Как найти ошибку в образовании формы слова 6 класс

В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, — именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании формы слова является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.

Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словомВам будет интересно:Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом

Задание на определение неверной формы слова

В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.

  • Приведем вам пример такого задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ПРИДЕТ на работу;
  • горячих ОЛАДИЙ;
  • ОДЕЛ шапку;
  • нет свободных МЕСТ;

Нужно ли выделять слово "преимущественно" запятыми?Вам будет интересно:Нужно ли выделять слово «преимущественно» запятыми?

Формы существительных

Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.

Множественное число в именительном падеже

Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.

  • Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
  • Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
  • Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
  • Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
  • Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.

Что такое поэзия? ОпределениеВам будет интересно:Что такое поэзия? Определение

Родительный падеж множественного числа

В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.

Сначала разберем нулевое окончание.

  • Нулевое окончание — это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
  • Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
  • Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
  • Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
  • Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.

Теперь окончание –ов (-ев).

  • Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
  • А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.

И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.

Степени сравнения прилагательных

Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.

Степень сравнения Как образовать степень? Пример
Сравнительная простая Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее.
Сравнительная составная Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий.
Превосходная простая Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. Красивейший, тончайший, вкуснейший
Превосходная составная Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий.

Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.

Формы числительных

В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.

Составные числительные

Чтобы правильно записать составное числительное, склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп — шаблон, на который можно ориентироваться.

Падеж 10-30 50-80 200-400 500-900
Именительный (что) десять семьдесят триста восемьсот
Родительный (чего) десяти семидесяти трехсот восьмисот
Дательный (дать чему) десяти семидесяти трехстам восьмистам
Винительный (вижу что) десять семьдесят триста восемьсот
Творительный (чем) десятью семьюдесятью трехстами восемьюстами
Предложный (о чем) о десяти о семидесяти о трехстах о восьмистах

А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.

Именительный и винительный падежи полтора полтораста сорок сто девяносто
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный полутора полутораста сорока ста девяноста

Собирательные числительные

Собирательные числительные — например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.

  • Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
  • Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
  • Парные предметы (двое чулок).
  • Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
  • Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).

Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».

Порядковые числительные

Как правильно склонять «в 1954 году?». В таких числительных склоняется только последнее число: «В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году». Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное — это будет считаться ошибкой.

Обе, оба, обоих

Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.

Слово «оба» употребляется с существительными мужского и среднего рода, а «обе» — с существительными женского.

Падеж Оба Обе
Именительный Оба брата Обе сестры
Родительный Обоих братьев Обеих сестер
Дательный Обоим братьям Обеим сестрам
Винительный Обоих братьев Обеих сестер
Творительный Обоими братьями Обеими сестрами
Предложный Об обоих братьях Об обеих сестрах

Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки

Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.

  • Запомните: «их»! Ни в коем случае не «ихний».
  • После предлогов у местоимений всегда добавляется буква «н». Например: у них, за ними, о ней. Неграмотно употреблять местоимение «у ней». Правильно будет сказать: «у нее».
  • Между глаголами «одеть» и «надеть» есть существенная разница. Первый глагол употребляется в тех случаях, когда кто-то одевает кого-то: «Мама одела сына». А глагол «надеть» означает надеть на себя: «Надеть шапку».
  • Есть два глагола, которые часто путают: «класть» и «положить». Глагол «класть» употребляется без приставки, а вот «положить» без приставки никогда не употребляется. То есть, нельзя сказать «поклала» или «ложила».
  • В современном русском языке есть суффикс -сь, но ни в коем случае не -ся. В русских народных сказках это не будет считаться ошибкой, но сейчас так лучше не говорить. Правильно сказать: «учились», а не «училися».
  • Есть группа слов с приставкой «по» или «под», куда некоторые невольно подставляют лишнюю букву. Запомните: постричься, поскользнуться, почерк. Однако: «подчеркнуть».

Автор:

Роза Садовская

27-09-2018 11:44

Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Как готовиться к заданию А3?

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Обратись к примерам. Если в образовании или употреблении форм ты допустишь ошибки, то список с примерами, служащими образцами, нужно выучить наизусть.

Как ты говоришь? Выбери правильный вариант.

ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning 

А3. Формы существительных

  • абхазских мандаринов или абхазских мандарин
  • административные округа или административные округи
  • бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
  • белых гольфов или белых гольф
  • быстроходные катеры или быстроходные катера
  • Виктора Кулик или Виктора Кулика
  • все возраста или все возрасты
  • двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
  • демократичные директора или демократичные директоры
  • десять ампер или десять амперов
  • десять вольтов или десять вольт
  • детских ботинков или детских ботинок
  • долгих раздумий или долгих раздумьев
  • домашних тапочек или домашних тапочков
  • зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
  • крупных яблоков или крупных яблок
  • крыловских басен или крыловских басней
  • лучшие профессора или лучшие профессоры
  • Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
  • молодые инженеры или молодые инженера
  • морские порты или морские порта
  • мягких тапок или мягких тапков
  • нарядных туфлей или нарядных туфель
  • новые ордеры или новые ордера
  • отличные лектора или отличные лекторы
  • отряд партизан или отряд партизанов
  • очередные отпуски или очередные отпуска
  • пара полотенец или пара полотенцев
  • парламентские выборы или парламентские выбора
  • плохие повары или плохие повара
  • поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
  • резиновых галошей или резиновых галош
  • рота солдатов или рота солдат
  • свежие торты или свежие торта
  • сладких апельсинов или сладких апельсин
  • смелые офицеры или смелые офицера
  • спелых помидор или спелых помидоров
  • старые сторожа или старые сторожи
  • старые Сухуми или старый Сухуми
  • талантливые конструкторы или талантливые конструктора
  • тёмных носков или тёмных носок
  • тёплых чулок или тёплых чулков
  • фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
  • футбольные тренеры или футбольные тренера
  • шампунь хорошая или шампунь хороший
  • шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
  • эскадрон гусар или эскадрон гусаров
  • эффективные кремы или эффективные крема

Правильные ответы:

  1. абхазских мандаринов
  2. административные округа
  3. бабушкиных валенок
  4. белых гольфов
  5. быстроходные катера
  6. Виктора Кулика
  7. все возрасты
  8. двести двадцать ватт
  9. демократичные директора
  10. десять ампер
  11. десять вольт
  12. детских ботинок
  13. долгих раздумий
  14. домашних тапочек
  15. зачитываться Дюма
  16. крупных яблок
  17. крыловских басен
  18. лучшие профессора
  19. Миссисипи широкая
  20. молодые инженеры
  21. морские порты
  22. мягких тапок
  23. нарядных туфель
  24. новые ордера
  25. отличные лекторы
  26. отряд партизан
  27. очередные отпуска
  28. пара полотенец
  29. парламентские выборы
  30. плохие повара
  31. поэзия Шевченко
  32. резиновых галош
  33. рота солдат
  34. свежие торты
  35. сладких апельсинов
  36. смелые офицеры
  37. спелых помидоров
  38. старые сторожа
  39. старый Сухуми
  40. талантливые конструкторы
  41. тёмных носков
  42. тёплых чулок
  43. фарфоровых блюдец
  44. футбольные тренеры
  45. шампунь хороший
  46. шимпанзе весёлый
  47. эскадрон гусар
  48. эффективные кремы

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Образование мн.ч.: 

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры;
возрасты, выборы, порты, кремы, торты; 
директора, инспектора, профессора, повара, сторожа;
округа, ордера, катера, отпуска.

Образование форм Р.п. мн.ч.:

помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;
пара полотенец,  чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;
отряд солдат, гусар, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, раздумий.

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто.

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

А3. Формы прилагательных

Как ты говоришь?

  • более старше или более старший
  • более выше или более высокий
  • более выше или выше
  • более старше или старше
  • красивше или красивее
  • менее страшнее или менее страшный
  • менее чётче или менее чёткий
  • самый красивейший или красивейший
  • самый красивейший или самый красивый
  • самый любимейший или самый любимый
  • самый новейший или новейший
  • самый новейший или самый новый
  • самый старейший или самый старый
  • самый старейший или старейший

Правильные ответы:

  1. более старший
  2. более высокий
  3. выше
  4. старше
  5. красивее
  6. менее страшный
  7. менее чёткий
  8. красивейший
  9. самый красивый
  10. самый любимый
  11. новейший
  12. самый новый
  13. самый старый
  14. старейший

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка.

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее, выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже

А3. Формы числительных

Как ты говоришь?

  • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
  • восьмидесяти или восемьдесяти
  • два седьмых или две седьмых
  • двое сестёр или две сестры
  • к полтора часам или к полутора часам
  • к трём пятым или к трём пятых
  • от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
  • от обоих сестёр или от обеих сестёр
  • пятеро дней или пять дней
  • пятидесятью или пятьюдесятью
  • пятистами или пятьюстами
  • пятидесяти или пятьюдесяти
  • тремя пятых или тремя пятыми
  • три пятым или три пятых
  • три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  • трое котят или три котята
  • трое собак или три собаки
  • шестьюстами или шестистами
  • нас двоих или нас двух
  • нас обоих или нас двух

Правильные ответы:

  1. в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
  2. восьмидесяти
  3. две седьмых
  4. две сестры
  5. к полутора часам
  6. к трём пятым
  7. от обоих мальчиков
  8. от обеих сестёр
  9. пять дней
  10. пятьюдесятью
  11. пятьюстами
  12. пятидесяти
  13. тремя пятыми
  14. три пятых
  15. тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  16. трое котят
  17. три собаки
  18. шестьюстами
  19. нас двоих
  20. нас обоих

Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема 

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью. 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

А3. Формы местоимений

Как ты говоришь?

  • Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
  • Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
  • Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
  • Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.
  • Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
  • У неё трое детей. или У ней трое детей.
  • Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
  • Я забыл код их подъезда. или Я забыл код ихнего подъезда

Правильные ответы:

  1. Мы сдаём экзамен после них.
  2. Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
  3. Сколько книг у тебя не было?
  4. Среди них не было моего сына.
  5. Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
  6. У неё трое детей.
  7. Учительница довольна ею.
  8. Я забыл код их подъезда.

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

1. Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.

* Посреди, среди — предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

 Примечание:

В современном языке звук н добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако с такими предлогами, как внутри, вне, местоимения употребляются в основном без вставки начального н.

без него, для него, к ней, перед ней

внутри её, внутри его, вне её, вне его

     Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; также: благодаря ему.

     Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного,  например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.

     Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.

     Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними.

     Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (

(Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)

А3. Формы глаголов

Как ты говоришь?

  • встретились или встретилися
  • делающий или сделающий
  • ехай или поезжай
  • ляжь или ляг
  • махаю или машу
  • машущий или махающий
  • отъедь или отъезжай
  • поезжай или едь
  • поинтересующийся или интересующийся
  • поклади или положи
  • положи или положь
  • положущий или кладущий
  • полоскаю или полощу
  • полоскающий или полощущий
  • пробоваем или пробуем
  • разъехайтесь или разъезжайтесь
  • хотелось или хотелося
  • хотят или хочут
  • хочущий или хотящий

Правильные ответы:

  1. встретились
  2. делающий
  3. поезжай
  4. ляг
  5. машу
  6. машущий
  7. отъезжай
  8. поезжай
  9. интересующийся
  10. положи
  11. положи
  12. кладущий
  13. полощу
  14. полощущий
  15. пробуем
  16. разъезжайтесь
  17. хотелось
  18. хотят
  19. хотящий

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

1. Образование личных форм:

Ошибочно: попробоваем, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом — грубая ошибка).

 
3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг.

4. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих

Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

5. Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

6. Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

А3. Наречия

Как ты говоришь?

  • красивше или красивее
  • красивее или красившее
  • лучше или лучшее
  • лучше или хорошее
  • открыть внутрь или открыть вовнутрь
  • разделить пополам или разделить напополам
  • вряд ли я смогу или навряд ли я смогу
  • хуже или хужее
  • плоше или хуже
  • тяжелее или тяжельше

Правильные ответы:

  1. красивее
  2. красивее
  3. лучше
  4. лучше
  5. открыть внутрь
  6. разделить пополам
  7. вряд ли я смогу
  8. хуже
  9. хуже
  10. тяжелее

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво – красившее, хорошо – лучшее, хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно: плохо — хуже, красиво- краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

Смотрите также

  • Урок 1.
  • Урок 6.
  • Урок 2.
  • Урок 4.
  • Урок 7.
  • Урок 8.
  • Урок 1.
  • Урок 12.
  • Урок 17.
  • Урок 5.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    1 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
    1) пирог более вкуснее
    2) с шестьюстами страницами
    3) забавный шимпанзе
    4) для обоих сестёр

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    2 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

    1) река более глубокая
    2) о пятистах книгах
    3) забавное кенгуру
    4) на ихней территории

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    3 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

    1) много облаков
    2) пара ботинок
    3) много советываю
    4) с двухсот бойцами

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    4 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
    1) мокла под дождём
    2) косвенных падежов
    3) ложи на парту
    4) здоровые дёсны

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    5 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

    1) ихние письма
    2) в обоих руках
    3) до тысяча девятьсот пятого года
    4) уважаемые директора

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    6 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

    1) к две тысячи пятому году
    2) жгёт костер
    3) пачка макарон
    4) фильм наиболее интереснее

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    7 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

    1) опытные тренера
    2) менее значительный
    3) в две тысячи пятом году
    4) ехай домой

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    8 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

    1) конфликт более глубочайший
    2) ляжьте на пол
    3) опытные шофёры
    4) в трехстах метрах

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    9 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

    1) попробоваем
    2) килограмм яблок
    3) семидесятью способами
    4) наисложнейший

  • Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите прави...

    10 слайд

    Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

    1) семьюдесятью процентами
    2) более резкое движение
    3) длиньше
    4) спелых абрикос

Русский язык. 6 класс.

Задание № 6.

 Задание № 6 связано с проверкой умений находить и исправлять ошибки в образовании форм слов.

Что такое форма слова?

Это слово в разных формах падежа, числа, времени, рода и т.д.- тех признаков, которые являются непостоянными в той или иной части речи.

Примеры форм слов.

Книга, книги – разные формы числа.

Книга, нет книги – разные падежи.

Красивый, красивая, красивое – разные формы рода.

Пишет, писала – разное время глагола.

Образец задания № 6.

6.Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) на обеих страницах

2) более красивее нарисовал

3) чёрное кофе

4) пятистами рублями

ОТВЕТ:

более красиво нарисовал

пятьюстами рублями

Как выполнить задание № 6?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Готовясь к ВПР, запоминайте наиболее частые случаи ошибок в формах слов, повторяйте правила, с ними связанные.
  • Сделайте шпаргалку из тех примеров, которые я предлагаю ниже, читайте вслух данные слова, запоминайте их, держите данную таблицу-шпаргалку на видном месте.
  • На ВПР внимательно прочитайте варианты ответов, посмотрите, к какой части речи относятся слова. Подумайте, в чём заключена ошибка.
  • Выпишите неверные формы слов, запишите их правильно.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ФОРМ СЛОВ.

Запомните.

Степени сравнения прилагательных.

Верно. Неверно.
Красивый.

красивее

более красивый

красивейший

наикрасивейший

самый красивый

красивее всех

Красивый.

более красивее

самый красивейший.

Запомните.

Трудные формы числительных.

Верно. Неверно.
шестьюстами страницами

пятьюстами книгами

шестистами страницами

пятистами книгами

Запомните.

Собирательные числительные.

Верно. Неверно.
двадцать пятого дома

две тысячи двадцатый год

 

двух тысяч двадцатый

Запомните.

Числительные ОБА,ОБЕ.

Верно. Неверно.
обоими учениками

обеими ученицами

по обоим концам улицы

по обеим сторонам улицы.

 

обоими ученицами

по обоим сторонам улицы.

двое котят

два кота

 

двое котов

Запомните.

Трудные формы глаголов.

Верно. Неверно.
советую советываю
мокла под дождём мокнула
кладёт на парту ложит на парту
поезжай домой ехай(езжай) домой
лягте на пол ляжте на пол
жжёт костёр жгёт костёр
насквозь промок промокнул
надень пальто одень пальто
одень ребёнка надень ребёнка
попробуем попробоваем
сотрёт с доски стерёт с доски
Запомните.

Трудные формы существительных.

Верно. Неверно.
пара ботинок пара ботинков
косвенных падежей косвенных падежов
здоровые дёсны здоровые дёсна
пачка макарон пачка макаронов
пара полотенец пара полотенцев
Запомните.

Прилагательные + неизменяемые существительные.

Верно. Неверно.
забавный шимпанзе

красивый пони

забавное шимпанзе

красивое пони

горячий кофе

широкая авеню (улица)

вкусная кольраби (капуста)

вкусная салями (колбаса).

горячее кофе

широкое авеню

вкусное кольраби

вкусное салями

сладкое какао сладкий какао
строгое жюри строгий жюри
красивый Сочи (город) красивое (красивые) Сочи.
Запомните.

Трудные формы местоимений.

Верно. Неверно.
их до

к их подъезду

его дом

ихний дом

к ихнему подъезду

евойный дом

Запомните.

Формы числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА,

ПОЛТОРАСТА.

Верно. Неверно.
Р.Д.Т.П. падежи:

сорока

девяноста

ста

полутора

полутораста

сорокам

сороками

о сороках и т.д.

Множественное число существительных.
директора директоры
шофёры шоферА
профессора профессоры
ЗАПОМНИТЕ!
килограмм яблок килограмм яблоков
килограмм апельсинов,

мандаринов,

помидоров,

абрикосов

Килограмм апельсин,

мандарин,

помидор

абрикос.

200 граммов

килограммов

200 грамм

килограмм

без погон без погонов
ЗАПОМНИТЕ!
новый тюль новая тюль
пара джинсов пара джинс
пара чулок пара чулков
пара носков пар носок
дорогой шампунь дорогая шампунь
паспорта (мн.ч.) паспорты
оплаченная плацкарта оплаченный плацкарт.
моя фамилия. моё фамилие
мой день рождения моё день рождения

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсявернуться к ВПР по русскому языку, 6 класс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ошибку в образовании формы глагола
  • Как найти ошибку в ноутбуке
  • Как найти ошибку в ниссане
  • Как найти ошибку в наречии
  • Как найти ошибку в налог на прибыль