Как ф бэкон называл ошибки вызванные индивидуальной ограниченностью людей

«Априори»,
«апостериори», «антиномия»…
Термин в наибольшей степени относящийся
к словарю философии Канта:$$аналитика

«Бытие
с
другим»
Ж.-П. Сартр характеризует как:$$обоюдную
толерантность

“Война всех против
всех” – исходный принцип философии
государства:$$Гоббса

«Все существующее
— есть воля к власти и могуществу» —
это сказал:$$Ницше

“Государством
должны управлять философы”, —
сказал:$$Платон

“Логос” согласно
Гераклиту – это:$$всеобщий
закон

«Мы не ставим перед
собой задачи найти единственный смысл,
ни даже один из возможных смыслов
текста. Наша цель — помыслить, вообразить,
пережить множественность текста,
открытость процесса означивания», —
считал:$$Барт
Р.

«Позитивные»
науки, согласно позитивизму, опираются
на:$$факт
наблюдения и эксперимента

«Познай самого
себя», — таково философское кредо:
$$Сократа

«Понимаю, чтобы
верить! » — знаменитый тезис:$$Оккама

«Пространство —
Время» с позиции диалектического
материализма — это:$$коренные
условия бытия

«Свобода есть
познанная необходимость»,-
утверждал:$$Спиноза

«Тревога»,
«заброшенность», «отчаяние» —
термины:$$экзистенциализма

«Я»
в философском смысле слова —
это:$$интегральное
ядро духовного мира человека, его
регулятивный центр

Абсолютная истина
в научно — философском смысле —
это:$$полное,
точное, неопровержимое знание, которое
постоянно подтверждается жизнью

Авиценна понимал
мир как произведение:$$божественного
разума

Автор «Кутадгу
билиг» («Благодатное знание»), в котором
разработан идеальный

портрет
правителя:$$Ж.Баласагуни

Автор «Поэтики»,
в которой разработал теорию трагедии
и катарсиса: $$Аристотель

Автор афоризма
«Бог умер»:$$Ф.Ницше

Автор высказывания
«Смысл жизни в обретении добра»:
$$Н.Федоров

Автор игровой
концепции культуры:$$Й.Хейзинга

Автор изречения
“Познай самого себя”$$Сократ

Автор
историко-философского
произведения «О граде божьем»:$$Аврелий
Августин

Автор классификации
основных форм движения материи:$$Энгельс

Автор книги «Иметь
или быть»:$$Э.Фромм

Автор книги «Критика
чистого разума»:$$Кант

Автор концепции
«конца истории»:$$Ф.Фукуяма

Автор концепции
«открытого общества»:$$К.Поппер

Автор концепции
существования в человеке двух начал –
аполлоновского и дионисийского, идеи
сверхчеловека и воли к власти:$$Ф.Ницше

Автор лозунга
«Назад к природе»:$$Руссо

Автор методологической
концепции, где проблема «фальсификации»
является центральной:$$Поппер

Автор произведений
«О первой философии», «Объяснение
ближайшей причины возникновения и
уничтожения»: $$Аль
Кинди

Автор произведения
«Симулякры и симуляции»,
философ-постмодернистист: $$Делез
Ж

Автор тезиса
«Мыслю, следовательно, существую»:$$Декарт

Автор теории
идей:$$Платон

Автор терминов
«массовое сознание» и «восстание масс»:
$$X.Ортега-и-Гассет

Автор трактата
«О количестве книг Аристотеля и о том,
что необходимо для усвоения философии»:
$$Аль-Кинди

Автор труда «Канон
врачебной науки»:$$Ибн
Сина

Автор труда
«Философия общего дела», основой системы
которого является идея «всеобщего
спасения»: $$Федоров
Н.

Автор универсальной
концепции развития науки, основанной
на идее конкурирующих научно-исследовательских
программ: $$Лакатос

Автор утверждения:
«Субстанция есть причина самой
себя»:$$Б.Спиноза

Автор учения об
«идолах » разума:$$Бэкон

Автор
философско-теологической поэмы «Дивани
хикмет»: $$Ахмед
Яссауи

Автор философского
труда «Феноменология духа»:$$Гегель

Автором произведения
о роли труда в происхождении человека
является:$$Ф.Энгельс

Авторы социальных
утопий Возрождения:$$Мор,
Кампанелла

Агностицизм –
это:$$учение
о непознаваемости мира

Американский
социолог, один из основоположников
теории
постиндустриального
общества:$$Д.Белл

Анализ —
это:$$мысленное
разложение предмета на составляющие
его части или стороны

Анализ языка науки
ставится в центр исследований:$$неопозитивизма

Аналитическая
философия подвергла анализу:$$язык

Антиномии Канта
– это:$$неразрешимые
противоречия

Античная философская
школа в эпоху эллинизма, предлагавшая
воздерживаться от каких бы ни было
суждений о чем-либо:$$киренаики

Античный философ,
считавший душу человека состоящей из
огня:$$Гераклит

Античный
философ утверждавший, что пустота — это
небытие, и, как таковое, непознаваемо:
$$Парменид

Апологеты —
это:$$авторы
христианской литературы, ставившие
своей целью защиту христианских догм

Априорное знание по Канту — это:$$”чистое”,
доопытно
е

Арабоязычный
философ с помощью математического
метода изложивший музыкальные знаки
на бумаге, изобретатель нот:$$Аль-Фараби

Арабская
философия:$$опирается
на Аристотеля

Аристотель
понимает человеческое счастье как:
$$самосовершенство

Архетип, согласно
К.Юнгу, являeтся:$$коллективным
бессознательным

Атрибут материи,
характеризующий протяженность,
структурность материальных систем
есть:$$пространство

Бытие в самом
широком смысле этого слова — это$$предельно
общее понятие о существовании, о сущем
вообще

В античной
философии разработал понятие бытия
как главную проблему философии:$$Парменид

В античности
впервые обосновал принцип этического
рационализма, утверждая, что «добродетель
есть знание»:$$Сократ

В античности
социальность и разумность как основные
отличительные характеристики человека
выделил:$$Аристотель

В арабо-мусульманской
философии его называли «вторым
учителем»:$$Аль-Фараби

В высказывании
«… это то, что выражает значимость тех
или иных явлений для жизни, что свято
для человека и общества» раскрывается
содержание понятия:$$ценность

В высказывании
«Глубинное течение реки на ее поверхности
выступает в виде обратного течения
воды у берегов, водоворотов и т.д.» связь
между явлениями выражается
категориями:$$сущность
и явление

В динамике науки
Кун выделяет две фазы — нормальная наука
и: $$научная
революция

В древнеиндийской
философии создатель «срединного пути»,
«четырех истин» и

«восьмеричного
пути»:$$Будда

В иррационализме
Шопенгауэра мир:$$неразумен,
человеком управляет слепая воля

В казахской
философии категория «пространство»
носила характер:$$сакрально-символический

В основе арабоязычной
средневековой философии лежит:$$деизм

В основе бытия, по
мнению Демокрита, находится:$$атомы

В познании аль-Газали
позитивным считает:$$мистическое
слияние с богом и откровением

В понимании природы
универсальных понятий (общего и
единственного) сформировались два
течения средневековой философии:$$реализм
и номинализм

В природных и
психических качествах человека (память,
темперамент, характер) проявляет
себя:$$индивидуальность

В своей картине
строения мира аль-Фараби придерживается:$$идеи
эманации

В связи с
исследованием какой проблемы
осуществляется сближение
аналитической
философии и герменевтики: $$понимания

В современной
науке утвердилось мнение о природе
человека:$$биосоциальной

В средневековье
философия выступает как:$$“служанка
Богословия”

В тезисе: « Все
действительное разумно, все разумное
действительно», Гегель утверждал
принцип:$$приоритета
разума и разумного

В типологии
антропологических учений М.Шелера
отсутствует доктрина:$$арабо-мусульманская

В учении Кальвина,
как и Лютера, значительное место занимает
учение о:$$предопределении
как вечном спасении только по воле Бога

В философии Нового
Времени идею субстанции отрицал:$$Локк

В философии Нового
времени эмпиризм признает наиболее
истинным знание:$$опытное

Ведущие принципы
в конфуцианстве: этикет,
человеколюбие,…:$$долг

Величайшей
ценностью и основой нравственности
считает пользу: $$утилитаризм

Взаимоотношение
человека и природы – это: $$человек,
общество

и культура одновременно и противостоят
природе, и включены в нее

Витгенштейн в
своем главном произведении «Философские
исследования» трактует философию
как:$$активность,
направленную на прояснение языковых
выражений

Восприятие –
это:$$целостный
образ предметов, их свойств и отношений

Время в традиционной
казахской культуре:$$циклическое

Выберите правильное
высказывание:$$идеализм
— это представление о первичности
сознания (идеального)

Выделите из
нижеперечисленных черту наиболее
характерную для чувственного
познания:$$непосредственность

Выделите наиболее
верное определение религиозного
мировоззрения:$$религия
есть историческая форма мировоззрения

Выделите правильную
концепцию взаимоотношения мышления и
языка:$$язык
есть материальная оболочка мысли

Высказывание:
«Все феномены взаимосогласия, понимания
и непонимания, суть явления языковые»
характеризует: $$герменевтику

Высказывание
«существую я и мои ощущения» принадлежит
представителю: $$субъективного
идеализма

Высказывание
Конфуция «Государь должен быть государем,
сановник – сановником, отец – отцом,
сын — сыном» характеризует
концепцию:$$исправления
имен

!

Высшая, присущая
только людям и связанная с языком
функция мозга обобщенно и целенаправленно
отражать действительность, есть:$$сознание

Высшая форма
ценностной эмоции, просветление чувств,
очищение:$$катарсис

Высшее проявление
эстетического, воплощающееся в
искусстве:$$прекрасное

Высший организующий
элемент ноосферы:$$разум
человека и общество

Глава французских
энциклопедистов эпохи Просвещения:$$Д.Дидро

Главная проблема
экзистенциализма:$$смысл
бытия человека

авная
особенность традиционной философии
казахов:$$космоцентризм

Гносеологическая
позиция, выраженная в высказывании
Дж.Локка: «Нет ничего в уме, чего прежде
не было бы в ощущении»: $$сенсуализм

Гносеологическое
учение, сомневающееся в возможности
достоверного познания мира,
есть:$$агностицизм

Гносеология
изучает:$$познание

Гуманизм эпохи
Возрождения означает учение
о:$$самоценности
человека

Даосизм не
признает:$$существование
абсолютного начала, сущность

Даосы говорили:
«Для человека образец — Земля. Для Земли
образец — Небо. Для Неба образец — Путь.
Для Пути
образец -…»:$$совершенномудрый
муж

Дилемма «материальное
— идеальное» применительно к социуму
может быть отражена сочетанием

понятий:$$«общественное
бытие — общественное сознание»

Дилемма «наук о
природе» и «наук о духе» появляется в
философии:$$неокантианства

Для древних китайцев
высшей силой, управляющей всеми
процессами на земле,

является:$$небо

Духовная
жизнь общества отражает:$$природное
и социальное бытие

Европейский философ
сторонник Просвещения прозванный
«королём философов», а недруги –
«оракулом новых философов»:$$Ф.Вольтера

Жан Бодрийяр
определяет это понятие как псевдовещь,
замещающую «агонизирующую реальность»
постреальностью посредством симуляции,
выдающей отсутствие за присутствие,
стирающей различия между реальным и
изображаемым: $$симулякр

Закон, согласно
которому новое всегда диалектически
преодолевает старое:$$закон
отрицания отрицания

Знания Ибн-Сина
разделяет на:$$теоретические
и практические

Знание, предшествующее
опыту и независимое от него:$$априори

Идея, предложенная
славянофилами для достижения целостности
человека и обновления общественной
жизни в России — это: $$идея
общины, духовной основой которой
является русская православная церковь

Идея сознания как
самосознания родилась в
философии:$$христианства

Изречение «Мораль
благородного мужа подобна ветру; мораль
низкого человека траве. Трава наклоняется
туда, куда дует ветер» характерно для
философской школы:$$конфуцианства

Исторически первым
типом мировоззрения является
мировоззрение:$$мифологическое

Исторические
типы мировоззрения:$$мифология,
религия, философия

Исходные идеи
эпохи Просвещения:$$культ
науки и прогресс человечества

Карма в индуизме
означает:$$закон
воздаяния за совершенные человеческие
деяния

Категории,
относящиеся к эстетическим:$$возвышенное
и низменное, прекрасное и безобразное

Категория,
выражающая диалектическое единство
количественных и качественных
характеристик объекта, есть: $$мера

Качество выражает
в предмете:$$его
сущностную определенность

Качество –
это:$$совокупность
свойств

Ключевое понятие
философской системы Лейбница:$$монада

Ключевой термин
теории этногенеза Л.Н. Гумилева:
$$пассионарность

Концепция смыслa
жизни, с точки зрения аскетизма:$$жизнь
— это отречение от мира, умерщвление
плоти ради искупления грехов

Кризис традиционной
культуры казахов Шортанбай, Дулат,
Мурат назвали:$$зарзаман

Критерий
истины:$$практика

Культ “сверхчеловека”
был предложен в философских
произведениях:$$Ф.Ницше

М.Вебер, Т.Парсонс
являются представителями аксиологической
концепции:$$социологизма

Материя существует
сама по себе, являясь причиной всего,
утверждал французский материалист:$$Гольбах

Метод, разработанный
Ф. Бэконом:$$индуктивный
метод

Метод философского
исследования, противоположный диалектике:
$$метафизика

Мыслитель эпохи
Возрождения, автор книги «Государь»:$$Никколо
Макиавелли

Мыслитель эпохи
Возрождения, высказывавший мысли о
совпадении всех

противоположностей
в Боге:$$Николай
Кузанский

Мышление в
философском смысле слова:$$целенаправленное,
опосредованное и обобщенное отражение
человеком существенных свойств и

отношений
вещей

Наука о формах,
законах и способах мышления:$$логика

Наука, предлагаемая
Шакаримом Кудайбердиевым для введения
в систему образования:$$наука
о совести

Научная процедура,
устанавливающая ложность теории в
результате экспериментальной или
теоретической проверки: $$фальсификация

Научное допущение
или предположение, истинностное значение
которого неопределенно: $$гипотеза

Начало Просвещения
в немецкой философии связано с
именем:$$Вольфа

Немецкий философ,
автор теории «осевого времени»:$$К.Ясперс

Область христианской
веры, которая согласно учению Ф.Аквинского
находится вне философского
разума:$$божественные
откровения

Один из ключевых
терминов феноменологии Э.
Гуссерля:$$интенциональность

Одним из важнейших
свойств времени является:$$необратимость

Онтологическим
принципом средневековой философии
является:$$креационизм

Определение
человека как символического животного
принадлежит: $$Э.Кассиреру

Определите
философскую позицию
Гегеля:$$объективно-идеалистическая
диалектика

Основателем
джайнистского учения считается:$$Махавира
Вардхамана

Основатель
джайнизма:$$Джина
Махавира

Основатель
эмпиризма (16-17 вв.):$$Фр.Бэкон

Основная категория
3. Фрейда о «бессознательном»:$$«Оно»
(
Id)

Основная проблема
элейской школы: $$проблема
бытия

Основная тенденция
в мышлении, идеологии и культуре
Ренессанса:$$переход
от теоцентрического к антропоцентрическому
пониманию мира

Основной вопрос
философии:$$вопрос
об отношении, материи и сознания, материи
и сознания, духа и природы

Основной принцип
диалектики:$$развития

Основной принцип
мировоззрения Л.Толстого:$$непротивление
зла насилию

Основной проблемой
Милетской школы является поиск:$$первоначала

Основной этический
принцип эпикурейцев есть:$$удовольствие

Основные формы
рационального познания есть:$$понятие,
суждение, умозаключение

Основным понятием
легизма является:$$фа
(закон)

Основными чертами
данного философского течения являются
фрагментация, неопределенность,
дискретность, рассеивание и
др.:$$постмодернизм

Основой развития
общества согласно учению Ч. Валиханова,
является: $$географическая
среда

Основой русской
религиозной философии рубежа XIX-XX
вв. является: $$идеализм

Основой
экзистенциализма Хайдеггера
является:$$тут-бытие

Основополагающей
категорией Аристотель считал:$$сущность

Основоположник
диалектико-материалистической концепции
общества:$$К.Маркс

Основоположник
утилитаризма в европейской этике:$$И.Бентам

Основоположники
материалистического понимания
истории:$$Маркс,
Энгельс

Открыл в человеке
бессознательное, главной силой которого
является сексуальное влечение —
либидо:$$Фрейд

Отличие буддизма
от других мировых религий состоит в
том, что:$$в
буддизме отсутствует идея бога – творца
и понятие бессмертия души

Отличие человека
от всех остальных живых существ, согласно
философии
С.
Кьеркегора:$$отчаяние

Отождествление
Бога и мира:$$пантеизм

Отражение можно
определить как:$$всеобщее
свойство материи

Отрицание веры в
бога:$$атеизм

Ошибки, вызванные
индивидуальной ограниченностью людей,
Бэкон называет:$$идолами
рода

Патристика и
схоластика – основные этапы
философии:$$Средневековья

Первая заповедь
буддизма гласит:$$жизнь
есть страдание

Первоначало,
первооснова бытия, по Гераклиту:$$огонь

По Аристотелю:
$$материя
пассивна, форма – активна

По К.Ясперсу, она
является универсальным условием
человеческого бытия:$$коммуникация

По Куну, совокупность
ценностей, убеждений, технических
средств, принятых научным сообществом
и обеспечивающих научную традицию,
есть:$$парадигма

По О.Шпенглеру:
$$цивилизация
есть вырождение, смерть культуры

По Ф. Бэкону «идолы
театра» означают заблуждения,
вызванные:$$некритическим
усвоением чужих мнений

По учению упанишад
”Путь богов” — это:$$осознание
тождества универсальной сущности бытия
и индивидуальной сущности человека

Положение, лучше
всего выражающее суть идеалистического
понимания истории:$$идеи
правят миром

Понимание культуры
как системы символов, знаков характерно
для подхода:$$семиотического

Понимание человека
как субъекта, который с помощью научного
знания устанавливает господство над
объектами универсума относится
к:$$Новому
времени

Понятие «апатия»
в философии стоиков означает:
$$бесстрастное
и бесстрашное восприятие жизни

Понятие «апория»
означает:$$затруднение,
безвыходное положение

Понятие «гендер»
означает:$$социальное
различие полов

Понятия «инь» и
«янь»
принадлежат:$$китайской
философии

Понятие
«коллективное бессознательное» ввел
в оборот: $$К.Юнг

Понятие «Ли»
означает:$$следование
церемониям

Понятие «у-вэй»
в переводе с китайского означает:
$$недеяние

Понятие «философия»
в переводе с греческого означает:$$любовь
к мудрости

Понятие древнекитайской
философии, обозначающее свет, светлую
сторону горы, ущелья, реки есть:$$ян

Понятие, используемое
в философии фрейдизма:$$либидо,
архетип

Потенциальное и
актуальное существование предмета,
явления выражаются парными

категориями:$$возможности
и действительности

Появление данного
методологического направления было
ознаменовано выходом книги К.Р. Поппера
«Логика и научного открытия»:
$$постпозитивизм

Предпосылкой
нравственного поведения по Аквинскому
является:$$свобода
воли

Представители
аксиологической концепции
культурно-исторического релятивизма,
для которых характерна идея аксиологического
имморализма:$$В.Дильтей,
О.Шпенглер

Представители
аксиологической концепции социологизма,
для которых характерна идея ценности
как социально значимой нормы, средства
выявления социальных связей и
функционирования социальных
институтов:$$М.Вебер,
Т.Парсонс

Представители
концепции ценностей натуралистического
психологизма, считавшие источником
ценности биопсихологические потребности
индивида:$$А.Мейног,
Дж.Дьюи

Представители
концепции ценностей персоналистского
онтологизма, считавшие основой ценностей
принципы религиозной этики и высшей
ценностью Бога:$$М.Шелер,
А.Гелен

Представитель
западничества считавший, что «прекрасное
– это жизнь»:$$Чернышевский
Н.

Представитель
Милетской школы, считавший первоначалом
всего сущего воздух:$$Анаксимен

Представитель
немецкой классической философии,
известный своим лозунгом «человек
человеку Бог»:$$Фейербах

Представитель
суфийской философии в Казахстане:$$Ходжа
Ахмет Яссави

Представителями
какого направления были русские философы
Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И.
Вернадский, А.Л.Чижевский:$$космизм

Применительно к
чему постмодернистская философия
(Р.Барт) отказывается «признавать за
текстом (и за всем миром как текстом)
какую-либо «тайну»:$$семиотике

Принцип не деяния
в даосизме означает:$$невмешательство
в естественный ход вещей

Принцип провозглашаемый
Абаем Кунанбаевым в своей философии:$$«Будь
человеком!»

Принцип свободы
положил в основу своего учения гуманист
эпохи Возрождения: $$Пико
делла Мирандола

Природа платоновской
идеи:$$не
материальна, но умопостигаема

Причиной появления
государства и права является необходимость
обуздания человеческого эгоизма,
влекущего за собой «войну всех против
всех», — считал:$$Гоббс

Просветитель,
основоположник казахской письменной
литературы:$$Абай
Кунанбаев

Протагору принадлежит
положение:$$«Человек
есть мера всех вещей»

Работа
Ш.Уалиханова:$$»О
мусульманстве в степи»

Развитие согласно
закону отрицание
отрицания происходит:$$по
спирали

Раздел философии,
в котором изучаются проблемы природы
познания и его возможностей, отношения
знания к реальности, исследуются
всеобщие предпосылки познания, выявляются
условия его достоверности и
истинности:$$теория
познания

Раздел философии,
изучающий отношения, структуры и связи
общества:$$социальная
философия

Раздел философии,
изучающий проблемы человека
есть:$$антропология

Раздел философии,
изучающий цель, движущие силы, смысл и
нравственность исторического
процесса:$$социальная
философия и философия истории

Разрушение природы,
нарушение динамического равновесия
между ней и обществом, принимающее
необратимый характер, есть кризис:
$$экологический

Рассуждение
Парменида «Ведь никогда не докажут,
что то, чего нет, существует», отрицает
категорию:$$небытия

Ренессансом
называется процесс возрождения ценностей
и идеалов:$$Античности

Родоначальник
фальсафа, прозванный «философом
арабов»:$$Аль-Кинди

Русский философ,
основатель славянофильства, разработавший
понятие соборности:$$А.С.Хомяков

С его именем
связывается применение метода структурной
лингвистики в основных

областях
культуры: $$Леви-Стросс

С точки зрения
материалистической гносеологии,
отражение — это:$$неотъемлемое
свойство, атрибут материи

Свое учение о
личных достоинствах и общественном
устройстве Конфуций называл: $$небесным

Современный
вариант теории географического
детерминизма представлен в
теории:$$этногенеза
Л.Н.Гумилева

Слово «вишеша»
(вайшешика)в переводе с санскрита
означает: $$соединение,
участие, размышление, созерцание

Смысл концепции
«пассионарности» Гумилева:$$наличие
особой космической энергии у этноса

Смысл теории
«двойственной истины» согласно Ибн-Рушд
заключается:$$в
признани
и
самостоятельными истины веры и
философск
ого
умозаключения

Согласно, Абаю,
человек должен воспитывать в
себе:$$человечность

Согласно Пармениду,
бытие — это то, что можно познать
только:$$разумом

Создатель концепции
«благородного мужа» в философии Древнего
Китая$$Конфуций

Создатель
символической концепции
культурогенеза:$$Э.Кассирер

Социальный характер
сознания понимается как:$$продукт
предметно-практической деятельности

Специфика
философии:$$в
стремлении познать мир в его всеобщности
и целостности

Способ существования
материи есть:$$движение

Сравнение —
это:$$установление
различия и сходства предметов

Сторона противоречия
бытия, подчеркнутая Гераклитом:$$изменение
вещей, текучесть сущего

Сторонник социальной
иерархии, выделения «высшей касты»:$$Ницше

Структуру
гуманитарного знания в XX веке подробно
исследовал с позиций

постструктурализма:
$$Фуко

Субстанциональными
началами в древнекитайской философии
являются: $$дерево,
вода, огонь, металл, земля

Сущность закона
отрицания отрицания:$$преемственность
в развитии

Схоластика
это:$$средневековое
умозрительное философское учение

Так называли
арабо-исламских схоластиков:$$мутакалимы

Творец метода
феноменологической редукции:$$Гуссерль

Теория и критика
с позицией опыта:$$эмпириокритицизм

Теоцентризм — это
учение о том, что:$$в
центре мироздания находится идея бога

Термин «вещь в
себе» ввел в научный оборот:$$Кант

Тип
детерминации, который признавали
французские материалисты XVIII в.:
$$географический
детерминизм

Тип
разновидности диалектики, к которому
относится учение Гераклита: $$стихийная
диалектика

Тип философствования
сложившийся в Древней Греции:$$созерцательный

Тот, кто осознает
тождество Брахмы и Атмана, согласно
упанишадам:$$освобождается
из бесконечной цепи перерождений и
возносится над скорбью, жизнью и смертью

Трактат «Бытие
и время» написал:$$Хайдеггер

Трактовка единства
мира в философии марксизма:$$единство
мира в его материальности

Требование,
выдвинутые неопозитивистами, согласно
которому любое высказывание должно
подлежать опытной проверке на
истинность:$$принцип
верификации

У него не было
философских трудов, а знаем о нем от
учеников, в чьих работах он всегда
участник диалога:$$Сократ

Движение от бессознательного существования к осмысленной социальной структуре, к просвещенной цивилизации

совокупность
нравов, обычаев, наук, законов народов,
как развитие культуры, которое
определяется прогрессом разума

борьба
мнений и действия людей исходят из их
мнений: «миром правят мнения»

человек
не должен приходить в отчаяние; каждый
обладает своей собственной ценностью
и должен прожить собственную жизнь,
полностью отвечать за нее и, не надеясь
на Бога, делать то, что считает правильным
и нужным именно ему.

68

Схема
№27 Философия истории И.Гердера

«Идеи
к философии

история
предстает как культура народов,

которая
изменяется во во времени и

истории

многообразна
в пространстве и ее бытие

человечества»

обеспечивается
с помощью языка и традиции

это
не только мышление, но и совокупность

понятие
культуры

умений,
искусности, орудие, ставшие живым

телом,
она сверхприродна и надстраивается

над
природой человека

это
плюралистическая история культуры,
в

история
культуры

каждой
точке она веерообразно расходится в

разных
направлениях в соответствии с

желаниями
и возможностями народа

единство
истории

взаимодействием
и взаимодополняемостью

обеспечивается:

разных
культур, каждая из которых

несовершенна,
односторонне и самоценна

Задачи
и упражнения

1.
Прокомментируйте высказывание
Н.Кузанского: «Единому ничто не
противоположно и оно тождественно
бесконечному». Чем отличается понимание
Н.Кузанским единого от трактовки Платона
единого? 2.Как называется учение,
считающее, что «природа есть Бог в
вещах», «мы же ищем Его в неодолимом и
нерушимом законе природы, в благочестии
души, … в сиянии солнца, в красоте вещей»
(Д.Бруно)? 3. Какую характеризует систему
мира высказывание Энгельса: «Революционным
актом, которым исследование природы
заявило о своей независимости … было
издание бессмертного творения, в котором
Коперник бросил вызов церковному
авторитету в вопросах природы. Отсюда
начинает свое летоисчисление и
освобождение естествознания от теологии»?
4.Охарактеризуйте это высказывание
Д.П.делла Мирандолы: «чудеса человеческого
духа превосходят (чудеса) небес… На
земле нет ничего более великого, кроме
человека, а в человеке- ничего более
великого, чем его ум и душа. Возвыситься
над ними, значит возвысится над небесами».
5.«Что в действии наиболее полезно, то
в знании наиболее истинно» (Ф.Бэкон). В
чем Ф.Бэкон видит критерий знаний? Суть
какого учения выражено в этом высказывании?
6.Ум
«уподобляется неровному зеркалу,
которое,

69

примешивая
к природе вещей свою природу, отражает
вещи в искривленном и обезображенном
виде», «Человеческий разум не сухой
свет. Его окропляют воля и страсти, а
это порождает в науке нежелательное
каждому. Человек скорее верит в истинность
того, что предпочитает…Бесконечным
числом способов, иногда незаметных,
страсти питают и портят разум»
Прокомментируйте эти высказывания
Ф.Бэкона и ответьте на вопрос: о каких
помехах, мешающих познанию, идет речь?
Назовите эти идолы. 7. «Нет ничего в уме,
чего прежде не было бы в ощущении», «Нет
ничего в разуме, чтобы до этого не прошло
через чувства» Какая гносеологическая
позиция выражена в этом высказывании
Дж. Локка.
8.«…никогда
не принимать за истинное ничего, что я
не познал бы таковым с очевидностью…включать
в свои суждения только то, что представляется
моему уму столь ясно и столь очевидно,
что не дает мне никакого повода подвергать
их сомнению». Раскройте смысл этого
высказывания Р.Декарта. В чем Р.Декарт
видит критерий знания? 9.«Столь нелепо
полагать несуществующим то, что мыслит,
в то время пока оно мыслит, что невзирая
на самые крайние предположения, мы не
можем не верить, что заключение: я мыслю,
следовательно, я существую, истинно и
что оно потому есть первое и важнейшее
из всех заключений». «Я мыслю, следовательно,
я существую» столь тверда и верна, что
самые сумасбродные положения скептиков
не могут поколебать, я заключил, что
могу без опасения принять ее за первый
принцип искомой мною философии» Раскройте
смысл этих высказываний Р.Декарта.
Почему принцип: «я мыслю, следовательно,
я существую» должен быть основанием
науки? 10.«в гражданском обществе — это
право суверенного индивида в общественном
договоре с другими суверенными индивидами
формировать общество, экономику,
государство» (Ж.Ж.Руссо) Проанализируйте
это высказывание и ответьте: в чем
состоит сущность понятия гражданского
общества?

Тестовые
задания

1.Какая
оосновная тенденция проявилась в
мышлении, идеологии и культуре Ренессанса?

А)Борьба
против антропоцентризма; В)Обскурантизм;
С)Возвращение к космоцентричекому
мировоззрению; Д)Стремление к мирному
сосуществованию; Е)Переход от
теоцентрического к антропоцентричекому
пониманию мира

70

2.В
чем мыслители Возрождения видели
ценность и достоинство человека?

А)В
разуме; В)В милосердии; С)В созерцании;
Д)В творческой деятельности; Е)В аскетизме
3.На какую главную особенность человека
обратил внимания в П. Делла Мирандолла?

А)
В разумности; В) В свободе самоопределения;
С) В способности творчески трудиться;
Д)В способности ходить путями Господними;
Е)В способности к добродетели

4.Какие
достоинства античной философии более
всего ценил М.Монтень в работе «Опыты»,
гуманист эпохи Возрождения? А)Онтологизм
и космоцентризм; В)Гедонизм и эвдомонизм;
С)Свободомыслие и скептицизм; Д)Стоицизм
и аскетизм; Е)Рационализм 5.Как называется
учение о тождестве Бога и Вселенной,

считающее,
что Бог сливается с природой, что природа
есть Бог в вещах?

А)Пантеизм;
В)Гилозоизм; С)Релятивизм; Д)Дуализм;
Е)Монизм 5.Кто был представителем
пантеизма, предшественником итальянской
натурфилософии и утверждал единство
Бога и мира что Вселенная едина, бесконечна
и неподвижна?

А)Бэкон;
В)Кант; С)Н.Кузанский; Д)Декарт; Е)Бруно
6.Кто автор принципа «единому ничто не
противоположно» и

высказал
мысль о совпадении всех противоположностей
в Боге, разработал учение о совпадении
противоположностей в работе «Об ученом
незнании»?

А)Н.Кузанский;
В)Э.Ротердамский; С)П.Мирандола; Д)Д.Бруно;
Е)М.Монтень 7.Что Э.Роттердамский высмеял
в своей книге «Похвала глупости»?

А)Социально-политическую
утопию Т.Мора; В)Религиозный фанатизм
котолической церкви; С)Некое природное
начало, определяющие исходнае способности
и возможности человека; Д)Бесплодные
псевдонаучные споры поздних схоластов;
Е)Нравы и обыденные представления
немецкого бюргества (третьего сословия)

8.Какое
идейно-политическое и социальное
движение, выступившее за освобождение
общества и культуры от господства
религии и церкви, т.е. от церковного
влияния (секуляризация), повлияло на
гуманизм философии и культуры Возрождения?

71

А)Реформация;
В)Феодализация; С)Конкиста; Д)Контрреформация;
Е)Реконкиста 9.Кто положил начало
Реформации своими 95-ю тезисами против

торговли
индульгенциями католической церковью,
против идеи о том, что церковь — единственный
посредник между Богом и человеком, автор
идеи, что выбор веры является «делом
совести каждого» и является идеологом
бюргерско-евангелического течения?

А)Джордано
Бруно; В)Н.Кузанский; С)М.Лютер; Д)Ж.Кальвин;
Е)У.Цвингли 10.Кто является автором
известного трактата «Правитель»

(«Государь»),
утверждавший, что «История есть ныне
совершающаяся политика», «Цель оправдывает
средства»? А)Б.Телезио; В)П.Абеляр;
С)Н.Макиавелли; Д)Т.Мор; Е)Т.Кампанелла
11.Философ Нового времени, провозгласивший
девиз: «Знание –

сила»,
т.е. наука-средство установления
господства человека над природо и
основатель эмпиризма и эмпирического
метода:

А)
Декарт; В) Аристотель; С) Гоббс; Д) Августин;
Е) Бэкон 12.Какую работу написал Ф.Бэкон,
продолжая традиции древнегреческой
науки (Аристетель: «Органон» — дедуктивный
метод), в которой излажил учение об
индуктивном методе?

А)«О
небе»; В)«О мудрости древних»; С)«Новая
Атлантида»; Д)«Новый органон»; Е)«История
жизни и смерти» 13.В чем Ф.Бэкон видит
источник заблуждений?

А)Особенности
и предрассудки, которые присуще сознанию
познающего человека(«идолы» разума);
В)Человеческий разум, который содержит
в себе врожденные идеи; С)Эмпирическое
познание и индуктивный метод; Д)Священные
тексты, которые содержат божественную
истину; Е)Философия, считающее источником
знания опыт 14.Как Ф.Бэкон назвал
заблуждения, порожденные слепым

доверием
к авторитетам, неправильные идеи, истоки
которых лежит в философских догмах,
философских системах?

А)
Площади; В) Рода; С) Семьи; Д) Пещеры; Е)
Театра 15.Как Ф.Бэкон назвал источник
заблуждений, обусловленный общением
людей посредством языка?

А)
Идолы театра; В) Идолы пещеры; С) Идолы
площади; Д) Идолы рода; Е) Идолы богов

72

16.Как
Ф.Бэкон назвал источник заблуждений,
коренящейся в самой сущности человеческого
сознания, его индивидуальных особенностях?

А)Идолы
театра; В)Идолы пещеры; С)Идолы площади;
Д)Идолы рода; Е)Идолы богов 17.Как Ф.Бэкон
назвал ошибки, вызванные индивидуальной
ограниченностью людей?

А)Идолами
театра; В)Идолами пещеры; С)Идолами
площади; Д)Идолами рода; Е)Идолами богов
18.Какой путь познания Ф.Бэкона считал
истинным?

А)«Путь
разума»; В)«Путь сомнения»; С)«Путь
пчелы»; Д)«Путь паука»; Е)«Путь муравья»
19.Какой принцип, по мнению Р.Декарта
должен составлять основу

научного
познания, ставший основой его рационализма?

А)
Тождество мышления и бытия; В)«Я мыслю,
следовательно существую»; С)Тождество
объекта и субъекта; Д)Тождество
противоположностей; Е)«Верю, следовательно
Бог существует» 20.В чем Р.Декарт видит
критерий истины?

А)Истиной
является только то знание, которое не
вызывает сомнений разума и мы воспринимаем
ясно и отчетливо; В)Истиной является
только то знание, которое проверено
опытом; С)Истиной является только то
знание, которое получено из Священных
текстов; Д)Истиной является только то
знание, которое совпадает с предметом
познания; Е)Истиной является только то
знание, которое заимствовано у схоластики
21.Как Р.Декарт называет идеи изначально
присущие человеческому сознанию?

А)Индуктивные;
В)Бесполезными; С)Божественными;
Д)Приобретенными; Е)Врожденными 22. Какое
понятие субстанции дает Р.Декарт?

А)
Субстанция — это вещь, которая не нуждается
для своего существования ни в чем, кроме
самой себя; В) Субстанция- это то, что
сотворено Богом; С) Субстанция- это то,
что создается человеком; Д) Субстанция-
это то, что существует в зависимости от
чего- то другого и определяется им; Е)
Субстанция – это то, что обусловлено
жизнедеятельностью общества 23.Каким
атрибутом Декарт наделяет материальную
субстанцию? А) Формой; В) Мышлением; С)
Акциденцией; Д) Протяженностью; Е)
Сущностью

24.Каким
атрибутом Декарт наделяет духовную
субстанцию?

73

А)
Неосознанными ощущениями; В) Смутными
восприятиями; С) Мышлением; Д) Формой;
Е) Интуицией; Е) Сущностью 25. Какое понятие
субстанции дает Б.Спиноза?

А)«Субстанция
есть причина самой себя», существует
через само себя В)Субстанция — это то,
что сотворено Богом С)Субстанция — это
то, что создается человеком Д) Субстанция
— это то, что существует в зависимости
от чего-то другого и определяется им
Е)Субстанция – это то, что обусловлено
жизнедеятельностью общества 26.Каким
атрибутом Спиноза наделяет материальную
субстанцию?

А)Переживанием
В)Опытом С)Воображением Д)Мышлением и
протяженностью Е)Интуицией
27.Какое понятие субстанции дает Г.Лейбниц?

А)
Субстанция — это то, что создается
человеком В) Субстанция — это то, что
сотворено Богом С) Субстанция — это
самостоятельно существующие простые
монады, сущность которых составляет
деятельность как непрерывная смена
внутренних состояний монад Д)Субстанция
— это то, что существует в зависимости
от чего-то другого и определяется им
Е)Субстанция – это то, что обусловлено
жизнедеятельностью общества 28.Кто
считал, что естественное состояние
общества

характеризуется
«Войной всех против всех», причиной
появления государства и права является
необходимость обуздания человеческого
эгоизма, влекущего за собой «войну всех
против всех»?

А)
Р.Декарт В) Т.Гоббс С) Д.Беркли Д) Д.Юм С)
Ф.Бэкон 29.Как рассматривали вопрос о
происхождении государства Д.Локк и
Т.Гоббс?

А)Государство
— результат сознательного заключения
общественного договора между людьми
В)Государство — результат господства
сильных над слабыми С)Государство —
результат естественного стремления
людей к объединению Д)Государство —
продукт божественного творения
Е)Государство — результат естественного
развития общества 30.Кто из английских
философов Нового времени был автором

суждения
«Существовать — значит быть воспринимаемым»
А)Д.Локк В) Т.Гоббс С) Д.Беркли Д) Д.Юм С)
Ф.Бэкон 31.Философ эпохи Просвещения —
поэт, драматург, романист, автор
философского словаря, которого прозвали
«королем философов», а недруги — «оракулом
новых философов», идейный вдохновитель

74

Великой
Французкой революции 1789 года, автор
идеи «Если бы не было идеи Бога, ее
следовало бы измыслить»:

А)
К.Гельвеций В) Ж.Ж.Руссо С) Ж.Ламетри
Д)Вольтер Е)П.Гольбах 32.В чем просветители
видели причину социального зла и пороков?

А)Свободе
и справедливость В)«Невежество — мать
всех пороков» С)Равенстве всех перед
законом Д)Человеческом разуме Е)Культуре
и образовании 33.Кто из просветителей
обосновал принцип географического
детерминизма?

А)
П.Гольбах В)Ш.Монтескье С) Т.Гоббс Д)
Д.Дидро Е) М. Вольтер

34.Какими
качествами просветители наделяли
естественное состояние общества?

А)В
естественном состоянии люди обладали
неограниченными правами и свободой
В)Равнодушие и апатия всех членов
общества С)Взаимодействие и взаимопомощь
всех людей, которые от природы эгоисты
Д)Мир и согласие между всеми людьми,
которые от природы эгоисты Е)Сотрудничество
всех людей во имя общественного блага
35.Как Ж.Ж.Руссо в работе «Об общественном
договоре» называет

общество,
в котором реализуется «право суверенного
индивида в общественном договоре с
другими суверенными индивидами
формировать общество, экономику,
государство»?

А)
Идеальное В) Политическое С) Гражданское
Д)Божественное Е)Естественное 36. Какое
название получила идея о том, что власть
должна

принадлежать
одному только народу и что она не может
отчуждаться от него?

А)Коммунистическая
идея В)Идея тоталитаризма С)Идея
справедливости Д)Божественная идея Е)
Народного суверенитета 37.Французский
просветитель — специалист в области
философии искусства и педагогики,
считавший, что наука сыграла отрицательную
роль в нравственном состоянии общества,
автор лозунга «назад к природе»,
«воспитание всемогуще»:

А)Гольбах
В)Гельвеций С)Руссо Д)Дидро Е)Вольтер
38.Французские материалисты утверждали
принцип единства: А)Тела и души В)Материи
и движения С)Жизни и смерти Д)Сознания
и разума Е)Разума и воли

75

39.Французские
материалисты утверждали положение о
внутренней активности:

А)Материи
В)Разума С)Созания Д)Бога Е)Жизни 40.Учение
эпохи Просвещения о том, что Бог является
творцом

мира,
но не принимает участие в его дальнейшем
развитии, отрицающее действенное
присутствие Бога в мире после сотворения
мира, есть:

А)Пантеизм
В)Атеизм С)Теизм Д)Деизм Е)Монотеизм

Литература

1.Кузнецов
В.Н. Французский материализм 18 в. 2.Нарский
И.С. западноевропейская философия 17 в.
3.Соколов В.В. Европейская философия 15-
17 в.в. М., 2003

Антисери
Д., Реале Д. История философии от истоков
до наших дней, в 6- ти т., СПб., 1996; Рассел
Б. История западной философии, Новосибирск,
1999;

Мотрошилова
Н.М. История философии: Запад- Россия-
Восток. В 4-х книгах, М.,1996- 1998.;

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тест Философия Нового времени

    1 слайд

    Тест
    Философия Нового времени

  • Критерии оценки10 — 9 правильных ответов — отлично

8 — 6 правильных ответов...

    2 слайд

    Критерии оценки
    10 — 9 правильных ответов — отлично

    8 — 6 правильных ответов — хорошо

    5 — 4 правильных ответа — удовлетворительно

    3 и менее правильных ответов — неудовлетворительно

  • Вопрос 1. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное в...

    3 слайд

    Вопрос 1. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
    1. общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
    2. человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
    3. общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
    4.человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.

  • Вопрос 2.Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодейств...

    4 слайд

    Вопрос 2.Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой: учение о человеке как о …
    1. чистой доске
    2. идоле познания
    3. воплощенной идее
    4. части Бога

  • Вопрос 3.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта: 1. «Красота в пр...

    5 слайд

    Вопрос 3.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта:
    1. «Красота в природе»

    2. «Метафизика»

    3. «Критика чистого разума»

    4. «Наука логики»

  • Вопрос 4. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:
1. нисходить от аб...

    6 слайд

    Вопрос 4. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

    1. нисходить от абстрактного к конкретному
    2. опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
    3. руководствоваться метафизическими первопринципами
    4. пользоваться дедуктивными методами

  • Вопрос 5. Философы представители «континентального рационализма»:1. Бэкон, Ло...

    7 слайд

    Вопрос 5. Философы представители «континентального рационализма»:
    1. Бэкон, Локк, Юм
    2. Кант, Шеллинг, Гегель
    3. Декарт, Лейбниц, Спиноза
    4. Августин, Фома Аквинский, Оккам

  • Вопрос 6. Основатель эмпиризма:
1.  Джон Локк
2.  Бенедикт Спиноза
3.  Готфри...

    8 слайд

    Вопрос 6. Основатель эмпиризма:

    1. Джон Локк
    2. Бенедикт Спиноза
    3. Готфрид Лейбниц
    4. Френсис Бэкон
    5. Рене Декарт

  • Вопрос 7. Ошибки, вызванные индивидуальной ограниченностью людей, Бэкон назыв...

    9 слайд

    Вопрос 7. Ошибки, вызванные индивидуальной ограниченностью людей, Бэкон называет:

    1. Идолами театра
    2. Идолами пещеры
    3. Идолами рода
    4. Идолами площади

  • Вопрос 8. Философское направление, признающее разум основой познания:
1. Номи...

    10 слайд

    Вопрос 8. Философское направление, признающее разум основой познания:

    1. Номинализм
    2. Реализм
    3. Эмпиризм
    4. Рационализм
    5. Концептуализм

  • Вопрос 9. Автор произведений «Критика чистого разума», «Критика практического...

    11 слайд

    Вопрос 9. Автор произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:

    1. И. Кант.
    2. Г. Гегель.
    3. Ф. Шеллинг.
    4. И. Фихте.
    5. Л. Фейербах.

  • Вопрос 10. Категорический императив Канта:1. Закон природы
2. Причинно-следст...

    12 слайд

    Вопрос 10. Категорический императив Канта:
    1. Закон природы
    2. Причинно-следственная связь
    3. Моральный закон
    4. Субъективный взгляд человека
    5. Эстетическое восприятие мира

  • Вопрос 11. Автор произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разу...

    13 слайд

    Вопрос 11. Автор произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме»:

    1. Дж. Локк.
    2. Ф. Бэкон.
    3. Б. Спиноза.
    4. Г.В. Лейбниц.
    5. Р. Декарт.

  • Вопрос 12. Английский философ-эмпирист, основоположник философии агностицизма...

    14 слайд

    Вопрос 12. Английский философ-эмпирист, основоположник философии агностицизма?
    1. Дж. Локк
    2. Ф. Бэкон
    3. Б. Спиноза
    4. Д. Юм
    5. Р. Декарт

  • Вопрос 13. Философ Нового времени, провозгласивший девиз «Я мыслю, следовател...

    15 слайд

    Вопрос 13. Философ Нового времени, провозгласивший девиз «Я мыслю, следовательно существую»:

    1. Т. Гоббс
    2. Р.Декарт
    3. Ф. Бэкон
    4. Аристотель
    5. Р. Декарт

  • Вопрос 14. «Монада» в системе Лейбница: 
1. Простая субстанция
2. Атом
3. Пус...

    16 слайд

    Вопрос 14. «Монада» в системе Лейбница:

    1. Простая субстанция
    2. Атом
    3. Пустота
    4. «Вещь в себе»
    5. Бытие вне себя

  • Вопрос 15. Философия Нового времени опиралась на авторитет: 
1. Церкви
2. Чел...

    17 слайд

    Вопрос 15. Философия Нового времени опиралась на авторитет:

    1. Церкви
    2. Человечества
    3. Государства
    4. Философии
    5. Науки

Фрэнсис Бэкон, который жил на рубеже XVI и XVII веков, сформулировал множество идей, которые по сей день повторяют психологи и специалисты по когнитивным наукам. 

В трактате «Новый Органон», или «Истинные указания для истолкования природы» Бэкон говорит о необходимости пересмотра и восстановления наук, закладывая основы для научного метода, который знаком нам сегодня. И там же рассказывает о трудностях, с которыми сталкивается всякий, кто стремится объяснять мир.

«Органоном» (от греческого слова «инструмент, метод») тогда называли логические сочинения Аристотеля. Тот посредством своих работ подарил метод не только схоластам, которые основывали на аристотелевской логике собственные «суммы» и диспуты, но и всей европейской научной мысли. Бэкон решил создать нечто не менее масштабное, потому и назвал «Новым Органоном» вторую часть работы о «великом восстановлении наук». Главным методом научного познания мира Бэкон полагал индукцию, которая предполагает рассуждение от частного к общему и опирается на опыт.

На пути познания даже людям разумным и просвещённым встречается множество препятствий. Эти препятствия он назвал идолами или призраками — от слова «idolum», которое в греческом языке означало «призрак» или «видение». Этим подчёркивается, что речь идёт о мороке, иллюзии — о том, чего нет на самом деле. 

Предлагаем взглянуть на этих идолов и разобраться, существуют ли они по сей день.

Идолы рода

image_image

Лукас Кранах, изображение Адама и Евы.

«Родовые идолы» — это, согласно Бэкону, заблуждения, которые «находят основание в самой природе человека». Ошибочно было бы полагать, будто мир именно таков, каким он видится нашим органам чувств. «Ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей», пишет Бэкон. А ведь опыт, который мы получаем, общаясь с внешней средой, ещё и подвергается интерпретации, что также создаёт неизбежные погрешности. Ум человека в «Новом Органоне» сравнивается с неровным зеркалом, которое добавляет к отражаемым вещам собственные погрешности, искажая природу.

Идея о том, что наше восприятие относительно, была развита впоследствии множеством учёных и сформировала современное понимание наук о человеке и природе. Фигура наблюдателя влияет на трактовку знаменитых квантовых экспериментов, будь то кот Шрёдингера или опыт Клауса Йенсономса с дифракцией электронов. Изучение субъектности и индивидуальных человеческих переживаний — главная тема в культуре начиная с ХХ века.

Бэкон отмечет, что заблуждения «родоплеменного» характера есть у всех людей: они называются так, потому что свойственны всем нам как виду, и от этого багажа собственной природы никуда не деться. Зато философ — человек, который идёт по пути познания — может, как минимум, осознать эту природу и делать на неё скидку, выдвигая суждения о сути явлений и вещей.

Идолы пещеры 

image_image

Прежде, чем говорить об этих заблуждениях, сперва нужно остановиться на символике пещеры. В классических текстах этот образ всегда отсылает к платоновской пещере, которую тот описывает в диалоге «Государство». 

Согласно мифу о пещере, человеческое знание и незнание можно описать следующим образом. Стоя спиной к свету костра в тёмной пещере, человек смотрит на тени, отбрасываемые вещами на стены пещеры, и, видя их, полагает, что имеет дело с подлинной реальностью, в то время как видит лишь теневые фигуры. Согласно Платону, наше восприятие строится на наблюдении иллюзий, и мы только воображаем, будто познаём подлинную реальность. Таким образом, пещера представляет собой чувственно-воспринимаемый мир.

Бэкон уточняет, что у каждого человека своя пещера, которая искажает свет природы. В отличие от «идолов рода», «пещерные» заблуждения разнятся для каждого из нас: это означает, что погрешности в работе наших органов восприятия индивидуальны. Также важную роль играют воспитание и условия развития. Как и несколько сотен лет назад, сегодня у каждого из нас есть свой опыт взросления, усвоенные в детстве модели поведения, сформировавшие внутренний язык любимые книги.

«У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях».Фрэнсис Бэкон, «Новый Органон»

Рассуждая об этом, Бэкон во многом опередил своё время. Только во второй половине ХХ века антропологи, психологи и когнитивисты стали массово говорить о том, насколько различается восприятие разных людей. Разобщающим фактором могут стать как особенности органов чувств, так и различия в структуре самого языка, которые, в конечном счёте, определяют особенности мышления, не говоря уже о разнице культур и особенностях семейного воспитания.

Идолы площади

image_image

https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/the-wedding-dance/pAGKgN6eHENosg?hl=ru

(источник: )

Этих «идолов» Бэкон предлагает обнаружить (и обезвредить) в тесных сообществах людей, объединённых общими связями, интересами и проблемами. Социальное общение — наше лучшее умение как вида, однако в нём же может быть корень ошибок, которые из индивидуальных становятся коллективными, поскольку люди передают друг другу свои заблуждения.

Особое внимание Бэкон уделяет словам, ведь люди объединяются с помощью речи, а главная ошибка, которая может возникнуть в этой связи — «плохое и нелепое установление слов». Пусть слово «площадь» вас не обманывает: название эти идолы получили просто потому, что площадь — место шумное. А этому греху познания, по мнению философа, подвержены не только зеленщики на рынках, но и учёные. Ведь даже когда между учёными затевается спор, он чаще всего увязает в потребности «определиться с понятиями». Все, кто участвовал когда-либо в научных дискуссиях, знают: определяться можно сколь угодно долго. Поэтому Бэкон советовал обратиться к «обычаю и мудрости» математиков — начать с определений.

«Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума. Это сделало науки и философию софистическими и бездейственными. Большая же часть слов имеет своим источником обычное мнение и разделяет вещи в границах, наиболее очевидных для разума толпы».Фрэнсис Бэкон, «Новый Органон»

О том, насколько важна лингвистика для сознания, сегодня говорят много — причём не только когнитивные психологи и лингвисты, но и специалисты, которые занимаются обучением машин. О значимости слов и определений начиная с ХХ века активно заговорили социальные философы. Используя язык, в котором много сниженных понятий, мы грубо упрощаем мысль; используя грубые слова для определения других людей — насаждаем агрессию в обществе. В то же время, давая грамотные и развёрнутые определения вещам и явлениям, мы говорим о них более спокойно и взвешенно, создаём более компетентные описания.

Чего Бэкон никак не мог предсказать, так это беспрецедентного для его времени развития средств коммуникации. Однако человеческая психология с получением новых инструментов не слишком изменилась — просто теперь мы можем ещё более эффективно создавать сообщества со своими правилами, представлениями, предрассудками, и языком, который всё это закрепляет.

Идолы театра

image_image

Последний вид «идолов», которые берут нас в плен заблуждений — это идолы театра. Имеются в виду представления, которые человек заимствует у других людей. К ним относятся неверные философские учения, ошибочные научные представления и ложные аксиомы, мифы, существующие в обществе. Мы можем слепо доверять авторитету других людей, или же просто не задумываясь повторять за другими неверные вещи.

Своё название эти идолы получили потому что «сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». Бэкон указывает на то, что трактовки мироздания, которые предлагают неверные теоретические системы, похожи на театральные постановки. Описания подлинной реальности они не дают.

Эта идея выглядит актуальной до сих пор. Например, об идолах театра можно вспомнить, услышав очередную лженаучную теорию или просто бытовую глупость, основанную на предрассудке.

Эпохи разные, а искажения те же

Кроме перечисления четырёх идолов, Бэкон оставил в «Новом Органоне» множество упоминаний ошибок мышления, которые мы сегодня назвали бы когнитивными искажениями.

Также Бэкон рассуждал о природе суеверий, опираясь на принципы человеческого мышления (а именно, указывал на то, что людям свойственно замечать события, которые укладываются в их ожидания, и игнорировать пророчества, которые не сбываются) и указывал на то, что положительно и отрицательно окрашенные доводы воздействуют с разной силой.

Он отмечал, что на разум сильнее действуют образы и события, которые могут «сразу и внезапно его поразить». Остальные события проходят более-менее незамеченными. Не секрет, что информация, в которой мы заинтересованы, запоминается лучше всего, особенно, если от неё зависит наша жизнь. Интересно, что Бэкон обратил внимание на эти особенности человеческого восприятия уже так давно.

Так что, собравшись почитать Даниела Канемана, имеет смысл дополнить его книги томиком Бэкона — а то и несколькими диалогами Платона.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как учиться не делать ошибок
  • Как учитывая эту ошибку измерения
  • Как учителю признать свою ошибку
  • Как учителю избежать ошибок оценивания
  • Как читать ошибки на ваз 2112