Как избежать ошибок при выборе профессии буклет

    В настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы. Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.
 

Скачать:

Профориентационный буклет

«Типичные ошибки при выборе профессионального пути»

Аудитория:

обучающиеся 9-11 классов.

Текст в буклете:

Выбор будущей профессии – важный и ответственный шаг. И, несмотря на то, что в современном мире человек зачастую имеет возможность получить другое образование и сменить сферу деятельности, не все ею пользуются. Согласитесь, обидно потратить годы учёбы в университете, чтобы потом заниматься чем-то совершенно другим и не иметь возможности применять полученные знания на практике.

Самые распространенные ошибки, которые совершают школьники на пути профессионального самоопределения:

Отсутствие реального представления о будущей профессии

Довольно часто выбор в пользу того или иного направления совершается практически вслепую. Зачастую, это связано с модными тенденциями или несет в себе другие причины. Прежде чем сделать выбор в пользу той или иной профессии необходимо иметь наиболее четкое представление о том, как будет в реальности выглядеть их предполагаемая будущая деятельность, чем придется заниматься и с какими сложностями столкнуться, насколько просто или сложно будет найти работу по данной профессии. Некоторые и вовсе мыслят о желаемой профессий стереотипами, либо в принципе не изучают рынок всех возможных профессий. В результате выходит так, что приступив к работе, люди понимают, насколько ошибочным был их выбор.

Игнорирование своих способностей и навыков

Разумеется, в идеале следует заниматься тем, что вам больше всего нравится. Но не стоит забывать о том, что к данному виду деятельности должны быть определенные склонности и способности. Во-первых, если что-то не будет получаться, то совершенно точно работа не станет приносить удовольствие. А во-вторых, сложно стать востребованным специалистом, будучи в чем-то существенно хуже других.

Перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию

Выбирая для себя сферу деятельности, безусловно, важно обращать внимание на свои интересы, которые проявляются в ходе изучения определенного школьного предмета. Однако следует быть внимательным и не забывать про то, что одно дело успешно постигать какой-то предмет, а другое – применять данные навыки на практике. С другой стороны, не лучше и обратная сторона процесса, когда оказывается, что из человека мог бы получиться высококлассный специалист, но он недооценил свои возможности и выбрал не то, к чему у него лежит душа, а что-то другое, попроще.

Ориентир на финансовую составляющую, популярность и престиж

Финансовая составляющая безусловно важная, но не ведущая в выборе того или иного вида деятельности, хотя и далеко не последнее, на чем стоит делать акцент при выборе будущей профессии. Зачастую освоение престижной профессии рассматривается уже само по себе, как источник дохода, что, конечно же, часто ошибочно. Важно учитывать, что не всегда престижные профессии оказываются действительно прибыльными, поскольку спрос с точки зрения числа желающих ими заниматься может оказаться выше предложения со стороны рынка труда.

Выбор определенного ВУЗа, а не профессии

Почти у каждого есть тот заветный ВУЗ, в который ему хотелось бы поступить больше всего. Желание учиться в нем даже сильнее, чем желание получить какую-то определенную специальность. Бывает, когда такое решение оправдано: не все в будущем работают по специальности, а диплом престижного ВУЗа способен помочь завоевать симпатию в глазах работодателя, но это скорее исключение, а не правило.

Не учитывается собственный физический потенциал

Многие профессии предъявляют к специалистам определенные требования относительно их здоровья и физической формы. Даже при наличии хорошего интеллектуального потенциала, работа в определенных сферах может быть недопустима ввиду медицинских противопоказаний.

Желание быть похожим на кумира

У многих есть кумиры, на которых хотелось бы быть похожими. На некоторых это влияние столь сильное, что отражается на выборе будущей профессии, поскольку чрезвычайно сильно желание быть таким же, как твой кумир. Не всегда наши личностные качества соответствуют предъявляемым требованиям в определенной сфере деятельности.

Сосредоточение внимания только на привлекательной стороне профессии

Мечтая о желаемом виде деятельности, многие сразу представляют себе яркие и привлекательные моменты профессии, простор для творчества и возможность высказывания своих позиций. К сожалению, мало кто при этом отдает отчет, что за внешней привлекательностью и легкостью стоит неимоверный многолетний труд и огромнейшая самоотдача.

«Все идут и я пойду»

Когда человек не хочет (или не может) нести ответственность за свой выбор, ему проще следовать за толпой. В случае с выбором ВУЗа – за друзьями, одноклассниками. Выбранная «за компанию» профессия порой может оказаться вполне подходящей, поскольку чаще всего друзей объединяют общие интересы, но это точно нельзя назвать осознанным решением при выборе будущей профессии.

 * при составлении буклета использованы материалы интернет-ресурсов, находящиеся в свободном доступе в сети.

Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных,
так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в
психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по
самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на
вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
 

9.   Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков,
существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны,
т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те,
в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем.
Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики —

сердце…  

10.               
Незнание основных действий, операций и их
порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь
определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно посту-

пить также и при выборе профессии.  

Противник,
вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть.

Леонардо да Винчи

1.           
Отношение к выбору профессии как к неизменному  

В любой сфере деятельности происходит смена занятий,
должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов
достигает тот, кто хорошо про-

шел начальные ступени.  

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом
появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно
повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что
выбор профессии сейчас, в 9-11 классе, фатальным образом определит всю Вашу
судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным
специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая
профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более
привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое
образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию
разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей… 

2.           
Бытующие мнения о престижности профессии.  

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что
некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными,
неприличными (например: мусорщик). 

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества,
чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но после
учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете)
«модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего
доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций…  

3.           
Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы
не отстать).
Профессию мы выбираем
по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.  

Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные
особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в
обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся
на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть,
чем ты отличаешься от товарищей — и в чем вы сходны. Это поможет понять, что
если Вася идет на пожарника (а он — рискованный человек), тебе эта профессия
может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный). 

4.           
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной
профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего
особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому,
что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом
деятельности.  

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя
восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по
себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку,
стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.
Спортсмены — они не все такие. 

5.           
Увлечение только внешней или какойнибудь частной стороной
профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит
напряженный, будничный труд. 

А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они
перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей —
прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. К тому же, озвучит
другой (диктор на телевидении). 

6.           
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или
плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где
требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист
международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие
реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.  

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или
словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда
(там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии).
Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и
литература», «иностранный язык» в школе) может работать и
преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем -референтом. Тем
более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.
Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть
ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют
вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем,
будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и
география. 

7.           
Устарелые представления о характере труда в сфере
материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется
сложная и интересная техника, повышается культура труда.  

(А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности —
вплоть до животноводства). 

8.           
Неумение/ нежелание разбираться в своих
личностных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители,
учителя, товарищи.

 Полезными также могут оказаться психологические тесты, а
также статьи и публикации на тему популярной психологии.  

Баннер

Обучаем

удаленно

Горячая линия

по вопросам организации

обучения в режиме

«повышенная готовность»

1 — 4 классы

31-17-03 Королева Анна Владимировна 

5 классы

31-17-03  Коновалова Яна Владимировна 

6,10,11 классы

32-23-96 Кораблева Елена Эдуардовна 

7, 8, 9 классы

32-23-96 Евстратова Галина Анатольевна 

Логин

Пароль

Запомнить меня

  • Забыли пароль?

  • Забыли логин?

download

Баннер ЕПГУ

Барс

ПФР сайт

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Зачисление в школу

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Наши контакты

162626,

Вологодская область 

город Череповец

ул.Ленинградская, 14

телефон

(8202)32-23-96, 31-17-03,

32-35-87

e-mail

school32@cherepovetscity.ru

директор

Морозова Надежда Петровна

deal status eg over

Наши контакты

162626,

Вологодская область 

город Череповец

ул.Ленинградская, 14

телефон

(8202)32-23-96, 31-17-03,

32-35-87

e-mail

school32@cherepovetscity.ru

директор

Морозова Надежда Петровна

deal status eg over

  banner pgu 245x97 

 Гид

Защита персональных данных

  • Cайты учителей
  • Все блоги
  • Все файлы
  • Все тесты
  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 13.05.2022 08:37

Лоскутова Елена Юрьевна

педагог-психолог

49 лет

рейтинг917
место45 862

Буклет «Профессия- выбор без ошибки»

15.05.2015 21:12

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет «Профессия — выбор без ошибки» разработан к родительскому собранию, характеризует основные типы профессий,  освещает основные ошибки при выборе професии старшеклассниками.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как избежать ошибок на складе
  • Как избежать ошибок на складе
  • Как избежать ошибок на компьютере
  • Как избежать ошибок на компьютере
  • Как избежать ошибок восприятия человека