Как история помогает не повторять ошибок

Владимир Мединский: история учит нас избегать ошибок и извлекать уроки из прошлого

ministr_photo_01.jpg

Помощник Президента РФ, Председатель Российского военно-исторического обществам Владимир Мединский дал интервью программе Виталия Дымарского «Дилетант» на телеканале RTVI. В ходе разговора речь зашла о роли истории в современной жизни, цене Победы в Великой Отечественной войне и попыткам вычеркнуть Россию из числа держав-победительниц.

История – это важнейшая часть нашей жизни, как в семье, так и в государстве. История – всегда предмет повышенного внимания самых разных людей. Сейчас, в эпоху интернета и всеобщего знания «всех обо всем», все институты, в том числе общественные, активно продвигают свою точку зрения. Я не думаю, что Россия не уделяет этому много внимания, скорее, она вынуждена реагировать на активизацию исторической политики в современном информационном обществе, — сказал Владимир Мединский.

Говоря о законодательстве России в области сохранения исторической памяти, он напомнил, что наша страна не является пионером в этом направлении.

Мы всегда пытаемся найти почву для диалога, а не ставить клеймо и замусоривать мозг молодежи, зачастую подменяя понятия. Взять те же мемориальные законы (законодательные акты, в которых закрепляется государственное отношение к исторической памяти – прим. РВИО), их же не в России придумали. Соответствующие законы о Холокосте были приняты в Израиле, Германии. Это обычная практика. Когда в «мемориальном законе» закрепляется право на историческую память, это право на уважительное отношение к жертвам. Но почему-то именно вокруг российского законодательства в этой части, гораздо более мягкого и обтекаемого, поднимается какой-то невероятный визг. Уважение к исторической памяти – вполне естественная вещь, — сказал Председатель РВИО.

Помощник Президента призвал Запад не пытаться пересмотреть систему миропорядка, созданную после Второй мировой войны и внимательнее относиться к урокам истории.

Главная задача истории – избегать ошибок, извлекать уроки, не наступать на одни и те же грабли. Наши предки были совсем не дураками, когда в 1945-46 годах большим блоком системных юридических документов и процессов сформулировали нормы права, которые позволяли бы определить, что есть добро и зло, определить ответственность исполнителей за исполнение приказа об убийстве и, чего никогда не было раньше – ответственность правителя за геноцид. Не надо пересматривать то, что позволяет нам, по крайней мере. 75 лет жить без большой войны и ворошить миропорядок, довольно прочно сделанный державами-победительницами, — отметил Владимир Мединский.

По словам Председателя Российского военно-исторического общества, говорить о цене Победы над фашизмом, исходя из современных реалий, очень тяжело, поскольку 80 лет назад речь шла о тотальном уничтожении всех народов, проживающих на территории Советского Союза.

Говорить о цене Победы в нашем конкретном случае Великой Отечественной войны, когда речь не шла о войне за землю или репарации, а войне на выживание этноса или группы этносов, очень тяжело. <…> По разным оценкам, в блокадном Ленинграде от голода погибло до миллиона жителей. Велика ли эта цена? Она чудовищна и вне пределов человеческого понимания. Можем ли мы. Исходя из этого, говорить, что, если бы погибло не миллион человек, а сто тысяч, это был бы приемлемый ущерб? Эта цена тоже была бы нечеловеческой. Кто и когда давал право судить о приемлемости цены, когда речь шла об уничтожении? Если бы фашисты взяли Ленинград, скорее всего, погибли бы все. Любая человеческая жизнь бесценна, — напомнил Помощник Президента России.

Владимир Мединский подчеркнул, что в последние годы идет демонстративная работа по вычеркиванию России из списка победителей во Второй мировой войне.

Достаточно посмотреть на официальные сообщения пресс-офисов Белого дома и правительств, где Советский Союз просто не упоминается в числе держав-победительниц. Была известная история с Твиттером пресс-службы Белого дома, где на 8-9 мая поздравлялись державы-победительницы США и Великобритания. К сожалению, это так. Мы видим Освенцим, на 75-летие освобождения которого пригласили президента Украины Зеленского, но не пригласили президента России. Это спланированная кампания, которая используется вопреки исторической памяти и вопреки интересам собственных граждан. Все это создает предпосылки, чтобы наступить на те же грабли. Мы, как можем, этому противодействуем, рассказываем историческую правду. Самое главное оружие – это правда, нам ничего не надо придумывать. Если были совершены ошибки – в них надо разбираться, чтобы они не повторились. Если был совершен подвиг – его не надо стесняться, о нем надо говорить, — сказал он.

Председатель РВИО напомнил, что в годы репрессий пострадало немало талантливых военачальников, имена которых оказались вычеркнуты из истории.

Мы запустили программу по возвращению этих совсем забытых людей в нашу историческую память. Мы будем устанавливать мемориальные доски на тех местах, где они служили либо учились, бюсты, где они работали. Это не только Москва, а территория всей нашей страны. Везде, где это возможно, будут предлагаться топонимические изменения. Эти люди всю жизнь отдали Родине и не получили не только никакой благодарности, они оказались просто  забыты. Мы исходим не из того факта, что они были репрессированы, мы исходим из того, что они достойны увековечивания. Этих людей забывать нельзя, — отметил Владимир Мединский.

Говоря о современной интерпретации тех или иных исторических событий, Помощник Президента подчеркнул, что при этом необходимо учитывать все обстоятельства того времени, когда они происходили.

Чтобы дать правильную оценку тому или иному историческому деятелю и историческому деянию, надо попытаться встать на его место в тех обстоятельствах и в то время, а это почти невозможно. Поэтому мы всегда судим «задним умом», мы-то знаем последствия. Нам легко вынести приговор – кто прав, кто виноват. Но это всегда порождает субъективную историческую оценку, поэтому история – это, к большому сожалению, самая субъективная из наук. Есть объективные артефакты, а дальше есть субъективные действия людей – воспроизвести обстоятельства решения, — добавил Владимир Мединский.

Полная версия интервью доступна по ссылке: https://rtvi.com/diletant/vladimir-medinskiy-politika-i-istoriya-kto-kogo/


Для чего же мы изучаем историю? Что она даёт нам, что является для нас опорой в жизни ? Многие из нас не имеют ни малейшего представления о том, что случилось в прошлом и как это может повлиять на наше настоящее и будущее. История — это не просто школьный предмет. Это наша гордость, наш позор и наша тайна. Мы не можем стереть историю прошлых поколений, но можем извлечь много ценных уроков из истории. Вот то, почему настолько важно начать изучать историю.

Большинство людей воспринимают историю как совокупность определенных событий прошлого. Для одних эти события ничего не значат, у других вызывают сомнения в своей достоверности. Самой первой исторической книгой была «История», написанная Геродотом. Изучение истории является очень важным условием для правильного понимания многих жизненных процессов – в экономике, в политике, в искусстве, в социальной сфере, и позволяет в современной жизни избежать тех ошибок, которые были совершены в прошлом.

Если оглянуться назад, то можно увидеть, что во многих случаях людьми и даже целыми государствами были совершены серьезные ошибки. Благодаря истории современные лидеры имеют возможность перенять военную мудрость гениальных предводителей тех времен. Ими, например, являются Наполеон Бонапарт, Александр Македонский, Михаил Кутузов, Александр Суворов, Петр I и другие великие полководцы.

В наше время существует множество изобретений, которые никогда бы никогда не были открыты, если бы не история. В частности, огромное количество современных медицинских препаратов имеют очень давнее происхождение, и единственным основным отличием является механизм приготовления и разработки лекарственных средств.

Ответ на вопрос

Наконец, история — это фантастический источник вдохновения. История может вдохновить вас, чтобы создать событие, которое изменит вашу будущую семейную жизнь или ваше общество. Также она может вдохновить вас, чтобы стать лучшим человеком и найти своё истинное призвание в жизни. История помог многим людям раскрыть свои таланты и развить новые навыки. Кто знает, может быть, он тоже сможет вам помочь.

История очень нужна для нас. Я не любила предмет истории в школе. Для меня был одним из худших предметов. Теперь, когда я понимаю, насколько история важна для нас, я не жалею времени на чтение книг по истории. В конце концов, однажды все мы будем чьей-либо историей, так давайте не будем забывать о прошлом и создадим счастливое будущее.

В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

  • кровопролитных войн;
  • революций и государственных переворотов;
  • бездумного отношения к природе;
  • великих открытий;
  • заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

История человечества — это еще и о том, что движет людьми. Это прекрасное пособие по человеческой психологии и влиянии.

Когда вы учите историю, то неизменно вдохновляетесь личностями и событиями из прошлого. Это не очень похоже на исторический роман, потому что в реальной жизни не все идеально, однако это отличное подспорье для вдохновения. Так, Джордж Мартин, автор «Песни Льда и Пламени», произведения, по которому снят сериал «Игра престолов», использовал много событий из прошлого для создания сюжета своих книг

В истории точно есть периоды, которые не заставят вас скучать, а поведут в интереснейшее приключение. Например:

  • Древние Греция и Рим
  • Средневековье
  • Эпоха Великих географических открытий
  • История СССР

Если вы читаете биографии, то наверняка заметили, что большинство успешных людей обожали учиться. И не только в своей области. Историю же они любят особенно.

Многие успешные люди изучали историю потому что:

  • Она помогает вызывать доверие и делать аргументы более убедительными и правдоподобными (подкрепленными историческими фактами).
  • Она помогает лучше доносить свои мысли до публики, используя исторические аналогии и ассоциации.
  • Она помогает создать смысл и контекст для ситуации.

Как правило, большинство людей, которые считают историю скучной и бесполезной, не знают ее. Но отсутствие интереса — не проблема самой науки. История многому способна научить и дать пищу для размышлений. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы развиваться как личность, попробуйте:

  • Читать цитаты великих людей (начните с Викицитатника)
  • Прочесть простые исторические книги, которые дадут интерес к истории
  • Читать книги посложнее
  • Детально изучить конкретный исторический период
  • Понимать контекст событий
  • Использовать исторические факты для того, чтобы убеждать других людей, делать свои выступления ярче

3. Заключение

История является основным хранилищем информации. Все даты, события и знания прошлых веков заботливо собраны и записаны учеными историками. Благодаря этому мы в любой момент можем узнать о том, что происходило на нашей планете. Например, о том, кто и как изобрел велосипед, когда была основана Москва или почему Америка так называется. Без подобных записей люди бы постоянно забывали свои открытия, и им бы приходилось придумывать все заново.

История невероятно важна для общего развития человека, а в некоторых профессиях и вовсе незаменима. Каждый образованный человек должен знать историю, если не целиком, то хотя бы то, что касается его страны. История учит нас не повторять ошибок прошлого, и ее знание – это залог светлого будущего.

4. Список литературы

https://znanija.com/task/6941644

https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/chto-mne-dalo-izuchenie-istorii.html

https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%BC-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/

https://activityedu.ru/Blogs/opinion/zachem-izuchat-istoriyu-v-shkole-mnenie-uchitelya/

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Виды и роль рабства в Древнем мире
  • Предпринимательство вчера (конец 90-х гг. ХХ в.), сегодня, завтра
  • Великая французская буржуазная революция
  • Хакеры
  • Лидерство-это искусство
  • Предметная технология (ПТ)
  • Локальные сети
  • Бизнес-процесс: понятие, сущность
  • Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований
  • Анкетирование в маркетинговых исследованиях
  • Роль Руси в международной торговле
  • Психологические способы воздействия в процессе общения

В жизни каждого человека есть вещи, о которых нельзя забывать. История учит нас не повторять ошибки прошлого, передавать этот полезный опыт из поколения в поколение. Свидетельствами важных исторических событий становятся для людей художественные произведения, памятники архитектуры и другие творения искусства. Именно они напоминают нам о подвигах наших предков, об их достижениях, о трагических страницах нашей истории, о том, что нельзя забывать.

Тезис №1. «Забвение есть измена».

По моему мнению, забыть о великих исторических событиях своей страны и народа равнозначно измене. Отказываясь от опыта наших предков, мы обесцениваем всё лучшее, что было создано до нас, собственноручно разрываем связь между прошлым и будущим, допускаем возможность повторения страшного явления под названием «война».

Аргумент №1

В русской классической литературе найдётся немало примеров, где забвение становится первой ступенькой на пути к измене. Прежде всего, стоит вспомнить повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Один из сыновей главного героя Андрий готов отказаться от всей прошлой жизни, родины, близких ради красавицы панночки. Молодой человек забывает обо всём, что должно быть дорого сердцу казака, – воинская честь, отчизна, семья. Неспроста Тарас Бульба так жестоко расправляется с сыном-изменником, забывшим о своих корнях: человек, способный отречься от своего прошлого, может предать и в остальном.

Аргумент №2

Мысль о связи забвения и измены высказывается И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров, отстаивая идеалы нигилизма, перечёркивает все достижения предшествующих поколений. Для строительства нового общества, по мнению юноши, необходимо полностью порвать с прошлым. Взгляды и ценности «отцов» кажутся Базарову устаревшими, однако жизнь убеждает его в обратном. Любовь, родная земля, природа, глубокая связь поколений – вот чем держится общество, и в попытках отказаться от всего этого молодой нигилист предавал сам себя. Осознав ошибочность своих взглядов, Базаров был вынужден признать своё поражение.

Тезис №2 «Что дают человеку уроки прошлого?»

По моему мнению, уроки прошлого могут многое дать современному человеку. Опираясь на опыт предков, мы учимся не допускать повторения чудовищных трагедий, сохраняем всё лучшее, доставшееся нам от предыдущих поколений, и совершенствуем начатое нашими предшественниками.

Аргумент №1

Русская классическая литература учит нас прислушиваться к голосу «отцов» и усваивать уроки прошлого. Прежде всего, вспомним рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Война забрала у главного героя Андрея Соколова всё, чем он дорожил, – семью, дом. О военных событиях мужчина вспоминает не как о времени подвигов, а как о самом страшном, что может случиться с простыми людьми. Всё, что испытал Соколов на поле боя и в плену, наполнило его душу смертельной тоской, отразилось в его глазах, «будто присыпанных пеплом». Излагая нам историю одного из участников войны, автор-рассказчик предупреждает, к чему может привести подобное: человек лишается смысла жизни, с трудом возвращается к нормальному существованию, он морально и психологически подавлен. Такой урок прошлого учит современных людей предотвращать военные конфликты и решать все проблемы мирным путём.

Аргумент №2

Важность уроков прошлого подчёркивается поэтом А. Ахматовой в поэме «Реквием». Вспоминая свои страдания матери и жены во времена ежовщины, лирическая героиня осознаёт важность миссии – рассказать потомкам о произошедшем. Лучшую награду за проделанный труд она видит в памяти последующих поколений. Зная об ужасах прошлого, современный человек никогда не захочет повторять подобное. Благодаря этому знанию мы учимся нести ответственность за наше общее будущее. Таким образом, А. Ахматова доносит до читателя мысль о пользе уроков прошлого, обогащающих жизненный опыт человека.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что отказываясь от опыта прошлого, от идеи преемственности поколений, человек ступает на путь предательства. Нельзя забывать как о достижениях наших предков, так и о том горьком опыте, который им пришлось пережить, ведь память о прошлом делает нас достойными звания людей.

Татьяна Сергеевна | Просмотров: 15k

Руслан ДЖУСОЕВ, председатель Комитета РСО–А по делам молодежи:

− История нас учит многому. Мы должны ее знать, считаться с ней, хранить и передавать младшим. Знание истории помогает избежать различных трагедий. Мы никогда не должны забывать свое прошлое, ведь события имеют свойства повторяться. То, что сейчас происходит на Украине, началось именно с незнания истории. Украинцам навязали западные ценности. Мне кажется, во времена Нюрнбергского процесса не все нацисты понесли заслуженное наказание. Результат: процветающий национализм на Украине. А что касается деятельности НКВД, могу сказать, что во времена СССР − это был мощный орган госвласти. Он выполнял сразу несколько функций: от обеспечения внутреннего порядка до охраны государственных границ. Знаю, что у нас в республике было училище НКВД, курсанты и выпускники которого проявили настоящий героизм во время Великой Отечественной войны.

Елена ТЕБИЕВА, руководитель Архивной службы РСО–А:

– Без изучения подлинных исторических источников – архивных документов невозможно объективное правдивое освещение истории и ее критическое осмысление. В условиях современной гибридной войны, когда недружественные действия происходят не только в виде вооруженного противостояния, но и с широкомасштабным использованием информационно-психологических средств борьбы, очень важно уделить особое внимание государственным архивам, обеспечивающим сохранение исторической памяти и способствующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Елена ДРИАЕВА, гид-экскурсовод:

– Чему учит история? Умению сопереживать, любить свой родной край. Уверена, что знание истории позволяет путешествовать с удвоенным интересом. Обычная прогулка по городу или поездка в горы может превратиться в настоящий урок познания чего-то нового. Потому что мы не просто любуемся красотой края, а видим памятники истории и архитектуры, которые повествуют о городе, людях, событиях, происходивших здесь. Работая гидом, чувствуешь, что тебе словно открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам! Проводя экскурсию, стараюсь обязательно дать ссылку на какой-то источник. Я не историк, не археолог, я – проводник информации, стараюсь относиться к ней ответственно.

Валентина ПОТАПЕНКО, руководитель архивной службы, г. Моздок:

– Под историей мы подразумеваем развитие общества во времени, опыт человечества. А общество состоит из отдельно взятых личностей. Человек, проживая жизнь, какими-то своими поступками может гордиться, а негативные события – ошибки, беды, горе – становятся уроком, горьким опытом. Многие стараются об ошибках не вспоминать. Но если над ними не работать, они могут выйти боком, если не самому человеку, то его потомкам. Вот и в истории нашей страны были моменты, о которых мы умалчивали. А наши недруги брали их на вооружение со своими домыслами и направляли против нас же, сея зерна сомнения даже в таких исторических фактах, как Победа в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. И наша молодежь стала терять веру в историю в целом. Считаю правильным шагом обнародование целых разделов архивных данных, подлинных документов и фактов.

Тимур КАРДАНОВ, историк, руководитель патриотического клуба «Родина»:

– История нас учит быть сплоченными, только так можно преодолеть все трудности и испытания. К примеру, в суровые годы Великой Отечественной войны нам выпали серьезные испытания, которые преодолели не только благодаря полководческому таланту военачальников, умению воевать и готовности к самопожертвованию бойцов и командиров, но и сплоченности многонационального советского народа, который как никогда объединился перед общим врагом – германским нацизмом. И не надо забывать, у России кроме ее армии и флота есть еще один союзник, на мой взгляд, основной – ее многонациональный народ, который в трудное время всегда сплачивается.

Андрей БЕСПАЛОВ, пенсионер:

– Сразу же хочется ответить на ваш вопрос грустной шуткой: «История учит нас тому, что ничему не учит!» И на самом деле примеров тому тьма и в жизни каждого человека, и человечества в целом. Самый свежий из них – возрождение фашизма в Европе, пострадавшей от него больше всех. Даже в самом страшном сне еще 20–30 лет назад никто из нас не мог представить себе, что фашизм, да еще в таких зверских формах, возродится на Украине, где в Великую Отечественную войну погиб каждый пятый житель!

Игорь ЗОЛОЕВ, председатель Совета ветеранов Левобережного района г. Владикавказа:

– История – это наше великое и могучее прошлое. И каждый раз она учит нас в первую очередь любить свою Родину и быть готовым защитить ее в любое время. И хотелось бы, чтобы об этом знало и помнило не только старшее поколение, но и молодое. Потому что Родина – это не просто то место, где мы родились, выросли. Это святое понятие. И поэтому мы должны стараться передавать эту любовь из поколения в поколение и быть достойными сынами и дочерьми своей Отчизны.

Милана БАРБАШОВА, член Общественной палаты РСО–А:

– История представляет собой удивительную науку, которая помогает спрогнозировать то, что будет, на основе того, что было. Украина сегодня – яркий пример того, как переписывают прошлое, отчего целое поколение растет невеждами. Самое опасное, когда первые лица государств не знают историю и повторяют грубые ошибки предшественников. Сегодня СВО сравнивают то с Ирано-Иракской войной, то с Афганской, то с чеченскими компаниями, но надо смотреть намного глубже. Есть аспекты, которые кардинально отличаются, и именно они являются ключевыми. Для того, чтобы увидеть их, необходимо изучать и знать историю, как минимум своей страны.

«Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса»… Кто-то любит Сталина, а кто-то не любит. Кто-то ненавидит советскую власть, а кто-то продолжает строить коммунизм. Кто-то клянёт либералов и/или демократов, а кто-то с упоением (как раньше Ленина) цитирует бессмысленную и лживую фразу о том, что лучше демократии человечество ничего не изобрело.

Уверен, что Сталину, Ленину, коммунизму, демократии, Черчиллю и прочим личностям, системам и явлениям, живым и мёртвым, действующим и забытым, от нашей любви и ненависти ни холодно, ни жарко. Когда человек говорит: «Я против признания роли Сталина в победе над Германией, поскольку он несёт ответственность за массовые репрессии», — или: «Я против демократии, потому что Европа бомбит Каддафи», — мы имеем дело с извращённым сознанием, искусственно устанавливающим причинно-следственную связь между событиями и явлениями разного порядка.

Историю, в частности политическую историю, мы изучаем для того, чтобы не повторять ошибки прошлого, а не с целью через сто или тысячу лет «установить истину» и «воздать по заслугам» политикам, жившим и работавшим в другую эпоху, в другом обществе, руководствовавшимся иной моралью, и легитимизировавших свою власть на основании законов своего времени.

Джордж Вашингтон является героем для американцев, поскольку армия под его руководством одержала победу в войне за независимость. Но если руководствоваться логикой, на основании которой наше постперестроечное общество оценивает российских и советских государственных деятелей, то упоминания о Вашингтоне должны быть вымараны из истории США, поскольку он был рабовладельцем. А президент Рузвельт не имеет права на лавры соорганизатора Победы, поскольку являлся диктатором, установившим систему личной власти, пренебрегавшим конгрессом и оставившим президентство только в связи со смертью. Рузвельт настолько напугал американцев своим властолюбием, что ограничение президентства двумя сроками, бывшее до этого просто традицией, стало конституционной нормой.

Демократия не может быть лучше монархии потому, что рабство допускала не только античная афинская демократия, но и вполне современная американская. И рабство в США было отменено позже, чем крепостное право в России. Причём в России крепостное право отменили мирно, а рабство в США, в результате гражданской войны – самой кровопролитной из всех войн, которые вели США. Точно так же демократичные англосаксы почти полностью уничтожили индейцев Серенной Америки. Погибло не менее 15-20 млн. человек, а вообще кто ж их считал? Это притом, что на французских, голландских, испанских, португальских территориях европейцы с индейцами спокойно сосуществовали и создали креольско-индейские культуры Латинской Америки. Значит ли это, что англосаксам надо отказать в праве на собственную культурную идентичность и начать их переучивать и цивилизовывать?

Примеры можно приводить до бесконечности. Но мне кажется, что единственный правильный вывод, который мы можем сделать – не надо любить или ненавидеть персонажей истории и даже современных политических деятелей. Их надо оценивать без эмоций и стараться не мифологизировать. Тем более, что мифы часто возвращаются к своим создателям бумерангом.

Взять хотя бы постсоветских националистов, которые активно не любят Сталина и советскую власть за репрессии. При этом они даже не замечают, что самим своим существованием и воспоминаниями о том, как их деды-прадеды с советами боролись, они эти репрессии легитимизируют. Ведь если осталось столько «буржуазных националистов», то получается, что сталинский тезис об «усилении классовой борьбы» на марше к коммунизму совершенно правдив, а репрессии применялись по назначению. Более того, националисты, активно призывавшие и призывающие употребить СБУ и прокуратуру против «антиукраинских сил» фактически одобряют и методы, использовавшиеся советской властью. Им только не нравится, что сажали и расстреливали их, а не они. А так, в принципе у них те же «враги народа» (нации), пятая колона и т.д. Только цвет флага другой.

Можем вспомнить и диссидентов, боровшихся с советской властью и клявших её за то, что защищаясь эта власть сажала их в лагеря. Единицы из них сумели подняться над политической целесообразностью и не только понять, но и признать, что «целились в советскую власть, а попали в Россию». Милейший же дедушка Андрей Сахаров, создавший водородную бомбу и начавший бороться за мир и против СССР, умер, так и не узнав, что в том числе и на его совести многомиллионное сокращение населения бывшего СССР, фактическое уничтожение систем здравоохранения и образования и многие другие сомнительные радости. А многие соратники Андрея Дмитриевича, живущие до сих пор, считают, что в своей борьбе они были правы, а жертвы – издержки на пути построения светлого капиталистического будущего. Так чем же они отличаются от большевиков? Только тем, что последние считали жертвы необходимыми издержками на пути построения светлого коммунистического будущего.

Это простой пример, показывающий как наше общество, эмоционально воспринимая свою мифологизированную историю, в очередной раз вляпывается в одну и ту же субстанцию. Поменяв знаки плюс на минус, сменив цвет знамён и господствующую идеологию, оно остаётся сворой шариковых и швондеров. И будет оставаться до тех пор, пока будет уверено, что осудив ту или иную историческую личность или носителей иной идеологии, оно (общество) сразу заживёт сыто и красиво.

Наши люди не любят наших миллиардеров не потому, что миллиардеры украли свои состояния, а потому, что не любящие сами хотели украсть, но у них не получилось. Ведь не могли же нормальные люди искренне считать во второй половине 80-х годов, что с закрытием спецраспределителей количество колбасы в СССР вырастет настолько, что все станут рокфеллерами. Точно так же наши люди не любят коммунистов потому, что хотели просто поверить в коммунизм, чтобы жить хорошо, а выяснилось, что ещё и работать надо.

Я очень боюсь, что у европейцев хватит дикости принять Украину в ЕС. Как только наши люди узнают, что для того, чтобы жить, как немцы надо работать как турки, они возненавидят ЕС и в клочья разорвут благообразную старушку Европу, как капля никотина хомячка.

Я не люблю националистов, поскольку уверен, что империя лучше обеспечивает защиту интересов своих граждан, чем хутор. Собственно об этом свидетельствует весь ход мировой истории. Даже маленькая, гордая и до зубов вооружённая Швейцария вынуждена была принимать фактический протекторат то Наполеона, то Гитлера, а сейчас кланяется США и меняет своё банковское законодательство по первому требованию Вашингтона.

Так вот, не любя националистов за то, что они пытаются выстроить в моей стране своё государство, я признаю их право на реализацию своих идей. Проблема лишь в том, что я имею такое же право на реализацию своих, а наши принципы государственного строительства в корне друг другу противоречат. Поэтому я с националистами и борюсь, а они – со мной. Ничего личного, просто война. И в этой войне моими естественными союзниками являются коммунист и монархист, сталинист и путинист, православный и мусульманин, еврей и католик, язычник и протестант. Принцип один: враг моего врага – мой друг.

К тому же в империи есть место всем, а в национальном государстве Украина есть место лишь для украинцев – несуществующей нации которую пытаются слепить, скрестив русских, проживающих на юго-западных территориях бывшей Российской империи, с галичанами – одним из славянских осколков империи Автро-Венгерской.

Но для того, чтобы «взяться за руки» и «не пропасть поодиночке» необходимо терпимо и толерантно относится к кумирам своих потенциальных союзников. Терпимость же и толерантность достигаются при помощи отказа от оценки исторической личности с позиции сегодняшнего дня. Свою оценку они получили от современников и к этому добавить нечего. А если будем выяснять «кровавый» Николай или святой мученик, гений Сталин или злодей, то всё равно все при своём мнении останемся, но только до тех пор, пока нацисты нас поодиночке не передушат.

Для чего нужна история? (сочинение)

  • Автор: Свободная тема
  • Произведение: Сочинение на тему «Для чего нужна история»
  • Это сочинение списано 86 958 раз

Для чего нужна история? Ведь все те события, о которых она рассказывает, уже давно прошли, и, скорее всего, никогда больше не повторятся. Так почему же нужно читать про то, что нас не касается? Потому что история – это очень важная для человека наука. Она содержит в себе ответы на миллионы вопросов.

История является основным хранилищем информации. Все даты, события и знания прошлых веков заботливо собраны и записаны учеными историками. Благодаря этому мы в любой момент можем узнать о том, что происходило на нашей планете. Например, о том, кто и как изобрел велосипед, когда была основана Москва или почему Америка так называется. Без подобных записей люди бы постоянно забывали свои открытия, и им бы приходилось придумывать все заново.

Кроме того, история – это еще и бесценный опыт, приобретенный человечеством за века. Различные законы, проверенные временем, культура разных стран, развитие цивилизаций – все это показывает современным людям, как нужно и как не следует поступать, какое дело будет успешным, а какое закончится провалом. Без этого опыта мы бы снова и снова совершали одни и те же ошибки, развязывали войны и ничему не учились.

А еще история – это очень интересно, ведь не всегда люди жили так, как сейчас. Иногда так хочется знать, как они работали, как одевались, в каких домах жили и чем развлекались. Можно прочесть биографии знаменитых людей и понять, как они добивались успеха, что интересного было в их жизни, и, может быть, сравнить себя с этими людьми из прошлого.

История невероятно важна для общего развития человека, а в некоторых профессиях и вовсе незаменима. Каждый образованный человек должен знать историю, если не целиком, то хотя бы то, что касается его страны. История учит нас не повторять ошибок прошлого, и ее знание – это залог светлого будущего.

„Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение.“

—  Джордж Сантаяна

Те, кто не помнит своей истории, обречены повторять её.

Последнее обновление 13 декабря 2022 г.

Темы

история, история, урок, повторение

Джордж Сантаяна фото

Джордж Сантаяна29

американский философ и писатель 1863 — 1952

Похожие цитаты

Карл фон Клаузевиц фото

Джордж Сантаяна29

американский философ и писатель 1863 — 1952

Похожие цитаты

„Те, кто не помнит прошлого, обречены на его повторение.“

—  Карл фон Клаузевиц прусский офицер и военный писатель 1780 — 1831

Джордж Бернард Шоу фото

„Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.“

—  Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 — 1950

Цитаты по алфавиту

Олдос Хаксли фото

„То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории.“

—  Олдос Хаксли английский писатель 1894 — 1963

Дмитрий Сергеевич Лихачёв фото

„Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.“

—  Дмитрий Сергеевич Лихачёв советский и российский филолог, искусствовед, общественный деятель 1906 — 1999

Книга беспокойств

„Неусвоенный урок истории будет возвращаться вновь для его усвоения.“

—  Денис Анатольевич Шигаль

Георгий Аполлонович Гапон фото

„Я думаю, что и теперь повторение истории Стеньки Разина и Пугачёва возможно. Планы у меня самые широкие.“

—  Георгий Аполлонович Гапон русский православный священник, политический деятель и профсоюзный лидер, выдающийся оратор и проповедник 1870 — 1906

О завоевании свободы

Нассим Николас Талеб фото

„Многие настолько неоригинальны, что изучают историю, дабы найти в ней ошибки для последующего повторения.“

—  Нассим Николас Талеб 1960

Уинстон Черчилль фото

„Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо.“

—  Уинстон Черчилль британский государственный и политический деятель, военный, журналист, писатель 1874 — 1965

Витольд Гомбрович фото

„Через повторение, через повторение проще всего создаётся мифология!“

—  Витольд Гомбрович, книга Ferdydurke

Przez powtarzanie, przez powtarzanie najsnadniej tworzy się wszelka mitologia!
«Фердидурка» (Ferdydurke), 1937
Другие

Василий Осипович Ключевский фото

„История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков.“

—  Василий Осипович Ключевский русский историк 1841 — 1911

„История дает нам задание на дом, а мы веками — как нерадивые школьники. «Выучил урок?» — «Учил.»“

—  Эдвин Луникович Поляновский 1937 — 2006

«Я не спрашиваю, учил или нет. Я спрашиваю: выучил?»
Последний звонок, 2005

Жак Деррида фото

„«Да» нуждается в повторении.“

—  Жак Деррида французский философ и теоретик литературы 1930 — 2004

„Уроки, уроки уроки — я скоро сойду с ума.“

—  Соня Аверс, книга НА ДНО

Жан-Поль Сартр фото

„Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.“

—  Жан-Поль Сартр французский философ, писатель, драматург, педагог 1905 — 1980

„Война случается тогда, когда людям необходимо вспомнить о главных жизненных ценностях. Война это урок для будущих поколений. И нельзя допустить, чтобы этот урок повторился. Нужно запомнить ошибки истории для того, чтобы в будущем не совершать их снова.“

—  Дмитрий Александрович Яблоков советский солдат 1902 — 1965

Источник: Военнослужащий пограничных войск и сотрудник Кремлёвской охраны Ленина Дмитрий Александрович Яблоков (1902-1965) из письма к другу-сослуживцу от июня 1957 года

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

Франклин Делано Рузвельт фото

„Повторение не превращает ложь в правду.“

—  Франклин Делано Рузвельт 32-й президент США 1882 — 1945

Нассим Николас Талеб фото

„Повторение гарантировано, если вы слышите заверение: «больше никогда!».“

—  Нассим Николас Талеб 1960

„История — великий учитель и нужно усвоить ее уроки, чтобы правильно понимать настоящее и при строительстве будущего избежать трагических ошибок прошлого.“

—  Виталий Михайлович Боровой священник Русской Православной Церкви, протопресвитер, профессор, доктор богословия 1916 — 2008

Собственные

Морис Равель фото

„Безумие — это повторение одного и того же действия.“

—  Морис Равель французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века 1875 — 1937

Амброз Гвиннет Бирс фото

„Цитата — неверное повторение чужих слов.“

—  Амброз Гвиннет Бирс американский писатель, журналист 1842 — 1914

Связанные темы

  • История
  • История
  • Урок
  • Повторение

История любого народа – это одно из самых важных составляющих его культурного наследия. Она отражает прошлые события, которые повлияли на нынешнюю реальность, а также нашу личность и наше мировоззрение.

Однако знать свою историю необходимо не только ради образования и культурного развития. Настоящее, будущее исторически ее определяют. Западный философ Георг Гегель говорил, что только тот, кто знает историю, может быть лидером. Зачастую, те, кто выходят на вершину, знают свою историю лучше остальных.

Без знания истории мы также предписаны совершать те же ошибки, которые уже были сделаны нашими предками. Именно поэтому знание истории позволяет человечеству извлекать уроки прошлого, подбирая примеры и решения, возвращающие нас к пути истинного прогресса.

Содержание

  1. Почему важно знать свою историю?
  2. Уроки прошлого для будущего
  3. История как учительница жизни
  4. Первый шаг к процветанию — изучение истории
  5. Отсутствие исторических знаний — ошибка прошлого
  6. Избежание повторения ошибок
  7. Понимание своей культуры и идентичности

Почему важно знать свою историю?

1. История помогает избежать ошибок будущего.

Изучение прошлого позволяет оценивать технологический, социальный и культурный прогресс в контексте времени. Благодаря этому мы можем избежать ошибок, допущенных в прошлом, и предотвратить проблемы, с которыми столкнулись наши предшественники.

2. История помогает понимать сегодняшний мир.

Изучение истории помогает понимать, откуда мы пришли, как наше общество развивалось и какие события привели к формированию того, что мы имеем сейчас. Это помогает нам лучше понимать суть наших традиций, культуры и верований.

3. История способствует образованию.

Изучение истории позволяет получить широкий круг знаний о различных аспектах жизни разных народов и эпох. Это способствует формированию базовых знаний, которые могут быть использованы в различных областях, таких как литература, искусство, наука, экономика и т.д.

4. История помогает формировать личность.

Знание своей истории помогает сформировать собственную идентичность и культурное наследие. Это позволяет оценивать источники нашего национального гордости, понимать своё место в мире и уважительно относиться к другим культурам.

Уроки прошлого для будущего

История как учительница жизни

Изучение истории помогает нам понимать, какие ошибки были допущены в прошлом и избегать их в будущем. Наша история — это наша опытная база, которая включает в себя множество уроков и образцов поведения. Использование прошлого в качестве уроков для будущего помогает нам сделать мир лучше и более процветающим.

Первый шаг к процветанию — изучение истории

Детальное изучение истории — это единственный способ получения глубокого понимания прошлого. Он помогает нам лучше понимать современность и предсказывать будущее. Учение истории также помогает сформировать ценности и идеалы, которые являются фундаментом благополучного общества и процветающего государства.

Отсутствие исторических знаний — ошибка прошлого

В прошлом несколько раз было доказано, что отсутствие знаний о прошлом оказывает существенное влияние на будущее. Иногда ошибки, допущенные в прошлом, приводят к катастрофическим последствиям, таким как войны и конфликты. По этой причине необходимо учить наших будущих поколений изучению истории, чтобы они могли избежать повторения ошибок прошлого и создать мир, где всем будет лучше.

  • Вывод: изучение прошлого помогает нам понимать нашу современность и предсказывать будущее. Это дает нам возможность избегать ошибок, допущенных в прошлом, и жить в обществе, которое процветает и благополучно.

Избежание повторения ошибок

Зачастую люди не умеют учитывать ошибки и ограничения, совершенные в прошлом, и попадают в те же самые ловушки в будущем. Но не только личная жизнь может страдать от повторения ошибок. Переживания и ошибки наций могут иметь катастрофические последствия.

Именно поэтому история должна быть записана и объяснена, чтобы она могла искусственно быть использована для генерации более правильных решений в будущих ситуациях. Знание о том, что не сработало в прошлом, может помочь в принятии грамотных решений в будущем.

В этом контексте, нет ничего более важного, чем учение на истории. Без учения на прошлом, всякий раз, когда будут возникать сложности, мы будем обречены на повторение ошибок своих предков. Ошибка, совершенная один раз, уже является достаточно плохим опытом, давайте же учиться на наших ошибках и не допускать повторных!

Понимание своей культуры и идентичности

Знание истории своей культуры и идентичности является важным фактором для формирования сильной личности. Оно позволяет понимать свои корни, принимать себя таким, какой ты есть, а также уважать других.

История и культура народа потребовала столетий для своего образования, и их сохранение и передача следующему поколению является одним из самых важных задач. Через знание своей истории, люди обретают определенную глубину, которая помогает им понимать свое место в мире и свой ценностный ориентир.

Это также помогает создавать прочные связи между поколениями. С знанием своей культурной идентичности, люди могут лучше понимать своих родителей и бабушек-дедушек, а также общаться с другими людьми, которые имеют разную культурную идентичность.

  • Понимание своей культуры и идентичности помогает:
  • формировать сильную личность
  • уважать других людей
  • создавать связи между поколениями

В целом, знание своей культуры и идентичности является ценным ресурсом для личного роста и развития. Оно помогает людям понимать свое место в мире и создавать прочные связи с другими людьми.

ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ

— Максим Борисович, известно о Вашем увлечении историей. Откуда оно пошло?

— От родителей, в первую очередь. Моя мама — учитель истории, директор школы — более 40 лет занималась педагогической деятельностью. Сколько помню себя в детстве и юности, рядом со мной всегда был мир истории. Я был погружен в него. Да и папа очень многое дал мне в плане понимания исторического процесса. Он относился к образованию и самообразованию очень неформально, по-настоящему. У него дома, например, было полное собрание сочинений Владимира Ильича Ленина. Так вот, он перечитывал многие статьи, делал какие-то пометки, старался во всё вникнуть. Очень вдумчиво относился к историческим источникам.

— А как Вы приобщались к истории?

— Мама приобщала. Папин пример перед глазами был всегда. Я, будучи школьником, в этнографические экспедиции по своей родной Нижегородской области ездил. Летописи читал.

— Знаю, что у Вас есть ещё один интерес — к географическим картам. Откуда это?

— От любви к истории, конечно. Карты — часть процесса её постижения. Приобретая карту, я изучаю это место. Возникают и интерес, и цель всё понять. В моей небольшой коллекции сейчас около 40 карт.

— Вы и филателист, насколько я знаю. Какие марки собираете?

— Нет, сейчас я не филателист. Это было детское, юношеское, но довольно долгое, увлечение. Ходил в филателистический кружок. Мы обменивались марками — главным образом, с ровесниками-филателистами из стран социалистического блока. И не только социалистического. Французы, например, очень хотели иметь советские марки об искусстве. Мой же интерес к маркам выражался не только в их собирании, но и в чтении специальной филателистической литературы. К концу школы этот интерес постепенно уступил место другим увлечениям.

ОБ ИСТОРИКАХ

— Любовь к истории, возможно, была сформирована и профессиональными историками?

— В 1980-е гг. в СССР были изданы и оказались доступны собрания сочинений Сергея Михайловича Соловьёва и Василия Осиповича Ключевского. Мне удалось увидеть их взгляды на нашу историю. Мой кругозор расширился, а интуитивный интерес к истории, стимулируемый родителями, дополнился академической эрудицией больших учёных.

— А что Вас так привлекло в их трудах?

— В первом же томе у Соловьёва — его размышления о природе русской государственности и её влиянии на историю. Вообще говоря, его многотомная «История России с древнейших времён» поразила своими деталями. И именно тогда я понял роль факта в постижении собственно истории. Лекции Ключевского, обобщённые им в «Курсе русской истории», дополнили мои представления о России, как, впрочем, и некоторые труды Н. М. Карамзина и Н. И. Костомарова. У Ключевского я обнаружил чёткое научное обоснование необходимости изучения местной истории, что тогда и подтолкнуло меня принять участие в этнографической экспедиции на моей малой родине. С тех пор я полюбил, как бы сейчас сказали, историю пространственной России. Люблю путешествовать, знакомиться с историей и культурой каждого нового места.

ОБ ИСТОРИИ ТАМБОВЩИНЫ

— Сейчас Вы на Тамбовщине. После вступления в должность и. о. главы региона в 2021 г. сразу же посетили областной краеведческий музей. Отчего возникла такая потребность?

— Хотел понять историю Тамбовской губернии.

— Для чего?

— Всё очень просто. У меня есть и общий, и профессиональный интересы. Об общем интересе к истории я уже говорил. Согласитесь, вообще непонятно, как можно жить в каком-то месте и не знать его историю. А профессиональный интерес заключается в том, что мне теперь легче понять тамбовского человека — то, как взаимодействовать с ним, как выстраивать социальные коммуникации. Да и как формировать региональную политику — тоже. Для меня абсолютно ясно, что знание истории помогает понять ошибки, которые когда-то совершались.

— И как Вам кажется — Вы поняли историю нашего края?

— Думаю, я многое понял — и в истории Тамбовского края, и в ментальности тамбовского человека. Тамбовщина с 17 века переживала постоянный рост. Вдоль течения рек Цна и Ока была сформирована огромная тамбовская губерния. К революции 1917 г. она насчитывала 12 уездов, около 3 млн. населения. После гражданской войны и Антоновщины начинается торможение и раздёргивание её территории. Сейчас в состав Тамбовской области входят лишь 4 из 12 бывших уездов — Тамбовский, Козловский, Кирсановский и Моршанский. Думаю, многие тамбовские жители, едущие в Москву, Рязань, Воронеж, Пензу, Нижний Новгород, уже далеко — за сотню-другую километров за пределами Тамбовской области — даже не предполагают, что они всё ещё остаются в Тамбовской губернии. Борисоглебск, Елатьма, Лебедянь, Липецк, Спасск, Темников, Усмань, Шацк были когда-то уездными городами Тамбовской губернии.

— Ваши первые же решения — поддержать издания наших тамбовских историков — были ими благодарно встречены. Почему Вы так решили?

— Ну как не помогать? Это же история нашего общего места.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

— История России — это во многом история государства и военная история. Вы согласны со мной?

— Да, согласен. Такая наша история на самом деле. Создателя «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, мне рассказывали специалисты, в историографии позднее критиковали за то, что он писал, главным образом, историю царей и войн. Его критики, думаю, не правы.

— Почему же?

— История России сложная. Она развивается по спирали. Каждый век на Россию нападают одни и те же. Периодически она вынуждена воевать с Европой. Вспомните — Наполеон, Крымская кампания, Первая и Вторая Мировые войны. Я даже не беру ранние периоды русской и российской истории. Мы находились во враждебном окружении. Нам навязывали войны. Нашу страну всегда хотели и хотят уничтожить. Использовались самые разные поводы для этого. Основания же всегда одни — устранение сильного конкурента и взятие под контроль ключевых ресурсов (территории, коммуникаций, полезных ископаемых).

— Вы родились в 1977 г. — более чем через 30 лет после окончания Великой Отечественной войны. Как Вы воспринимаете её?

— Как страшную угрозу моей Родине. Враг шел нас убивать. Об этой угрозе я знаю не только из истории, но и от своих дедушек и бабушек. Масштаб войны заключался в том хотя бы, что все они были напрямую причастны к ней. Дедушка по маминой линии воевал. Рассказывал, что от смерти его спас первый орден «Красной Звезды» (он сильно повреждён). Вообще говоря, этот дедушка избегал всяких личных разговоров о войне — настолько тяжелы были эти воспоминания. Его жена и моя бабушка — выпускница Горьковского медицинского института — прошла всю войну хирургом санитарного поезда, а после войны работала детским врачом, главным врачом детской больницы. Дед по папе рвался на фронт; говорят, даже сбегал на него, но всю войну в итоге трудился на заводе, где производились боеприпасы. Бабушка работала на судах, перевозивших грузы через Волгу. Была она там и в самые тяжелые моменты Сталинградской битвы.

СВО И «РАЗВИТИЕ ТАМБОВЩИНЫ»

— Как Вы воспринимаете события на Украине?

— Проект «Украина» придуман. Придуман, чтобы атаковать нас. У меня есть чёткая символическая связь между нынешними событиями и Великой Отечественной войной. Обратите внимание на топонимы — названия населённых пунктов, которые мы слышим сейчас. Харьков, Мариуполь, Знаменка, Кировоград, Артёмовск, Горловка, Волноваха, Краматорск, Макеевка, Славянск. Все названия — и из той, и из этой военных эпох.

— С июля 2022 г. за поддержку СВО Вы находитесь под санкциями Канады и Великобритании. Как ощущаете себя в этом качестве?

— Никак не ощущаю. У меня там никого и ничего нет. Активов никаких за рубежом нет. Я от них никак не завишу. Да, я любил и люблю путешествовать и теперь во многие страны попасть не смогу. Что ж, попаду в другие. В конце концов, и Россия огромна. Её красоты неповторимы.

— Сейчас в Тамбове действует благотворительный фонд «Развитие Тамбовщины»… Одна из задач — помощь СВО.

— Да, мы восполняем дополнительные потребности армии. Наш народ патриотичен. В непростое для России время это всегда проявлялось. Проявилось и сейчас. Все очень хотят помочь и помогают СВО. Стало понятно, что нужна координация — было важно централизовать процесс. И мы общими усилиями сформировали линейку централизованных действий по поддержке СВО — создали благотворительный фонд.

— Расскажите о нём подробнее.

— Благотворительный фонд — инициатива тамбовских предпринимателей. Я её всецело разделяю. Работаем в плотном контакте — региональная власть и местный бизнес. Армии нужна поддержка. С первых дней СВО и по линии «Единой России», и по другим направлениям мы стали оказывать помощь и армии, и территориям — ДНР и ЛНР. Грузы изначально стали уходить именно туда. Я хорошо это помню. Первая фура с нужными вещами и оборудованием уходила от областной администрации. Девиз «Вся сила — в правде!» стал выражением смысла наших действий. Мы провели два автопробега. На одном из них собрались более 500 машин. Важна консолидация государства, экономики, общества на достижение победы. После 21 сентября — объявления частичной мобилизации — мы объединили все наши усилия.

— А какие задачи у фонда?

— Выявление потребностей. Аккумулирование денежных средств. Организация быстрой закупки всего необходимого. Доставка в части. Поддержка связи с военными. Есть ещё и гуманитарная миссия — разъяснение в обществе целей и задач СВО. Помните, как в Великую Отечественную войну была обеспечена Великая Победа? Главное её условие заключалось в достижении единства фронта и тыла. Именно этим мы сейчас занимаемся. Тамбовщина во все времена своей истории, а в годы Великой Отечественной войны — особенно, была надёжным тылом. Мы продолжаем старые традиции и сейчас, помогая нашим воинам и словом, и делом.

Беседовал: Дмитрий Сельцер

Владимир Мединский: история учит нас избегать ошибок и извлекать уроки из прошлого

ministr_photo_01.jpg

Помощник Президента РФ, Председатель Российского военно-исторического обществам Владимир Мединский дал интервью программе Виталия Дымарского «Дилетант» на телеканале RTVI. В ходе разговора речь зашла о роли истории в современной жизни, цене Победы в Великой Отечественной войне и попыткам вычеркнуть Россию из числа держав-победительниц.

История – это важнейшая часть нашей жизни, как в семье, так и в государстве. История – всегда предмет повышенного внимания самых разных людей. Сейчас, в эпоху интернета и всеобщего знания «всех обо всем», все институты, в том числе общественные, активно продвигают свою точку зрения. Я не думаю, что Россия не уделяет этому много внимания, скорее, она вынуждена реагировать на активизацию исторической политики в современном информационном обществе, — сказал Владимир Мединский.

Говоря о законодательстве России в области сохранения исторической памяти, он напомнил, что наша страна не является пионером в этом направлении.

Мы всегда пытаемся найти почву для диалога, а не ставить клеймо и замусоривать мозг молодежи, зачастую подменяя понятия. Взять те же мемориальные законы (законодательные акты, в которых закрепляется государственное отношение к исторической памяти – прим. РВИО), их же не в России придумали. Соответствующие законы о Холокосте были приняты в Израиле, Германии. Это обычная практика. Когда в «мемориальном законе» закрепляется право на историческую память, это право на уважительное отношение к жертвам. Но почему-то именно вокруг российского законодательства в этой части, гораздо более мягкого и обтекаемого, поднимается какой-то невероятный визг. Уважение к исторической памяти – вполне естественная вещь, — сказал Председатель РВИО.

Помощник Президента призвал Запад не пытаться пересмотреть систему миропорядка, созданную после Второй мировой войны и внимательнее относиться к урокам истории.

Главная задача истории – избегать ошибок, извлекать уроки, не наступать на одни и те же грабли. Наши предки были совсем не дураками, когда в 1945-46 годах большим блоком системных юридических документов и процессов сформулировали нормы права, которые позволяли бы определить, что есть добро и зло, определить ответственность исполнителей за исполнение приказа об убийстве и, чего никогда не было раньше – ответственность правителя за геноцид. Не надо пересматривать то, что позволяет нам, по крайней мере. 75 лет жить без большой войны и ворошить миропорядок, довольно прочно сделанный державами-победительницами, — отметил Владимир Мединский.

По словам Председателя Российского военно-исторического общества, говорить о цене Победы над фашизмом, исходя из современных реалий, очень тяжело, поскольку 80 лет назад речь шла о тотальном уничтожении всех народов, проживающих на территории Советского Союза.

Говорить о цене Победы в нашем конкретном случае Великой Отечественной войны, когда речь не шла о войне за землю или репарации, а войне на выживание этноса или группы этносов, очень тяжело. <…> По разным оценкам, в блокадном Ленинграде от голода погибло до миллиона жителей. Велика ли эта цена? Она чудовищна и вне пределов человеческого понимания. Можем ли мы. Исходя из этого, говорить, что, если бы погибло не миллион человек, а сто тысяч, это был бы приемлемый ущерб? Эта цена тоже была бы нечеловеческой. Кто и когда давал право судить о приемлемости цены, когда речь шла об уничтожении? Если бы фашисты взяли Ленинград, скорее всего, погибли бы все. Любая человеческая жизнь бесценна, — напомнил Помощник Президента России.

Владимир Мединский подчеркнул, что в последние годы идет демонстративная работа по вычеркиванию России из списка победителей во Второй мировой войне.

Достаточно посмотреть на официальные сообщения пресс-офисов Белого дома и правительств, где Советский Союз просто не упоминается в числе держав-победительниц. Была известная история с Твиттером пресс-службы Белого дома, где на 8-9 мая поздравлялись державы-победительницы США и Великобритания. К сожалению, это так. Мы видим Освенцим, на 75-летие освобождения которого пригласили президента Украины Зеленского, но не пригласили президента России. Это спланированная кампания, которая используется вопреки исторической памяти и вопреки интересам собственных граждан. Все это создает предпосылки, чтобы наступить на те же грабли. Мы, как можем, этому противодействуем, рассказываем историческую правду. Самое главное оружие – это правда, нам ничего не надо придумывать. Если были совершены ошибки – в них надо разбираться, чтобы они не повторились. Если был совершен подвиг – его не надо стесняться, о нем надо говорить, — сказал он.

Председатель РВИО напомнил, что в годы репрессий пострадало немало талантливых военачальников, имена которых оказались вычеркнуты из истории.

Мы запустили программу по возвращению этих совсем забытых людей в нашу историческую память. Мы будем устанавливать мемориальные доски на тех местах, где они служили либо учились, бюсты, где они работали. Это не только Москва, а территория всей нашей страны. Везде, где это возможно, будут предлагаться топонимические изменения. Эти люди всю жизнь отдали Родине и не получили не только никакой благодарности, они оказались просто  забыты. Мы исходим не из того факта, что они были репрессированы, мы исходим из того, что они достойны увековечивания. Этих людей забывать нельзя, — отметил Владимир Мединский.

Говоря о современной интерпретации тех или иных исторических событий, Помощник Президента подчеркнул, что при этом необходимо учитывать все обстоятельства того времени, когда они происходили.

Чтобы дать правильную оценку тому или иному историческому деятелю и историческому деянию, надо попытаться встать на его место в тех обстоятельствах и в то время, а это почти невозможно. Поэтому мы всегда судим «задним умом», мы-то знаем последствия. Нам легко вынести приговор – кто прав, кто виноват. Но это всегда порождает субъективную историческую оценку, поэтому история – это, к большому сожалению, самая субъективная из наук. Есть объективные артефакты, а дальше есть субъективные действия людей – воспроизвести обстоятельства решения, — добавил Владимир Мединский.

Полная версия интервью доступна по ссылке: https://rtvi.com/diletant/vladimir-medinskiy-politika-i-istoriya-kto-kogo/


Могут ли «уроки истории», помочь избежать ошибок в будущем? Ведь история как правило говорит об обратном. Может потому, что сопутствующие обстоятельства событий не повторяются в точности так как в прошлом? Понимаю,что однозначно трудно ответить и поэтому важны разные мысли по этому вопросу.

Никогда «уроки прошлого» не научат нас жить правильно в будущем. Как мы все знаем, история циклична. Всегда мир, война и перевороты тусуются между собой, начиная свой новый круг. До Первой мировой войны было сотни тысяч других, иногда даже более масштабных войн. Просто они были давно, память о них размыта, а настоящие данные искажены.

Происходит это по двум причинам, которые сидят в головах у наших правителей:

  1. «Я не такой». «Это до меня были дураки, которые ничего не понимали и поплатились за это. Но я то намного лучше, умнее» и т.д. В итоге опять же наступаем на те же грабли раз за разом.
  2. «После нас хоть потоп». Многие, большинство, да почти все считают, что лучше сейчас жить хорошо, а потом пусть будет плохо, чем сейчас подужать пояса и жить проще, но сделать будущее более радужным.

Вот и получаем результат.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

ovasi­liev
[30.8K]

2 года назад 

Конечно же, зная историю, можно уберечь себя от ошибок. Проблема другая актуальная: мы не знаем историю. Она очень сильно искажена, совершенно сознательно, в целях текущей политической конъюнктуры. Уже 20-й век исказили очень сильно, а что говорить о более ранних периодах?

Можно говорить о том, что мы более-менее рамочно знаем историю последних трёхсот лет. То, что было раньше — покрыто мраком тайны, мифами и легендами.

На рубеже — 16-17 веков история была переписана, артефакты уничтожены. Что, вы думаете, жгли на кострах инквизиции в своё время? Почему во времена Петра первого по всей России собирали и уничтожали родовые книги? Почему люстрировали большинство российских учёных, и даже сам Ломоносов удержался чудом?

Управляя историей общества — управляешь его настоящим и будущим.

Shins­hila
[248K]

3 года назад 

Когда я была еще ученицей и училась в школе, на уроках истории учитель нам так и объясняли, что мы изучаем историю, чтобы ее не повторять. Я в это очень верила и до определенной поры питалась иллюзией по этому вопросу. Но мне очень хочется верить, что ужасы Великой Отечественной Войны, фашизма не повторятся. Однако, когда я смотрю по телевизору новостные передачи, я понимаю, что человечество, не смотря на пройденные уроки, ничему так и не научилось. Молодежь продолжает фанатеть от фашистской свастики, политики наращивают ядерную мощь. По идее, люди должны опираться на свою историю, чтобы не повторять ошибок. Но этого не происходит ни в истории человечества, ни в жизни отдельно взятого человека.

Вот так на эту тему высказался Джордж Бернард Шоу:

AlexS­EO
[86.1K]

2 года назад 

История, на самом деле, повторяется, но происходит это на спиральном витке, то есть именно так, как это было раньше, уже не будет, а потому уроки истории вряд ли чему научат того, кто предпочитает тактику стратегии. Почему? Он просто начнет экстраполировать те, давние события, на события, которые происходят сейчас и, скорее всего, ошибется. Это только кажется, что все просто, но ведь и события быстро меняются и все происходит совсем не так, как по планам должно происходить. А вот для стратега по своему мышлению, уроки истории будут полезны, поскольку он улавливает сам тренд, направление исторического колеса, и потому может совершать действия, не идущие вразрез этому тренду.

feier­verk
[29.6K]

2 года назад 

Базовые и фундаментальные понятия добра и зла,  морали и нравственности всегда остаются в актуальными. Какой бы на дворе ни был год и век, какую бы изощрённую форму они не приняли.

История, как впрочем и некоторые другие науки (пусть даже и не без метафизических прений) содержат суть, смысл человеческих стремлений, жажду познавать новое или отторжение с боязнью принять чуждое.

А ведь история и содержит великое и богатое наследие реальных примеров, благодаря которым есть и всегда были среди НАС не только умные, но и мудрые люди, учащиеся на чужих ошибках.

Через литературу, так или иначе все люди проходят, но вот дотянуться до уровня библии, не всем дано.

А ведь библию даже не назвать классикой.

NotBr­oKen
[3.9K]

2 года назад 

Я думаю некоторым людям уберечься от ошибок, даже зная всю историю будет очень сложно, ведь люди все равно будут делать что им нужно, например можно поговорить Про Германию, вроде бы после Первой мировой войны у них все стало очень плохо, и можно было сделать вывод что больше они на те же «грабли» не наступят и сделают вывод что несколько стран, не смог попереть проти несколька десяток. Но буквально через 30 лет, история повторяется точь в точь.

Также будет и с обычными людьми, уберечься от ошибок с помощью «уроков истории» очень сложно, чтобы хоть как-то тебе это помогло нужно иметь хорошо развитый аналитический ум.

В Библии у Экклезиаста написано: «Что было, то и будет».

Пессимистично.

Тем не менее мудрость древних гласит — что история ничему не учит новое поколение правителей.

Нам — послевоенному поколению казалось, что жуткая война на века отбила у народов желание воевать.

Действительно — пока были живы ветераны II мировой войны, политики прислушивались к их авторитету и умеряли пыл.

Но вот последние ветераны умирают, и путь к новой войне расчищен. Память — исчезла.

Мировой войны, слава Богу, в ближайшее время не намечается. Нет предпосылок.

А вот локальных — сколько хочешь. И они будут продолжаться.

dead—gamer
[62]

6 лет назад 

Могут в некоторой степени, но не гарантируют ошибок на 100%. Я считаю, что «уроки истории» можно рассмотреть как логическую взаимосвязь двух и более переменных. При относительно равных условиях эти самые «уроки» дадут предсказуемый результат будущего. Стоит заметить, что очень многое будет зависеть от того, что в этой формуле мы посчитаем главным, а что — вторичным. В конечном итоге, достигнув совершенства, можно предсказать мотивы того или иного участника события прошлого.

Серге­й 59
[827]

6 лет назад 

Могут , если знать правдивую историю и делать правильные выводы . Те кто влияет на ход истории , скорее всего знают ее но поступают в своих интересах не считаясь с интересами своих народов . Если эти интересы совпадают , то люди остаются в истории .

Уроки истории могут помочь тем, кто их помнит, пока участники событий живы. Но чаще всего люди переписывают историю в угоду власти и забывают историю. Поэтому с определенной периодичностью события повторяются…

Avgur­007
[74.7K]

6 лет назад 

Чисто теоретически — могут, но на практике все сложней. Как ни странно людям, особенно политикам свойственно наступать на одни и те же грабли.

Знаете ответ?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как история помогает избежать ошибок
  • Как исправляются ошибки при установленном режиме автоматической проверки орфографии
  • Как исправляются ошибки в электронном листке нетрудоспособности
  • Как исправляются ошибки в корректурном способе
  • Как исправляются ошибки в исполнительном листе