Как исправить ошибку в нормативно правовом акте

Ошибки в документах – ошибки везде? 

Документирование – первейший элемент метода бухгалтерского учета. Как у любой науки, у бухучета есть предмет и метод: предметом являются факты хозяйственной жизни, а метод включает в себя документирование, инвентаризацию, оценку, калькуляцию, счета, двойную запись, баланс, отчетность. Один из основных постулатов учета: нет документа – нет факта хозяйственной жизни. В федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – закон № 402-ФЗ) документам посвящена отдельная статья – 9-я. 

В рамках программы реформирования бухгалтерского учета Минфин утвердил в 2021 г. (16.04.2021 г., приказ № 62н) отдельный стандарт, посвященный документам – ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

В ч. 3 ст. 9 закона № 402-ФЗ говорится о необходимости подтверждения фактов хозяйственной жизни документами либо при совершении самого факта, либо сразу после его окончания.

Документы могут быть составлены на бумаге и в электронном виде (ч. 5 ст. 9 закона № 402-ФЗ).

Ошибки первичных документов классифицируются по различным основаниям:

— по причинам возникновения (невнимательность и некомпетентность специалистов, неисправность вычислительной техники и т.п.);

— по месту возникновения (в текстовых и числовых данных самих документов, в учетных регистрах);

— по значению (ошибки самого документа, не повлиявшие на другие данные (например, дата, описательная часть), и ошибки, повлиявшие на другие операции (пример: неверная сумма расходов приведет к искажению налоговой базы по налогу на прибыль). 

К ошибкам первичных документов можно отнести: отсутствие обязательных реквизитов, наличие несанкционированных изменений (помарки, подчистки), исправления в тех документах, которые нельзя изменять (кассовые и банковские документы (п. 7 ст. 9 закона № 402-ФЗ, пункт 4.7 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У)) и др.

Последствиями ошибок в первичных документах могут стать неверные подсчеты результатов хозяйственных операций и налоговых баз, споры с контрагентами, претензии налоговых органов.

Вывод: ошибки в документах нужно исправлять. 

Как исправить ошибку 

На первый взгляд есть простое решение: документ с ошибкой заменить на новый, где ошибок уже не будет. Но Минфин и ФНС против таких кардинальных способов исправления: в письмах ФНС от 12.01.2018 № СД-4-3/264, от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@, от 23.03.2018 № СД-4-3/5412@ и Минфина от 23.10.2017 № 03-03-10/69280 указано, что первичный документ с ошибкой, ранее принятый к учету, заменять новым документом нельзя, ошибки следует исправить по правилам бухучета. 

Закон № 402-ФЗ (ч. 7 ст. 9) допускает наличие исправлений в первичном учетном документе (кроме исключений, установленных иными нормативными актами, см. выше), ФСБУ 27/2021 содержит отдельный раздел, регламентирующий исправления в документах. 

Порядок оформления исправлений установлен следующий: исправить, указать дату, подписи лиц, составивших документ, идентифицирующие их данные (ФИО и др.). Это корректурный способ внесения изменений. Но есть и другой способ – выставление корректирующего (исправленного) документа, по аналогии со счетами-фактурами. Эти два способа рассмотрены в Рекомендации БМЦ* Р-41/2013-КпР «Внесение исправлений в первичные документы». 

Организациям предлагается самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике способ внесения исправлений в первичные документы, учитывая особенности документооборота.

Согласно п. 12 ФСБУ 27/2021 организация может включать в документ бухгалтерского учета реквизиты, дополняющие обязательные, например, поля первичного документа: «Исправление №» и «от», где будут указаны номер и дата исправляемого документа. 

Сложнее обстоит дело с внесением изменений в электронные документы.

ФНС в письме от 11.10.2019 № ЕД-4-15/20928@ напомнила, что нормативные документы не устанавливают порядок аннулирования содержащих ошибки электронных документов. Но, добавляет ФНС, у контрагентов есть право договориться о том, что документ с ошибками не будет иметь правовых последствий, то есть будет аннулирован.

И снова нам подсказывает БМЦ¹: Р-42/2013-КпР «Внесение исправлений в электронные документы» рекомендует исправлять электронный первичный документ (ЭПД) выставлением исправленного ЭПД с дополнительными полями «номер» и «дата исправления», которые переносятся из первоначального ЭПД.

Исправленный ЭПД содержит два связанных файла: файл обмена информации продавца (информация продавца) и файл обмена информации покупателя (информация покупателя). Оформленным исправленный ЭПД будет считаться при наличии электронных подписей обеих сторон сделки. 

Примеры из практики 

1️⃣ В первичный документ (ТОРГ-12) внесены исправления, заверенные подписью только одного из лиц, составивших документ. Достаточно ли одной подписи для подтверждения изменений? Ответ – нет, не достаточно. И закон № 402-ФЗ, и ФСБУ 27/2010 указывает на необходимость подтверждения исправлений всеми лицами, составившими (читай: подписавшими, уточняется в п. 16 Положения по ведению учета и отчетности № 34н) документ.

Судебная практика настаивает на том же: в первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (постановления Первого ААС от 20.10.2014 № 01АП-5686/14, ФАС Поволжского округа от 02.07.2013 № Ф06-4577/13 по делу № А06-8882/2011). Важный момент – исправления не должны быть односторонними, должны присутствовать подписи и исполнителей (продавцов), и заказчиков (покупателей). 

2️⃣ Как внести исправления в счет на оплату? В общем случае счет на оплату не относится к первичным документам (правда, счета на оплату коммунальных услуг, аренды могут подтверждать факты оказания соответствующих услуг и рассматриваться как первичные учетные документы при наличии всех обязательных реквизитов (письма Минфина от 29.07.2010 № 03-03-06/1/494, УФНС по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100085@)). Если организация определит для себя, что счет на оплату – это не первичный документ, при наличии ошибок его можно просто заменить на новый. 

3️⃣ В УПД со статусом «1» допущена техническая ошибка. Как исправить? Если ошибка препятствует идентификации налогоплательщика и прочих данных для вычета по НДС, нужно составить новый УПД со статусом «1», где указать верные данные с таким же номером и датой, а в строке 1а — номер и дату исправлений (пп. 1.1 п. 1 приложения 7 к письму ФНС от 17.10.2014 г. № ММВ-20-15/86@).

Если ошибки содержатся только в реквизитах счета-фактуры (и первичного документа), то оформляют новый УПД со статусом «2» с таким же номером и датой, как и ошибочный, и с указанием в строке 1а даты и номера исправлений. 

4️⃣ При заполнении путевого листа была допущена ошибка: сумма фактического расхода, которая превышала норму, была отражена в путевом листе как расход по норме. Как исправить (внести исправления в путевой лист или составить бухгалтерскую справку)? Исправление можно внести корректурным способом (зачеркнуть ошибку, внести правильные данные, поставить надпись «исправлено», заверить исправление подписями ответственных лиц), либо составить новый экземпляра путевого листа, в котором указать номер и дату первичного документа, а также порядковый номер и дату исправления (по аналогии в исправлением счетов-фактур) (письмо Минфина от 22.01.2016 № 07-01-09/2235, письма ФНС от 23.03.2018 № СД-4-3/5412@, от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@, от 12.01.2018 № СД-4-3/264). Составление только бухгалтерской справки недостаточно для обоснования расходов на приобретение ГСМ, поскольку первичным документом для этого является путевой лист. 

✅ Выводы

Ошибки в первичных документах исправлять нужно, выберите свой способ внесения исправлений (корректурный либо составление нового документа с указанием исправленного), закрепите способ в учетной политике. 

* Бухгалтерский методологический центр (БМЦ) является субъектом негосударственного регулирования бухгалтерского учета в пределах компетенций, установленных ст. 24 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

— оформление и получение электронных подписей;

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

— проверка контрагентов.

Читайте больше в базе знаний «Такском»

Разъяснения по этой категории дел Верховный суд уже давал в 2007 году, а Высший арбитражный суд – в 2013 году. Но с тех пор законодательство сильно изменилось. Например, в 2015 году вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, а в 2016 году элементом судебного контроля стали акты с разъяснениями законодательства, обладающие нормативными свойствами.

В связи с этим появилась необходимость актуализировать уже устаревшие разъяснения. «Обсуждаемый проект постановления – это не только актуализированная редакция постановлений ВС и ВАС. Он взял из них лучшее, стал практически пошаговой инструкцией для судов. Такой документ нужен судам и нужен прямо сейчас», – рассказал Михаил Сорокин из Нижегородского областного суда.

Признаки нормативно-правовых актов

Пленум ВС выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт. Первый – издание его в установленном порядке управомоченным органом госвласти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом. Второй – наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В этом сюжете

  • Пленум ВС разъяснил назначение и исполнение приговора

    18 декабря, 13:35

  • Пленум ВС назвал правила заключения и толкования договоров

    13 декабря, 13:36

  • Пленум ВС: что можно и нельзя забрать у гражданина-банкрота

    6 декабря, 14:08

В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права, – судья откажет в принятии заявления к производству.

«Административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями», – подчеркивает Пленум ВС.

Разъяснения законодательства — что это?

Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, – это акты органов госвласти, органов местного самоуправления и иных органов, которые включают в себя результаты толкования норм права, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно определить и привлечь к участию в деле.

При оспаривании разъяснений суд должен установить смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта. Пленум отмечает: если разъяснения не соответствуют смыслу разъясняемых им положений – суд должен признать документ недействующим и указать на это в решении.

Итоги оспаривания

Пленум ВС дает судам право возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт взамен успешно оспоренного. Но только в случае, если суд выявит «недостаточную правовую урегулированность» административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эта норма подлежит применению лишь в случаях, когда обязанность по принятию акта предусмотрена НПА с большей юридической силой.

Оспоренный акт или его часть могут быть признаны недействующими, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. А если они были приняты раньше, чем более «сильный» НПА, – со дня вступления последнего в силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам 
о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения. 

Содержащиеся в решении выводы 
о несоответствии оспоренного акта закону или иному нормативному правовому акту могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении других дел – в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

Даны разъяснения и по поводу судебных расходов: поскольку нормы КАС и АПК не устанавливают каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или разъяснений, то распределять их нужно по общим положениям этих кодексов.

Юридическое образование и штрафы для чиновников

Ст. 208 КАС устанавливает, что заявители без высшего юридического образования ведут дела через своих представителей, которые такое образование имеют. Но при этом, подчеркивает ВС, закон не устанавливает требование к высшему образованию у лица, которое подписывает административный иск. То есть подписать заявление может административный истец без высшего юридического образования – но в суде его все равно должен представлять юрист с дипломом. И его нужно указать прямо в иске – с приложением копии диплома.

В этом сюжете

  • Специальные сроки и вывод активов: как оспорить сделки банкрота

    13 ноября, 9:12

Разъяснения даны не только по поводу статуса административного истца: судам также предложено обращать внимание на факты уклонения представителей принявшего НПА от явки на судебное заседание. «В случае неявки на судебное заседание без уважительных причин лиц, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа», – подчеркивает Пленум.

Орган госвласти, который должен проводить обязательную регистрацию нормативных правовых актов (например, Минюст), принимает участие в рассмотрении таких дел в качестве заинтересованного лица.


Постановление Пленума пока не принято – по итогам обсуждения председатель ВС Вячеслав Лебедев отправил его на доработку, по итогам которой некоторые разъяснения могут измениться.

Данный вид ошибок выражается: в неправильном оформлении реквизитов нормативного правового акта; неверном оформлении сносок и примечаний, а также в их неправильном применении; отсутствии или неправильном указании источников официального опубликования нормативных правовых актов, на которые делаются ссылки в документе; неверной рубрикации составных частей (разделов, глав, пунктов, подпунктов, параграфов и т.д.); расхождение в названиях документов, указанных в основном документе (постановление, решение и т.д.), и их наименованиями, указанными в приложении к основному документу; неправильном написании дат и т.д.

К данному виду ошибок относится также применение в заголовке нормативного правового акта сложных и длинных конструкций, которые затрудняют систематизацию и понимание нормативного акта. Сложность возникает не только при прочтении таких заголовков, но и при ссылке на такой нормативный акт в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

К данному виду ошибок относятся также неоднообразное применение в нормативном акте кавычек: использование кавычек-«лапок» вместо кавычек-«елочек»; неодинаковое написание дат: «01.09.2017» и «1 сентября 2017 г.».

N п/п

Наименование муниципального нормативного правового акта

Конкретное выявленное нарушение (извлечение из экспертного заключения)

Предлагаемая редакция положения муниципального нормативного правового акта и рекомендации

1

2

3

4

1.

Решение Совета депутатов Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 31.08.2016 N 17 «Об утверждении Положения о порядке сообщения муниципальными служащими Администрации Гаткинского сельского поселения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее — Решение)

Из экспертного заключения Министерства юстиции Хабаровского края N 302.

Рекомендуется Приложение к Решению оформить следующим образом:

«УТВЕРЖДЕНО»

Решением Совета депутатов Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 31.08.2016 N 17

Установлено несоответствие оформления положений, утвержденных Решением, примерной инструкции по делопроизводству в органах местного самоуправления городских, сельских поселений Хабаровского края, утвержденной распоряжением Губернатора края от 26.10.2015 N 551-р и рекомендованной к применению органам местного самоуправления, согласно которой, при наличии в тексте Решения формулировки «Утвердить» на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово «УТВЕРЖДЕНО» со ссылкой на нормативный акт, его дату, номер.

2.

Решение Совета депутатов Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 16 апреля 2009 г. N 4 «Об утверждении Положения о Бюджетном процессе в Вертелимском сельском поселении Старошайговского муниципального района» (далее — Решение).

Из экспертного заключения Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции. Выявлены следующие нарушения правил оформления нормативного акта.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Устава Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия полное официальное наименование муниципального образования «Вертелимское сельское поселение Старошайговского муниципального района Республики Мордовия», между тем орган принятия данного решения указан «Вертелимское сельское поселение Старошайговского муниципального района Республики Мордовия».

Рекомендуемая редакция наименования муниципального образования:

«Вертелимское сельское поселение Старошайговского муниципального района Республики Мордовия»

В преамбуле Решения имеется ссылка на п. 17 Устава Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия «Другие формы непосредственного осуществления населением Вертелимского сельского поселения местного самоуправления и участия в его осуществлении», однако полномочия Совета депутатов Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия определены статьей 20 Устава.

Рекомендовано внести корректировку в ссылку на соответствующий пункт Устава Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия.

Выявлено нарушение нумерации структурных единиц текста в утверждаемом Решением Положении о Бюджетном процессе в Вертелимском сельском поселении Старошайговского муниципального района, а именно отсутствует статья 2.

«Статья 1. Порядок составления решения о бюджете Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

1. Проект решения о бюджете Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

2. Решение о бюджете Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия составляется в порядке и сроки, установленные администрацией Старошайговского муниципального района Республики Мордовия.

3. Решение о бюджете Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного бюджета Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия.

Статья 3. Порядок принятия решения о бюджете Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия к рассмотрению Советом депутатов Вертелимского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия».

Рекомендовано внести корректировку в нумерацию статей в соответствии с требованиями юридико-технического оформления.

3.

Решение Совета депутатов Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области от 14.09.2016 N 69 «О приостановлении действия части 1, 2 статьи 21 «Положение о бюджетном процессе в Доволенском сельсовете Доволенского района Новосибирской области» (далее — Решение).

Из экспертного заключения Министерства юстиции Новосибирской области от 26.10.2016 N 6387-4-04/9.

Рекомендуемая редакция наименования Решения: «О приостановлении действия части 1, 2 статьи 21 Положения о бюджетном процессе в Доволенском сельсовете Доволенского

района Новосибирской области, утвержденного Решением…. сессии созыва Совета депутатов Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГ N…».

Выявлены нарушения в оформлении наименования нормативного акта:

Наименование Решения — «О приостановлении действия части 1, 2 статьи 21 «Положение о бюджетном процессе в Доволенском сельсовете Доволенского района Новосибирской области», тогда как в наименовании отменяемого нормативного акта обязательно указываются вид, дата и порядковый номер.

В тексте Решения нарушена нумерация пунктов — после пункта 1 следует подпункт 2.1, далее следует пункт 2.

Рекомендовано внести корректировку в нумерацию пунктов в соответствие с требованиями юридико-технического оформления.

4.

Постановление администрации Полысаевского городского округа от 08.09.2016 N 1361 «Об утверждении муниципальной Программы Полысаевского городского округа «Социальная поддержка населения Полысаевского городского округа» на 2017 — 2019 годы» (далее — Постановление).

Из экспертного заключения правового управления администрации Кемеровской области от 29.09.2016 N 100.

Рекомендовано привести к единообразию терминологию в соответствие с требованиями юридико-технического оформления.

В тексте нормативного акта отсутствует дифференцированный подход к используемым понятиям и терминам. Не единообразно употребляются слова «Программа», «программа», «муниципальная Программа Полысаевского городского округа «Социальная поддержка населения Полысаевского городского округа» на 2017 — 2019 годы» и «муниципальная программа».

5.

Постановление администрации Переславского муниципального района Ярославской области от 05.03.2018 N 201 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала» (далее — Административный регламент).

Из экспертного заключения правового управления Правительства Ярославской области от 22.02.2008 N 139.

Рекомендовано в пункте 2.6 раздела 2 Административного регламента привести к единообразию применение способа оформления даты перечисленных в указанном пункте правовых актов.

«2.6. Правовые основания для предоставления муниципальной услуги:

— Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ («Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14); <…>

— Постановление администрации Переславского муниципального района от 21.02.2008 г. N 147 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения»

При написании даты принятия нормативного правового акта используется либо цифровой (например, 29.04.2011), либо словесно-цифровой (например, 29 апреля 2011 года) способ оформления даты.

«2.6. Правовые основания для предоставления муниципальной услуги:

— Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ («Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14); <…>

— Постановление администрации Переславского муниципального района от 21 февраля 2008 г. N 147 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения»

В Административном регламенте отсутствует единообразие в написании слова «администрация» (используется написание со строчной и с прописной буквы).

Рекомендовано привести к единообразию в соответствие с требованиями юридико-технического оформления, придерживаться терминологии Устава Переславского муниципального района и указывать слово «администрация» со строчной буквы.

Выявлено расхождение в названии Административного регламента, который указан в пункте 1 Постановления об утверждении документа и в названии Административного регламента в Приложении к документу:

«1. Утвердить Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала».

Приложение

к постановлению Администрации

Переславского муниципального района

от 05.03.2018 г. N 201

Административный регламент

предоставления муниципальной услуги по выдаче документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала.»

Рекомендовано привести к единообразию в соответствие с требованиями юридико-технического оформления.

6.

Решение Совета депутатов Чекундинского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 14.06.2018 N 26 «Об утверждении положений о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и об организации подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе» (далее — Решение, Положение)

Из экспертного заключения Министерства юстиции Хабаровского края от 05.07.2018 N 693.

Рекомендовано в приложении N 2 к Положению аббревиатуру «ФИО» заменить словами «Фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии)».

В Положении отсутствует единообразие в написании аббревиатур.

По тексту встречается написание «ФИО» и «Фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии)».

7.

Решение Совета народных депутатов Первомайского сельского поселения от 15.05.2018 N Р-30/1 «О порядке учета

предложений по проекту Устава Первомайского сельского поселения, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Первомайского сельского поселения, участия граждан в его обсуждении» (далее — Решение, Порядок).

Из экспертного заключения администрации Кемеровской области от 07.06.2018 N 33.

Выявлены нарушения в оформлении наименования нормативного акта. В соответствии с правилами юридической техники:

1) в наименовании Решения сначала указывается номер Решения, а затем его дата.

2) в случае указания даты решения цифровым способом, сокращение «г» после цифры года указывать не следует.

3) точка в конце заголовка не ставится.

«РЕШЕНИЕ

N Р-30/1 от 15.05.2018 г.

О порядке учета предложений по проекту Устава Первомайского сельского поселения, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Первомайского сельского поселения, участия граждан в его обсуждении.»

Рекомендовано принять к сведению, что оформлять наименование нормативного акта необходимо следующим образом:

Решение от ДД.ММ.ГГ N… «О…»

наименование Решения привести в соответствие с требованиями юридико-технического оформления.

Выявлены нарушения в оформлении нормативного акта. В соответствии с правилами юридической техники в заголовке Приложения к Решению следует указывать также дату и номер прилагаемого Решения.

«Приложение

к решению Совета народных депутатов

Первомайского сельского поселения»

Рекомендовано наименование Приложения к Решению привести в соответствие с требованиями юридико-технического оформления.

Выявлены несоответствия правилам технического оформления.

В преамбуле Решения: слово «статьей» написано через букву «е», хотя в остальных случаях по тексту вместо нее использована буква «е».

«В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Первомайского сельского поселения, Совет народных депутатов Первомайского сельского поселения».

Рекомендовано написание буквы «е» привести к единообразию в соответствии с требованиями юридико-технического оформления.

Выявлено неверное оформление сокращений наименования комиссии. В пункте 1.4 утверждаемого Порядка приведенное наименование комиссии отличается от указанного в пункте 1.3 Порядка. Сокращение «(далее — комиссия)» следует вводить при первом упоминании наименования комиссии в тексте, а именно в пункте 1.3 Порядка.

«1.3. Предложения об изменениях и дополнениях к проекту Устава, проекту изменений в Устав излагаются в письменном виде и передаются в комиссию по подготовке проекта Устава, проекта изменений в Устав Совета народных депутатов Первомайского сельского поселения.

1.4. Предложения по проекту Устава, проекту изменений в Устав рассматриваются комиссией по подготовке проекта (далее — комиссия).»

Рекомендовано пункты 1.3, 1.4 Порядка привести в соответствие с требованиями юридико-технического оформления.

Выявлено расхождение в названии документа, указанного в положениях нормативного акта и наименованием, указанным в приложении к основному документу. В пункте 2.2 Порядка указан нормативный правовой акт Совета депутатов (наименование представительного органа), когда как речь идет конкретно о Решении Совета народных депутатов Первомайского сельского поселения.

«2.2. Граждане вправе участвовать в публичных слушаниях по проекту Устава, проекту изменений в Устав в соответствии с порядком организации и проведения публичных слушаний, определенным нормативным правовым актом Совета депутатов (наименование представительного органа).»

Рекомендовано в пункте 2.2 вместо слов «нормативным правовым актом Совета депутатов (наименование представительного органа)» указать «решением Совета народных депутатов Первомайского сельского поселения»;

8.

Постановление администрации муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2017 г. N 07-03-000456/17 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» в новой редакции» (далее — Административный регламент)

Из экспертного заключения Министерства по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) от 18.07.2017 N 4711-ГС.

Административный регламент содержит неоднообразный формат написания дат по всему документу (встречается как написание вида «1 января 2000 г.», так и вида «01.01.2000»).

Рекомендовано написание дат привести к единообразному применению в соответствии с требованиями юридико-технического оформления.



                НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
              ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ


     В соответствии с ч.  2 ст. 46 Конституции Российской Федерации
решения  и  действия  (или  бездействие)  органов   государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и
должностных лиц могут быть обжалованы в  суд.  Решения  и  действия
соответствующих органов и должностных лиц, как правило, оформляются
в виде  правовых  актов,  носящих  нормативный  либо  ненормативный
характер.
     С требованиями  об  оспаривании  правовых  актов  в  суд могут
обращаться    граждане    и    организации,    прокуроры,    органы
государственной власти и органы местного самоуправления.  По общему
правилу в  судах  общей  юрисдикции  рассматриваются  все  дела  об
оспаривании   нормативных   правовых  актов,  кроме  тех,  проверка
законности  которых  отнесена  законодательством  к  исключительной
компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
     К делам, подведомственным судам общей юрисдикции, в частности,
относятся  дела  о  признании  противоречащими  федеральным законам
законов субъектов Российской Федерации,  иных нормативных  правовых
актов  представительных  (законодательных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации,  нормативных
правовых актов органов местного самоуправления, а также нормативных
правовых актов федеральных министерств,  государственных комитетов,
служб и иных федеральных органов исполнительной власти.
     Вместе с тем  следует  учитывать,  что  в  отличие  от  общего
правила  федеральными  законами  может  специально  устанавливаться
подведомственность арбитражным  судам  дел  о  проверке  законности
определенных    нормативных    актов,   регулирующих   деятельность
неопределенного круга организаций.
     Так, согласно   ст.   138   части  первой  Налогового  кодекса
Российской Федерации (НК РФ) судебное обжалование  организациями  и
индивидуальными  предпринимателями  актов (в том числе нормативных)
налоговых органов производится путем подачи  искового  заявления  в
арбитражный суд.
     В тех случаях,  когда с заявлениями об оспаривании нормативных
актов  налоговых  органов,  регулирующих исключительно деятельность
организаций   и   индивидуальных    предпринимателей,    обращаются
прокуроры,  такие  дела  также  подлежат рассмотрению в арбитражных
судах. Если же такие акты касаются и неопределенного круга граждан,
не  имеющих  статуса предпринимателя,  заявление прокурора подлежит
рассмотрению  в  суде  общей  юрисдикции  в  порядке   гражданского
судопроизводства.
     Дела об  оспаривании  правовых  актов,  носящих  ненормативный
характер,   в  зависимости  от  субъектного  состава  участников  и
характера правоотношений разрешаются судами  общей  юрисдикции  или
арбитражными судами.
     В силу ст. 22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по
экономическим  спорам  с  участием  организаций и граждан,  имеющих
статус     индивидуального     предпринимателя,     о     признании
недействительными  (полностью  или  частично)  ненормативных  актов
государственных органов,  органов местного  самоуправления  и  иных
органов,  не  соответствующих  законам  и  иным  правовым  актам  и
нарушающих   права    и    законные    интересы    организаций    и
граждан-предпринимателей.
     При оспаривании организациями, гражданами-предпринимателями, а
также   прокурором   ненормативных   правовых  актов,  адресованных
организациям и индивидуальным предпринимателям,  но не  в  связи  с
осуществлением ими предпринимательской деятельности,  жалобы должны
подаваться в суд общей юрисдикции.
     Подведомственные судам  общей  юрисдикции  гражданские дела об
оспаривании правовых актов разрешаются Верховным  Судом  Российской
Федерации,    Верховными    судами   республик,   краевыми   и   им
соответствующими судами,  районными  (городскими)  судами.  Родовая
(предметная)  подсудность  этих  дел  зависит  от  уровня  принятия
оспариваемого правового акта (объекта оспаривания).
     Чаще всего  в  Верховный  Суд  РФ обжалуются нормативные акты,
принятые  федеральными  органами  исполнительной  власти,  перечень
которых  устанавливается  Президентом  Российской  Федерации.  Так,
например,  Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г.
N  867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" была
утверждена структура  федеральных  органов  исполнительной  власти,
состоящая  из  58  министерств,  ведомств,  служб,  комиссий и иных
федеральных органов исполнительной власти.
     Таким образом,  если  гражданином оспаривается нормативный акт
федерального  органа  исполнительной  власти,  входящего  в  данную
структуру,  на основании ст. 116 ГПК РСФСР, дело подсудно по первой
инстанции Верховному Суду РФ.
     Вместе с  тем следует иметь в виду,  что на основании ст.  116
ГПК  Верховному  Суду  РФ  подсудны  также  дела   об   оспаривании
нормативных   актов   федерального  уровня,  принятых  ведомствами,
которые не относятся к федеральным органам  исполнительной  власти.
Исходя  из  этого  Верховный  Суд  РФ рассматривает в качестве суда
первой инстанции дела об оспаривании  нормативных  актов,  принятых
Центральным  банком  Российской  Федерации и Генеральным прокурором
РФ,  а  также  действующих  до  настоящего  времени  на  территории
Российской Федерации нормативных актов министерств и ведомств Союза
ССР.
     По сложившейся судебной практике Верховный Суд РФ принимает по
первой инстанции дела  об  оспаривании  лишь  тех  правовых  актов,
которые   зарегистрированы   в   Министерстве   юстиции  Российской
Федерации   и   подписаны   руководителями   федеральных    органов
исполнительной власти (или лицами,  их замещающими). Это следует из
Указа  Президента  Российской   Федерации от 23 мая 1996 г.  N  763
"О порядке опубликования  и  вступления  в  силу  актов  Президента
Российской  Федерации,   Правительства   Российской   Федерации   и
нормативных   правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной
власти"  и  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
13 августа   1997  г.  N  1009,  которым  были  утверждены  Правила
подготовки   нормативных   правовых   актов   федеральных   органов
исполнительной власти и их государственной регистрации.
     Так, в силу  п.  10  названного  Указа  Президента  Российской
Федерации    нормативные    правовые   акты   федеральных   органов
исполнительной  власти,  кроме  актов  и  отдельных  их  положений,
содержащих   сведения,   составляющие  государственную  тайну,  или
сведения конфиденциального характера,  не прошедшие государственную
регистрацию,  а  также  зарегистрированные,  но не опубликованные в
установленном порядке,  не  влекут  правовых  последствий,  как  не
вступившие в силу,  и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений,  применения  санкций  к  гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них
предписаний.  На указанные акты  нельзя  ссылаться  при  разрешении
споров.
     В вышеназванном   постановлении    Правительства    Российской
Федерации  от  13  августа  1997  г.  N 1009 (в ред.  от 11 февраля
1999 г.)  предусмотрено,  что  нормативные  правовые  акты   должны
издаваться  федеральными  органами  исполнительной  власти  в  виде
постановлений,  приказов,  распоряжений,   правил,   инструкций   и
положений.  Издание  нормативных  правовых  актов  в  виде  писем и
телеграмм не допускается.  Нормативные правовые акты  подписываются
(утверждаются)  руководителем  федерального  органа  исполнительной
власти или лицом, исполняющим его обязанности.
     Нормативные правовые  акты,  затрагивающие  права,  свободы  и
обязанности человека и гражданина,  устанавливающие правовой статус
организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока
их действия,  в том числе акты,  содержащие сведения,  составляющие
государственную  тайну,  или  сведения конфиденциального характера,
подлежат государственной регистрации.
     Государственная регистрация    нормативных    правовых   актов
осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации,  которое
ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти.
     Федеральные органы  исполнительной власти могут направлять для
исполнения нормативные правовые  акты,  подлежащие  государственной
регистрации,   только   после   их   регистрации   и   официального
опубликования.
     При нарушении  указанных  требований нормативные правовые акты
как не вступившие в силу применяться не могут.
     С учетом  вышеизложенного можно сделать вывод о том,  что дела
об   оспаривании   нормативных   актов,    принятых    структурными
подразделениями федеральных министерств,  ведомств, Верховному Суду
Российской Федерации по первой инстанции неподсудны.
     С вступлением  в  силу Федерального конституционного закона от
23 июня 1999 г.  "О военных судах  Российской  Федерации"  дела  об
оспаривании  ненормативных  актов  Президента Российской Федерации,
нормативных актов Правительства Российской Федерации,  Министерства
обороны    Российской    Федерации,    иных   федеральных   органов
исполнительной власти,  в которых федеральным законом предусмотрена
военная  служба,  касающихся  прав,  свобод  и  охраняемых  законом
интересов  военнослужащих,  граждан,  проходящих   военные   сборы,
подлежат   рассмотрению   в   первой   инстанции  Военной  коллегии
Верховного Суда РФ (ст. 9 Закона).
     Подсудность дел   об   оспаривании   иных   нормативных  актов
Правительства Российской Федерации (не касающихся военнослужащих  и
граждан,  проходящих  военные  сборы) непосредственно в федеральном
законодательстве не определена.  В связи с этим в судебной практике
возник вопрос о том, в каком суде должны рассматриваться эти дела.
     Ответ на этот вопрос дан в постановлении Президиума Верховного
Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 69 пв-2000 о признании недействительным
п.  2 постановления Правительства Российской Федерации  от  30  мая
1997 г. N 654.
     Президиум Верховного  Суда  РФ   отменил   определение   судьи
Верховного  Суда  РФ,  которым  заявителю  было отказано в принятии
жалобы о признании недействительным  указанного  нормативного  акта
Правительства  Российской Федерации по мотивам неподсудности жалобы
Верховному  Суду  РФ  (п.  7  ст.  129  ГПК  РСФСР),  по  следующим
основаниям.
     Согласно ст.  23  Федерального  конституционного   закона   от
17 декабря  1997 г.  "О Правительстве Российской Федерации" (в ред.
от 31 декабря 1997 г.) акты Правительства Российской Федерации, как
ненормативные  (распоряжения),  так  и нормативные (постановления),
могут быть обжалованы в суд. Этот Федеральный конституционный закон
не  определил  подсудность  дел  об  оспаривании  нормативных актов
Правительства  Российской  Федерации,  в  связи  с   чем   возникла
неопределенность  в  вопросе о подсудности дел данной категории.  В
соответствии с ч.  3 ст.  10 ГПК РСФСР в случае отсутствия  закона,
регулирующего спорное отношение,  суд применяет закон, регулирующий
сходные отношения,  а при отсутствии такого закона суд  исходит  из
общих начал и смысла законодательства.
     Сходные отношения  урегулированы  Федеральным  конституционным
законом   "О  военных  судах  Российской  Федерации",  введенным  в
действие с 29 июня 1999 г., в котором прямо предусмотрено, что дела
об   оспаривании   нормативных   актов   Правительства   Российской
Федерации,  касающихся прав,  свобод и охраняемых законом интересов
военнослужащих,  граждан,  проходящих  военные  сборы,  подсудны по
первой инстанции Военной коллегии Верховного Суда РФ.
     В названном  Федеральном конституционном законе не решены и не
могли быть решены  вопросы  подсудности  других  нормативных  актов
Правительства   Российской   Федерации  (кроме  нормативных  актов,
касающихся военнослужащих и  граждан,  проходящих  военные  сборы),
поскольку  это  бы  выходило  за  пределы  предмета  его  правового
регулирования.  Однако в нем совершенно определенно  выражена  воля
законодателя  об  отнесении  указанных дел к подсудности Верховного
Суда РФ в качестве суда первой инстанции.
     Поэтому рассмотрение   районными  судами  дел  об  оспаривании
нормативных актов Правительства Российской Федерации при сохранении
в  подсудности Верховного Суда РФ менее значимых дел об оспаривании
ненормативных  актов  Правительства  противоречит  смыслу  и  целям
названных федеральных конституционных законов,  которые в силу ч. 3
ст.  76 Конституции Российской Федерации имеют большую  юридическую
силу,   чем   федеральные   законы,   в  том  числе  и  Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР.
     С учетом   приоритетной   конституционной  цели  правосудия  -
обеспечение эффективной защиты прав,  свобод и  охраняемых  законом
интересов граждан  и  организаций (ст.ст. 2, 17, 18, 46 Конституции
Российской Федерации),  а также исходя из смысла  и  целей  ст.  23
Федерального  конституционного  закона  "О Правительстве Российской
Федерации",  ст.  9 Федерального конституционного закона "О военных
судах Российской Федерации" и ст.  116 ГПК РСФСР по аналогии закона
следует сделать вывод о том,  что дела по  жалобам  на  нормативные
правовые   акты   Правительства   Российской  Федерации  как  более
значимые,  чем прямо отнесенные ГПК РСФСР к подсудности  Верховного
Суда   РФ   дела   об  оспаривании  нормативных  актов  федеральных
министерств  и  ведомств,  также  подсудны  по   первой   инстанции
Верховному Суду РФ.
     В соответствии с п.  1 ст. 27 Федерального закона от 6 октября
1999   г.   "Об   общих   принципах   организации   законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной  власти
субъектов Российской Федерации" (в ред.  от 29 июля 2000 г.) законы
субъекта  Российской  Федерации,  правовые  акты   законодательного
(представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
Российской Федерации,  правовые акты органов исполнительной  власти
субъекта  Российской  Федерации и правовые акты их должностных лиц,
нарушающие  права  и   свободы   человека   и   гражданина,   права
общественных  объединений и органов местного самоуправления,  могут
быть обжалованы в судебном порядке.  В  то  же  время  в  названном
Законе нет прямого указания на то,  что дела об обжаловании законов
и  иных  правовых  актов   законодательных   (представительных)   и
исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской
Федерации подсудны по первой инстанции судам  субъектов  Российской
Федерации.  В  связи с этим в судебной практике возникали вопросы о
подсудности названных дел.
     Так, определением  судьи  Санкт-Петербургского городского суда
Ш.  и другим заявителям было отказано в принятии жалобы о признании
недействительным  распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 431-р
"О  проектировании  и  строительстве   жилого   дома   по   адресу:
Петроградский административный район,  набережная Мартынова, дом 4"
по тем основаниям,  что жалоба  подлежит  рассмотрению  в  районном
суде.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
отменила  данное  определение  и направила жалобу на рассмотрение в
тот же суд, указав следующее.
     В силу п.  2 ст. 9 и п. 2 ст. 19 Федерального закона "Об общих
принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"   предусмотрено,   что   противоречия   закона,    иного
нормативного  правового  акта  либо  иного ненормативного правового
акта законодательного органа субъекта Российской Федерации, а также
исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской
Федерации устанавливаются соответствующим судом.
     Под соответствующим  судом  понимается  суд  общей  юрисдикции
одного уровня с органом, издавшим обжалуемый правовой акт. В данном
случае  жалоба  на  распоряжение  губернатора  Санкт-Петербурга как
главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации  подсудна
Санкт-Петербургскому городскому суду.
     В настоящее время вопрос  о  подсудности  дел  об  оспаривании
нормативных   актов  субъектов  Российской  Федерации  урегулирован
непосредственно процессуальным законом.
     Согласно новой редакции п.  2 ст.  115 ГПК РСФСР, вступившей в
силу 9 августа 2000 г.,  дела об оспаривании  нормативных  правовых
актов  органов  государственной  власти и должностных лиц субъектов
Российской  Федерации  подсудны  по   первой   инстанции   краевым,
областным и соответствующим им судам.
     Районным (городским) судам подсудны дела об  оспаривании  всех
остальных  индивидуальных  и  нормативных правовых актов,  проверка
законности  которых  не  отнесена  к  компетенции  судов  субъектов
Российской Федерации и Верховного Суда РФ.
     В районных  (городских)   судах   подлежат   рассмотрению,   в
частности,   дела   об   оспаривании   правовых   актов,   принятых
представительными   органами   и   должностными   лицами   местного
самоуправления.
     Например, С.  обратился в областной суд с жалобой,  в  которой
просил  признать  незаконным  и  отменить  решение городской Думы о
назначении  даты  проведения  выборов  мэра  города  на 19  декабря
1999 г.,  утверждая,  что  оно  принято  с  нарушением Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации".
     Определением судьи областного  суда  в  принятии  жалобы  было
отказано   на   основании  п.  7  ст.  129  ГПК  РСФСР  в  связи  с
неподсудностью спора областному суду и  разъяснено,  что  заявитель
вправе обратиться с данной жалобой в районный суд.
     Это определение  было   оставлено   без   изменения   Судебной
коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ,  которая указала
в своем определении следующее.
     Отказывая в  принятии  заявления,  судья  правильно исходил из
того, что жалоба С. не может быть принята к производству областного
суда,  поскольку  в  соответствии со ст.  113 ГПК РСФСР (приводится
действовавшая  на   то   время  редакция  процессуального   закона)
гражданские   дела,   подведомственные  судам,  по  общему  правилу
рассматриваются районными (городскими) судами,  исключения из этого
правила установлены иными законодательными актами.
     Так,   в   соответствии с п.  7 ст.  3 Федерального закона  от
26 ноября  1996  г.  "Об  обеспечении  конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в  органы  местного
самоуправления"  (в  ред.  от  22  июня  1998  г.)  областные  суды
рассматривают   в   первой   инстанции    дела    об    обеспечении
конституционных  прав  граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления.  Исходя из  содержания
данного  Закона,  к  подсудности  областных  судов отнесены дела по
заявлениям и жалобам о назначении даты проведения выборов депутатов
представительных   органов   местного   самоуправления  и  выборных
должностных лиц местного самоуправления.
     Заявитель просил   признать  незаконным  оспариваемое  решение
городской Думы о назначении даты проведения выборов мэра города  на
19   декабря   1999   г.   как   не   соответствующее  действующему
законодательству,  т.  е.  обжаловал   решение   органов   местного
самоуправления.  Данное  требование  подлежит рассмотрению районным
судом  в  порядке,  установленном Законом   Российской    Федерации
"Об обжаловании  в  суд  действий  и  решений,  нарушающих  права и
свободы граждан".
     Существенная процессуальная  особенность  рассмотрения  дел по
проверке законности нормативных актов заключается  в  том,  что  по
общему   правилу   здесь   не   требуется  установления  конкретных
обстоятельств  дела,  собирания  и  исследования   в   этих   целях
доказательств.  Задача  суда  сводится лишь к проверке соответствия
правового акта закону.  Понятие "закон"  в  данном  случае  следует
понимать  широко,  поскольку суд обязан проверить соответствие акта
не просто закону,  а праву,  т.  е.  всей совокупности  нормативных
актов,  входящих  в  правовую  систему  страны  и  имеющих  большую
юридическую силу, чем оспариваемый правовой акт.
     Так, например,  решением Верховного Суда РФ была удовлетворена
жалоба   П.  о  признании  недействительными (незаконными)  абз.  2
п. 9.2.3  и абз.  1 п.  9.3.7 Правил пользования тепловой энергией,
утвержденных приказом Министерства энергетики и электрификации СССР
от   6   декабря  1981  г.  N  310.  При  рассмотрении  дела  судом
установлено,  что  оспариваемые  положения  Правил   возлагали   на
потребителей   обязанность  по  уплате  неустойки  за  ненадлежащее
исполнение обязательств по  договору  электроснабжения  (в  размере
5-кратной  стоимости тепловой энергии и сетевой воды,  потребленных
сверх договора).  Между тем  в  силу ст.ст.  329,  330,  332 ГК  РФ
неустойка   (штраф,   пени)   как   один  из  способов  обеспечения
обязательств может быть установлена только законом  или  договором.
При  этом  по  смыслу  п.  2  ст.  3  ГК  РФ  имеются в виду только
федеральные   законы.   Оспариваемый   заявителем   правовой    акт
федеральным законом не являлся и,  следовательно,  не мог возлагать
на потребителя обязанность  по  уплате  неустойки  за  ненадлежащее
исполнение обязательств по договору снабжения тепловой энергией.
     Кроме того,  в соответствии  со  ст.ст.  426,  539,  548 ГК РФ
Правила  снабжения  тепловой  энергией  могут  быть  изданы  только
Правительством Российской Федерации,  а не  отраслевым  федеральным
органом исполнительной власти.
     При рассмотрении дел об  оспаривании  правовых  актов  следует
иметь в виду,  что в силу ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от
27 апреля 1993  г.  "Об  обжаловании  в  суд  действий  и  решений,
нарушающих  права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями)
на орган (должностное лицо),  издавший  правовой  акт,  возлагается
процессуальная  обязанность  документально доказать его законность.
Граждане  (организации)  освобождаются  от  обязанности  доказывать
незаконность  обжалуемых  правовых актов,  но обязаны доказать факт
нарушения своих прав и свобод.  При  рассмотрении  дела  суд  также
должен  проверить  полномочия (компетенцию) органа или должностного
лица на принятие оспариваемого правового акта.
     Согласно ст. 5 названного Закона для обращения в суд с жалобой
установлен срок три месяца со дня,  когда гражданину стало известно
о  нарушении  его  права.  Пропущенный по уважительной причине срок
подачи жалобы может быть восстановлен судом.
     Уважительной причиной    считаются    любые    обстоятельства,
затруднившие  получение  информации   об   обжалованных   действиях
(решениях) и их последствиях, предусмотренных ст. 2 данного Закона.
     Хотя в  приведенных  положениях  Закона  говорится  о   сроках
обращения  в  суд  с  жалобой только граждан,  представляется,  что
указанный трехмесячный срок должен учитываться  и  в  тех  случаях,
когда  в суд с жалобой об оспаривании ненормативного правового акта
обращаются организации.
     Данный вывод подтверждается и судебной практикой.
     Так, решением Верховного Суда РФ нескольким организациям  было
отказано в удовлетворении жалобы о признании недействительными ряда
распоряжений  Правительства  Российской  Федерации   о   разрешении
перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы,  так как в
судебном заседании было установлено, что заявители без уважительных
причин пропустили трехмесячный срок на обращение в суд с жалобой.
     При рассмотрении дела судом установлено,  что  все  обжалуемые
заявителями  распоряжения  Правительства  Российской Федерации были
опубликованы в установленном порядке  в  Собрании  законодательства
Российской Федерации, часть из них опубликована также в "Российской
газете". Следовательно, указал суд, оспариваемые акты Правительства
Российской  Федерации  были  доведены  до  сведения неопределенного
круга  лиц  и   никаких   обстоятельств,   затрудняющих   получение
информации об этих актах, у заявителей не имелось.
     В то  же  время  обращение  в  суд  с  жалобой  по   истечении
трехмесячного  срока  с  момента  вступления  в  силу  нормативного
правового  акта  не   может   служить   основанием   к   отказу   в
удовлетворении жалобы о признании этого акта незаконным,  поскольку
нормативный правовой акт содержит правила  поведения,  обязательные
для   неопределенного  круга  лиц,  рассчитанные  на  неоднократное
применение  и  действующие  независимо  от   того,   возникли   или
прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
     Согласно ч.  3 ст.  15 Конституции Российской Федерации  любые
нормативные   правовые   акты,   затрагивающие   права,  свободы  и
обязанности человека и гражданина,  не могут применяться,  если они
не   опубликованы   официально   для   всеобщего  сведения.  Данная
конституционная  норма-принцип  обязательна  для  исполнения  всеми
органами   и   должностными   лицами,   которые   вправе  принимать
нормативные  правовые  акты,   независимо   от   их   ведомственной
принадлежности.
     Например, решением Верховного Суда РФ признано недействующим и
не подлежащим применению Указание Генерального прокурора Российской
Федерации от 30  марта  1999  г.  N  55/15  "Об  изменении  порядка
исчисления   срока   предварительного   следствия   при  соединении
нескольких уголовных дел",  так как судом установлено,  что  данное
Указание не было официально опубликовано для всеобщего сведения,  а
лишь направлено в органы предварительного следствия.
     Суд сослался   на   то,   что   хотя  Генеральная  прокуратура
Российской  Федерации  и  не  относится   к   федеральным   органам
исполнительной  власти и не обязана регистрировать свои нормативные
правовые акты в Министерстве юстиции Российской Федерации, однако в
силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации (обязанность всех
органов и должностных лиц соблюдать Конституцию) она также  обязана
исполнять  конституционное  требование  по опубликованию официально
для всеобщего сведения принимаемых ею правовых актов, затрагивающих
права и свободы граждан.
     Нормативные правовые  акты  субъектов   Российской   Федерации
должны  быть  официально  опубликованы  для  всеобщего  сведения на
территории данных субъектов  Российской  Федерации,  а  нормативные
акты    органов    местного    самоуправления   -   на   территории
соответствующих муниципальных образований.
     Резолютивная часть  решения по делу о признании правового акта
противоречащим закону должна содержать вывод суда об удовлетворении
либо  об  отказе  в  удовлетворении жалобы заявителя или требования
прокурора.
     Принятие Конституционным     Судом     Российской    Федерации
постановления от 11 апреля 2000  г.  N  6-П  "По  делу  о  проверке
конституционности  отдельных положений пункта 2 статьи 1,  пункта 1
статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона  "О  прокуратуре
Российской  Федерации"  в  связи  с  запросом  Судебной коллегии по
гражданским   делам   Верховного   Суда    Российской    Федерации"
предопределяет  наличие  существенных  особенностей  при  изложении
резолютивной части решений по  делам  о  признании  противоречащими
федеральным законам законов субъектов Российской Федерации.
     В названном  постановлении  Конституционный   Суд   Российской
Федерации указал, что "решение суда общей юрисдикции, которым закон
субъекта Российской Федерации признан  противоречащим  федеральному
закону,    по    своей    природе    не   является   подтверждением
недействительности  закона,  его  отмены  самим  судом,  тем  более

лишения  его  юридической  силы с момента издания,  а означает лишь
признание его недействующим и,  следовательно, с момента вступления
решения  суда  в силу не подлежащим применению,  как любое судебное
решение оно обязательно к исполнению всеми субъектами,  которых оно
касается".
     С учетом приведенных выводов Конституционного Суда  Российской
Федерации  в  случае  признания  противоречащим федеральному закону
закона субъекта  Российской  Федерации  суд  в  резолютивной  части
решения  должен  указать  об  этом,  а также о том,  что этот закон
признается  недействующим  и  не  подлежащим  применению   со   дня
вступления решения в законную силу.
     При удовлетворении    жалобы    (заявления)    о     признании
противоречащим   федеральному   закону  иного  правового  акта  (не
являющегося  законом  субъекта  Российской  Федерации)  суд  должен
отразить  в  резолютивной  части  решения,  что этот акт признается
недействительным и не порождающим правовых последствий со  дня  его
издания.    Это    означает,   что   последствия   признания   акта
недействительным   распространяются   на   права   и    обязанности
заинтересованных  лиц,  которые  возникли  до  вступления решения в
законную силу.
                          8
     В силу ч.  3 ст.  239  ГПК  РСФСР до вступления решения суда в
законную силу  правовой  акт  или  отдельная  его  часть  не  могут
считаться  незаконными и недействующими.  Однако как только решение
суда  вступило  в  законную   силу,   акт   юридически   становится
недействующим  и недействительным,  т.  е.  не порождающим правовых
последствий со дня его издания.  Подтверждением этому служит  ч.  2
ст.  13 ГК РФ, предусматривающая, что в случае признания судом акта
недействительным,  нарушенное право  подлежит  восстановлению  либо
защите.
     С учетом изложенного недопустимо указание в решении об  отмене
правового  акта,  а не о признании его недействительным,  поскольку
отменяемый акт юридически считается действующим (действительным) до
его   отмены.  В  том  случае,  если  федеральный  закон,  которому
противоречит правовой акт, вступил в силу (введен в действие) после
издания оспариваемого правового акта,  суд должен признать этот акт
недействительным и  не  порождающим  правовых  последствий  со  дня
вступления в силу (введения в действие) федерального закона.
     Так, решением Верховного Суда  РФ  была  удовлетворена  жалоба
гражданина К. о признании незаконными (недействительными) с момента
вступления  в  силу  Федерального   закона   от  21  июля  1997  г.
"Об исполнительном   производстве"   нескольких   положений  Правил
безналичных  расчетов  в  народном хозяйстве от 30 сентября 1987 г.
N 2.  В  решении  суда  отмечено,  что  названный Федеральный закон
вступил  в  силу  через  три  месяца  со   дня   его   официального
опубликования  и  в  течение  этого  времени Банк России обязан был
привести свои правовые акты в соответствие с требованиями закона.
     Иногда заявители оспаривают не весь правовой акт, а только его
отдельные   положения,   предложение   и   слова,   находящиеся   в
соответствующих  разделах,  статьях (пунктах и т.  п.) акта.  В тех
случаях,  когда  ставится  вопрос  о  признании   недействительными
отдельных   слов,   содержащихся   в   правовом   акте,  суд  может
удовлетворить такие требования,  если оставшаяся часть  предложения
сохраняет смысл и содержит предписания,  не противоречащие закону и
иным правовым актам.
     Например, во  втором  предложении  абз.  2  подп.  "у"  п.  12
инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от
11  октября  1995 г.  N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную  стоимость"   было   указано,   что   "ветеринарные   и
санитарно-эпидемиологические   услуги   от  налога  на  добавленную
стоимость не освобождаются".  Рассмотрев дело по жалобе  гражданина
М.,   Верховный   Суд   РФ  признал  недействительным  (незаконным)
указанное    предложение    Инструкции    в    части    слов:    "и
санитарно-эпидемиологические",   поскольку  пришел  к  выводу,  что
оставшаяся часть предложения,  а  именно  "ветеринарные  услуги  от
налога   на   добавленную  стоимость  не  освобождаются  закону  не
противоречит.
     Если признание недействительными отдельных слов правового акта
влечет утрату смысла предложения (положения),  где  они  находятся,
недействительным    должно   признаваться   все   это   предложение
(положение) правового акта.
     Решение по   делу  о  признании  нормативного  правового  акта
противоречащим закону или сообщение о  таком  решении  должно  быть
опубликовано   в   средстве  массовой  информации,  в  котором  был
опубликован данный нормативный правовой акт,  о чем следует указать
в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации от
27 декабря 1991 г.  "О  средствах  массовой информации" (в ред.  от
2 марта  1998  г.).  В необходимых случаях суд в резолютивной части
решения  вправе  обязать  редакцию  средства  массовой   информации
опубликовать  сообщение о признании недействительным правового акта
ненормативного характера,  если он был опубликован данным средством
массовой информации.
     Следует учитывать, что исполнение решений по делам о признании
правовых  актов противоречащими закону возложено на суды.  Согласно
ст.  8 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и
решений,  нарушающих  права  и  свободы  граждан"  решение  суда  о
признании  правового  акта  противоречащим   закону   должно   быть
направлено  соответствующему  органу,  должностному лицу не позднее
десяти дней после вступления решения в законную силу.
     Суды должны    контролировать   исполнение   данных   решений,
поскольку  соответствующий  орган  или  должностное  лицо   обязаны
сообщить  суду  и гражданину об исполнении решения не позднее чем в
месячный срок со  дня  получения  решения.  В  случае  неисполнения
решения   суд  принимает  меры,  предусмотренные  законодательством
Российской Федерации.


     Судья Верховного Суда
     Российской Федерации                                В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Мы продолжаем разбираться с вопросом, поступившим в редакцию: «Какие нормативные акты устанавливают правила оформления документов о внесении изменений? Какие устойчивые формулировки при этом используются?».

Из второй статьи цикла[1] вы узнаете, какие устойчивые языковые формулы (слова и словосочетания) надо применять в заголовках правовых актов о внесении изменений.

В разработках, устанавливающих правила юридической техники, для обозначения реквизита правового акта, кратко излагающего его содержание, используются термины «Наименование», «Заголовок», «Название». Они встречаются и во многих инструкциях по делопроизводству в разделах, посвященных оформлению правовых актов. Однако чаще в таких инструкциях используется термин «Заголовок к тексту», предусмотренный ГОСТ Р 7.0.97-2016[2].

При рассмотрении конкретных разработок мы будем сохранять их терминологию, в других случаях воспользуемся термином «Заголовок».

Заголовок правового акта о внесении изменений принципиально отличается от заголовка базового правового акта. По сути говоря, он является ссылкой на заголовок ранее принятого изменяемого правового акта.

Построение заголовка правового акта о внесении изменений зависит от следующих факторов:

  • количества вносимых изменений;
  • количества изменяемых правовых актов;
  • расположения изменяемых положений (в основной части документа или в приложении к нему);
  • характера изменяемых приложений;
  • размера заголовка изменяемого правового акта.

Языковые формулы (слова, словосочетания) – результат унификации языковых средств, используемых для обозначения типовых действий, производимых над структурными единицами и элементами текста изменяемого правового акта.

Рассмотрим семь правил, которые отражают особенности применения языковых формул в заголовках документов.

1. Заголовок всегда должен содержать слово «изменение» в соответствующем числе.

Если изменяется (в любом виде) несколько структурных единиц правового акта или вносится несколько любых изменений в одну структурную единицу правового акта, в заголовке изменяющего правового акта слово «изменение» употребляется во множественном числе, то есть заголовок изменяющего правового акта начинается со слов «О внесении изменений…». Фраза «О внесении изменения…» используется, если изменение одно.

Этот термин нельзя подменять другими близкими по смыслу терминами, например, «Корректировка», «Актуализация», «Обновление», «Исправление» и т.д.

Извлечение  из Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов

В п. 55 Комментариев к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (далее – Комментарии к Методическим рекомендациям)[4] отмечается, что в наименовании законопроекта слово «изменение» в соответствующем числе поглощает понятия «Дополнение», «Новая редакция», «Замена слов, цифр или предложений», поскольку в конечном счете изменяется текст законодательного акта.

Таким образом, термины, обозначающие указанные понятия, не должны включаться в заголовок правового акта о внесении изменений.

Вместе с тем словосочетание «О внесении изменений и дополнений…», которое широко использовалось в правотворческой практике до выхода Методических рекомендаций 2003 года[5], встречается и сейчас в заголовках правовых актов различного уровня.

Положение о том, что новая редакция правового акта не допускается, содержится во многих разработках, устанавливающих правила юридической техники. В п. 71 Методических рекомендаций 2003 года было сказано: «Новая редакция законодательного акта в целом, как правило, не допускается».

В п. 71 действующих Методических рекомендаций 2021 года это положение изложено в более категоричной форме: «Новая редакция законодательного акта не допускается».

В Комментариях к Методическим рекомендациям даны следующие пояснения.

Извлечение из Комментариев к Методическим рекомендациям

Вместе с тем можно найти примеры заголовков действующих правовых актов, включающих словосочетания «Новая редакция», «В новой редакции». В некоторых законах субъектов Российской Федерации содержится статья «Принятие правовых актов в новой редакции». Однако речь в этом случае идет не о новой редакции, а о новом правовом акте.

Извлечение из Закона № 319-ОЗ


[1] Начало см.: Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: обзор нормативно-правовой базы. Часть 1 // Секретарь-референт. 2023. № 2. С. 39–46.

[2] ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

[3] Утв. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Методические рекомендации 2021 года).

[4] Разработаны Аппаратом ГД ФС РФ, 2013.

[5] Здесь и далее – Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490).

[6] Закон Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в ред. от 03.11.2022).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 3, 2023.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в номере счета фактуры
  • Как исправить ошибку в номере приказа об увольнении
  • Как исправить ошибку в номере приказа в сзв тд
  • Как исправить ошибку в нод 32
  • Как исправить ошибку в новом листке нетрудоспособности