Как исправить ошибки в церкви

Едва утихло волнение, возбужденное ересью жидовствующих, как начались в Русской Церкви споры по поводу ошибок, замеченных в богослужебных книгах, и некоторых особенностей в обрядах.

Русская Церковь с самого начала своего уже имела священные и богослужебные книги на славянском языке; это – бесценный дар нашей Церкви святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Со времени великого князя Ярослава и у нас, в России, стали переводить разные церковные книги. Обряды богослужения были приняты от Церкви Греческой и соблюдались в неизменной верности. Но с течением времени вкрались разные ошибки в богослужебные книги, и появилась некоторая новизна в совершении богослужения.

Ошибки вкрадываются и в печатные книги, несмотря на самое строгое внимание исполнителей работы; тем легче могли они вкрасться в рукописные книги. Случалось, что переписывавший священную или богослужебную книгу выражал недоумение по поводу какого-нибудь выражения и ставил иное, им придуманное слово на стороне; другой же писец заносил это слово в текст. С испорченных рукописей делались копии, которые расходились во множестве, и ошибки утверждались. Люди просвещенные замечали ошибки и старались исправлять их в рукописях. Прекрасный образец такого исправления представляет рукописное Евангелие святителя Алексия. Но просвещение в тяжкие времена монгольского ига упало и, по недостатку его, стало распространяться мнение о недозволительности изменять старые богослужебные книги, даже исправлять и вкравшиеся в них ошибки. В начале XVI века был вызван в Москву из одного афонского монастыря весьма ученый и просвещенный инок Максим Грек. Ему сначала было поручено пересмотреть и привести в порядок великокняжескую библиотеку, а потом дали исправить богослужебную книгу Триодь. Исправляя эту книгу и пересмотрев некоторые другие, Максим ужаснулся от множества замеченных в них ошибок71. Когда он объявил об этих ошибках, то против него восстали многие не только из простого народа, но и из духовных, и даже сам митрополит Даниил. Раздались возгласы: «Он (т. е. Максим) изменяет слова по своему произволу и порицает священные книги, по коим святые отцы угодили Богу». Для суда над ним назначен был в 1525 году собор, на котором осудили его как еретика, растлевающего, а не правящего богослужебные книги, и сослали сперва в Волоколамский монастырь, где запрещено было ему далее причащаться Святых Тайн, потом в Отрочь, с некоторым облегчением наказания, наконец в Троице-Сергиев. Здесь и скончался преподобный Максим после тридцатилетних страданий в 1556 году.

Из новых обычаев при богослужении прежде других (именно в конце XV века) стал известен обычай читать и петь «аллилуиа» не три, а два раза. Обычай этот первоначально возник во Пскове. Здесь явилось составленное некоторым клириком Василием сказание, будто бы преподобный Евфросин, скончавшийся в 1481 году, ввел в своей обители двоение «аллилуйи», что «аллилуиа» значит «воскресе» и означает тайну воскресения Христова, и так понимать ее значение научила его Сама Пресвятая Богородица. В то же время обнаружилось у некоторых другое отступление от древнего порядка – хождение крестным ходом вокруг церкви не к востоку от запада, а наоборот – посолонь (как солнце ходит). Когда при Иоанне III освящали Успенский собор, то некоторые поставили митрополиту Терентию в вину, зачем не посолонь ходил с крестом вокруг церкви, и даже вооружили против него великого князя. Скоро, впрочем, узнали, что и на Афонской горе крестные ходы совершаются против солнца, и оправдали митрополита. Но это не помешало многим остаться при своем заблуждении. В начале XVI века сделалось известным слово (подложное) Феодорита (учителя Церкви V века). Им некоторые доказывали, что надо складывать для молитвы не три перста, а два, три же пригибать.

С целью исправления вкравшихся ошибок в книгах и беспорядка при богослужении при царе Иоанне Васильевиче Грозном, в первую, счастливую половину его царствования, созывались соборы. Из них в особенности замечателен собор, называемый Стоглавым (по книге «Стоглаву», содержащей некоторые из его определений). Он созван был в 1551 году под председательством просвещенного митрополита Макария. На этом соборе относительно книг ясно сознана была необходимость исправления их, но приняты были только частные и нерешительные к этому меры, именно: повелено было протопопам и старейшим священникам осматривать по церквам священные и богослужебные книги, если какие окажутся неправильными и с описками, то исправлять их по лучшим спискам, наблюдать за писцами, чтобы они списывали книги с хороших переводов, неисправленные же отбирать от писцов и у тех, кто у них купил книги. Такие частные меры, очевидно, не могли повести к полному повседневному исправлению богослужебных книг, а напротив, вследствие произвола и недостаточного образования самих исправителей, повели к большей порче их. Рассуждали на соборе и о вновь появившихся обрядах, но не пришли к соглашению, напротив, собор этот обнаружил, как глубоко было по вопросу об этих обрядах разделение между его членами. Председатель собора митрополит Макарий. например, был против двуперстного сложения креста, а нашлись и горячие приверженцы этого обряда. То же произошло и относительно других обрядовых разностей. «Много спорили о них, – выражается один из современников Стоглавого собора (Троицкий игумен Артемий), – но не доспели ничего»72.

* * *

71

– Некоторые из них были очень грубые, например: Господь Иисус Христос назывался единым человеком, сотворенным, умершим бесконечной смертью; Бог Отец назывался собезматерним Сыну; плоть Господа Иисуса Христа называлась неописуемою. Тогда же учеником Максима, Зиновием, замечено было прибавление в VIII члене Символа веры лишнего слова: истинного.

72

– Во избежание умножения ошибок от переписки богослужебных книг на будущее время царь Иоанн Васильевич вскоре после собора учредил в Москве типографию. Первая книга, напечатанная в типографии, была Апостол. Список, с которого его печатали, не был свободен от повреждения, и его не сочли нужным исправить с греческого подлинника. Так печатали и другие книги. Таким образом, ошибки и описки из рукописей перешли в печатные книги, откуда еще труднее стало искоренять их. Вскоре после учреждения типографии явились враги ей в лице старых переписчиков, оставшихся без занятий и средств к жизни. Первые печатники, диакон Иоанн Федоров и Петр Тимофеев, вынуждены были для спасения своей жизни бежать из Москвы за границу. Их обвинили в ереси, народ взволновался, и самый дом типографский был сожжен.

Источник: История христианской православной церкви / Протоиерей Петр Смирнов. Изд. 31-е. Петроград : Типо-литография М.П. Фроловой, 1916. — 295 с.

Комментарии для сайта Cackle

Перейти к содержимому

Ошибки в церкви

Недопустимые ошибки в церкви
Из письма:
«Хочу сообщить Вам о том, как батюшка в церкви перепутал во время молебны записки “О здравии” и “За упокой”.
Я стояла на службе и вдруг с ужасом услышала, что моих родственников и близких, записки о здравии которых я недавно подала, батюшка поминает как покойников. После этого в нашей семье все стали сильно болеть. А ведь я после той службы подходила к священнику и указала ему на ошибку, но он лишь ответил: “Ничего страшного, это все суеверие. Бывает, что и мы ошибаемся, мы ведь тоже люди!”
Что теперь нам делать?»
Да, вы правы, к сожалению, церковные служители нередко допускают различные ошибки, некоторые из которых бывают поистине роковыми. Поскольку я хорошо знаю церковные правила и молитвы, то не раз становилась свидетелем того, как батюшка пропускает при чтении текст или сильно его искажает.
Одна из самых распространенных ошибок – это венчание за один раз нескольких пар. Этого нельзя ни в коем случае делать, так как венчание – Божье таинство, в котором могут участвовать лишь двое. Если же венчается сразу несколько пар, то священник уподобляется пастуху, который бегает от одной скотины к другой и никому не может уделить должного внимания.
Когда я сама венчалась, то настояла на том, чтобы батюшка Леонтий венчал только нас с мужем.
Считаю, что церковнослужители должны прислушиваться к просьбам своих прихожан и подобные нарушения недопустимы.
Знахари знают, как можно исправить допущенные ошибки. О некоторых отчитках я уже писала (смотрите мои книги).

Заговоры в церкви
Заговоры сибирской целительницы

Приблизительное время чтения: 13 мин.


print

Что делать, если священник неправ, а вы, простой прихожанин, правы и точно это знаете? Как строить свои отношения с духовным отцом, если вы с ним не согласны? Такие вопросы возникают перед прихожанами не так уж редко и каждый раз ставят их в мучительное положение — то ли доказывать свою правоту перед священником, то ли оставить все как есть, промолчать, смириться и попытаться по-другому взглянуть на ситуацию. Именно в такой ситуации оказалась автор письма в редакцию журнала «Фома».

Письмо в редакцию

Здравствуйте!

Священник отказался причастить годовалого младенца, который за 2 часа до причастия пил молоко. Крестная и мать — воцерковлены. Согласно церковному документу «Об участии верных в Евхаристии» от 2015 года, евхаристический пост не обязателен для младенцев до 3-х лет. К большому сожалению, обсудить этот вопрос со священником не представляется возможным. Настаивать на причастии, мне кажется, грешно и вообще недопустимо. Спорить со священником или обсуждать это со священноначалием (жаловаться) — неприемлемо. Кроме того, любые конфликтные ситуации со священнослужителями всегда оборачиваются против мирян.

В большинстве случаев обвинят в недостатке смирения (впрочем, смирения мало у всех людей, это правда), и только незначительная часть священников готова пойти на диалог, и уж совсем немногие из батюшек способны сказать, что они ошиблись, например. Короче, априори священнослужитель всегда прав, а если неправ, смотри выше. Как правильно к этому отнестись? Как вообще мыслить правильно, если со священником не согласен по каким-либо вопросам? Младенца-то причастить можно и в другом храме.

Наталья Черненко

Мы обратились к настоятелю храма в честь святого благоверного князя Александра Невского при университете МГИМО протоиерею Игорю Фомину с просьбой ответить на эти вопросы.

Кто виноват?

— Может ли быть, что священник неправ?

— Да, это бывает. Не думаю, что это бывает очень часто, но бывает.

Как быть в случае, который вы описали? Я думаю, здесь есть о чем задуматься и родителям ребенка, и отказавшему им священнику.

В церкви мы часто можем увидеть плачущих младенцев, которых несут на причастие. Как же так: причастие — благодать, а младенец плачет? Он сопротивляется благодати? Конечно, вполне возможно, что ребенок плачет просто потому, что он замерз, проголодался или хочет спать. Но может быть и нет, и подобная ситуация содержит какой-то знак родителям? Ребенок неотделим от семьи. Невозможно считать, что он живет своей жизнью, ест, пьет, причащается сам по себе. Да, может быть, священник в чем-то не разобрался. Но причина этого может быть невидимая, не осознанная священником (он ведь орудие в руках Божиих) и родителями не понятая.

Начинаешь говорить с родителями, для чего они хотят причастить младенца, отвечают: чтобы ребенок был здоровеньким, чтобы на нем было Божье благословение. Но сами они не причащаются, им самим Причастие не нужно! Мы крестим детей по вере родителей, не по желанию — это разные вещи. Родитель должен быть верующий и только по вере можно крестить ребенка.

Когда Господь обращается к людям, Он ведь не всегда говорит на понятном языке. Вспомните, как в пятой главе книги пророка Даниила рассказывается о пире последнего вавилонского царя Валтасара, который решился на кощунство: приказал принести золотые и серебряные священные сосуды из храма Иерусалимского, чтобы пить вино из них. Когда пир был в самом разгаре, некая невидимая рука на стене зала начертала письмена: «Мене, мене, текел, упарсин». Никто из пирующих не мог их понять, истолковал их только пророк Даниил: они предвещали скорую гибель и царству Вавилонскому, и самому царю. В ту же ночь Валтасар был убит. Почему Господь напрямую, на понятном языке не обращается к пирующим? Понимаете, мы не можем взять и сказать: Господи, Ты вот нам отказал в причастии, но Ты скажи напрямую, простыми словами, что Ты хочешь, чтобы мы все это поняли. Нет, человек должен сам дойти до смысла. В духовной жизни не все так просто. Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие получает его (Мф 11:12). Это относится лично к человеку, а не к его ребенку, его ближнему. Духовная жизнь — не инструкция по переходу с одной стороны улицы на другую. Духовная жизнь — это жизнь, в которую мы можем прийти, только усвоив какие-то уроки, что-то пережив, отказавшись от себя, изменив себя по Евангелию. А все Евангелие говорит о смирении Богочеловека.

— Это то, что можно сказать родителям. Но разве священнику вы ничего не хотите сказать?

— Хочу. Я не знаю, что происходило в той ситуации, возможно, чего-то люди просто не поняли или не восприняли, что-то такое священник увидел, что заставило его так сказать. Но я, как священник, ставлю себя на его место и вижу, что я, скорее всего, неправ, потому что объяснение было дано очень неубедительное.

Даже Серафим Саровский говорил: «Когда я говорю от себя, я часто бываю неправ. Когда я говорю от Бога, по Священному писанию, тогда надо ко мне прислушиваться».

И мне стыдно за своего собрата, который не причастил ребенка. Лично мне, как священнику, действительно стыдно.

Возможно, этот священник в чем-то не разобрался, может, он сам никогда не ходил с детьми в храм. Священнику тоже важно время от времени ходить в церковь как простому прихожанину вместе с женой, со своими детьми. Потому что, когда ты стоишь в храме, смотришь, как твой собрат служит, ты понимаешь, как делать не надо или, наоборот, как надо делать. И на этом учишься и исправляешь ошибки.

Ошибки все совершают. Все мы бываем неправы. И я, конечно, неправ бываю. И я бы был благодарен людям, если бы они подошли ко мне со своим вопросом и сказали: батюшка, объясните, почему так? Но там ведь люди не спрашивали, они возмутились?

— Люди не возмутились. Это их ранило и поставило в неловкое положение. Ведь между священником и мирянином должны сложиться очень доверительные отношения. Духовный отец — это тот, кому ты вручаешь душу.

— Один известный пастырь предложил как-то такую метафору: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав пищи. Но от него зависит, придет человек сюда еще раз или нет (от повара это зависит само собой!).

Вопрос здесь, в общем-то, сложный. Не складываются взаимоотношения со священником?

Но священник тоже не может быть этаким бюро добрых услуг. Мы приходим в храм изменяться, а не менять других. Дело священника — утешать страждущих, поддерживать, но ни в коем случае им не потакать.

Если не складываются взаимоотношения — поменяйте приход. Найдите того, кто будет для вас наставником. В храм вы всегда можете прийти и помолиться. А духовное окормление вы будете получать в другом месте. Все люди разные, и все священники разные, так Богом устроено. Постарайтесь найти того, кто будет вас понимать и, главное, кого вы будете слышать и слушать.

Фото Сергея Воронина
Фото Сергея Воронина

Жаловаться или нет?

— Какова мера ответственности духовного отца за свое духовное чадо? Некоторые священники считают, что надо давать советы тем, кто о них просит, другие так не считают. А Вы как думаете?

— У каждого свое предназначение от Бога. Один священник не дает никаких советов, другой, наоборот, очень четко рассказывает, как жить, какого цвета обои выбрать и так далее. Кто-то найдет себе сурового старца, который будет его в хвост и в гриву гонять. А другой найдет себе мягкого, который будет его только утешать: какой ты молодец, как ты правильно поступил. И тот и другой мирянин при этом может вдохновиться и совершить великие духовные подвиги. Господь приведет каждого именно туда, куда ему нужно и полезно.

Когда пришла в нашу страну перестройка, духовенства было мало и не очень оно было готово принять такое количество страждущих, интересующихся людей. Недаром же Моисей 40 лет по пустыне выводил народ из страны Египетской, чтобы ничего из прежней жизни не вошло в Землю обетованную. И вот во время перестройки все то, что должно быть тайным и сокровенным, келейным, стали возводить в ранг праведности: пост, молитва, исповедь, причастие. А ведь это только средства достижения чего-то. А вот чего — нередко мы просто не понимаем.

Посмотрите, у нас все книжки про монастырь, про то, как нести послушание по его правилам. Мы идем к священнику, чтобы он решил наш вопрос как духовник монастыря: тебе надо машину вот такую, детей столько-то, за грибами тогда-то, ну и так далее. И это кажется замечательным. В самом деле, очень удобно: батюшка, а что мне делать с мужем, а что мне делать с женой, а как вести себя с детьми? Насущные вопросы? Насущные. Будут задавать до скончания века. Нам очень нравится такая игра в духовность: выполняй строго заданные правила и можешь считать себя образцом благочестия. Но это игра — к духовности она имеет мало отношения. Поэтому давать советы, не давать советы — это очень большой вопрос.

У нас есть Евангелие, та книга, которая нас приводит к обóжению, сорадованию — тому состоянию, для которого человек и творился Богом. Первый признак того, что человек правильно идет, — это радость. Не веселость, а радость. Это разные вещи. При этом священник является третейским судьей между тобой и Евангелием. Независимо от его личных особенностей, мы сверяем направление хода своей жизни, вынося свои поступки, мысли, намерения на суд исповеди перед духовником. Так неужели вся духовная жизнь сводится к тому, сложились у меня отношения с батюшкой или не сложились? Похвалил он или нет?

— И все-таки что делать человеку, который уверен, что священник поступил не так, как надо?

— Если Вы не согласны со священником, то можно поступить следующим образом. В каждой епархии, благочинии есть духовник, у которого все священники регулярно исповедуются несколько раз в год. Вот именно такие вопросы и можно решить с ним. Кстати, даже не называя имени «обидевшего священника».

— А что ответит духовник? Даст четкие правила «как правильно причащаться»?

— Духовник разъяснит, надеюсь, все. Но, конечно, четких правил нет. Всегда есть икономия, отступление от правил, которые дают разные послабления.

Допустим, Великий пост, Страстная Пятница, строгий пост. От этого поста освобождаются беременные и старики: по уставу после захода солнца они могут выпить немножко воды и вкусить немножко хлеба. Кто-нибудь так постится сейчас? Я не имею в виду беременных и стариков, вообще кто-то так постится?

Да, духовник ответит, как надо причащать. Что в соответствии с такими-то правилами человек до 7 лет считается младенцем, поэтому он может причащаться не натощак. Он даже может, наверное, дать письменное разъяснение. Эту бумагу всегда можно показать священнику и потребовать исполнения. Только как ты будешь приходить на причастие потом? Ведь причастие не самоцель. Мы причащаемся не ради причастия…

— То есть Церковь не рынок. Ты не можешь хлопнуть по столу документом.

— Хлопнуть-то можешь. Только что дальше будет? Дело в том, что есть другая форма отношений в Церкви. Когда человек (напомню, кстати, что и священник тоже человек), начинает смиряться, у него в жизни вдруг начинают происходить чудеса. Смирение — это не рабская покорность, а радостное, благодарное принятие того, что тебе ниспосылается. Я бы именно на это обратил внимание человека, который написал письмо.

Фото Виктора Велина
Фото Виктора Велина

Эта дверь открывается на себя

— Автор письма очень горько говорит именно о том, что некоторые священники как бы присвоили себе монополию на истину в последней инстанции и оперируют понятием смирения всегда в своих интересах. Паства у них всегда виновата в недостатке смирения.

— Нет, это не так. Священникам дано право пасти вверенную им паству, направлять, вразумлять, утешать. Мы приходим в Церковь и должны изменить себя, а это не всегда бывает приятно, безболезненно.

Вы вполне можете доказать свою правоту. И это бывает часто. Но что дальше-то с этой правотой делать?

Можно с этим поэкспериментировать. Мы же знаем, что снимают священников. Это происходит и в Москве, и в самых разных епархиях…

— То есть все равно ответ Церкви: смиряйтесь?

— Ответ Церкви: спасайся! Мой ответ: смиряйся. Я просто искренне хочу духовно помочь тому человеку. Я призываю не просто к смирению, а смирению как радости, благодарности и осмыслению собственной жизни.

Давайте просто разберемся. Человек возьмет и докажет свою правоту. Я вам гарантирую, что в данном случае он сделает это элементарно. Можно открыть правило Святых апостолов, показать священнику, и все. Вывесить в Интернете, на приходской доске, чтобы уж никто не сомневался. В епархию написать, чтобы последовали административные выводы. Этот человек докажет, что прав он, а не священник. Что дальше? Что изменится в его отношениях со священником, которые, как я понимаю, у него не складываются?

Я сейчас не заступаюсь за того священника, ни в коем случае. Я просто думаю, почему эта ситуация вообще сложилась, из-за чего она произошла.

Самый страшный грех нашего времени, я считаю, — это не гордость, не пьянство, не блуд, не убийство. Это способность к оправданию себя абсолютно во всем. Потому что я достоин всего мира, я от мира должен взять по максимуму, потому что мир крутится вокруг меня.

— Так что же делать этому человеку? Доказывать свою правоту или смиряться?

— Пусть этот человек прав. Но пусть он подумает, зачем ему эта правда.
Сколько людей на свете, столько правд. Вот самая обычная ситуация: приходят муж с женой в храм, ругаются. Слушаешь мужа: прав. Слушаешь жену: права! Правы ли они оба? Наверное, нет. Но что делать? Где истина? А истина может быть только во Христе — в том смиренном Христе, Который проливает кровь, Который дает Себя распять, не призывает легион ангелов, чтобы всех низвести и покорить, вылечивает ухо, которое отрезают рабу Малху в Гефсиманском саду. Тому самому рабу, который пришел Его взять! Господь не противоречит этой мирской неправде. Он выходит, предает Себя на распятие, чтобы чада Его имели надежду на спасение.

Давайте подумаем, может, Господь такими препятствиями дает вам возможность войти в Царствие Небесное? Может, это знак к тому, чтобы задуматься: почему меня останавливают, а других нет? В церковной истории много таких примеров.

Вот Мария Египетская. Она блудница, плыла с паломниками на корабле и блудила с ними. И вот все эти паломники так называемые заходят в храм, а ее Господь не пускает. Почему? Разве среди всей остальной толпы все были безгрешные? Она же с ними и блудила! Что она делает? Бежит в Небесную канцелярию жаловаться: где правда, что это такое, почему так несправедливо? Нет! Она выбирает покаяние и жизнь в пустыне до конца дней. Здесь человек должен задуматься: что дальше?

— То есть нужно научиться переводу с языка формального служения на язык глубинного понимания?

— Да. Это язык обóжения. Мы же созданы для того, чтобы обóжиться, прийти в состояние божественное. Когда человек насаждается в Раю, ему даются заповеди: возделывать Рай, трудиться. И именно этим трудом он может войти в радость Господа, стать как боги. Лукавый приходит и говорит: ничего не надо, никаких диет соблюдать не надо, сейчас я тебе таблетку такую дам, съешь, сразу похудеешь, выучишь английский, и трудиться не надо, вообще ничего делать не надо. На вот, только съешь яблоко — и будешь как боги, и все сразу познаешь. Но это ложь! Посмотрите на историю человечества: исходящее от диавола — ложь! Людям предлагается от Бога путь смирения и труда. Но они отвергают этот путь. Они хотят доказать, что священник неправ. Ну, смирится перед тобой священник, извинится, что дальше? У вас наладятся взаимоотношения? Вряд ли. Будет изгнание из рая.

— То есть ваш совет такой: выбирая между доказательством своей правоты и смирением, — выбирай смирение.

— Надо выбирать между любовью к себе, любовью к собственному торжеству и общинной семейной жизнью. Мне в семье больше нравится. А в семье дверь между людьми открывается только на себя. Надо себя всегда ужать в чем-то. Попробуйте, докажите зеркалу, что оно неправо. Докажите! А вот смиренному человеку вы докажете, что он неправ. Только потом раскаетесь триста раз. Я думаю так.

— Вы хотите сказать, что победа в этом споре всегда будет пирровой победой?

— Да! Абсолютно правильно. Победить вы победите. Вы сожжете Москву, как Наполеон, но отступление-то будет очень тяжелым. Надо уметь сдавать Москву, чтобы выигрывать сражение.

|Читайте также:

Чье мнение главнее — священника или прихожан? — и другие «больные» вопросы о церковной общине

На заставке фрагмент фото Ирины Марьенко

Как исправить ошибки, допущенные при проведении ритуала

Чтобы не допустить ошибок при проведении ритуала, любое оккультное действо начинается с тщательной диагностики. Если предсказание советует отказаться от обряда, прислушайтесь и найдите иной способ решения проблемы.

Ошибки, допущенные в рамках Белой магии, подлежат сравнительно лёгкой коррекции. Помолитесь перед иконами, попросите прощения за то, что упустили некоторые важные детали, проведите энергетическую чистку. Светлые Силы услышат вас и обязательно придут на помощь.

Неправильная работа с Тёмными силами может привести к серьёзным последствиям. Забыв отнести откуп после обряда, сбившись во время чтения заговора, не сняв предварительно защиту с объекта негативного воздействия, не отпустив ТС, вы рискуете вызвать гнев эгрегора, который может наказать даже за мелкие неточности. Не говоря уже о более тяжёлых промахах — если, например,  при выполнении чёрного обряда, в комнате осталась икона, или перепутали порядок действий, или при работе на погосте обернулись, пуще того — заговорили…

Обряды на кладбище опасны тем, что вы вторгаетесь в мир мёртвых, наделённых поистине великим могуществом. Они могут не только причинить вам существенный вред, но и забрать к себе.Потревоженный покойный будет отнимать энергию и силы, мучить во снах, не давая жить.

Идя по тёмному пути, приготовьтесь к откатам и обраткам, которые испытывал на себе каждый практик. Вас спасут щедрые дары и специальные ритуалы, дающие возможность хотя бы частично загладить вину.

Что предпринять, если в Чёрном обряде допущена незначительная ошибка:

Берём пятаки, заранее для этого припасённые в количестве в 2-3 раза большем, чем нам полных лет. Так, чтобы хватило на исполнение всего действа:

* Предварительно — когда складываем пятаки в отдельное место с целью дальнейшего использования на откупы — на каждый из них наговариваем:

«Этот пятак не мне — а на откуп Чёрному Сатане (Тёмным Силам)».

Если заранее наоткладывать нужное количество пятаков не успели, то наговариваем на денежную купюру те же слова:

«Эта деньга не мне, а Чёрному Сатане (Тёмным Силам)», и размениваем на пятаки.

Кладём монеты в левый карман одежды или отдельный мешочек, в тёмное время суток идём через несколько перекрёстков. Здесь не суть важно пеших или нет.

На первых шести бросаем произвольную часть монет как при откупе правой рукой через левое плечо, говоря «Как шла, так мимо прошла. Аминь.»

На седьмом перекрёстке бросаем монеты так, чтобы траектория получилась как перевёрнутый крест: снизу вверх и справа налево, то есть: позади себя, затем — вперёд, затем вправо, затем — влево. При каждой брошенной порции говорим «Уплачено». Рассчитываем так, чтобы осталась одна монета при себе.

Проходим еще некоторое расстояние — 20-30 метров, можно больше — по ощущениям, оставляем на земле последний пятак кладём на землю с поклоном и словами:

«Сим пятаком перед самим Сатаной (перед ТС) откупаюсь».

Молча уходит домой иной дорогой, нежели шли.
Каждый раз монеты бросать левой рукой.
Всё это время не оборачиваться, и ни с кем не разговаривать.

С Белыми обрядами всё куда проще — если произошла ошибка, поставьте заздравные свечи себе или тому, на кого делали и ошиблись + милостыня. Это основное. Возможны вариации в зависимости от конкретного случая. Если, например, просто потухла свеча или что-то уронили во время обряда, это знак, что нужно перенести его, и не более.

Таинство покаяния, также известное как исповедь, является одним из семи основных таинств православной церкви. Это религиозный обряд, во время которого верующий признает свои грехи перед священником и получает от него прощение. Кроме того, исповедь позволяет верующему получить духовное напутствие от священника и узнать, каких поступков следует избегать в будущем. Она является важным ритуалом, который помогает верующим стать лучше и ближе к Богу.

Содержание

  • 1 Что это такое
  • 2 Как подготовиться к исповеди
  • 3 Как правильно называть свои грехи
  • 4 Процесс прохождения таинства
    • 4.1 Есть ли обязательные молитвы перед исповедью
  • 5 Основные мужские и женские грехи
  • 6 Могут ли исповедаться дети
  • 7 Стоит ли писать грехи на листке

Что это такое

Исповедь является важной практикой для верующих, так как она помогает им осознать ошибки и принять ответственность за поступки. Она также дает возможность получить духовное обновление и очищение от грехов, что способствует развитию духовной жизни верующего.

В процессе исповеди верующий приходит к священнику и рассказывает о своих грехах. Священник прислушивается к нему, советует и напоминает о том, что нужно сделать, чтобы исправить свои ошибки. Затем верующий произносит молитву покаяния и получает от священника искупление своих грехов.

Исповедь проводится в специально отведенном для этого месте – исповедальной клети. В церкви находится несколько клетей, которые размещаются в отдельных помещениях. Они оборудованы таким образом, чтобы верующий мог чувствовать себя комфортно и безопасно, а также, чтобы обеспечить конфиденциальность беседы со священником.

Таинство покаяния является обязательным для всех верующих православной церкви и проводится несколько раз в год. Также верующий может просить о проведении исповеди в любое время, если он чувствует в себе необходимость получить духовное очищение.

Это таинство является важной практикой православной религии, которая помогает верующим расти духовно и стремиться к достижению Божьей любви и милости. Оно помогает нам осознавать наши ошибки, прощать других и находить в себе силы для новых начинаний и путей к духовному росту.

Как подготовиться к исповеди

Для того чтобы исповедь была максимально эффективной, необходимо правильно подготовиться к ней. Есть несколько советов, которые помогут подготовиться к исповеди.

  1. Изучите список грехов. Перед исповедью рекомендуется изучить список грехов, который можно найти в церковных книгах или на нашем сайте. Это поможет вам осознать свои ошибки и признаться в них во время исповеди. При изучении списка грехов следует быть честным с самим собой и отдавать отчет в том, какие плохие деяния вы совершали.
  2. Подготовьте свое сердце. Перед исповедью необходимо подготовить свое сердце к тому, чтобы вы были готовы к искреннему раскаянию. Раскаяние – это не просто поверхностное сожаление за свои действия, а искреннее понимание и осознание своих плохих поступков. Попробуйте пройти в себе внутренний экзамен, чтобы выяснить, что именно привело вас к греху, как можно было бы избежать ошибок и что можно сделать, чтобы не совершать их в будущем.
  3. Помолитесь. Перед исповедью важно помолиться и попросить Бога о помощи и прощении. Молитва поможет вам укрепить свою веру и подготовиться к исповеди более эффективно. Попросите Бога о прощении и помощи в борьбе с грехами.
  4. Выберите подходящее время и место для исповеди. Хорошо подойдет спокойное время, когда вы сможете сосредоточиться на своих мыслях и готовы искренне признаться в своих грехах. Место должно быть тихим, чтобы вы могли полностью сосредоточиться на исповеди.
  5. Будьте искренними. При исповеди необходимо быть искренними и откровенными в своих словах. Только так Бог сможет услышать и простить вам прегрешения.

таинство покаяния и подготовка к исповеди

Как правильно называть свои грехи

Многие люди испытывают страх и смущение перед этим духовным актом, особенно когда дело касается называния своих грехов. Однако не стоит бояться, так как для каждого верующего признание его дурных поступков и мыслей является естественным и благочестивым процессом. Здесь есть несколько важных моментов, которые следует всегда помнить:

  1. Во-первых, важно понимать, что исповедь – это не место для самоуничижения или превознесения своей вины. Главное здесь – признать свои грехи и раскаяться в них. Поэтому важно не приукрашивать и не преувеличивать свои деяния, но и не скрывать их или уменьшать их значение. Ваше признание должно быть честным и искренним.
  2. Во-вторых, перед тем, как пойти на исповедь, полезно провести некоторое время в молитве и саморефлексии. Это поможет вам проанализировать свою жизнь, понять, какие грехи вам необходимо признать, и попросить прощения. Также можете обратиться к духовному наставнику или священнику за помощью в этом деле.
  3. В-третьих, при назывании своих грехов старайтесь быть конкретным и точным. Например, вместо общих терминов, таких как «я совершал грехи против чистоты», назовите конкретные действия, которые вы совершали. Например, «я вел непристойный образ жизни». Также не стоит перечислять свои грехи слишком быстро и поверхностно – дайте себе время на размышление и переживание тех моментов, которые вы признаете.
  4. В-четвертых, помните, что священник, который принимает вашу исповедь, не судья, но скорее духовный наставник и помощник. Он обязан сохранять все ваши признания в тайне и не имеет права раскрывать их никому. Кроме того, он может дать вам советы и руководство, как справиться с соблазнами и стать ближе к Богу, очистив свою душу.

Процесс прохождения таинства

Процесс исповеди перед священником – это важный момент для верующего, когда он открывается перед Богом и признает свои грехи. Это происходит в конфессиональной кабинке или в отдельном помещении, где верующий может чувствовать себя комфортно и свободно говорить о своих проблемах.

Прежде чем начать исповедь, верующий должен приготовиться к ней морально. Он должен задуматься над своим поведением и действиями, которые привели к греху, и постараться понять, что нужно исправить в своей жизни. Важно быть откровенным и искренним, не скрывая проблем и не оправдывая свои действия.

Когда верующий готов начать исповедь, он входит в конфессиональную кабинку, где уже ожидает священник. Обычно священник приветствует его и произносит молитву, чтобы укрепить его веру и помочь ему открыться перед Богом.

таинство покаяния и подготовка к исповеди фото

Затем священник приглашает верующего рассказать о своих грехах. Верующий называет свои грехи без украшений и оправданий, описывая их как можно более точно. Священник может задавать дополнительные вопросы, чтобы лучше понять суть греха и дать верующему нужные советы.

После того, как верующий расскажет о своих грехах, священник выслушивает его, дает духовную поддержку и помогает ему найти путь к исправлению. Он может дать верующему задания для исполнения, такие как молитвы или дела милосердия, которые помогут ему преодолеть свои проблемы и стать лучше.

После того, как верующий получил советы и направления, священник дает ему духовное покаяние и произносит молитву за его прощение. Верующий произносит молитву покаяния и получает отпущение своих грехов.

Важно понимать, что цель каждой исповеди – добиться истинного покаяния. Оно включает в себя осознание собственной вины, раскаяние в грехах и намерение исправить свое поведение.

Истинное покаяние основано на понимании того, что мы все грешники и нуждаемся в Божьей милости и прощении. Человек, испытывающий истинное покаяние, открывает свое сердце Богу и просит Его помочь ему преодолеть свои слабости и недостатки.

Истинное покаяние также включает в себя понимание того, что мы должны пожертвовать своими старыми способами мышления и поведения, чтобы жить в соответствии с Божьей волей. Это означает, что мы должны быть готовы к изменениям в нашей жизни и принять новый путь, который приведет нас к Богу.

Ключевым элементом истинного покаяния является понимание того, что мы не можем изменить сами себя без помощи Бога. Мы должны признать свои грехи и обратиться к Богу за прощением и помощью в нашем духовном росте. Это глубокое искреннее раскаяние в своих грехах и стремление к изменению своей жизни в соответствии с Божьей волей. Оно основано на понимании собственной вины, признании своих грехов перед Богом и готовности к изменениям в нашей жизни. Истинное покаяние – это ключ к духовному росту и преодолению греха в нашей жизни.

таинство покаяния и подготовка к исповеди фото

Вот несколько практических советов, которые помогут добиться истинного покаяния:

  1. Признайте свою вину. Откровенность и искренность перед Богом – ключевые составляющие истинного покаяния. Признайте свою вину перед Богом, искренне раскаявшись в содеянном.
  2. Изучайте Священное Писание. Чтение и изучение Священного Писания помогут вам лучше понять Божью волю и поступать в соответствии с ней. Это также поможет вам найти вдохновение и мотивацию для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
  3. Помолитесь. Молитва – это неотъемлемая часть истинного покаяния. Молитесь о прощении и силе преодолеть трудности, которые могут возникнуть на вашем пути.
  4. Стремитесь к изменению. Истинное покаяние требует изменения жизненного пути. Стремитесь к тому, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Это может означать изменение окружения, отказ от вредных привычек или начало новых полезных привычек.
  5. Следуйте советам духовного наставника. Если у вас есть духовный наставник, следуйте его советам. Он может помочь вам лучше понять Божью волю и дать практические советы по изменению жизни.

Важно: истинное покаяние – это процесс, который может занять время. Но если вы искренне желаете изменить свою жизнь и следовать Божьей воле, то Бог поможет вам достичь этой цели.

Есть ли обязательные молитвы перед исповедью

Перед исповедью многие верующие прибегают к чтению молитв, чтобы подготовиться к этому таинству и открыть свое сердце для покаяния. Однако решение о чтении молитв перед исповедью остается за каждым верующим, в зависимости от его личных предпочтений и привычек.

Если вы решите прочитать молитву перед исповедью, то важно выбрать ту, которая соответствует вашему настроению и поможет вам сосредоточиться на процессе покаяния. Например, молитва «Отче наш» может помочь вам простить тех, кто обидел вас, а молитва «Слава Отцу» – смириться перед Богом и признать свою вину.

Также перед исповедью можно прочитать молитву защиты от соблазнов, чтобы укрепить свою волю и не допустить совершения новых грехов после покаяния. Например, молитва «Пресвятая Богородица, спаси нас!» может помочь верующему противостоять искушению.

таинство покаяния и подготовка к исповеди

Но важно понимать, что чтение молитв перед исповедью не является обязательным требованием церкви, и это не гарантирует получение прощения за совершенные грехи. Главное в исповеди – это искреннее раскаяние и признание своих грехов перед Богом и священником.

Также стоит помнить, что молитвы не должны заменять личную беседу со священником во время исповеди, поэтому не стоит скрывать какие-либо грехи, полагаясь только на молитвы. Чтение молитв перед исповедью может быть хорошей духовной подготовкой, но главное – это искреннее раскаяние и готовность изменить свою жизнь.

Основные мужские и женские грехи

Подход к тому, какие грехи можно отнести к мужским или женским, может различаться в зависимости от конкретной религиозной традиции и ее учений. Однако можно выделить некоторые типичные грехи, которые чаще всего связывают с мужчинами и женщинами.

Мужские грехи, как правило, связывают с агрессивным поведением и доминированием, а также сексуальными грехами. Среди них могут быть:

  • похоть и невоздержанность в сексуальных отношениях;
  • использование силы и насилие в отношениях с другими людьми, включая женщин и детей;
  • жестокое обращение с животными и природой;
  • неуважение к родителям и семье;
  • алкоголь и наркотики;
  • жадность и материализм;
  • пренебрежение духовными ценностями.

Женские грехи, с другой стороны, связывают с более эмоциональными и моральными проблемами. Среди них могут быть:

  • зависть и ревность;
  • разговоры и сплетни о других людях;
  • обида и ненависть к ближним;
  • гордыня и самолюбие;
  • недоверие и ревность в отношениях;
  • страх и нерешительность;
  • пренебрежение духовными ценностями.

таинство покаяния и подготовка к исповеди фото

Однако стоит отметить, что подобное разделение грехов по половому признаку не является абсолютным. Грехи, которые принадлежат мужчинам, могут быть также совершены женщинами, и наоборот. Кроме того, существуют и другие категории грехов, такие, как грехи против святости, грехи против ближнего и грехи против самого себя, которые не связаны со стереотипами половой принадлежности.

Стоит помнить, что на исповеди прощаются все грехи, но это не означает, что достаточно просто назвать их священнику. Человек должен постараться по возможности охарактеризовать свои грехи и выразить сожаление за них. Грехи могут быть как моральными, так и физическими, но, независимо от их типа, важно, чтобы верующий испытывал искреннее раскаяние за свои поступки.

Православная церковь считает, что грехи можно разделить на общие и личные. Общие грехи — это грехи, совершаемые всеми людьми, такие как гордыня, злоба, зависть, сребролюбие и прочие. Личные грехи же связаны с конкретными поступками верующего, такими как воровство, лжесвидетельство, прелюбодеяние, непочтение родителей и так далее.

Верующий должен помнить, что прощение грехов на исповеди не дает ему право на повторное совершение этих грехов. Он должен постараться понять причины своих поступков, чтобы не повторять их в будущем, и сделать все возможное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Исповедь должна стать началом новой жизни верующего, основанной на Божьих заповедях и уважении к окружающим.

Могут ли исповедаться дети

Дети также могут исповедоваться перед священником. В христианской традиции нет определенного возраста, когда можно или нельзя принимать Таинство Исповеди. Даже маленькие дети, которые еще не могут полностью осознать свои поступки, могут исповедаться, если они действительно понимают, что делают.

Конечно, подготовка ребенка к исповеди может отличаться от подготовки взрослого. Родители могут объяснить ребенку, что такое грех, и как его избегать, использовать простые и понятные слова. Кроме того, стоит помнить, что ребенок не обязательно должен называть все свои грехи точно так же, как взрослый. Он может выразить свои мысли и чувства в своих собственных словах.

таинство покаяния и подготовка к исповеди

Священник, проводящий исповедь детей, может использовать более мягкий для детского понимания язык. Он может задавать вопросы о том, как ребенок чувствует себя, как он взаимодействует с другими людьми, как он относится к Богу и своим ближним. Ребенку можно помочь при подготовке к исповеди, напомнить ему о нравственных правилах и помочь вспомнить свои поступки, если это нужно.

Также стоит отметить, что родители могут присутствовать на исповеди своего ребенка, чтобы дать ему поддержку и помочь справиться со стрессом. Однако, если ребенок чувствует себя достаточно уверенно и хочет исповедоваться самостоятельно, то это тоже должно быть уважено.

Ребенок ни в коем случае не должен быть принужден к исповеди, так как это может вызвать у него чувство страха, ненависти к религии или негативное отношение к церкви в целом. Вместо этого следует попытаться объяснить ребенку, что такое исповедь и почему это важно для его духовной жизни.

Если ребенок сам по себе желает исповедаться, то его следует поддержать и помочь в подготовке к этому духовному акту. Но если ребенок не хочет или не готов к исповеди, то его нужно уважать и не настаивать на этом.

Наконец, стоит помнить, что исповедь – это личное и духовное дело каждого человека. Никто не должен вмешиваться в решение другого человека о том, исповедоваться ему или нет. Поэтому родители могут только поддержать ребенка в его выборе и помочь ему понять, что такое исповедь и почему она важна для его духовной жизни.

Стоит ли писать грехи на листке

В церковной традиции нет явной рекомендации о том, нужно ли писать свои грехи на листке перед исповедью. Некоторые люди предпочитают записывать свои грехи, чтобы не забыть ничего важного во время исповеди, а также, чтобы более осознанно и ответственно подойти к процессу покаяния.

Однако есть определенные аспекты, которые нужно учитывать при таком подходе. Во-первых, не стоит писать грехи таким образом, чтобы кто-то другой мог прочитать записку. Это личное и интимное дело между человеком и Богом, и никто кроме священника не должен знать о них.

таинство покаяния и подготовка к исповеди фото

Во-вторых, записка не должна заменять саму исповедь и процесс покаяния. Это лишь инструмент для того, чтобы помочь вам лучше организовать свои мысли и подготовиться к исповеди. Важно помнить, что сама исповедь является святым моментом общения с Богом и восстановления духовной связи с Ним.

Также стоит учитывать, что во время исповеди священник может задавать вопросы и уточнять информацию о грехах. Поэтому не всегда возможно полностью опираться на записку, которую вы написали заранее.

В конце концов, это личный выбор каждого человека, как лучше подготовиться к исповеди. Если вы чувствуете, что вам поможет написание своих грехов на листке, то можете это сделать, но помните, что сама записка не является главным аспектом исповеди и процессом покаяния. Главное – это открыть свое сердце и душу перед Богом, признать свои грехи и стремиться к их преодолению в будущем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибки в фундаменте
  • Как исправить ошибки в формате xml
  • Как исправить ошибки в формате pdf
  • Как исправить ошибки в фифа 13 на
  • Как исправить ошибки в файловой системе ntfs