Как исправить ошибку в школе

Как исправлять
ошибки?

Порядок проверки письменных работ обучающихся

1.Проверка тетрадей является
одним из возможных способов контроля знаний обучающихся.

2.  В начальной школе надлежит
проверять ежедневно каждую работу обучающихся.

3. В качестве отметки может
быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5».
Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид деятельности (в том
числе и через дробь).

 4. В проверяемых работах
слабоуспевающих обучающихся по русскому языку и математике в 1-4 классах
учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующим правилом:

а) зачеркивая орфографическую
ошибку, цифру, математический знак, подписывает вверху букву или нужную цифру,
знак;

б) пунктуационный ненужный
знак зачёркивается, необходимый пишется красной пастой;

5.5. Проверенные контрольные
работы (диктанты, изложения, сочинения) должны быть возвращены учителем к следующему
уроку по данному предмету.

5.6. Учитель имеет право,
помимо выставления или не выставления оценки, делать в тетрадях записи,
касающиеся только непосредственно проверяемой работы.

5.7. Запрещается делать в
тетради записи, касающиеся поведения обучающихся.

5.8. При оценке письменных
(текущих и контрольных) работ обучающихся учитель в обязательном порядке
руководствуется нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

5.9. Все контрольные работы
оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Оценки за
самостоятельные работы, если они не запланированы на весь урок, могут
выставляться выборочно на усмотрение учителя.

5.10. Классные и домашние
письменные работы оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за
наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

Работа над каллиграфией

7.1. Не следует систематически
использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех
обучающихся.

7.2. Работа над
каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы дифференцированных
подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково
безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

7.3. Работу над
каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет
обучения в начальной школе.

Система работы по формированию
навыка правильного соединения букв должна проводиться обязательно,
дифференцированно и на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

7.4. Учителю следует
прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют
корректировки.

7.5. В ходе проверки учителем
прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные
буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их
написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать
образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

7.6. Учителю необходимо
исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

7.7. Неправильные написания
необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Оформление грамматических разборов согласно
требованиям УМК.

 Фонетический
(УМК « Школа России»):

Липа – 2 слога

л [ л ’] – согл.,
непар., зв., мягк.,

и [ и ] — глас.,
уд.,

п [ п ] – согл.,
пар., глух., тв.,

а [ а ] – глас.,
безуд.,

4 б., 4 зв.

Синтаксический
(УМК « Школа России»):

п.   
прил.   сущ.        
гл.            сущ.

На лесной полянке появились
подснежники . (Повест., невоскл., распр.)

— По цели высказывания.

— По интонации.

— По наличию основ
(подчеркнуть основу, определить, простое или сложное, устно).

— По наличию
второстепенных членов (распростр. или нераспр., если предложение простое).

Морфологический(УМК
« Школа России»):

Существительное

На полянке³ (на
чём? где?) – сущ.

1. Н.ф. – что?
полянка.

2. Ж. р., 1 скл.

3. В П.п., ед. ч.

4. Вт. член.

Прилагательное

Тонким³ (каким?) —
прил.

1.Н.ф. – какой?
тонкий

2. В ед. ч., м.
р., Т. п.

3. Вт. член.

Глагол

Дует³ (что
делает?) – глаг.

1. Н. ф. – что
делать? дуть.

2. 1 спр.,

3. В наст. вр., 3
л., ед. ч.

4. Сказ.

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Что делать, если учитель допустил ошибку?

06.02.2023

Учитель может ошибиться и в объяснении материала, и в проверке работ. Как правильно реагировать в этой ситуации? Что посоветовать ребенку, который заметил ошибку учителя?

Заметив ошибку учителя, и ребенок и родитель часто не знают, как правильно поступить. Многие боятся, что учитель разозлится или обидится, и это будет иметь негативные последствия для ребенка. Некоторые родители опасаются, что авторитет учителя пострадает и ребенок не будет его уважать. Ребенку и родителю не хочется портить отношения с учителем, но и замалчивать тему учительских ошибок не стоит. Ведь главное в школе, чтобы ребенок получил образование. Как же правильно себя вести, если ребенок или родитель заметили ошибку учителя?

Учитель ошибся, когда объяснял материал. Как исправить?

Иногда мы сталкиваемся с тем, что со слов ребенка или из материала в тетради возникает подозрение, что учитель ошибся в объяснении материала. Родители испытывают возмущение и понимают, что ошибка учителя влияет на знания ребенка. Как исправить ситуацию?

Если вы узнаете об ошибке со слов ребенка, не стоит делать однозначных выводов.

  • Ребенок мог неправильно услышать или понять учителя.
  • Ребенок может обманывать, чтобы поддержать одноклассников против нелюбимого учителя.

В этой ситуации главное, чтобы ребенок запомнил и усвоил нужную информацию. Не стоит брать в фокус сам факт ошибки. Подчеркните, что сложно понять: действительно ли имела место ошибка или ребенок недопонял учителя. Обратитесь к надежному источнику и дайте ребенку достоверную информацию.

Если же вы встретили ошибку в материале, который учитель дал детям, например, неправильное решение задачи, перепроверьте, прежде чем возмущаться. Если вы уверены в ошибке, поясните ребенку, что ошибиться может каждый, покажите правильное решение, но не требуйте, чтобы он обсудил эту тему с учителем сам. У ребенка возникнет вопрос: как обсуждать эту тему с одноклассниками. Скажите, что вы сами поговорите с учителем.

Напишите учителю вежливое сообщение о том, что вы обнаружили ошибку. Подчеркните, что в этом нет ничего страшного, а вы будете рады, если учитель вновь пояснит задачу или вопрос всему классу. Учитель оценит вашу деликатность, а вашему ребенку не придется брать на себя чрезмерную ответственность.

Учитель ошибся, когда проверял работу. Как правильно сказать об этом?

Проверяя самостоятельные работы учеников, ошибиться может каждый. Иногда у детей непонятный почерк, иногда сказывается усталость учителя. Если ваш ребенок принес вам оцененную работу, а вы обнаружили ошибку в проверке, обсудите ситуацию с ребенком.

Часто дети не готовы указать учителю на ошибку, если эта ошибка “в пользу ребенка”. То есть учитель не заметил ошибки, поставил более высокую оценку. Не обязательно требовать, чтобы ребенок в этом признался и добровольно пошел на снижение оценки. Но объяснить правильный вариант — необходимо.

Если же учитель несправедливо снизил оценку, обсудите с ребенком, как ему более комфортно в такой ситуации. Чтобы он сам подошел к учителю или чтобы это сделали вы. Замалчивать ситуацию не стоит, когда из-за ошибки учителя у ребенка может быть снижена итоговая оценка. Конечно, признать ошибку учителю нелегко, но право ребенка на справедливую оценку важнее.

Общаясь с учителем по поводу ошибки в оценивании, стоит быть компетентным в предмете и начать разговор с вопроса, а не обвинения. Попросите учителя пояснить, почему он счел ответ ребенка неверным, выслушать его объяснения и принять готовность исправить несправедливо сниженную оценку.

Как реагировать, когда учитель часто ошибается?

Единичная, разовая ошибка учителя — это проблема, но не такая серьезная, как систематические ошибки учителя. К огромному сожалению, иногда встречаются учителя, которые плохо знают предмет и ошибаются часто. Эта ситуация влияет на весь класс, поэтому замалчивать ее не стоит.

В разговоре с учителем вы не сможете исправить ситуацию, поскольку некомпетентный учитель в один миг не сможет стать компетентным. Решать такие вопросы — это уже уровень администрации, но говорить с директором необходимо, имея на руках доказательства и понятные требования.

Вначале обсудите ситуацию с другими родителями и классным руководителем. Покажите, что учитель совершает ошибки часто и это влияет на знания всех детей в классе. Узнайте, что думают другие родители, хотели бы они смены учителя. Сделать это имеет смысл, поскольку директор пойдет вам навстречу только в случае коллективной жалобы. А также потому что, если всех родителей ситуация устраивает, вы можете испортить отношения с коллективов, потребовав заменить учителя.

Если родители с вами согласны, напишите коллективное заявление на имя директора с просьбой заменить учителя и объясните причины. Приложите в качестве доказательств реальные факты систематических ошибок учителя.

Что делать если молодой учитель ошибается?

Молодые учителя часто могут ошибаться из-за волнения и неопытности. Умение объяснить материал детям не всегда одно и то же, что уметь решать задачи самостоятельно. В такой ситуации родителям не стоит “жалеть” учителя. Как бы он ни был молод, он на работе и к нему следует относиться как к профессионалу, а не как к стажеру. С другой стороны, иногда плюсы молодого учителя, его мотивация могут быть очень важны для класса. В этой ситуации важно понять, готов ли учитель принять ваш совет и помощь или же он будет доказывать, что проблем нет.

Узнайте у ребенка, как учитель реагирует на критику в классе. Если учитель доброжелателен в целом, вам будет проще с ним обговорить ситуацию.

Рассчитайте свои силы. Готовы ли вы оказывать помощь учителю на систематической основе. Возможно, у вас есть такой ресурс и готовность помогать. В этом случае, вы можете предложить учителю поддержку и помощь.

Пообщайтесь с учителем лично из позиции старшего, который заинтересован в образовании своего ребенка и хочет помочь. Подчеркивайте то хорошее, что вы слышали об учителе от детей. Спросите, какую помощь вы могли бы оказать учителю. Возможно, ему необходима психологическая поддержка или беседа с детьми для улучшения дисциплины в классе.

В целом, ошибки учителя неизбежны, как любой человеческий фактор. Ваша главная задача — показать ребенку, что вам важны его знания, но подобные проблемы стоит решать бережно и конструктивно. Если же ситуация выглядит неразрешимой со стороны учителя, то вы имеете право добиваться качественного образования для своего ребенка.

Листайте также

Рассеянное внимание у ребенка в школе. Как развить внимательность?

Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?

Антипова А.А.

ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Учитель начальных классов

Введение

Работа с ошибками и их исправление одна из важнейших частей работы учителя, то, как учитель реагирует на них может очень сильно повлиять не только на успеваемость ребёнка, но и на отношения между преподавателем и учеником.

Дети бываю чувствительны к ошибкам, особенно, если это происходит перед всем классом, во время устного ответа или выступления.

Многие учащиеся могут начать бояться отвечать на уроках, замкнуться в себе и перестать вести активную деятельность на уроке. Учителю важно помнить, что его главная задача не просто исправить ответ, а сделать это так чтобы у ребёнка не пропало желание. Так же не стоит забывать, что боязнь ошибок у учащихся может развить не только учитель, но и родители.

Здесь уже стоит обратить внимание на «климат» в семье.

Исправление ошибок

 Исправляя ошибки, не забудьте похвалить ученика. Не стоит сразу же приступать к критике, даже если ошибок было очень много.

 Например, скажите, что он хорошо сформулировал основную мысль, привел хорошие примеры т.д. И уже после этого указать на ошибки.

Для того чтобы повернуть ошибку в пользу ученика, следует сначала направить его ответ в более подходящее русло тем самым показав, что ход его мысли может быть неверным. Также не следует «гнуть» свою линию, а приводить чёткие факты, которые помогут сориентироваться учащемуся.

На первый взгляд, исправить ошибку, которую ученик допускает на уроке, элементарно. Однако замечание должно быть сделано с умом – в уместный момент и в надлежащей форме. Для разных типов работы на уроке существуют разные подходы к исправлению ошибок. Отличаются также способы, которые подходят для уроков с детьми и взрослыми. От отношения учителя к ошибкам зависит и отношение к ним ученика, и даже качество усвоения материала.

Нельзя внушать страх совершать ошибки, при этом необходимо своевременно отмечать их и исправлять. Один из хороших приемов заключается в том, чтобы, параллельно, с обнаружением неточности, отдать должное какой-либо хорошо выполненной стороне задания. Это помогает сформировать и укрепить доверие между учителем и учеником, способствует повышению мотивированности учащегося и улучшению качества обучения.

Когда учащийся тренирует навыки разговорной речи, не следует перебивать его, за исключением проведения занятий в форме диалога. Нужно попросить ученика повторить сказанное уже правильно. Такой подход позволит избежать формирования «барьера» на устную речь, когда ученик опасается начать говорить из-за страха совершить ошибку.

Цель правильного исправления ошибок учеников – способствовать повышению уровня знаний ученика и формированию обстановки доверия между преподавателем и его аудиторией. Знание и применение современных креативных методик исправления ошибок, включая невербальные, значительно упрощает эту задачу.

Ошибка — это не проблема, от которой нужно поскорее избавиться. Это ресурс, который при правильном подходе помогает совершенствоваться. И его нужно использовать на полную мощность

Как повернуть ошибку в пользу ученика?

Повернуть ошибку в пользу ученика возможно лишь при тактичном подходе, когда учитель направляет ребенка в правильное русло и помогает ему развивать мысль дальше.

Первое, это внушить детям, что ничего страшного в ошибке нет.

Ошибка – это способ научиться чему-то новому, именно это должны помнить ученики на уроке

Второе проанализируйте вместе с учеником эту ошибку

Это поспособствует более глубокому изучению материала и его анализа.

Упорство со стороны учащихся также может сыграть на руку, когда у кого-то, что-то не получается это может подстегнуть человека «докопаться до истины»

Третье исправьте её и повторите правильный вариант, это также поспособствует лишнему повторению материала

Хотелось бы добавить…

Ошибка – это «возможность», попробуйте через ошибку вовлечь ребёнка в образовательный процесс, чтобы он сам захотел разобраться в теме.

Список литературы:

  1. https://engl4you.ru/kak-pravilno-ispravliat-oshibki-ychenikov-sovety-i-rekomendacii-pedagogam/
  2. https://gb.ru/posts/oshibatsya-eto-normalno

Предупреждение ошибок и работа над ними на уроках

русского языка в начальной школе

Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, четкое различение фонем, правильные кинестетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действия этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.

Соблюдение орфографического режима экономит нервные силы ребенка, вырабатывает у него динамический стереотип работы, который поддерживается на протяжении всех лет обучения в школе. Сюда входят определенный порядок ведения тетрадей, их регулярная проверка, обязательная работа над ошибками; соответствующий шрифт используемых наглядных пособий, их эстетичность, единообразие цвета для выделения различных орфограмм; грамотная речь всех работников школы.

Гигиенический режим предполагает соблюдение требований к организации рабочего места ученика, его посадке, расположению тетради, определению объема работы, выполняемой письменно; обязательное чередование труда и отдыха для руки ребенка; смену динамической позы в течение урока.

В случае индивидуальных затруднений, возникающих у учеников из-за нарушения слухового периферического аппарата, фонематического слуха, логопатических ошибок, быстрой утомляемости, замедленного темпа работы, учителю следует заранее планировать помощь таким детям. В каждом конкретном случае ее приемы должны быть строго индивидуализированы.

Не менее важное значение для формирования орфографической грамотности учащихся имеет и правильно организованная работа над ошибками. Она является продолжением той аналитико-синтетической деятельности, которая проводилась на предшествующих этапах овладения орфографическим навыком.

Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от систематичности ее проведения, от разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм, от максимальной для детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний, от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

Система работы над ошибками предусматривает следующие традиционные этапы:

1.        исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;

2.        анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и для каждого ученика;

3.        организация специального урока работы над ошибками.

Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы детей над ошибками желательно, начиная со 2-го класса, систематически заполнять таблицу «Работа над ошибками». Стенд может быть заменен таблицей. Ее отпечатывают на компьютере и вкладывают в учебник по русскому языку каждого учащегося класса.

При исправлении ошибок учитель по-разному определяет долю последующей самостоятельности в работе над ними каждого школьника. В тетрадях слабых учеников он исправляет ошибку, на поля выносит номер соответствующего орфографического правила, под которым оно значится в таблице (см.выше), выписывает слово, которое неверно написал ученик, и, если нужно, подбирает проверочное. По отношению к группе со средней успеваемостью объем помощи уменьшается. Учитель также исправляет ошибки, но на поля выносит только номер правила. В тетрадях школьников с хорошей успеваемостью напротив исправленной ошибки ставится на полях вертикальная черточка, которая сигнализирует о неправильно написанной орфограмме. Ученик должен поработать над ней самостоятельно: соотнести исправленную ошибку с правилом, найдя его в таблице, выполнить операции, которые в ней указаны.

В письменных проверочных работах учитель исправляет все ошибки, но на поля выносит только те, над которыми дети будут работать самостоятельно. Количество слов, отмеченных на полях, как показала практика, не должно превышать четырех—шести (в зависимости от темпа работы детей) даже тогда, когда общее число ошибок значительно больше. В противном случае работа начинает выполняться механически, и в ней оказывается больше ошибок, чем в самом диктанте.

С целью наиболее точного отбора слов для фронтальной и индивидуальной работы учитель анализирует ошибки сразу после их исправления, до вынесения слов на поля.

Анализ ошибок можно выполнять по таблице. Число граф в таблице увеличивается или уменьшается в зависимости от года обучения и орфографической подготовленности класса. Дополнительные графы появляются в связи с новым изученным правилом. Число ошибок подсчитывается по горизонтали (общее количество у каждого ученика) и вертикали (количество ошибок класса на каждое правило).

Регулярный анализ, который выполняется по данной схеме, позволяет учителю четко просчитывать динамику формирования орфографического навыка как у отдельных учеников, так и у класса в целом, своевременно принимать необходимые меры по закреплению слабо усвоенных орфограмм.

Ориентируясь на проведенный анализ, педагог отбирает для фронтальной работы слова, которые написаны неверно большинством детей, и включает их в план урока, где после каждого из этих слов указывает фамилии учеников, допустивших данные ошибки. Слова для коллективного анализа следует группировать вокруг не более чем двух-трех правил, с которыми ведется работа на протяжении основной части урока. Далее учитель ставит на полях тетрадей школьников номера орфограмм (согласно стендовой таблице) против слов, с которыми они должны самостоятельно работать и которые не совпадают с орфограммами, уже отобранными для коллективного анализа.

Урок работы над ошибками строится по следующему плану:

1.        Сообщение о результатах письменной работы — 2 мин.

2.        Коллективный анализ типичных ошибок класса — 10— 15 мин.

3.        Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил — 10 мин.

4.        Самостоятельная работа над ошибками — 10—15 мин.

5.        Задание на дом — 3 мин.

6.        Подведение итогов работы — 2 мин.

Время на отдельные этапы урока регулируется в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для закрепления орфографического правила, степени подготовленности детей к работе.

В начале урока рациональнее познакомить детей только с общими результатами письменной работы, похвалить одних, выразить недовольство другими, но не объявлять оценки каждого ученика. Такой подход к организации деятельности младших школьников помогает сохранить у них работоспособность, не вызывает негативную реакцию, обиду, излишнюю расторможенность. Затем учитель сообщает, какие правила оказались менее всего усвоенными, над чем следует работать всему классу.

Второй этап начинается с записи даты и темы урока. Поскольку тетради для контрольных работ детям не раздают, школьники выполняют разбор ошибок в рабочих тетрадях, которые должны оставаться у них и для работы над домашним заданием.

Приступая к фронтальной работе, педагог зачитывает группу слов, орфограммы в которых были написаны неверно многими учащимися, и спрашивает, какое правило следует применить. Если ответ дается неточный, учитель просит прочитать название правила по таблице, вызывает ученика, который допустил ошибку в диктанте и фамилия которого записана в плане. Под диктовку учителя ребенок пишет слово на доске (остальные — в тетрадях) и, самостоятельно ориентируясь по таблице, объясняет, как надо писать слово. Далее он подчеркивает орфограмму, записывает пример на это правило. Если ученик не справляется со своей задачей, класс помогает ему выполнить необходимый анализ и подобрать дополнительный пример.

Так, после диктанта в 3-м классе по тексту «Наша семья» учитель для фронтальной работы отбирает две группы орфограмм и в своем плане отмечает:

  • разделительный ь:

семья — 2 ошибки (фамилии учеников класса), ульев — 5 ошибок (фамилии), свинья — 4 ошибки (фамилии);

  • мягкий знак в середине слова: пчельник ~ 4 ошибки (фамилии), большая — 2 ошибки (фамилии).

После того как класс распознает в этих словах (семья, ульев, свинья) определенную орфограмму, вызванный ученик проговаривает первое слово по слогам и записывает его. Затем объясняет, что м и я в этом слове произносятся раздельно, поэтому между ними надо писать разделительный мягкий знак. Он подчеркивает орфограмму по образцу таблицы, подбирает еще один пример на данное правило. Анализ орфограммы можно проводить, опираясь на образец разбора, записанный в карточке, либо без него. Так же разбирают и следующую группу слов.

Задание третьего этапа урока, в отличие от предыдущего, рассчитано на формирование умения быстро ориентироваться в применении правил. В связи с этим подробный разбор орфограмм здесь не проводится. Дети называют только правило. Упражнения для данного этапа должны быть интересными по форме. Они должны снять напряжение, которое возникло у детей от предыдущей трудной аналитической работы. Можно рекомендовать такие виды занятий:

1.        картинный диктант. Учащиеся записывают название картинки, проговаривают слово по слогам, указывают орфограмму;

2.        самодиктант. Школьники самостоятельно дополняют и записывают последнее слово-рифму в продиктованном учителем двустишии. Например:

Ах, какое объедение

земляничное … (варенье).

Устно выполняется работа, указанная в первом пункте;

3.        отгадывание загадок и записывание отгадок к каждой из них. Планируя этот вид работы, необходимо правильно отбирать загадки, для того чтобы обоснование отгадки не занимало много времени. Поэтому загадки типа «Весело журчат, друг с другом сливаются, в реку превращаются» (ручьи) предпочтительней, чем загадки типа «Летом в шубах, а зимой голые» (деревья), поскольку во втором случае имеет место сложная метафора, требующая сложного разъяснения;

4.        диктант «Проверяем себя». Ученики подбирают примеры на правило, затем один из них диктует свое слово и вызывает одноклассника для проговаривания записанного слова по слогам и определения орфограммы;

5.        работа с перфокартой, в которой проставляются нужная орфограмма и ее номер по таблице;

6.        работа с карточками, где в предложении вместо слова вставлена картинка, название которой нужно записать правильно;

7.        творческие виды работ: придумывание и запись предложений к каждой картинке серии; составление предложений по опорным словам с целевой установкой на письменный рассказ; запись короткого изложения; включение пропущенных предложений в рассказ и др.

Самый сложный этап урока — самостоятельная работа над ошибками, которая начинается с раздачи тетрадей для диктантов. Дети знакомятся со словами, над которыми им предстоит работать самостоятельно. Для того чтобы облегчить детям подбор примеров на правило, учитель предлагает использовать учебник. Школьники, зная название правила (они всегда могут уточнить его по таблице), по оглавлению находят нужные страницы и выбирают соответствующие слова. Такая работа приучает к использованию учебника в качестве справочника, неоднократно возвращает школьников к пройденному материалу.

Если ученик не сделал в диктанте ни одной ошибки или их было мало, учитель готовит для таких детей карточки на определенные правила с игровыми заданиями типа кроссвордов, загадок, шарад, стихотворений с незаконченными рифмами, загадочных кругов.

Учитель раздает карточки, ставя на обороте фамилию учащегося. Это дает возможность ориентироваться, какую карточку предложить в следующий раз ученику, который работает без ошибок, а также оценить работу тех детей, фамилии которых часто повторяются на карточках. Приступая к выполнению задания, школьники воспроизводят в тетрадях рисунок кроссворда, затем отгадывают и записывают слова. Подобные упражнения должны стать своего рода наградой для детей, не допускающих ошибок.

Четкие формулировки заданий, наглядные опоры для их выполнения, своевременная подготовка материала для каждой группы детей, закрепление у детей умения работать в соответствии с образцом делают четвертый этап урока более организованным, а планируемую учителем деятельность посильной для детей. В результате освобождается время на индивидуальную помощь ученикам, которые в ней нуждаются.

Домашнее задание можно предлагать только тем ученикам, в диктанте которых были ошибки. Это еще одно поощрение тем, кто справился с диктантом.

Содержание домашнего задания в младших классах будет заключаться в том, что школьники выписывают на отдельных листочках (примерный размер 7х 10 см) слова, с которыми они работали самостоятельно на уроке (те же 4—6 слов), подчеркивают орфограмму, добавляют, если надо, проверочное слово и подписывают листочки.

На следующем уроке учитель собирает домашние работы, проверяет записи, после чего дежурный вкладывает их в картотечный ящичек с фамилиями учеников. В дальнейшем при ответе ученика у доски или с места учитель может вынуть один из листков и предложить ребенку разобрать слово, которое на нем написано, назвать орфограмму, объяснить ее написание, проговорить по слогам. Если работа выполняется правильно, листочек выбрасывают. Задача школьников — добиться, чтобы в кармашках не осталось ни одного листочка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в чужом тексте
  • Как исправить ошибку в человеке пауке
  • Как исправить ошибку в чеке после закрытия смены
  • Как исправить ошибку в чеке онлайн касса
  • Как исправить ошибку в чеке ккт