Как исправлять ошибки в сочинении егэ

Разумеется лучше не допускать ошибок в столь ответственном задании, но уж коли они имеет место быть, конечно нужно показать проверяющим ваше итоговое сочинение то, что вы сами заметили свою ошибку и исправили её. Если вы ошиблись в одной букве, то просто зачеркните её одной косой линией, и напишите над ней правильную букву. Если это целое слово, то возьмите его в скобки, и с верху напишите другое. В отношении замены слова или целой фразы, существует еще один метод исправления. Подчеркните не правильный фрагмент и после его последнего слова поставьте звездочку, а в конце сочинения поясните в сноске, на какой правильный фрагмент стоит заменить подчеркнутый.

Пример:

«Предо мною открылась просторная поляна, искрившаясь* белоснежным покрывалом снега.»

________________­_________________­_________________­_________________­_______

*Вместо слова «искрившаяся» следует читать «искрящаяся»

Но не следует злоупотреблять такими исправлениями. Это не только делает общий вид сочинения и его удобочитаемость плохими, но дает понять проверяющим что человек писавший его, либо не внимателен, либо безграмотен.

Помимо орфографии и пунктуации в итоговом сочинении или в сочинении ЕГЭ по русскому и литературе могут быть и другие не менее (а может и даже более!) важные ошибки. Но на школьных уроках мы говорим о них очень мало. Что делать? Как улучшить письменную речь учеников и помочь им набрать максимум по экзаменационным критериям? Разбираемся с темой «сочинение ЕГЭ: ошибки», а заодно смотрим и на ошибки в итоговом сочинении.

сочинение егэ ошибки

Сочинение ЕГЭ: ошибки, а также ошибки в итоговом сочинении

Уже около пяти лет я работаю с текстами детей и подростков: не только со школьными сочинениями, но и с творческими работами. За это время у меня сформировался набор самых распространенных ошибок, а также методы их исправления, которыми я с радостью делюсь с вами.

Сочинение ЕГЭ: ошибки и их виды

Существуют различные подходы к классификации ошибок в речи (с ними можно познакомиться, например, в работах В.И. Капинос, С.Н. Цейтлин, М.Р. Львова). На экзаменах согласно критериям проверки эксперты, а значит и ученики, должны обращать внимание на три вида ошибок:

  • речевые;
  • грамматические;
  • логические.

сочинение егэ ошибки

Краткий обзор критериев экзаменов формата 2022 года
Сочинение ЕГЭ: ошибки, а также ошибки в итоговом сочинении

Кратко о речевых, грамматических и логических ошибках 

Речевые ошибки — это неточности в использовании слов или словосочетаний. Они возникают, когда автор не может правильно донести свою мысль, грамотно передать смысл высказывания. 

Самые частотные ошибки в этой группе:

  • повтор;
  • тавтология;
  • речевая недостаточность;
  • нарушение лексической сочетаемости.

Грамматические ошибки — это ошибки в структуре языковой единицы. В соответствии с этим выделяются типы по уровням языка: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Они в полном объеме представлены в задании № 8 ЕГЭ по русскому языку. 

Наиболее частотные из них:

  • нарушение норм согласования и управления;
  • ошибка в построении предложения с однородными членами.

Важно научить выпускников различать две эти группы ошибок, так как они отвечают за разные экзаменационные критерии. Для речевых ошибок обязательно нужен контекст, то есть соседство с другими словами и смыслами. Грамматические ошибки часто самостоятельны и «выпадают» из текста сами по себе, например, в составе словосочетаний.

Последний тип — логические ошибки: нарушение смысловой связи, когда структура высказывания искажается. Это сильнее всего влияет на раскрытие темы экзаменационных сочинений — самый важный экзаменационный критерий. За его нарушение могут обнулить всю работу.

Наиболее частые ошибки:

  • нарушение причинно-следственной связи;
  • обобщение несвязных понятий;
  • сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

Внутри классификации речевых, грамматических и логических ошибок выделяются более конкретные (около десяти в каждой из групп). Полный список с разбором и примерами есть в методических материалах ФИПИ по русскому языку и литературе.

Как учителю грамотно и эффективно анализировать письменные работы учеников?

Часто ученики относятся к собственным текстам как к чему-то слишком личному, как к частичке себя. Поэтому несправедливая или слишком резкая критика может их обидеть или настроить против вас. Чтобы этого избежать, важно научить относиться к тексту как к инструменту решения различных задач, эффективному способу донесения знаний. 

Соответственно, ребенок должен понимать, что наша самая главная цель — сделать его работу лучше, то есть чтобы она лучше доносила мысль, была интереснее, понятнее. Поэтому те правки, которые дает преподаватель, ни в коем случае не нужно принимать на свой счет.

Задав ученикам правильный настрой, переходите к работе. Ученик приносит вам текст с большим количеством разных ошибок. Что делать? 

1. Всегда начинать с положительного

Очень важно всегда, что бы ребенок ни принес, поддержать его. Это не значит льстить или перехваливать. Как минимум поддержать старания — очень грамотный и правильный шаг. Ученик закончил текст, на это уже немногие способны.

К этому же пункту относится еще одно важное правило: обязательно начинать разбор с хороших сторон текста, а потом переходить к плохим. Это создаст положительный настрой всей беседы.

Можно начать с такой фразы: «Мне понравилось, как ты подошел к идее/отличный заголовок/интересная формулировка/здорово, что ты не забыл про структуру…, но тут также есть, что улучшить».

2. Не называть сочинение «плохим» или «хорошим»

Эти слова очень оценочны. У каждого преподавателя зачастую свое понимание плохого и хорошего, приемлемого и неприемлемого. К тому же их часто используют как оценку человека, а не его работы. Этого стоит избегать. Побережем детей — ярлыков на них навесят и за нас. Пусть качество текстов будет выражено в баллах.

3. Не использовать формулировку «мне не нравится» как аргумент

Ученик просит объяснить речевые ошибки в сочинении, а учитель говорит: «Мне не понравилось, это не звучит». Допустим ли такой ответ? Я считаю, что абсолютно нет. Что именно не понравилось? Как это исправить? Как этот ответ поможет мне писать лучше? В этом случае может возникнуть конфликт: подросток, скорее всего, не смолчит, а будет добиваться справедливости.

Одному из своих учеников на пробном итоговом сочинении я поставила «незачет» за К4, потому что его работа строилась на тезисе «В современном мире люди проводят все свое время в интернете, поэтому настоящая любовь невозможна». Мне понадобилось много усилий для того, чтобы доказать в работе нарушение причинно-следственной связи и побороть категоричность и скептицизм ученика, сохранив при этом диалог.

4. Объяснять каждое замечание и говорить, как исправить

Это замена предыдущему подходу к оцениванию сочинений. Здесь стоит взять на вооружение именно работу эксперта ЕГЭ, когда он считает: «Тут у тебя две речевых ошибки, тут грамматическая, а тут нет запятой» — и на основе такого анализа выставляет балл. Спокойный и последовательный разбор конкретных ошибок позволит:

  • улучшить сам текст;
  • показать ученику, где именно у него неправильно;
  • дать рекомендацию по исправлению, чтобы в дальнейшем школьник в этом моменте не ошибался. 

Одна из самых частых ошибок в сочинениях, которую бывает по-настоящему трудно объяснить, — нарушение лексической сочетаемости.

В этом случае я иду от простого примера к более сложному. Сначала спрашиваю, как мы называем несколько коров («стадо»), волков («стая»), пчел («рой») и предлагаю переставить эти наименования местами, что приводит к бессмыслице. Затем перехожу к парам глаголов «играть (роль)»  — «иметь (значение)», которые часто путают. Если встретился действительно необычный случай, то вместе с учениками обращаюсь к Национальному корпусу русского языка.

5. Дать понять, что нет готового решения

Конечно, слова сами по себе не являются табу, но некоторые их них просто попадают «в не то место» и портят текст. Например, слишком много эпитетов или размышления, которые выходят за рамки темы будут просто неуместны в сочинении ЕГЭ или итоговом сочинении. Важно научить ребенка подстраиваться под формат той работы, которую ему нужно написать, и смотреть на свой текст со стороны, как эксперт или проверяющий. 

Ошибки допускают все — это нормально. Но что делать, если вы ошиблись на едином государственном экзамене? Точно не паниковать — всё поправимо. Надо лишь знать правила, по которым вносятся исправления в бланк регистрации и ответов.

Вот об этом мы и поговорим в статье. Читайте нашу статью — и вы поймёте, как исправить ошибку в бланке ЕГЭ. А также узнаете, где посмотреть ошибки ЕГЭ, проверяя результаты экзаменов.

Ещё больше полезной информации ищите в нашем Telegram-канале. А чтобы заказывать работы выгодно, следите за акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Как исправлять ошибки в ЕГЭ

Каждый год выпускники 11 классов сдают единый государственный экзамен по русскому, математике и одному-двум дополнительным предметам. Что же так пугает школьников Москвы и других городов России в ЕГЭ? Одна из причин — высокие требования к заполнению регистрационных форм. Ведь результаты в первую очередь проверяют компьютеры, а не живые люди.

Однако на самом деле в этом есть и свои плюсы. Ведь раньше даже за пару помарок в итоговой работе могли существенно снизить оценку. А теперь участники ЕГЭ получили официальное право на ошибку. Количество максимально допустимых исправлений варьируется от 6 до 12. Всё зависит от типа заданий. Самое сложное в этом случае — это запомнить, как грамотно устранять ошибки и где писать верные ответы.

Как исправлять ошибки в ЕГЭ

Стресс и волнение могут привести к ошибкам. Поэтому лучше несколько раз проверить ответы на каждое задание, прежде чем сдавать бланки на проверку.

Правила исправления ошибок в бланке ЕГЭ

Так как же заменить неверный ответ? Воспользоваться чётким алгоритмом:

  1. Найдите внизу страницы поле «Замена ошибочных ответов на задания».
  2. В первой клетке ставим номер задания, ответ на который необходимо исправить.
  3. В клеточках, которые идут после тире, вписываем верный ответ.
  4. Пишем разборчиво и только чёрной ручкой! Иначе компьютер не сможет определить даже правильный ответ, если цвет чернил будет другим.

Красным в примере указано неверное заполнение бланка:

Правила исправления ошибок в бланке ЕГЭ

Сколько ошибок можно допустить в ответах? Для заданий типа А, в которых нужно выбрать правильный ответ, можно вносить до 12 изменений. А вот для заданий типа В, требующих краткий письменный ответ — допустимо лишь шесть исправлений.

А что делать, если ученик хотел внести изменение, вписал номер задания, а потом увидел, что исправлять нечего? Оставлять поле пустым не стоит. Иначе компьютер расценит это как ошибку — при подсчёте результатов всегда учитываются последние изменения. Поэтому стоит либо продублировать верный ответ, либо зачеркнуть уже написанный номер.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что делать, если ошибка в самом бланке регистрации ЕГЭ

Несмотря на то, что школьники учатся заполнять бланки ЕГЭ заранее и даже могут самостоятельно практиковаться на сайте Федерального института педагогических изменений, на самом экзамене некоторые участники теряются и могут испортить регистрационную форму.

Это типичная ошибка, которую может допустить каждый. Если же такое произошло с вами, сразу подходите к организатору. Он проверит бланк и примет одно из двух решений:

  1. Заменит бланк регистрации и выдаст новый пакет документов, если учащийся ещё не начал выполнять задания.
  2. Запишет ученика на резервную дату, если последний не только испортил бланк регистрации, но и успел выполнить часть заданий.

Чтобы исправить ошибки в бланке ЕГЭ, не стоит пользоваться замазками, ластиками и другими приспособлениями. Это запрещено и приведёт к снижению общего количества баллов за государственный экзамен.

Как посмотреть ошибки в ЕГЭ

Единый государственный экзамен позади, осталось только дождаться результатов. Как правило, они будут готовы через неделю или две.

Как же увидеть итоговые баллы за ЕГЭ? Есть несколько способов. Например, за ними можно будет прийти в школьное учреждение, где выпускники сдавали ЕГЭ, заказать результаты на сайте государственных услуг или же обратиться на официальный ресурс вашего региона.

Все эти способы помогут узнать баллы за экзамены. А можно ли посмотреть ошибки, которые ученик допустил в ЕГЭ? Да! Для этого стоит воспользоваться официальным информационным порталом единого государственного экзамена.

Как посмотреть ошибки в ЕГЭ

Как проверить ошибки ЕГЭ на портале

Как узнать ошибки в ЕГЭ на информационном портале? Воспользоваться понятной инструкцией, которая поможет быстро разобраться в нюансах:

  1. Заполнить форму авторизации.
  2. Ввести полное ФИО и регион.
  3. Вписать код регистрации, который выдали участнику на ЕГЭ.
  4. Или же вписать номер документа, удостоверяющего личность, который предъявляли на ЕГЭ.
  5. Ввести специальный код, указанный на картинке.
  6. Поставить галочку, согласившись на обработку персональных данных.
  7. Зайти в личный кабинет.

Если вы выполнили все необходимые шаги, а сайт не хочет впускать в систему, скорее всего регион, в котором вы проживаете, пока не работает с этим сервисом. А значит, стоит обратиться в региональный центр обработки информации.

Если всё получилось, то в личном кабинете вы сможете найти много полезной информации:

  • список экзаменов с датами и статусами;
  • результаты за тестовую часть ЕГЭ, которую проверяет компьютер, а также данные о максимальном и вашем балле;
  • результаты за вторую часть ЕГЭ, которая оценивалась экспертами, с подробным ответом по каждому заданию;
  • результаты по итоговому сочинению или изложению по русскому языку с комментариями;
  • отсканированные копии бланков вашего ЕГЭ;
  • перечень поданных апелляций и их статус.

Именно здесь можно не только посмотреть итоговые баллы по каждому предмету, но и ошибки, допущенные на ЕГЭ.

Что делать, если результатов нет

Зашли на сайт, ввели все данные, но не можете найти результаты? У такой ситуации может быть несколько объяснений:

  • возможно, вы ввели некорректные или чужие данные, проверьте их ещё раз;
  • возможно, результаты ещё не успели загрузить на сайт — смотрите, под каким статусом данный экзамен проходит в системе.

Что делать, если результатов нет

ЕГЭ — необходимый этап проверки знаний у российских школьников

В последнем случае нужно немного подождать и проверить результаты через пару часов.

Надеемся, теперь вы не боитесь ошибок в ЕГЭ и знаете, как их правильно исправлять в регистрационных бланках. И, конечно, не потеряетесь на сайте проверки итоговых результатов.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Высоких вам баллов за единый государственный экзамен и лёгкого поступления в желаемый вуз! А если понадобится помощь в учёбе — смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты помогут качественно написать любую контрольную, курсовую или дипломную работу.

ЕГЭ по русскому языку многим ученикам кажется лёгким. Именно поэтому к нему не всегда готовятся так тщательно, как к другим предметам. Иногда подобное впечатление оказывается обманчивым.

Чтобы максимально приблизиться к 100 баллам, мало просто систематически готовиться к экзамену. Важно ещё и учитывать типичные ошибки прошлых лет. Рассмотрим их подробнее в этой статье.

А узнать про ЕГЭ по русскому языку ещё больше вы можете по ссылке.

Задание №9. Гласные в корнях

Нужно выписать номера строк, в которых вставленные буквы одинаковые. В этом задании подвох чаще всего состоит в омонимичных корнях. При его выполнении важно подбирать однокоренные слова для самопроверки и сверять, совпадают ли они по смыслу.

Омонимия — это внешнее (графическое или звуковое) совпадение слов при совершенно разном значении. С виду одинаковые слова могут относиться к разным частям речи, например, старинная печь и печь пироги. Корни, которые звучат или выглядят одинаково, могут иметь различное значение.

Например, слова «косить» и «прикосновение» не будут однокоренными, хотя и в первом, и во втором — корень -кос-. В слове «косить» корень с проверяемой безударной гласной и значением «срезать косой траву». А в слове «прикосновение» корень с чередующейся гласной (кос/кас) и значением, связанным с глаголом «касаться».

Точно так же не будут однокоренными слова «умалять» (достоинство) и «умолять» (кого-то сделать что-то). В первом случае корень -мал- с проверяемой гласной (мАленький), во втором — -мол- (мОлит).

Особенного внимания заслуживают слова-исключения: сочетание, росток, отрасль и другие, — их следует запомнить.

Задание №12. Суффиксы причастий и окончания глаголов

Нужно указать номера строк, в которых во всех словах пропущенная буква совпадает. В этом задании ученики делают ошибки очень часто. Чтобы выполнить его верно, нужно ‍учесть несколько моментов.

1. Выучить правило спряжения глаголов, особенно глаголы-исключения. 

Помним, что в личном окончании глаголов I спряжения и в суффиксах образованных от них причастий настоящего времени встречаются только гласные Е, У, Ю.

А в личном окончании глаголов II спряжения и в суффиксах образованных от них причастий настоящего времени — гласные И, А, Я.

2. Помнить, что в суффикс причастий прошедшего времени гласная попадает из инфинитива глагола.

3. Правильно определить инфинитив глагола. Подсказка: если основа глагола оканчивается на гласные У, Е, А, то это глаголы на –ять и относятся они к I спряжению. Например: сеять, реять, таять. Исключения — клеить, драить. 

4. Также следует учитывать смысловые различия. Например: замешенное тесто — в суффиксе гласная Е, так как причастие происходит от глагола «замесить», тесто мы месим. «Замешанный в деле» — в суффиксе А, так как причастие образовано от глагола «замешать», в дело можно вмешаться или замешать кого-то.

Задание №13. Написание НЕ с разными частями речи

Нужно выписать слово, которое пишется с НЕ слитно или раздельно (в зависимости от формулировки задания). Одна из типичных ошибок при выполнении данного задания — написание НЕ с причастиями.

Ученики нередко забывают о том, что краткие причастия пишутся с НЕ всегда раздельно. Например: не занята, не заморожена.

Кроме того, причастие с НЕ пишется всегда раздельно, если у него есть зависимое слово. Например: ещё не построенный дом. Пишем раздельно, потому что у причастия есть зависимое слово ЕЩЁ.

Задание №15. Н или НН

Нужно выписать числа, на месте которых должны стоять НН или Н. В зависимости от формулировки задания. Можно выделить два типа ошибок, которые появляются у учеников при выполнении этого задания.

Первый связан с тем, что выпускники забывают о существовании двух блоков правил, — для прилагательных, образованных от существительных, и для причастий и отглагольных прилагательных — или путают их. 

Второй — с тем, что выпускники забывают о различиях между краткими причастиями и прилагательными. Например: семена рассеяны ветром. Рассеяны — краткое страдательное причастие, так как названо непостоянное качество и выражение можно заменить словосочетанием с глаголом: ветер рассеял семена.

Краткие причастия пишутся всегда с одной буквой Н. Например: студенты рассеянны. Рассеянны — краткое прилагательное, так как мы назвали постоянное качество (рассеянность). В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных.

Задание №16. Постановка запятых

Нужно указать предложения с одной запятой. Их количество точно не определено, от двух до четырёх.

‍Для успешного выполнения задания важно помнить, в каких случаях запятая ставится при однородных членах предложения. А также различать простые предложения, осложнённые однородными членами, и сложносочинённые предложения.

Одна из распространённых ошибок — постановка запятой между простыми предложениями в составе сложносочинённого при наличии у них общей части. Это может быть общий член предложения, общее вводное слово или придаточное предложение.

Например: когда закончился дождь, выглянуло солнце и появилась радуга. Запятая перед И не нужна, так как у частей «выглянуло солнце» и «появилась радуга» есть общее придаточное предложение. Солнце выглянуло (когда?) — когда закончился дождь. Радуга появилась (когда?) — когда закончился дождь.

Задание №21. Пунктуационный анализ текста

Нужно найти предложения, в которых знаки препинания ставятся в соответствии с одинаковым правилом пунктуации. Число верных ответов может быть любым.

Выпускники часто забывают про такое осложнение простого предложения, как обособленное приложение. Нередко предложения с ним относят к числу предложений с тире между подлежащим и сказуемым.

Яркая особенность обособленного приложения — оно в предложении является определением, но выражается при этом существительным. Отличить эту пунктограмму от случая постановки тире между подлежащим и сказуемым можно, выделив основу предложения и убедившись, что сказуемое в этом простом предложении уже есть.

Например: в лесу уже появились подснежники — вестники весны. Основа предложения — подснежники появились. Подснежники (какие?) — вестники весны, это обособленное приложение.

Задание №27. Сочинение

Чтобы получить максимальные 24 балла за сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку, нужно понять и сформулировать проблему текста, прокомментировать её, найти позицию автора и высказать собственную. Но не менее важно написать связный, последовательный и грамотный текст. Среди типичных ошибок при выполнении этого задания, стоит выделить несколько.

1. Комментарии и/или позиция автора не соответствуют заявленной проблеме.

Такое может случиться, если ученик не разделил две смежные проблемы. Например, проблема звучит так: «Какое влияние искусство оказывает на человека?». А ученик в комментарии и/или в позиции автора пишет о том, что такое искусство.

Чтобы избежать подобных ошибок, важно при написании сочинения постоянно сверяться с заявленной проблемой. Лучше всего придать проблеме вид вопроса и следить за тем, чтобы позиция автора была прямым ответом на этот вопрос. А каждый комментарий должен быть приближением, подводкой к ответу.

2. При написании сочинения важно следить за этичностью высказываний.

Например, нельзя допускать грубые или жаргонные выражения, оскорбления. Кстати, называть автора текста по имени и отчеству без фамилии тоже не нужно.

3. Грамотность работы заслуживает отдельного внимания.

За идеальное соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм в сочинении можно получить целых 8 первичных баллов. Тут важно учесть все знания, полученные при подготовке к тестовой части. И, конечно, быть предельно внимательным.

Например, нередко при обособлении причастных и деепричастных оборотов, придаточных предложений встречаются такие пунктуационные ошибки, когда одна запятая стоит, а вторая пропущена.

4. Нарушение речевых норм.

Нередко ученики обращаются к выражению «автор в своём тексте…». Это речевая избыточность, у автора может быть только свой текст, в чужом он не может ничего передать читателю. Распространённое клише с ошибкой — «рассуждая над проблемой», ведь рассуждать можно только о чём-то. Избежать подобных ошибок поможет регулярная тренировка в написании сочинений с последующей проверкой учителем или репетитором.

Подготовиться к ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов помогут преподаватели Тетрики. Они знают, как помочь выпускнику запомнить все правила, исключения и написать идеальное сочинение.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Типы ошибок (речевые, языковые, орфографические, пунктуационные) в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

При проверке и оценке экзаменационных работ учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок. А умение распознать ошибки поможет научиться не допускать их. Также очень важно знать, что такое грубые, негрубые, повторяющиеся ошибки, поскольку количество баллов напрямую зависит от типа ошибки. 

Например, совершив одну негрубую орфографическую, пунктуационную или речевую ошибку, вы можете набрать высшие баллы по критериям 7-10. 

Итак, критерии 7-10 проверяют соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых (грамматических) и речевых норм. 

Все ошибки делятся на: 

РЕЧЕВЫЕ 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ (в критериях языковые); 
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ 
ПУНКТУАЦИОННЫЕ


РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением. 

К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:  

1) употребление слова в несвойственном ему значении; 
2) употребление иностилевых слов и выражений; 
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; 
5) смешение лексики разных исторических эпох; 
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью); 
7) употребление лишнего слова (плеоназм); 
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 
9) необоснованный пропуск слова; 
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения. 

Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами. 

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее). 

Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки:  

  • плеоназм, 
  • тавтология, 
  • речевые штампы, 
  • немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; 
  • неудачное использование экспрессивных средств, 
  • канцелярит, 
  • неразличение (смешение) паронимов, 
  • ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, 
  • не устраненная контекстом многозначность. 

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие: 

1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в). 

2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены). 

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака). 

4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические. 

Грамматические ошибки состоят:

  • в ошибочном словообразовании (нарушении структуры слова);
  • ошибочном образовании форм частей речи;
  • в нарушении согласования, управления, видо-временной соотнесенности глагольных форм, 
  • в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, 
  • ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, 
  • в смешении прямой и косвенной речи 
  • в нарушении границ предложения. 

Примеры:

– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс); 

– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма); 

– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления); 

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы). 

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц: 

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет); 

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…); 

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя); 

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут); 

6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов. 

Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно: 

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность); 

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы); 

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку». 

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. 

К негрубым относятся ошибки 

1) в исключениях из правил; 

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 

3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными ипричастиями, выступающими в роли сказуемого; 

4) в написании -и -ы после приставок; 

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался!Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.). 

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. 

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. 

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). 

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. 

При оценке сочинения исправляются, но НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ следующие ошибки: 

1. В переносе слов. 

2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 

3. В названиях, связанных с религией: М (м)асленица, Р (р)ождество, Б (б)ог. 

4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 

5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот). 

6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь- минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй- город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 

7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную). 

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. 

!!!Одиночные графические ошибки НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной. 

При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», (опускании предлогов, неправильном согласовании слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.), которые должны рассматриваться как однотипные ошибки. 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. 

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 

1) тире в неполном предложении; 

2)обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 

3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 

4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 

5) в передаче авторской пунктуации. 

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. 

К негрубым относятся ошибки 

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. 

!!!Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется. 

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

Комментарий эксперта: вместо слова «происки» (т.е. «интриги») следовало использовать слово «примеры».

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы.

Комментарий эксперта: вместо «эффектным» нужно употребить «эффективным», ведь речь о способе решения.

3. Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор подводит итоги.

Комментарий эксперта: правильное словоупотребление – «в последнем предложении».

4. Употребление слов иной стилевой окраски

Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.

Комментарий эксперта: слово «зацикливаться» относится к разговорно-бытовому стилю речи, такие слова не следует употреблять в сочинении.

5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Комментарий эксперта: фразеологизм «то и дело» (т.е. «часто») носит разговорный характер.

6. Неоправданное употребление просторечий, жаргонных слов

По ящику сейчас показывают одни разборки.

Комментарий эксперта: следовало использовать слова «телевизор» («телевидение») и, например, «споры», «спорящих людей».

7. Нарушение лексической сочетаемости

Книги занимают важную роль в жизни человека.

Комментарий эксперта: правильно сказать «играют важную роль» или «занимают важное место».

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

Комментарий эксперта: слово «прейскурант» означает «справочник цен».

9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Писатель мастерски описывает своего героя. В своем рассказе автор рассказывает о событиях войны.

Комментарий эксперта: чтобы избежать тавтологии, нужно пользоваться синонимами («автор описывает героя», «в рассказе автор повествует о событиях»).

10. Неоправданное повторение слова

В прочитанном мною тексте автор поднимает проблему патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.

Комментарий эксперта: нужно пользоваться синонимами, в том числе контекстными: ФИО автора, писатель, публицист и т.п.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.

Комментарий эксперта: вместо придаточного времени здесь можно было употребить деепричастный оборот «оказавшись на фронте».

12. Неудачное употребление местоимений

Этот текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема.

Комментарий эксперта: местоимение «он» грамматически можно отнести и к «тексту», и к «В. Белову»; нужно избегать подобных разночтений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправлять ошибки в системе компьютера
  • Как исправлять ошибки в системе windows
  • Как исправлять ошибки в рсв отчете
  • Как исправлять ошибки в речи студентов
  • Как исправлять ошибки в расчете больничного листа