К чему приводят родительские ошибки




В статье уделяется внимание основным ошибкам родителей и взрослых, несущих ответственность за воспитание детей. Рассматриваются основные причины возникновения детских неврозов, связанных с неправильным воспитанием и предлагаются рекомендации по предупреждению возникновения данных неврозов.



Ключевые слова:



воспитание, ребенок, родитель, личность.

Правильный подход к воспитанию ребенка с рождения гарантирует его успешную самостоятельную и счастливую жизнь в будущем. Но даже благонамеренный родитель может влиять на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. [2] Большинство родителей либо не обращают внимания, либо поверхностно относятся к проблемам детей. Подростковые неврозы, как правило, лишь следствие тех проблем, тянущихся из раннего детства. [3] Также доказан факт того, что детская травма влияет на физическое здоровье человека в зрелом возрасте. [1] Родителям важно знать, каким образом они формируют личность ребенка и понимать, какие ошибки совершают в воспитании.


Понятийный аппарат:

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. [23]


Личность

— понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. [24]


Невроз

— название группы нервно-психических расстройств, возникающих по причине острых и хронических психологических травм и характеризующихся отсутствием качественных изменений психической деятельности. [25]


Самооценка

— представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей. [26]


Родители

— ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (отец и мать). [27]


Ребёнок —

человек в период детства. [28]


Гипоопека —

тип воспитания в семье, характеризующийся тем, что дети лишаются необходимых им заботы и внимания. [29]


Гиперопека

— это отношения между родителями и детьми, для которых характерно повышенное внимание, чрезмерная забота, тотальный контроль поступков и действий ребенка. [30]


Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

— тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. [31]


Психика

— совокупность мыслительных процессов и явлений; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. [32]

Окружение ребенка в раннем детстве определяет успешность формирования его личности. Важнейшими жизненными ориентирами для малыша становятся мать и отец. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, посредством которого и происходит формирование личности ребенка. Чем в более младшем возрастном периоде находится ребенок, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Также существенную роль в становлении и развитии играет общение. Правильный образ себя самого у ребёнка появится лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Социум, безусловно, накладывает на формирование личности ребенка отпечаток, но основа, поведенческая модель и манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Организуя процесс воспитания следует учитывать возрастные особенности ребенка. Малышу важно не испытывать ограничений при взаимодействии с родителями. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Вследствие ограниченности знаний и оценки своих возможностей, малыш целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей, что формирует его самооценку.

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. [4] У ребенка возникает потребность в познавании окружающего мира, потому он повторяет раннюю деятельность. либо совершает новую, проявляя настойчивость и любознательность, получая новый опыт. В это время ребенок наталкивается на сопротивление взрослых. Если взрослый не может объяснить причину запрета, то сталкивается с упорным повторением малышом своих действий. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Очень важно обсуждать с ребенком ситуации, которые вызывают у него несогласие, разбираться в причинах этого несогласия, слушать, что стоит за протестом или нежеланием ребенка. [5]

Становление личности ребенка школьного возраста происходит вследствие формирования новых отношений с ровесниками и взрослыми. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают или противопоставляют отношения, существовавшие в семейном кругу. Через личностное общение у подростков формируются нормы взаимоотношений и собственное мировоззрение. Происходят изменения в самооценке, когда успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Самооценка является причиной регуляции поведения и деятельности человека.

Таблица 1


Типы воспитания, отрицательно влияющие на психику ребенка [7;20;21;22]

Тип воспитания

Как характеризуется

К чему приводит

Способы предупреждения

Гипоопека

Родители уделяют внимание удовлетворению внешних (видимых) потребностей ребенка: еда, кров, одежда. Внутренние (душевное тепло, любовь, поддержка, интерес) игнорируются.

Формирование комплекса ненужности;

Неуверенность в себе;

Замкнутость;

Тревожность и страх перед будущим;

Потребность доказывать окружающим свою значимость и существование, часто деструктивными методами;

Конфликтность, агрессивность;

Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий.

Часто проводить время с малышом, не отвлекаясь в процессе;

Проявлять искренний интерес к жизни малыша;

Говорить о теплых чувствах к ребенку каждый день, обнимать (прикасаться);

Не игнорировать вопросы или проблемы, даже если те кажутся незначительными;

Хвалить и подбадривать, создавать ощущение значимости и успешности

Гиперопека

Характеризуется потаканием всем капризам ребенка.

Ребенок занимает центральное место в семье в ущерб потребностям и интересам взрослых.

Инфантильность и капризность;

Безответственность;

Отсутствие сострадания;

Неумение принимать альтернативу, справляться с решениями и принимать отказ;

Отсутствие целеустремленности;

Манипуляции, чтобы получить желаемое;

Концентрация на себе и своей исключительности;

Неумение коммуницировать и выстраивать отношения с окружающими людьми;

Черствость, проявление нарциссизма;

Неумение преодолевать трудности;

Истерический невроз.

Распределять обязанности по дому между членами семьи;

Давать возможность делать дела самостоятельно, формируя у ребенка ответственность и уверенность в своих собственных силах;

Перестать контролировать каждый шаг ребенка. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них;

Уметь отказывать ребенку, иметь разумные границы дозволенного.

Жестокое воспитание

Характеризуется отношениями с ребенком сквозь призму силы, часто физической.

Отсутствие у ребенка возможности отстаивать свою точку зрения.

Неумением сдерживать и контролировать агрессию, срывы на тех, кто слабее;

Замкнутостью, обособленностью, враждебность;

Безынициативность;

Отсутствие навыков коммуникации и социальной адаптивности;

Неврастения;

Невроз навязчивых состояний

тревоги, депрессия, низкая самооценка, симптомы ПТСР, суицидальные наклонности.

Способы наказания -конструктивные;

Нейтрализуйте негативные чувства активной физической деятельностью;

В случае, когда не сдержались и ударили ребенка — просите прощения. Так вы учите ребенка тому, что бывают ошибки и можно прощать;

Избавьтесь от привычки оценивать поведение ребенка: есть поступок, а есть последствия.

Воспитание «золушки»

Обязанности взрослых сбрасываются на ребенка. Взрослые в силу занятости не справляются с тяжелой ношей. Характеризуется неспособностью взрослых брать на себя ответственность.

Психосоматические заболевания;

Желание угождать всем;

Неспособности отстоять свои интересы в будущем;

Брать на себя больше, чем можно вынести;

Роль жертвы или спасателя;

Неудовлетворенность жизнью и непонимание себя;

Ощущение одиночества в кругу семьи, потерянность, ревность к другим детям, уныние, плаксивость.

Избавить ребенка от обязанностей взрослых;

Не требовать непосильного;

Организовывать личное пространство ребенка;

Позволять дурачиться и проводить время по усмотрению ребенка;

Ценить и благодарить малыша за помощь. Он родился не для помощи взрослым, его труд не обязанность, а дар.

Повышенная моральная ответственность

Личность самого ребенка и его потребности в расчет не берутся.

Гиперсоциальное воспитание, при котором требуют идеального соответствия с правилами и нормами общества.

Эмоциональная нестабильность ребенка;

Обида или ненависть к тем, перед кем «нужно выглядеть достойно»;

Нежеланием заводить семью и рожать детей в будущем, потому что это слишком тяжело;

Непонимание своего внутреннего мира и потребностей;

Двуличность.

Не стремиться к идеальному: ошибки — это нормально. Важно жить так, как подходит, удобно и комфортно, а не напоказ.

Не требовать от ребенка непосильного: ребенок только учится;

Примером демонстрируйте, что такое плохо и хорошо, а не лекциями о нравственности и несоответствии малыша идеалам.

Избавьтесь от стандартов «ребенок должен…

».

Тревожно-мнительное воспитание

Постоянная тревога о том, чтобы чего не случилось.

Мнительность, тревожность;

Недоверие к миру и окружающим;

Низкая самооценка и неуверенность в себе;

Боязнь проявить инициативу и риск;

Усиленный возрастной страх смерти.

Позволять проявлять самостоятельность, ошибаться и решать проблемы;

Давать право выбора и принятия решений;

Не требовать от ребенка раскрывать свои секреты. Они есть у каждого.

Противоречащее

Сложный и наиболее дисфункциональный тип. Характеризуется разными позициями родителей на предмет правильного типа.

Истерики, эмоциональные срывы;

Невосприимчивость к информации;

Неусидчивость;

Манипулирование родителями;

Капризность, инфантильность, обидчивость;

Эмоциональная закрытость, суицидальные наклонности;

Невроз навязчивых состояний.

Построить теплые доверительные отношения с другими людьми: родственники, друзья, учителя, наставники;

Поиск консенсуса между парой самостоятельно или с помощью психологической консультации.

Симбиотическое

Отсутствие разделения Я-матери и Я-ребенка.

Бессознательное стремление остаться с ребенком навсегда, невзирая на его взросление и потенциальный уход во взрослую жизнь.

Замещение потребностей ребенка своими.

Неспособность принимать решения;

Отсутствие самостоятельности;

Зависимость от мнения матери; Неуверенность в себе;

Апатия к жизни.

Позволять ребенку занимать своими делами самостоятельно;

Матери оставить малыша в покое и заняться своей жизнью и саморазвитием.

Не преуменьшать способностей ребенка;

Не высмеивать проявления самостоятельности:

Не указывать, что делать и когда;

Преднамеренное лишение любви

Вариант деструктивного воспитания, при котором за любое нарушение правил или оплошность ребенка лишают внимания, заботы и любви.

Чрезмерная услужливость, жертвенность или девиантное поведение с целью обратить на себя внимание;

Ощущению беспомощности, неуверенности в себе: Тревожность перед миром и людьми.

Ребенок должен быть уверен в родительской любви. И дети, и взрослые совершают непростительные проступки, но нет ничего страшнее осознания, что родители тебя не любят.

Воспитание чувством вины

Предусматривает стремление взрослых получить благодарность от ребенка за их вложения.

Комплекс неполноценности у ребенка;

Отсутствие самостоятельности;

Низкая самооценка и неуверенность в себе;

Страх совершить поступок и рисковать;

Ответственность за решения других.

Малыш не в ответе за воспитание родителями его самого.

Не стоит требовать благодарности от того, кому родители должны по факту его существования и согласно своему решению.

Культ болезни

Состояние здоровья ребенка ставится во главу и все семейные взаимоотношения основываются на этом. Улучшение состояния игнорируется или бессознательно отвергается.

Манипулирование родителями;

Инфантилизм, робость, тревога перед самостоятельностью и здоровым образом жизни.

Вместо честных выяснений отношений, развода или серьезных решений проще закрыть глаза и отдаться уходу за больным ребенком. Поэтому куль болезни — сигнал к тому, чтобы поговорить и решить семейные проблемы.

Формирование личности ребенка зависит так же и от личностных качеств родителей, их поведения, отношений, манер и мировоззрения. Выделяются четыре основных пассивных типа воздействия личности родителя на личность ребенка. [6]

  1. Имитация

Дети подражают своим родителям, неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Так как другие нормы поведения в социуме для него пока не доступны, эталоном для малыша будут родители и другие участники семейных отношений.

  1. Идентификация

Разделение взглядов, отношений и чувств родителей, отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.

  1. Реакция

Поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни.

  1. Проекция

Собственные субъективные мысли, а также чувства, эмоции, намерения и опыт переносятся на других, приписываются другим людям. Человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне.

Рассматривая обращения родителей к профессионалам, можно выделить основные советы и замечания психологов [18;19]:

– Раздражение малыша чаще всего вызвано нарастающим чувством неприязни, а не простым непослушанием. Причина в родителе и стоит поразмыслить над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. [8]

– Родитель должен помнить, что не нужно сравнивать своего малыша с другим. Двух одинаковых детей не бывает. [9]

– Нельзя ругать ребенка, когда он плохо себя чувствует или очень устал. [10]

– Родитель всегда должен найти время поговорить с ребенком, уметь слышать то, что он боится сказать; [11]

– Ребенку полезно давать действовать самостоятельно, тем самым раскрывая его личность. [12]

– Не опускаться до крика, угроз, телесных наказаний и унижений; [13]

– Не ограничивать личное пространство малыша, доверять ему; [14]

– Любить его без условностей и критериев [15]

– Родителям стоит обращать внимание на свои поступки, прежде чем отчитывать ребенка и считать его проблемным [16]

– Не навязывайте свое мнение и позицию — просто делитесь своими ценностями. [17]

Пример родителей, коммуникация с окружающими, забота и внимание — основные условия, обеспечивающие успешное формирование личности ребенка. Даже незначительные ошибки в воспитании в детстве могут пагубно сказаться на жизни ребенка в будущем. Только родитель в силах развить у ребенка верное восприятие мира и вырастить сильную и здоровую личность. Но воспитание детей следует начать с собственного воспитания.

Литература:

  1. Светлана Дурбой. Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь // афишаDaily — 2018г. // URL: https://daily.afisha.ru/relationship/10430-gid-po-psihotravmam-kak-nepriyatnye-sobytiya-iz-detstva-portyat-vzrosluyu-zhizn/
  2. Основы семейного воспитания. Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных детей в семье. // URL: https://studwood.ru/2139606/psihologiya/deti_nervno_psihicheskimi_otkloneniyami_osobennosti_vospitaniya_nervnyh_detey_seme/
  3. Детская психология. Неврозы у детей. // Детство — 2005г. // URL: https://detstvo.ru/psychology/ps_nevroz/
  4. Р. С. Немов. Общие основы Психологии. //Раздел III. Формирование личности ребенка. // URL: https://www.booksite.ru/localtxt/ne/mov/cha/sti/dva/7.htm
  5. Карамян К. Р. Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка // 2015г. // URL: https://www.b17.ru/article/34837/
  6. Влияние родителей на формирование детей. // 2016г. // URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/791/
  7. 13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка. // URL: http://evrikak.ru/info/tipy-vospitaniya-kotoryie-iskalechat-psihiku-rebenka/
  8. Влияние неправильного воспитания на ребенка. // URL: https://vospitannie.ru/rebenka/durnoe-vospitanie.html
  9. Валентина Зайцева. Одинаковых детей не бывает // 2007г. // URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200701903
  10. 10 типичных ошибок родителей в воспитании детей. // URL: https://tepping-test.ru/interesno-znat/nepravilnoe-vospitanie-detej-2.html
  11. Правильное общение детей и родителей. // 2015г. // URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/175/
  12. Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие. // 2017г. // URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/26684.5/3707880/
  13. Как воспитать ребенка без криков, наказания и угроз. // URL: https://kreativlife.ru/kak-vospitat-rebyonka-bez-krikov-nakazaniya-i-ugroz/
  14. Разговоры о личном: зачем ребенку личное пространство. // 2017г. // URL: http://nii-evrika.ru/razgovory-o-lichnom-zachem-rebyonku-lichnoe-prostranstvo/
  15. Александра Янчишен. Любовь без условностей. // 2019г. // URL: https://www.b17.ru/article/134626/
  16. Александра Желудова. 5 детских поступков, на которые родители реагируют неправильно. // 2020г. // URL: https://letidor.ru/psihologiya/5-detskikh-postupkov-na-kotorye-roditeli-reagiruyut-nepravilno.htm?utm_referrer=mirtesen.ru
  17. Не навязывайте ребенку авторитетное мнение. // URL: https://www.baby.ru/journal/rebenok-samostoyatelnost-fraza/
  18. М. Н. Ларионова. Причины обращения родителей младших школьников к психологу-консультанту. // URL: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=20134
  19. Причины для обращения с ребенком к детскому психологу. // URL: https://www.b17.ru/blog/41956/
  20. Анастасия Антонова. Типы воспитания детей. // URL: http://psychologiclub.com/tipy-vospitaniya-detej/
  21. Типы дисгармоничного воспитания. // 2013г. // URL: https://klubkom.net/posts/4511
  22. Типы воспитания. // 2018г. // URL: https://emberint.ru/articles/tipy_vospitaniya/
  23. Понятие воспитания. // 2014г. // URL: https://studopedia.ru/3_190603_ponyatie-vospitaniya.html
  24. Личность. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Личность
  25. Невроз. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Невроз
  26. Самооценка. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самооценка
  27. Родители. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родители
  28. Ребенок. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ребёнок
  29. Гипоопека. // URL: https://psyholic.ru/deti/gipoopeka.html
  30. Гиперопека. // URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hyper-guardianship
  31. Посттравматическое стрессовое расстройство. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Посттравматическое_стрессовое_расстройство
  32. Психика. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психика

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, отношение, внимание, малыш, тип воспитания, формирование личности ребенка, воспитание детей, раннее детство, собственное мировоззрение.

Каждый из нас однажды выходит из детства и несет с собой не только счастливые воспоминания и инсайты, но и целый чемодан проблем, которые способны портить нам жизнь даже спустя десять и двадцать лет.

Несмотря на то, что история о конфликте отцов и детей стара как мир, в обществе все равно бытует мнение, что детство априори счастливый и безмятежный период в жизни каждого человека. В идеальном мире родители — лучшие друзья ребенка, окружающие его безусловной любовью, заботой и поддержкой. В реальной жизни все обстоит иначе. Идеальных родителей просто не существует, а детство большинства людей нельзя назвать безоблачным. Так, в книге «Осколки детских травм. Почему мы болеем и как это остановить» приводятся вполне предсказуемые результаты исследования. Более 60% взрослых американцев не понаслышке знают, что такое «негативный детский опыт». По данным исследования, они хотя бы раз сталкивались с эмоциональным, физическим или сексуальным насилием, со словесным унижением, игнорированием, депрессией, заболеваниями психики у родителей либо потерей одного из них. При этом Всемирная организация здравоохранения провела исследование среди 40 000 человек из 22 стран, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы, и выяснила, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, кто в раннем возрасте не столкнулся с сильными эмоциональными потрясениями. 

Мама виновата? К чему приводят ошибки в воспитании и можно ли их избежать фото № 1

Так и напрашивается цитата Алены Долецкой из книги «Не жизнь, а сказка»: «Если у вас были родители, обязательно откладывайте деньги на психотерапевта». И действительно, все мы родом из детства. Как и наши травмы. Психологи, работающие в совершенно разных направлениях, сходятся в том, что все наши проблемы берут начало именно в детстве, том самом периоде, который принято считать безмятежным и счастливым. Иллюзорные представления неизбежно заставляют большинство из нас сравнивать себя с другими и думать, что с нами что-то не так, раз у всех детство было сплошной радостью, а мы вышли из него с грузом комплексов и токсичных установок. 

Мудрость, прозвучавшая в одном из эпизодов сериала «Рик и Морти», гласит: «Знаешь, родители — это просто дети, у которых есть дети». Негативные сценарии, усвоенные нами в детском возрасте, так или иначе повлияют на то, как мы будем вести себя с нашими собственными детьми. Получается, чтобы прервать бесконечный цикл ошибок, продолжающихся из поколения в поколение, родителям надо разобраться с собственными внутренними конфликтами при помощи психологов и не впутывать в них своих детей.

Мама виновата? К чему приводят ошибки в воспитании и можно ли их избежать фото № 2

«Каждые 20 лет происходит эволюция социального сознания, — считает специалист онлайн-сервиса психологической помощи и консультирования Beseda.Life Анастасия Гучек. — У каждого поколения есть свои ориентиры, сложности, ценности и вызовы, поэтому нам бывает тяжело понимать друг друга. Например, у современных подростков есть сложности в ощущении собственного тела, им трудно воспринимать себя в отношениях, в том числе и сексуальных. В 70–90-х годах у молодых людей были совсем другие испытания – они чувствовали сильное давление со стороны своих преуспевающих родителей, которые их никак не поддерживали. Из-за этого было много неудовлетворенности и неспособности сепарироваться от успеха родителей. Они объединялись в группы, чтобы создавать свою «имитацию рая». Этим поколениям сложно друг друга понять, потому что они мыслят совершенно по-разному». По словам Анастасии, зачастую проблемы в отношениях возникают из-за того, что родители видят в ребенке качества, которые не принимают в самих себе, вследствие чего возникают сложности и нежелание мириться с поведением ребенка. Впоследствии это может привести как минимум к дискоммуникации, а нередко и к психопатическим девиациям, которые берут начало из детства.

Мама виновата? К чему приводят ошибки в воспитании и можно ли их избежать фото № 3

При этом бытует и мнение, что роль детских травм в современной культуре сильно преувеличена. Для некоторых людей родительские промахи становятся вечным оправданием нежелания брать на себя ответственность за свою жизнь и ее благополучие. Но для большинства детские травмы все же остаются неким внутренним якорем, который ежедневно тянет вниз и мешает строить гармоничную счастливую жизнь.  

Чтобы понять, что чувствуют взрослые дети и как детские конфликты с родителями отражаются на их жизни, мы попросили двух девушек поделиться своими историями.

Героиня предпочла сохранить анонимность:

«Я не помню в детстве свою мать. Когда я выросла, я задала ей прямой вопрос: зачем ты меня родила? Она запнулась и сказала, что всегда очень хотела меня, но я только сейчас начинаю ей верить. 

Сколько я себя помню, мама очень много работала. Она врач. В детстве я могла не видеть ее неделю. Как-то она дежурила два дня подряд, а я заболела и сидела дома с бабушкой. Когда она вернулась, у меня уже была интоксикация: по тому, как я дышала, было ясно, что это воспаление легких. Хорошо, что в нашем доме жили врачи и у соседа нашлись антибиотики в ампулах. Иначе я бы умерла. 

Потом мы переехали. В итоге я была одна, в новом городе, в новой школе, без друзей и с родителями, которые всегда на работе. Никому особо не было дела до меня и моих переживаний. 

Тяжелая работа, переезд, бедность — все было очень тяжело для мамы. Надо ли говорить, что возвращалась с работы она очень уставшей. Она часто кричала, обзывалась, на пике злости могла ударить меня, хотя причиной ссоры могла стать немытая посуда. Чем больше она злилась и оскорбляла меня, тем меньше мне хотелось ей помогать. Замкнутый круг. 

Моя мама не пришла ни на один мой праздник или выпускной. Я не помню, чтобы она поддерживала меня в трудные периоды. Когда я закончила университет, был экономический кризис, найти работу выпускнику было трудно. Мама повторяла: «Я же говорила, что ты выбрала бестолковый факультет, что ты не найдешь работу». Было ужасно: я могла лежать в кровати целый день не вставая. 

Плюсы? Она всегда старалась купить мне больше дорогих вещей: одежда, телефоны, вот это все. Надо ли говорить, что ребенку на самом деле все это не так уж и нужно. 

Очень, очень хорошо, что я уже не ребенок. Сейчас я вспоминаю маму и ее жизнь, и мне, конечно, жаль ее. Хочется скорее обнять и ободрить. В то же время я понимаю, что она не должна была вести себя так со мной в детстве».

Александра Кубрина, внештатный автор Umagazine.ru:

«У меня не сложилось теплых доверительных отношений с мамой. До 8 лет я была единственной дочкой и любимой внучкой. Когда родился брат, я не понимала, зачем нужен еще один ребенок. Не пыталась его узнать и полюбить, вместо этого старалась доказать, что я лучше, что само его появление было ошибкой.

Ваня был способным, но гиперактивным и вспыльчивым. Ему было трудно подчиняться системе: сначала учиться, потом работать. Он начинал и бросал, я же доводила все до конца. На фоне брата я выглядела надежной и многообещающей. В итоге мама сосредоточилась на нем, а со мной отпустила вожжи. Меня это устраивало. Пошли друзья, первые влюбленности, мне не хотелось, чтобы родители лезли с неловкими разговорами о любви и сексе. Мама это чувствовала и не навязывалась. 

В старших классах Ваня начал крепко куролесить. Поначалу мама делилась со мной, спрашивала совета, но вместо того, чтобы поддержать, я говорила, что ничего путного из него не выйдет, подводила к тому, что она сама виновата: так воспитала, родила в конце концов. Меня раздражало, что ей приходилось постоянно решать его проблемы. Мама стала избегать разговоров о нем и о том, что чувствует. В какой-то момент мне захотелось узнать, что творится у нее на душе, но мама молчала. Казалось, у нее все под контролем, она во мне не нуждается. В наказание за стойкость я отправила ее в зону отчуждения и не рассказывала о своих переживаниях. 

Между нами установился дипломатический союз, со всеми обязательствами, но без трепета. И только недавно, года два или три назад, в наших отношениях появилась настоящая искренность. Я начала говорить о своих чувствах, настроениях, делиться планами, проявлять интерес к жизни мамы, чего раньше не делала, и она стала открываться мне. 

Возможно, повлияло мое материнство, а может, я поняла, что все это однажды закончится, и я не хочу, чтобы между нами осталась недосказанность и «невыплаканные» эмоции. Когда тебе двадцать, кажется, что отношения с родителями подождут, как-нибудь потом разберешься. А потом видишь, как они устают, начинают болеть, и уже не думаешь, кто кого тогда обидел. Причина не так уж и важна. Важно, насколько сейчас тебя устраивают отношения и готов ли ты стараться, чтобы их изменить. Я решила больше не ждать, не требовать от мамы откровений, а делиться своими. Это сработало как зеркало. Я не могу назвать нас подругами, но мы стали гораздо ближе».

Мнение эксперта

Евгения Береза, клинический психолог, @janebereza

«В паре родитель – ребенок изначальным инициатором всех отношений выступает родитель как более взрослый и опытный член общества. Родители, которые думают о психологическом состоянии своих детей, стараются проговаривать с ними все жизненные ситуации, особенно такие, как рождение братьев и сестер, переезды в другой город, смена школы, распад семьи и так далее. Когда родитель хранит молчание, не считает нужным говорить с ребенком или сконцентрирован на своих проблемах, думая, что они важнее детского восприятия ситуации (обычно это выражается пренебрежительными фразами «Мал еще, потом поймешь», «Не лезь во взрослые дела» и т.д.), ребенок не может чувствовать себя в безопасности, что приводит к стрессу и конфликтам как в семье, так и вне ее.

Основная функция мамы и папы — дать ребенку ощущение безопасности, принятия и любви. Сказать ему, что он любим, несмотря на то, что они устают на работе и у них мало времени. Всегда важно уделять время детям, интересоваться их жизнью и психологическим состоянием.

Если по какой-то причине родитель сам еще не повзрослел достаточно, чтобы дать ребенку необходимую любовь, принятие, заботу и внимание, дети вынуждены рано взрослеть. В таких семьях часто старшие дети берут на себя роль взрослого, пытаются доказать всем и себе в первую очередь, что они лучше всех или что они «сами все могут», не до конца понимая, как устроен мир. При таком развитии событий дети и подростки часто совершают множество ошибок, которых можно было бы избежать при планомерном взрослении и постепенном прохождении всех необходимых этапов развития личности.

Если родители хотят добра своим детям и хотят наладить с ними нормальные человеческие отношения, для начала им самим придется поработать над собой и повзрослеть, чтобы не перекладывать на детей свои проблемы, а научиться дарить им свою любовь и давать чувство безопасности, которое так необходимо для формирования здоровой психики».

«Будучи детьми, мы запоминаем очень многие слова, сказанные нам родителями, — говорит психолог Галина Дьяченко. — И очень хорошо, если это будут поддерживающие фразы: «Ты молодец», «У тебя все получится». Но бывает и наоборот, когда мама или папа в сердцах говорят фразы, которые в будущем могут играть роль самореализующихся пророчеств: «Ты бестолочь», «Ты ничтожество», «Тебя никто замуж не возьмет», «Да кто тебя вообще спрашивает» или еще страшнее: «Лучше бы я аборт сделала».

Мама виновата? К чему приводят ошибки в воспитании и можно ли их избежать фото № 4

Что делать этим выросшим мальчикам и девочкам, если мама, самый главный человек в жизни, не осознавая последствий своих действий, когда-то била наотмашь злыми словами? Если до сих пор внутри звучит мамин голос, а жестокие слова снова ранят душу? И теперь человек уже сам себя обзывает неудачником или ничтожеством и верит в это? Если человек осознал последствия вербальной и невербальной агрессии, ему нужно признать факт случившегося и обратиться за помощью к специалистам и на психологических сеансах бережно, ниточка за ниточкой, распутать страшный клубок негативных установок. Снять с себя этот тяжелый груз. Поработать с телом и найти орган-мишень, где остался след от ядовитых слов. Найти и отреагировать спрятанные, «запрещенные» эмоции: нарисовать страх, выплакать слезы, позволить выплеснуться обиде и выйти гневу. На каждое «пророчество» придумать антипророчество.

А когда боль утихнет, понять и простить родного человека. Осознать, что мама не пророк, она просто очень несчастная женщина. Ведь только женщина, которая сама была лишена любви, может говорить ядовитые слова своему ребенку, лишая его счастья».

Мама виновата? К чему приводят ошибки в воспитании и можно ли их избежать фото № 5

Зачастую, когда мы общаемся с родителями, мы снова и снова возвращаемся назад в детство, к точке конфликта, который случился когда-то, и заходим в тот же тупик. Социальный психолог и профессор Колумбийского университета Светлана Комиссарук в интервью каналу RTVI отметила: «Чтобы перестать быть ребенком перед взрослым родителем и возвращаться в негативный опыт детства, важно перестать вести себя на автопилоте и прекратить считать, что мамино слово может сильно ранить, а папина оценка так важна». Так или иначе детство кончилось, правила игры изменились, и теперь именно вы тот взрослый, который отвечает за мир как в этих отношениях, так и внутри себя.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал! Еще больше новостей и эксклюзивных подборок от редакции U magazine

чем опасно плохое воспитаниеПлохое воспитание опасно в первую очередь для самого человека. Неспособный к сопереживанию и некоторых видам социальных взаимодействий, он непременно столкнется с различными проблемами. Процесс воспитания включает в себе передачу знаний и умений.

Родители также должны помочь ребенку освоиться в обществе, на своем примере показать ему основы коммуникации и провести первоначальную социализацию. Но это весьма условный базовый набор. Они должны развить у ребенка умение постоять за себя делом и словом, проявление уважения к старшим, дисциплинированность, склонность к поддержанию чистоты и порядка. Однако на деле ребенку постоянно приходится сталкиваться с трудностями, которые могут сделать его боязливым, агрессивным или безынициативным.

Плохое воспитание — какие стратегии ошибочны

ошибочные стратегии воспитанияФактически, плохое воспитание включает в себя целый ряд действий, при выполнении которых родители могут покалечить психику своего ребенка. Часто это происходит неосознанно, они хотят «как лучше», но получается «как всегда». В некоторых случаях, процесс воспитания отвергается вообще, и ребенок может стать избалованным и капризным, так как не будет знать ни в чем отказа.

Но к плохому воспитанию может добавиться авторитарное поведение родителей и усугубить ситуацию. Когда ребенок совершает ошибку, ему просто нет оправдания — он недостаточно хорошо учился или тренировался, провалился и теперь должен понести наказание. Он никчемен, глуп и полностью заслужил свое положение. Его душевные переживания отходят на второй план и не интересуют родителей из-за нехватки времени или из-за иной отговорки.

плохое воспитание

Среди прочих неправильных воспитательных стратегий:

  • постоянное запугивание;
  • ругание, даже если ребенок признал свои ошибки и говорит только правду;
  • постоянный «штурм» советами и указаниями без личных примеров;
  • регулярное сравнение ребенка с остальными детьми, причем не в его пользу;
  • постоянная критика;
  • отсутствие права на выбор — только у родителей всегда правильное мнение или решение;
  • отсутствие понимания чувств ребенка.

Нередко при этом родители стараются активно, по их мнению, «учить» ребенка различным премудростям. Закономерно, это у них не получается, что приводит к еще большему числу обвинений в его сторону. Высокая родительская активность, при неправильной стратегии воспитания, может привести к печальным последствиям.

ребенка нельзя наказывать физическиИз-за плохого воспитания ребенок может вырасти с неправильными жизненными установками. Ведь его постоянно убеждали в том, что родители «лучше знают как надо». Но ребенок видит, что внушаемые ему правила и запреты ими самими не соблюдаются. В итоге у него формируется понимание, что если никто ничего не видит, он может творить все, что угодно. В комбинации с избалованностью это нередко приводит к повышенному эгоизму.

Итоги плохого воспитания

итоги плохого воспитания

К чему могут привести родительские ошибки? Есть целый список проблем:

  1. Повышенная тревожность и депрессия. Постоянное ожидание наказание способно вызывать у ребенка тревожность, которая рано или поздно перерастет в депрессию.
  2. Отсутствие эмпатии. Когда ребенку не сопереживают и разделяют его чувства, он становится не способен сопереживать другим, растет эгоистичным и холодным.
  3. Проблемы социализации. Таким детям тяжело завести друзей — они просто не умеют поддерживать близкие контакты, враждебно или потребительски относясь ко всем окружающим.
  4. Девиации поведения. Если родители относятся друг к другу жестоко, то их ребенок может стать еще более черствым по отношению к окружающим, так как он воспримет их тип отношений за эталон.
  5. Расстройства нервов и психики. Постоянное нервное напряжение никогда не проходит бесследно. Сбои нервной системы, а то и психические заболевания могут стать обычным делом.

Чтобы избежать подобного, родителям в первую очередь необходимо сдерживать себя от грубости, сдержанно общаясь с ребенком.

Ему требуется показывать положительный пример, причем личный. Понадобится учиться выслушивать его проблемы и разделять его чувства. Только таким образом можно воспитать ребенка правильно.

Безответственность или чем опасно плохое воспитание — видео

«Не воспитывай детей, они все равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя» — гласит мудрая английская пословица. И действительно, прежде чем сердиться на ребенка за то, что он не слушается, грубит или обманывает, — некоторым мамам и папам стоит обратить внимание на свое собственное поведение. А вдруг именно в нем причина всех бед? Вот 9 популярных ошибок, которые допускают родители, и те последствия, к которым они могут привести.

Наказывать или отчитывать ребенка прилюдно

Выставлять напоказ ошибки своего ребенка недопустимо. Причем не только перед взрослыми, но и перед сверстниками, даже перед родными братьями и сестрами.

Во-первых, малыш надолго может стать объектом насмешек. А, во-вторых, будет неуверенно чувствовать себя в любой сложной ситуации.

Поэтому, если карапуз набедокурил в общественном месте, самой удачной будет фраза: мы с тобой поговорим об этом дома.

Строго наказывать за малейшую провинность

Получив по попе за пролитый сок или отстояв полчаса в углу за разбитую чашку, малыш четко уяснит, что даже за самую незначительную провинность будет наказан по полной программе. Думаете, он после этого не будет шалить? Как бы не так. Еще как будет! Просто в следующий раз ваш карапуз свалит вину на младшего братишку или на кота.

Так что излишняя строгость и чрезмерные наказания — отличный способ вырастить лгунишку.

Пытаться навязывать ребенку поведение, не считаясь с его чувствами и желаниями

Ситуация, когда ребенка ставят на стульчик перед гостями и просят рассказать стишок знакома многим. Конечно, похвастаться своим чадом-вундеркиндом приятно всем родителям. Но только далеко не все интересуются, а хочет ли этого сам малыш.

Заставляя ребенка делать что-то, не считаясь с его желаниями (а особенно чувствами) мамы и папы воспитывают в нем неуважение к окружающим. Поэтому не удивляйтесь, что, прочитав стишок, малыш покажет вашим гостям язык.

Игнорировать ребенка, оказывать ему мало внимания

Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, вряд ли вырастет ласковым и добродушным. Скорее наоборот: безразличие мамы и папы сделает его раздражительным и агрессивным. Просто таким (пусть и не самым лучшим, зато надежным) способом малыш пытается заставить родителей обратить на себя внимание.

Употреблять при ребенке грубые выражения

Мама и папа — самые главные люди в жизни ребенка. Поэтому нет ничего удивительного, что кроха старается подражать им во всем, в том числе и в манере разговаривать.

Конечно, пару-тройку ругательств карапуз вполне может принести с улицы или из детского сада. Но только при нормальных отношениях дома, ему очень легко можно объяснить, что такие слова говорить нельзя. А вот, если в семье крепкие выражения — не редкость, нечего удивляться, что малыш растет грубияном.

Сравнивать своего ребенка с другими детьми

«Ну как ты себя ведешь? Вон посмотри, какой Сашенька (Машенька) послушный ребенок» — знакомая фраза, не правда ли? Вот только говорить ее ни в коем случае нельзя.

Постоянное сравнение с другими детьми вырабатывает в ребенке комплекс неудачника, который он пронесет через всю свою жизнь. Кроме того, бесконечное сравнение воспитывает в ребенке ревность, зависть и агрессию.

Решать все за малыша, лишать его права выбора

«Ну что за несносный ребенок. У самого машинок чуть ли не сто штук, а он отбирает у другого ребенка» — можно услышать зачастую от мам.

А дело в том, что все сто машинок родители купили сами, не спрашивая нравятся ли они или нет малышу. А ему, оказывается, нужна одна, но та, которую выбрал сам.

Чрезмерно опекать ребенка

Придя за ребенком в садик и наблюдая, как он медленно переодевается, многие мамы не выдерживают. Вначале просто торопят: «Ну что ты копаешься! Давай быстрее!». А потом и вовсе бросаются натягивать на малыша колготки и зашнуровывать ему ботинки.

А еще лет через 5-8 эти же мамы жалуются: «Мой ребенок такой нерешительный (робкий, медлительный, неумелый)». И даже не догадываются, что сами сделали его таким.

Не вникать в дела ребенка

Ребенок, придя из школы или садика, пытается взахлеб рассказать о том, в какую интересную игру они играли. А мама, занятая своими делами, отмахивается: «Ты что не видишь, что мне некогда! Иди папе расскажи». Но папе тоже недосуг слушать — по телевизору как раз начался футбол. И кроха, понурив голову, уходит к себе в комнату.

Конечно, вникать во все малышовые дела или отвечать на бесчисленные «почему» не всегда хочется. Но, тогда не удивляйтесь, что, повзрослев, ребенок станет скрытным и никогда не поделится с вами своими секретами.

Существуют родительские ошибки, которые приводят к плачевным результатам.

ошибки родителей

Источник: Unsplash

Бывают ситуации, когда процесс воспитания выходит из-под контроля, а ребенок из доброго и послушного малыша превращается в раздражительного и агрессивного.

Мы редко думаем о том, что сами можем быть тому причиной.

В этом материале называем 10 родительских ошибок, которые могут негативно повлиять на поведение, характер и будущее ребенка.

10 родительских ошибок, которые приводят к печальным последствиям

ошибки родителей

Источник: Unsplash

1. Если вы видите, что ваш малыш стал очень скрытным и недоверчивым, то причина может быть в вас самих. В частности, психологи считают, что причина может быть в чрезмерной раздражительности родителей.

2. Если ребенок слишком нерешительный и робкий, то, вполне возможно, что вы стараетесь ему чрезмерно помогать в решении тех задач, с которыми он бы мог справиться самостоятельно.

3. Если родители покупают ребенку все, что он захочет и не скупятся на подарки, а он все-равно забирает у детей чужие игрушки, то вероятнее всего при покупке вы не даете ему право выбора.

4. Если ваш ребенок стал часто проявлять ревность или зависть, то похоже, что вы часто его с кем-то сравниваете.

5. Если ребенок стал часто проявлять агрессию и грубость, то, скорее всего, в семье он часто сталкивается с этим и берет пример со взрослых.

6. Если ребенок стал слишком раздражительным, то с вероятностью 99 процентов ему просто не хватает родительского внимания. Недостаток внимания приводит к тому, что ребенок всячески пытается добиться реакции родителей и он просто не знает другого способа, чтобы его, наконец, заметили.

7. Если ребенок стал вам часто врать, это значит, что в прошлый раз вы слишком остро или агрессивно отреагировали на его поступок.

8. Если малыш не проявляет уважения к окружающим, то, возможно, вы часто указываете ему, что делать и не считаетесь с его чувствами.

9. Если ребенок не может постоять за себя в сложных или конфликтных ситуациях, то, вероятнее всего, вы ругали его при чужих людях. Отчитывать малыша нельзя даже при родных братьях и сестрах, не говоря уже о посторонних людях и детях.

10. Не хотите, чтобы ваш ребенок вырос безынициативным, безработным, нереализованным человеком? Тогда начинайте видеть в ребенке личность и считаться с его желаниями. Не навязывайте ему свои желания и не говорите: «Будешь играть на скрипке, мама знает лучше, что тебе нужно!». Возможно, ваш ребенок любит рисовать и имеет талант, который впоследствии будет не только приносить ему доход, но и удовольствие от жизни и работы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных
правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии,
публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в
объеме, оправданном информационной целью.»

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Возможно, вам также будет интересно:

  • К чему приводят ошибки юристов
  • К чему привела ошибка в паспорте
  • К специфическим ошибкам при дислексии относятся
  • К чему привела ошибка богов
  • К сожалению произошла ошибка шлюза

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии