Как исправить ошибку в рисунке

Яндекс.Метрика

Мила Наумова

Одна из проблем, которая чаще всего волнует начинающих акварелистов — это

жалко портить дорогую бумагу, жалко тратить акварельные краски на всякие пробы и оттачивание приемов.

Хочется с первого рисунка создавать шедевры.

Да! Бумага и краски стоят недешево, как можно научиться классно рисовать, не испортив кучу бумаги?
Никак!

Однако есть и хорошие новости​​ :)

1. ПОМОГУТ ОБЫЧНЫЕ БУМАЖНЫЕ САЛФЕТКИ

Во время рисования акварелью держите под рукой белые бумажные салфетки или бумажное полотенце, белая туалетная бумага тоже подойдет.
Если вдруг акварель потекла куда не нужно, или рука дрогнула, то сразу промокните это место чистой салфеткой. Салфетка впитает всю краску, и бумага станет почти белой. 

2. ОЧИЩАЮЩИЙ ДУШ 


Если вы считаете, что испортили рисунок и салфеткой тут не помочь, то можно помыть акварельную бумагу под душем или струей чистой воды из крана.
Только не трите бумагу кистями или губкой!

После того как отмылось под струей воды все что смогло отмыться, разложите бумагу на гладкую поверхность и промокните рисунок чистой салфеткой. Салфетка заберет остатки краски.
Это получается только с толстыми бумажками от 270 гр/м и толще.
Если вы рисовали на тонкой бумаге, то так рисковать не стоит, бумажка может развалиться. 

Если вам не понравился рисунок уже на последней стадии готовности и душем точно не отмыть, все равно не спешите выкидывать свое детище. 

3. ОТЛОЖИТЕ РИСУНОК НА ВРЕМЯ

Сделайте папку или коробочку для таких испорченных рисунков, и откладывайте их.
Иногда доставайте их, и пересматривайте. Бывает, что рисунок не так уж плох, как показалось вначале. 

Возможно появятся новые идеи, как можно исправить рисунок, которые вам ранее  даже не приходили в голову.
И вполне реально, что со временем у вас появятся новые знания и опыт, и вы сможете исправить рисунок, или сделать его интереснее для зрителей. 

4. МОЖНО ОБВЕСТИ ЧЕРНЫМ

Среди иллюстраторов есть шутка: испортил рисунок — обведи черным. 

Если вы владеете хотя бы базовыми основами набросков (скетчинга) или быстрого рисунка, то вы можете улучшить акварельную живопись превратив ее в акварельную графику. 
Для этого достаточно сделать поверх высохшей акварели рисунок тушью, линером, кистевым маркером (брашпеном) или черной ручкой. 

  

5. СПАСУТ УЗОРЫ и ТАНГЛЫ

А можно и не обводить, а заполнить акварельные пятна декоративными узорами внутри.
А можно и не черным, а цветными и белыми контурами. Не ограничивайте свои фантазии.

Например,  вот так делает художница Елена Трубина.

.

       

6. ИНОГДА МОЖЕТ ВЫРУЧИТЬ ГУАШЬ

 Если все расстройство из-за того, что вы нечаянно закрасили места в картине, которые должны были остаться белыми,

то на помощь придет белая титановая гуашь или белый акрил, а также белая ручка и белый маркер для ретуширования текста на бумаге.


Многие акварелисты используют все эти материалы и не только для исправления, а еще для создания интересных эффектов в картинах.
Гуашь достаточно плотная краска и она может перекрыть ваши акварельные ляпы. 

.

7. КАДРИРОВАНИЕ

Один из способов спасти испорченную или не получившуюся акварель — кадрирование.
Для кадрирования изготавливают два бумажных уголка, создают из них видоискатель и выбирают удачный формат миниатюры отсекая неудачные фрагменты.
Подробнее о кадрировании я рассказываю и показываю в видео.

.

8. АППЛИКАЦИЯ и КОЛЛАЖ

 

 Еще может помочь исправить акварельный рисунок аппликация и коллаж. 

Простым языком это означает, что вы можете что-нибудь приклеить в свой рисунок. Это может быть что-то вырезанное из фотографии или из журнала, газеты или даже из своего собственного рисунка нарисованного на другом листке бумаги. 

Например:  птица на камне вырезана из журнала и вклеена в акварель.

.

7. КАДРИРОВАНИЕ

Один из способов спасти испорченную или не получившуюся акварель — кадрирование.
Для кадрирования изготавливают два бумажных уголка, создают из них видоискатель и выбирают удачный формат миниатюры отсекая неудачные фрагменты.
Подробнее о кадрировании я рассказываю и показываю в видео.

.

8. АППЛИКАЦИЯ и КОЛЛАЖ

 

 Еще может помочь исправить акварельный рисунок аппликация и коллаж. 

Простым языком это означает, что вы можете что-нибудь приклеить в свой рисунок. Это может быть что-то вырезанное из фотографии или из журнала, газеты или даже из своего собственного рисунка нарисованного на другом листке бумаги. 

Например:  птица на камне вырезана из журнала и вклеена в акварель.

.

    

Еще можно вклеивать другие фактуры: салфетки, кожу, кружева, ткани, картон, ниточки,

засушенные листики-цветочки… вариантам нет границ.

.

9. ЭКСПЕРИМЕНТЫ

 Если по прошествии долгого времени вам кажется, что рисунок так ужасен, что его совсем не спасти, то смиритесь, расслабьтесь и разрешите себе экспериментировать на всю катушку! 

Например, можно заклеить всю поверхность рисунка кусочками белых салфеток или мятой бумагой, а поверх рельефной фактуры нарисовать какой-нибудь новый рисунок. 

.

     

.

Не бойтесь испортить бумагу пока учитесь, ведь не разбив яиц не приготовишь омлет :)

А чтобы меньше допускать ошибок,

посмотрите бесплатный мини-курс:

«10 ошибок начинающего акварелиста»
.

.

Понравилось?

Сохраните ссылку, чтобы не потерять:

Оплошность в процессе работы над акварельной картиной совсем не значит, что все пропало. Сиан Дадли (Siаn Dudley) научит вас исправлять различные недочеты, чтобы спасти рисунок от корзины для мусора.

Сорная растительность заработала плохую репутацию. Она так прочно укоренилась в сознании людей как «вредная», что лишь немногие дают ей второй шанс. По-моему, это очень печально. Бурьян это цветы, выросшие не в том месте. И хоть они могут портить жизнь культурным растениям, это не мешает им быть красивыми.

С учетом этого я хочу познакомить вас с «акварельными сорняками». Это не значит, что отныне каждый акварелист должен рисовать одуванчики. Под «акварельными сорняками» подразумеваются все отметины, получившиеся случайно, другими словами, это живопись не в том месте. Я встречала много людей, уверенных в том, что ошибку в работе над акварельной картиной невозможно исправить. Поэтому они рвут рисунок на части, выбрасывают его в мусорную корзину, и начинают все заново. Однако это совсем необязательно!

Снятие краски

Не секрет, что акварель хорошо растворяется в воде. С практической точки зрения это означает, что любую помарку можно намочить и «снять» с рисунка. Сделать это можно тремя способами:

1. Влажный метод

Аккуратно пройдитесь по участку влажной кистью. Удалите краску либо кистью, либо клочком бумажного полотенца.

2. Мокрый метод

Обильно смочите неудачную область мокрой кистью. Не экономьте на воде – ее недостаток приведет к появлению полос на размывке. Слегка промокните акварель бумажным полотенцем. Так вы меньше размажете краску, чем кистью.

3. Метод смывания

Обширные фрагменты (такие как небо) можно подставить под тонкую струю холодной воды. При необходимости можете помочь акварели смыться мягкой кистью. Пусть вода стекает с краю картины. Для просушивания расположите ее под таким углом, чтобы потеки воды не испортили остаток рисунка.

Влажную акварель можно снять кистью. Но бумажное полотенце лучше справляется с задачей, ведь оно сухое, лучше впитывает, и его можно сложить по-всякому.

Учтите, что некоторые пигменты впитываются в бумагу сильнее, поэтому полностью смыть их не удастся. Я рекомендую начинающим писать не впитывающимися красками – эта информация указывается на упаковке.

рисование акварелью

Четкие границы

Резкие края проявляются по мере высыхания размывки. Это случается, когда вода вместе с пигментом собирается у границы прописанного влажной акварелью участка. Такое явление можно умело использовать для создания эффекта четкой линии.

Нежелательные грубые границы можно убрать с помощью влажной (не мокрой) кисти с достаточно острым кончиком. Старайтесь не задеть размывку по сторонам от линии, иначе акварель размажется больше, чем нужно. Слегка прижмите бумажное полотенце к линии, и снимите влажную краску.

Для смягчения резкого края намочите область с одной стороны (или двух) от него, не касаясь самой границы. Двигайтесь по направлению к краю, а не от него. В конце лишь слегка затроньте линию, чтобы пигмент разошелся по увлажненному участку. Убедитесь, что эта область достаточно большая. В противном случае краска, дойдя до ее края, образует новую четкую линию.

как устранить потеки в акварели

Потеки

Это бедствие сложно не заметить. Сразу приложите к потеку бумажное полотенце, и от него не останется и следа. Продолжайте работу только после полного высыхания этой области.

Потек испортил композицию? Повлияет ли на результат дополнительно дерево, ветвь или стебель в вазе? Если потек не причинил вреда картине, можно ли замаскировать его с помощью воды или краски, пока он не высох?

Потеки – забавная вещь. Поиграйте с ними, и получите массу возможностей для соединения цветов, что придаст рисунку динамики и свежести. В акварели сорняки – довольно почитаемая культура!

ошибки в акварельной живописи

Цветная капуста

Данный распространенный сорт бурьяна произрастает там, где вода (или водянистая размывка) попадает на почти высохшую краску. Эффект, напоминающий головку цветную капусты, усугубляется при высыхании. Когда такое происходит, лучше позволить «цветной капусте» просохнуть, прежде чем что-либо предпринимать. Полезьте все исправлять раньше, и сделаете только хуже.

Оцените ущерб. Если вид «цветной капусты» вас не радует, можете избавиться от образовавшегося четкого контура влажным методом.

Однако лично мне такие случайности по душе. Как только я поняла их природу, я долго училась контролировать их. Наблюдая за процессом высыхания краски (да, я этим зарабатываю на жизнь!) и меняя размеры и формы кистей для регулировки количества добавляемой воды, цветная капуста поможет получить замечательные формы облаков, цветов, деревьев, семенных шапок и листвы. Также это отличный способ сделать обширные фрагменты картины текстурными.

как исправлять ошибки в акварельной живописи

Смешивание

Когда смежные влажные размывки соприкасаются, цвета часто перемешиваются. Это может стать прекрасным методом соединения оттенков, от чего картина только выигрывает, особенно если она написана в свободной небрежной манере. Поэтому не забывайте оценить «ущерб», прежде чем браться за исправление неудачи.

Если у вас перемешались светлые тона, то второй слой размывки нужного оттенка скроет следы несчастья, и вам не придется снимать краску. Когда проблемный фрагмент имеет более глубокий цвет, его нужно снять мокрым методом.

смешивание цветов в акварельной живописи

Пятна краски

Это явление знакомо любому, кто когда-либо ронял кисть на рисунок, или забывал должным образом обезопасить картину при набрызгивании краски. Такие нюансы легко вливаются в композицию, делая ее динамичнее и текстурнее. Зачастую это проще, чем пытаться избавиться от них.

Вместо удаления отметины, постарайтесь растянуть ее до соответствующей формы влажной кистью. Наши студенты редко планируют изображать чаек на морских пейзажах. Но после набрызгивания краски на задний план, почти ни одна картина не остается без этих чудных птиц!

Неправильный тон

С этим видом сорняка необходимо бороться – правильная тональность картины имеет первоочередную важность.

Если тон слишком бледный, пропишите участок вторым слоем, тщательно соблюдая границы размывки. Вылезьте за края, и картина будет выглядеть перегруженной.

Слишком темный тон легко исправить влажным методом. Вам вряд ли удастся точно снять определенное количество акварели, поэтому подождите, пока рисунок высохнет.

портрет акварелью

Полезные сорняки?

Помните, что некоторые бурьяны могут принести пользу. Клевер на лужайке представляет проблему, но для органического фермера это настоящее спасение, восстанавливающее плодородие почвы.

Рисуя портрет Дяди Роджера, я не собиралась изображать его наряд в таком небрежном стиле. Но уронив кисть на картину, я осознала всю прелесть эффекта цветной капусты, способного придать ткани впечатляющей текстурности, на которую я даже не рассчитывала. Мне не стоит так открыто заявлять об этом, но мне также пришлось удалить немало четких границ с этого рисунка, за исключением некоторых тщательно выбранных мною.

Относитесь к каждой акварельной оплошности как к возможности украсить картину, поэкспериментировать, или попробовать новые техники, способные задать новое направление вашему творчеству. Запаситесь кистями и бумажными полотенцами, а не гербицидами и тяпками!

Автор: Сиан Дадли

Поделиться статьей:

Вы перетемнили или излишне пересушили вашу акварель. Не расстраивайтесь! Всё можно исправить! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс о том, как из неудачной акварельной работы можно сделать красивую, с интересным решением графику. Пользуясь данным способом, я не раз спасала свои акварельные работы, особенно когда только начинала учиться акварельной технике.

Итак, приступим. Я сразу решила писать акварель в технике по-сухому.

Для рисования я использовала следующие материалы:

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 1

Я подобрала интересный рисунок японских рыбок кои для данного мастер-класса. Нарисовала их простым карандашом.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 2

Сразу решила закрыть маской или резервом все цветы на работе.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 3

А пока маска подсыхала, я нашла наиболее удачное цветовое решение. Намешала акварельных смесей достаточное для работы количество. Первая смесь — это бирюзовая + сепия. Вторая смесь карминовая + охра светлая.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 4

С помощью заливки прокрыла фон первой смесь. Кисть белка круглая 12.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 5

Нарисовала пятнышки на рыбках второй смесью.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 6

Смело взялась за прорисовывание воды, стараясь максимально отобразить её материальность.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 7

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 8

Чистой водичкой вымыла тельца рыбок (плоским колонком 3) и взялась за их прорисовку тонкой белкой.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 9

После того, как работа просохла вся, я ластиком сняла маску для того, чтобы прорисовать цветы.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 10

Честно признаюсь, цветы уже наметила и вдруг остановилась. Почему? Потому что полученный результат меня категорично не устроил. Работа получилась тёмная и неинтересная. Я подумала, что разорвать можно всегда успеть. А вот постараться исправить ошибки будет очень интересно! Как говорил мой учитель: «Мыть и только мыть!»

Что я и сделала. Взяла работу и отправилась в ванную комнату. Под струёй воды аккуратненько с губочкой смыла всё, что было нарисовано. А воду теперь, как и всегда, всем советую, писать в технике по-сырому! Так вода получается естественней, живей.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 11

В технике по-сырому очень важно держать бумагу в определённой влажности. Следить, чтобы лужи воды отсутствовали. Для этого бумага лежит на сырой тряпочке (фильтре) или марле. Лишнюю воду впитывает и не даёт высохнуть бумаге.

Беру снова акварель. А также приготовленные ранее смеси. И широкой, плоской синтетической кистью я начала крутить круги на воде.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 12

Теперь подсушила работу, но не полностью. Взялась прописывать рыбок. Нанесла красные пятнышки и смесью ультрамарина + умбра подчеркнула их контур. Также обозначила теневые у кругов на воде.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 13

Гуашевыми белилами осветлила тела рыбок. Проработала мелкие детали.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 14

Смесью ультрамарин + умбра тонкой кистью нанесла контуры и мелкие детали на рыбках. Нарисовала цветы.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 15

И вот последние штрихи в этой работе. Я взяла белила и по-сухому обозначила ещё раз круги на воде. Этот эффект фактурности придал особый вид работе. Кое-где белилами прорисовала цветы. Личная подпись.

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 16

Я макетным ножом обрезала работу в лучший формат. И вот итог. Прошу любить и жаловать!

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику, фото № 17

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Вам наверняка знакомо чувство уныния, когда вы совершаете художественные и/или каллиграфические ошибки. Может быть, это небольшое пятнышко краски, а может быть, вы допустили описку в своей каллиграфии. Вы можете быть удивлены, узнав, что переделывать работу не всегда необходимо! В этой статье рассматриваются пять решений подобных проблем и советы по их предотвращению.

Каждый раз, когда вы садитесь создавать произведения искусства или каллиграфию “в реальной жизни” (не на электронном устройстве), вы рискуете. К сожалению, не существует команды command + Z, если вы напишете не ту букву или забрызгаете чернилами! Единственное решение для некоторых ошибок – начать все сначала, но не все ошибки требуют переделки проекта. В этой статье мы рассмотрим пять способов исправления художественных и каллиграфических ошибок… и один из них может спасти ваш проект!

Используйте нож X-Acto, чтобы соскрести нежелательные штрихи или брызги чернил

Ножи X-Acto хороши для исправления мелких ошибок. Мне нравится использовать острие ножа, чтобы выковыривать крошечные чернильные брызги. Возможно, вы сможете использовать его и для “стирания” частей букв. Например, посмотрите на слово “Archival”, которое приведено ниже, где вместо буквы “e” стоит буква “c”.

Прежде чем что-либо делать, подождите, пока чернила высохнут. Затем с помощью острия ножа X-Acto осторожно проведите вперед-назад по ненужному штриху. Цель состоит в том, чтобы удалить верхний слой бумаги, который содержит ошибку.

Когда вы закончите, большинство следов штриха будет удалено. К сожалению, текстура бумаги будет немного “не такой” из-за всех этих соскабливаний, поэтому исправление может быть заметным.

Я часто использую эту технику, особенно если преждевременно стираю белую каллиграфию и в итоге получаю разводы. В девяти случаях из десяти нож X-Acto счищает ошибку до такой степени, что она больше не заметна. Тем не менее, если хорошенько присмотреться, то почти всегда можно увидеть, где была ошибка!

Нож X-Acto в основном исправил неприятную белую полосу на этом конверте, но текстура и цвет бумаги теперь немного “не те”.

Стирайте ошибки ластиком Sand Eraser

Компания Tombow выпускает ластик sand eraser, который немного мягче воздействует на бумагу, чем нож X-Acto. Он подходит для довольно крупных ошибок, особенно если чернила или краска не успели глубоко въесться в бумагу. Например, на рисунке ниже показана иллюстрация лавровой ветки, которую я создала. Когда я рисовала, немного акварели попало на палец, и эта акварель попала на бумагу. Это не слишком заметная ошибка, но она меня беспокоила.

Чтобы избавиться от такого пятна, аккуратно потрите его ластиком sand eraser.

В конечном итоге окрашенный слой бумаги отделяется вместе с пигментом, который его окрасил. Однако нужно быть осторожным и не нажимать слишком сильно. Если вы будете действовать слишком напористо, стертый участок бумаги приобретет заметно отличающуюся текстуру.

После аккуратного стирания ваше изделие будет готово, и никто не узнает о вашем казусе!

Закрасьте ошибку

Если соскрести ошибку не получается, закрасьте ее. Если вы работаете на черной картонной бумаге, то для исправления ошибок можно использовать густые черные чернила (например, Ziller Soot Black) или темную акриловую краску.

Я закрасила лишнюю контурную линию после “hello” белыми чернилами Bleed Proof White. Исправление заметно, но не слишком заметно.

Как и в случае с техникой соскабливания, закрашивание ошибки приведет к заметной разнице в текстуре бумаги. Тем не менее, это отличный вариант для исправления мелких ошибок, и я часто использую Bleed Proof White на белой бумаге, чтобы замаскировать небольшие чернильные брызги.

Просто продолжайте в том же духе

В некоторых случаях принять свою ошибку может быть невозможно. Однако если вы делаете работу с некоторым художественным размахом, вы можете поэкспериментировать с добавлением брызг и мазков! Мазки на чернильных маках, представленных ниже, были результатом ошибки, которая стала источником вдохновения.

Этот почтовый арт с чернильными маками появился из-за ошибки при нанесении чернил. Теперь я специально делаю мазки чернил, чтобы добиться такого эффекта!

Возможно, некоторые работы даже выиграют от пары чернильных брызг. Если вы случайно допустили брызги, подумайте о том, чтобы добавить несколько намеренных брызг, чтобы придать произведению художественный и продуманный вид.

Трассировка

Бывают случаи, когда вы просто не можете что-то исправить. В этом случае самое безболезненное решение – обвести исходный фрагмент с помощью лайтбокса. Мне пришлось воспользоваться этим решением при создании списка мюзиклов и пьес, которые подруга заказала для своей племянницы. Вместо того чтобы написать “Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat”, я написалa “Joseph and the Amazing Technicolor Dreamboat”.

Я попробовала исправить ситуацию, стерев букву “В” со страницы, но это было слишком заметно для заказной работы. Затем я попыталась закрасить царапину белой краской Bleed Proof White, но и это не помогло.

В такой ситуации единственный выход – переделывать. К счастью, лайтбокс может немного облегчить работу. Поместите деталь на лайтбокс, а затем обведите все, что вы уже сделали. Не забывайте о своих исправлениях во время обводки!

Если на создание оригинальной работы ушло около восьми часов, то на прорисованную работу – всего шесть. Шесть часов — это значительный отрезок времени, но это не восемь часов. Короче говоря, трассировка – не самое идеальное решение, но это лучше, чем начинать все с нуля.

Предотвращение

Начните с наброска карандашом

К сожалению, ни одно из предложенных мною выше решений не является на 100% надежным, поэтому лучший вариант — это предотвращение. Создаете ли вы произведения искусства или каллиграфию, всегда полезно начинать с карандашного наброска, особенно для формальных произведений.

Карандашный набросок поистине бесценен, он помогает избежать ошибок. Если вы создаете работу по заказу, важно показывать наброски заказчику, чтобы он был в курсе дела. После создания карандашного наброска и проверки его на наличие орфографических или пространственных ошибок, его можно обвести тушью. Черновики требуют времени, но они экономят время в долгосрочной перспективе, предотвращая ошибки.

Разминка

Чтобы ваша каллиграфия и письмо выглядели отточенными, можно разогреться. Разминка займет всего пару минут, и в результате вы получите плавные и элегантные штрихи. Разогретая рука также может предотвратить ошибки в каллиграфии!

Я всегда начинаю занятия каллиграфией с создания нескольких завитушек и росчерков! Более подробную информацию о разминке вы можете найти здесь.

Возможно, самый важный вывод из этой статьи – все делают ошибки в искусстве и каллиграфии. Помните, что каждая ошибка — это опыт обучения, и – кто знает? – ваша ошибка может оказаться замаскированным благословением!

Как исправить рисунок?

Порой трудновато бывает решиться начать рисовать. Вдруг да испортишь чистый лист. Поскольку мы все не застрахованы от ошибок, такие опасения небезосновательны. Это вполне возможно. Часто на уроке  приходится слышать от учеников: «У меня не получилось, дайте, пожалуйста, новый лист!». Что тут сказать? В данном случае ребенок (обратите внимание на формулировку: не «я» а «у меня») как бы пытается снять с себя ответственность, делает себя не  исполнителем, а свидетелем ошибки. Замечено, что, если объяснить это классу или группе, и  попросить говорить не «у меня не получилось», а так, как есть: «я ошибся», определенно ошибок становится меньше! Вынужденный признавать свою ответственность, ребенок  действительно начинает ее чувствовать.

Теперь перейдем к практике. Что же делать, если ошибка все-таки произошла? Когда лист безнадежно испорчен, и ученик это признает, ругать его, конечно, не стоит. Заменим лист на новый, допустим, из бумаги худшего качества (газетной, обёрточной) – и предложим ребенку потренироваться, когда же тренировки дадут результат, снова дадим лист белой качественной бумаги для «чистовика» и подчеркнем, что произошел очевидный рост качества.

Если же ошибка в рисунке исправима, то  предложим ребенку ее исправить. Часто это слово ставит ученика в тупик.   Дело в том, что многие системы обучения ИЗО отрицают применение ластика, и дети просто не сталкивались с возможностью стереть рисунок. Признаем, что ластик – это палка о двух концах, и минусов у него не меньше чем плюсов. Конечно, без него не обойтись, например, когда удаляешь вспомогательные линии, в то же время он, опять же увы, расслабляет юного художника, которому ластик буквально дает право на ошибки! Иногда ребята начинают стирать даже то, чего еще не нарисовали! А ведь это, если вдуматься,  равносильно тому, что ученик заранее ставит себе отрицательную оценку. Происходит это от того, что он и не представляет как следует, что у него должно получиться в итоге – и любой результат кажется скверным. Нужно развивать воображение, умение предвидеть искомый результат заранее, а этому обучаются систематично, с самых азов переходя к более сложному.

Обратной стороной этой проблемы является то, что порой дети вообще не видят, что совершают ошибки, изображая  непропорциональные и нелепые фигуры и предметы. Можно свести все к «детскому видению» и умилиться, но на самом деле  это идет от опережения и необученности. Не следует поддерживать и культивировать в ребенке искаженное представление о его работе. Лучше вернуться к более простым и доступным темам, не опережая уровень развития.

Тема эта сложная,можно сказать неисчерпаемая.И мы  дальше ещё будем развивать её.

Про исправление рисунков  высказала своё мнение Марина Новикова

Понравилась статья?
Подписывайтесь на обновления нашего блога Handykids.ru l

Ещё педагогически-философские  статьи:

Про экономию  материалов

Про то,как прививать любовь к рисованию

Метки: осознанность

Google+

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в решение арбитражного суда
  • Как исправить ошибку в реквизиты в документе
  • Как исправить ошибку в резолютивной части решения
  • Как исправить ошибку в реестре отправленном в фсс
  • Как исправить ошибку в реестре лицензий