Как исправить ошибку в постановлении пристава

Авдеева Екатерина

Член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, к.ю.н., доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХиГС при Президенте РФ

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 12 июля 2021 г. № 5-КГ21-45-К2, в котором описал механизм действий судебных приставов-исполнителей при совпадении отдельных идентифицирующих данных должника с данными третьего лица.

Читайте также

ВС подтвердил право тезки должника на компенсацию за ошибочное списание приставами денег

Как пояснил Суд, в случае выявления подобного рода ошибки именно на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность по восстановлению нарушенных им прав третьих лиц

06 августа 2021

В определении ВС оценил действия судов в связи с их неверным применением норм права, повлиявшим на их решения по иску лица, пострадавшего от неправомерных, по мнению последнего, действий пристава.

Действительно, на проводимых экспертным центром «Деловая Россия» мероприятиях по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, а также на других площадках, посвященных вопросам исполнительного производства, неоднократно от граждан и предпринимателей доводилось слышать о списании денежных средств с тезки должника или ошибочно с компании, поэтому можно утверждать, что проблема актуальна. Именно поэтому стали требоваться дополнительные идентификационные данные, такие как ИНН или СНИЛС. Однако необходимо учитывать, что бизнес, конечно, может серьезно пострадать от ошибочного или технического списания сразу со всех счетов всей суммы задолженности, но в отношении физлица такие действия могут иметь куда более серьезные последствия.

Трудно говорить, что само по себе указание ВС на необходимость формировать позицию, учитывая интересы более слабой стороны, которой является не госорган, а как раз само лицо, вынужденное обращаться в суд за защитой в связи с нарушением приставом его прав, не является каким-то новым требованиям к госоргану. На самом деле даже без выраженной ВС позиции приставам и кредитным учреждениям необходимо было в силу закона исходить именно из недопустимости нарушения прав и законных интересов третьих лиц. Списание денежных средств, которые для лица могут оказаться последними на текущий момент и крайне необходимыми для жизни, очевидным образом грубо нарушает его законные интересы и права, в том числе гарантированные Конституцией РФ.

Указание Верховного Суда на неправомерность перекладывания риска совпадений идентифицирующих данных с госоргана, отвечающего за законность исполнения судебного акта, на гражданина, не имеющего отношения к исполнительному производству, а также на обязанность пристава предпринять все необходимые действия для восстановления нарушенного им права третьих лиц в случае выявления ошибки важно для дальнейшей правоприменительной практики.

Загруженность приставов, существенно превышающая норму, допускаемые ими ошибки и несвоевременные действия зачастую наносят значительный ущерб правам и законным интересам взыскателей, должников и третьих лиц. Например, если говорить об аресте и списании денежных средств, то наблюдаются такие проблемы, как несвоевременное обращение взыскания на счета должника, что нарушает интересы кредитора. Но при этом нередко денежные средства списываются сразу с нескольких счетов должника, а возврат излишне взысканных денежных средств, как показывает практика, происходит не так быстро, как должно быть: на поступление денег на счет уходят недели, что может причинить существенный вред интересам как физических, так и юридических лиц.

Возражения, связанные с необходимостью должника своевременно исполнять судебные решения, на мой взгляд, исходя из практики, не всегда уместны, поскольку, во-первых, на момент вынесения решения у должника может просто не оказаться требуемой суммы, а переговоры и медиация у нас еще не часто применяются. Во-вторых, лицо может даже не знать, что является должником, так как суды порой направляют уведомления по ненадлежащему адресу (например, тому, где должник не проживает и не имеет регистрации много лет). Приставы в свою очередь зачастую не только не считают необходимым перепроверить действительный адрес регистрации, хотя доступ ко всем базам у них имеется, но и не направляют такого рода уведомления в силу загруженности и недостаточности ресурсов, включая ограниченный бюджет, что лишает должника возможности добровольно исполнить обязательство. Законом, по сути, не предусмотрен механизм рассрочки исполнения обязательства, т.е. должник не мотивирован к исполнению частями, поскольку к нему все равно могут быть применены все меры принудительного воздействия, включая ограничения выезда за рубеж. А вот в случае, если исполнения не было вовсе, есть большой шанс на то, что исполнительное производство будет окончено актом о невозможности в соответствии со ст. 46 Закона об исполнительном производстве.

Проблема ошибочных списаний на основании совпадения данных должников с данными третьих лиц без дополнительной проверки с целью идентификации, а также на основании решений, в которых содержатся ошибки, особенно обостряется с учетом темпов возврата денежных средств на счета – в сроки, исчисляемые несколькими неделями, а также из-за необходимости ни в чем неповинному лицу доказывать свою правоту.

В связи с этим приходится констатировать, что на сегодняшний день сложности вызывают не только ошибочное списание денежных средств со счетов третьих лиц вместо счета должника при полном совпадении данных, но и другие действия, нарушающие права и законные интересы третьих лиц. Например, некоторые из таких лиц даже не подозревают, что в отношении них вынесено решение суда, поскольку судебные органы порой халатно относятся к проверке достоверности актуального адреса регистрации, принимая исковые заявления и вынося решения с грубым нарушением подсудности. Нередко злоумышленники используют указанные недостатки в противоправных целях, чтобы посредством судебной системы и системы исполнительного производства, по сути, похищать денежные средства, представляя в суд подложные документы, на которые по причине отсутствия уведомлений своевременно никто не реагирует. Мировые суды и приставы нередко даже путают в своих решениях и постановлениях номера, фамилии, даты и суммы, что также приводит к нарушению прав указанныхлиц, усложняя процедуру оспаривания соответствующих действий. Так, ограничение права выезда лица за рубеж без должного уведомления также, по сути, нарушает его конституционные права.

Очевидно, что необходимо минимизировать возможность таких ситуаций на уровне законодательства и регламентов. При этом если пристав не принимает мер или игнорирует заявление пострадавшего третьего лица, должна быть предусмотрена жесткая и неотвратимая личная ответственность. Иногда приходится сталкиваться и с тем, что приставы просто не знают, как правильно поступить в нестандартной ситуации. Поэтому на вопрос о том, существует ли проблема нарушения прав третьих лиц, должников и взыскателей судебными приставами, к сожалению, приходится ответить утвердительно. Но это системная проблема, которая, полагаю, будет частично решена внедрением цифровых технологий, информированием через госуслуги, СМЭВ и т.п. Это постепенный процесс, который находится в стадии внедрения, а пока судам и приставам необходимо крайне внимательно перепроверять информацию по исполнительным листам, не допуская при этом халатности, ущемляющей права взыскателей, а также не забывая о том, что, как указал Верховный Суд, не граждане должны доказывать свою позицию, а госорганы. Важно, что ВС обратил внимание судов на то, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) госорганов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в том числе изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта госоргана или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием, что предусмотрено ст. 16 ГК РФ.

Для формирования правоприменительной практики может быть значимым также указание ВС на то, что в целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, а также государственными внебюджетными фондами ФССП использует государственные информационные системы. Это, безусловно, важная позиция, однако вызывает беспокойство, что необходимость запрашивать информацию системно игнорируется не только приставами, но и судами. В таком случае граждане оказываются не защищенными от ошибок приставов, и даже обращение в суд далеко не всегда помогает решить проблему. При этом гражданам приходится тратить много сил и времени, чтобы доказать свою правоту – так, в рассматриваемом случае гражданину пришлось дойти до Верховного Суда.

ВС обратил внимание судов на необходимость вставать на защиту граждан и не забывать об ответственности, возложенной на госорганы и их должностных лиц в силу выполнения ими властных полномочий от имени государства. Необходимо, чтобы суды помнили о недопустимости перекладывания ответственности на коммерческие организации и тем более граждан, особенно тех, кто пострадал из-за недобросовестного исполнения обязанностей госслужащими. Чтобы такая тенденция существенно изменилась в лучшую сторону, важно использование судами этой позиции, формирование новых подходов с вынесением решений, учитывающих точку зрения ВС. Но, к сожалению, уверенности в этом нет, тем более указания пока вошли лишь в обсуждаемое определение, а не представлены в качестве разъяснения Пленума ВС. Для защиты интересов взыскателей, должников и третьих лиц считаю необходимым, в частности, принятие изменений на уровне как законодательства, так и регламентов с уменьшением дискреционных полномочий приставов, позволяющих им во многих ситуациях действовать по своему усмотрению.

В заключение отмечу, что рассматриваемое определение позволяет надеяться на изменение тенденции правоприменительной практики в сторону защиты законных интересов граждан, что, безусловно, сыграет позитивную роль для формирования доверия к судебной системе и ФССП. Важно, чтобы взыскатель мог рассчитывать, что действия пристава для исполнения судебного решения или иного документа, который ст. 12 Закона об исполнительно производстве отнесен к исполнительным, будут законными и своевременными. А должники и третьи лица, оказавшиеся их тезками, или в иных случаях нарушения их прав – что восстановление справедливости не потребует так много времени, как сейчас.

Отвечает старший помощник прокурора ЦАО г. Курска Морева Екатерина Александровна

По заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо по своей инициативе судебный пристав-исполнитель вправе только исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При этом судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями наделены старший судебный пристав и его заместитель, что предусмотрено ст. ст. 8, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Таким образом, вышестоящие должностные лица службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Кроме того, действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде.

Кто может отменить постановление судебного пристава-исполнителя?

Отвечает старший помощник прокурора ЦАО г. Курска Морева Екатерина Александровна

По заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо по своей инициативе судебный пристав-исполнитель вправе только исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При этом судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями наделены старший судебный пристав и его заместитель, что предусмотрено ст. ст. 8, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Таким образом, вышестоящие должностные лица службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Кроме того, действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде.

Приложение N 2

к Административному регламенту

по предоставлению государственной

услуги по рассмотрению заявлений

в рамках исполнительного производства

об исправлении допущенных в постановлении

судебного пристава описок или явных

арифметических ошибок, о продлении

сроков в исполнительном производстве,

об отложении исполнительных действий

и об отложении применения мер

принудительного исполнения,

о приостановлении или прекращении

исполнительного производства,

об отмене постановления судебного

пристава об окончании исполнительного

производства, о проведении

проверки правильности удержания

и перечисления денежных средств

по судебному акту, акту другого

органа или должностного лица,

о розыске должника, его имущества

или розыске ребенка, о временном

ограничении на выезд должника

из Российской Федерации

См. данную форму в MS-Word.

(форма)

Кому: ____________________________________________

(ФССП России, ее территориальный орган или

его структурное подразделение)

От кого: _________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

физического лица или наименование

юридического лица)

__________________________________________________

(место жительства или место пребывания физического

лица либо местонахождение юридического лица

с указанием номера контактного телефона)

Заявление

об исправлении допущенных в постановлении

судебного пристава описок или явных арифметических ошибок

Я, ___________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (при наличии))

являюсь ___________________________________________________________________

(должником, взыскателем)

по исполнительному производству N

__________________________________________________________________________,

(указать номер, наименование исполнительного документа, его реквизиты,

предмет исполнения, на основании которого возбуждено исполнительное

производство)

которое находится на исполнении у судебного пристава ___________ __________

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии))

отдела службы судебных приставов _________________________________________.

(наименование структурного подразделения)

Должником (взыскателем) по исполнительному производству является

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, наименование

юридического лица)

Суть заявления: ___________________________________________________________

На основании изложенного и в соответствии со статьями 50, 64.1 и частью

3 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об

исполнительном производстве»

ПРОШУ:

Внести изменения в ранее вынесенное постановление _____________________

___________________________________________________________________________

(указать реквизиты постановления)

в части __________________________________________________________________.

(указать описки или арифметические ошибки)

Приложение:

1. Копия постановления, в которое вносятся изменения.

2. Копия доверенности или иных документов, удостоверяющих полномочия

представителя.

«__» ____________ 20__ г. _______________________

(подпись)

Заявление об исправлении описок в постановлении судебного приставаИнтересно, что заявление об исправлении описок в постановлении судебного пристава является способом получения государственной услуги.То есть услугой является внесение изменений. И чтобы получить ее, заинтересованное лицо должно подать соответствующий документ.

Государственная услуга предполагает регламент действий, обязательных для заявителя. То есть процедура, основания подачи заявления и порядок его рассмотрения устанавливают нормативные акты. В частности, ст. 14 Закона об исполнительном производстве и приказ Министерства юстиции РФ № 92, которым утвержден Административный регламент. Кстати, в это регламенте можно найти ответы на ряд вопросов, возникающих в процессе исполнительного производства. Помимо заявления об исправлении описок, к примеру, заявления о прекращении исполнительного производства, заявления о приостановлении исполнительного производства и др. Ознакомиться с Административным регламентом можно на официальном сайте ФССП.

Если описка допущена в решении суда, а затем и в исполнительном листе, исправлять ее заявитель может только в суде. Для этого используется заявление об исправлении описки в решении суда. Размещенный ниже образец подходит для случаев, когда ошибки допусти судебный пристав-исполнитель. Но не любые, в арифметические, содержательные, не связанные с исполнительными действиями. Если пристав ошибается в процедуре исполнения, нужна жалоба старшему судебному приставу.

Скачать образец:

Скачать образец  Заявление об исправлении описок в постановлении судебного пристава

Пример заявления судебному приставу-исполнителю

Судебному приставу-исполнителю

ОСП Ленинского района

г. Барнаула

от Завьялова Константина Федоровича,

адрес: 656096, г. Барнаул, ул. Летняя, д. 26

тел. 4367829845

в рамках исполнительного производства

№ 98876/2022

Заявление об исправлении описок в постановлении судебного пристава

В производстве ОСП Ленинского района г. Барнаула находится исполнительное производство № 98876/2022, возбужденное на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Барнаула от 16.12.2022 г. по делу о взыскании алиментов на совершеннолетнего ребенка. Я являюсь по указанному делу взыскателем, должник – Завьялова Алеся Сергеевна.

Исполнительный лист я предъявил 20.12.2022 г. вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства. 21.12.2022 г. судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство. Вынес постановление о применении обеспечительных мер после подачи заявления на ограничения выезда для должника. Однако в указанных постановлениях установочные данные должника указаны неверно: Завьялова Олеся Сергеевна. Вместо написания имени — Алеся. Это может привести к нарушению моих прав, как стороны исполнительного производства и невозможности применения мер обращения взыскания на имущество должника.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 50, ст. 64.1 и ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,

Прошу:

  1. Внести изменение в постановление о возбуждении исполнительного производства № 98876/2022 от 21.12.2022 г. и постановление о временном ограничении на выезд должника путем изменения имени должника с «Олеся» на «Алеся».

Приложение:

  1. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства
  2. Постановление о временном ограничении на выезд (копия)

16.01.2023 г. Завьялов К.Ф.

Как составить заявление об исправлении описок в постановлении судебного пристава

Стороны исполнительного производства обладают широким кругом прав. И в процессе исполнения решения суда желательно контролировать должностных лиц. Сторона в любой момент может узнать, как протекает процесс. Для этого направляется заявление на ознакомление с исполнительным производством. Если должностное лицо ФССП допустило описки или арифметические ошибки в вынесенных документах, это может значительно затруднить процесс исполнения решения суда. Так как требования судебного пристава-исполнителя обязательны в том написании, в котором содержатся в постановлении.

Судебный пристав-исполнитель вправе сам исправить описки. Однако иногда должностное лицо может затягивать этот процесс. В силу загруженности, невнимательности, иных обстоятельств. Составить заявление об исправлении описки самостоятельно и подать его в службу — шанс ускорить процесс внесения изменений в официальные документы. А значит, и удовлетворить требования взыскателя.

К заявлению, в котором необходимо описать допущенные описки по сравнению с исполнительными документами или правоустанавливающими документами (при замене стороны исполнительного производства), можно приложить копии постановлений, в которые требуется внести изменения. Но это необязательно, так как они есть и у приставов.

Подача и рассмотрение ходатайства приставом

Подготовленный документ заявитель подает непосредственно судебному приставу-исполнителю. Либо в канцелярию отдела, либо посредством официального сайта ФССП. Заявитель — это любая из сторон производства. Если документ подает представитель, представляется доверенность. Никакая плата за подачу и рассмотрение заявления не взимается.

Документы судебный пристав-исполнитель рассматривает в течение 10 дней с даты поступления. При отказе внести изменения в постановление по заявлению об исправлении описок в постановлении судебного пристава, заявитель может обратиться с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя или обратиться к старшему судебному приставу.

Все люди иногда ошибаются, поэтому, как говорится, «даже на карандашах есть ластики».

Очевидно, что от ошибок никто не застрахован и в судах работают обычные люди. Справедливости ради, надо отметить, что предпосылки, послужившие причиной ошибок и опечаток, зачастую создают и сами истцы-взыскатели, указывая неверную информацию в исковых заявлениях и иных процессуальных документах.

Допущенные в исполнительных документах опечатки, описки и арифметические ошибки неминуемо приведут к возврату исполнительных документов без исполнения и отказу в возбуждении исполнительного производства, ведь как судебные приставы-исполнители, так и другие исполняющие решение арбитражного суда органы и организации действуют исключительно формально, поскольку наличие опечаток и описок лишает документ статуса исполнительного и его исполнение не будет законным.

В настоящей статье речь пойдет об исправлении ошибок в исполнительном листе, о том, как исправить такие ошибки или опечатки, что необходимо предпринять для скорейшего исполнения решения суда.

К слову, можно значительно сэкономить время если внимательно изучить решение суда, после изготовления его в окончательной форме, поскольку зачастую ошибки и опечатки могут «перекочевать» в исполнительный лист именно из решения суда.

Получив на руки долгожданный исполнительный лист следует внимательно проверить содержит ли он все необходимые реквизиты и нет ли в нем каких-либо ошибок или опечаток.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, указаны в ст. 13 Федерального закона об исполнительном производстве. Дополнительные требования, предъявляемые к исполнительным листам, выдаваемым арбитражными судами указаны в ст. 320 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Поскольку задачей настоящей статьи не является перечисление всех требований, предъявляемых к исполнительным документам, то мы не будет останавливаться на этом моменте и отметим лишь, что отсутствие какого-либо обязательного реквизита приводит к невозможности исполнения судебного решения.

Так вот, если в исполнительном листе указаны все реквизиты и нет никаких ошибок или опечаток, он отвечает всем обязательным требованиям к исполнительным документам, то вы можете смело воспользоваться, например, своим правом направить исполнительный лист в банк или иную кредитную организацию, если речь идет о взыскании денежных средств или их аресте, либо держателю реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, если спор был о списании или зачислении эмиссионных ценных бумаг, либо направить его судебному приставу-исполнителю.

Если опечатки, описки и арифметические ошибки обнаружены во время получения исполнительного листа, то в данном случае необходимо просто указать на них сотруднику арбитражного суда, который выдает исполнительный лист. В этом случае все недочеты устранят и вы получите новый исполнительный лист.

Что же делать, если опечатки, описки и арифметические ошибки вы обнаружили уже после того как получили исполнительный лист, ведь в соответствии с ч. 4 ст. 319 АПК РФ по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если указанной статьей не установлено иное[1].

Если относительно описок, опечаток и арифметических ошибок АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд, принявший решение вправе исправить такие описки, опечатки и арифметические ошибки по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органов или по своей инициативе без изменения содержания решения (ст. 179 АПК РФ), то относительно описок, опечаток и арифметических ошибок допущенных в исполнительном листе в АПК РФ нет ни слова.

В настоящее время сложилась устойчивая практика, в соответствии с которой со ссылкой на ч. 6 ст. 13 АПК РФ [2] применяется аналогия права. Суды исходят из того, что производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов, включено в раздел 7 АПК РФ и является одной из стадий арбитражного процесса. А поскольку нормы указанного раздела не содержат положений, позволяющих суду исправлять описки, опечатки или арифметические ошибки, суд по аналогии закона распространяет общие правила АПК РФ на исправление описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в исполнительном листе.

Таким образом, для исправления ошибок в исполнительном листе необходимо подать в арбитражный суд, выдавший соответствующий исполнительный лист заявление, в котором указать все допущенные описки и опечатки, после чего вы получите новый исполнительный лист.

Также, в качестве практического совета из собственного опыта, – для того, чтобы получить новый исполнительный лист к заявлению об исправлении ошибок необходимо приложить оригинал ранее выданного исполнительного листа.

Образец заявления об устранении опечаток в решении арбитражного суда.

Подписывайтесь на рассылку публикаций, будет много интересного:


[1] Речь идет о судебных актах принятых в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, либо если исполнение должно быть произведено в различных местах (ч. 5 ст. 319 АПК РФ), а также в случае взыскания денежных сумм с солидарных ответчиков  (ч. 6 ст. 319 АПК РФ).

[2] В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в постановлении об административном правонарушении
  • Как исправить ошибку в постановлении администрации
  • Как исправить ошибку в платежном поручении назначение платежа
  • Как исправить ошибку в платежном поручении на уплату налога
  • Как исправить ошибку в платежке октмо