Как исправить ошибку в молитве

Препятствия в молитве

Вы когда-нибудь задавались вопросом: «Почему Господь не отвечает на мои молитвы?» Вероятно, что у каждого из нас есть молитвы, оставшиеся без ответа. И нам кажется, что есть определенные препятствия к тому, чтобы ответ на них пришел. Но мы знаем также, что Бог любит нас, Он добрый, Он слышит наши молитвы и хочет отвечать на них. И раз ответы на наши молитвы иногда не приходят, значит стоит предположить, что действительно есть какие-то препятствия для этого.

Семь препятствий к получению ответов на молитвы

1. Неправильные взаимоотношения в семье


«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах»
(1-е Петра 3:7)

Здесь апостол Петр ясно говорит, что препятствием могут быть взаимоотношения в семье: от того, как муж относится к жене, зависит сила или эффективность его молитв. И если в отношениях в семье что-то не ладится, то мы можем не получить ответ на наши молитвы или ответы придут намного позже, чем хотелось бы.

Хорошая новость состоит в том, что в большинстве случаев мы не получаем ответы на свои молитвы по своей вине. И это значит, что именно мы можем повлиять на это! Конечно, нам хочется, чтобы в наших бедах и проблемах виноват был кто-то другой, и чаще всего мы обвиняем в этом дьявола. Но в 1-м Петра 3:7 Библия сообщает нам, что наши собственные поступки и неправильное отношение к людям ведут к тому, что мы не получаем ответы на свои молитвы.

2. Если мы сомневаемся, что получим просимое

Чтобы Бог услышал наши молитвы, нам также необходимо молиться правильно, с четким пониманием того, какой наш Бог.


«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,
дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему»
(Иаковаа 1:5)

Здесь мы узнаем что-то важное о Боге – как дает Бог. Характер Бога раскрывается в Его желании давать. В 5-м стихе используется форма, которая передает повторяющееся действие: дающий, дающий и дающий. Ведь мы уже знаем, что Бог так возлюбил этот мир, что отдал Своего Единственного Сына за нас. Бог дает щедро (в нашем переводе «просто») и без упреков.

Поэтому ты можешь быть уверен, что когда ты попросишь Бога о помощи, то Он не будет тебя упрекать, как это часто делают люди. Он не скажет: «Надо было обращаться раньше – места закончились! Ты уже всё так испортил, что Я ничего не могу исправить!» В каком бы состоянии ты ни пришел к Богу, Он способен, может и хочет тебе помочь!


«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа»
(Иакова 1:6-7)

В начале стиха стоит слово «но», которое сообщает нам о том, что надо выполнить условие, то есть что-то требуется от нас. В Библии есть много обетований для нас и практически всегда их исполнение в нашей жизни требует нашего участия.

Итак, мы уже знаем, что Бог дает, что Он дает щедро и не упрекает нас, НО: чтобы получить ответ на молитву, мы должны просить с верой, нисколько не сомневаясь!

Итак, как нам молиться с уверенностью, что Бог ответит на нашу молитву? Нимало не сомневаясь!

3. Если наша молитва не соответствует Его воле о нас

Также мы должны знать, что молимся в соответствии с Божьей волей для нашей жизни. А откуда мы получаем понимание о Божьей воле для нашей жизни – из Библии. Она дает нам знание и понимание Бога, Его характера, и у нас появляется уверенность в Нем. Тогда наши молитвы становятся действенными, потому что мы просим Его, не сомневаясь – ни в Его характере, ни в Его желании нам помочь!


«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него»
(1-е Иоанна 5:14-15)

Мы можем молиться дерзновенно, потому что Всемогущий Бог – наш Отец! И апостол Иоанн подтверждает, что мы можем молиться дерзновенно, с уверенностью, что Бог нас слышит и слушает, когда молимся в соответствии с Его волей о нас. А раз мы уверены, что Господь нас слушает и мы просим по Его воле, то это дает нам уверенность в том, что мы и получим ответ на нашу молитву.

4. Неправильные взаимоотношения с людьми 


«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»
(Матфея 5:23-24)

Когда мы приносим Богу дар, мы ожидаем Его участия в нашей жизни. И в описываемой ситуации человек делает всё по правилам: он, возможно принес десятину или сверх того еще и пожертвование. Но Иисус говорит ему: «Стоп! Не спеши отдавать свой дар Богу с неправильным отношением!» Не следует отдавать Богу свой дар, если ты в этот момент вспомнил, что у тебя с кем-то неправильные отношения. Лучше, если ты сначала пойдешь и примиришься с тем человеком, тогда твой дар будет принят Богом. И здесь говорится, «если ты вспомнишь», то есть Святой Дух нам напоминает о таких ситуациях.

Здесь речь идет о любом даре: будь то молитва, поклонение Богу или наши десятины и пожертвования. Иисус говорит нам, что Богу важнее этого наши правильные взаимоотношения с людьми.


«Моли́тесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…»
(Матфея 6:9-12)

В 12-м стихе мы снова можем видеть, что если мы неправильно относимся друг к другу, не прощаем друг друга, то Бог обращает на это внимание, для Бога это важно. То есть наши неправильные взаимоотношения с кем-то могут стать препятствием к получению нами самими прощения у Бога!

5. Маловерие


«Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?»
(Матфея 14:31)

Иисус называет Петра маловерным, в то время как Петр настолько доверился Господу, что пошел по воде, когда Тот позвал его! Люди не могут ходить по воде! И Петр не мог. Но можно сказать, что Петр ходил не по воде, а по Слову: Иисус сказал ему – и он в послушании пошел! Петр пошел по воде, потому что доверился Иисусу. Точно так же сегодня мы все сталкиваемся с похожими ситуациями, когда нам так же, как Петру, приходится делать невозможное или то, что до нас никто не делал! Никто не мог тебя этому научить, но Иисус сказал – и ты, как Петр, «идешь по воде», делаешь невозможное!

Ты тоже можешь сегодня делать невозможное, если будешь ходить по Слову, которое Бог тебе дал.

 
Маловерный! Зачем ты усомнился? Дойди до конца! Если ты начал делать невозможное, то делай это до конца!

Петр увидел волны и поэтому начал тонуть, как он объяснил. Но пойти по воде было невозможно с самого начала! Это невозможно, когда не было волн – и невозможно, когда появились волны! Это было невозможно всегда! Почему Петр смог пойти, хотя это было невозможно? Потому что он сначала посмотрел на Иисуса! Смотрите на Иисуса постоянно! Ведь Бог призвал вас делать невозможное. Поэтому продолжайте смотреть на Иисуса! Не сомневайтесь! Держите свой взгляд на Господе даже если вас окружают проблемы и бушующий шторм.

Важный момент: вместо того, чтобы ругать Петра, что он начал тонуть, Иисус протянул ему руку и помог. Если вы правильно начали, «пошли по воде», но что-то произошло – и вы оглянулись вокруг и увидели «волны» – это не повод для того, чтобы усомниться в Господе. Наш Бог больше этого! Смотрите на Него!

6. Неверие


«Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»
(Матфея 17:19-20)

Нам достаточно веры даже с горчичное зерно, чтобы быть услышанным Богом или быть послушным Ему.
Вам может казаться, что у вас еще мало веры и поэтому еще не время, потому что вы сравниваете себя с кем-то другим. Но если у вас есть даже немного веры, то этого достаточно – будьте послушным Богу сейчас!

7. Несогласие


«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Матфея 18:19-20)

Если вы нуждаетесь в поддержке, то помолись с кем-то – есть сила в молитве согласия. Найдите человека, с которым вы можете согласиться просить о чем-то Бога, и удостоверьтесь, что ваша просьба соответствует Божьей воле. Изучите этот вопрос в Библии, чтобы быть уверенным, что молитесь по Его воле. И все будет возможно!

Павел Реннер

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Вопрос читателя: 

Здравствуйте! Такой вопрос, очень важный: порой, когда очень нужно читать каноны, акафисты, да и просто ежедневные молитвенные правила, все это затягивается на очень большое время.
Например, в чтении канона мне будто бы кажется, что без внимания какие-то строки в тропаре прочитал — и начинаю его заново. И вообще так с многими молитвами.
Подскажите, как быть в такой ситуации, ведь я понимаю что это тоже не есть правильно.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Снится покойный, как помочь?

Вы когда-нибудь задавались вопросом: «Почему Господь не отвечает на мои молитвы?» Вероятно, что у каждого из нас есть молитвы, оставшиеся без ответа. И нам кажется, что есть определенные препятствия к тому, чтобы ответ на них пришел. Но мы знаем также, что Бог любит нас, Он добрый, Он слышит наши молитвы и хочет отвечать на них. И раз ответы на наши молитвы иногда не приходят, значит стоит предположить, что действительно есть какие-то препятствия для этого.

Семь препятствий к получению ответов на молитвы

1. Неправильные взаимоотношения в семье


«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах»
(1-е Петра 3:7)

Здесь апостол Петр ясно говорит, что препятствием могут быть взаимоотношения в семье: от того, как муж относится к жене, зависит сила или эффективность его молитв. И если в отношениях в семье что-то не ладится, то мы можем не получить ответ на наши молитвы или ответы придут намного позже, чем хотелось бы.

Хорошая новость состоит в том, что в большинстве случаев мы не получаем ответы на свои молитвы по своей вине. И это значит, что именно мы можем повлиять на это! Конечно, нам хочется, чтобы в наших бедах и проблемах виноват был кто-то другой, и чаще всего мы обвиняем в этом дьявола. Но в 1-м Петра 3:7 Библия сообщает нам, что наши собственные поступки и неправильное отношение к людям ведут к тому, что мы не получаем ответы на свои молитвы.

2. Если мы сомневаемся, что получим просимое

Чтобы Бог услышал наши молитвы, нам также необходимо молиться правильно, с четким пониманием того, какой наш Бог.


«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,
дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему»
(Иаковаа 1:5)

Здесь мы узнаем что-то важное о Боге – как дает Бог. Характер Бога раскрывается в Его желании давать. В 5-м стихе используется форма, которая передает повторяющееся действие: дающий, дающий и дающий. Ведь мы уже знаем, что Бог так возлюбил этот мир, что отдал Своего Единственного Сына за нас. Бог дает щедро (в нашем переводе «просто») и без упреков.

Поэтому ты можешь быть уверен, что когда ты попросишь Бога о помощи, то Он не будет тебя упрекать, как это часто делают люди. Он не скажет: «Надо было обращаться раньше – места закончились! Ты уже всё так испортил, что Я ничего не могу исправить!» В каком бы состоянии ты ни пришел к Богу, Он способен, может и хочет тебе помочь!


«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа»
(Иакова 1:6-7)

В начале стиха стоит слово «но», которое сообщает нам о том, что надо выполнить условие, то есть что-то требуется от нас. В Библии есть много обетований для нас и практически всегда их исполнение в нашей жизни требует нашего участия.

Итак, мы уже знаем, что Бог дает, что Он дает щедро и не упрекает нас, НО: чтобы получить ответ на молитву, мы должны просить с верой, нисколько не сомневаясь!

Итак, как нам молиться с уверенностью, что Бог ответит на нашу молитву? Нимало не сомневаясь!

3. Если наша молитва не соответствует Его воле о нас

Также мы должны знать, что молимся в соответствии с Божьей волей для нашей жизни. А откуда мы получаем понимание о Божьей воле для нашей жизни – из Библии. Она дает нам знание и понимание Бога, Его характера, и у нас появляется уверенность в Нем. Тогда наши молитвы становятся действенными, потому что мы просим Его, не сомневаясь – ни в Его характере, ни в Его желании нам помочь!


«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него»
(1-е Иоанна 5:14-15)

Мы можем молиться дерзновенно, потому что Всемогущий Бог – наш Отец! И апостол Иоанн подтверждает, что мы можем молиться дерзновенно, с уверенностью, что Бог нас слышит и слушает, когда молимся в соответствии с Его волей о нас. А раз мы уверены, что Господь нас слушает и мы просим по Его воле, то это дает нам уверенность в том, что мы и получим ответ на нашу молитву.

4. Неправильные взаимоотношения с людьми 


«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»
(Матфея 5:23-24)

Когда мы приносим Богу дар, мы ожидаем Его участия в нашей жизни. И в описываемой ситуации человек делает всё по правилам: он, возможно принес десятину или сверх того еще и пожертвование. Но Иисус говорит ему: «Стоп! Не спеши отдавать свой дар Богу с неправильным отношением!» Не следует отдавать Богу свой дар, если ты в этот момент вспомнил, что у тебя с кем-то неправильные отношения. Лучше, если ты сначала пойдешь и примиришься с тем человеком, тогда твой дар будет принят Богом. И здесь говорится, «если ты вспомнишь», то есть Святой Дух нам напоминает о таких ситуациях.

Здесь речь идет о любом даре: будь то молитва, поклонение Богу или наши десятины и пожертвования. Иисус говорит нам, что Богу важнее этого наши правильные взаимоотношения с людьми.


«Моли́тесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…»
(Матфея 6:9-12)

В 12-м стихе мы снова можем видеть, что если мы неправильно относимся друг к другу, не прощаем друг друга, то Бог обращает на это внимание, для Бога это важно. То есть наши неправильные взаимоотношения с кем-то могут стать препятствием к получению нами самими прощения у Бога!

5. Маловерие


«Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?»
(Матфея 14:31)

Иисус называет Петра маловерным, в то время как Петр настолько доверился Господу, что пошел по воде, когда Тот позвал его! Люди не могут ходить по воде! И Петр не мог. Но можно сказать, что Петр ходил не по воде, а по Слову: Иисус сказал ему – и он в послушании пошел! Петр пошел по воде, потому что доверился Иисусу. Точно так же сегодня мы все сталкиваемся с похожими ситуациями, когда нам так же, как Петру, приходится делать невозможное или то, что до нас никто не делал! Никто не мог тебя этому научить, но Иисус сказал – и ты, как Петр, «идешь по воде», делаешь невозможное!

Ты тоже можешь сегодня делать невозможное, если будешь ходить по Слову, которое Бог тебе дал.

 
Маловерный! Зачем ты усомнился? Дойди до конца! Если ты начал делать невозможное, то делай это до конца!

Петр увидел волны и поэтому начал тонуть, как он объяснил. Но пойти по воде было невозможно с самого начала! Это невозможно, когда не было волн – и невозможно, когда появились волны! Это было невозможно всегда! Почему Петр смог пойти, хотя это было невозможно? Потому что он сначала посмотрел на Иисуса! Смотрите на Иисуса постоянно! Ведь Бог призвал вас делать невозможное. Поэтому продолжайте смотреть на Иисуса! Не сомневайтесь! Держите свой взгляд на Господе даже если вас окружают проблемы и бушующий шторм.

Важный момент: вместо того, чтобы ругать Петра, что он начал тонуть, Иисус протянул ему руку и помог. Если вы правильно начали, «пошли по воде», но что-то произошло – и вы оглянулись вокруг и увидели «волны» – это не повод для того, чтобы усомниться в Господе. Наш Бог больше этого! Смотрите на Него!

6. Неверие


«Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»
(Матфея 17:19-20)

Нам достаточно веры даже с горчичное зерно, чтобы быть услышанным Богом или быть послушным Ему.
Вам может казаться, что у вас еще мало веры и поэтому еще не время, потому что вы сравниваете себя с кем-то другим. Но если у вас есть даже немного веры, то этого достаточно – будьте послушным Богу сейчас!

7. Несогласие


«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Матфея 18:19-20)

Если вы нуждаетесь в поддержке, то помолись с кем-то – есть сила в молитве согласия. Найдите человека, с которым вы можете согласиться просить о чем-то Бога, и удостоверьтесь, что ваша просьба соответствует Божьей воле. Изучите этот вопрос в Библии, чтобы быть уверенным, что молитесь по Его воле. И все будет возможно!

Павел Реннер

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Вопрос читателя: 

Здравствуйте! Такой вопрос, очень важный: порой, когда очень нужно читать каноны, акафисты, да и просто ежедневные молитвенные правила, все это затягивается на очень большое время.
Например, в чтении канона мне будто бы кажется, что без внимания какие-то строки в тропаре прочитал — и начинаю его заново. И вообще так с многими молитвами.
Подскажите, как быть в такой ситуации, ведь я понимаю что это тоже не есть правильно.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Снится покойный, как помочь?

Добрый день! То, что Вы описали, — это одно из искушений, которые, увы, бывают с молящимися. Перечитывать ни в коем случае не надо, потому что в таком случае молитва может растянуться до бесконечности, Вы устаете, Вы в сомнениях — и в итоге получается не молитвенный настрой и разговор с Богом, а бесконечная череда повторов. Так что читайте так: прочли молитву, как уж там вышло — и читайте следующую, но внимательнее, прочли ее, отметили, что где-то поторопились — следующую читайте с учетом этого, менее торопливо. И так далее. То есть не молитву одну и ту же повторяйте, а двигайтесь по тексту далее и учитывайте, как Вам надо читать.

А перед тем, как читать молитвы, обратитесь к Богу с просьбой даровать Вам нужный настрой и избавить от этого искушения.

Повторю, то, что Вы описали — это нередко встречающаяся вещь, которой не нужно повторяться, задача — идти вперед. Молодец, что не постеснялись спросить.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: фрагмент фото Сергея Власова/foto.patriarchia.ru

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Загрузка…

1ef604d0 3c9f 40c4 97a3 1a4e235fb356 - Православная молитва. 10 ошибок молящегося

Православная молитва. 10 ошибок молящегося

[11:08]

Невозможно переоценить значение молитвы в духовной жизни. Московский митрополит свт. Филарет (Дроздов) говорил: “Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело”.

Размер шрифта:
A-
15
A+

Тёмная тема:

Цвета

Цвет фона:


Цвет текста:


Цвет ссылок:


Цвет акцентов


Цвет полей


Фон подложек


Заголовки:

Текст:

Выравнивание:

Боковая панель:

Сбросить настройки

219

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Многие мусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазе допущена ошибка. Подобных ошибок не может избежать ни один человек, поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина. Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывали различные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, в первую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священной Сунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
1. Абдуллах ибн Бухейна рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними полуденный намаз зухр, после первых двух рак‘атов не сел [для ташаххуда], а встал. Люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия (т.е. слов “ас-саламу алейкум ва рахматуллах”), он, сидя, возвеличил Аллаха (т.е. сказал: “Аллаху акбар”), совершил два земных поклона, а затем произнес слова приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.)
2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними один из дневных намазов (т.е. полуденный намаз зухр или послеполуденный намаз ‘аср), совершил всего два рак‘ата. Затем он встал и подошел к доске, находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Среди молящихся находились Абу Бакр и Умар, но и побоялись сказать что-либо. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: «Разве намаз стал короче?» Мужчина, которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называл Зу-ль-йадейн (из-за того, что у него были длинные руки,) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или намаз стал короче?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и намаз не стал короче». Но Зу-ль-йадейн сказал: «Нет, ты действительно забыл». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил еще два рак‘ата, произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднял голову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон, как он обычно делал это или дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.) Одного из передатчиков этого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили: “Произнес ли он слова приветствия после поклонов для исправления ошибки?” Он ответил: “Я не помню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, но Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес их и после того, как совершил поклоны для исправления ошибки”. Эта добавка приводится у аль-Бухари, Муслима и др.
3. Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас засомневался в намазе, не зная, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то число рак‘атов, в которых он уверен (т.е. на минимальное. В данном случае – три рак‘ата.). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для шайтана». (Этот достоверный хадис передал Муслим).
4. Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то совершил с ними намаз, а когда он произнес слова приветствия, люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, неужели намаз изменен?» Он спросил: «А в чем дело?» Они сказали: «Ты совершил то-то и то-то». Тогда он обратился лицом к Кибле и совершил два земных поклона, а после произнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишь человек, такой же как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть опирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона». (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим).
В этом хадисе не сообщается, когда следует совершать земные поклоны: до произнесения слов приветствия или после этого. А в хадисе, который Ибн Хузейма признал достоверным и который передали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи от племянника Али ибн Абу Талиба Абдуллаха ибн Джа‘фара, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станет сомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, как произнесет слова приветствия».
5. Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая полуденный намаз, совершил пять рак‘атов. Его спросили: «Намаз стал длиннее?» Он сказал:«Нет, а в чем дело?» Люди сказали: «Ты совершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона после слов приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим.)
6. Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земных поклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш‘аса ибн Абд аль-Малика аль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабы от Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.
Имам Ахмад сказал, что известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ошибался в намазе в пяти случаях: он завершил намаз, состоящий из четырех рак‘атов, однажды после двух, а также после трех рак‘атов, однажды он удлинил намаз, а однажды укоротил его, а также однажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак‘ата.
Существует также много слабых и недостоверных хадисов на эту тему, например, хадис Саубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «При каждой ошибке надо совершать два земных поклона после произнесения слов приветствия». Этот хадис со слабым иснадом (т.е. цепочкой передатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде есть Исма‘ил ибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых, изучающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзя использовать в качестве аргумента.
Из этих хадисов видно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе, после чего совершал земные поклоны либо до произнесения слов приветствия, либо после этого.
Все мусульманские ученые единодушны в том, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазе обязательно, т.е. ваджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшие разногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право сам выбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить земные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.
Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имам аш-Шафи‘и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать до слов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и правильно истолковать хадисы иного толка. Так, например, имам аш-Шафи‘и считал, что хадисы о том, что земные поклоны надо совершать после слов приветствия, были аннулированы, т.е. мансух. Ибн Кудама писал, что имам аз-Зухри сказал, что при своей последней ошибке в намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил земные поклоны до слов приветствия. Однако это не достаточный аргумент для утверждения, что поступать иначе нельзя, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и прежде делал и то, и другое.
Что касается взглядов ученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, то этот хадис слабый, т.е. да’иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики (иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадис противоречит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз (отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после слов приветствия не установлено!
В перечисленных нами хадисах есть еще одно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) и Абдуллаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘ани говорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нет противоречий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно не может вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опираться на меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до слов приветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийся помнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкое сомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз и совершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще раз повторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда и Абдуллаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос и мнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мы до сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказал о рассматриваемых нами земных поклонах: “Иногда их следует совершать до слов приветствия, иногда – после, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)”. Он также сказал: “Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то я посчитал бы, что эти земные поклоны надо совершать до слов приветствия, потому что они относятся непосредственно к намазу и завершать их надо до слов приветствия. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал земные поклоны после слов приветствия, их следует совершать после, а во всех остальных случаях – до слов приветствия”.
Это – позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превыше своих суждений и своей логики.
Из всего сказанного видно, как сложно ученым найти правильное решение и разобраться в большом количестве достоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться на те мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такое мнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещал сохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мы сами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаны прислушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, а тем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мы изложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае и будем основываться на всех имеющихся хадисах.
1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:
– если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтения ташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
– если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
– если он по невнимательности пропустил один из ваджибат намаза, например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “аллаху акбар” (эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз не принимается) и т.п.;
– если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.
2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.
3. Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправления ошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этом сказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.
4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
5. Если молящийся встал на лишний, например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без слов “аллаху акбар”, затем довести намаз до конца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.
6. Если он завершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем ему напомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное число рак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.
7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, и вспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить эти земные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.
8. Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв не совершаются.
9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то он опирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то на них не следует обращать никакого внимания.
10. Если он по ошибке добавил лишний фарз намаза, а это – слова “аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения “Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон, выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда, слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно, то его намаз неверен.
11. Если он пропустил фарз намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ в первом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второго рак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когда уже совершил этот же фарз следующего рак‘ата, то рак‘ат, в котором был пропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены ваджибаты или суннаты намаза. В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фарзам, а что к ваджибатам, суннатам и т.д.
12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться , то он должен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв до слов приветствия совершается, если молящийся пропустил один из ваджибатов намаза, например, не сказал слов “аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикров при поясных или земных поклонах и т.д.
13. Если молящийся совершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.
14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке и обязаны сказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.
15. Если молящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать и то, и другое.
Разногласия в этом и других вопросах, касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждение Аллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительно относиться друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду за приверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

(2772)

Вопрос

Раньше я оставляла молитву, однако сейчас покаялась в этом и, хвала Аллаху, вернулась к молитве. Моя проблема сейчас в том, что я часто забываю и совершаю ошибки в молитве.

Я перечислю некоторые ошибки. Сообщите мне, пожалуйста, верна ли такая молитва или нет?

Например, я прочла суру аль-Фатиха, после этого я прочла слово, или несколько букв из другой суры, но прервала её и стала читать иную суру. Можно ли поступать так?

Могу ли я читать одну и ту же суру из Корана в молитве? Иногда после завершения земного поклона и при вставании на второй рака‘ат я по забывчивости поднимаю руки, но сразу останавливаю это движение и кладу руки на грудь. Верна ли моя молитва?

Иногда после поднятия с поясного поклона я опускаю руки и не кладу их на грудь, но как только я замечаю это, я возвращаю руки на грудь, чтобы исправить ошибку. Дозволено ли это?

Можно ли при сидении между двумя земными поклонами или при сидении на первом ташаххуде стопы держать перпендикулярно земле и сидеть на них (иногда я их держу их вместе, а иногда – разделяю их немного, так же я делаю и при земном поклоне)?

Иногда при чтении в молитве я забываю некоторые буквы (слова), например, я говорю: Ат-тахиййату ли-Лляхи ас-салявату ат-таййибат. Если вы заметили, я не сказала: Уа-с-саляват уа-т-таййибат. Иногда при чтении благословления пророку я пропускаю второе слово Аллахумма или какое-либо предложение. Дозволено ли это?

Дозволено ли мне, если я ошиблась при чтении суры, перечитать её верным способом? Вообще, могу ли я при допущении ошибки исправить её, перечитав это место молитвы вновь?

Можно ли во время молитвы смотреть не только на место совершения земного поклона?

У меня есть вопрос и по поводу одежды для молитвы. Я надеваю платье с пуговицами, шея и некоторая часть груди при этом остается открытой. Сверху платья я надеваю платок, он прикрывает грудь и шею. Но когда я совершаю поясной поклон или земной поклон, то вырез на платье, если смотреть снизу открывается. Дозволено ли это? Если моя молитва не верна, то значит ли это, что и пост мой также не верен?

Простите за длинный вопрос. Да воздаст вам Аллах благом.

Текст ответа

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Если Вы преступили к чтению определенной суры, то лучше закончить ей. Но если Вы, не закончив первую суру, перешли ко второй, то молитва Ваша остается верной, и Вы ничего не должны совершать дополнительно.

Во-вторых.

Поднятие рук – это желательные действия в молитве. Если Вы подняли руки в молитве, то, значит, совершили сунну, а не ошибку, как Вы считали. И если Вы не подняли руки, то это также никак не влияет на Вашу молитву. На верность Вашей молитвы не влияет и складывание рук на грудь после поясного поклона. Обратитесь к ответу на вопрос № 3267, где разобраны места поднятия рук в молитве.

В-третьих.

О том, как следует сидеть во время молитвы, Вы можете прочесть в ответе на вопрос № 103886. Информацию с описание молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в ответе на вопрос № 13340. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста.

В-четвертых.

Молитва-благословение, читаемая за пророка Мухаммада, мир ему и благословение, также является сунной. И даже если вы опустите букву или пару букв из неё, то Вы ничего не обязаны предпринимать, и молитва Ваша остается верной, если пожелает Аллах.

В-пятых.

Если ошибки были допущены при чтении суры аль-Фатиха, то их обязательно следует исправить. Так как чтение суры аль-Фатиха является столпом молитвы, без которого она действительной не будет. Если же ошибка была допущена в другой суре, не в суре аль-Фатиха, то её также следует исправить, но эта ошибка не делается молитву недействительной, даже если Вы не исправили своё чтение внутри молитвы.

Нет греха в том, чтобы перейти от чтения одной суры к другой, хотя лучше закончить чтение суры, к которой Вы приступили. Также нет греха в том, чтобы после суры аль-Фатиха читать на протяжении всей молитвы одну и ту же суру, или читать её в каждой молитве, если Вам так легче, или если Вы знаете её лучше других сур.

В-шестых.

В соответствии с Сунной молящемуся человеку следует смотреть на место земного поклона. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 25848. Также во время молитвы нежелательно поворачиваться в другие стороны. 

В-седьмых.

Если Вы совершили какие-то действия, которые делают молитву недействительной, то это не означает, что Ваш пост также стал недействительным. Между ними нет такой связи.

В-восьмых.

В молитве следует прикрывать те части тела, что должны находиться укрытыми при молитве /‘аурат/. Если женщина не прикроет свой ‘аурат, что молитва её действительной не будет. В молитве женщина должна прикрывать всё тело, кроме лица и кистей рук. Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № 126265 .

В-девятых.

Если одежда, которую Вы надеваете для совершения молитвы, при каждом земном или поясном поклоне оставляет открытой часть тела (шею, грудь и т.д.), то молитва в этой одежде действительной не будет. Так как в молитве человек обязан полностью прикрывать свой ‘аурат.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

Если человек станет совершать молитву в рубашке с широкой горловиной, которая оставляет открытой часть ‘аурата, если (смотреть на него) сверху при поясном или земной поклоне или при других действиях в молитве, то его молитва действительной не будет. Ему следует застегнуть вырез, или скрепить его посередине, или прикрыть вырез, накинув что-нибудь на свои плечи и пр. (Раудату-т-талибин. Т. 1. С. 284).

Если же ‘аурат обнажился неожиданно, например, без желания на то молящегося, одежда приподнялась, и обнажилась часть ‘аурата, то молящийся человек обязан тут же, как только почувствовал раскрытие ‘аурата, прикрыть эту обнажившуюся часть. В этом случае молитва останется действительной, и нет необходимости совершать её вновь.

Что касается молитв, которые Вы совершили до этого, то, если в них были некоторые ошибки, на Вас нет греха за то, что Вы ранее совершили по незнанию. Вы не обязаны совершать их вновь, но Вам следует с сегодняшнего дня стремиться к обучению, стараться исследовать и искать знания о том, как молитву совершал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. При этом не следует поддаваться сомнениям, наущениям, чтобы сатана не испортил Ваше поклонение.

А Аллаху ведомо лучше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в моем мире
  • Как исправить ошибку в моей маркете
  • Как исправить ошибку в метро редукс
  • Как исправить ошибку в метро редукс
  • Как исправить ошибку в метро 2033 msvcp110 dll