Как найти ошибку в построении сложноподчиненного предложения

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

  1. Типичные ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения

Сложное предложение
– имеющее в своем составе два или
несколько простых предложений, образующих
в смысловом и интонационном отношении
единое целое.

Сложносочиненное
предложение (ССП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой сочинительными
союзами.

Сложноподчиненное
сложное предложение (СПП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой подчинительными
союзами или союзными словами.

Ошибки в построении
сложного предложения
чаще
всего связаны с неточным употреблением
союзных средств, с нарушением соотношения
видовременных форм глаголов-сказуемых,
а также с неправильном порядком слов в
предложении. Различаются ошибки в
построении сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.

Ошибки в построении
сложносочиненных предложений:

  1. Употребление
    противительных союзов а,но
    вместо соединительного союза и:
    Тигр вскочил
    на спину слона, но задел лапами дрова,
    но дрова упали на него.

  2. Употребление
    соединительного союза и
    вместо противительных союзов а,но:
    Ундина была
    огорчена изменой своего возлюбленного,
    и он ничего не понимал.

  3. Употребление лишнего
    союза, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов: Всем
    предприятиям было предложено представить
    заявки на потребное сырье,
    но
    однако
    некоторые
    из них своевременно этого не сделали.

  4. Тавтологическое
    употребление сочинительных союзов:
    Искали его
    три дня, но все напрасно, но(лишний союз)
    потом нашли в степи без чувств.

  5. Неправильное
    употребление двойных повторяющихся
    разделительных союзов: То
    озеро становится черным, вздувается,
    но (должно быть то) вот оно тихое,
    ласковое, нежное.

  6. Объединение
    сочинительной связью разнотипных
    синтаксических структур (простого и
    сложного предложения): Ум
    тогда понимали не только как просвещенность,
    интеллигентность, но и с понятием
    «умный» связывали представление о
    вольнодумстве (
    правильно:
    но и как вольнодумство).

Ошибки в построении
сложноподчиненных предложений:

  1. Одновременное
    употребление подчинительных и
    сочинительных союзов: Как только
    перестал дождь, и мы отправились домой.
    Как только
    перестал дождь, мы отправились домой;
    Только хозяин откинул руку назад, но
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.
    — Только хозяин откинул руку назад, как
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.

  2. Пропуск соотносительных
    местоимений и наречий в главной части
    сложноподчиненного предложения: В
    армии Петя стремился быть в опасных
    местах, он просился ___,где опаснее.
    (туда).

  3. Пропуск союза:
    Преданность
    его Маше Мироновой проявлялась в том,
    __ когда маша была в руках злодеев, он
    спас ее (союз что).

  4. Употребление лишних
    союзов, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов; автор пишет, что
    будто бы его теоретические положения
    проверены на практике (либо что,
    либо будто
    бы
    ).

  5. Употребление одних
    союзов и союзных слов вместо других:
    Шел третий
    урок, как (когда) в окно класса заглянуло
    солнышко.

  6. Тавтологическое
    употребление союзов и союзных слов и
    загромождение сложного предложения
    придаточным: Когда
    утром встали все казаки, Тарас очень
    удивился, когда увидел, что среди казаков
    не было Андрия. — Когда утром все казаки
    встали, Тарас очень удивился, что среди
    них не было Андрия.

  7. Употребление
    разнотипных придаточных частей в
    качестве однородных: Для
    замены кислотной линии просим дать
    указание: а) о выделении труб нержавеющей
    стали небольшого размера; в) оплата
    монтажной бригады должна производиться
    (о выделении, об оплате…).

  8. Объединение
    сочинительной связью членов простого
    предложения и придаточных частей
    сложноподчиненного предложения: Он
    увидел молодую девушку, пришедшую за
    водой и которая поразила его своей
    красотой (пришедшую за водой поразившую
    его).

  9. Смещение конструкции
    (конец предложения дается в ином
    синтаксическом плане, чем начало):
    Последнее, на
    чем я остановлюсь, это на вопросе об
    использовании цитат (это вопрос об
    использовании цитат).

  10. Нарушение порядка
    слов (отделение придаточной определительной
    части от определяемого слова): Состоялся
    новый спектакль в Доме культуры, какого
    мы никогда прежде не видели (в доме
    культура состоялся новый спектакль,
    какого…).

Общей ошибкой при
построении всех типов сложных предложений

является несоотнесенность видовременных
форм глаголов-сказуемых: Вдруг
ударил гром, сверкнула молния и женщины
кричали (закричали). В сосновом лесу
обычно бывает темно, еле-еле сквозь
деревья пробивался луч солнца
(пробивается).

Способы устранения
ошибок при построении сложных предложений:

Если выбор
синтаксической конструкции не связан
с проблемой сохранения авторского
стиля, редактор вправе упорядочить
структуру сложного предложения, уточнить
союзную связь, сократить количество
придаточных частей: Среди
частей и соединений флота, какие
отличились на побережье Черного моря,
был и артиллерийский дивизион, которым
командовал Солуянов. — Среди частей и
соединений флота, которые отличились
на побережье Черного моря, был и
артиллерийский дивизион под командованием
Солуянова.

В первом примере
потребовалась замена союзного слова:
вместо относительного местоимения
какие (привносящего добавочный оттенок
уподобления, сравнения) употреблено
местоимение которые, вторая придаточная
часть заменена параллельной конструкцией.
Во втором примере редактор сокращает
количество придаточных частей, устраняет
повторение союзного слова который,
соединяющего неоднородные придаточные
при последовательном их подчинении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

  1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
  2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
  3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
  4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
  5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
  6. Неправильное использование союзов и союзных слов:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

  1. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
  2. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».

Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

Тест на тему Сложное предложение. Обобщение

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

Скачать материал

Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 51 человек из 19 регионов

  • Сейчас обучается 425 человек из 65 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

    1 слайд

    Задание № 8.
    Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

  • Ошибки в использовании подчинительных союзов.Неверно подобранный подчинительн...

    2 слайд

    Ошибки в использовании подчинительных союзов.
    Неверно подобранный подчинительный союз.
    Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.
    Неверно.
    Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
    Верно.
    Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Ошибки в использовании подчинительных союзов.	Употребление сразу двух подчини...

    3 слайд

    Ошибки в использовании подчинительных союзов.
    Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.
    Неверно.
    Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
    Верно.
    Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев. 
    Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.
    Неверно.
    Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
    Верно.
    Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для с...

    4 слайд

    Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

    Неверно.
    Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто
    Верно.
    Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые...

    5 слайд

    Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

    Неверно.
    Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.
    Верно.
    Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

  • Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.П...

    6 слайд

    Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

    Пропуск необходимого указательного слова.
    Неверно.
    Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)
    Верно.
    Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
    ИЛИ
    Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Неверно.
	У меня есть такое ...

    7 слайд

    Неоправданное употребление указательного слова.

    Неверно.
    У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.
    Верно.
    У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.
Неверно.
	Учитель указал...

    8 слайд

    Использование указательного слова в неверном падеже.
    Неверно.
    Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
    Верно.
    Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

  • Неверное построение сложноподчинённого предложения.	Неверное присоединение пр...

    9 слайд

    Неверное построение сложноподчинённого предложения.
    Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
    Неверно.
    В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)
    Верно.
    В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительн...

    10 слайд

    Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.
    Неверно.
    Контрольная работа, назначенная на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.
    Верно.
    Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».
Неверно.
	Она была тем...

    11 слайд

    Употребление неверной формы союзного слова «который».
    Неверно.
    Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
    (Героем каким?- который)
    Верно.
    Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

  • Алгоритм выполнения задания № 8.Ошибки в сложном предложении.Найдите грамма...

    12 слайд

    Алгоритм выполнения задания № 8.
    Ошибки в сложном предложении.

    Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
    Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
    Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
    Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
    Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
    Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

  • Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип...

    13 слайд

    Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.
    1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть.
    2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.
    3. Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю.
    4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.
    5. Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.
    6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.
    7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.
    8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.
    9. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.
    10. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.
    11. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.
    12. Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота.
    13. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства.
    14. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идёт спокойно.
    15. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином.
    16. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.
    17. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости.
    18. Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 285 399 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

«Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

  • 31.10.2022
  • 81
  • 1
  • 31.10.2022
  • 84
  • 0
  • 31.10.2022
  • 156
  • 21

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Задание № 8 ЕГЭ по русскому языку 2023.  Синтаксические нормы.  Ошибки в построении сложного предложения.

Задание № 8 ЕГЭ по русскому языку 2023. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Ошибки в использовании подчинительных союзов. Неверно подобранный подчинительный союз.  Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой. Неверно.  Вопрос обсуждался на совещании,  где  было принято соответствующее решение. Верно.  Вопрос обсуждался на совещании,  на котором  было принято соответствующее решение (на совещании каком?)  

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Неверно.

Вопрос обсуждался на совещании,  где  было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании,  на котором  было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

Ошибки в использовании подчинительных союзов.  Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении.  Запомните, что всегда должен быть только  один союз. Неверно.  Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  что насколько  талантливо изобразил автор характеры героев . Верно.  Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  насколько  талантливо изобразил автор характеры героев .  Запомните,  что частица  ЛИ  употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз. Неверно.  Мы спросили о том , что  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию. Верно.  Мы спросили о том ,  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении.  Запомните, что всегда должен быть только  один союз.

Неверно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  что насколько  талантливо изобразил автор характеры героев .

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  насколько  талантливо изобразил автор характеры героев

Запомните,  что частица  ЛИ  употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Неверно.

Мы спросили о том , что  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

  Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы  для соединения двух простых предложений в одном сложном    Неверно.  Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто Верно.  Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы  для соединения двух простых предложений в одном сложном

Неверно.

Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто

Верно.

Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

  Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных,  которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой .   Неверно.  Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне,  чтобы  я не забыла на уроки подготовленное сообщение. Верно.  Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных,  которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой .

Неверно.

Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне,  чтобы  я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

 Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.   Пропуск необходимого указательного слова. Неверно.  Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то») Верно.  Мама постоянно ругает меня  за то , что я постоянно опаздываю на уроки. ИЛИ  Мама постоянно ругает меня,  потому что  я постоянно опаздываю на уроки.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

Пропуск необходимого указательного слова.

Неверно.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня  за то , что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня,  потому что  я постоянно опаздываю на уроки.

Неоправданное употребление указательного слова.  Неверно.  У меня есть  такое  предположение, что он просто не подготовился . Верно.  У меня есть предположение, что он просто не подготовился .

Неоправданное употребление указательного слова.

Неверно.

У меня есть  такое  предположение, что он просто не подготовился .

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился .

Использование указательного слова в неверном падеже. Неверно.  Учитель указал  о том , что в сочинении есть ошибки. Верно.  Учитель указал  на то , что в сочинении есть ошибки.

Использование указательного слова в неверном падеже.

Неверно.

Учитель указал  о том , что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал  на то , что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.  Неверное присоединение придаточного предложения , что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Неверно.  В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?) Верно.  В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

Неверное присоединение придаточного предложения , что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Неверно.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота. Неверно.  Контрольная работа,  назначенная на понедельник и к  которой  я готовился, была вдруг отменена. Верно.  Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Неверно.

Контрольная работа,  назначенная на понедельник и к  которой  я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Употребление неверной формы союзного слова «который». Неверно.  Она  была тем героем , которая  всегда вызывала во мне восхищение. (Героем каким?- который) Верно.  Она  была тем героем , который  всегда вызывал во мне восхищение.

Употребление неверной формы союзного слова «который».

Неверно.

Она  была тем героем , которая  всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она  была тем героем , который  всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8. Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите  грамматические основы , докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это  сложноподчинённое предло жение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное сл ово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это  ошибка.
  • Обратите внимание на  указательное слово  в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это  ошибка.
  • Обратите внимание  на построение предложения : не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные  ошибки,  то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы  ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов . Если да, то это ошибка.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть.

2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.

3. Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю.

4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.

5. Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.

6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.

7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.

8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.

9. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

10. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.

11. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.

12. Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота.

13. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства.

14. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идёт спокойно.

15. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином.

16. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.

17. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости.

18. Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ошибку в построении сложного предложения егэ
  • Как найти ошибку в построении предложения с причастным оборотом
  • Как найти ошибку в модуле 1с
  • Как найти ошибку в математической задаче
  • Как найти ошибку в математике