К коммуникативным ошибкам барьерам относятся

Что такое коммуникативные барьеры?

Коммуникативные барьеры – это различные препятствия, мешающие взаимопониманию участвующих в коммуникации сторон. Если говорить простыми словами, это всё то, что мешает людям правильно понимать друг друга. Главная проблема, которую создают коммуникативные барьеры, заключается не в том, что часть информации может быть утеряна, а в том, что она может быть принята или интерпретирована неправильно. Это может приводить к конфликтам и прочим негативным последствиям.

Одна из главных ошибок, которую допускают люди в общении, заключается в том, что им кажется, будто собеседник всегда понимает высказанные ими мысли в точности так же, как и они сами. В действительности же всегда есть какие-то факторы, которые могут приводить к неправильному пониманию. Собеседник может понять сказанное совершенно иначе из-за окружающей обстановки, настроения, наличия или отсутствия определённых знаний и множества других факторов. И такую возможность всегда нужно учитывать при общении.

Причины появления барьеров коммуникации

Коммуникативные барьеры могут возникать по внешним причинам, но чаще всего их вызывают внутренние причины психологической природы. Участники коммуникации могут создавать их сознательно или бессознательно. Одной из наиболее частых причин возникновения коммуникативных барьеров является то, что у каждого из участников уже есть субъективное мнение по обсуждаемой теме.

Нередко препятствия в понимании возникают как защитный механизм психики. К примеру, если человек не готов к какой-то информации, он на бессознательном уровне «защищается» от неё и интерпретирует услышанное неправильно. Иногда это может быть и осознанная (по крайней мере, частично) защита от чужого влияния или манипуляций.

Ещё одной распространённой причиной возникновения коммуникативных барьеров является разница в знаниях и опыте. К примеру, профессиональная деформация заставляет человека особым образом воспринимать всё, что связано с его работой. Соответственно, это может создавать барьеры в коммуникации с неподготовленными людьми. Используя какие-то понятия в разговоре, человек даже не будет осознавать, что большую часть сказанного собеседник понять не может.

Классификация и примеры коммуникативных барьеров

Существует большое количество различных барьеров коммуникации, которые можно классифицировать по разным признакам. В социальной психологии используется классификация по природе непонимания, позволяющая разделить все барьеры на несколько групп. Рассмотрим каждую группу подробнее.

1. Барьеры непонимания

Это помехи и ошибки, возникающие непосредственно в процессе коммуникации. В эту группу входят следующие барьеры:

  • Семантические. Семантика – это наука о смысловых единицах языка (проще говоря – о значении слов и речевых оборотов). Соответственно, данный тип барьеров возникает, когда одна из сторон неправильно понимает значение используемых в общении слов или словосочетаний.
  • Невербальные. Значительную часть информации мы передаём за счёт невербального общения. В некоторых случаях невербальные сигналы могут противоречить вербальной символам, сильно усложняя для собеседника понимание сказанного.
  • Фонетические. Это препятствия, возникающие из-за речевых особенностей (дефекты речи, общение во время еды, спешная речь и прочее).
  • Стилистические. Стиль речи существенно влияет на её восприятие и также может приводить к неправильному или неточному пониманию сказанного. В частности, важно, чтобы стиль соответствовал ожиданиям аудитории (например, из-за неправильной подачи информации о предстоящем концерте количество посетителей может уменьшиться).
  • Логические. Это барьеры, возникающие из-за того, что участники коммуникации пришли к разным логическим умозаключениям.

2. Личностные барьеры

Это препятствия, связанные с личными особенностями собеседников или с нюансами их взаимоотношений. В эту группу входят следующие барьеры:

  • Индивидуальные. Это различные особенности характера и темперамента. К примеру, тревожному меланхолику сложно общаться с импульсивным холериком, интроверту тяжело понять экстраверта, а эгоисту – альтруиста.
  • Идеологические. Разница в мировоззрении, ценностях, стереотипах и прочих установках также может создавать серьёзные препятствия во взаимопонимании.
  • Барьеры предвзятости. Предвзятое отношение к собеседнику сильно усложняет общение с ним, поскольку мешает объективно воспринимать его слова, решения и действия.
  • Возрастные. Люди, принадлежащие к разным поколениям, многие вещи воспринимают по-разному, и это часто приводит к ошибкам во взаимопонимании. Значительную роль играет классическая проблема «отцов и детей», заключающаяся в том, что каждое поколение считает себя более умным, лучше воспитанным и образованным.
  • Барьеры ожидания непонимания. Коммуникативный барьер может сформироваться даже в том случае, если человек заведомо готовится к тому, что собеседник поймёт его неправильно.

3. Культурные барьеры

Это препятствия во взаимопонимании, возникающие из-за культурных различий. Собеседники могут не знать обычаев друг друга, иметь разные ценности, по-разному воспринимать невербальные сигналы (в некоторых культурах кивок головой означает «нет»).

В данную группу входят следующие барьеры:

  • Национальные. Это сложности взаимопонимания, возникающие из-за различных национальных особенностей, а также из-за предвзятого отношения к представителям других наций.
  • Религиозные. В каждой религии есть свои обычаи, правила и запреты, о которых могут не знать люди другого вероисповедания. Несмотря на то, что это очень деликатная тема, многие шутки в фильмах и сериалах построены вокруг неловких ситуаций, возникающих из-за религиозных барьеров.
  • Этические. У каждого человека свой набор этических ценностей. Поведение, которое одному кажется нормальным и естественным, другой посчитает совершенно неприемлемым.
  • Эстетические. Если вкусы людей не совпадают, это также может приводить к проблемам со взаимопониманием.

4. Социальные барьеры

Основной причиной этого типа препятствий являются несовпадения в социальных ценностях и установках. В эту группу входят следующие барьеры:

  • Когнитивные. У всех людей по-разному развиты память, абстрактное мышление, навыки восприятия и прочие когнитивные способности. Поэтому собеседники всегда немного по-разному воспринимают предмет разговора.
  • Статусные. Различия в статусе заставляют людей по-разному воспринимать друг друга во время разговора. Например, шутка человека, имеющего более высокий статус, второму может показаться угрозой.
  • Профессиональные. Любой профессионал обладает большим объёмом знаний в своей сфере деятельности, и для стороннего человека его высказывания могут быть совершенно непонятными. Кроме того, профессиональная деформация часто проявляется в том, что человек переоценивает значимость своей профессии и недооценивать значимость чужих.
  • Барьеры знаний. У каждого человека есть определённая профессия и сфера интересов, что сказывается на его знаниях, эрудиции и жизненном опыте. Можно сказать, что у каждого есть уникальный набор знаний, и это также приводит к возникновению барьеров коммуникации.

5. Физические барьеры

Все рассмотренные выше барьеры были связаны с психическими особенностями, культурой, настроением и прочими факторами, зависящими от индивидуальных особенностей собеседников. Но существуют и внешние физические барьеры, такие как:

  • Пространственные. Это барьеры, связанные с особенностями внешнего пространства (шум окружающей среды, отвлекающие факторы) или взаимным расположением общающихся людей (расстояние, позы и положение в пространстве).
  • ВременнЫе. Это различные факторы, связанные со временем. Например, если по каким-то причинам стороны не могут выделить достаточно времени для полноценного общения и вынуждены общаться в спешке (или в неподходящее для одной из сторон время).
  • Технические. Это различные трудности в общении, возникающие по техническим причинам (поломка телефона, плохая связь, шумно закипающий чайник).

Как преодолевать коммуникативные барьеры

Умение эффективно общаться – один из важнейших навыков для любого человека. Поэтому важно уметь преодолевать коммуникативные барьеры, чтобы быть хорошим собеседником. Основная ответственность всегда лежит на говорящем, поэтому важно развивать ораторские навыки, умение грамотно формулировать мысли и способность избегать конфликтов. В этом помогут следующие приёмы:

  • Сочувствие. Многие люди игнорируют чувства собеседника, сосредотачиваясь на собственных переживаниях. И очень зря. Эмпатия – один из ценнейших навыков в общении. Если хорошо понимать, о чём думает и что чувствует собеседник, можно значительно повысить уровень взаимопонимания и сделать коммуникацию более продуктивной.
  • Навязывание ритма. Это эффективный ораторский приём, заключающийся в том, чтобы привлекать внимание слушателей и собеседников, «играя» с тембром, интонацией, громкостью, ритмом и прочими особенностями речи. Данный приём полезен не только в выступлениях перед аудиторией, но и в обычном бытовом общении.
  • Юмор. Если обстановка и тема разговора это позволяют, уместные шутки и ироничные замечания могут неплохо «разбивать» коммуникативные барьеры.
  • Отстранение. Неумение сдерживать эмоции часто приводит к проблемам в общении, даже если негативная реакция направлена не на собеседника. Людям, которые осознают, что у них есть такая проблема, следует отстраняться, сосредотачивая внимание на какой-то детали. Это может быть чашка на столе или элемент одежды собеседника.
  • Адекватные ожидания. Важно не переоценивать уровень воспитанности или компетентности собеседника, иначе он может неприятно удивить. Если заранее избавиться от лишних ожиданий, можно избежать разочарования и прочих неприятных эмоций.

Заключение

Все мы периодически сталкиваемся с проблемами во взаимопонимании. Их причинами являются те или иные коммуникативные барьеры, о наличии которых мы часто даже не задумывается. Но если уделить внимание тому, чтобы научиться преодолевать эти барьеры, можно значительно улучшить свои навыки коммуникации и сделать общение с другими людьми не только более продуктивным, но и более приятным.

Барьер общения

Это трудность, возникающая при коммуникативном взаимодействии, из-за которой случаются конфликты, ссоры, недопонимание.

Барьеры – это внутренние и внешние факторы, мешающие людям понять друг друга. Разберем подробнее, какими бывают барьеры и как их преодолевать.

Виды барьеров общения

Барьеры общения бывают коммуникативными и психологическими.

К психологическим барьерам общения относятся:

  • эстетические барьеры – неприятен внешний вид оппонента;
  • интеллектуальные – отличаются уровни интеллектуального или профессионального развития оппонентов, особенности мировоззрения, скорость мышления;
  • мотивационные – в зависимости от личных целей люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию;
  • моральные, или этические – разница нравственных взглядов, жизненных принципов и убеждений.

Кроме этого, к психологическим видам относится барьер установки и барьер отрицательных эмоций.

В первом случае речь идет о предвзятом отношении к оппоненту, влиянии стереотипов. Во втором случае речь идет о негативном настрое из-за проблем в жизни, о плохом самочувствии, которые влияют на восприятие собеседника (из-за плохого настроения человек относится плохо к оппоненту).

К коммуникативным барьерам общения относятся:

  • семантические барьеры – разное понимание одних и тех же понятий или непонимание какие-то слов отдельным оппонентом;
  • логические – один оппонент или оба не могут связно и логично выражать свои мысли, нарушается причинно-следственная связь;
  • фонетические – проблемы с речью у одного или у обоих оппонентов.

Кроме этого, стоит отметить индивидуальные психологические проблемы, которые могут стать барьерами в общении:

  • комплекс неполноценности;
  • заниженная самооценка и неуверенность;
  • завышенная самооценка;
  • зависимость от чужого мнения;
  • страх неудачи;
  • боязнь ошибиться;
  • страх выглядеть глупо.

Как преодолеть барьер в общении

Как бы странно это не звучало, но чтобы преодолеть барьер в общении, нужно как можно больше общаться. Например, фонетический, семантический и логический барьер можно разрушить только за счет большого желания понять, изучить собеседника. Чем больше вы будете с ним взаимодействовать, тем понятнее для вас станет его дикция, логика или «язык», на котором он разговаривает. Если же вы осознаете, что это вас люди не понимают, то совет такой: расширять кругозор, работать над речью. Изучайте других людей, переводите на их «язык» то, что хотите сказать.

Если барьеры возникают из-за личных проблем, например, комплексов, то нужно составить пошаговый план избавления от них. Важно регулярно выполнять практические упражнения, работать над собой.

Если барьеры возникают из-за влияния стереотипов, то нужно сознательно разрушать их. Найдите реальные примеры, которые помогут разрушить актуальный стереотип. Примеры популярных стереотипов: все эстонцы долго соображают, все женщины эмоциональны, все старики плохо слышат, все спортсмены и красавицы глупые и т.д.

Что еще важно знать? Во всех случаях нужно набраться терпения. Чтобы разрушить барьеры вам придется много слушать и так же много объяснять. Кроме этого, важно работать над развитием пластичности мышления. Не будет лишним изучить кинесику, невербальное общение.

Понятие барьеров коммуникации

Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.

Люди являются элементами коммуникации, они сложные и чувствительные «получатели» информации, имеющие желания и чувства, жизненный опыт. Информация, которую они получают, способна вызывать разнообразную внутреннюю реакцию, усиливающую, искажающую или полностью блокирующую посланную им информацию.

Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает. Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.

Классификация барьеров коммуникации

Первый общий принцип коммуникации гласит, что невозможно достигать эффективное общение по причине барьера субъективной интерпретации смысла информации. Этот барьер появляется по той причине, что все полученные сообщения проходят сквозь личный опыт партнера по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий в тот момент, когда происходила передача информации. В итоге человеком слышится не то, что сказали, а то, что, как ему кажется, было сказано. Человек, который пытался донести информацию, верит, что если он хорошо представляет, о чём он хочет сказать, и передает это другим, то его слова будут поняты адресатом с тем же смыслом, который он в них вкладывал. Для того, чтобы разрушить этот барьер, необходимо постоянное уточнять то, как другой человек понял смысл сказанного.

Второй общий принцип коммуникаций гласит, что барьером коммуникации часто выступает психологический феномен восприятия самого коммуникатора и отношения к нему. Если коммуникатор вызывает чувство недоверия или неприязни, то оно транслируется и на информацию, которую он сообщает. В этом случае, информация не будет восприниматься как значимая. Авторитет коммуникатора в глазах партнёра играет важную роль для возникновения барьера. Если авторитет высокий, то преград на пути к успешной коммуникации и усвоению информации будет меньше, и наоборот, низкий авторитет вызывает нежелание прислушиваться к его мнению.

Кроме тех барьеров, которые были уже названы, в литературе по деловому общению можно найти и другие барьеры.  

Барьеры социально-культурного различия

Барьеры социально-культурного различия между партнерами по общению. Ввиду существования социальных, политических, религиозных и профессиональных различий, интерпретация различных понятий и идей в передаваемом сообщении может отличаться.

Барьеры непонимания

Барьеры непонимания возникают в ситуациях, когда информация, которую пытался донести коммуникатор, была по каким-либо причинам интерпретирована неправильно. Они состоят из фонетического, стилистического, семантического и логического барьера.

Фонетический барьер 

Он связан с недостатками речи, к которым относятся:

  • слишком тихая речь, которая вызывается сочетанием волнения и неправильного дыхания. Такую речь плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров. Если сообщение от такого коммуникатора не является важным для собеседника, то он даже не попытается слушать. Но и в случае, когда партнер по общению заинтересован, то вероятность того, что информация будет неправильно понята достаточно велика;
  • слишком быстрая речь. Быстрый темп речи препятствует возможности следить за мыслью выступающего, это особенно заметно, если он читает текст;
  • очень монотонная речь, усыпляющая внимание;
  • заметные паузы («э…э», «ну», «известно»);
  • глотание слов. Если голос затихает к концу предложения, то слушателям придётся особенно прислушиваться, так как им трудно услышать каждое слово. Это, естественно, увеличивает риск ошибки.

Семантический барьер 

Этот барьер относится к разным системам значений понятий и терминов (тезаурусах) участников общения. Качественно обмениваться информацией можно лишь в том случае, если партнеры говорят на одном «языке». На уровень понимания оказывают влияние социальные, возрастные, политические, культурные и другие различия. Чаще всего непонимание появляется по причине того, что одно и то же слова трактуется с разных точек зрения, возникают споры, не имеющие объективного основания, которые связаны с разным пониманием смыслов. Чтобы убедиться в этом, можно спросить у нескольких человек, что такое идеалист. Одни ответят, что это человек с идеалами, а другие скажут, что он сторонник идеализма. В этот случае верно и то и другое определение. Слова являются многозначными, а тезаурусы у участников общения разные. Необходимо всегда уточнять, с каким значением собеседник использует тот или иной термин.

Стилистический барьер 

Ему под силу разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он появляется, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации общения или стилю речи и теперешнему психологическому состоянию партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, или официально деловой стиль речи – в ситуации доверительной беседы.

Логический барьер 

Такой барьер непонимания возникает тогда, когда логика рассуждения, которую предлагает коммуникатор, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит манере доказательств, к которой он привык, или является слишком сложной для него. В психологическом плане можно утверждать о том, что существует множество логик и логических систем доказательств. Логика бывает «мужская» и «женская». «Мужская» логика чаще всего совпадает с формальной логикой, которую ввёл ещё Аристотель, а «женская» логика имеет отличия от формальной логики, но по-своему логична. В психологии ещё только начаты исследования женской логики. Для её дальнейшего изучения можно прочесть работу Д. В. Беклемишева «Заметки о женской логике».

Собственно психологические барьеры межличностного общения

К ним относятся все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между индивидами, которые вступают друг с другом в психологический контакт. В этой ситуации нужно заметить, что эти препятствия и трудности иногда осознаются, а иногда и не осознаваются самими участниками коммуникаций. Степень и характер их осознания также бывают разными.

Барьеры отношений

Барьеры отношений являются психологическим феноменом, который появляется между участниками в ходе общения. Это может быть чувство неприязни, недоверия к самому партнеру, которое распространяется и на информацию, которую он передаёт. В случае, когда партнеры настроены по отношению друг к другу доброжелательно и с симпатией, то барьеры отношений не возникают, а непонимание всегда получается преодолеть. Людям свойственно больше доверять информации, которая поступает от приятных им других людей.

Барьер отрицательных эмоций 

Эмоции являются субъективной реакцией человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющейся в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха, интереса.. Не все эмоции являются препятствиями в общении, но существуют такие эмоций, в результате которых получается такой результат. Эмоциональные барьеры появляются в результате устойчивых отрицательных эмоций. К таким эмоциям относятся страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и плохое настроение в целом. В соответствии с этими эмоциями можно выделить личностные барьеры отрицательных эмоций. К ним относятся следующие барьеры. 

Барьер страдания

Этот барьер общения обычно вызван трагическими событиями, физической болью, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т.п. В результате происходит снижение как уровня общительности человека, который переживает страдания, так и тех, кто вступает с ним в контакт.

Барьер гнева

Этот барьер особенно сложен в преодолении, поскольку гнев вызывает действия, которые препятствуют нормальному общению, оскорбления и т.д. Гневу под силу удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее пользуется им в словах или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости

Этот барьер появляется по причине нарушений другими людьми простых норм этики поведения или по причине «гигиенического неприятия» другого человека. Необходимо отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но это не работает по отношению к гигиеническим отклонениям. Именно с этим отклонением они не в состоянии бороться, поэтому надолго запоминает его, что влечёт за собой твёрдый барьер в общении.

Барьер презрения

Он похож на барьер отвращения. Ему свойственно ограничивать контакты с человеком, который вызывает негативные эмоции. Презрение у людей чаще всего вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, отрицательные черты характера (трусость, скупость), предательство и т.д.

Барьер страха 

Этот барьер можно назвать одним из самых труднопреодолимых барьеров в общении между людьми. С человеком, который выступает в качестве источника страха, ни в коем случае не хочется контактировать: его всячески избегают, пытаются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.

Барьер стыда и вины 

Такой барьер появляется, когда осознаётся неуместность происходящего события как реакции на критику, неумеренной похвалы, лести, ухаживания, из страха казаться неловким или быть замеченным, выполняющим какое-либо действие, или от сознания глубокой вины перед кем-либо и т.д. В таких ситуациях люди краснеют, у них изменяется голос, они отводят в сторону взгляд от партнера по общению или же опускают их, стараются уйти от контакта.

Барьер плохого настроения

Плохое настроение часто является источником конфликта. Такое эмоциональное состояние оказывает влияние на партнера, препятствует его желанию общаться. Болгарским психологом Ф. Геновым были исследованы причины возникновения служебных конфликтов. Он установил следующее:

  • уровень эмоциональной уравновешенности у людей, которые заняты административной работой, намного ниже среднестатистического, а с возрастом уменьшается ещё больше; 
  • плохое настроение руководителя сильно ухудшает настроение подчиненных.

Эмоциональные барьеры появляются и тогда, когда при получении информации от коммуникатора, человек в большей степени занимается своими чувствами и предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают мощным эмоциональным зарядом, они вызывают ассоциации, которые влекут за собой эмоциональную реакцию, говорят даже об энергии слова. Чтобы преодолеть этот барьер есть несколько психотехник, одна из которых называется «Спокойное присутствие». Она была представлена в работе Н. Козлова «Формула успеха». Она представляет собой взгляд на ситуацию, который очищен от эмоций, амбиций, пристрастий, когда человек видит то, что перед ним, и слышит то, что говорится.

Важным является не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

11.7.
Коммуникативные барьеры

Это
препятствия на пути движения содержания
коммуникации от коммуникатора к
реципиенту.

При
передаче
сигналов
на его пути возникают барьеры и помехи.
Например, в диалоге между людьми различной
национальности может возникнуть языковый
барьер, а при прохождении радиосигнала
— радиопомехи. В коммуникациях между
руководителем и подчиненным помехами
и барьерами могут стать их статусные
различия, или желание слышать только
то, что хочется услышать. В беседе помехой
могут быть и отвлечения собеседников,
и неправильная интерпретация полученной
информации реципиентом, и семантические
проблемы (придание различных значений
одним и тем же словам).

Помехи
и барьеры искажают передаваемый сигнал,
поэтому коммуникатору важно получить
от реципиента подтверждение правильности
понимания принятой информация. Для
этого в систему коммуникации вводится
канал обратной связи, в беседе, например,
таким каналом может стать краткий
пересказ реципиентом услышанного, а в
коммуникациях радиотелеграфистов с
помощью азбуки Морзе — это может быть
подтверждение о получении всего объема
сообщений.

С
помощью обратной связи коммуникатор
может оценить эффективность осуществляемых
коммуникаций.

Рассмотрим
следующие классификации коммуникативных
барьеров:

ü Технические
барьеры: шумы
и помехи. Шумы имеют естест-венное
происхождение, а помехи создаются
умышленно. Техни-ческие барьеры возникают
по следующим причинам: техни-еский сбой
(поломка факсимильной машины), неправильная
технология (сложное сообщение по
телефону), не-правильное использование
(неправильный адрес электрон-ной почты));

ü Культурные
различия :

v Индивидуализм
/ коллективизм отражается в методах
общения менеджеров. Коллективистские
культуры сильнее тяготеют к консенсусу.
Индивидуалистические культуры — к личной
инициативе. Дистанция власти характеризует
степень неравенства между старшими
менеджерами и их подчинёнными.

v Уклонение
от неопределённости определяет различие
в степени терпимости менеджеров в
неструктурированных и не вполне очевидных
ситуациях. Менеджеры из культур «высокой
степени» стремятся планировать
деятельность детальнее, из культур
«низкой степени» — пытаются «окольными
путями довести дело до конца».

v Мужественность/женственность
влияет на стержневые ценности всех
направлений бизнеса соответствующей
культуры и на действия их организаций.
Так называемые мужские культуры стремятся
подчёркивать материаь-ую выгоду и
агрессивность конкуренции, не уделяя
должного внимания созидательности и
взаимной поддержке;

ü Логический
барьер
возникает в тех случаях, когда логика
одного партнёра либо слишком сложна
для восприятия другим партнёром, либо
кажется ему противоречащей его системе
доказательств. Чаще всего логический
барьер возникает у партнёров с разным
видом мышления, например: у одного
абстрактно-логическое, а у другого —
наглядно-образное, у третьего —
наглядно-действенное. Операционная
мыслительная деятельность людей
различна. Такие операции мышления, как
сравнение (сопоставление предметов и
явлений, нахождение сходства и различий
между ними), анализ (мысленное разделение
предметов и явлений на части или свойства
— цвет, форма, вкус и др.), синтез (мысленное
объединение частей и свойств в единое
целое — сладкое, круглое и т.п. — это
яблоко), обобщение (мысленное объединение
предметов и явлений по их общим и
существенным признакам, например, розы,
гвоздики — это цветы), абстрагирование
(выделение одних признаков и отвлечение
от других, например, яблоко — съедобно),
используются людьми с разной степенью
глубины, и пока один человек глубоко
анализирует проблему, другой, собрав
поверхностную информацию, уже имеет
готовое решение, ценность которого
сомнительна;

ü Стилистический
барьер
(возникает при несоответствии стиля
речи отправителя и ситуации общения
или стиля речи и актуального психологического
состояния получателя и др. Стиль — это
отношение формы представления информации
к её содержанию, отсюда — преодоление
данного барьера связано с соответствием
формы содержанию. Существует два основных
приёма структурирования информации в
деловом взаимодействии: правило рамки
и правило цепи. Суть правила рамки
состоит в том, что начало и конец любого
делового разговора должны быть чётко
очерчены. В начале, как правило, сообщаются
цели и намерения, перспективы и ожидания,
возможные результаты, в конце должны
быть подведены итоги, сделаны выводы,
по поводу реалиизованных или нереализованных
надежд и ожиданий, показана ретроспектива.
Правило цепи определяет «внутреннее»
структурирование информации. Необходимые
сведения должны быть выстроены
соответствую-щим образом, как бы соединены
в цепь по каким-либо признакам);

ü Семантический
барьер
(смысловые барьеры могут вызываться
разнообразными причинами: во-первых,
это несовпадение тезаурусов — т.е.
лингвистического словаря языка, с полной
смысловой информацией, ограниченный
лексикон у одного из партнёров и богатый
— у другого, а также, во-вторых, социальные,
культурные, психологические, национальные,
религиозные и др. различия);

ü Фонетический
барьер
возникает из-за погрешностей в самом
канале коммуникации. Прежде всего, когда
коммуниканты говорят на различных
языках и диалектах, имеют существенные
дефекты речи и дикции, искажённый
грамматический строй речи. Барьер
фонетического непонимания порождается
также невыразительно быстрой речью,
речью-скороговоркой и речью с большим
числом слов-паразитов (значит, как бы);

ü Социальный
барьер
возникает между людьми, говорящими на
одном и том же естественном языке, но
принадлежащими к различным социальным
группам. Затруднено взаимопонимание
разных поколений, представителей разных
классов и сословий, жителе города и
села, мужчин и женщин, людей с разным
образовательным цензом и т.д.);

ü Психологический
барьер
возникает вследствие искажений в
перцепции, неизбежно сопровождающей
коммуникацию. Перце-ция представляет
собой познание (восприятие) отправителем
и получателем друг друга. В результате
в сознании общающихся людей формируется
образ партнёра, который может быть
привлекательным или отталкивающим,
безразличным или волнующим и т.д. Л. Рай
относит к психологическим барьерам
следующие составляющие: жизненные
проблемы, отсутствие настроения,
спровоци-ованное сопротивление (например,
намер-ный отказ слушать, настроенность
на враждебность в отношении собеседника),
страх, застенчивость, агрессию,
сопротивление контакту, «давно известно»
(при общении с опытными специалистами,
которых заставили слушать вас против
их воли), «мысленно не с нами» (собеседник
не может полностью вникнуть в суть
беседы, т.к. его тревожат другие мысли,
заботы));

ü Информационно-дефицитный
барьер: здесь
коммуникативными
поме-хами может быть механический обрыв
информации; неясность передавае-мой
информации;

ü Замещающе-искажающий
барьер:
возникает, когда реципиенты хорошо
слышит слова, но придают им другое
значение. Искажение информации, проходящей
через одного человека, может быть
незначительным. Но при прохождении её
через несколько человек — ретрансляторов,
искажение может стать существенным;

ü Эмоциональные
барьеры
возникают, когда люди, получив какую-либо
информацию, более заняты своими чувствами,
чем реальными фактами;

ü Барьер
восприятия
(процесса получения и обработки
информации) заключается в том, что после
обработки информации, т.е. её систематизации,
люди интерпретируют е6ё по-разному, в
зависимости от своего опыта, т.к.
восприятие всегда носит субъективный
характер.

ü Невербальный
барьер.
Часто невербальная информация передаётся
одновременно с вербальной и может
усиливать или изменять смысл слов;

ü Плохая
обратная связь. Обратная
связь важна, поскольку даёт возможность
установить, действительно ли сообщение,
при-ятое получателем, истолковано в том
смысле, который был изна-ально. Преградой
на пути эффективных коммуникаций может
быть как плохо налаженная обратная
связь, так и её отсут-твие;

ü Неумение
слушать.
Выслушивать сообщения надо полностью,
только в этом случае расширяются
возможности понять ситуа-ию;

ü Внутриорганизационный
барьер искажения информации возникает
по следующим причинам: а) несознательное
искажение из-за межличностных барьеров;
б) сознательное искажение, когда один
из партнёров не согласен с сообщением,
и модифицирует его в своих интересах;
в) фильтрация происходит по мере движения
сообщений вверх, вниз или с уровня на
уровень организации или отдела; сообщения,
направляемые наверх, могут искажаться
в силу несовпадения статусов уровней
организации;

ü Информационные
перегрузки
возникают тогда, когда рукооди-ель,
поглощённый переработкой поступающей
информации, оказывается не в состоянии
эффективно реагировать на всю информацию.
Он вынужден отсеивать менее важную
информацию. Могут возникнуть проблемы
из-за различия в понимании важности
информации;

ü Неудовлетворительная
структура фирмы:
в организации с много-исленными уровнями
управления растёт вероятность
инфор-ационных искажений, т.к. каждый
следующий уровень управ-ения может
корректировать и отфильтровывать
сообщения;

ü Барьер
доверия.
Недоверие затрудняет общение, люди
начинают хитрить, и это ещё больше
усложняет проблему взаимонепо-имания
и отчуждения, в итоге адекватной обратной
связи не возникает;

ü Языковой
барьер. К
причинам данного барьера специалисты

относят:
а) словарь — коммуниканты должны понимать
исполь-уемые слова, б) жаргон (диалект)
— специальные термины, используемые в
профессиональной среде (отдельном
кол-ективе) могут быть не понятны другой
аудитории, в) неодно-начность выражений:
для представителей различных культур,
мысли должны быть выражены чётко, г)
запутанное и мно-о-ловное изложение
мысли, использование малоизвестных
слов ;

ü Неблагоприятная
окружающая обстановка: шум,
жара, холод, проблемы с вентиляцией,
теснота могут мешать аудитории слушать
и правильно реагировать на сообщение
коммуика-ора. Кроме того, коммуникация
может быть прервана извне, нап-имер,
вызвал начальник для срочного решения
рабочих вопр-сов. Ограничение времени
коммуникации также неблаго-риятно
(негативно) отражается на её процессе;

ü Речевой
барьер:
а) плохой коммуникатор, б) местный акцент,
в) манера поведения коммуникатора, г)
предубеждения реципи-нта, д) коммуникатор
— «всезнайка», е) коммуникатор — «незна-ка»
(недостаток знаний);

ü Барьеры
отрицательных эмоций
делятся на: а) барьер страдания и горя;
б) барьер раздражения и гневя; в) барьер
страха, стыда и вины;

ü Барьер
установки:
позицию человека в общении во многом
опре-еляет весь его жизненный опыт.
Часто, ещё не вступив в ком-уникцию, один
из коммуникантов убеждён в неправоте
другого коммуниканта. Причиной этого
барьера является уста-овка коммуниканта,
т.е. его оценки, стереотипы, отрица-ельные
реакции, предубеждение, готовность к
определённому действию;

ü Барьеры
взаимопонимания. Главная
проблема общения — отсут-твие
взаимопонимания. Специалисты выделяют
следующие основные принципы взаимопонимания
в общении: а) владение профессиональным
языком, б) уровень интеллектуального
развития, в) полнота информации, г)
логичность изложения и последовательность
обоснования, д) концентрированность
внимания: чтобы понять, нужно не только
слушать, но и услышать своего коммуниканта
.

11.8.
Коммуникативные ошибки:

· отправление
сообщения: сообщение
плохо сформулировано и изложено, не
является полным и достаточным, плохо
подобраны коды сообщения, переданы
ошибочные данные;

· получение
сообщений:
сообщение не понято (полностью или
частично), сообщение понято неправильно,
реципиент предвзято относится к сообщению
коммуникатора, сообщение не получено,
получение сообщения не подтверждено;

· личные
установки:
невнимательность при отправке и получении
сообщения, недостаточная заинтересованность,
некомпетентность, поспешность,
нервозность, чрезмерная эмоциональность,
агрессивность, несоблюдение правил
коммуникации;

· коллективное
действие:
нет общей цели, борьба за лидерство в
группе подменяет общую цель, слишком
большая зависимость от лидера, недоверие
к лидеру, чрезмерная авторитарность
лидера, отсутствие лидера, авторитета
у лидера;

· организация:
а) плохая организация группы, б) нет
распределения функций между коммуникантами,
в) нет метода работы, г) нет контроля; д)
структура коммуникации: недостаточно
развита, неадекватна решаемой проблеме,
является слишком жёсткой, е) имеется
несколько структур коммуникации, но
они не согласованны между собой.

Коммуникационные барьеры, что это? Какие барьеры бывают? Для удобства обсуждения мы можем классифицировать барьеры для общения в следующих четырех категориях:

  1. Организационные барьеры
  2. Индивидуальные барьеры
  3. Семантический барьер
  4. Другие коммуникационные барьеры

Прежде чем перейдем к сути, дадим определение коммуникационному барьеру.

Коммуникационные барьеры – это совокупность факторов, как внешних так и внутренних, которые мешают эффективной коммуникации или вообще блокируют её, проще говоря это все, что мешает нам нормально общаться друг с другом.

Теперь рассмотрим каждый тип более подробно.

Организационные барьеры

Организационные барьеры внутри организации могут быть следующих типов:

  1. Отрицательный организационный климат. Основным аспектом организационного климата, который выступает в качестве коммуникационного барьера, является негативное отношение высшего руководства.Отрицательное отношение высшего руководства препятствует коммуникационной инициативе сотрудников.
  2. Отсутствие коммуникационной политики. Хорошо продуманная коммуникационная политика поощряет общение в организации.В отсутствие такой политики сотрудники не решаются общаться.
  3. Чрезмерные уровни полномочий. Чрезмерные уровни полномочий действуют как серьезное препятствие для успешной коммуникации.В случае чрезмерного ограничения полномочий также препятствует успешной коммуникации. В случае чрезмерных уровней полномочий, информация проходящая через несколько иерархических уровней, конечно, достигает своего конечного адресата, но в результате информация может быть частично искажена или потеряна. Чрезмерные уровни полномочий также задерживают связь.
  4. Фильтрация. Фильтрация подразумевает умышленное искажение информации.Эта проблема обычно возникает при восходящей коммуникации. При восходящей коммуникации сотрудники, как правило, передают только те сообщения, которые создают положительное впечатление о них.

Индивидуальные барьеры

Барьеры, созданные отправителем и получателем, известны как индивидуальные барьеры. 

К таким барьерам относятся следующие:

  1. Различия в личности. Личность — это набор атрибутов, которые определяют человека.У каждого человека своя отличная от других личность имеющая свой характер. Этот индивидуальный характер личности является препятствием для общения.
  2. Перцептивные различия. Восприятие — это уникальный способ, с помощью которого люди реагируют или интерпретируют объект.Разница в восприятии — очень распространенная проблема в эффективной коммуникации. То есть на одну и туже ситуацию люди могут реагировать по разному.
  3. Страх. Страх перед репрессиями или нападениями, страх перед критикой за незнание и т.д. Страх это базовая эмоция каждого человека. Страх может создавать проблемы в общении.
  4. Стереотипирование. Стереотипирование обобщает информацию о классе людей или событиях, которые широко распространены в данной культуре.В случае стереотипов люди развивают коммуникационные высказывания и мысли о других. Эта ориентация раскрывается в таких заявлениях и мыслях. Например, «Все продавцы подержанных автомобилей обманщики» или «Все банки обещающие большую прибыль — лжецы». Такие всеохватывающие восприятия не только редко верны, но также блокируют умственную деятельность, необходимую для успешного общения.
  5. Эффект ореола. Эффект ореола — это тенденция использовать общее впечатление, основанное на одной или нескольких характеристиках, для оценки других характеристик того же самого человека. Например, если идентифицировать одну черту сотрудника, например отличную запись о посещаемости, и связать ее с производительностью и качеством работы сотрудника, в итоге если человек качественно выполняет работу, то значит, он её никогда не прогуливает.
  6. Невнимательность. Иногда связь не достигается из-за невнимательности того кто принимает информацию.Такое невнимание может быть вызвано занятостью, отсутствием интереса к предмету разговора и т.д.

Семантические коммуникационные барьеры

Общим препятствием для эффективной коммуникации является семантическое искажение, которое может быть преднамеренным или случайным. Семантическая проблема возникает, когда слова и символы имеют разные значения для разных людей, которые приводят к недоразумениям. Например, в рекламе говорится: «Мы продаем за меньшее». Это неоднозначно и поднимает вопрос: меньше чем, что? В другом случае, мужчина может сказать своей коллеге женского пола: «Отойдите в сторону». Женщина может понять смысл этой фразы по своему: «Он назвал меня толстой!» Семантический барьер представляет собой сложную задачу, когда люди из разных культур общаются друг с другом.

Другие коммуникационные барьеры

Следующие факторы также выступают в качестве барьера для эффективной коммуникации:

  1. Информационная перегрузка. Информационная перегрузка также может быть проблемой эффективной коммуникации.Информационная перегрузка — это ситуация, когда человеку дают слишком много информации за раз, в следствии чего человек может потерять нить разговора.
  2. Неверное выражение. Неверное выражение сообщения не может передать точное значение получателю.Это происходит из-за отсутствия ясности, использования неопределенных терминов, плохо выраженной информации, неправильной организации идей и т.д.
  3. Различия в статусе. Проблема связи может возникнуть, при различии в статусе человека, например между владельцем бизнеса, и простым подчиненным. Проблемы и интересы подчиненных не всегда заботят руководителей. В результате одни не могут наладить связь с другими, так как другие не хотят слышать.
  4. Отрицательное отношение к изменениям. Некоторые люди всегда сопротивляются любым изменениям в их привычной жизни.Они думают, что старые вещи лучше, чем новые, и поэтому боятся изменений. Поэтому они создают проблемы в общении путем невнимания, ложной интерпретации, слуха, сопротивления и отсутствия сотрудничества.
  5. Шум. Факторы окружающей среды также могут нарушить эффективную связь.Одним из таких факторов является шум. Например, при устном сообщении шум может помещать информации достигнуть адресата. К примеру, на фабриках громкий шум машин затрудняет устное общение.

В заключении хотелось бы пожелать:

«Больше общайтесь, налаживайте коммуникационные связи, разрушайте барьеры которые препятствуют общению».

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

т. 8-925-855-13-75

Возможно, вам также будет интересно:

  • К количественным оценкам ошибки прогноза относят тест
  • К кодам с коррекцией ошибок относятся
  • К каллиграфическим ошибкам не относятся
  • К каллиграфическим ошибкам не относится
  • К какому типу ошибок относится утверждение комплекс содержит системы

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии