Ошибки и способы их устранения
В процессе росписи не всегда можно все предусмотреть, поэтому случаются ошибки. Одни из них удается исправить, другие – замаскировать.
Не допустить многих ошибок несложно еще на этапе выбора ткани. Обращайте внимание на ее плетение: на ткани не должно быть узлов, грубых утолщений, которые негативно скажутся на пропитке ее резервом. Если приходится применять такой материал, то постарайтесь обратить это на свою пользу.
Интересный рисунок подучится, если в качестве штампа использовать всевозможные приспособления вроде портновского или кухонного колесика для обрезки теста. Сделайте оригинальный валик, обмотав небольших размеров цилиндр, например, веревкой, причем витки кладите по-разному, что также разнообразит отпечаток.
Случается и так, что все этапы пройдены безукоризненно, а снятый с рамы рисунок перекосился. Причина – в неправильном натяжении ткани.
В узелковом батике наиболее распространенная ошибка – слабо скрученный жгут или плохо затянутая обвязка, поэтому и узор не получится таким, как ожидалось. Прополощите ткань, еще раз выполните обвязку вокруг той, которая не удалась, и окрасьте ткань в более темный цвет.
К такому же исправлению дефекта следует прибегнуть, если ткань недодержали в красителе, из-за чего он не успел впитаться как следует, что привело к тому, что ткань посветлела после полоскания.
Если вам не понравился рисунок, оставленный жгутом, прополощите ткань, скрутите его еще раз, но в другом направлении (например, первоначально вы скрутили жгут по вертикали, теперь надо закрутить наискосок или по горизонтали) и окрасьте повторно. При этом можно не только сменить тон более темным, но и применить другой краситель, особенно если первый был светлым.
В холодном батике наибольшее количество неприятностей доставляет плохо проложенный резерв, вследствие чего краситель выходит за контур. Если краситель испортил чистую поверхность, то положение можно исправить одним из следующих способов.
Попытайтесь промыть испорченный участок водой или сперва слабым мыльным раствором, потом водой, после чего заново распишите его.
Если вы сразу обнаружили это, то примите срочные меры: смочите кисть в спирте и ограничьте пятно со стороны нерасписанной ткани, чтобы спирт оттеснил его к контуру, и тут же рядом с пятном положите краситель нужного цвета. Он заполнит собой поверхность и создаст плавный переход между собой и пятном, от которого останется только узкая полоска вдоль резерва.
Если этот участок росписи предполагается оставить белым, то нужно присыпать пятно мочевиной.
Если краситель перетек на уже расписанный участок, то попытайтесь включить его в композицию, поддержав пятно несколькими такими же пятнышками, наложенными по практически сухой ткани или выбеленными с помощью мочевины. Но хотим предостеречь от действий по принципу «дефект – в эффект», поскольку так можно разрушить композицию и в целом работа проиграет.
Приобретя определенный опыт декорирования платков, следует попробовать расписать шарф или палантин. Эти аксессуары имеют одинаковую прямоугольную форму, но разные размеры. Если для первого наиболее типичны длина 13—180 см и ширина 30–50 см, то для второго – 180–150 и 65–90 см соответственно.
Если на более светлый участок темная краска затекает через резерв, то либо остановите его посредством описанного выше способа (спиртом), либо более светлую краску направьте на участок, закрашенный темным цветом. Когда ткань высохнет, вы сможете восстановить резерв и еще раз залить темную часть росписи (темным перебить светлый цвет легче, чем наоборот).
Если подобных протечек много и исправить все трудно, то останется только воспользоваться техникой росписи по-сырому и залить всю поверхность ткани средним по тону красителем. Тогда резервирующие линии проявятся в виде светлых контуров. После того как ткань подсохнет, заполните отдельные места темной краской. Не исключено, что вы захотите воспользоваться солью или мочевиной – универсальными спасительными средствами (правда, прибегнув к ним в одном месте, придется поддержать их и в другом в соответствии с законами композиции).
Понятно, что это окажется другая композиция (кстати, может быть, не такая уж и плохая). Но вы обогатитесь новым опытом, а ткань не пропадет, что уже немало.
Если вы готовите резерв самостоятельно, а не приобретаете его в магазине, то обязательно соблюдайте рецептуру. Если вдруг он окажется чересчур жидким, то контурная линия не получится четкой, вследствие чего краситель способен перетечь через нее. Ошибку можно исправить, оставив состав на несколько дней открытым: растворитель частично испарится, и резерв загустеет.
Применяя самостоятельно окрашенный резерв, опробуйте сперва его на лоскуте ткани. Если он не держит форму и растекается, значит, вы добавили слишком много жидкой краски. Чтобы исправить ошибку, введите в состав бесцветный резерв, доведя его консистенцию до приемлемой.
При использовании готового резерва осторожно переливайте его в шприц-флакон, чтобы не допустить попадания в него воздуха, пузырьки которого сделают линию недостаточно плотной.
Наносите резерв с такой скоростью, чтобы он успевал пропитать ткань, обязательно следите за тем, чтобы все линии были замкнутыми (иначе в пробелы потечет краска). При расписывании участка не набирайте на кисть или тампон большое количество краски, не рисуйте вплотную к контуру, так как это тоже способно привести к перетеканию красителя.
Монотипия – это техника, в которой можно реализовать не только абстрактные композиции. Ей подвластны и пейзаж, и натюрморт, и растительные узоры, переплетающиеся гирляндами. Есть и такой вариант: отпечатать на ткани широкие полосы, после чего тонкой кистью прорисовать детали, например веточки с листьями.
Одним из способов исправить ошибки в горячем батике является сетка кракле. Место дефекта можно слегка помять, чтобы на нем образовались трещины, или пустить через него пучок трещин, конечно, если это не слишком нарушит композицию.
Если пятно образовалось при работе с аэрографом, то нужно попробовать дорисовать какую-либо деталь, например листик, травинку и т. п. Если такой способ устранения дефекта невозможен, то перекройте его дополнительным элементом, выполненным более темным красителем.
Если брак обнаружился при печати, закрасьте фигуру, если затек прошел внутрь, или расширьте контур – если наружу. Может помочь и обработка пятна бензином, хотя полностью удалить дефект не удастся.
Если ткань расписывается в виде раппорта, то попробуйте встроить исправленный элемент в каждый из них или через один.
Независимо от техники росписи ошибка исправляется обезжиренной и разбавленной бензином масляной краской, которую наносят на уже готовую работу. Но от такого способа придется отказаться, если речь идет об одежде или предмете интерьера.
Итак, как обычно бывает в росписи платка, палантина или же парео, так скажем ляпы, (в технике холодный батик), не стоит сразу огорчаться и думать, что вещь испорчена, есть не один способ как это легко можно исправить.
Как всем известно, самый распространенный ляп — это пробивание резерва (краска вытекает за контуры нанесенного резерва).
Если пробила темная краска на светлый фон, можно сделать размывку от рисунка к краям изделия, также можно на весь фон бросить мочевину или же соль, еще можно сделать кракле по завершению всего рисунка (прокрыть свечным воском всю поверхность платка и сделать заломы,чтобы воск потрескался, в краску добавить чуть-чуть мыла, чтобы лучше втиралась, и втереть щетинной кистью, дождаться пока высохнет и снова прокрыть воском, потом снять воск с помощью газеты, положив газету на изделие и прогладив утюгом, а после отправить в запарочную).
Еще можно рядом нарисовать орнамент но темнее, а также если вы рисуете на хлопке (ни в коем случае не на шелке), можно обвести резервом это пятно, взять кисть щетину-синтетику и на это место нанести отбеливатель Белизна, предварительно развести с водой один к одному. Или это темное пятно просто на просто превратить в тень падающую от рисунка!
Бывает и так, что пробивает все или же образуются непонятные разводы (вследствие не качественной краски или же ее окончания срока годности, лично у меня так было), для этого нужно снять изделие с рамы и хорошенько его выстирать! До тех пор пока вода не станет прозрачной, затем снова, пока изделие мокрое (оно лучше всего натягивается, когда мокрое, это помогает избежать провисание ткани вниз, когда мы наносим больше количество краски на ткань), даем высохнуть, затем можно приступить к горячему батику и сделать очень оригинальный рисунок, так что потом никто не догадается что изделие изначально было испорченным!
И один совет, если хотите сделать светлое кракле на темном фоне (а это возможно только на хлопке, поскольку белизна очень ядовита и проест весть тонкий шелк), после нанесения темных цветов на ткань прокройте воском, сделайте заломы, разведите белизну один к одному с водой и с помощью синтетической кисти нанесите на заломы.
Все взято из собственного опыта, не бывает испорченной работы! Все поправимо!
Методические
рекомендации
Ошибки, дефекты и их устранение при работе над
батиком.
Педагог Вяземской ДХШ им. А.Г Сергеева
Гусева Е.И.
г. Вязьма
2020г.
Аннотация
В данной работе рассматриваются вопросы и проблемы
возникающие иногда во время работы над батиком.
Методические рекомедации предназначины педагогам
дополнительного образования для решения и успешного преодоления некоторых
проблем.
Рекомендации разработаны в результате собственного,
практического опыта во время работы в Д.Х.Ш.г.Вязьма.
Данные методические рекомендации могут быть прменимы
на уроках декоративно — прикладной композиции в Д.Х.Ш., в кружках по И.З.О.
Общеобразовательных школ и в любых творческих коллективах.
Гусева .Е.И.,
преподаватель Д.Х.Ш. г.Вязьма.
Высшая квалификационная категория.
Стаж профессиональной деятельности 41г.
Пояснительная записка.
Батик — роспись по ткани, тем и хорош, что чем глубже познаешь
эту технику, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого
вида росписи настолько разнообразны, что вы наверняка найдете себе технику по
душе.
В работе художника, который создает и оформляет
текстильные изделия, можно выделить два этапа: на первом он творит эскиз
будущей работы, на втором- претворяет его в материал. Если первый зависит от
творческой одержимости художника, то второй невозможен без технологических
знаний.
Цель методической разработки — помочь педагогам и их ученикам,
а также всем желающим помочь избежать некоторых ошибок которые почти неизбежы
в работе не только новичков, но иногда возможны и у мастеров. Как только у вас
появятся некоторые навыки в работе по моим рекомендациям, роспись по ткани не
покажется вам трудной, более того, при желании вы даже сможете внести в мои «
рецепты» какие-то изменения. Всякий успех окрыляет, и после каждой удачной
работы вы наверняка будете с еще большим рвением браться за следущую.
Содержание
Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки.
Например, краситель по — разному расплывается на тканях не только разного
состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо
подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок.
Устранить такой дефект можно несколькими способами.
Например, побыстрее размыть пятно чистой водой,
используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка,
быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется
дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть
композиции. Также можно поступить и в том случае, если потек находиться в
малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к
себе внимания.
Еще один способ устранения ошибки — сделать участок росписи с потеком более
темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда
следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темны
м
Затекание краски может произойти
и из-за некачественного нанесения резерва. Если трубочку с резервом ведут
слишком быстро или резерв густой, он не проникает на всю толщину ткани. В этом
случае краситель «пробирается» на соседний участок снизу. Поэтому целесообразно
перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя
способами. Во-первых расположить рамку перед источником света. Линии
проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок
линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны.
Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в
подозрительном месте каплю чистой воды. Если она «пробьет» резерв, участок надо
высушить и нанести новые линии с обеих сторон.
Возможно, затек произошел из-за
того, что линии контура незамкнуты. Такое возможно если рисунок сложный, с
обилием линий. Тщательно проверьте, все ли линии замкнуты. Помните об этом в
процессе нанесения контура. Иногда краска затекает и за качественные линии
контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка
нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.
Если затекание краски случается в горячем батике, это
значит, что воск был слишком холодный и не пропитал ткань или ткань после
предыдущего окрашивания осталась влажной. Когда воск ложится на ткань, линия
должна казаться более темной.
При покрытии воском больших плоскостей иногда остаются
незакрашенными места соединения мазков кисти. Тогда после окрашивания в этих
местах образуются пятна. Обнаружить такие места можно на просвет.
Зарезервированные части рисунка выглядят более светлыми.
Сушить работу необходимо, всегда, в горизонтальном положении. Иначе
краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как
дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или
мочевины.
Четкие контуры не всегда дают положительный результат.
Сравните две работы:
На первой работе четкий контур резерва оправдывает
себя, для данной композиции он необходим. На второй работе за счет протекания
контура, совершенного преднамеренно, возник акварельный эффект.
Пейзаж, изображенный на этой работе, приобрел
легкость, воздушность.
Желаем вам к любой работе относиться творчески, и при этом не забывать технику
росписи ткани.
Список рекомендуемой литературы
Давыдов С. Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия. -М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
Популярное издание. Искусство батика. -Издательство «
Внешсигма», 2002г.
Синеглазова М.О.-М.: Издательский дом МСП,2006г.
Хансен Б. Роспись по шелку для начинающих.-М.:1997г.
Жолобчук А.Я. Подарки из батика . ООО « Издательство
АСТ» 2003г.
Продолжаю рассуждения на тему Ошибки в батике (по ссылке вы найдете начало статьи). Но сейчас мы коснемся конкретно технических моментов.
При работе с красящим составом в батике могут возникать погрешности. Даже профессионалы сталкиваются с такими нюансами но, чтобы исправить ошибки или по возможности их избежать, существует несколько хитростей.
Любая работа начинается с выбора материала, поэтому для работы берутся ткани тонкие, натурального происхождения, но плотные.
Первая ошибка — неправильный выбор материи
Чем тоньше переплетения, тем лучше полотно пропитывается резервом. Идеален для работы натуральный шелк или тонкая хлопковая ткань типа батиста. Искусственные ткани тоже можно использовать, но для них существуют специальные красители, которые хорошо ложатся на синтетику и закрепляются на ней.
Второй казус — пробелы в линии резерва
В холодном батике перед началом работы с красками, после того как нанесен резерв, нужно проверить его целостность. Сначала посмотреть на ткань, на просвет, разрывы будут хорошо видны и затем, для надежности, делается проверка водой. Обязательно предварительно смочить ткань водой, причем в том порядке, в котором будет нанесена краска. Влажная кисть ставится в середине элемента, и вода расплывается во все стороны, достигая краев контура.
Иначе рискуете в итоговой работе получить вот это:
У меня так было, когда я рисовала свой платок с маками… В тех местах, где резерв не пропитал ткань, вода просочится на соседние участки. Нужно снова закрепить контур резервом в этом месте, уже с двух сторон.
Так исследуются все участки. Хотя работа кропотливая, но зато позволяет по максимуму избежать проблем в дальнейшем и изделие не будет испорчено. Ведь размывать краску и устранять ошибки труднее, чем высушить воду.
Читайте также:
Техника художественной росписи ткани: http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/texnika-xudozhestvennoj-rospisi-tkani.html
Чтобы краска не смешивалась, контуры должны быть замкнутыми, кроме тех случаев, когда прерванные контуры являются художественным замыслом. Если, вдруг, несмотря на все предварительные меры, случилась неприятность и краска протекла сквозь контур, нужно размыть краску водой, замыть пятно и собрать краситель ватным тампоном или палочкой, или использовать резерв.
Нужно локализовать протечку, утолщив контур или добавить новый декоративный элемент, замкнув в него непредвиденное пятно.
Третья ошибка — «жадность» художника
Не нужно чрезмерно много набирать краски на кисть, это грозит тем, что жидкость перельется через контур и окрасит соседние элементы. Кисть нужно ставить в середине, и только затем разгонять краску по всему участку, а если элемент маленький, то работать нужно очень аккуратно, и, возможно, лучше использовать сразу цветной резерв для мелких деталей.
Провисание ткани
Если изначально ткань плохо натянута на подрамник, то она в середине работы начнет провисать, вызывая жуткое неудобство у художника — ведь краска не будет уже растекаться ровно, а станет скатываться внизу «гамака», в который превратится полотно. К счастью, ткань можно подтянуть в любой момент.
Неудачный фон
Еще одна ошибка — нанесение краски на слишком сухую поверхность. Если речь идет не о маленьком элементе, а о большом пространстве, то такое промедление чревато некрасивыми подтеками.:
Нарушение технологии
При работе с расплавленным воском или парафином в горячем батике тоже возможны ошибки. Если краски смешиваются, значит, состав был недостаточно нагрет, или ткань осталась влажной перед нанесением следующего слоя. Для этого баночка с парафином должна быть всегда в горячем состоянии, и работа просушивается на каждом этапе.
Чтобы большие плоскости не были испорчены потеками краски между мазками, нужно всегда осматривать слои на просвет. Сухая ткань будет отчетливо заметна, незарезервированные места выглядят темнее.
Неправильная сушка
Положение для высушивания только горизонтальное. Иначе жидкость устремится вниз и образуются нежелательные потеки, испортив всю работу. За исключением тех случаев, когда такой эффект используется, как декоративный прием, например, в технике росписи по солевым загусткам.
Как исправить брак в работе над холодным братиком если краска затекла ** соседний участок…
1 Ответ
ответил
07 Июнь, 20
от
emelyanovazhanna1977_zn
(62 баллов)
Ответ:
если прошло несколько секунд с момента затёка–немедленно растереть пятно водой. А если много времени прошло, то можно попробовать закрасить, когда высохнет(смотря какого цвета краска затекла). Ну а так не знаю
Подробнее — на Znanija.com — znanija.com/task/34532265#readmore
Объяснение:
…