Как исправить логическую ошибку в тексте

Логическая
доброкачественность инфо определяется
её достоверностью, точностью и
непротиворечивостью. Эффект воздействия
журналистского про­изведения
достигается убедительностью аргументации,
доказатель­ностью построения.

Ошибки:
противоречивость высказываний, нарушение
последовательности изложения, отсутствие
переходов от одной части к другой, ошибки
в выборе средств межфразовой связи
=>приводят к разрушению логичности
текста в целом. Все это мешает тексту
выполнять коммуникативную функцию и
затрудняет процесс понимания. В
некоторых случаях алогизмы могут
использоваться в стилистических целях
в художественном и публицистическом
произведениях, =как средство создания
комического эффекта
— в
основе
произведений юмористического или
шуточного характера: анекдотов, афоризмов,
басен и пародий.

Путь
устранения – соблюдение законов логики.
Закон
тождества

заключается в том, что каждая мысль
текста при повторении должна иметь
определенное, устойчивое содержание.
Закон
противоречия

состоит в том, что не могут быть
одновременно истинны два про­тивоположных
суждения об одном и том же предмете,
взятых в од­ном и том же отношении в
одно и то же время. Закон
исключенного третьего

гласит: из двух противоположных суждений
об одном и том же предмете, взятых
одновременно в одном и том же отношении,
одно непременно истинно. Третьего не
дано. Аристотель формулировал этот
закон так: не может быть ничего посредине
между двумя противоречащими суждениями.
Закон
достаточного основания
утверждает,
что всякая истинная мысль должна быть
обоснована другими мыслями, истинность
которых доказана. Логические ошибки,
связанные с нарушением законов формальной
логики – уровень макроредактирования,
т.е. они чаще всего выявляются на уровне
большого фрагмента текста.

12. Анализ фактической стороны текста

Проанализировать
и оценить содержание произведения с
точки зрения соответствия смысловой
организации фактического материала
предмету, рассматриваемому в произведении,
виду литературы, жанру произведения,
целевому назначению и читательскому
адресу издания.

Достоверность
фактического материала связывается 1.
с поиском фактических ошибок (ложных
фактов и неточностей) 2. с процессом
постижения истины (точность – соответствие
истине, а не сама истина). Перед редактором
стоит задача определить достоверность
отдельных фактов и произведения в целом.
Уместность
фактического материала зависит от его
логической значимости, степени
достоверности, точности, научности,
новизны, а также от психологической,
эстетической и эмоциональной насыщенности.

Способы проверки
фактического материала:
осмысление содержания, логический
анализ, предполагающий установление
реальных связей и отношений между
фактами, а также комментирование,
аргументация. Сопоставление, сравнение
фактов и многие другие операции, которые
являются серьезной умственной работой.
Это и подсчеты, и сверка материалов с
авторитетными источниками, требующие
главным образом внимательности,
сосредоточенности, исполнительности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

7 декабря 2014

В закладки

Обсудить

Жалоба

Сочинение на ЕГЭ. Что такое логические ошибки и как их избежать?

Логические ошибки — это ошибки в смысловом построении текста и отдельных предложений.

Сочинение на ЕГЭ. Что такое логические ошибки и как их избежать?

Чтобы не потерять баллы по критерию К5

1) проверьте разделение текста на абзацы. Работа не может состоять из одного абзаца, скорее всего, их будет от 5 до 8. Старайтесь не выделять абзацы, состоящие из одного предложения.

2) проверьте связь между абзацами. обратите внимание на указательные местоимения типа «этот». К чему они относятся?

3) убедитесь, что работа написана по плану, нет повторов и мысль не «уходит в сторону».

4)
проверьте, все ли логично в абзацах, закончена ли ваша мысль, нет ли смысловых противоречий.

К типичным ошибкам в построении текста можно отнести ошибки в абзацном членении текста:
– полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части, всё сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует;
– отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы;
– необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части;
– неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Например, сочинение начинается словами: В этом тексте автор… С особенной силой эта проблема описана в романе… Наличие указательных словоформ («эта проблема») в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.

Ошибки в средней части сочинения
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении
– логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом.
Или:
В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу
Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Поэтому автор с такой любовью описывает весну.

Неудачная концовка (дублирование вывода):
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Подобные ошибки – результат недостаточно усвоенного раздела, связанного с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений, что проявляется в письменной работе как нарушение логики развития мысли.

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте:
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
Он облокотился спиной на батарею;
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Нарушение причинно-следственных отношений
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Сопоставление логически несопоставимых понятий
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Как избежать логических ошибок в тексте

197110, Россия, Санкт-Петербург, а/я 144, ООО «Юми»+7 (812) 309-68-23logo

Пропущенную в тексте запятую или неправильно написанное слово помогают найти специальные сервисы. Куда сложнее с логическими ошибками, которые не поддаются пониманию программ. Эти ошибки портят впечатление от текста и заставляют читателя задуматься о профессионализме автора. В этой статье мы выясним, что нужно делать для избежания логических ошибок в контенте.
Логические ошибки

Законы логики

Помните об этих законах, когда приступаете к написанию нового материала, и проблем с логическими ошибками не возникнет. 

Тождество

Рассказывая о каком-либо понятии, позаботьтесь о том, чтобы у читателя не возникло другого понимания этого слова. Проверяйте значение тех слов, которые вызывают сомнение. Часто автор использует понятие в одном значении, совершенно не догадываясь, что читатель воспринимает его совсем по-другому. Яркий пример — «двуспальная» вместо «двухъярусная» или «балкон» вместо «лоджии».

Противоречие

Описание одного и того же предмета не может одновременно содержать противоположные фразы. Остерегайтесь слов-преувеличений: «самый», «однозначно», «наиболее». Они чаще всего ставят подножку логике текста. Пример:

«Самым лучшим музыкантом прошлого тысячелетия был Моцарт. Хотя в таланте ему не уступал Бах». 

Пишем правильно

Исключение третьего

Иногда текст составлен так, что два предложения противоречат друг другу. В этом случае оставляйте истинное предложение и убирайте неверный текст, третьего не дано. Пример: «Договаривайся о встрече заранее и не предупреждай, если нужно перенести дату». Частица «не» здесь лишняя. 

Доказательство

Всякое утверждение в тексте должно основываться на неоспоримом факте. Если вы ссылаетесь на исследования, то прикрепляйте ссылку на источник или приводите доказательства. Пример: «С работой ночного сторожа сможет справиться любой человек». Здесь утверждение основывается на личном мнении рассказчика. В реальности далеко не каждому человеку под силу работать ночным сторожем. В этом примере автору следовало бы построить предложение менее категорично. 

Борьба с логическими ошибками 

Никакого волшебного способа искоренить логические ошибки по щелчку пальца не существует. Нужно лишь обращать внимание на распространенные причины появления этих ошибок и вовремя с ними бороться.

Невнимательность

Это основная причина возникновения логических ошибок. Рекомендуем перечитывать написанный текст, причем делать это желательно после перерыва на другое занятие. Свежий взгляд поможет обнаружить недочеты, которые скрывались от автора ранее. 

Блеснуть умом

Нередко автор текста желает вставить в материал умное слово, чтобы подчеркнуть свою эрудицию. Иногда такие решения приводят к казусам, потому что слова используются неправильно и не подходят по смыслу. 

Логические ошибки в тексте

Объем

Обилие воды и чересчур большие конструкции предложения могут объясняться тем, что автору требовалось написать текст определенного объема. Здесь совет прост — старайтесь выполнить нужный объем за счет полезной информации. 

Итого

Большинство логических ошибок легко избежать, если помнить об основных законах логики и перечитывать написанный текст после занятия другим делом. Проверяйте значение терминов, если не уверены в правильном использовании слов и упрощайте структуру текста, чтобы не попасть в собственные словесные джунгли. Оставайтесь с 1С-UMI и читайте новые статьи о продвижении своего бизнеса в интернете. 



Готовые сайты

Введение
Литературное редактирование является одним из важнейших условий качественного издания газет и журналов. Важный аспект работы литературного редактора представляет оценка логических качеств текста. Представленный автором текст может быть весьма интересным, фактический материал может соответствовать предъявленным требованиям, и даже форма может не вызывать критических замечаний, но если рассуждения автора нелогичны, выводы будут неубедительны. Подобные публикации становятся причиной ложных умозаключений, неправильного понимания описанной ситуации, искажения смысла происходящего, если автор текста – журналист, публицист, воздействующий словом на читателя. К плачевным результатам может привести нарушение логики в научном тексте или юридическом документе. Так что логические ошибки в тексте недопустимы. И литературный редактор должен постоянно помнить об этом.

Цель данной работы – выявление типологии логических ошибок и анализ логических ошибок в практике современной прессы (на примере трех газет г. Луганска).

Предмет исследования – логические ошибки в текстах данных изданий.

– выявить логические ошибки в текстах, опубликованных в районных газетах за 2009-2010 гг.;

– дать рекомендации по устранению ошибок данного типа в газетах.

В соответствии с целью и задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены основные смысловые единицы текста и логические законы построения текста.

В заключении представлены выводы, сделанные в ходе работы.

Глава 1. Логические основы редактирования текста.

Воспитать в себе способность профессионально оценивать текст с логической стороны важно для каждого редактора. Далеко не все способны выявлять существенные черты предметов, включать их в категории, выполнять сложные мыслительные операции, абст­рагируясь от практического опыта. Однако уметь это необходимо. Редактору следует чётко представлять роль ло­гических связей в тексте, владеть приёмами и методами логичес­кого анализа. У него должен быть выработан рефлекс на нарушение логической нормы [Накорякова, 1994, С.41]. Но надо отметить, что простое следо­вание законам и правилам формальной логики в этом случае ещё далеко не всё. Литературный текст – явление сложное, и логичес­кие связи в нём всегда имеют в своей основе глубокие и серьёз­ные причины гносеологического характера. В представлении редактора логика мысли и логика событий и фактов должны существовать как нерасторжимое единство.

Логичность текста – это важная коммуникативная характеристика текста, предполагающая умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять мысль. Логичным должно быть как содержание текста, так и его форма.

Точность логического построения текста СМИ – первостепенное требование.

Выделяют предметную и понятийную логичность текста.

Предметная логичность заключается в соответствии смысловых связей речевых единиц отношениям между предметами и явлениями окружающей действительности.

Понятийная логичность – это адекватное отражение структуры мысли и ее развития в смысловых связях компонентов речи.

  1. Единицы и процедуры логического анализа текста.

Анализ логической основы любого текста заключается в выявлении и сопоставлении между собой и с широким контекстом основных его смысловых (логических) единиц. Они относятся к разным уровням смысловой и синтаксической структуры речевого произведения. Именно этим логический анализ текста отличается от других возможных подходов к нему [Свинцов, 1979, С.37]. В пособии под редакцией проф. В. И. Максимова выделяются:

1. Логическое понятие (имя), – мысль о предмете, отражающая его в существенных признаках [Тертичный, 2005, С.21] (в речи понятию может соответствовать слово, словосочетание, а иногда и предложение). Понятия позволяют видеть логические связи между явлениями.

Каждое понятие может рассматриваться с двух сторон: во-первых, оно что-то значит и, во-вторых, с его помощью обозначаются определенные предметы и явления [Свинцов, 1979, С.72].

Понятие, являясь отражением в единой мысли общих и отличительных признаков предмета, может распространяться на один предмет или на их группу. Поэтому говорят о различии между понятиями как по содержанию, так и по объему.

2. Суждение (высказывание) – мысль, в которой утверждается или отрицается су­ществование предмета, его свойство или отношения между предме­тами (в речи суждению может соответствовать предложение или, если суждение представлено в свернутом виде, словосочетание). Назначение суждений – точно отражать действительность [Тертичный, 2005, С.31].

В любом суждении можно различить понятия о предмете мысли – субъекте и о свойствах и отношениях, наличие которых утверждают или отрицают в суждении – предикате. Отношения между ними выржаются связками [Тертичный, 2005, С.38].

3. Ло­гические связки – служебные слова языка, фиксирующие определенный тип смысловых отношений между понятиями и суж­дениями.

Очень часто в качестве логической связки используют союзы, союзные слова и обороты: поэтому, потому что, так как, ибо, хотя, однако, но, тем не менее, следовательно, итак, таким образом и т.д. Необходимо по ходу чтения определить логическое значение каждого союза, выявить наличие между понятиями или суждениями определенных логических отношений. Так, в предложении, где между двумя понятиями или суждениями стоит союз и, необходимо выяснить, исключают ли эти понятия (или суждения) друг друга, имеют ли единое основание для деления.

По способу выражения логического значения все связки делятся на эксплицитные – их смысл однозначно передается словом или знаком, и имплицитные, неявные, – их смысл выводится из соотношения логических единиц, соединенных ими.

Содержательные символы – это выражения языка, имеющие содержание даже в том случае, если они взяты сами по себе.

Логические символы – выражения языка, не имеющие самостоятельного содержания, но в сочетании с одним или несколькими содержательными выражениями образующие сложные выражения с самостоятельным содержанием.

Коротко говоря, содержательные символы – это содержательные выражения; логические символы – бессодержательные выражения, служащие для образования одних содержательных выражений из других [Ивин, 2002, эл. изд.].

К содержательным символам относятся понятия и суждения. К логическим символам – логические связки.

Из многих видов логических символов Ивин выделяет следующие:

— логические связки, позволяющие из одних суждений образовывать новые суждения: и, или, если. то, неверно, что и т.п.;

— логические связки, позволяющие из двух понятий получить суждение: есть, все. есть, некоторые. есть, все. не есть, некоторые. не есть.

Содержательные символы определяют содержание мысли, логические – ее логическую форму, т.е. способ связи ее содержательных частей.
1.1.2. Приемы логического анализа текста.

Анализ логической основы любого текста заключается в выявлении и сопоставлении между собой и с широким контекстом основных его смысловых единиц.

Как мы уже отметили выше, понятия, суждения и связки – это простейшие единицы логического анализа текста, его основа.

Предметом логического анализа являются также единицы надфразового уровня – фрагменты текста, которые выделя­ются в речи на основе ее смыслового единства, обще­го способа изложения, многочисленных межфразовых связей, нако­нец, композиционного чтения.

Задачи редактора при анализе текста с логической стороны: первая – осознать, не пропустить мимо сознания каждый случай логической связи между понятиями или суждениями в текста, зафиксировать, выявить эту связь; вторая – проверить правильность выявленных логических связей [Мильчин, 2005, С. 317]. Существует две группы приемов решения этих задач.

— выделение слов, выражающих логические связи; при этом важно называть логическое значение каждой связки;

— выделение знаков препинания, выражающих логические связи (при чтении знаки надо мысленно заменять соответствующим союзом);

— выявление логических связей между понятиями и суждениями, когда связь между ними ни словесно, ни пунктуационно не выражена; чтобы выявить такие связи, надо соотносить следующие одно за другим предложения.

Вторая группа приемов – приемы, помогающие проверять правильность логических связей:

— схематизация логических связей – четкое выделение суждений и свертывание их до возможно более простых;

— восстановление пропущенных звеньев; нужно установить, допустимо ли печатать текст без посредствующего звена, не требуется ли восстановить его письменно или ввести посредствующие слова.

— соотнесение логически связанных звеньев – универсальный прием редакторского анализа; нужно соотносить суждения об одном предмете на протяжении всего текста, члены одного ряда с обобщающим словом, члены ряда между собой, конкретизирующие факты с обобщающим положением, основание деление с каждым его элементом, основание и следствие и т.д. [Мильчин, 2005, С. 317-347].
1.3. Основные логические законы.

Большинство авторов, рассматривающих логические ошибки в текстах (И. Б. Голуб, К. М. Накорякова, В. И. Максимов, А. Э. Мильчин и др.), основываются на четырёх основных законах логики, которые выведены и сформулированы классической логикой.

Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа текста. Вариантность его смысловой организации не безгранична: законы правильного мышления с непреложной строгостью определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несет текст, определяется ее достоверностью, точностью и непротиворечивостью. Эффект воздействия журналистского произведения достигается убедительностью аргументации, доказательностью построения. Редактор должен знать не только формулировку основных законов логики, но и представлять себе механизм возникновения логических ошибок, их закрепление в тексте, влияние ошибок на коммуникативный эффект [Накорякова, 1982, С. 60-61].
1.3.1. Закон тождества.

Закон тождества формулируется следующим образом: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и тоже определенное устойчивое содержание [Накорякова, 1994, С. 45]. Предмет наше­го рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, поня­тия – подменяться и смешиваться. Это предпосылка определённос­ти мышления.

Требуя определенности мысли, закон тождества направлен против беспредметности, расплывчатости суждений [Тертичный, 2005, С. 10]. Этот закон требует очень точного использования многозначных слов, синонимов, омонимов и паронимов.

Нарушение первого закона влечет за собой подмену понятий при рассуждении, может быть причиной неточности терминологии, делает рассуждения неконкретными. Когда требования закона тождества не учтены, из текста трудно извлечь информацию, понять мысль автора [Накорякова, 1982, С. 65-66].

1.3.2. Закон противоречия.

В пределах одной фразы или во фразах, соседствующих друг с другом, нарушения второго закона обнаружить несложно, но противоречия дистантные, отделенные друг от друга значительными по объему участками текста, часто проходят мимо внимания редактора. Редактор должен провести тщательный анализ текста в целом, чтобы выделить противоположные по мысли пары высказываний, выявить и сформулировать противоречия [Накорякова, 1994, С. 51-52]. Необходимой предпосылкой такого анализа является определенность сопоставляемых логических единиц [Свинцов, 1979, С. 192].
1.3.3. Закон исключенного третьего.

Точность подбора противоречащих высказываний, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют логической определённости из­ложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.
1.3.4. Закон достаточного основания.

Согласно данному закону всякая мысль, чтобы стать истинной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана или самоочевидна [Тертичный, 2005, С. 11]. Соблюдением этого закона достигается обоснованность мышления.

В любом рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Четвёртый закон формулирует это требование в наиболее общем виде[Накорякова, 1982, С. 71-72].
Заботясь о логической стройности, ясности, доказательности рассуждений, в принципе нужно всегда соотносить каждый текст с требованиями всех законов логики. Иначе говоря, например, в процессе доказательного рассуждения надо не только точно сформулировать главный тезис (удовлетворив, таким образом, требование законов противоречия и исключенного третьего), но и позаботиться о том, чтобы этот тезис на протяжении всего данного рассуждения оставался одним и тем же (этого требует закон тождества) и еще привести аргументы, из которых сформулированный тезис вытекает, причем в достаточном количестве (этого требует закон достаточного основания) [Тертичный, 2005, С. 17].

Чтобы выполнить свое назначение, текстовой материал должен быть правильно построен с логический точки зрения. Необходимыми качествами текста являются точность, определенность, непротиворечивость, обоснованность, т.е. текст должен отвечать требованиям законов логики.

Основные законы формальной логики – закон тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

Закон тождествадиктует, чтобы каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении имела одно и то же определенное, устойчивое содержание. Предмет разговора в процессе рассуждения не должен меняться. Нельзя смешивать понятия, подменять одно понятие другим. Соблюдение закона тождества обеспечивает тексту точность и определенность. Нарушение закона тождества приводит к след. ошибкам:

1. Смещение плана изложения (подмена тезиса) – возникает, когда автор отходит от первоначальной мысли и начинает развивать другую.

2. Отождествление нетождественных понятий и суждений.

3. Нагромождение различных по содержанию мыслей в одном абзаце, параграфе или иной единице текста, рассматриваемой как нечто целое по смыслу.

Закон противоречия (или непротиворечия) – не могут быть истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Несоблюдение этого закона приводит к противоречиям (Брюки хлопчатобумажные из шерстяной ткани). Среди противоречий выделяются:контактные (противоречащие суждения непосредственно контактируют в тексте), дистантные (м/у противореч. элементами существует текстовой интервал), явные (высказывание прямо соотносится с его отрицанием), неявные (чтобы их обнаружить надо иметь фоновые знания по истории, литературе, могут возникнуть при подсчете баллов, %).

Из закона противоречия вытекает закон исключенного третьего: из 2 противоречащих высказываний, одно непременно истинно (третьего не дано). Когда сталкиваются 2 взаимоисключающие суждения, надо выяснить, какое ложно, а не искать истину в 3-м, дополнительном суждении.

Закон достаточного основания: всякое положение, чтобы считаться достоверным, должно быть доказано. Соблюдение этого закона обеспечивает такие качества текста, как убедительность, обоснованность, достоверность. Ошибки: непоследовательность, неверное установление причинных связей (У него был мягкий овал лица и пухлые губы. И если бы не выдающиеся скулы, в нем было бы трудно угадать человека, связанного с тяжелой и мужественной профессией заготовителя).

Анализу с логической точки зрения должен подвергаться не только текст в целом, но и отношения между отдельными понятиями:

— Тождество – понятия взаимозаменяемы ( январь – 1-й месяц года)

— Подчинение (включение) – возникает между родовыми (более широкими) и видовыми (узкими) понятиями (учебное заведение – школа)

— Перекрещивание – объемы понятий частично совпадают (молодежь – студенты)

Внеположенность (полное исключение) – объемы понятий ни в чем не пересекаются (стол-слон)

Целью настоящей исследовательской работы является анализ логико-композиционной структуры современных публицистических изданий нижегородской области.
Для достижения поставленной цели в исследовании последовательно решаются следующие задачи:
Изучить отобранный языковой газетно-публицистический материал;
Обозначить основные законы логики, лежащие в основе логико-композиционного анализа текста;
Рассмотреть типы и причины логических ошибок, встречающихся в речи;
Выявить закономерности логико-композиционного построения современных публицистических текстов изданий нижегородской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 6
ЛОГИКО-КОМПОЗИЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА 6
1.1. Логическая структура текста: основные понятия. 6
1.2. Законы логики и природа логических ошибок в журналистском тексте 10
1.3. Типы логических ошибок 12
ГЛАВА II. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В СОВРЕМЕННЫХ НИЖЕГОРОДСКИХ СМИ 15
2.1. Композиционно-структурные особенности нижегородских публикаций 15
2.2. Ошибки в логико-композиционной структуре, встречающиеся в нижегородских газетных статьях 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. (1).doc

Закон тождества заключается в том, что каждая мысль текста при повторении должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это фундаментальный закон мышления, который действует и на уровне понятий, и на уровне суждений. При его соблюдении мы воспринимаем текст как нормативный, соответствующий законам коммуникации и не вызывающий затруднений в понимании. Предмет нашего рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, понятия – подменяться и смешиваться.

Закон исключенного третьего гласит: из двух противоположных суждений об одном и том же предмете, взятых одновременно в одном и том же отношении, одно непременно истинно. Третьего не дано. Аристотель формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями. Этот закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения.

Точность подбора противоречащих высказываний, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.

Закон достаточного основания утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. При его соблюдении все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Логика высказываний считает обоснованность мышления общим методологическим требованием и рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.)

В любом рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Четвёртый закон формулирует это требование в наиболее общем виде. Достаточность основания истинности суждений в каждом конкретном случае – предмет рассмотрения специальных наук, логическая обоснованность – необходимое качество каждого журналистского выступления.

Все вышеназванные законы определяют логику текста в целом. Однако, встречаются и ошибки в рамках единого предложения. Они могут быть вызваны, к примеру, недостаточным владением речевыми навыками. Такого рода ошибки именуются речевыми, однако, они способны искажать логическую структуру текста в целом.

1.3. Типы логических ошибок

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Назовем наиболее распространенные типы подобных ошибок:

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;

За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь. Но как это сделать?

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Ошибки в основной части

а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

В этой связи следует и отметить несколько типов ошибок, которые являются речевыми, однако имеют отношение и к логической стороне текста.

Плеоназм – оборот речи, содержащий лишние слова,(самый лучший, толпа людей, сжатый кулак, в общем и целом и т.д.);

Ломаная метафора – логическая несочетаемость двух или более крылатых фраз или метафор (Пусть акулы империализма не протягивают к нам свои лапы);

В настоящей главе нами были рассмотрены типы логических ошибок, которые могут иметь место в тексте. В следующей главе изученная нами типология логико- композиционных ошибок будет рассмотрена на материале публицистических изданий нижегородской области.

ГЛАВА II. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В СОВРЕМЕННЫХ НИЖЕГОРОДСКИХ СМИ

2.1. Композиционно-структурные особенности нижегородских
публикаций

В первую очередь мы сравнили общую логическую структуру статей исследуемых изданий. Большинство статейных текстов (около 90%) имеют строго последовательную структуру, которая характеризуется наличием вступления, основной части, излагаемой автором в различных вариациях и концовки.

Основная часть статьи достаточно часто делится на некие главы, которым даются заголовки. Таким образом автор структурирует материал в статье издания, придает ему логическую стройность. Ведь, как известно, объем издания ограничен, так же как и место для размещения определенной статьи. Подобная рубрикация материала позволяет изложить факты сжато, в нужной последовательности, чтобы сохранить нить повествования, логику изображаемого.

2.2. Ошибки в логико-композиционной структуре, встречающиеся в нижегородских газетных статьях

В местных газетах Нижнего Новгорода и области встречаются логические ошибки. Рассмотрим их более подробно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.

Итак, к типичным фактическим ошибкам относятся:

1) искажение историко-литературных фактов;

2) искажение имён собственных;

3) ошибки в обозначении времени и места события;

4) ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т.п.

Логические ошибки

Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа сочинения. Лучшие работы экзаменуемых отличает четкость суждений, непротиворечивость, последовательность изложения мыслей и обоснованность тезисов и выводов.

Вариантность смысловой организации текста не безгранична: законы правильного мышления определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью.

Каждая мысль текста при повторении должна иметь определенное, устойчивое содержание (предмет рассуждения не должен меняться произвольно в ходе повторения, понятия – подменяться и смешиваться).

Сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость могут привести к присутствию в сочинении двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.

Точность подбора тезисов, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.

Сочинение должно быть доказательным (всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана). При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушение последовательности высказывания,

2)отсутствие связи между частями предложения,

3)неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

4)раздроблениемикротемы другой микротемой,

5)несоразмерность частей высказывания,

6)отсутствие необходимых частей высказывания,

7)перестановка частей высказывания и т.п.

Речевые ошибки

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических, которые состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, а также в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в пропусках необходимых слов и нарушении границ предложения.

(См. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя. – Москва.: Просвещение, 1986. С. 81).

Эти ошибки, несомненно, снижают качество работы, и грубейшие из них могут быть отнесены к речевым.

К изложению литературного материала прямое отношение имеют речевые и стилистические ошибки. Стилистические ошибки являются одним из видов речевых ошибок. Их разграничение важно для работ высокого качества. К речевым ошибкам лексического характера следует отнести:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) употребление лишнего слова (плеоназм);

4) употребление рядом однокоренных слов (тавтология);

5) употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

6) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм;

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

8) неудачный порядок слов (та же работа, с. 87).

К стилистическим ошибкам следует относить:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох.

Соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому стилистические смешения В.И. Капинос справедливо предлагает называть стилистическими недочётами.

Читайте также:

  • Развитие компьютерной техники и телекоммуникаций реферат
  • Реферат по градостроительному кодексу
  • Внутрисосудистое ультразвуковое исследование реферат
  • Основания и фундаменты реферат
  • Пенополистирол в дорожном строительстве реферат
Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Логика»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Логические ошибки

Определение 1

Логика исправления – это научно обоснованный подход к коррекции ошибок.

В ходе рассуждения при нарушении логических правил могут возникать логические ошибки.

Определение 2

Под логической ошибкой понимают ошибку, связанную с нарушением логической правильности рассуждения.

Логические ошибки могут состоять в:

  • утверждении истинности ложного суждения (или ложности истинного суждения);
  • рассмотрении логически неправильного рассуждения как правильного (или логически правильного – как неправильного);
  • принятии доказанного суждения за недоказанное (или недоказанного за доказанное);
  • неверной оценке осмысленности выражения (принятии бессмысленного выражения за осмысленное или осмысленного за бессмысленное).

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Встречаются различные сочетания этих аспектов познавательных ошибок: так, к примеру, бессмысленное суждение принимается за осмысленное в связи с убеждением в его истинности.

В рамках традиционной логики логические ошибки подразделяют на две категории:

  • паралогизмы – непреднамеренные ошибки,
  • софизмы – преднамеренные ошибки.

Изучению логических ошибок уделял внимание еще Аристотель, в частности, в труде «Опровержение софистических аргументов» (около 355 г. до н. э.). В трудах схоластов логические ошибки были описаны весьма подробно.

Логические ошибки можно классифицировать в соответствии с частями доказательства, выделяемыми и традиционной логике:

  • логические ошибки в умозаключениях. Дедуктивные умозаключения подвержены ошибке «не следует». Она возникает, если выражаемая заключением информация не является частью выражаемой посылками информации. В качестве примера можно привести категорический силлогизм, в котором не соблюдены общие правила силлогизма или правила фигур, или силлогизм, содержащий четыре термина вместо трех («учетверение термина»). В индуктивных умозаключениях часто допускается ошибка поспешного обобщения, обусловленная несоблюдением методологических принципов и необоснованным повышением степени правдоподобия заключения;
  • логические ошибки в вопросах. Логически некорректными (ошибочными) являются вопросы, не имеющие никакого вообще или истинного ответа, снижающего познавательную неопределенность. Таковыми являются бессмысленные вопросы (содержащие выражения с неизвестными смыслами и значениями), недоопределенные вопросы (содержащие многозначные выражения в формулировке), провокационные вопросы (все ответы на которые будут ложными), тавтологичные вопросы (никакой ответ не снизит познавательную неопределенность);
  • логические ошибки в доказательстве. К ошибкам этого типа относят ошибку ложного основания (также называемую «основное заблуждение»), когда на роль посылки доказательства берут ложное суждение. По правилам и законам логики из ложных суждений могут быть выведены как истинные, так и ложные следствия. Поэтому если в числе посылок присутствует ложное суждение, вопрос об истинности доказываемого тезиса остается открытым. Вариант этой ошибки – использование некоторого суждения в качестве посылки доказательства без учета ограничительных условий, которые требуются этому суждению для истинности. Еще один вариант – когда вместо истинной посылки берут более сильное суждение, являющееся ложным (одно суждение называют более сильным, чем другое, если из его истинности с необходимостью следует истинность второго – но не наоборот). Еще один распространенный вид ошибки этого рода – недоказанное основание, когда недоказанное суждение используют в качестве посылки. В силу этого тезис также нельзя считать доказанным;
  • логические ошибки в определениях – слишком широкие и слишком узкие определения, перекрещивающиеся определения, определения неизвестного через неизвестное, круг в определении и т. д.;
  • логические ошибки в делении: неполное деление, деление с излишними членами, деление по нескольким основаниям, скачки в делении и т. д.;
  • логические ошибки в аргументации: переход на личные качества оппонента (вместо обсуждения предмета спора), подмена тезиса, нечеткая формулировка тезиса. В частности, аргументируемый тезис может подменяться более сильным утверждением, а критикуемый тезис – более слабым утверждением.

«Логика исправления» 👇

Исправление логических ошибок

Наиболее общие свойства мышления выражаются в четырех логических законах:

  • законе тождества,
  • законе противоречия,
  • законе исключенного третьего,
  • законе достаточного основания.

Этими законами определяются внутренние существенные связи между процессами, явлениями, событиями, понятиями и вообще любыми фактами. На первый взгляд кажется, что соблюдать эти законы легко. Однако, несмотря на всю их четкость и конкретность, в рассуждениях – в том числе в литературных текстах – они довольно часто нарушаются.

Задача редактора – исправить логические ошибки. При этом могут возникать конфликты с авторами. Так, в случае с нарушением языково-стилистических правил и норм достаточно обратиться к соответствующему справочному изданию. В случае логических неточностей и ошибок обычно взывают к здравому смыслу, а нередко и к субъективному восприятию, которое может отличаться у автора и редактора. Это благодатная почва для конфликтов, которые могут быть разрешены только с опорой на логические законы.

Анализ произведения с учетом требований законов логики, выявление и устранение логических и связанных с ними фактических ошибок и недостатков содержания — один из этапов работы над авторским оригиналом. На следующем этапе перед редактором стоит задача не менее сложная: проанализировать и оценить содержание произведения с точки зрения соответствия смысловой организации фактического материала предмету, рассматриваемому в произведении, виду литературы, жанру произведения, целевому назначению и читательскому адресу издания, так как требования к смысловой организации текста и внетекстовых элементов в каждом случае будут свои.

Логический анализ предполагает выявление и устранение ошибок и оценку содержания в плане поиска его оптимальной логической организации в соответствии с характеристиками произведения и издания.

В процессе чтения редактор должен выявить логические связи между понятиями и фактами, а затем проверить правильность этих связей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить логическую ошибку в предложении
  • Как исправить критическую ошибку horizon zero dawn
  • Как исправить лексическую ошибку подобрав к выделенному слову пароним
  • Как исправить критическую ошибку dd3d30 в gta 4
  • Как исправить лексическую ошибку в предложении