Как исправить ошибку в электронном аукционе

Способы исправления ошибки в техническом задании на закупку зависят от того, на какой стадии закупочной процедуры ее обнаружили. 

  • На стадии подачи заявок
  • На стадии рассмотрения заявок
  • После заключения контракта

Стадия подачи заявок

На этом этапе у заказчика есть следующие опции: 

  • внесение изменений в документацию;
  • отмена закупки.

Чаще всего решения об изменении техзадания либо отмене закупочной процедуры принимаются после того, как участники торгов обратились к заказчику за разъяснением документации. Именно так выявляются случайные (или не очень) ошибки, неточные формулировки. Так как изменять содержание документации в разъяснениях нельзя, то приходится изменять документацию и само ТЗ.

Вариант с внесением изменений подойдет, если ошибка не требует переработки всей документации и серьезного изменения техзадания. Это касается в первую очередь опечаток и грамматических ошибок – они не влияют на содержание контракта, в этом случае достаточно исправить только само техническое задание. Сюда же можно отнести явные опечатки в показателях товара или неправильные ссылки на нормативные документы. Помните, что решение о внесении изменений в извещение как о проведении электронного аукциона, запроса котировок, так и конкурса может быть подано не позднее, чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок. Если не исправить ошибки в документации, это грозит жалобой со стороны исполнителей и поставщиков. Нарушение  также могут обнаружить в ходе проверки.

При изменении документации заказчик принимает решение, вносит изменения в извещение и в течение одного дня загружает файл с корректировками через ЕИС.

Не забудьте изменить сроки подачи заявок. Со дня изменения документации до дня окончания подачи заявок должно быть:

  • не менее 15 дней для электронного аукциона;
  • не менее 7 дней для электронного аукциона с НМЦК менее 300 млн руб. или НМЦК до 2 млрд руб. в сфере строительства;
  • не менее 10 рабочих дней для открытого конкурса в электронной форме;
  • не менее 5 рабочих дней для запроса котировок в электронной форме.

Изменить только техзадание не получится, если нужно вносить серьезные правки, которые затронут и условия самого контракта. Иногда бывает, что нужно больше времени на подготовку изменений и заказчик просто не уложится в сроки. 

Бывает и так, что ТЗ надо менять по причинам, которые от заказчика не зависят. Например, если с момента, как было размещено извещение, товар был включен в КТРУ, а в техзадании указано, что его там нет. 

В любом случае нельзя вносить изменения, если:

  • заказчик не уложился в 2-х дневный срок до окончания срока подачи заявок;
  • нужно менять объект закупки при любых процедурах или увеличить размер обеспечения заявок при проведении конкурса.

В таком случае можно отменить закупку (конкурс, аукцион или запрос котировок). Извещение об отмене размещается через ЕИС. Отменить можно не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, если это конкурс или аукцион, и 2 дня – если это запрос котировок. Отменить запрос предложений нельзя.

Если сроки для отмены вы пропустили из-за коронавируса – вы можете этим воспользоваться, Коронавирус считается обстоятельством непреодолимой силы, а это основание для отмены торгов.

Если не получается ни изменить техническое задание, ни отменить закупку, вопрос можно решить через получение предписания. Жалоба может быть подана участниками закупки, или заказчик может подать саможалобу, подтвердить на заседании свои нарушения и получить предписание об их устранении.
 

Стадия рассмотрения заявок

Подача на этой стадии жалобы (самостоятельно, заказчиком либо участником закупки) – рискованный вариант. 

Если ошибка в документации, техническом задании все же есть, возможно:

  • Никто просто не подаст заявок и торги не состоятся.  Это благоприятный сценарий, так как он позволит исправить ошибки.

  • Торги состоятся, или будет подана одна заявка и контракт все же будет заключен, но ошибка никуда не денется. Вносить изменения придется уже после заключения контракта.

обучение закупкам в АБиУС 8-800-5000-949

Как исправить ошибки после заключения контракта

Если контракт уже заключен, то можно его расторгнуть (полностью или частично), либо попробовать все-таки изменить. Возможность изменения зависит от того, что именно в контракте не соответствует требованиям нормативных актов или интересам заказчика. Изменить несущественные условия можно без каких-либо ограничений. А вот для изменения существенных придется искать специальные основания. 

Напомним, что существенными условиями контракта считаются его предмет, а также те условия, которые таковыми признаны законом и самим контрактом. В случае с госзакупками – это почти все его возможные условия, в том числе цена, срок, количество товара или объем работ.
Условия контракта должны соответствовать тому, что написано в документации и техническом задании. Если в ТЗ были неточно указаны объем работ, количество товаров, сроки выполнения или поставки, то изменить ситуацию на стадии, когда контракт уже заключен, тоже возможно. Но далеко не всегда. 

Предмет контракта изменять нельзя, хотя лазейка все же есть – закупить товар с улучшенными характеристиками (если не попадаете под ограничения для иностранных товаров). Если обоснуете, что предмет меняете именно по этой причине – то, возможно, это не посчитают нарушением. Доказать свою позицию будет нелегко, так как не всегда можно выявить четкие критерии, что считать улучшенными характеристиками товара. Особенно это касается товаров сложных и многофункциональных.

Что касается других условий, то их изменение по соглашению сторон допустимо, если это предусмотрено прямо документацией и контрактом (или только контрактом в случае закупки у единственного поставщика). В других случаях допустимы изменения:

  • цены контракта и объема работ. Но не более, чем на 10% (исключение – контракты, касающиеся строительства и объектов культурного наследия). Есть и другие основания для изменения цены, но они вряд ли они будут связаны с ошибками технического задания. При этом перечень товаров или работ должен остаться прежним – дополнять его либо исключать какие-либо позиции нельзя;

  • срока контракта. Срок можно изменить только в отдельных видах контрактов (заключенных с единственным поставщиком, в сфере строительства).

В 2020 году из-за распространения коронавируса в Закон о госзакупках были внесены изменения, которые позволили более гибко регулировать изменение контракта (ч. 65 ст. 112 Закона о госзакупках). До конца 2020 года, если из-за распространения коронавируса (или при других обстоятельствах непреодолимой силы) стало невозможно исполнить контракт, то срок исполнения контракта или его цену изменить можно, но нужно решение органа исполнительной власти соответствующего уровня. Для того, чтобы изменить условия заключенного контракта заказчик и исполнитель (поставщик) заключают дополнительное соглашение.

Желательно все же устранять неточности и ошибки в техническом задании еще на этапе подачи заявок. Если не вносить изменения в документацию и техзадание и попытаться заключить контракт без учета их содержания – то это грозит штрафом до 30 000 рублей для должностного лица и до 300 000 рублей для заказчика. При этом штраф в случае, если контракт заключить с нарушениями, которые уже отражены в ТЗ, меньше – до 50 000 руб.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Содержание

1. Внесение изменений извещение в электронный аукцион
2. Изменение в документации электронного аукциона
3. Изменения заявки в электронном аукционе
4. Видео-инструкция 44 ФЗ для начинающих, электронный аукцион по 44 ФЗ? Что это такое и как участвовать?

1. Внесение изменений извещение в электронный аукцион

Вне зависимости от выбранного способа закупки, она должна быть сопровождена размещением извещения в ЕИС. В содержание извещения должны входить следующие составляющие, как сведения, которые закреплены ст 24 44 ФЗ. Очень часто случается так, что при поступлении запроса или в иных ситуациях, у заказчика возникает потребность изменить содержание или имеющиеся ошибки в извещении к закупке. Прежде всего потребуется ознакомиться с поэтапностью внесения корректировок в саму процедуру, которая регламентирована на уровне законодательства.

Напомним, что процедура по размещению извещения должна происходить не менее чем за 20 дней до окончания приема заявок на участие.

В том случае, если заказчик замечает наличие ошибок или недочетов в данном документе, то у него будет иметься возможность внести корректировки, но это можно будет сделать не позже 5 дней, то есть до дня окончания подачи заявок.

Все изменения вносятся в ЕИС за 1 день с периода принятия решения о надобности этих изменений. Кроме того сам срок подачи заявок может быть продлен не меньше чем на 10 дней. При этом нельзя изменять сам объект закупки и осуществлять увеличение размера обеспечения заявки.

При этом время подачи заявки на участие обязано приходиться не менее чем на 7 или не менее 15 дней, в зависимости от НМЦК, когда он будет составлять меньше или больше 3 млн руб.

При этом можно вносить изменения в документацию не позже, чем за 2 дня до завершения периода подачи заявок. Все вносимые изменения размещаются не позже 1 дня с периода, когда было принято данное решение.

2. Изменение в документации электронного аукциона

На основании с ч 6 ст 65 44 ФЗ происходит внесение правок в документацию аукциона, которые могут вноситься по решению заказчика или на основании с поступившим запросом, который требует разъяснения положений документации.

Все правки могут быть оформлены в письменной форме в качестве принятого решения заказчика. Согласно с этим документ может быть изменен не позже чем за 2 дня до окончания приема заявок на участие. Затем все правки могут быть внесены в ЕИС за 1 день.

Когда данный день приходится на завершение подачи заявок приходится на пятницу, то в данном случае день внесения правок будет приходиться на вторник, но не позже среды все изменения размещаются.

Корректировки, которые вносятся в документацию аукциона в электронной форме возможны, тогда время подачи заявок может быть продлено согласно со ст 63 44 ФЗ. Если НМЦК не более 3 млн руб, то в этом случае период подачи заявок будет продлен не менее чем на 15 дней, а в случае, когда НМЦК не менее 3 млн руб, то период приходиться не меньше чем на 7 дней.

На основании этого запрещено изменять сам объект закупки и вносить правки в сумму предоставления обеспечения заявок. Такие требования будут и при внесении правок в положения документации к конкурсу. Кроме того все решения должны быть оформлены и подлежат применению в течение 1 дня. Только в данной ситуации, период подачи заявок на конкурс может быть продлен, как говорилось ранее на 10 дней.

 

Хотите получить помощь при участии в электронном аукционе?

         Наш «Центр» оказывает комплексное сопровождение при участии в электронном аукционе на всех этапах!

Обратиться за бесплатной помощью

3. Изменения заявки в электронном аукционе

Когда участнику понадобиться внести правки в заявки, то он может внести изменения в содержание заявки до периода и времени завершения подачи заявки, который определен документацией к аукциону. Если правки вносятся самим участником в заявку после завершения срока подачи заявок, который был определен в аукционной документации не будет иметь своего действия.

На основании этого участник закупки имеет возможность отозвать заявку на участие в аукционе до окончания приема заявок. Оператору ЭТП необходимо будет отправить оповещение о том, что заявка отзывается.

При условии того, что участник не смог вовремя отозвать заявку, тогда он обязан поучаствовать в электронном аукционе. Если он этого не сделает, то будет существовать большой риск попадания сведений об участнике в РНП.

Содержание заявки обязано иметь соответствие требованиям, которые были указаны в извещении, в документации и техзадании заказчика.

Стоит помнить о том, что комиссия заказчика может отклонить заявку потому что она не будет носить соответствия требованиям, которые указаны в документации или, если были предоставлены недостоверные сведения в самой заявке. Эти требования затрагивают как технические параметры предложения, которое подается участником, а также сведения о компании.

4. Видео-инструкция 44 ФЗ для начинающих, электронный аукцион по 44 ФЗ? Что это такое и как участвовать?

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Содержание

  • Когда можно изменить аукционную документацию
  • Сроки изменения документации
  • Порядок внесения изменений
  • Права участника

В некоторых случаях заказчику приходится менять аукционную документацию. Когда это разрешено и в каком порядке должно быть реализовано? Об этом наш сегодняшний материал.

Когда можно изменить аукционную документацию

Документация аукциона, который проводится по закону 44-ФЗ, подлежит изменению на таких основаниях:

  • если заказчик сочтет, что это необходимо;
  • если того требует предписание, выданное контролирующим органом;
  • если необходимость этого вытекает из запроса на разъяснение документации, который подал участник.

При этом важно знать, что нельзя менять положения документации, которые касаются наименования объекта закупки и размера обеспечения заявки в сторону его увеличения.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Самым простым примером, когда нужно внести изменения в документацию аукциона, является поданный участником запрос. Он может быть связан, например, с наличием в документации требований либо иных положений, которые могут быть растолкованы неоднозначно. Заказчик не может проигнорировать запрос участника, равно как и ответить на него формально. Он должен обосновать применяемые формулировки или иные спорные положения документации либо внести в нее изменения. Если он этого не сделает, то заявивший запрос участник может пожаловаться в контролирующий орган. В таком случае, возможно, вносить изменения в документацию придется уже на основании предписания ФАС.

Сроки изменения документации

Принять решение о необходимости внести изменения в документацию аукциона заказчик может не позже, чем за 2 дня до даты окончания приема заявок. Естественно, измененная документация должна быть опубликовано в ЕИС, ведь потенциальные участники аукциона должны обладать актуальной информацией. После того как изменения внесены, у заказчика есть всего 1 день на то, чтобы опубликовать их в информационной системе.

Вместе с тем необходимо увеличить срок принятия заявок так, чтобы у участников оставалось время на принятие решения о своем участии:

  • при цене контракта до 3 млн рублей — не менее 7 дней;
  • при цене контракта более 3 млн рублей — не менее 15 дней.

Обратите внимание! Минэкономразвития в своем письме от 17 декабря 2014 года № Д28и-2837 указывает на то, что в этот срок не включается день публикации изменений и день, когда заказчик заканчивает принимать заявки.

Порядок внесения изменений

В первую очередь, нужно подготовить приказа об изменении документации. Какой-либо определенной формы для него закон не предусматривает. Однако в приказе целесообразно перечислить пункты документации, которые будут скорректированы, указать новые сроки приема заявок, а также сведения об ответственном должностном лице. Приказ подписывает руководитель заказчика.

Далее следует произвести собственно изменения положений документации, то есть изложить пункты, требующие корректировки, в новой редакции. Когда все готово, нужно разместить документ на электронной площадке, а также в ЕИС.

Закон не ограничивает заказчика в количестве и объеме изменений, которые он может внести в аукционную документацию. Таким образом, изменять ей можно не единожды. Главное — всякий раз придерживаться регламента в части сроков, и тогда проблем с ФАС быть не должно.

Права участника

Участник электронного аукциона может отзывать свое предложение и подавать его вновь в любой момент до того, пока не вышел срок приема заявок. Конечно же, это право сохраняется за ним и в том случае, если в документацию аукциона вносится изменение. При отзыве заявки ее обеспечение на ЭТП должно быть разблокировано. То есть порядок таков:

  • участник подал заявку, ЭТП заблокировала ее обеспечение;
  • заказчик внес изменения в документацию и продлил срок приема заявок;
  • участник ознакомился с новой редакцией и отозвал заявку;
  • ЭТП разблокировала средства, замороженные в качестве обеспечения;
  • участник подкорректировал свою заявку и подал ее вновь;
  • средства в счет обеспечения заявки были заблокированы ЭТП.

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку Внесение изменения в аукционную документацию 1. Изменение документации электронного аукциона по 44 ФЗ2. Внесение изменений в документацию электронного аукциона3. Нарушения в документации об электронном аукционе4. Видео-инструкция закупочная документация для электронных аукционов и тендеров При некоторых случаях требуется вносить изменения в аукционную документацию. Но существует ряд случаев, при которых возможно осуществлять данные изменения, они представлены ниже:

  • Первым будет являться решение со стороны заказчика;
  • Когда это требуется предписанием, которое было выдано контролирующим органом;
  • Если это требуется на основании запроса на разъяснение документации к аукциону, которое было подано участником.

Необходимо принять во внимание, что запрещается вносить изменения в положения аукционной документации, так как они относятся к наименованию объекта закупки и общего размера обеспечения заявки, то есть его увеличения. Можно осуществлять изменение документации к аукциону, которую подает участник запроса. Данное действие можно осуществлять, если в документации имеются требования или же другие положения, которые могут быть поняты двояко. При этом заказчик не должен не обращать внимание на запрос участника, но и не стоит отвечать на него формально. Первым дело необходимо будет обосновать формулировки и остальные положения документации или же изменить ее. Если он все-таки этого не сделает, то участник имеет возможность подать жалобу в контролирующий орган. После этого потребуется вносить правки в документацию в соответствии с предписанием ФАС. Наш «Центр Поддержки Предпринимательства» предоставляет помощь в подготовке и подаче жалобы в ФАС по 44 и 223 ФЗ. В обязанности заказчика входит изменение документации не позднее срока, составляющего 2 дня до того, как произойдет завершения приема заявки. После того, как изменения будут внесены, то после этого происходит осуществление действий по размещению в ЕИС данных изменений. Как только все изменения будут внесены, тогда у заказчика будет иметься 1 день, чтобы осуществить размещение данных изменений на ЕИС. В соответствии с этим потребуется увеличить время по принятию заявок, чтобы у участника имелось возможность решить для себя будет ли он принимать участие:

  • если цена контракта будет составлять размер до 3 млн руб, то в этом случае потребуется 7 дней;
  • если цена контракта будет более 3 млн руб, то потребуется 15 дне

  Хотите участвовать в электронных аукционах и побежать в них?

        У нас в штате работают квалифицированные специалисты и мы готовы оказать для вас комплексное тендерное сопровождение на всех этапах!

Обратиться за бесплатной помощью Необходимо будет подготовить приказ об изменении аукционной документации. На уровне законодательства не устанавливается единых требований к данной процедуре, значит это можно будет сделать на свое усмотрение.

Но все же существуют условия, которые нужно будет указать в приказе:

  • в нем необходимо будет отметить пункты, которые будут подлежать изменению;
  • потребуется отметить новые сроки для приема заявок;
  • необходимо указать сведения о должностном лице.

Сам приказ должен быть подписан руководителем заказчика.

Следующим действием будет являться действие по изменению положений документации, для этого необходимо будет изложить пункты, которые будут требовать правок в новой редакции. Законом не предполагается внесения изменений в количество и объем вносимых изменений в документацию. Из этого следует, что менять не один раз, а несколько.

Но стоит при этом соблюдать регламент сроков и в данном случае не должны возникнуть проблемы с ФАС.   В обязанности участника электронного аукциона могут входить действия по отзыву своего предложения, а затем подать его еще раз до срока окончания подач заявок. Данное право сохраняется за участником и когда происходит внесение изменений в заявку.

При этом, если будет происходить отзыв заявки, то в этом случае потребуется наличие разблокировки ее обеспечения на ЭТП.

На основании этого был выработан особый порядок:

  • Когда участник подал заявку, тогда ЭТП блокирует ее обеспечение;
  • Заказчик может вносить правки в документацию, затем он продлевает срок подачи заявок;
  • Затем участник знакомится с новой редакцией и происходит отзыв заявки;
  • Далее происходит разблокировка средств ЭТП, которые были заморожены в виде обеспечения;
  • Когда участник внес коррективы в заявку, он подает ее еще раз4
  • И наконец, происходит блокировка средств ЭТП, которые были внесены в качестве обеспечения.

Когда в документации обнаруживается наличие ошибок, затем ФАС вносит предписание об их исправлении. Когда дело касается заявок на участие в запросе котировок, то потребуется уделить внимание тому, что обязана быть положительная цена. В случаях когда необходимо прописать название страны происхождения товара, то в этом случае потребуется написать полное наименование государства, к примеру, “Россия” или “Российская Федерация”. Все дело в том, что название страны обязано носить соответствие классификатору стран мира. В большинстве случаев у крупных организаций производственные площадки расположены в разных странах и при этом происходит затруднение с указанием необходимой страны происхождения товара. Ведь непонятно с какого завода будет осуществляться доставка необходимой партии. При возникновении данной ситуации было разработано единое правило, потребуется для одного товара отмечать одну страну. Не стоит предлагать при закупке товара, который имеет отличия по своим характеристикам от указанных заказчиком, даже при условии того, что товар обладает наиболее высокими характеристиками.

При осуществлении электронного аукциона не происходит ограничения в протоколах разногласий. Но на законодательном уровне происходит ограничение срока разрешения, он приходится на 13 дней. При этом за разъяснением будет иметься возможность обращаться 3 раза. Все замечания, содержащиеся в протоколах разногласий обязаны быть направлены на контракты, на основании которых имеются разногласия.

Если заказчик допускает ошибки в аукционной документации, то благодаря протоколу разногласий он будет иметь возможность их исправить.

4. Видео-инструкция закупочная документация для электронных аукционов и тендеров

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к спискуВнесение изменения в аукционную документациюВнесение изменения в аукционную документациюВнесение изменения в аукционную документациюВнесение изменения в аукционную документацию

Изменения в госзакупках с 2022 года: новые правила в законе № 44-ФЗ

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

Кто может участвовать2021 годС 1 января 2022 годаС 1 января 2023 года

Только малый бизнес 15 дней 10 дней 7 дней
Все 30 дней 15 дней 10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Внесение изменения в аукционную документацию

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе2021 годС 1 января 2022 года

Заявка Из двух частей Единая заявка
Можно внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время торга Не ограничено Не больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или Услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Внесение изменения в аукционную документацию Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей. К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

Банковские гарантии от Тинькофф Бизнеса

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на  secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.

Ответ на запрос разъяснений по 44 ФЗ

Ответ на запрос о разъяснении — это обязанность заказчика растолковать участнику положения документации. Разберемся, какие существуют требования к такому ответу и как правильно его составить.

Закон о контрактной системе позволяет участнику закупок, которые осуществляются путем проведения электронного аукциона и открытого конкурса, обратиться к организатору за официальными пояснениями положений документов о закупке.

Для этого он создает так называемый запрос на пояснение. Ответ на него будет дан, только если участник соблюдает определенные законом условия.

Например, запрос в отношении аукционной документации должен удовлетворять следующим требованиям:

  • поступил через ЭТП от аккредитованного на площадке участника
  • поступил от зарегистрированного в ЕИС участника (требование вступило в силу с 01.07.2018);
  • поступил не позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе;
  • общее количество обращений одного участника в рамках этого тендера не превысило трех.
  • Ответ на обращение в отношении положений конкурсных документов заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа, если указанное обращение поступило к нему не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
  • И при проведении электронного аукциона, и при проведении открытого конкурса заказчик обязан разместить в Единой информационной системе (ЕИС) разъяснения положений документации о закупке, не меняющие ее суть, с указанием предмета обращения, но без указания наименования и реквизитов участника, который задал вопрос.
  • Нарушение порядка предоставления ответов на правильно поданные обращения грозит административной ответственностью.

Сроки ответа на запрос о разъяснении

Дата начала предоставления ответа — это день, следующий после дня поступления запроса (ч. 4 ст. 65 ФЗ №44-ФЗ). Срок ответа на разъяснения аукционной документации — в течение двух дней с момента получения запроса. В указанный период времени заказчик также размещает ответ в Единой информационной системе.

Чтобы определить последний день, когда можно дать пояснения, необходимо отнять от даты окончания подачи заявок на участие в аукционе три дня. Соответственно, четвертый день будет временем окончания срока дачи разъяснений положений документов об аукционе.

В случае подачи участником обращения в рамках конкурса, срок ответа на разъяснения по 44 ФЗ для заказчика составляет два рабочих дня, в течение которых он обязан разместить ответ в ЕИС.

За несоблюдение сроков предусмотрена административная ответственность.

Изменение документов по результатам запроса о разъяснении

Изменение документации открытого конкурса предусмотрено Законом о контрактной системе только по собственной инициативе заказчика.

А внесение изменений в документы об электронном аукционе может быть инициировано поступившим запросом участника закупки, и это прямо предусмотрено в 44-ФЗ.

При этом можно не менять документацию, лишь пояснить спорные моменты в ней. Таким образом, принятие решения о корректировке является правом, а не обязанностью.

Такое решение требуется принять не позднее, чем за два дня до даты окончания периода подачи заявок на участие в тендере. При этом не допускаются изменение объекта закупки или увеличение размера обеспечения заявок.

В течение одного дня с даты принятия указанного решения внесенные изменения размещаются в ЕИС.

Период подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок на участие оставалось:

  • не менее семи дней, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей;
  • не менее пятнадцати дней в остальных случаях.

Если заказчик решил внести изменения в конкурсную документацию, то срок подачи заявок нужно продлить минимум на 10 рабочих дней.

Образец ответа на разъяснение аукционной документации

В приведенном примере в результате обращения участника закупки в документы внесли необходимые изменения.

Внесение изменения в аукционную документацию

Скачать

Как можно исправить ошибки в техзадании на закупку

  • 19-11-2020
  • Дарья Коровкина
  • 6 минут

Способы исправления ошибки в техническом задании на закупку зависят от того, на какой стадии закупочной процедуры ее обнаружили. 

Стадия подачи заявок

На этом этапе у заказчика есть следующие опции: 

  • внесение изменений в документацию;
  • отмена закупки.

Чаще всего решения об изменении техзадания либо отмене закупочной процедуры принимаются после того, как участники торгов обратились к заказчику за разъяснением документации. Именно так выявляются случайные (или не очень) ошибки, неточные формулировки. Так как изменять содержание документации в разъяснениях нельзя, то приходится изменять документацию и само ТЗ.

Вариант с внесением изменений подойдет, если ошибка не требует переработки всей документации и серьезного изменения техзадания. Это касается в первую очередь опечаток и грамматических ошибок – они не влияют на содержание контракта, в этом случае достаточно исправить только само техническое задание.

 Сюда же можно отнести явные опечатки в показателях товара или неправильные ссылки на нормативные документы. Помните, что решение о внесении изменений в извещение как о проведении электронного аукциона, запроса котировок, так и конкурса может быть подано не позднее, чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок.

 Если не исправить ошибки в документации, это грозит жалобой со стороны исполнителей и поставщиков. Нарушение  также могут обнаружить в ходе проверки.

При изменении документации заказчик принимает решение, вносит изменения в извещение и в течение одного дня загружает файл с корректировками через ЕИС.

Не забудьте изменить сроки подачи заявок. Со дня изменения документации до дня окончания подачи заявок должно быть:

  • не менее 15 дней для электронного аукциона;
  • не менее 7 дней для электронного аукциона с НМЦК менее 300 млн руб. или НМЦК до 2 млрд руб. в сфере строительства;
  • не менее 10 рабочих дней для открытого конкурса в электронной форме;
  • не менее 5 рабочих дней для запроса котировок в электронной форме.

Изменить только техзадание не получится, если нужно вносить серьезные правки, которые затронут и условия самого контракта. Иногда бывает, что нужно больше времени на подготовку изменений и заказчик просто не уложится в сроки. 

Бывает и так, что ТЗ надо менять по причинам, которые от заказчика не зависят. Например, если с момента, как было размещено извещение, товар был включен в КТРУ, а в техзадании указано, что его там нет. 

В любом случае нельзя вносить изменения, если:

  • заказчик не уложился в 2-х дневный срок до окончания срока подачи заявок;
  • нужно менять объект закупки при любых процедурах или увеличить размер обеспечения заявок при проведении конкурса.

В таком случае можно отменить закупку (конкурс, аукцион или запрос котировок). Извещение об отмене размещается через ЕИС. Отменить можно не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, если это конкурс или аукцион, и 2 дня – если это запрос котировок. Отменить запрос предложений нельзя.

Если сроки для отмены вы пропустили из-за коронавируса – вы можете этим воспользоваться, Коронавирус считается обстоятельством непреодолимой силы, а это основание для отмены торгов.

Если не получается ни изменить техническое задание, ни отменить закупку, вопрос можно решить через получение предписания. Жалоба может быть подана участниками закупки, или заказчик может подать саможалобу, подтвердить на заседании свои нарушения и получить предписание об их устранении.  

Стадия рассмотрения заявок

Подача на этой стадии жалобы (самостоятельно, заказчиком либо участником закупки) – рискованный вариант. 

Если ошибка в документации, техническом задании все же есть, возможно:

  • Никто просто не подаст заявок и торги не состоятся.  Это благоприятный сценарий, так как он позволит исправить ошибки.
  • Торги состоятся, или будет подана одна заявка и контракт все же будет заключен, но ошибка никуда не денется. Вносить изменения придется уже после заключения контракта.

Внесение изменения в аукционную документацию

Как исправить ошибки после заключения контракта

Если контракт уже заключен, то можно его расторгнуть (полностью или частично), либо попробовать все-таки изменить. Возможность изменения зависит от того, что именно в контракте не соответствует требованиям нормативных актов или интересам заказчика. Изменить несущественные условия можно без каких-либо ограничений. А вот для изменения существенных придется искать специальные основания. 

Напомним, что существенными условиями контракта считаются его предмет, а также те условия, которые таковыми признаны законом и самим контрактом. В случае с госзакупками – это почти все его возможные условия, в том числе цена, срок, количество товара или объем работ.

Условия контракта должны соответствовать тому, что написано в документации и техническом задании. Если в ТЗ были неточно указаны объем работ, количество товаров, сроки выполнения или поставки, то изменить ситуацию на стадии, когда контракт уже заключен, тоже возможно.

Но далеко не всегда. 

Предмет контракта изменять нельзя, хотя лазейка все же есть – закупить товар с улучшенными характеристиками (если не попадаете под ограничения для иностранных товаров).

Если обоснуете, что предмет меняете именно по этой причине – то, возможно, это не посчитают нарушением.

 Доказать свою позицию будет нелегко, так как не всегда можно выявить четкие критерии, что считать улучшенными характеристиками товара. Особенно это касается товаров сложных и многофункциональных.

Что касается других условий, то их изменение по соглашению сторон допустимо, если это предусмотрено прямо документацией и контрактом (или только контрактом в случае закупки у единственного поставщика). В других случаях допустимы изменения:

  • цены контракта и объема работ. Но не более, чем на 10% (исключение – контракты, касающиеся строительства и объектов культурного наследия). Есть и другие основания для изменения цены, но они вряд ли они будут связаны с ошибками технического задания. При этом перечень товаров или работ должен остаться прежним – дополнять его либо исключать какие-либо позиции нельзя;
  • срока контракта. Срок можно изменить только в отдельных видах контрактов (заключенных с единственным поставщиком, в сфере строительства).

В 2020 году из-за распространения коронавируса в Закон о госзакупках были внесены изменения, которые позволили более гибко регулировать изменение контракта (ч. 65 ст. 112 Закона о госзакупках).

До конца 2020 года, если из-за распространения коронавируса (или при других обстоятельствах непреодолимой силы) стало невозможно исполнить контракт, то срок исполнения контракта или его цену изменить можно, но нужно решение органа исполнительной власти соответствующего уровня.

 Для того, чтобы изменить условия заключенного контракта заказчик и Исполнитель (поставщик) заключают дополнительное соглашение.

Желательно все же устранять неточности и ошибки в техническом задании еще на этапе подачи заявок.

Если не вносить изменения в документацию и техзадание и попытаться заключить контракт без учета их содержания – то это грозит штрафом до 30 000 рублей для должностного лица и до 300 000 рублей для заказчика.

При этом Штраф в случае, если контракт заключить с нарушениями, которые уже отражены в ТЗ, меньше – до 50 000 руб.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Как внести изменения в документацию аукциона по 44-ФЗ | Контур.Закупки

В некоторых случаях заказчику приходится менять аукционную документацию. Когда это разрешено и в каком порядке должно быть реализовано? Об этом наш сегодняшний материал.

Когда можно изменить аукционную документацию

Документация аукциона, который проводится по закону 44-ФЗ, подлежит изменению на таких основаниях:

  • если заказчик сочтет, что это необходимо;
  • если того требует предписание, выданное контролирующим органом;
  • если необходимость этого вытекает из запроса на разъяснение документации, который подал участник.

При этом важно знать, что нельзя менять положения документации, которые касаются наименования объекта закупки и размера обеспечения заявки в сторону его увеличения.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Самым простым примером, когда нужно внести изменения в документацию аукциона, является поданный участником запрос. Он может быть связан, например, с наличием в документации требований либо иных положений, которые могут быть растолкованы неоднозначно.

Заказчик не может проигнорировать запрос участника, равно как и ответить на него формально. Он должен обосновать применяемые формулировки или иные спорные положения документации либо внести в нее изменения. Если он этого не сделает, то заявивший запрос участник может пожаловаться в контролирующий орган.

В таком случае, возможно, вносить изменения в документацию придется уже на основании предписания ФАС.

Сроки изменения документации

Принять решение о необходимости внести изменения в документацию аукциона заказчик может не позже, чем за 2 дня до даты окончания приема заявок.

Естественно, измененная документация должна быть опубликовано в ЕИС, ведь потенциальные участники аукциона должны обладать актуальной информацией.

После того как изменения внесены, у заказчика есть всего 1 день на то, чтобы опубликовать их в информационной системе.

Вместе с тем необходимо увеличить срок принятия заявок так, чтобы у участников оставалось время на принятие решения о своем участии:

  • при цене контракта до 3 млн рублей — не менее 7 дней;
  • при цене контракта более 3 млн рублей — не менее 15 дней.

Обратите внимание! Минэкономразвития в своем письме от 17 декабря 2014 года № Д28и-2837 указывает на то, что в этот срок не включается день публикации изменений и день, когда заказчик заканчивает принимать заявки.

Порядок внесения изменений

В первую очередь, нужно подготовить приказа об изменении документации. Какой-либо определенной формы для него закон не предусматривает. Однако в приказе целесообразно перечислить пункты документации, которые будут скорректированы, указать новые сроки приема заявок, а также сведения об ответственном должностном лице. Приказ подписывает руководитель заказчика.

Далее следует произвести собственно изменения положений документации, то есть изложить пункты, требующие корректировки, в новой редакции. Когда все готово, нужно разместить документ на электронной площадке, а также в ЕИС.

Закон не ограничивает заказчика в количестве и объеме изменений, которые он может внести в аукционную документацию. Таким образом, изменять ей можно не единожды. Главное — всякий раз придерживаться регламента в части сроков, и тогда проблем с ФАС быть не должно.

Права участника

Участник электронного аукциона может отзывать свое предложение и подавать его вновь в любой момент до того, пока не вышел срок приема заявок. Конечно же, это право сохраняется за ним и в том случае, если в документацию аукциона вносится изменение. При отзыве заявки ее обеспечение на ЭТП должно быть разблокировано. То есть порядок таков:

  • участник подал заявку, ЭТП заблокировала ее обеспечение;
  • заказчик внес изменения в документацию и продлил срок приема заявок;
  • участник ознакомился с новой редакцией и отозвал заявку;
  • ЭТП разблокировала средства, замороженные в качестве обеспечения;
  • участник подкорректировал свою заявку и подал ее вновь;
  • средства в счет обеспечения заявки были заблокированы ЭТП.

Закупочная документация по 44-ФЗ

Все, что размещается в планах и планах-графиках, связано с описанием объекта закупки. Проект контракта полностью зависит от того, какой объект закупки необходим заказчику, как будут реализовываться в дальнейшем отношения с поставщиками, к какому результату заказчику необходимо прийти.

В состав документации входит извещение о проведении закупки (конкурса, запроса котировок или аукциона), а также другая закупочная документация, раскрывающая все детали закупки. Контракт всегда входит в закупочную документацию и сопровождается дополнительными документами.

Завершается закупочная деятельность заказчика отчетностью.

Требования к документации

Отличительная особенность контрактной системы — внушительный по объему документооборот. Требования к документации предъявляются серьезные, хотя конкретные формы документов закон не указывает. Документация составляется произвольно, но с соблюдением правил и ограничений № 44-ФЗ.   

Важное правило, о котором нужно помнить: форма, состав и содержание документации зависят от объекта закупки и способа определения поставщика (и конкурсы, и аукционы, и запросы котировок содержат свои дополнительные условия, которые будут отражены в документации).  

Что обязательно должна содержать документация:

  • единые требования к участникам в соответствии со ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • порядок предоставления разъяснений и внесения изменений в уже опубликованную документацию (у участников есть возможность обратиться к заказчику с запросом дать объяснения, и заказчик обязан им ответить);   
  • требования к оформлению и содержанию заявки (документация напоминает участникам, как им надо действовать);  
  • права и обязанности заказчика, комиссии, участников;
  • порядок подготовки и размещения в ЕИС извещения и документации;
  • порядок подачи, изменения и отзыва заявок;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок;
  • порядок заключения контракта.

Общая информация о закупке включает: общие сведения о заказчике (о наименовании, местонахождении, режиме работы); общие сведения о закупке (о способе определения поставщика в соответствии с ч. 1 ст.

24 Закона № 44-ФЗ, цели закупки согласно ст.

13 Закона № 44-ФЗ, источнике финансирования, нормативно-правовой базе, на основании которой производится закупка), а также дополнительные пояснительные сведения.

Но правильное составление документации — это только полдела. Ее еще необходимо разместить в ЕИА, поскольку заключение контракта и его дальнейшее исполнение осуществляется именно на основании того, что находится в ЕИС.

Описание объекта закупки

Эту часть документации часто еще называют техническим заданием. В ней заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. Это обязательный документ, поскольку именно на его основании участники закупки могут разработать наиболее подходящее для заказчика предложение.

Помимо того, что описание объекта закупки обозначает способ выбора определения поставщика, диктует порядок формирования НМЦК, определяет требования к участникам закупки и другие особенности проведения тендера, оно еще, как юридически значимая информация, определяет состав извещения, документации, проекта контракта и в конечном итоге выбор лица, который станет победителем закупочной процедуры.

Содержание технического задания:

  • описание объекта закупки
  • основное назначение и обоснование
  • характеристики, параметры
  • требования к качеству
  • указания на количество и объем
  • гарантийные требования
  • сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

В ст. 33 Закона № 44-ФЗ указаны положения, которые обязательно нужно соблюдать при составлении описания объекта закупки.

В целом описание должно нести объективный характер, использовать понятную терминологию, опираться на доступные информационные источники, указывать на следующие характеристики: функциональные (назначение объекта закупки и условия его использования по назначению; форма, производственное исполнение и др.

), технические (конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг), качественные (совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям), эксплуатационные (характеристики надежности и работоспособности, условия эффективной эксплуатации, прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические характеристики), стандартные показатели (технические и качественные характеристики объекта закупки, установленные в соответствии со стандартами, техническими регламентами и законодательством о техническом регулировании). Поставляемый товар должен быть новым.

Кроме того, при осуществлении закупки заказчик, согласно ст. 31 Закона №44-ФЗ, устанавливает единые требования к участникам закупки. Это и наличие лицензий, допусков, специальных разрешений и согласований, документов (например, сертификатов, связанных с безопасностью использования объекта закупки), и др.

Чего не должно быть в техническом задании

В техническом задании не должны содержатся требования или указания на:

  • товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, место происхождения товара, наименование производителя;
  • требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения составляют случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Однако если содержится указание на Товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, заказчик должен добавить слова «или эквивалент» и указать критерии эквивалентности. Именно по этим критериям можно судить, нарушены или нет нормы ст. 33 Закона №44-ФЗ.

Важно обратить внимание на особенности документации, которая зависит от способа определения поставщика — конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

Конкурсы считаются самым сложным видом закупочной процедуры и включают следующие документы: извещение, документация — информационная карта, техническое задание на объект закупки, форма заявки с инструкцией по ее заполнению, проект контракта.

Извещение о проведении конкурса

Это краткий документ, который включает:

  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года)
  • используемый способ (открытый конкурс)
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок
  • размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта
  • требования к участникам и их документации
  • способы получения конкурсной документации
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками
  • преимущества для участников
  • условия национального режима (ограничения и запреты на приобретение продуктов иностранного производства)
  • реквизиты счета для внесения обеспечения

Документация — информационная карта

В отличие от извещения, представляет собой развернутую информацию со следующими необходимыми деталями:

  • описание объекта закупки и условий контракта в полном объеме
  • требования к содержанию и описанию предложения участника, к форме, составу заявки и инструкцию по ее заполнению
  • дополнительные требования к объекту закупки: гарантийные сроки, условия эксплуатации
  • НМЦК с обоснованием
  • форма, сроки и порядок оплаты ТРУ
  • порядок подачи заявок, сроки отзыва и изменения заявок
  • порядок предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации
  • финансовые условия конкурса: размер обеспечения заявки, размер обеспечения контракта, условия банковской гарантии
  • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта
  • информация о возможности изменения объема и количества ТРУ

Заявка с инструкцией

Инструкция позволяет заказчику облегчить себе работу. Имея такой документ, который позволяет упорядочить информацию, участники делают меньше ошибок. Необходимость включения инструкции в конкурсную документацию установлена п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Форма инструкции произвольная, требования к ее составлению законодательством не предусмотрены, тем не менее существует целый ряд позиций, которые в ней необходимо прописать: порядок заполнения заявки на участие в конкурсе, требования к ее оформлению, в частности, язык составления заявки, способ указания предлагаемой цены контракта, количество экземпляров заявки.

Важно помнить, что при описании предложений участники должны использовать общепринятые обозначения и наименования, сведения, содержащиеся в заявке, не должны допускать двусмысленного толкования. Документы, представляемые участниками закупки, должны быть заполнены по всем пунктам, предусмотренным формой заявки.

Аукцион и аукционная документация

В составле аукционной документации есть извещение, аукционную документацию — информационную карту, техническое задание на ТРУ, форму заявки для участия в электронном аукционе с инструкцией по ее заполнению (как правило, разработку этих документов берет на себя электронная площадка), проект контракта. 

Закон не прописывает структуру документации об аукционе. При этом в ст. 64 приводится перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена.

Аукцион проводится в том случае, если заказчик закупает ТРУ, поименованную в перечне, установленном Распоряжением правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.  

Извещение о проведении аукциона 

В извещении о проведении электронного аукциона указываются следующие сведения:

  • адрес электронной площадки
  • сроки приема и рассмотрения заявок
  • дата проведения аукциона
  • размер обеспечения заявок и контракта
  • требования и исчерпывающий перечень документов для участников
  • информация об объекте закупки и условиях контракта

Аукционная документация — информационная карта

Раскрывает все детали будущей закупки, поэтому включает много уточняющей информации:

  • сведения о заказчике
  • сведения об электронной площадке
  • сведения об объекте закупки — предмете контракта
  • НМЦК приводится в соответствии с расчетом и обоснованием заказчика
  • форма, срок и порядок оплаты контракта, выплата аванса
  • требования к участникам закупки
  • сроки подачи заявок на участие в аукционе
  • сроки рассмотрения первых частей заявок и вторых частей заявок
  • дату проведения аукциона
  • требования к составу заявки на участие в электронном аукционе
  • размер обеспечения заявок на участие в аукционе
  • сведения об обеспечении исполнения контракта

Котировочная документация

Отличается от конкурсной и аукционной тем, что в запросе котировок выкладывается сразу вся информация. Форма заявки для участия в запросе котировок разрабатывается заказчиком и входит в котировочную документацию.

Содержит запрос котировок, форму заявки для участия в запросе котировок, проект контракта. 

В запросе котировок должны быть отражены:

  • сведения о заказчике и контрактной службе, источник финансирования
  • форма котировочной заявки
  • наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, требования к качеству, техническим характеристикам, к безопасности, к функционалу и потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели
  • требования к предоставлению гарантий, к монтажу и наладке, к обучению
  • место и сроки доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
  • сведения о НМЦК, расходах на перевозку, страхование, уплату налогов
  • место и срок подачи котировочных заявок
  • срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг
  • срок подписания победителем контракта
  • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта
  • преимущества для определенных участников
  • требование об отсутствии в РНП
  • документы, подтверждающие соблюдение национального режима

В том случае, если участникам требуются пояснения по закупочной документации или они обнаруживают какие-то несоответствия, неточности и ошибки, они вправе обратиться к заказчику за дачей разъяснений. Порядок, возможности и сроки обращения за разъяснениями в каждом способе закупки свои. Но заказчик обязан отвечать на запросы в установленные сроки. 

Контракты 

Задача контракта заключается в достижении цели осуществления закупки ТРУ. Он может быть как в электронной, так и в бумажной форме.

О проекте контракта и его содержании рассказывает Юлия Межникова, ведущий вебинара «Закупочная документация: рекомендации для заказчиков по 44-ФЗ»:

— 

Приемка товара

На приемку товара, как важнейшее условие контракта, следует обратить особое внимание. Юлия Межникова разъясняет некоторые ошибки, которые допускают заказчики на этом этапе.  

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!   

Типичные ошибки заказчиков в техническом задании:

  • указание на товарный знак;
  • нестандартные характеристики;
  • заточка под конкретного поставщика;
  • отсутствие технологической связи между товарами;
  • технические ошибки (опечатки);
  • требование конкретных показателей от подрядчиков.

Контрактное законодательство разъясняет, как правильно описать объект закупки (ст. 33 44-ФЗ). Несмотря на это, в техническом задании встречаются различного рода ошибки. Рассказываем о типичных ошибках заказчиков и как правильно составить ТЗ, чтобы избежать обжалования.

Указание на товарный знак

Контрактная система запрещает ссылаться на товарный знак в описании параметров товара (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Исключение: наименование дополнено формулировкой «или эквивалент».

Требование о закупке конкретных товарных знаков допустимо, если это продиктовано необходимостью обеспечить совместимость товаров, которые подлежат поставке с теми, что используются заказчиком. Например, поставка запчастей для станка. Обязательное условие: это не приведет к сужению количества участников. В противном случае заказчика ждет жалоба в ФАС.

Пример из практики. ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» запросила к поставке материалы для стерилизации со ссылкой на товарный знак. ФАС усмотрел в этом нарушение и встал на сторону участника закупки, который подал жалобу (дело №034/10/18.1-287/2020).

Выдержка из решения по товарному знаку

В законе о контрактной системе прописано, можно ли объявить закупку материалов конкретного издательства: да, если этим издательствам принадлежат исключительные права (п. 14 ст. 93 44-ФЗ). В этом случае способ размещения заказа — у ед. источника.

Также в законе сказано, можно ли писать в техническом задании, что поставщиком может быть только завод-изготовитель: да, если это обосновано необходимостью совместимости продукции (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Нестандартные характеристики

При описании технических параметров товара, который подлежит поставке, используют общепринятые термины, значения и единицы измерения — вес, объем, штуки и т. п. (ч. 2 ст. 33 44-ФЗ).

Когда параметры, которые предусмотрены техническими регламентами, не совпадают с требованиями заказчика, понадобится обоснование. В противном случае поступит жалоба в ФАС на излишние требования технического задания и ограничение конкуренции.

Частая ошибка госзаказчиков — ссылки на недействующие или некорректные ГОСТы, ТУ и прочие регламенты. Вот пример из решения №054/06/33-770/2020:

Неверно указан ГОСТ

Описание товара под конкретного поставщика

Участник обжалует закупку, если докажет, что техническое задание составлено под определенного поставщика (производителя). Указание в характеристиках товара значений без возможности незначительного отклонения, в том числе в сторону улучшения — нарушение прав, как и описание продукции, которую поставляет только один предприниматель.

Свежий пример из практики — решение по жалобе на ГУФСИН России по Кемеровской области. Причина: ограничение конкуренции путем включения в техническое задание параметров, которые подходят под определенного поставщика. ФАС признал заказчика нарушителем и выдал предписание (решение №054/06/33-770/2020).

Заточка под определённого поставщика

Отсутствие технологической и другой связи

Объединение в один тендер разноплановой продукции — нарушение 44-ФЗ, которое сужает круг участников тендера и нарушает их права. Например:

  1. Лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности (письмо ФАС от 09.02.2015 №АЦ/5147/15).
  2. Продукции, на поставщиков которой распространяются преференции, и той, что не входит в этот перечень.
  3. Товаров, на которые распространяется национальный режим, и тех, что не входят в список.
  4. Товаров, которые относятся к разным товарным группам и не связаны между собой. Например: запасные части для автомобилей и моющие средства.
  5. Услуг, которые подлежат исполнению на удаленных друг от друга объектах (уборка территории на разных концах города и т. п.).

Пример из практики. Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ администрации города Алатыря Чувашской Республики объединил в один лот строительно-монтажные работы и оказание услуг по энергоэффективности использования энергетических ресурсов. Участник тендера счел это нарушением его прав и подал жалобу. ФАС признал ее обоснованной (дело №021/06/64-318/2020).

Объединение в одну закупку не связанных между собой товаров, работ, услуг

Технические ошибки

В тендерной документации часто встречаются случайные ошибки. Например:

  1. Опечатки в названиях товаров, наименовании услуг и их характеристиках.
  2. Ошибки в расчетах.
  3. Опечатки, которые приводят к неверным ссылкам на нормативы.

Пример. ГОБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» ошибочно указал в техническом задании конкретное значение параметра принтера вместо диапазона значений. Заказчик обратился в ФАС за предписанием об устранении нарушения. Также была подана жалоба от участника тендера. Ведомство провело проверку и подтвердило факт нарушения.

Выписка из акта (решения) по технической шибке

ВАЖНО!

Ошибки, которые допущены в тендерной документации, переходят в контракт и приводят к проблемам при его исполнении и оплате, так как закрыть договор и оплатить счет не удастся, даже если сумма разнится на копейку, а в предмете поставки отличается одна буква.

Рассказываем, что делать если в техзадании к аукциону прописаны несуществующие размеры: направьте запрос на разъяснения положений тендерной документации заказчику, чтобы он увидел, что допущена ошибка, и принял меры.

Требование о показателях, если товар используется

Когда заказчик требует у подрядчика конкретные показатели продукции, которая используется при выполнении работ, — это нарушение 44-ФЗ, так как в составе заявки достаточно согласия (письмо ФАС №ИА/53616/20 от 25.06.2020). Исключение: товар — основное средство и ставится на учет. Это значит, что запрашивать конкретные показатели обоев, которые подрядчик клеит при ремонте, излишне. Требовать характеристики оборудования, которое устанавливают при ремонте (система кондиционирования и т. п.) — правомерно.

Пример из практики: решение по жалобе на ФГБОУ ВО «НГАУ». Заказчик требовал в составе первой части заявки указать конкретные показатели товаров, страны происхождения товаров при том, что предмет закупки — капитальный ремонт кровли, и от участника требуется только согласие. ФАС встал на сторону участника, который подал жалобу (решение №054/06/33-941/2020).

Выписка из решения по жалобе, когда нужно исключительно согласие

Что делать, когда допущена ошибка

Способ устранения ошибки зависит от этапа закупки, на котором она обнаружена. Рассказываем, что делать с ошибкой и опечаткой в техническом задании по ФЗ 44 заказчику:

  1. Внесите изменения в документацию, если позволяет срок до окончания подачи заявок.
  2. При существенных изменениях, которые не внести корректировкой, проведите процедуру отмены тендера и объявляйте новую закупку. Когда срок, в течение которого проводят отмену тендера, прошел, решение об отмене закупки принимает ФАС. Исключение: возникновение форс-мажора (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Поставщику при обнаружении ошибки следует:

  1. Писать запрос на разъяснение положений тендерной документации. Это укажет заказчику на ошибку и послужит основой для внесения изменений или отмены тендера.
  2. Жаловаться в ФАС. Решение ведомства — основание для внесения изменений в тендерную документации, отмены тендера и его итогов, если у заказчика нет на это полномочий.

Казначейство назвало самые распространенные ошибки при госзакупках за II полугодие 2019 года

Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за II полугодие 2019 года. В их числе ошибки, допущенные при госзакупках товаров, работ, услуг (далее — товар). Значительную часть заказчики допустили при расчете НМЦК и исполнении контракта. Остановимся на основных.

Нарушения при расчете НМЦК

Большинство ошибок связано с использованием неверной ценовой информации и с некорректным применением методов определения цены контракта.

При расчете НМЦК не нужно использовать:

  • информацию о ценах товаров, неидентичных или неоднородных планируемым к закупке (например, по количеству, описанию характеристик);
  • предложения поставщиков, которые не поставляют идентичные товары;
  • предложения поставщиков, чьи условия не сопоставимы с условиями планируемой закупки.

Кроме того, ведомство указало, какие недочеты допускали заказчики при выборе методов определения цены:

  • использовали метод некорректно. В частности, заказчик применил нормативный метод, но предельная цена на товары в требованиях к ним не была утверждена;
  • использовали иные методы, хотя была возможность применить основные.

Читать полностью обзор КонсультантПлюс.

Об авторе этой статьи

Элла Залужная

Элла ЗалужнаяЭксперт проекта
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)

В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.

Другие публикации автора

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в электронной трудовой книжке
  • Как исправить ошибку в электронной почте на телефоне
  • Как исправить ошибку в экселе ссылка
  • Как исправить ошибку виндовс на синем экране
  • Как исправить ошибку ввода вывода с диска в windows