В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, — именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании формы слова является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.
Вам будет интересно:Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом
Задание на определение неверной формы слова
В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.
- Приведем вам пример такого задания:
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ПРИДЕТ на работу;
- горячих ОЛАДИЙ;
- ОДЕЛ шапку;
- нет свободных МЕСТ;
Вам будет интересно:Нужно ли выделять слово «преимущественно» запятыми?
Формы существительных
Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.
Множественное число в именительном падеже
Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.
- Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
- Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
- Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
- Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
- Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.
Вам будет интересно:Что такое поэзия? Определение
Родительный падеж множественного числа
В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.
Сначала разберем нулевое окончание.
- Нулевое окончание — это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
- Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
- Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
- Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
- Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.
Теперь окончание –ов (-ев).
- Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
- А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.
И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.
Степени сравнения прилагательных
Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.
Степень сравнения | Как образовать степень? | Пример |
Сравнительная простая | Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. | Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее. |
Сравнительная составная | Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. | Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий. |
Превосходная простая | Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. | Красивейший, тончайший, вкуснейший |
Превосходная составная | Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. | Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий. |
Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.
Формы числительных
В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.
Составные числительные
Чтобы правильно записать составное числительное, склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп — шаблон, на который можно ориентироваться.
Падеж | 10-30 | 50-80 | 200-400 | 500-900 |
Именительный (что) | десять | семьдесят | триста | восемьсот |
Родительный (чего) | десяти | семидесяти | трехсот | восьмисот |
Дательный (дать чему) | десяти | семидесяти | трехстам | восьмистам |
Винительный (вижу что) | десять | семьдесят | триста | восемьсот |
Творительный (чем) | десятью | семьюдесятью | трехстами | восемьюстами |
Предложный (о чем) | о десяти | о семидесяти | о трехстах | о восьмистах |
А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.
Именительный и винительный падежи | полтора | полтораста | сорок | сто | девяносто |
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный | полутора | полутораста | сорока | ста | девяноста |
Собирательные числительные
Собирательные числительные — например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.
- Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
- Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
- Парные предметы (двое чулок).
- Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
- Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).
Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».
Порядковые числительные
Как правильно склонять «в 1954 году?». В таких числительных склоняется только последнее число: «В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году». Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное — это будет считаться ошибкой.
Обе, оба, обоих
Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.
Слово «оба» употребляется с существительными мужского и среднего рода, а «обе» — с существительными женского.
Падеж | Оба | Обе |
Именительный | Оба брата | Обе сестры |
Родительный | Обоих братьев | Обеих сестер |
Дательный | Обоим братьям | Обеим сестрам |
Винительный | Обоих братьев | Обеих сестер |
Творительный | Обоими братьями | Обеими сестрами |
Предложный | Об обоих братьях | Об обеих сестрах |
Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки
Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.
- Запомните: «их»! Ни в коем случае не «ихний».
- После предлогов у местоимений всегда добавляется буква «н». Например: у них, за ними, о ней. Неграмотно употреблять местоимение «у ней». Правильно будет сказать: «у нее».
- Между глаголами «одеть» и «надеть» есть существенная разница. Первый глагол употребляется в тех случаях, когда кто-то одевает кого-то: «Мама одела сына». А глагол «надеть» означает надеть на себя: «Надеть шапку».
- Есть два глагола, которые часто путают: «класть» и «положить». Глагол «класть» употребляется без приставки, а вот «положить» без приставки никогда не употребляется. То есть, нельзя сказать «поклала» или «ложила».
- В современном русском языке есть суффикс -сь, но ни в коем случае не -ся. В русских народных сказках это не будет считаться ошибкой, но сейчас так лучше не говорить. Правильно сказать: «учились», а не «училися».
- Есть группа слов с приставкой «по» или «под», куда некоторые невольно подставляют лишнюю букву. Запомните: постричься, поскользнуться, почерк. Однако: «подчеркнуть».
Автор:
27-09-2018 11:44
Жду ваши вопросы и мнения в комментариях
Определение термина
Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.
Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.
Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.
Классификация и разновидности
Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».
Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:
- Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
- Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».
Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.
В словообразовании и морфологии
Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.
Разновидность | Пример | Правильный вариант |
Словообразовательные | ||
Использование несуществующей модели образования слов | Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество | Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество. |
Замена одной из морфем в слове | Отвесить | Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить». |
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) | Канительство, рецензист, эмпиричественный | Канитель, рецензент, эмпирический |
Морфологические | ||
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного | Много собаков | Много собак |
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным | Я умоляла ветерка перестать | Я умоляла ветерок перестать |
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. | Работать заставили два кота | Работать заставили двух котов |
Изменение рода при склонении | Булочка с повидлой | Булочка с повидло |
Склонение несклоняемых имен | Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов | Играть на пианино, пить кофе, много фламинго. |
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот | Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. | Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли. |
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного | Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. | Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный. |
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения | Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше | Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее. |
Нарушение правил образования глагольных форм | Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. | Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей. |
Неверное образования числительных, особенно сложных | Он шел с триста рублями в кошельке | Он шел с тремястами рублями |
Ошибки в образовании причастий и деепричастий | Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. | Ехав в машине; озираясь по сторонам. |
Ошибочное образование форм местоимений | Ихний, еенный, ейный | Их, ее. |
Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.
Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.
Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:
- Найти правильный вариант.
- Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
- Соотнести пример ошибки и ее тип.
Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.
Нарушение синтаксических норм
Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.
Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).
Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:
- Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
- Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
- Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
- Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
- Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
- Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).
В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:
- Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
- Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
- Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
- Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).
Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».
Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.
Как готовиться к заданию А3?
Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Обратись к примерам. Если в образовании или употреблении форм ты допустишь ошибки, то список с примерами, служащими образцами, нужно выучить наизусть.
Как ты говоришь? Выбери правильный вариант.
А3. Формы существительных
- абхазских мандаринов или абхазских мандарин
- административные округа или административные округи
- бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
- белых гольфов или белых гольф
- быстроходные катеры или быстроходные катера
- Виктора Кулик или Виктора Кулика
- все возраста или все возрасты
- двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
- демократичные директора или демократичные директоры
- десять ампер или десять амперов
- десять вольтов или десять вольт
- детских ботинков или детских ботинок
- долгих раздумий или долгих раздумьев
- домашних тапочек или домашних тапочков
- зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
- крупных яблоков или крупных яблок
- крыловских басен или крыловских басней
- лучшие профессора или лучшие профессоры
- Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
- молодые инженеры или молодые инженера
- морские порты или морские порта
- мягких тапок или мягких тапков
- нарядных туфлей или нарядных туфель
- новые ордеры или новые ордера
- отличные лектора или отличные лекторы
- отряд партизан или отряд партизанов
- очередные отпуски или очередные отпуска
- пара полотенец или пара полотенцев
- парламентские выборы или парламентские выбора
- плохие повары или плохие повара
- поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
- резиновых галошей или резиновых галош
- рота солдатов или рота солдат
- свежие торты или свежие торта
- сладких апельсинов или сладких апельсин
- смелые офицеры или смелые офицера
- спелых помидор или спелых помидоров
- старые сторожа или старые сторожи
- старые Сухуми или старый Сухуми
- талантливые конструкторы или талантливые конструктора
- тёмных носков или тёмных носок
- тёплых чулок или тёплых чулков
- фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
- футбольные тренеры или футбольные тренера
- шампунь хорошая или шампунь хороший
- шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
- эскадрон гусар или эскадрон гусаров
- эффективные кремы или эффективные крема
Правильные ответы:
- абхазских мандаринов
- административные округа
- бабушкиных валенок
- белых гольфов
- быстроходные катера
- Виктора Кулика
- все возрасты
- двести двадцать ватт
- демократичные директора
- десять ампер
- десять вольт
- детских ботинок
- долгих раздумий
- домашних тапочек
- зачитываться Дюма
- крупных яблок
- крыловских басен
- лучшие профессора
- Миссисипи широкая
- молодые инженеры
- морские порты
- мягких тапок
- нарядных туфель
- новые ордера
- отличные лекторы
- отряд партизан
- очередные отпуска
- пара полотенец
- парламентские выборы
- плохие повара
- поэзия Шевченко
- резиновых галош
- рота солдат
- свежие торты
- сладких апельсинов
- смелые офицеры
- спелых помидоров
- старые сторожа
- старый Сухуми
- талантливые конструкторы
- тёмных носков
- тёплых чулок
- фарфоровых блюдец
- футбольные тренеры
- шампунь хороший
- шимпанзе весёлый
- эскадрон гусар
- эффективные кремы
Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.
Образование мн.ч.:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры;
возрасты, выборы, порты, кремы, торты;
директора, инспектора, профессора, повара, сторожа;
округа, ордера, катера, отпуска.
Образование форм Р.п. мн.ч.:
помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;
пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;
отряд солдат, гусар, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, раздумий.
Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто.
Употребление несклоняемых имён собственных:
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.
А3. Формы прилагательных
Как ты говоришь?
- более старше или более старший
- более выше или более высокий
- более выше или выше
- более старше или старше
- красивше или красивее
- менее страшнее или менее страшный
- менее чётче или менее чёткий
- самый красивейший или красивейший
- самый красивейший или самый красивый
- самый любимейший или самый любимый
- самый новейший или новейший
- самый новейший или самый новый
- самый старейший или самый старый
- самый старейший или старейший
Правильные ответы:
- более старший
- более высокий
- выше
- старше
- красивее
- менее страшный
- менее чёткий
- красивейший
- самый красивый
- самый любимый
- новейший
- самый новый
- самый старый
- старейший
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка.
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее, выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.
А3. Формы числительных
Как ты говоришь?
- в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
- восьмидесяти или восемьдесяти
- два седьмых или две седьмых
- двое сестёр или две сестры
- к полтора часам или к полутора часам
- к трём пятым или к трём пятых
- от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
- от обоих сестёр или от обеих сестёр
- пятеро дней или пять дней
- пятидесятью или пятьюдесятью
- пятистами или пятьюстами
- пятидесяти или пятьюдесяти
- тремя пятых или тремя пятыми
- три пятым или три пятых
- три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
- трое котят или три котята
- трое собак или три собаки
- шестьюстами или шестистами
- нас двоих или нас двух
- нас обоих или нас двух
Правильные ответы:
- в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
- восьмидесяти
- две седьмых
- две сестры
- к полутора часам
- к трём пятым
- от обоих мальчиков
- от обеих сестёр
- пять дней
- пятьюдесятью
- пятьюстами
- пятидесяти
- тремя пятыми
- три пятых
- тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
- трое котят
- три собаки
- шестьюстами
- нас двоих
- нас обоих
Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема
Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.
1. Образование и изменение форм составных числительных:
в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью.
2. Склонение сложных и составных числительных:
двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.
3. Употребление собирательных числительных:
двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.
А3. Формы местоимений
Как ты говоришь?
- Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
- Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
- Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
- Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.
- Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
- У неё трое детей. или У ней трое детей.
- Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
- Я забыл код их подъезда. или Я забыл код ихнего подъезда
Правильные ответы:
- Мы сдаём экзамен после них.
- Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
- Сколько книг у тебя не было?
- Среди них не было моего сына.
- Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
- У неё трое детей.
- Учительница довольна ею.
- Я забыл код их подъезда.
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка
1. Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.
* Посреди, среди — предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Примечание:
В современном языке звук н добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако с такими предлогами, как внутри, вне, местоимения употребляются в основном без вставки начального н.
без него, для него, к ней, перед ней
внутри её, внутри его, вне её, вне его
Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; также: благодаря ему.
Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.
Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.
Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними.
Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (
(Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)
А3. Формы глаголов
Как ты говоришь?
- встретились или встретилися
- делающий или сделающий
- ехай или поезжай
- ляжь или ляг
- махаю или машу
- машущий или махающий
- отъедь или отъезжай
- поезжай или едь
- поинтересующийся или интересующийся
- поклади или положи
- положи или положь
- положущий или кладущий
- полоскаю или полощу
- полоскающий или полощущий
- пробоваем или пробуем
- разъехайтесь или разъезжайтесь
- хотелось или хотелося
- хотят или хочут
- хочущий или хотящий
Правильные ответы:
- встретились
- делающий
- поезжай
- ляг
- машу
- машущий
- отъезжай
- поезжай
- интересующийся
- положи
- положи
- кладущий
- полощу
- полощущий
- пробуем
- разъезжайтесь
- хотелось
- хотят
- хотящий
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка
1. Образование личных форм:
Ошибочно: попробоваем, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, полощу, машу, хотят.
2. Образование возвратных форм:
Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом — грубая ошибка).
3. Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно: ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг.
4. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих:
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
5. Образование причастий:
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
6. Образование деепричастий:
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.
А3. Наречия
Как ты говоришь?
- красивше или красивее
- красивее или красившее
- лучше или лучшее
- лучше или хорошее
- открыть внутрь или открыть вовнутрь
- разделить пополам или разделить напополам
- вряд ли я смогу или навряд ли я смогу
- хуже или хужее
- плоше или хуже
- тяжелее или тяжельше
Правильные ответы:
- красивее
- красивее
- лучше
- лучше
- открыть внутрь
- разделить пополам
- вряд ли я смогу
- хуже
- хуже
- тяжелее
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка
1. Образование наречий:
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий:
Ошибочно: плохо — плоше, красиво – красившее, хорошо – лучшее, хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно: плохо — хуже, красиво- краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее
Смотрите также
- Урок 1.
- Урок 6.
- Урок 2.
- Урок 4.
- Урок 7.
- Урок 8.
- Урок 1.
- Урок 12.
- Урок 17.
- Урок 5.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) пирог более вкуснее
2) с шестьюстами страницами
3) забавный шимпанзе
4) для обоих сестёр -
2 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) река более глубокая
2) о пятистах книгах
3) забавное кенгуру
4) на ихней территории -
3 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) много облаков
2) пара ботинок
3) много советываю
4) с двухсот бойцами -
4 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) мокла под дождём
2) косвенных падежов
3) ложи на парту
4) здоровые дёсны -
5 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) ихние письма
2) в обоих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора -
6 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) к две тысячи пятому году
2) жгёт костер
3) пачка макарон
4) фильм наиболее интереснее -
7 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) опытные тренера
2) менее значительный
3) в две тысячи пятом году
4) ехай домой -
8 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) конфликт более глубочайший
2) ляжьте на пол
3) опытные шофёры
4) в трехстах метрах -
9 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) попробоваем
2) килограмм яблок
3) семидесятью способами
4) наисложнейший -
10 слайд
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) семьюдесятью процентами
2) более резкое движение
3) длиньше
4) спелых абрикос
Русский язык. 6 класс.
Задание № 6.
Задание № 6 связано с проверкой умений находить и исправлять ошибки в образовании форм слов.
Что такое форма слова?
Это слово в разных формах падежа, числа, времени, рода и т.д.- тех признаков, которые являются непостоянными в той или иной части речи.
Примеры форм слов.
Книга, книги – разные формы числа.
Книга, нет книги – разные падежи.
Красивый, красивая, красивое – разные формы рода.
Пишет, писала – разное время глагола.
Образец задания № 6.
6.Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) на обеих страницах
2) более красивее нарисовал
3) чёрное кофе
4) пятистами рублями
ОТВЕТ:
более красиво нарисовал
пятьюстами рублями
Как выполнить задание № 6?
РЕКОМЕНДАЦИИ.
- Готовясь к ВПР, запоминайте наиболее частые случаи ошибок в формах слов, повторяйте правила, с ними связанные.
- Сделайте шпаргалку из тех примеров, которые я предлагаю ниже, читайте вслух данные слова, запоминайте их, держите данную таблицу-шпаргалку на видном месте.
- На ВПР внимательно прочитайте варианты ответов, посмотрите, к какой части речи относятся слова. Подумайте, в чём заключена ошибка.
- Выпишите неверные формы слов, запишите их правильно.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ФОРМ СЛОВ.
Запомните.
Степени сравнения прилагательных. |
|
Верно. | Неверно. |
Красивый.
красивее более красивый красивейший наикрасивейший самый красивый красивее всех |
Красивый.
более красивее самый красивейший. |
Запомните.
Трудные формы числительных. |
|
Верно. | Неверно. |
шестьюстами страницами
пятьюстами книгами |
шестистами страницами
пятистами книгами |
Запомните.
Собирательные числительные. |
|
Верно. | Неверно. |
двадцать пятого дома
две тысячи двадцатый год |
двух тысяч двадцатый |
Запомните.
Числительные ОБА,ОБЕ. |
|
Верно. | Неверно. |
обоими учениками
обеими ученицами по обоим концам улицы по обеим сторонам улицы. |
обоими ученицами по обоим сторонам улицы. |
двое котят
два кота |
двое котов |
Запомните.
Трудные формы глаголов. |
|
Верно. | Неверно. |
советую | советываю |
мокла под дождём | мокнула |
кладёт на парту | ложит на парту |
поезжай домой | ехай(езжай) домой |
лягте на пол | ляжте на пол |
жжёт костёр | жгёт костёр |
насквозь промок | промокнул |
надень пальто | одень пальто |
одень ребёнка | надень ребёнка |
попробуем | попробоваем |
сотрёт с доски | стерёт с доски |
Запомните.
Трудные формы существительных. |
|
Верно. | Неверно. |
пара ботинок | пара ботинков |
косвенных падежей | косвенных падежов |
здоровые дёсны | здоровые дёсна |
пачка макарон | пачка макаронов |
пара полотенец | пара полотенцев |
Запомните.
Прилагательные + неизменяемые существительные. |
|
Верно. | Неверно. |
забавный шимпанзе
красивый пони |
забавное шимпанзе
красивое пони |
горячий кофе
широкая авеню (улица) вкусная кольраби (капуста) вкусная салями (колбаса). |
горячее кофе
широкое авеню вкусное кольраби вкусное салями |
сладкое какао | сладкий какао |
строгое жюри | строгий жюри |
красивый Сочи (город) | красивое (красивые) Сочи. |
Запомните.
Трудные формы местоимений. |
|
Верно. | Неверно. |
их до
к их подъезду его дом |
ихний дом
к ихнему подъезду евойный дом |
Запомните.
Формы числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА. |
|
Верно. | Неверно. |
Р.Д.Т.П. падежи:
сорока девяноста ста полутора полутораста |
сорокам
сороками о сороках и т.д. |
Множественное число существительных. | |
директора | директоры |
шофёры | шоферА |
профессора | профессоры |
ЗАПОМНИТЕ! | |
килограмм яблок | килограмм яблоков |
килограмм апельсинов,
мандаринов, помидоров, абрикосов |
Килограмм апельсин,
мандарин, помидор абрикос. |
200 граммов
килограммов |
200 грамм
килограмм |
без погон | без погонов |
ЗАПОМНИТЕ! | |
новый тюль | новая тюль |
пара джинсов | пара джинс |
пара чулок | пара чулков |
пара носков | пар носок |
дорогой шампунь | дорогая шампунь |
паспорта (мн.ч.) | паспорты |
оплаченная плацкарта | оплаченный плацкарт. |
моя фамилия. | моё фамилие |
мой день рождения | моё день рождения |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсявернуться к ВПР по русскому языку, 6 класс