Как избежать ошибки в делении преступление и наказание

Основой сюжета романа Ф.Достоевского стала теория главного героя художественного произведения. Система, по которой Родион Раскольников решил делить людей на группы, привела его к самому страшному преступлению – убийству.

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» имеет под собой множество причин, разобраться в них хочет читатель и автор. Сложные умозаключения помогают понять социальные проблемы прошедшей эпохи, избежать ошибок в будущем.

Теория деления людей по Раскольникову

Родион пытается разобраться в людях, которые его окружают. Он изучает их как человек, имеющий познания в биологии, психологии, истории, юриспруденции. Основы разных наук можно выделить в теоретических положениях системы деления людей на группы. Найти что-то общее с течениями прогрессивных и негативных течений сложно. Теория – это чисто разработка персонажа романа. До его изысканий никто не пытался так распределить людей. Положения теории Раскольникова рассматриваются в нескольких эпизодах. Все люди делятся на два вида:

  • низшие (обыкновенные);
  • собственно.

Какие различия у разрядов людского распределения?

Первая группа

Низший разряд называет теоретик обычными, заурядными людьми, «материалом» для создания своего и другого вида. Такие индивиды послушны, подчинены слепо законам, их основное содержание консервативно. Их унижают, но для них это привычно и незаметно. Родион называет их «тварью дрожащей». Оба слова помогают представить такого человека: он боится всего вокруг, преклоняется перед сильными, не имеет своего мнения, подчиняется обстоятельствам, не пытаясь изменить свое существование.

Вторая группа

Собственно человек имеет талант, особый дар, он может сказать новое слово, изменить окружение. Группа таких индивидов легко идет на преступления, для них нет законов, они отрицают подчинение. Преступления собственно человека не однотипны. Перешагивают через мертвых, не боятся крови. Ради идеи собственно человек имеет право на преступление. Родион Романович называет их «право имеющие». Они сильные и уверенные в своей правоте, пользуются силой характера, вершат судьбы, изменяют даже ход истории целой страны, а не только своей. Раскольников хочет стать Наполеоном в смысле завоеваний и возвышения над человечеством.

Слабые стороны теории

Научные размышления имеют ряд положений, которые обрекают теорию на провал. Сама природа подсказывает Раскольникову ошибочность системы распределения людей на виды. Перед преступлением снится сон о гибели лошади. Память вернула Родиону страницы из его жизни, где он, возможно, был свидетелем избиения кнутом доброго животного. Раскольников, продумывающий все детали убийства человека, страдает от вида жалкой «клячонки», погибающей под ударами жестокого кнута. Другое доказательство нелепости теории – отношение юноши к тем, кого приходится относить в высшую группу – Лужину и Свидригайлову. Лужин живет только в любви к себе, он даже любовь заменяет простым расчетом, не боится оболгать человека ради собственной выгоды. Свидригайлов считает, что человеку можно все. Он совершает множество преступлений, они остаются недоказанными, а он — чистым перед законом. Домогается женщин, девочек, доводит людей до самоубийства, сам завершает так же свою жизнь, то есть идет против Бога даже в смерти. К практике от теоретических положений Родион Раскольников переходит после получения письма от матери. Юноша не может помочь своей семье, но ищет способы. К преступлению его подталкивает нищета.

Разочарования Родиона

Совершив продуманное до мелочей убийство, Родион начинает себя исследовать по собственной теории. Он понимает, что преступление не сделало его высшим видом. Он так и остался «тварью дрожащей», мучающейся от содеянного. Жизнь «вши», как юноша назвал старуху-процентщицу, не должна была волновать. На деле все стало совершенно другим. Стать великим и переступить через обыкновенных людей Раскольников не смог. Перед ним открывается путь в пропасть, в которой отлично себя чувствуют такие, как Свидригайлов, или быть ближе к Соне Мармеладовой, сохраняющей чистоту души. Родион начинает новый путь, о его будущем ничего не говорит автор. Он оставляет за читателем возможность развития нового сюжета, уже совершенно другой истории.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Теория Раскольникова и её крах в романе Преступление и наказание

Главным героем всемирно известного романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является бедный студент Родион Раскольников. Молодой человек, загнанный в тупик жизненными обстоятельствами, придумывает теорию. Она основывается на природной неравности людей: одни ничтожны, а вторые «право имеющие». Последние предназначены для движения хода истории и человечества вперёд, а остальные – движимая масса. Ведущая часть людей «право имеет» на несоблюдение общепринятых законов: для свершения великих дел необходимы (и совершенно справедливы) жертвы, в том числе человеческие.

Родион решает проверить свою теорию и узнать, принадлежит ли он к этому высшему классу, или же является «тварью дрожащей». Для осуществления этой цели он задумывает убить старуху-проценщицу, однако в результате убивает ещё и её сестру Лизавету. Денег он почти не берёт, а что успел взять, запрятал. По его теории, совесть мучить его после этого поступка не должна была: ведь это убийство во благо человечества (Раскольников считал, что финансово встав на ноги, он многого добьется и принесет пользу обществу). Однако его внутренние мучения после убийства так велики, что доводят его до тяжёлой физической болезни.

Впервые признаётся в своём преступлении он Соне Мармеладовой. В его глазах эта девушка наполнена добродетелью, ведь она жертвует собственной чистотой ради своей семьи. Он доверяет ей, так как она тоже «преступила» нравственные законы во имя блага. Разница в их преступлениях состоит в том, что это самое высшее благо (цель) в случае Раскольникова поддельное.

Осознание героем аморальности своего поступка исходит не только из неподвластных мук совести, но и из осознания им равенства людей. Будучи частью неблагополучного слоя общества, он общается с равными ему по статусу людьми. Семья Мармеладовых своим несчастным существованием вызывает жалость у Раскольникова. Он видит, что вне зависимости от жизненных условий и социального статуса, люди чувствуют и переживают одинаково. Каждый вынужден бороться всеми силами с ударами судьбы, каждый может испытывать любовь, каждый стремится к счастью.

В романе главной идеей является мысль Раскольникова о неравенстве людей, согласно которому высший класс ради блага общества имеет право переступать через моральные правила, даже через чьи-то жизни. Попытка воплотить теорию в реальность обернулась её крахом. Раскольников не выносит мук совести, признаёт несправедливость своей теории, раскаивается и сдаётся властям. Таким сюжетом Достоевский хотел сказать, что в какие бы тяжкие обстоятельства ни был загнан человек, всегда важно не терять своих нравственных ценностей и ориентиров, не переступать черту добра и зла.

Сочинение Теория Раскольникова и её крах

Фёдор Иванович Достоевский создал множество произведений, многие из которых до сих пор популярны и любимы читателями, которые заставляют задуматься о важных проблемах. Одним из таких произведений является «Преступление и наказание».

В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей. Суть её в том, что личности «право имеющие» могут совершать что угодно ради достижения большой благой цели: убивать, воровать и т.д. В то время как «твари дрожащие» как раз являются материалом, только чтоб сохранять жизнь и продолжать существование человечества.

Сам главный герой первоначально относил себя к первой категории сильных, нужных людей. Он был практически уверен в этом, и, чтоб доказать теорию самому себе, он совершает убийство старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, эта старуха была вошью, которая всем только мешала и не давала спокойной жизни. После убийства герой ходит сам не свой несколько дней, он не может разрешить внутренний конфликт, ведь он не хотел убивать процентщицу, а тем более её сестру. Его лихорадочные размышления, несколько дней самоанализа привели его в участок, где Раскольников сам признаётся в убийстве. Следовательно, это делает его «тварью дрожащей» и подрывает основание теории. Уже здесь начинается её крах.

Теория сама по себе была нечеловечна. Жизнь человеку дана не другими людьми, следовательно, не последним её отнимать. Похожие теории в истории человечества привели к холокосту, геноциду, массовому истреблению человечества. Поэтому такие рассуждения очень опасны. Даже Соня говорит: «Это человек-то вошь?», она не считает, что можно вот так просто отнять жизнь даже у самой мелкой старушки. На этой почве пара много спорит, Раскольников даже не любил девушку до осознания, что она права.

Уже на каторге Раскольников осознаёт всю абсурдность теории из своих снов. Это и сны, в которых больные люди уничтожали друг друга, а здоровые должны были откуда-то появиться и продолжать новый человеческий род. Также он читает там Библию, что ведёт к воскрешению души главного героя.

Крах и крушение теории Раскольникова

Теория Раскольникова: от идеи до её крушения

Достоевский в своём произведении «Преступление и наказание» создаёт самого известного и анализируемого криминального персонажа в литературе – Раскольникова Родиона Романовича. В романе рассказывается о студенте, который живёт в ужасных условиях. В его голове рождается страшная по своей идее теория, которая в результате терпит крах. После прочтения произведения можно долго рассуждать, что способствовало возникновению теории Раскольникова и её неминуемому краху, какую роль сыграли в судьбе бедного молодого человека второстепенные персонажи. Не зря социально-философский роман часто является темой для сочинений, так как почвы для размышлений дарит множество. Становление теории Если попытаться кратко пересказать произведение «Преступление и наказание», то оно будет больше похоже на детектив, а не роман. Однако после прочтения первых глав становится понятно, что речь идёт не о маньяке, а о человеке, у которого были причины на преступление. Главный герой – скромный и достаточно умный молодой человек – Родион. Он живёт в коморке, размером со шкаф, без гроша в кармане и тщетных попытках что-то заработать. Бывший студент, бросивший учёбу из-за нехватки денежных средств, рождает в своей голове антигуманную теорию. Эта идея, поначалу придуманная «в шутку», становится для него всё более реалистичной и обоснованной. В конечном итоге он решается на убийство старухи-процентщицы – Алёны Ивановны. Изъян старухи заключался в её злости, подлости и богатстве. Суть теории Она построена на привилегированности одних людей над другими. Основная идея теории Раскольникова заключается в том, что он делит людей на 2 типа: • обыкновенные – это обычная серая масса, которая волочит своё жалкое существование; • необыкновенные – сверхлюди, которые творят историю. Они имеют право уничтожать людей из низших слоёв и нарушать все законы для личных целей. Совершая преступление, Раскольников хочет доказать себе, что он относится к категории людей необыкновенных. Согласно его теории, задуманное убийство должно было пойти во благо человечества. Ведь забрав деньги старухи он может потратить их на образование и принести в будущем пользу обществу. Но его ждет разочарование. Уже во время убийства, по, казалось бы, чётко спланированным действиям, нарушается его план, и Раскольников убивает ещё и случайного свидетеля. Крах теории Раскольникова для читателя был очевиден изначально, так как она бесчеловечна. Крушение теории Раскольникова Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников со временем понимает, что совершённое убийство никому не принесло пользы. А он сам становится причиной многих трагедий (смерть матери, заключение Миколки, убийство ещё одного невиновного человека и т. д.). Раскольников осознает бессмысленность своих действий и начинает чувствовать себя загнанным зверем, потому что, с одной стороны, его мучает совесть, а с другой — он боится ошибиться и выдать себя. По ходу романа, идея Раскольникова всё больше рушится, как песочный замок. Достоевский начинает опровергать ужасный замысел главного героя, указывая на то, что нет никаких критериев, по которым можно делить людей на обычных и необычных. Это происходит на фоне ужасных мучений и терзаний Родиона. Не справившись со своими мыслями, он всё рассказывает Соне Мармеладовой, которая в романе изображается в роли проститутки. Она полностью опровергает его теорию, так как не относится ни к каким из двух типов людей. Мармеладова сама выбрала свой путь. Ради своей семьи она была готова пожертвовать собой, но, при столь ужасных условиях жизни, смогла сохранить внутреннюю чистоту. Духовное исцеление Раскольникова происходит в тяжёлом труде над собой, когда он признаётся в провале своей теории и принимает истину Сони — истину христианского смирения и прощения. После бесед с Мармеладовой, Родион сам признается в преступлении и его отправляют на каторгу. Начало его исцеления начинается в заточении. Там ему снится сон, в котором человечество полностью себя уничтожает, убивая друг друга во благо своего благополучия. Именно после этого сна становится понятно, почему теория Раскольникова потерпела крах. Насилием нельзя оправдать ни одно действие, и если бы все жили по такой теории, то в мир погряз бы в убийствах, приводящих к полному самоуничтожению. Все люди на земле равны, а жизнь — величайшее богатство, полученное в дар, которое необходимо беречь.

Сочинение: Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это не просто история об убийстве, религии и пороках общества, но и пронизанное тонким психологизмом произведение, в котором поднимается множество философских вопросов. Один из таких можно сформулировать следующим образом: «В чём правда человеческой жизни?». На этот вопрос главный герой Родион Раскольников не только попытался ответить, но и «применил на практике» свою правду.

Достоевский в своём произведении отразил социальные противоречия, обострившиеся в середине девятнадцатого века. Именно поэтому главным героем стал Родион, нищий молодой человек, который из-за нехватки денег был вынужден оставить учёбу в университете. Необходимые финансы Родион получает через старуху-процентщицу Алёну Ивановну. В этом случае положение героя достаточно унизительно, что усугубляется требованием больших процентов со стороны старухи и письмом о скором замужестве по расчёту сестры Дуни.

Обстановка разрухи и безысходности при прямом контакте с низшими слоями населения рождает в голове Раскольникова теорию, с помощью которой он хотел бы не только оправдать то, что собирался сделать, но и объяснить устройство несправедливого мира. Пытливый ум Родиона не был направлен на созидание, а потому герою приходилось оставаться наедине со своими мыслями, что и привело к созданию теории.

В самом романе ничего не случается просто так. Если мы привыкли, что в реальной жизни происходит что-то без причин и последствий, то любое действие и любая вещь у Достоевского имеют смысл, встроены в общую закономерность, объяснимы и небеспричинны. Так и возникновение теории Раскольникова, её развитие, апогей и крах составляют общий скелет романа.

Теория Раскольникова построена на его мысли о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые являются массой, которой можно и нужно управлять, они — ресурс для достижения целей вторых, то есть тех, кто делает историю. «Необыкновенные» имеют право на «кровь по совести», то есть могут убить меньшее количество человек для лучшей жизни большего количества. Раскольников с помощью своей теории значительно упрощает выбор жизненного пути, потому что перед ним их всего два: быть серой массой или великим деятелем. Очевидно, герой выбирает второй вариант, не учитывая ещё множества факторов, которые влияют на исторические и мировые процессы. Примкнув к «право имеющим», он развязывает себе руки и решается на убийство, однако почувствовав тяжкий груз, признаёт себя, опять же, с неверной позиции, «тварью дрожащей». Здесь теория ещё не терпит крах, её конец наступает лишь тогда, когда герой примиряется с религиозной философией Сони «не убий», видя сон о конце света.

Автор через раскрытие правды Раскольникова и через сон Достоевский говорит читателю, что теория не может существовать, так как она противоречит христианским ценностям и идее о том, что каждый человек в мире достоин жить и быть счастливым.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Судьба Обломова — закономерность или случайность? (по роману И.С. Гончарова «Обломов»)

Следующая

СочиненияСочинение: Вся Россия — Вишнёвый сад (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Преступление и наказание

Мысли о написании философско-социального произведения на тему неизбежности наказания зрел в мозге писателя очень давно. Определённая концепция романа появилась лишь в 1863 году, это произошло в Италии, где он путешествовал со своей возлюбленной.

Сочинение родилось из нескольких предварительных рукописей и черновиков, впитавших в себя впечатления от каторжных лет и наблюдений за обществом. В итоге Достоевский написал уникальный криминальный детектив с глубоким психологическим подтекстом. На фоне мрачной урбанистической картинки показаны несчастные люди, страдающие и размышляющие.

Нет ничего удивительного, что однажды в голове у бедного и голодного студента рождается невероятная и по-своему красивая теория о «Твари дрожащей». Он был умён и не хотел прозябать в нищете. Родион Раскольников, главный герой романа, — убийца и философ, экспериментатор который провёл опыт на себе самом. Лишь невероятная фантазия Фёдора Михайловича могла породить столь дерзкий и яркий образ.

Основа сюжета имеет под собой реальные факты. В январе 1865 года Герасим Чистов, проживающий в Москве убил топором двух престарелых женщин. Впоследствии он вынес из их дома имущество, деньги и прочие ценные вещи.

Известно, что Достоевский очень интересовался этим резонансным делом и даже изучал стенографические записи из зала суда. Скорее всего, именно это убийство дало толчок к написанию романа.

Определившись с сюжетом, Фёдор Михайлович начал вводить в произведение свои личные взгляды. С удовольствием растворившись в своей рукописи, он смог позволить всё, чего нельзя делать в реальной жизни, но можно в воображении.

Каждый писатель любит свои сочинения и отдаётся им со всеми потрохами. Достоевский не был исключением. В работе над «Преступлением и наказанием» он создаёт настоящую философскую, антигуманистическую теорию, которой позавидовали бы даже фашисты.

В этом нет ничего плохого, каждый художник имеет право на всё, что ему заблагорассудится. Писатель тоже так считал, но не мог выразить себя лично, мешало общество. Он обошёл этот запрет и опубликовал бессмертный роман — о преступлении и последующем неизбежном наказании. Критики спорят, а творец спит.

Тварь дрожащая

В своих романах Достоевский всегда затрагивает сложные социально-философские и моральные вопросы. В «Преступлении и наказании» автором изображается становление, развитие и крах антигуманистической теории о «Твари дрожащей».

Умозрительные построения бедного студента подразумевали деление человечества на две группы:

  1. Обыкновенные люди (дрожащие твари) — это, по сути, стадо, обязанное слепо следовать всем законам общества.
  2. Необыкновенные (имеющие право на всё) — это люди способные возвысится над скоплением никчёмных обывателей. Их призвание — менять мир к лучшему, продвигая новые идеи, несмотря ни на что. Никакие преграды, будь то совесть, моральные принципы или жизнь ближнего не должны помешать такому человеку.

Родион считал себя великим человеком, способным взглянуть поверх мещанских стереотипов и сказать, что-либо новое. Он причислял себя к категории людей, имеющих право на всё — преступников.

Антигуманистическая и по-своему красивая теория нуждалась в проверке экспериментальным путём. Студент составляет план убийства и ограбления знакомой старухи, устроившей у себя дома ломбард.

Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.

«Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес.»
— Следователь Порфирий Петрович. Часть 6, глава II.

Суть теории Раскольникова

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
— Раскольников в разговоре с Соней. Часть 3, глава V.

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

«Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, – это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
— Раскольников. Часть 3, глава V.

Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы, резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

«Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.»
— Порфирий Петрович. Часть 3, глава V.

Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:

«Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу‑то, сору‑то. Ничего, так себе теорийка…»
— Свидригайлов. Часть 6, глава V.

«…своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!»
— Свидригайлов. Часть 6, глава V.

Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей

(имеющие право)

, а не низший

(тварь дрожащая)

.

Причины преступления

Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:

«Ты опять права, Соня. Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья… (Он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра… ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!..»
— Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV.

Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:

«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?»
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:

— Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
— Это человек-то вошь!
— Да ведь и я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру… Это всё не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины!… Я давно ни с кем не говорил, Соня… Голова у меня теперь очень болит.
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

«Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово „злодеяние“? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно!»
— Раскольников. Эпилог. Часть 2.

Крах теории Раскольникова

Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:

«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я… »
— Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV.

Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:

«Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и… и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально… и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!.. Ну и я… вышел из задумчивости… задушил… по примеру авторитета…»
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:

«Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию‑то сочинить он умел, а перешагнуть‑то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный…»
— Свидригайлов о теории Раскольникова. Часть 6, глава V.

В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:

«Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг.»
— Раскольников. Эпилог. Часть 2.

Достоевский о теории Раскольникова

Достоевский рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:

«Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет ж*довские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем, уже конечно, «загладится преступление», если только может назваться преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы.»
— Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г

Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:

«Ведь еще немного и из этаких понятий выйдет Горский или Раскольников. Ведь они все сумасшедшие и дураки.»
— Ф. М. Достоевский, письмо к А. Н. Майкову. 18 (30) мая 1868 г.

Д.И. Писарев о теории Раскольникова

Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:

«Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть, при первом удобном случае, к бесчестным средствам обогащения. В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам.»
— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)

«Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, так точно как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться и которые довели его до изнеможения. Настоящей и единственной причиной являются всетаки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в пропасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.»
— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)

В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

— Что делаешь?
— Работу…
— Каку работу?
— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.
— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.
— А ты в колодезь не плюй.
— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
— А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на нее.
— Да, весь капитал, — твердо отвечал он помолчав.
— Часть 1, Глава III

Тварь ли я дрожащая или право имею

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский описывает жизнь бедного студента, в голове которого возникла теория о распределении людей на обыкновенных и необыкновенных. Пытаясь доказать себе, что он не относится к «тварям дрожащим», Раскольников убивает старуху-процентщицу, что подвергает его душевным мукам вплоть до конца произведения. Где Родион совершил основные ошибки и совершил ли их вообще, герои романа, сам Раскольников и Достоевский считают по-разному.

Раскольников думал о том, что само убийство может стать огромной ошибкой еще незадолго до его совершения. Об этом говорят его сновидения, внутренние терзания и сомнения. Но все же он решился на этот шаг и тогда понял, насколько необдуманным оказался алгоритм его действий. Раскольников проспал время, которое планировал для убийства, не запер за собой дверь у процентщицы дома, не просчитал схему возвращения в свою каморку. Все-таки сумев остаться незамеченным, он дошел до места проживания и сильно заболел. Его поведение в нездоровом состоянии тоже могло его выдать, но это заметил только следователь Порфирий Петрович. Прямых доказательств его виновности в преступлении не было, поэтому юридическое наказание последовало только после его личного признания, но куда более серьезным ударом для Раскольникова стало разрушение его теории. Он считал совершенное убийство основной ошибкой не потому, что лишил жизни человека, нарушил закон, подверг опасности других, а из-за осознания того, что он не смог переступить через себя. Раскольников полностью отделился от мира и перестал чувствовать себя человеком, говоря, что в тот решающий для него день он убил самого себя: «Черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!». Это и есть главная, по его мнению, допущенная им ошибка.

Со стороны Сони и Дуни можно услышать мысль о том, что никакое дело не стоит человеческой крови. Обе девушки ради чужого счастья готовы были жертвовать собой, в отличие от Раскольникова, который жертвовал только другими. Поэтому Соня и Дуня также считают убийство старухи ошибкой Родиона, но с другого угла зрения. Если Раскольников не может принять факт того, что его теория потерпела крах и он такой же обычный человек, как и все, то девушки рассуждают с духовной позиции. Они считают убийство великим грехом и не могут понять мысли Раскольникова на счет правоты его поступка: «Убивать? Убивать-то право имеете?». Соня же, сама являясь преступницей, приняла ситуацию, как есть, и теперь главной ошибкой Родиона считает его нежелание покаяться в содеянном. Искренне веря в Бога, Мармеладова пытается направить Раскольникова на верный путь, ведь только покаяние может искупить все грехи человека. Она понимает, что сделанного не воротишь, но спасение обрести возможно всегда: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Но главный герой долгое время отказывается это признавать, что Соня и считает его основной ошибкой.

Достоевский над этой темой размышляет гораздо глубже. Главная проблема, сбившая с толку Раскольникова, заключается в самой теории студента. Она и сподвигла его на убийство старухи. Другого способа ее проверить у Родиона не было, поэтому преступление несомненно стало важным шагом для главного героя на пути самопознания. Таким образом, выдвинув свою теорию, Раскольников потерял покой мыслей насчет своего уровня среди остальных людей, а следом за ним и законы морали. В данном случае Родиону было просто необходимо пройти через все, что в итоге ему пришлось пережить, начиная с задумки убийства процентщицы и заканчивая каторгой, ведь именно там и произошло его духовное перерождение: «История постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». Если бы в сюжете романа что-нибудь поменялось, пусть был бы даже резкий отказ от преступления, Раскольников бы навсегда остался верен своей теории, которая, возможно, привела бы его к смерти, как это случилось со Свидригайловым. Поэтому из этих рассуждений можно сделать вывод, что с точки зрения автора никаких ошибок Родионом допущено не было.

По мнению героев романа Достоевского «Преступление и наказание», основной ошибкой Раскольникова было его убийство и отказ от покаяния в содеянном. Но сам Федор Михайлович в эпилоге показывает результат всего произошедшего в произведении, что оказалось неотъемлемой частью пути главного героя к духовому перерождению. Это и доказывает то, что в итоге Родион никаких ошибок не допустил.

Как и почему появилась теория Раскольникова

Родион Раскольников — главный герой романа. Это — чрезвычайно умный, одаренный студент, который не имеет ни гроша и живет в ужасных условиях. Он не может продолжать учебу и найти работу. Полная нищета, которая его окружает и отсутствие какой-либо надежды вырваться из нее, доводят юношу до крайности.

Рис. 1. Родион Раскольников на лестнице. И.С. Глазунов

Рис. 1. Родион Раскольников на лестнице. И.С. Глазунов

Неустойчивый политический строй и последствия реформ, которые лишили народ традиционных  взглядов и моральных принципов, оказывают на него большое влияние. Он каждый день видит, как нарушаются принятые ранее моральные нормы, как люди совершают поступки, выходящие за рамки приличий. В его неокрепшем, но развитом аналитическом разуме рождается страшная по своей сути теория, которая укореняется в его голове и в результате толкает на убийство.

Суть теории

Раскольников делит всех людей на два типа:

  1. “Сверх-человеки” — это волевые незаурядные личности, которые творят историю (к таким он относит Наполеона).
  2. “Твари дрожащие” — это все остальные люди, влачащие заурядное существование.

Важно! Сильные люди, по его мнению, имеют право совершить любое преступление, если оно будет оправдано для свершения великой цели.

В ходе своих размышлений Раскольников пытается определить, к какой категории отнести себя. Он решает, что доказать свое превосходство можно, совершив преступление, не испытывая при этом угрызений совести. Он считает, что уничтожение эксплуататоров общества может быть достойной целью. К этому типу Раскольников причисляет и старуху-процентщицу — Алену Ивановну, которая наживается на страданиях бедных людей. Он хочет забрать ее деньги и помочь нуждающимся.

Рис. 2. Родион Раскольников в своей каморке. И.С. Глазунов

Рис. 2. Родион Раскольников в своей каморке. И.С. Глазунов
Важно! Эта теория пересекается с идеологическими настроениями революционной демократии, которые царили в то время, и дополнена оригинальной философией индивидуализма, которая допускает нарушение моральных принципов и “кровь по совести”.

Раскольников считает, что развитие человечества невозможно без насилия и жертв, которые осуществляют великие люди. Высокое самомнение толкает его на реализацию плана, который сможет доказать ему, что он не “тварь дрожащая”.

Реализация и развенчание

Развив свою теорию, студент решается на ее подтверждение. С самого начала весь его точно разработанный план нарушается. Он убивает не только процентщицу, которая представляет собой зло, но и ее сестру Лизавету, так как она оказалась случайным свидетелем. Это не соответствует его идеологии и становится первой из проблем. После совершенного злодейства читатель подробно наблюдает, как развивается страх, паранойя героя. Он даже падает в обморок в полицейском участке, а после — серьезно заболевает.

Рис. 3. Родион Раскольников. И. С. Глазунов

Рис. 3. Родион Раскольников. И. С. Глазунов

Страх разоблачения полностью поглощает Раскольникова — он отгораживается от всего мира, погружается в опасное и губительное одиночество. Даже после того, как в убийстве обвинили другого персонажа, Раскольников боится показаться и пустить в ход полученные деньги, чтобы помочь обездоленным. Однако его страдания вызваны не только страхом. Родион по своей натуре был человеком добрым и чувствительным. Всему его существу было невыносимо насилие и, переступив через себя, он нарушил душевное равновесие, обрести которое смог очень нескоро. Он говорит “Я не старуху убил, я себя убил!”, понимая губительность своих действий для души. Он ставит себя на одну ступень с законченными мерзавцами вроде Лужина и Свидригайлова.

Важно! Раскольников понимает, что убив, он переступил нравственную и религиозную черту, которая отрезала его от хороших людей и перенесла в разряд злодеев. Он не отказывается от своей теории, но разочаровывается в себе.

Несмотря на свою замкнутость и скрытность, Раскольников все же нуждается в общении. Достигнув полного отчаяния, он рассказывает о содеянном Соне Мармеладовой (малознакомой и глупой проститутке). В ней он видит более сильную личность, ведь, несмотря на ее род занятий, который лишил ее нравственности, и нищету, она смогла сохранить любовь к людям, готовность к самопожертвованию. Соня опровергает его теорию, так как не относится ни к первой, ни ко второй категории. Она сама распорядилась своей жизнью и даже в ужасных условиях смогла сохранить чистоту души.

Рис. 4. Двор Раскольникова. И.С. Глазунов

Рис. 4. Двор Раскольникова. И.С. Глазунов

Под влиянием Мармеладовой он признается в преступлении и отправляется на каторгу. Даже здесь он не сразу понимает, что его теория ошибочна. Осознание этого приходит к нему только в последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя благополучия человечества, и итогом этого становится пустынная земля. Только после этого сна Родион постепенно возвращается к христианским ценностям, осознавая, что все люди равны, и жизнь — величайший дар, который нужно беречь. Опровергая теорию Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли, что единственный способ изменить человечество — это христианская любовь и самопожертвование. Предлагаем вам также посмотреть видео с анализом теории Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и экранизированными важными моментами произведения.

Статьи по теме:

  • “Преступление и наказание” — краткое содержание романа Ф.М. Достоевского

  • Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  • Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

  • Родион Раскольников и Соня Мармеладова — история взаимоотношений

  • Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

  • Двойники Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

  • Дуня Раскольникова — характеристика героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

  • Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. Достоевского

>

Возможно, вам также будет интересно:

  • Как избегать ошибок в тексте
  • Как избегать ошибок в речи
  • Как избавиться ошибку от 404
  • Как избавиться от чувства что ты совершил ошибку
  • Как избавиться от фатальной ошибки в автокаде

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии