Как избежать ошибок в итоговом сочинении

Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?

Объём, структура, время

Рекомендуемое количество слов — от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.

Структура:

  1. Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
  2. Основная часть (200-250 слов).

Тезис 1.

  1. Включает в себя доказательства, примеры. Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
  2. Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
  3. Переход-связка к тезису 2.

Тезис 2.

  1. Включает в себя доказательства, примеры.
  2. Микровывод.
  3. Переход-связка к выводу.
  4. Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.

Время написания сочинения — 3 часа 55 минут. 

Как получить зачёт

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2, а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев. Выставление «незачёта» по 1 или 2 критериям автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Частые ошибки

По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все.

Соответствие теме. Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на поставленный вопрос, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Аргументация. Привлечение литературного материала. По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Композиция и логика рассуждения. В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения. 

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Качество письменной речи. Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  1. речевые штампы и канцеляризмы;
  2. употребление просторечной лексики;
  3. нарушение лексической сочетаемости;
  4. употребление плеоназмов;
  5. речевые повторы;
  6. избыточное употребление синонимов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Грамотность. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Лайфхак: редактируйте!

Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза. 

Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило. 

Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения. 

На что обращать внимание при постановке знаков препинания:

  1. сложное / простое предложение;
  2. однородные члены предложения;
  3. обособленные члены предложения; 
  4. уточняющие члены предложения;
  5. обращение, прямая речь;
  6. вводные слова;
  7. тире между подлежащим и сказуемым.

Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.

Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.

А если хотите научиться писать сочинения идеально, записывайтесь на занятия к репетиторам нашей онлайн-школы Тетрика.

1 декабря 201 года выпускников 11 классов ждёт первый экзамен – итоговое сочинение. Для успешного преодоления этого этапа важно не только вооружиться литературными аргументами, но и узнать о самых распространенных ошибках. 

Ошибка №1 – слишком объёмное вступление

Часто в первом абзаце одиннадцатиклассники стараются раскрыть сразу все аспекты темы, из-за чего он становится неоправданно большим. Следует помнить, что вступление – это общие сведения, размышления о теме. Например, если нас спрашивают о том, как технический прогресс влияет на человека, не стоит писать в первом абзаце и о сущности открытий, и о положительном лмбо отрицательном влиянии. Более правильным будет следующий план:

Вступление: общие сведения о техническом прогрессе

Основная часть:

Тезис №1 – положительное влияние технического прогресса

Аргумент №1 – пример положительного влияния из литературы

Тезис №2 – негативное влияние технического прогресса

Аргумент №2 – пример негативного влияния из литературы

Вывод: размышления о неоднозначном влиянии технического прогресса 

Ошибка №2 – отсутствие анализа в аргументах

У многих одиннадцатиклассников аргумент содержит только пересказ. В таком случае непросто понять, как именно приведённое литературное произведение связано с темой. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо ссылаться только на конкретный эпизод (не пересказывать всё содержание книги) и интерпретировать его. 

Ошибка №3 – неоправданное повторение ключевых понятий

Если в теме упоминается, например, слово «мечта», и мы понимаем, что это ключевой термин, нам все равно необходимо следить за частотой его употребления. Иначе есть риск допустить речевую ошибку – неоправданный повтор слова. Как правило, мы очень часто упоминаем понятия, на которых построена тема, и нам кажется, что без них обойтись невозможно. Однако нужно пробовать заменять эти термины синонимами, местоимениями или перестраивать предложения. 

Ошибка №4 – отсутствие ответа на вопрос

Важно обратить внимание на ключевое слово в вопросе темы:

Почему? – вопрос о причинах;

Какие? – вопросах о видах и типах;

Зачем? – вопрос о целях.

Если перед нами вопрос «Что толкает людей на преступления?» (то есть речь идёт о причинах преступлений), а мы рассуждаем в целом о преступлении, то такое сочинение не будет соответствовать теме и получит «незачёт». Следует иметь в виду, что тематическое направление – это не то же самое, что тема, поэтому мы всегда работаем с конкретным вопросом. 

Самое главное в подготовке – писать сочинения как можно чаще. Даже если что-то не получится с первого раза, выпускник привыкнет к формату и не будет испытывать страх чистого листа. Также необходимо анализировать обратную связь от преподавателя: так можно понять, что именно снижает качество работы и как с этим бороться. 

Творческих успехов и вдохновения! 

Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ 2022 года — приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год — дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.

Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсы. В этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.

Эта статья на Яндекс.Дзене: https://zen.me/LwHBF

Обложка пота: pixabay.com

Ошибки в итоговом сочинении 2022-2023

17.09.2021

Рассматриваем основные (типичные) ошибки, которые делаются при написании итогового сочинения по литературе.

Актуально для сочинения в 2022-2023 году.

  • Всё про итоговое в 2023: темы, аргументы, примеры
  • FAQ об итоговом — ответы на все вопросы

Учимся находить ошибки и понимать как их избегать

Всего у нас есть 45критериев. Подробнее обо всех критериях проверки итогового сочинения.

Разберем каждый критерий и какие ошибки в нём допускают.

Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:

  1. непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014–2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);
  2. неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;
  3. нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.

Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

  1. неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;
  2. неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;
  3. искажение литературных текстов и фактические ошибки.

Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:

  1. непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
  2. отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:

  1. низкое качество речи и речевые ошибки;
  2. ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  • употребление слова в несвойственном ему значении;
  • употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
  • неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических
    конструкций;
  • немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • употребление лишнего слова (плеоназм);
  • речевые повторы, т.е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов
    или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
  • необоснованный пропуск слова;
  • порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Ошибки по критерию № 5 «Грамотность» – подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:

  1. обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;
  2. определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

По каждому виду ошибок приведено мнение эксперта, которое раскрывает суть ошибки и указывает на то, как их избежать. Рассматриваются все типы ошибок (в том числе и речевые).

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

16-11-2021 10:30

Перед великим и ужасным ЕГЭ каждого школьника ждёт ещё одно не менее важное испытание — итоговое сочинение. Без него вас просто не допустят к государственному экзамену. Организаторы предъявляют к сочинению ряд обязательных требований и оценивают строго по ряду критериев, что часто вызывает у учащихся панику. Здесь стоит помнить, что любой экзамен можно сдать, если хорошо подготовиться. И в этом вам поможет наша подборка советов.

В этом году итоговое сочинение пройдёт 1 декабря. Всю информацию о требованиях к тексту сочинения, тематических направлениях и критериях оценивания можно узнать на официальном сайте ФИПИ.

  1. Репетиции — залог успеха!

Писать пробные сочинения очень важно. Во-первых, это поможет вам «сочинять» быстрее и лучше. Во-вторых, с каждым написанным текстом вы будете относиться к самому процессу всё спокойнее. Воссоздайте дома условия экзамена и совершенствуйте свой результат. Главное внимательно анализировать тексты сочинений, чтобы увидеть допущенные ошибки и не совершать их в дальнейшем.

  1. Держите мысли под контролем

Вы уверены, что проверяющий прочитает именно то, что вы хотели написать? Наши мысли порой ведут себя хаотично, и это может отразиться на тексте. Здесь на помощь придёт логика и правильная композиция. Отследите и проанализируйте идею своего сочинения. Правильно ли она развивается? Хорошо ли ваши аргументы подтверждают её? Следует ли в конце логичный вывод?

Отчасти логических ошибок можно избежать, используя классическую структуру сочинения: введение, основная часть и заключение. Она поможет максимально чётко и понятно донести свою мысль. А ещё композиция — один из критериев, по которому будут оценивать вашу работу.

  1. Вооружитесь аргументами

Помните, что на итоговом сочинении в качестве аргумента можно привлекать только литературный материал. Но это не значит, что вам даётся мало вариантов на выбор. Аргументом может быть произведение художественной, научной, документальной и любой другой литературы. Даже дневниковые записи и фольклор. Главное здесь — знать произведение, которое привлекаешь. Если в ходе написания сочинения исказить его — аргумент не засчитают. Поэтому выберите несколько тематических направлений, подготовьте список литературы по каждому из них и хорошенько вникните в произведения. В идеале их нужно полностью прочитать. Но если вам не хватает на это времени, на помощь придут аналитические статьи, разборы и конечно же краткое содержание.

  1. Дышите глубже

На любом экзамене волнение — ваш главный враг. Ведь нервничая, вы начинаете допускать ошибку за ошибкой. Как же успокоить свои нервы? Для начала помните, что неудача на экзамене не предопределит всю вашу дальнейшую жизнь. Вроде бы очевидная истина, но именно её паникёры часто не осознают.

И всё же главное, что должно успокаивать вас — это подготовка. Если вы писали тренировочные сочинения, научились чётко и логично излагать свои мысли, а в вашей голове хранится целый банк аргументов на все случаи жизни — значит всё сдадите. Те знания и умения, которые вы получили, готовясь к экзамену, обязательно придут к вам на помощь.

Применяйте данные советы при подготовке, и вы удивитесь, как легко напишете итоговое сочинение. В этом материале не будет пожелания удачи. Ведь если вы всё сделаете правильно — она не понадобится!

Денис Котляров

Фото: Pixabay

Число просмотров: 874

Загрузка…

Добрый день, ребята. Позвольте мне сегодня побыть вашим учителем и поговорить с вами о том, о чём, на мой взгляд, каждый выпускник, должен знать.

Согласитесь, что нередко, раскрыв тетрадь, проверенную учителем, вы задаётесь вопросом: что обозначают буквы, выписанные педагогом на полях? За какие ошибки и почему вам поставили ту или иную оценку, тот или иной балл?

Думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о классификации ошибок и о том, как их избежать при подготовке к экзамену. Недаром говорят: предупреждён  значит вооружён. Наши задачи:

1.Повторить классификацию ошибок

2.Научиться определять тип ошибки

3.Отработать способы коррекции ошибок

     4. Научиться оценивать качество речи

(раздать памятки, объяснить их назначение)

Пожалуй, самые близкие и до боли знакомые ошибки  это орфографические.

Что такое орфография? Раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов, то есть совокупность правил написания слов. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных  в безударном положении, для согласных  на конце слова или перед другим согласным. Такую ошибку можно только увидеть, услышатДействительно, лучше и не скажешь…Какие задания ЕГЭ проверяют ваше знание орфографии? Задания № 9-15.Проверим, насколько хорошо вы дружите с орфографией?

(выполнение заданий ЕГЭ по орфографии)

Следующий тип ошибок пунктуационные. Что такое пунктуация? Это раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и их расстановку в предложении. 

Вам, наверняка, знакомы слова К.Г.Паустовского, который сказал: «Знаки препинания это как нотные знаки, они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Позволю себе прочитать этюд современного писателя  А.Каневского  «О пользе знаков препинания»:
«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили– в космосе, на Земле или даже в собственной квартире…Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!»

Какие задания ЕГЭ проверяют ваши знания по пунктуации? Задания №16-20 ориентированы на верную расстановку запятой, о которой М.В.Ломоносов сказал, что о ней можно написать великую книгу.

(выполнение заданий ЕГЭ по пунктуации)

Прежде чем мы поговорим о следующей группе ошибок, давайте немного отдохнём и посмотрим небольшое видео, опережающее задание, которое получили и выполнили учащиеся вашего класса: Алина, Наташа, Адам и Саша и кого-нибудь из них я попрошу прокомментировать эту работу.

(просмотр видео и его обсуждение)

Следующий тип ошибок — грамматические. И вот здесь именно начинается путаница, потому что подчас вы не различаете речевую и грамматическую ошибку. Грамматическая ошибка это, как правило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима.

Огромное количество ошибок, которые вы, к сожалению, допускаете, это речевые ошибки. Речевая ошибка это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. К речевым ошибкам относятся следующие: 

1. Ошибки на непонимание лексического значения слова или употребление его в несвойственном значении.

Например: Он обратно начал говорить.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов. Например: закоренелые партизаны.

3. Плеоназм и тавтология. Например:

а) В своей автобиографии он описал свой жизненный путь.

б) Писатель пишет роман.

4. Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность.

Например: Брат с другом ушел в поход. Он там простудился.

5. Употребление диалектных слов или просторечий.

Например: Ему удалось его объегоритъ.

6. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Например: Когда тронулся поезд, погода изменяется.

Вернёмся к типам ошибок. Фактические ошибки возникают при  искажении изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей. Причина фактических ошибок недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев. Согласны, что школьные сочинения просто кладезь юмора? 

В сочинении фактические ошибки это 
1) искажение жизненной правды;
2) неточное воспроизведение книжных источников;
3) имен собственных;
4) дат;
5) мест событий 

 «Образом Онегина Пушкин в русской литературе открыл галерею «лишних людей»: Обломов, Печорин, Базаров. Лишний человек должен обладать двумя качествами: отвергать идеалы общества и не видеть смысла своего существования». В приведенном примере Обломов и Базаров явно выпадают из предложенной цепочки. «Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А. С. Грибоедова». Здесь сразу две ошибки. Первая: Фонвизин действительно «оказал большое влияние» на «Горе от ума», говорить же о влиянии Ломоносова и Державина вряд ли возможно. Автор путает факты и роды художественной литературы. Вторая фактическая неточность заключается в том, что Карамзин  представитель культуры сентиментализма. 

Итак, последний тип ошибок, который мы рассмотрим сегодня, это логические. Логическая ошибка это ошибка, допущенная в логических рассуждениях, нарушение логической правильности речи. Часто логические ошибки являются следствием других типов ошибок.

Вот что сказал о логических ошибках наш выдающийся лингвист Дитмар Розенталь. Это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает

сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения».

 Но для многих учащихся  это загадочная тема. Действительно, увидеть логическую ошибку вам подчас сложно, но можно. Посмотрите на примеры.

  • Речь Базарова насыщена пословицами и поговорками. Базаров был лекарь и лечил людей бесплатно. Базаров отрицал искусство.
  • Раскольников живёт возле Сенной площади, где он чувствует мысли людей, так как на площади всегда скопление народа.
  • До войны 1805 — 1807 годов князь Андрей жаждал славы, почета, но, упав на землю из-за ранения и увидев «вечное, высокое небо», взгляды Болконского на войну изменяются.

-А сейчас предлагаю вам устный тренинг: перед вами примеры речевых, грамматических  и логических ошибок. Определите их. 

Самое прочное знание то, что добыто самим и эмоционально пережито, поэтому надеюсь, вы многое не просто узнали на нашем уроке, но и запомнили. В ваших специальных мишенях, отметьте, пожалуйста, баллами от 4 до 10, насколько материал, представленный вам сегодня, был понятен, интересен, насколько вы были самостоятельны и какое у вас было настроение. Чем ближе вы к «десятке», тем лучше.

(Подсчитать, сколько «десяток» по каждому параметру)

Я постаралась  быть вашим дирижёром и  надеюсь, у нас получился слаженный оркестр. Спасибо за внимание и сотрудничество.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как избежать ошибок в интернете
  • Как избавиться от ошибки флешки
  • Как избежать ошибок в интернете
  • Как избавиться от ошибки транзакции
  • Как избежать ошибок в жестком диске