтесь разбить свои действия на максимально мелкие шаги, так как чем они мельче, тем меньше опасений вызывает их осуществление. Очень полезным может оказаться составление сценария развития ситуации. Вы что-нибудь скажете. Кто-то ответит вам. Если так — вы скажете то-то и то-то, и т.д. Главное — определить, какие установки годятся для этой конкретной ситуации.

8. Самоотвлечение

Когда вас расстраивает череда крутящихся в голове мыслей, прервите ее. Лучше всего просто отвлечься чем-нибудь; другими словами, когда картина, которую показывает ваше воображение, приводит вас в удрученное состояние, переключитесь на другой канал.

Поль приезжает в аэропорт с тяжеленным чемоданом и выясняет, что регистрация на его рейс — в самом дальнем конце огромного зала. Он думает: «У меня сейчас рука отвалится. Мне надо было взять с собой сумку на колесиках. Этот чемодан доконает меня. А вход на посадку, наверное, вообще находится в другом штате». Поль расстраивается, нервы его напряжены, а это отнюдь не облегчает его ношу. Что он может сделать, чтобы отвлечься? Поль придумывает игру: «Спорю, что отсюда до места регистрации ровно 225 шагов». Теперь он вынужден считать каждый шаг, чтобы проверить, прав он или нет. Концентрация внимания на подсчете шагов отвлекает его от размышлений о тяжести чемодана и большом расстоянии.

Когда вы сталкиваетесь с неприятностями, можно отвлечь себя, сознательно вызывая картины успеха, и вы почувствуете себя лучше. Некоторые, правда, высмеивают подобные советы: «Да ты просто пытаешься заставить себя лучше чувствовать». Правильно. Гораздо больше смысла заставлять чувствовать себя лучше, чем заставлять чувствовать себя хуже. Помогают отвлечься различные методики релаксации. Допустим, вы лежите в постели вечером, озабоченные мыслями о массе пугающих событий предстоящего дня. Вам трудно заснуть, но и бодрствуя, вы не ощущаете радости. Чтобы избежать тягостных мыслей, попробуйте сосредоточиться на своем дыхании. Расслабляющее, успокаивающее дыхание должно быть глубоким, идущим скорее из живота, чем из груди. Вы концентрируетесь на наблюдении, что же у вас поднимается с каждым вдохом — живот или грудь. Можно еще сильнее сосредоточиться на дыхании, если постараться прочувствовать, как воздух проходит через ноздри. Попробуйте посчитать вдохи и выдохи. Поверьте, трудно считать и еще о чем-то думать.

9. Игра в адвоката

Данную методику называют также «аргументацией в свою пользу». Иногда необходимо выступить в свою защиту, так как мы склонны относиться к себе более требовательно и строго, чем к другим. Для проступка, совершенного приятелем, вы легко найдете оправдания, но себе никогда не простите того же. Другие люди ошибаются, и вы тут же забываете об их промахах. Но вот вы дали маху — и помните о неудаче годами.

Происходит следующее: вы устраиваете себе судилище и сами играете в нем все роли, кроме одной. Здесь вы и обвиняемый, и прокурор, и присяжные, и судья, объявляющий смертный приговор. У вас нет шанса избежать наказания. Единственный, кого нет на этом судилище — это адвокат. Адвокат здесь нужен для того, чтобы ознакомить присутствующих со смягчающими обстоятельствами, учесть все обстоятельства дела. Все, что от него требуется, — представить все обстоятельства дела в благоприятном свете: «Да, может казаться, что человек виновен, но только потому, что вам неизвестны все обстоятельства дела». Адвокат акцентирует внимание суда и публики на некоторых, учитываемых при вынесении приговора нюансах: «Да, человек совершил проступок, но он вовсе не заслуживает такого строгого наказания».

Когда вы судите себя слишком строго, проверьте, присутствует ли на сочиняемом вами процессе ваш адвокат. Если нет, сами беритесь за выполнение его обязанностей:

— Полный провал?
— Да нет, он просто шел не тем путем.

— Глупец?
— Здесь он поступил не очень умно, но у него масса других способностей.

— Ничего из того, что он делал, не получилось.
— А кто может заранее гарантировать результат рискованного предприятия?

10. Десятибалльная шкала

Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы или мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы, скорее всего, автоматически оцените свое состояние максимальными десятью баллами. Каждый раз, оказавшись в запутанной ситуации, мы склонны думать: «Ну что может быть хуже? » Подобные ощущения вызваны тем, что людям несвойственно устанавливать на десятибалльной шкале событий точки отсчета. А это все равно, что попытаться определить размеры комнаты, просто бросая линейку на пол. Чтобы установить точку отсчета, припомните самое тяжкое событие в своей жизни: смерть близкого человека, развод, увольнение с работы или просто какой-то особо неприятный случай. Затем вспомните, начиная с раннего детства, счастливые, полные надежд и радостей периоды. Что бы вы могли назвать самым счастливым событием вашей жизни?

Затем на десятибалльной шкале внизу напишите наихудшее событие вашей жизни и оцепите его единицей, а наверху — самое счастливое, равное десяти баллам. Теперь у вас есть точки отсчета для оценки того, что вы переживаете в данный момент. Тяжелое вам выпало испытание или не очень? Может быть, оно тянет только на четыре балла? Если вы осознаете, что в прошлом вы переживали и куда худшие времена, вы почувствуете уверенность, что преодолеете настоящие трудности.

Aртуp Фpимaн — доктор медицины, директор Центра когнитивной терапии Пенсильванского университета, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

«Ну, подумаешь, ошибся», — говорит один мой коллега, из-за механической описки занизив стоимость товара в десять раз. Другой отказывается браться за интересные проекты из страха сделать что-то неправильно. Эти две крайности — яркий пример того, как по-разному мы реагируем на эту неприятную, но необходимую часть жизни — ошибки.

Какими бывают ошибки? Каждый случай уникален, и привести единую классификацию достаточно сложно. Но некоторые типы ошибок все же хочется выделить:

1. Грамматические — большинство участников опроса в Интернете считают, что именно эти ошибки достойны снисхождения. Среди молодежи популярен своеобразный сленг, т.н. «албанский», где слова даже специально коверкаются. Но если вы работаете в солидной организации, неграмотность в письме и устной речи может сослужить вам плохую службу. Поэтому за речью лучше все-таки следить.

2. Ошибки по невнимательности. Отвлекся, не проверил единственную мелочь — и конечный результат может быть совсем не тем, который ожидался. В пример могу привести подписание нашим партнером контракта, где вместо 30 календарных дней стояло 30 банковских. Юрист не заметил этого нюанса, и график платежей фирмы был сорван.

3. Ошибки по незнанию. Именно на этих ошибках учатся. Сколько раз мы поправляем малыша, когда он коверкает слова, сколько раз приходится замазывать йодом синяки, шишки и порезы, пока ребенок познает опасности мира! Хорошо, когда рядом есть человек, который может подсказать, не допустить неверного шага. Но иногда помощи ждать неоткуда, и мы действуем на свой страх и риск, неизбежно ошибаясь. Это источник бесценного опыта, если, конечно, человек делает из ошибки соответствующие выводы, и не наступает дважды на одни и те же грабли.

4. Ошибки, которые приводят к серьезным последствиям. Именно они — наиболее болезненны, так как связаны с существенными потерями и стрессом. Стоит поучиться реакции на ошибки у людей, деятельность которых связана с риском. Врачи, биржевые маклеры, бизнесмены, пожарники, каскадеры — в работе каждого из этих людей малейший промах может кардинально изменить судьбу. И если риск неизбежен, то и ошибки неизбежны тоже.

5. Ошибки во взаимоотношениях. Мы недооцениваем человека или, наоборот, возлагаем на него слишком большие надежды. Одно неосторожное слово может принести боль и навсегда разрушить любовь и доверие. Именно эти ошибки люди склонны запоминать на всю жизнь, их прощают с огромным трудом. «Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее», — призывает Габриэль Гарсиа Маркес.

Ученые установили, что реакции мозга человека на свои и чужие ошибки идентичны. А вот психологически мы по-разному на них реагируем. Себе мы склонны прощать многое, к другим зачастую более критичны. Не спешите злорадствовать, заметив ошибки другого. Помните: и вы от них не застрахованы.

Мудрые советы по поводу отношения к ошибкам предлагает Дейл Карнеги. Попробуйте установить «ограничитель беспокойства», заранее примиряясь с возможными неудачами. К примеру, вместо того, чтобы переживать о потере 10 тысяч долларов в бизнесе, можно решить для себя прекратить инвестирование при убытке в 2 тысячи и так далее. «Существует лишь один способ в этом мире извлекать пользу из прошлого — он заключается в спокойном анализе наших прошлых ошибок, чтобы никогда не повторять их в будущем, а затем следует полностью забыть о них», — говорит этот знаменитый специалист в области человеческих взаимоотношений.

Не бойтесь совершать ошибки! На них строится наш опыт, из них состоит жизнь. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Примиритесь со своими промахами, тогда будет легче их исправить.

Пусть ваша жизнь, несмотря на любые ошибки, будет радостной и легкой!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как научиться жить с ошибками
  • Как научиться не допускать ошибок
  • Как научиться видеть свои ошибки в тексте
  • Как научить человека признавать свои ошибки
  • Как научить детей признавать свои ошибки