Как найти ошибку с деепричастным оборотом в 8 задании

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Предложения с деепричастными оборотами. 

Начнём повторение теории.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.

Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.

Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ

Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.

Рассмотрим пример.

Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.

Сказуемое «повторял»- основное действе,

«готовясь» — добавочное.

Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.

 ( Деепричастие  всегда можно заменить глаголом.)

Помните: оба действия  (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)

Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.

Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.

Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.

Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.

  • Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).

Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)

  • Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).

Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).

  • Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.

Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.

Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.

В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.

Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

  • Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).

Пример.

Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).

Верно.

Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.

  • Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.

Пример.

Приехав в город, мне стало грустно.

Верно.

Когда я приехала в город, мне стало грустно.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Найдите деепричастный оборот.
  • Посмотрите, чем выражено сказуемое.
  • Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
  • Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
  • Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.

Рассмотрим примеры.

  1. Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.

(Верно. Он выполняет, и он изучает)

  1. Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.

(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)

  1. Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.

(Верно. Есть инфинитив «изучать»).

  1. Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.

Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Верно. Когда я  подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!

В этой статье:

Нарушение в построении предложения с причастным оборотомНарушение в построении предложения с деепричастным оборотомНеправильное употребление падежной формы существительного с предлогомОшибка в построении сложного предложенияНеправильное употребление числительных​Неправильное построение предложения с косвенной речьюОшибка в построении предложения с однородными членамиНарушение в построении предложения с несогласованным приложениемНарушение связи между подлежащим и сказуемымНарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части. Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому?

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому?

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

На самом деле все очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.

Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении
причастный оборот, а также знать, что:

  • Причастный оборот относится к определяемому слову и стоит либо до, либо после него.
  • Причастный оборот согласуется с определяемым словом (каким? видевшим каких? видевших)

Неправильно: Я прочитал письма, написанных ею.

Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом.

Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?)

Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия).

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Чтобы узнавать
эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги
БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)

Предлог «ПО» в значении «после»
управляет предложным падежом.

по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ

Неправильно: Благодаря повышения зарплаты.

Правильно: Благодаря повышению зарплаты.

Ошибка в построении сложного предложения

Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.

Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно.

Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно.

Неправильное употребление числительных

Решая задание № 8 ЕГЭ по русскому, помните о следующих моментах:

  • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
  • Числительное «оба» относятся к мужскому роду, а «обе» — к женскому;
  • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных (не детёнышей!)

Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп.

Правильно: Два тигра охотились на антилоп.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Обнаружить
эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал,
возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и
косвенной речи.

Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт.

Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму.

Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова.

Части двойного союза должны находиться перед каждым из однородных членов. Нельзя сказать: «Мама не только приготовила обед, но и ужин» (приготовила и ужин — неоднородные члены!)

Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом.

Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.

Теперь разберемся в терминах. Роман «Война и мир»: роман — это родовое понятие, «Война и мир» — приложение. В предложении изменяется по падежам родовое понятие, а несогласованное приложение стоит в именительном падеже и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину «Золотая осень», в учебном центре «MAXIMUM» .

Если родового понятия нет, то склоняем приложение: герои «Отцов и детей», смотрю на «Золотую осень», встретимся в «Максимуме».

Неправильно: В романе «Войне и мире».

Правильно: В «Войне и мире».

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего.
Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Задание № 8 ЕГЭ по русскому содержит и совсем малозаметные ошибки. Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования.

Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Итак, мы разобрали все ошибки, которые могут встретиться вам в восьмом задании. Теперь открывайте любой вариант ЕГЭ и, сверяясь с этой статьей, постарайтесь сделать несколько «восьмых». Вы увидите, насколько проще и быстрее теперь они решаются!

Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в целых три первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.

7

4 695

Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023

В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.

За задание 8 можно получить целых три первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в два балла, если допустить 3-4 ошибки — за задание дадут один балл. А если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.

В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.

Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.

Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.

Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:

❌ Это стучат окна, открытых ветром.

✅ Это стучат окна, открытые ветром.

Как найти ошибку:

  1. Найти в предложении причастный оборот.
  2. Найти слово, от которого зависит причастный оборот.
  3. Проверить согласованность времени и падежа разными формами вопросов: «Какой?/Что делающий?/Что сделавший?».

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.

Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:

❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.

✅ Готовясь к экзамену, он переживал.

Как найти ошибку

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.

Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «‎по»:

Пример с предлогом

Ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:

❌ Она закончит читать и идёт спать.

✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.

Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.

Неправильное употребление имени числительного

Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:

1. Несогласованность с существительными в роде: «‎5 коты» вместо «‎5 котов».

2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «‎более 15,5 миллионов» вместо «‎более 15,5 миллиона».

3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «‎трёхстам» вместо «‎трёмстам».

Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:

Пример

Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:

Пример и как найти ошибку

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:

❌ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшка».

Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.

Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.

Несогласованность видовой формы

Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.

Несогласованность временной формы глагола

Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестат. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «‎СОТКУ»‎! У нас можно готовиться сразу ко всем пердметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Вступление
(если ты перешёл сюда по ссылке, друг, просто мотай вниз, к жирному шрифту)

Я не граммар-наци. Я сам совершаю ошибки, кучу ошибок. Иногда даже специально, когда выбираю просторечный стиль (но это другая история). И я не питаю иллюзий насчёт этой статьи. Думаю, опечаток в ней будет допущено немало.

Однако я хотел сказать, что докапываться до каждой запятой в Интернете — это, пожалуй, моветон и удел корректоров. У меня нет профильного языкового образования, и я просто физически не могу знать всех сложных тонкостей, как и большинство посетителей сайта, полагаю.

Но есть опечатки вроде спорных ситуативных случаев, когда выбор конкретной буквы или точной позиции запятой зависит от фазы луны или дома, в который вошёл Юпитер. Есть «неважные» правила, которые адаптируются и меняются со временем. На опечатки подобного толка всем плевать. Уж мне-то точно. Но есть такие ошибки, которые напрочь способны сломать восприятие текста или речи (вам когда-нибудь говорили «поехалити» вместо «поехали»?).

К таким ошибкам, сбивающим с текста, лично я отношу деепричастные обороты. Не их обособление запятыми, а самую базовую логику. Понимаю, что это спорный момент, и болевой порог у всех людей разный, но лично мне сразу становится плевать на содержание статьи, если она открывается со «сломанного» деепричастного оборота. Да, я в меньшинстве. Да, я понимаю, что моя статья непрофильная на этом сайте и, скорее всего, останется без внимания. Но я просто допишу её и оставлю здесь, чтобы затем кидать ссылку в комменты, если кто-то напишет мне: «Укажите, пожалуйста, на ошибки в статье, и я их исправлю». Идёт?

Картинка для вывода в ленту и разбивки текста на смысловые блоки

Я постараюсь объяснить правила максимально быстро, просто и понятно. По задумке получится не совсем точно, не как на уроках русского языка. Но зато доступно. Погнали.

Что такое деепричастие

Это добавочное действие. Объект X совершает некое действие, и попутно он же — снова объект Х — делает что-то ещё. Это очень важный момент.

Иван вошёл в комнату, закрыв за собой дверь.

Вошёл — глагол (действие). Закрыв — деепричастие (добавочное действие или, говорят, обстоятельство действия). И действие, и добавочное действие совершает Иван. Иван вошёл в комнату, и Иван же закрыл за собой дверь.

Это правильно.

Что такое деепричастный оборот

Конструкция из деепричастия и зависимых от него слов. В примере выше: «Закрыв за собой дверь».

Как найти деепричастие

Оно отвечает на вопросы: «Что делая?», «Что сделав?». Если вы из тех людей, кто не может заставить себя задавать вопросы к словам, можно проще. Деепричастие — это отглагольное наречие. Другими словами, оно очень похоже на глагол, только заканчивается на -ая, -а, -ав, -ыв, -ив, -вши, -ись, -ясь и подобное. Короче, всё что не глагол, но выглядит как глагол.

Может ли в деепричастном обороте не быть действующего лица

Может. Во-первых, если действующее лицо (подлежащее) подразумевается.

Читая современные статьи на dtf, невольно вспоминаешь, что раньше было лучше.

Действующее лицо — ты. Мы его опустили.

Ты кого опустил? Ты меня опустил?! Я тебя сам опущу!

Пользователь dtf, Оставлятель комментариев

Во-вторых, в безличных предложениях, когда вы оформляете всякие правила, но это уже сложно и большинству не нужно.

Далее поговорим о том, какие ошибки совершают люди при написании деепричастных оборотов

Ошибка №1. Есть добавочное действие, но нет действия

Похоже, кто-то так и не сумев в деепричастные обороты

Я пишу такое в комментах к статьям, чтобы намекнуть человеку на его ошибку. Это неграмотное предложение. Но такое встретишь не часто, потому что написать подобное можно только специально.

Как исправить

Просто замените деепричастие на глагол. У вас всего одно действие в предложении, деепричастие не нужно в принципе.

Похоже, кто-то так и не сумел в деепричастные обороты

Ошибка №2. Действие и добавочное действие адресовано разным лицам

А вот это классика. Это делают просто все и постоянно. Это основная причина, почему я вообще взялся за эту статью. Возвращаясь к первому примеру статьи, представим, что за стеной у Ивана живёт бабуля, которая сильно храпит.

Иван вернулся домой. Войдя в комнату, старушка за стеной сильно храпела.

Получается, что старушка входит в комнату, а не Иван. Но деепричастие должно быть адресовано тому же лицу, что и основное действие. Более очевидные примеры.

Мальчик любовался котом, лакая молоко.

Читая статью на dtf, меня особенно впечатлило умение автора мастерски расставлять деепричастные обороты.

Как исправить

Есть два варианта.

1. Расписать предложение дополнительными глаголами, относящимися к нужному лицу, а затем уже добавлять действия второго лица, о котором вы хотели сказать.

Войдя в комнату, Иван услышал, как старушка за стеной сильно храпит.

Читая статью на dtf, я обратил особенное внимание на умение автора мастерски расставлять деепричастные обороты.

2. Полностью отказаться от деепричастного оборота в пользу сложносочинённого предложения.

Иван вошёл в комнату и услышал, что старушка за стеной сильно храпит.

Мальчик любовался котом, который лакал молоко.

Совет: пока вы не овладели деепричастным оборотом полностью, лучше идти вторым путём и вовсе не использовать деепричастия.

Зачем люди вставляют деепричастные обороты в свой текст

Просто так. Интуитивно кажется, что так проще и быстрее строить мысль. На деле же — это достаточно сложная конструкция, как в написании, так и для восприятия. Деепричастный оборот может разнообразить и украсить текст, но если вы не научились его применять, получите обратный эффект.

Гораздо проще написать сложносочинённую конструкцию. Вы наберёте два лишних символа, но читающему будет легче.

Как найти ошибку самому

Очень просто. Перечитайте текст, но не глазами, а вслух. Как правило, сломанный деепричастный оборот звучит ужасно, вы обязательно зацепитесь.

Набирая статью по грамматике, он не учтя, что самому не разобравшись. :(

Уверен, что и сам наошибался в куче других правил. Если найдёте что-то, обязательно подскажите, в чём мой промах.

Давайте вместе становиться лучше и относиться к нашему языку не как к помойке.

PS: на самом деле с деепричастными оборотами связаны ещё несколько сложных правил. А ещё их надо выделять запятыми. Но на это всё уже плевать, разберитесь хотя бы в базовой логике. Спасибо за внимание.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Пример 2

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

Пример 3

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Верный вариант:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

        Деепричастие обозначает добавочное
действие к основному, выраженному глаголом. Поэтому тот, кто выполняет
действие-глагол,  должен выполнять и действие-деепричастие.

Например:

Я иду, смотря по сторонам. ( Я иду и я смотрю)

Набрав в  легкие побольше воздуха, я глубоко нырнул. ( Я
нырнул и я набрал воздуха)

Стало быть, деепричастный оборот не может относиться к
безличному глаголу, так как  безличный глагол обозначает действие,
которое никто не выполняет, оно происходит само по себе.

Типичные грамматические  ошибки:

Глядя в окно, с меня слетела шляпа. ( Я глядел, а слетела шляпа.)

Сломав крыло, галка была вылечена. (Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как
вылечена – это страдательное причастие.)

Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. ( Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может
относиться деепричастие.)

Замерзнув, мне стало холодно. (
 Стало холодно – это безличное сказуемое, к нему не может относиться
деепричастие. Хоть это Моё состояние, но Я его не делаю, оно просто происходит
со мной.)

Есть несколько случаев, когда деепричастный оборот может
относиться к безличному сказуемому:

Готовясь к ЕГЭ, можно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нужно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, необходимо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, надо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, возможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, невозможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нельзя расслабляться.

А4    Найдите предложения с ошибками

1.      Приступая к сочинению, трудно будет справиться с вступлением.

2.      Приступая к сочинению, надо составить план работы.

3.      Приступая к сочинению, я выбрал удачный эпиграф.

4.      Приступая к сочинению, определите главную мысль.

5.      Приступая к сочинению, хотелось написать на «отлично».

6.      Приступая к сочинению, все мысли куда-то подевались.

7.      Приступая к сочинению, тема показалась очень трудной.

8.      Наклеивая обои, получилось неровно.

9.      Наклеивая обои, я работал по инструкции.

10.  Наклеивая обои, работайте
с отвесом.

11.  Наклеивая обои, стена
оказалась неровной.

12.  Наклеивая обои, пролился
клей.

13.  Наклеивая обои, пролил
клей.

14.  Наклеивая обои, нужно
учитывать материал, из которого они изготовлены.

15.  Перелезая через забор, я
зацепился штанами и порвал их.

16.  Перелезая через забор, у
меня порвались штаны.

17.  Перелезая через забор,
случилось неприятное происшествие: порвал штаны.

18.  Перелезая через забор,
высота его меня поразила.

19.  Перелезая через забор,
постарайтесь не порвать штаны.

20.  Перелезая через забор,
невозможно порвать штаны.

21.  Перелезая через забор, из
него торчали гвозди.

Предложения с ошибками: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16, 17, 18, 21

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ошибку при составлении баланса
  • Как найти ошибку при запуске приложения
  • Как найти ошибку построения предложения с деепричастным оборотом
  • Как найти ошибку подушки безопасности
  • Как найти ошибку плей маркете