Как нарисовать рисунки с ошибками

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

  • Фильмы


Как проверить рисунок на ошибки? Как найти ошибки в рисунке?

15.03.2018 15:48

Бывало, в наших творческих буднях случалась такая история. Захожу я в большую комнату, где папа работал обычно над картиной, а он сидит метра за два от своего творения на любимом пуфике в позе роденовского мыслителя, а в глазах вся мировая скорбь.

— Вот, — говорит он, — вижу, что в работе что-то не так, а что именно — понять не могу. Может ты подскажешь.

  Также и я просила папу помочь советом если, как говорят художники “глаз замылился” и уже совсем не видишь ошибок или неточностей, но знаешь определённо, что что-то тут не так. “Пальцы на левой руке коротковаты”, “Так у тебя дерево режет весь формат ровно пополам”, “этот цвет, по-моему, лишний здесь, он добавляет пестроты и мешает воспринимать картину целиком” — столько всего очевидного всплывает, если начать анализировать работу свежим взглядом. С подобной задачей сталкиваются все художники: от самых начинающих до профессионалов. Поэтому, давайте по-порядку исследуем основные способы диагностики “заболеваний” во время самостоятельной работы (в который раз напомню, что уроки рисунка и живописи с педагогом никто при этом не отменял!).

  1) Не смотреть на рисунок какое-то время.

Очень часто профессиональные художники пишут сразу несколько картин, одновременно. Не в смысле, правой рукой — одну, а левой ногой — другую, конечно, а, например, одну начали, сделали первую прописку и оставили её на пару дней. А в это время дописываем последние мазки на другой картине, которая уже отдохнула от пристального внимания художника и тщательной прописки, просохла. На неё художник смотрит уже как будто на чужое творение, отвлекшись на другие задачи. Так становятся понятными многие вещи, появляются “слабые места” и недочёты. Свежий взгляд помогает увидеть то, чему не придал особого значения автор в пылу активного творческого горения. В некоторых случаях даже убирают картины и рисунки с глаз долой: лицом к стене, в папку, накрывают специальным покрывалом. Это можно наблюдать в фильмах о великих мастерах живописи. Ничего, пусть ваши работы постоят вот так, в углу, наказанными, зато будет над чем поработать после.

  2) Повернуть рисунок вверх ногами.

Или положить на бок, но вниз головой лучше. Такой способ поиска ошибок часто применяют при обучении рисованию в художественной школе и профессиональной художественной студии. В перевёрнутом виде хорошо видны ошибки в перспективе, пропорциях, логике поворота и сокращения частей лица и тела, в компоновке. Человеческий глаз привыкает воспринимать реальность в определённом ракурсе и расслабляется. При изменении ракурса, нашему глазу снова приходится совершать необходимую работу, а мозгу — эту работу анализировать. Смена стандартного угла видения на нестандартный, расположение объектов в рисунке иным способом (например, в перевёрнутом виде) дают такую встряску, активизирующую аналитическую работу глаза и мозга.

  3) Показать рисунок зеркалу.

Принцип такой же, как и при повороте рисунка вверх ногами, только отображение его меняется не по вертикали, а по горизонтали. Не так радикально, но не менее действенно.

  4) Проверка замером соразмерности пропорций.

Не всегда все ошибки в рисунке видны на глаз, поэтому художники и пользуются разнообразными способами замера пропорций: от механического (подошёл и померил) до камеры обскура. Самый простой вариант — ещё, и ещё раз проверить соотношения, например, ширины к высоте предмета в натуре и у себя в рисунке, отследить разницу между большим и маленьким предметом в реале и в своей работе. Многие мои ученики, самые начинающие, нервничают и обижаются по поводу “непохожести” в портрете, а ведь всего дел-то — проверить лишний раз пропорции методом визирования. Чем точнее замеры, чем тщательнее сравнения и соотнесения реальных предметов с нарисованными, тем точнее рисунок. Не верите? Проверьте сами.

  5) Уточнение частей друг относительно друга = сравнение.

Важно не только соотношение основных частей друг с другом и точное воспроизведение их в рисунке, но и правильная пропорция деталей по соотношению с основными формами. К примеру, основные пропорции чайника переданы в рисунке хорошо, а вот носик слишком большой или ручка слишком тонкая. И истинное положение вещей уже рушится. И рисунок не реалистичен. Даже мелочи стоит уделить должное внимание, чтобы изображение было правдивым, реалистичным.

  6) Фотографирование рисунка.

Кое-какие ошибки становятся видны на фотографии, так как камера слегка обобщает изображение, удаляет некоторые полутона, обостряет главное. Сама я не всегда доверяю этому способу проверки на ошибки, но иногда он работает. Лучше использовать его вместе с некоторыми другими способами анализа правильности рисунка и соответствия его натурной точности. Особенно сильно фото привирает в передаче цветовых отношений. Будьте осторожны.

  7) Конструктивная критика профи.

Если у вас есть знакомый профессиональный художник, а слово “профессиональный” подразумевает профильное образование не менее пяти лет и постоянную творческую деятельность, желательно и выставочную, можно обратиться за советом-подсказкой к нему. Обычно, художники-мастера с удовольствием отзываются на просьбу помочь, ведь они тоже когда-то были на вашем месте. Свежий взгляд + большой творческий и ученический опыт = грамотный многоходовый анализ вашей работы.

  И, да, вам нужен именно профессиональный художник для этой цели, а не мама, муж, соседка или друг, которые так же далеки от изобразительной грамоты как лето от зимы. Иначе можно получить массу советов типа: “ Веточка на дальнем плане плохо прорисована”,  “У мамы черты лица более красивые” или моё любимое — “Почему небо жёлтое? Оно же голубое!”

   8) Диагональные линии, соединяющие ключевые точки.

Иногда этот метод я использую для обобщения построения и завершающего уточнения. Сам по себе он не работает, но хорошо ищет недочёты, например, вместе со способом механического замера пропорций или с методом визирования. Соединяя опорными линиями две точки, находящиеся в разных ключевых узлах рисунка, и соотнесение направления полученной диагонали с видимым направлением её в натуре с вашей точки зрения, можно обнаружить смещения или неточности, мешающие изобразительному правдоподобию. Этот метод также хорошо работает при рисовании по фото. Но, одно условие, не полагайтесь на него целиком и полностью: проверяйте рисунки ещё раз разными способами.

Рисунок ученика: Дмитрий Клюев. Курс»Техники рисунка». Преподаватель: Екатерина Крюкова

  9) Сверка контуров.

Сразу скажу, этот способ не имеет ничего общего с профессиональным рисованием. Лично я не одобряю подобный метод, хотя им очень часто пользуются художники-гиперреалисты и некоторые современные иллюстраторы. Это такое наложение реальных контуров объекта на рисунок и соотнесение их друг относительно друга. В некоторых случаях способ работает, например, при копировании или изображении один в один механически. Но, в большинстве своём, художники не копируют модель, как фотоаппарат, а усиливают главное, уменьшают второстепенное, отказываются от деталей, концентрируются на самом важном, создают художественный образ. Именно это отличает работу художника творца от ремесленника. Надеюсь, всё понятно.

Рисунок ученика: Кэри Майер. Курс»Техники рисунка». Преподаватель: Екатерина Крюкова

  10) Есть ошибки в рисунках, которые сложно исправить. Как вариант, почти невозможно исправить в процессе рисования огрехи компоновки или первоначально неудачно взятые пропорции, особенно когда большая часть рисунка уже проработана. В таких случаях, лучше отложить незавершённую работу и начать новую, аналогичную, с учётом предыдущего опыта. Неудавшийся рисунок — тоже работа, тоже результат, хоть и промежуточный. Это ваш творческий и ученический опыт, а значит, следующий рисунок будет точнее, лучше, убедительнее, реалистичнее.

Рисунок ученика. II Курс «Рисование с нуля до портрета на заказ». Преподаватель: Екатерина Крюкова.

  Применяйте эти способы, чтобы не чахнуть над рисунками, как Кощей над златом, в тщетной попытке отыскать “корень зла”. Ошибки в рисунках будут всегда — это нормально, а вот во время увидеть их и исправить — одна из основ деятельности художника. Точного вам глазомера и твёрдой руки, а всё остальное будет!



  • Назад


  • Вперед

Здравствуйте, читатели блога Sketch-Art.ru! Наверно вы не раз замечали в левой колонке нашего сайта группу в контакте. Так вот, это не просто способ узнавать о новых статьях сайта — в эту группу можно присылать свои работы на оценку.

Недавно в ней появились новые работы для рассмотрения и я-таки нашла часок чтобы рассмотреть в них самые распространенные ошибки 😉

Милая девушка Катя прислала три работы в надежде узнать, что можно улучшить:

Кроме Кати работы прислала Татьяна из группы:

Девушки, прежде чем «критиковать» работы, мне хотелось бы похвалить вас за усердие — в ваших работах множество деталей, я думаю они сделаны со всем усердием на которое вы способны 🙂 Старайтесь рисовать еще больше, у вас точно есть перспективы!

Но, к сожалению одного усердия недостаточно, нужно еще знать некоторые законы рисования. Многие ребята стараются рисовать все детальнее и детальнее, но не изучая теорию спотыкаются об одни и те же вещи. В этой статье я не буду говорить о всех нюансах в этих рисунках, которые нужно исправить, иначе у вас в голове будет каша и будет страшно, от того что не знаешь над чем работать в первую очередь. Я наоборот, постараюсь обобщить ваши недочеты и рассмотреть самые распространенные ошибки в рисовании, которые сделаны в этих работах.

Итак, ошибки:

  • Не рисуйте с фото и картинок!

Катя кроме работ прислала еще и референсы, с которых рисовала работы, наверно для сравнения. Да и так понятно, что эти сюжеты врядтли нарисуешь с натуры. Татьяна скорее всего рисовала цветы с фото (или просто не показала пространство за счет высветления задних цветов, что чаще случается при рисовании по фото). Я не ругаю вас, просто по фото сложней рисовать, оно не позволяет учиться рисовать. Поэтому у вас обеих проблемы с резкостью краев, равнозначностью деталей и другие ошибки. Их конечно можно совершить и рисуя с натуры, но рисуя по фото вы их совершите однозначно. И пока вы не научитесь рисовать с натуры, фотографии не ваш товарищ.

Вы можете конечно возразить, что видели как художники рисуют с фото или даже учат рисовать с фото. И я даже могу сказать почему они это делают — фото позволяет расширить горизонты в плане сюжетов. На фото можно рассмотреть все детали и живые объекты на них не движутся. Но, к сожалению многие закрывают глаза на минусы фото, а их немало:

1. Фото делает объекты более плоскими. Вы можете не заметить этого, если не рисовали до этого с натуры, но это так. В реальности вы будто ощущаете объем предмета, можете рассмотреть его с разных сторон, подойти к нему ближе. На фото вы видите объект с одной стороны при одном освещении, а соответственно не можете представить его с другой стороны. Это очень критично когда только начинаешь рисовать. Опытный художник может позволить себе использовать фото материал для справки, т. к. знает как преодолеть эти минусы. А если художник рисует только с фото, он не художник — он ксерокс 🙂

2. Фото убивает игру цвета. Фототехника не такая совершенная, как глаз. По моим ощущениям она упрощает цвет. Зелень становиться просто зеленой, когда в реальности в ней намешана куча оттенков от красного до фиолетового. Катя, пионы «очень вызывающие». Зелень противно изумрудная, пионы розовый с белым и больше ничего. Поизучай работы импрессионистов, они помогут научиться чувствовать цвет. Например это работа Лорана Парселье.

Обрати внимание на оттенки зелени — их очень много!

3. На фото очень резкие контуры и съедается ощущение пространства. Объекты выглядят равнозначными когда контур всех предметов одинаково резок и тем самым пространство будто уплощается.

Это относится и к Катиным работам и к работам Татьяны. Например, цветы Татьяны одинаковые по тону, детальности. Если рисовать побольше цветов с натуры то можно заметить, что дальние цветы не такие яркие как передние. В них будет меньше деталей. Возможно вы рисовали по фото и это вас подвело. Возможно просто не заметили данного нюанса…

Я помню в ходе нашего рисовального марафона на сайте, девушка Аня нарисовала веточку (первый вариант). Потом мы вместе посовещались и решили, что не хватает пространства, все веточки одинаковые по тону и проработанности. На второй день она прислала исправленный вариант (справа). Чувствуете разницу?

Мотайте на ус!

  • Рисуйте все объекты насквозь. Изучите перспективу. В данном случае только одна работа с нарушением перспективы, а именно работа с книгой, но я все равно акцентирую на этом внимание, потому что уж очень частая эта ошибка.

Эллипс кружки нарисован под наклоном, а значит все предметы будто падают, а не стоят на плоскости. Кружка вроде должна стоять вертикально, но вертикальные линии по ее бокам падают. Даже плоскость стола по диагонали! Либо рисовано с фото, на котором данный натюрморт под наклоном, либо просто не соблюдены правила перспективы. В фото конечно приемлемы натюрморты сфотографированные под наклоном, в рисунке же это смотрится странно, объекты падают.

Кроме того, обязательно, перед тем как штриховать объекты постройте их насквозь. Дно кружки например не будет ли пересекаться с книгой? Или ручка прилеплена к самому ее дну?

  • Изучите анатомию прежде чем рисовать людей

Тут без особых комментариев, просто потому что невозможно всю анатомию затолкнуть в одну статью. Совет один — при обучении рисованию действует принцип постепенности — не умеешь рисовать куб, не сможешь построить голову и руки человека. Поэтому стоит сначала порисовать наброски отдельных составляющих — черепа, костей, мышц. Хотя «порисовать» в данном случае мягко сказано. Возьмите учебник по анатомии, например книги Хогарта или Барчаи. Изучайте и рисуйте наброски пачками. Или оставьте затею рисовать человека.

Работа Кати очень проработана и конечно удивит тех, кто рисует хуже. Но знаний анатомии не хватит никогда, даже самому опытному художнику.

  • Следите за контрастностью

Тут особенно отличились лебеди — уж очень бледные! То, что они белые не значит, что рисунок должен быть бледным. В каждом рисунке должны быть использована вся палитра тонов — от самого темного до самого светлого. Вы спросите, куда же темный девать — он в тенях. А белый смотрится белым в контрасте с чем-либо.

Например работа Anne Songhurst:

Белое далеко не белое в тенях, а белым смотрится, потому что есть темное.

Даже та плохонькая фотография лебедей, которую прислала Катя выглядит контрастнее и живее, чем сам рисунок, хотя это не фото для подражания — это ужас с обрезанным фоном 🙂 Уж извините за прямоту)

Это конечно не все, но одни из самых распространенных ошибок в рисовании, которые только есть. Об остальных, уж извините — в следующих статьях, сегодня больше нет времени. Надеюсь вам понравилась данная статья, а авторы работ на меня не обиделись, потому что я из добрых побуждений так придираюсь к работам. Успехов вам в творчестве!

Перейти к контенту

Ребусы

Время чтения 1 мин.Просмотры 5.1к.

Чтобы увидеть несоответствия в картинках из нашей статьи следует проявить внимательность. Несоответствия могут быть во всем, даже в направлении ветра и дождя. Но благодаря таким тренировкам ученику 7 класса будет легко на уроках по окружающему миру.

Рисунки несоответствия про ветер.

Цветная картинка для детей.

Для учеников 1 класса.

На этом изображении что-то перепутано.

В чём главное несоответствие в картинке?

Работа для первоклашек.

Рисунок красками.

Найди все несоответствия.

Задание для ребятишек.

Нарисованные картинки для детей.

Раскраска на урок по окружающему миру.

Рисунки несоответствия для детей

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Полынская И.Н.

1


1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет»

В статье рассматриваются методы исправления ошибок в рисовании с натуры у школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Цель статьи состоит в разработке наиболее эффективных методов исправления ошибок в рисовании с натуры у школьников. Задачи: разработать методические рекомендации, включающие комплекс заданий и упражнений, направленных на корректировку и исправления ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта учащихся начальных классов, а также выявить наиболее типичные ошибки, допускаемые учениками в процессе работы над рисунком натюрморта. Были выделены группы ошибок, допускаемых учащимися: ошибки, связанные с композиционным решением предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости; ошибки в определении пропорций и нарушение симметрии предметов; ошибки в изображении круглых геометрических форм; ошибки в передаче конструкции предметов, и линейной перспективы; ошибки в передачи объема средствами линейного и тонового рисунка
Гипотеза исследования заключается в предположении, что работы школьников будут более правильными и грамотными в исполнении при соблюдении условий правильно организованной, планомерной работы, методических разработок и рекомендаций. Применялись наиболее рациональные и обоснованные методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, где акцент делался на корректировку и исправления ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта учащихся начальных классов.

рисование

изображение

натюрморт

ошибки

методические рекомендации

школьники

изобразительное искусство

обучение

1. Ткачева Л.В. Обучение учащихся начальных классов основам цветоведения в системе внеурочной деятельности // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов. Нижневартовск, 2020. С. 155-157.

2. Мелькова Е.А. Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие школьников // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей / Отв. ред. А.В. Коричко. 2018. С. 273-275.

3. Полынская И.Н. Формирование композиционных умений у младших школьников на уроках изобразительного искусства при иллюстрировании сказок народов крайнего севера // European Social Science Journal. 2018. № 11. С. 278-285.

4. Хабибулина М.Р. Художественно-творческая деятельность как потенциал развития личности дошкольника // Общество, педагогика, психология: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 сентября 2020 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2020. 184 с.

5. Щуринова Т.В. Рисование с натуры птиц и мелких зверьков на уроках изобразительного искусства // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов / Отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск, 2020. С. 170-173.

6. Полынская И.Н., Ересько Д.А. Методические рекомендации обучения учащихся в кружковой работе живописи натюрморта с натуры акварельными красками // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 148-153.

7. Саламова Ю.Х. Изобразительная деятельность школьников // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. 2017. С. 339-341.

8. Савинов А.М. Рисунок в графическом дизайне: учебно-методическое пособие. Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2014. 112 с.

9. Полынская И.Н. Проблемная ситуация как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 64-67.

10. Сезенина Н.В. Формирование композиционных умений у младших школьников при иллюстрировании сказок на уроках изобразительного искусства // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы конференции. 2020. С. 322-325.

Задача педагога по изобразительному искусству – организовать процесс обучения таким образом, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности и художественно-творческие способности каждого обучающегося.

Цель уроков изобразительного искусства – научить школьников основам изобразительной грамоты, сформировать умения рисования с натуры, по воображению и памяти. «В общеобразовательной школе уроки изобразительного искусства являются очень важными и необходимыми в образовании и воспитании школьников» [1, с. 155].

Устранение и корректировка ошибок и неточностей в рисунках школьников является значимым моментом в обучении изобразительному искусству. Задача преподавателя заключается в том, чтобы при обучении основам изобразительной грамоты школьники осознанно, анализируя свою работу, могли самостоятельно устранить ошибки, допущенные при построении художественного объекта.

Умение осознанно, без помощи преподавателя  исправлять допущенные ошибки в рисунке является основой крепких и глубоких знаний и усвоения учебного материала. Нежелательно прямое указание на ошибки, и тем более недопустимо, чтобы педагог собственноручно исправлял ошибки в рисунках обучающихся. Такой метод обучения не является эффективным, так как не устраняет причин, породивших погрешности. Следует отметить, что полноценное и тщательное объяснение задания учителем является одним из условий предупреждения ошибок.

Важным является понимание учащимися причин возникновения той или иной ошибки при изображении предметов и объектов. Следует научить школьников осознанно определять пропорциональные соотношения между предметами, а также сохранять внутрипредметные пропорции при изображении. При конструктивном анализе изображаемых предметов целесообразно учить детей наносить в рисунке все вспомогательные и расчетные линии, определяющие характер самого предмета, что тоже поможет избежать неточностей и ошибок в работе.

Цель исследования заключается в разработке у школьников эффективных методов исправления ошибок в рисовании с натуры. Решение данной проблемы заключается в том, чтобы учащийся в процессе работы над рисунком с натуры мог избавиться от ошибок и не делать их в пределах программных требований, т.е. усвоил основы рисования с натуры. В соответствии с задачами обучения и воспитания в разные периоды существования общеобразовательной школы применялись различные методы исправления ошибок.

Несомненно, педагог в течение всего процесса обучения должен быть деятельным и проявлять творческий подход. Это нужно для того, чтобы максимально повысить активность обучающихся и сформировать у них сознательное отношение к работе над изображением, необходимость соблюдения правил конструктивного анализа предметов и объектов, перспективного построения и композиционного решения. Умение сравнивать рисунок с натурой также является одним из важных аспектов в рисовании и воспитывает у школьников критическое отношение к тому, что они воспринимают и изображают. «Изобразительная деятельность способствует развитию исключительно положительных качеств ребенка, мотивируя его к дальнейшему творчеству» [2, с. 275]. Такое отношение очень важно для познания и усвоения изучаемого учебного предмета.

Материал и методы исследования. Непременными условиями предупреждения ошибок и корректировки рисунков обучающихся являются квалифицированное и основательное объяснение учителем задания, решение целевой установки урока и высокая степень разработанности и организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования были выявлены весьма важные моменты в решении данной проблемы, на которые следует обратить особое значение в процессе обучения школьников рисованию с натуры. Исходя из результатов теоретического анализа и накопленного педагогического опыта работы с учащимися можно выделить определенные стереотипные виды ошибок, допускаемых школьниками при изображении предметов и объектов с натуры:

– ошибки, связанные с композиционным решением предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости. «Несмотря на то что (хотя) по основам композиции в методике преподавания изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы накоплен достаточно большой опыт, однако ошибки в композиции являются самыми распространенными» [3, с. 218–219];

– ошибки в определении пропорций и нарушение симметрии предметов; «… наполненность листа, некая симметрия, сохранены пропорции цветов, рисунок имеет законченность, есть композиция. Все эти критерии могут указывать на работу мастера» [4, с. 166];

– ошибки в изображении круглых геометрических форм;

– ошибки в передаче конструкции предметов и линейной перспективы. «Поэтому ознакомление учащихся на практической работе с перспективным изображением должно быть основой занятий по рисованию» [5, с. 172]. «На занятиях надо обращать особое внимание на техническое выполнение живописных, конструктивных или пространственных задач» [6, с. 150];

– ошибки в передаче объема средствами линейного и тонового рисунка. «Передача объема предметов в рисунках дает полноту и глубину каждому предмету, проникновенности ко всему существующему» [7, с. 340].

В учебном процессе применяется как групповая форма обучения, которая дает возможность поставить учебную целевую установку, осуществить словесно-наглядный метод изложения учебного задания, спланировать работу в группе, так и индивидуальная, обеспечивающая индивидуальный подход к выполнению задания, обсуждению ошибок в рисунках и способов их корректировки, позволяющая провести анализ работ учащихся и сделать соответствующие выводы.

Сочетание внешнего и внутреннего контроля учебной работы служит основанием для усовершенствования содержания изучаемого материала и более широкого использования заданий, валидных по отношению к требованиям и уровню подготовки обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Чтобы выявить наиболее типичные ошибки в рисунках школьников, допускаемые в работе с натуры, было проведено опытно-экспериментальное исследование в форме констатирующего и преобразующего этапов эксперимента. В результате анализа продуктов изобразительной деятельности обучающихся, полученных в ходе всех этапов опытно-экспериментального исследования, мы разработали критерии оценки по выявлению наиболее типичных ошибок при рисовании с натуры в процессе выполнения заданий. Была представлена такая система критериев оценки, в которой каждый элемент содержит необходимые и достаточные показатели, позволяющие определить характер ошибок в процессе изображения объектов и предметов с натуры и которая дает возможность объективно провести мониторинг изучаемого процесса и сделать выводы по всем этапам опытно-экспериментального исследования (констатирующему и преобразующему этапам эксперимента).

Данные критерии оценки объединены по параметрам.

Параметр № 1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости:

а) низкий уровень – явные ошибки, связанные с композиционным решением предметов и объектов на листе бумаги, неверная передача пространственных планов в рисунке;

б) средний уровень – незначительные отклонения в передаче пространственных планов в рисунке и композиционного расположения предметов и объектов на плоскости листа;

в) высокий уровень – правильное композиционное расположение предметов на плоскости листа, точная передача пространственных планов в рисунке.

Параметр № 2. Определение пропорций и симметрии предметов:

а) низкий уровень – типичные ошибки в передаче пропорций и нарушение симметрии предметов;

б) средний уровень – незначительные отклонения передачи пропорций и симметрии предметов и объектов;

в) высокий уровень – правильная передача пропорций и симметрии предметов.

Параметр № 3. Изображение круглых геометрических форм:

а) низкий уровень – характерные ошибки в передаче перспективы окружности, в изображении предметов круглых геометрических форм;

б) средний уровень – незначительные ошибки в передаче перспективы окружности, в изображении предметов круглых геометрических форм;

в) высокий уровень – правильная передача перспективы окружности в изображении предметов круглых геометрических форм.

Параметр № 4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы:

а) низкий уровень – характерные ошибки в передаче конструктивного анализа формы предметов и объектов;

б) средний уровень – неточности в конструктивном решении формы предметов и линейной перспективы;

в) высокий уровень – правильный анализ конструкции предметов и перспективное построение.

Параметр № 5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка:

а) низкий уровень – явные ошибки в передаче объема средствами линейного и тонального решения в рисунке;

б) средний уровень – незначительные отклонения в передаче объема средствами линейного и тонального решения в рисунке;

в) высокий уровень – грамотная передача объема средствами линейного и тонового решения в рисунке.

Основная цель констатирующего этапа эксперимента состояла в диагностике исходного уровня типичных ошибок при работе с натуры в процессе изобразительной деятельности обучающихся. Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 31 города Нижневартовска с учащимися 1–4-х классов.

Для экспертизы исследуемого материала мы использовали аналитический метод количественного и качественного анализа продуктов изобразительной деятельности учащихся 1–4-х классов.

На данном этапе исследования школьникам предлагалось задание – изобразить графитным карандашом несложный натюрморт с натуры. Экспертиза рисунков школьников 1–4-х классов дает возможность наглядно установить корреляцию процентных показателей по классам, учитывая критерии оценки по разработанным нами параметрам. Рассмотрев работы обучающихся по критериям оценивания и сопоставив рост показателей параметров по всем уровням, мы  представили таблицу мониторинга результата констатирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 1).

Таблица 1

Анализ рисунков испытуемых констатирующего эксперимента

Параметры

1-й класс (26 учащихся)

2-й класс (24 учащихся)

3-й класс (22 учащихся)

4 класс (23 учащихся)

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости

71%

18%

11%

64%

21%

15%

54%

29%

17%

47%

32%

21%

2. Определение пропорций и симметрии предметов

79%

13%

8%

73%

16%

11%

70%

19%

11%

58%

28%

14%

3. Изображение круглых геометрических форм

83%

11%

6%

80%

12%

8%

75%

14%

11%

69%

18%

13%

4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы

83%

10%

7%

82%

11%

7%

78%

13%

9%

74%

15%

11%

5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка

89%

8%

3%

85%

9%

6%

82%

11%

7%

78%

13%

9%

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

Анализируя данные таблицы 1, можно отчетливо увидеть, что показатели по всем параметрам довольно низкие. Например, трактовка в рисунках учащихся такого параметра, как «Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости», при изображении простейшего натюрморта с бытовыми предметами на низком уровне 1-го класса составил 71%, во втором классе – 64%, в 3-м классе этот показатель составил 54%, а в 4-м классе – 47%. Средний уровень этого же параметра тоже невысок: в 11-м классе составил 18%, во 2-м классе – 21%, в 3-м  классе – 29% и  в 4-м классе – 32%. Высокий уровень данного параметра составил в 1-м классе 11%, во 2-м классе – 15%, в 3-м  классе – 17 и, наконец, в 4-м классе – 21%. Такое же положение наблюдается и при рассмотрении других параметров: «Определение пропорций и симметрии предметов»; «Изображение круглых геометрических форм»; «Передача конструкции предметов и линейной перспективы»; «Передача объема средствами линейного и тонового рисунка».

Анализ продуктов изобразительной деятельности обучающихся начальных классов дал возможность выявить у них существенные проблемы, возникающие на различных этапах работы над рисунком, и определить причины их происхождения.

В результате анализа опытно-экспериментального исследования, а также изучения обозначенных проблем в обучении изобразительному искусству содействовали основой экспериментальных разработок.

Первостепенная задача преобразующего этапа эксперимента состояла в практической проверке эффективности разработанного комплекса заданий и упражнений, способствующих более эффективному обучению школьников основам реалистического рисования. Для решения проблемы исследования школьникам предполагалось выполнение конкретных задач, которые необходимо решить путем выполнения специальных заданий и упражнений (табл. 2).

Таблица 2

Комплекс специальных заданий и упражнений преобразующего этапа педагогического эксперимента

Тема

Содержание занятий

Кол-во часов

1-й класс

1.

«Дары Югорского края»

Изобразить с натуры натюрморт с кедровой шишкой, грибами

1 час

2.

«Берестяной туесок»

Изобразить берестяной туесок цилиндрической формы

1 час

3.

«Туесок для брусники и голубики»

Изобразить натюрморт с берестяным туеском прямоугольной формы и рассыпанными возле него ягодами

1 час

4.

«Аромат полевых цветов»

Изобразить крынку с букетом полевых и луговых цветов

1 час

2-й класс

1.

«Беличьи запасы»

Изобразить натюрморт с кедровыми шишками, орехами, грибами на форе нейтральной драпировки

1 час

2.

«Хантыйская куженька для рыбы»

Нарисовать графитным карандашом деревянную куженьку с передачей характерных особенностей

1 час

3.

«Горит костер рябины красной»

Изобразить натюрморт с букетом рябиновых гроздей в вазе

1 час

4.

«Праздник к нам приходит»

Изобразить праздничный новогодний натюрморт с еловыми ветками, елочными украшениями, конфетами и мандарином

1 час

3-й класс

1.

«Полна набирушка морошки»

Передать характер берестяной набирушки для ягод на фоне драпировки

1 час

2.

«Осенний натюрморт»

Изобразить натюрморт с фруктами в плоском блюде: долька арбуза, яблоко, груша, сливы

1 час

3.

«Хантыйский тутчанг»

Нарисовать графитным карандашом традиционную хантыйскую сумку из оленьей шкуры «тутчанг»

1 час

4.

«Грибное лукошко»

Изобразить натюрморт с лукошком, грибами и керамической крынкой

2 часа

4-й класс

1.

«Яблочный спас»

Изобразить натюрморт с бытовыми предметами и яблоками на фоне цветной драпировки

1 час

2.

«Вещи бабушки Аннэ»

Изобразить натюрморт с хантыйскими бытовыми предметами: выбивалкой для снега, корноватиком, берестяным коробом

2 часа

3.

«Дело мастера»

Изобразить натюрморт со слесарными инструментами: рубанком, киянкой, зубилом и т.д.

1 час

4.

«В хантыйском лабазе»

Изобразить натюрморт с традиционными хантыйскими бытовыми предметами на фоне бревенчатой кладки (имитации бревенчатой кладки)

2 часа

Предлагаемый комплекс заданий и упражнений имеет общепринятую структуру и содержит необходимый образовательный контент: программное обеспечение, включающее цели и задачи изобразительной деятельности; методы и характер взаимодействия педагога с учащимися; дидактические концепции обучения; методические рекомендации к занятиям; обеспечение необходимыми наглядными пособиями, ТСО и т.д. Представленные задания и темы уроков подобраны с учетом особенностей возраста учащихся, строгой логичности и последовательности излагаемого учебного материала, целевой установки для решения данной проблемы, а также способствуют результативному обучению рисования с натуры на уроках изобразительного искусства. «Кроме того, задания должны применяться рационально. Они не могут становиться самоцелью, а должны гармонично вписываться в учебный процесс, не нарушая логической последовательности обучения» [8, с. 109].

Комплекс представленных заданий прошел апробацию с учащимися начальных классов. Анализ результатов констатирующего и преобразующего этапов  эксперимента показал, что уровень практических умений в рисовании с натуры школьников значительно повысился. Разработанные задания содействовали успешному и плодотворному усвоению учениками методических способов и приемов работы над рисунком с натуры. Школьники, участвующие в преобразующем этапе эксперимента, научились внимательно относиться к композиционному решению изображения, передавать пространственные планы в рисунке; определять пропорции и симметрию изображаемых предметов; более точно изображать предметы цилиндрической формы и перспективу окружности; грамотно осуществлять конструктивный анализ формы предметов; передавать объем предметов натюрморта средствами линейного и тонального рисунка.

Для того чтобы учебный процесс помог существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения педагогических задач, использовались следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, где акцент делался на корректировку и исправление ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта. «Важно, чтобы в сознании школьников была сформулирована учебная проблема в целом, осознана главная познавательная задача, а затем организован частичный поиск там, где это возможно» [9, с. 65].

Итак, рассмотрим таблицу сравнительного анализа результатов преобразующего этапа педагогического эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Анализ рисунков испытуемых преобразующего эксперимента

Параметры

1-й класс (26 учащихся)

2-й класс (24 учащихся)

3-й класс (22 учащихся)

4 класс (23 учащихся)

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости

38%

39%

23%

31%

42%

27%

28%

45%

27%

23%

48%

29%

2. Определение пропорций и симметрии предметов

59%

28%

13%

50%

32%

18%

43%

36%

21%

37%

41%

22%

3. Изображение круглых геометрических форм

64%

24%

12%

54%

31%

15%

45%

39%

16%

40%

42%

18%

4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы

68%

21%

11%

55%

29%

16%

49%

34%

17%

40%

39%

21%

5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка

74%

17%

9%

60%

28%

12%

54%

33%

13%

41%

41%

18%

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

Анализируя показатели таблицы № 3, можно проследить стабильную динамику роста показателей преобразующего этапа эксперимента по сравнению с констатирующим этапом. Видна значительная разница. Например, композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости в работах учащихся 1-го класса на высоком уровне составили 23%, что выше на 12% по сравнению с констатирующим этапом исследования. Средний уровень этой же позиции составил в 1-м классе 39%, что на 21% выше предшествующего этапа, низкий уровень упал до 38%, тогда как на констатирующем этапе это показатель составил 71%.

Итак, повышение роста показателей можно проследить по всем параметрам от класса к классу.

Выводы. Экспертиза рисунков учащихся начальных классов в процессе опытно-экспериментальной проверки позволила сделать вывод о том, что представленные в статье методические рекомендации и установки способствуют решению проблемы корректировки и исправления ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта у школьников и оказывают положительное влияние на качество обучения. Очевидно, что мы верно определили траекторию образовательного процесса школьников. Следовательно, можно сделать выводы: корректировка и своевременное исправление ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта учащихся начальных классов значительно повысили качество обучения.

Результаты преобразующего этапа эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу, что эффективнее будет не допускать возможных ошибок и предупреждать их в работе над рисунком с натуры. Это возможно, если педагог ставит посильные задачи школьникам, досконально продумает методы обучения, формы организации учебного процесса. Важнейшими условиями эффективного формирования изобразительных умений и навыков являются мотивация и активность школьников на уроках изобразительного искусства. «Немаловажным фактором успешности в обучении является целеустремленность, упорство, настойчивость в работе, неоднократное повторение и закрепление полученных умений на уроках» [10, с. 324].

В итоге все методы работы над исправлением ошибок в рисовании должны привести учеников начальных классов к тому, чтобы они целостно воспринимали натуру, умели осуществлять критический анализ своих рисунков, осознавали явные и незначительные ошибки, исправляли их и корректировали, добивались точного и грамотного художественного изображения натуры.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н. МЕТОДЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В РИСОВАНИИ С НАТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30511 (дата обращения: 12.06.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Что на этих рисунках нарисовано неправильно? Конечно же это ветер, вернее его направление.

Что неправильно на 1 картинке.

Видно, что дерево сгибается от ветра вправо, но капли дождя при это падают прямо, а ведь они тоже должны быть подвластны ветру.

Что неправильно на 2 картинке.

Судя по флагам на кораблях ветер дует сразу в противоположных направлениях.

Что неправильно на 3 картинке.

Дым валит в левую сторону, а одежда на человеке развивается в правую сторону.

Как сделать подобный неправильный рисунок?

Нарисуем цветочек, склоняющийся в левую сторону (например, одуванчик с летящими семенами влеаво), а дерево склоняющееся в правую сторону.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как напечатать если принтер выдает ошибку
  • Как найти ячейки с ошибками в эксель
  • Как найти стандартные ошибки коэффициентов регрессии
  • Как найти стандартную ошибку среднего в excel
  • Как найти стандартную ошибку эксель