К чему приводят ошибки родителей

Почему страх перед выгодными сделками закладывается с детства, а троечники становятся хорошими руководителями

В Древнем Риме кудрявых мальчиков использовали вместо салфеток для рук после трапезы. До XVIII века в воспитательных целях детей было принято подвергать телесным наказаниям. Даже короля Франции Людовика XIV, вступившего на престол в 8 лет, мучила бессонница из-за мыслей об утренней порке. В XIX веке становится популярным запугивание детей страшными персонажами. Начиная с XX века родители стали больше уделять времени детям. Только зачастую воспитание выражается в сверхопеке, что приводит к замораживанию развития полезных навыков, в том числе и для финансовой сферы.

Базовые психологические программы у человека закладываются до 7 лет. Будет он работоспособным или ленивым, инициативным или пассивным, смелым или трусливым. В этом возрасте ребенок быстро воспринимает информацию, а критическое мышление еще не развито. На первый взгляд полезная или нейтральная информация может сформировать у ребенка стержень неудачника до конца жизни.

Влияние мультфильмов

Дети готовы проводить перед телевизором бесконечное количество времени. Вот только коммерческая мультипликация ориентирована на получение прибыли, а не на гармоничное развитие ребенка. Главное — привлечь внимание и подтолкнуть к покупке мультипликационных брендов. Проблема в том, что дети копируют поведение героев мультфильмов. Как себя будет вести ребенок после просмотра мультфильма «Маша и Медведь»? Конечно же, как главная героиня, которая эгоистична, ленива, распущенна, бесчеловечна. Она никогда не работает и живет в свое удовольствие, паразитируя на добром медведе. У ребенка формируется поведение капризного потребителя, а не увлеченного созидателя. Красивые образы богатых людей у мультипликаторов редко встречаются, как правило, они отвратительны. Подсознание выросшего ребенка не хочет стать похожим на отрицательного персонажа, поэтому будет стараться оградить от выгодных сделок, например выделяя гормон страха — адреналин.

Влияние родителей

Большинство родителей хотят для ребенка лучшей жизни, окружая любовью, заботой и потакая капризам. В таких условиях мир становится понятным и предсказуемым. Нужно только попросить, при сопротивлении — покапризничать, и получишь желаемое. Только во взрослом мире это не работает, ведь важно уметь договариваться, а избалованный ребенок лишен коммуникативных навыков. Излишняя опека родителей и жизнь в онлайн-мире затормаживают развитие эмоционального интеллекта, необходимого для карьерного роста. Компания Talentsmart протестировала более миллиона американцев. Эмоциональный интеллект оказался развит у 90% топ-менеджеров и всего у 20% рядовых сотрудников из разных сфер бизнеса.

Выбор будущей профессии — ответственный шаг для абитуриента. Задача усложняется, когда подключаются родители, желающие, чтобы ребенок воплотил профессиональные мечты, которые не сбылись у них. И вот талантливого несостоявшегося архитектора отправляют учиться на бухгалтера. Ребенок может жить, как хотят родители или наперекор им, но редко своей жизнью, что снижает шансы добиться успеха.

Прямое внушение — один из популярнейших инструментов в арсенале родителей. Для этого нужно постоянно повторять ребенку одно и то же. Экологичные родители используют положительные слова. Неэкологичные навешивают ярлыки: «плакса», «бездарность», «трус». Ярлыки в виде деструктивных программ проникают в подсознание ребенка и реализуются с течением времени так, как предписывали родители.

Влияние детского сада и школы

Дети очень любознательны. Испортить любовь к познанию способны равнодушные воспитатели, ведь работать проще, если дети послушны. При помощи наказаний послушание привить легче всего. В результате подавляется инициативность и самостоятельность. Повзрослев, ребенок будет бояться брать на себя ответственность за новые проекты, знакомиться с людьми, а свидание с девушкой превратится в кошмар.

Секрет успешной сдачи государственной итоговой аттестации — постоянная зубрежка. Школьника превращают в ходячую энциклопедию, анализа и осмысления информации не происходит. У ребенка формируется «клиповое мышление» — много знает, а объединить разрозненные куски информации в одно целое не может. Пока отличники усваивает огромное количество информации, троечники активно общаются, оттачивая коммуникативные навыки, и нарабатывают связи. На руководящих должностях и в бизнесе важно уметь договариваться, убеждать, очаровывать и пользоваться связями, что плохо получается у отличников.

Школьная программа по литературе навевает скуку на большинство учащихся. Постоянное чтение неинтересных книг убивают в детях любовь к литературе, а написание сочинения превращается в пытку. Проблема не в книгах, а в незрелости читателя. Будущее у талантливого писателя-фантаста будет загублено. От мыслей о написании текстов его будет бросать в дрожь.

Влияние финансовой мотивации

Что может быть проще, чем пообещать ребенку купить игрушку за хорошую оценку. Родители хотят как лучше, а получается как всегда. Психологи Марк Леппер и Дэвид Грин в 1978 году в эксперименте разделили детей на 3 группы и раздали фломастеры. Первая группа рисовала за вознаграждение. Вторая получила награду неожиданно после окончания занятия. Третья рисовала без вознаграждения. Через 2 недели детям снова раздали фломастеры. Дети из второй и третьей групп начали рисовать с удовольствием. В первой группе к творчеству отнеслись прохладно. Из игры рисование превратилось в работу и бесплатно дети уже ничего делать не хотели. Вот так просто уничтожается интерес ребенка.

Один из первых миллиардеров — Джон Рокфеллер — в воспитании детей использовал денежные поощрения. Только его дочерям Бесси и Эдит это не помогло в жизни. Так, Бесси взрослую часть жизни провела в доме для душевнобольных, думая, что семья разорена. Вторая дочь, Эдит, в 21 год попала в госпиталь с нервным расстройством, а потом вела расточительный образ жизни и постоянно была в долгах.  Джон Рокфеллер был жестким наставником: он заставлял детей вести записи о своих тратах и легко мог отправить заболевшего ребенка на тяжелые работы. Опыт Рокфеллеров показывает, что успешное управление корпорацией не дает навыков правильного воспитания детей.

Именно поэтому соблюдение информационной диеты, развитие трудолюбия, поддержка и общение на равных с ребенком — залог успеха в будущем. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс считает, что детей надо постоянно загружать и до 13 лет исключить использование сотовых телефонов. Основатель корпорации Apple Стив Джобс ограждал детей от использования планшетов и каждый вечер собирал семью за столом для обсуждения книг и истории. Американский инвестор Уоррен Баффет благодарен родителям за то, что те поддерживали каждое начинание. В Англии популярна пословица «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас», поэтому воспитание ребенка начните с себя.




В статье уделяется внимание основным ошибкам родителей и взрослых, несущих ответственность за воспитание детей. Рассматриваются основные причины возникновения детских неврозов, связанных с неправильным воспитанием и предлагаются рекомендации по предупреждению возникновения данных неврозов.



Ключевые слова:



воспитание, ребенок, родитель, личность.

Правильный подход к воспитанию ребенка с рождения гарантирует его успешную самостоятельную и счастливую жизнь в будущем. Но даже благонамеренный родитель может влиять на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. [2] Большинство родителей либо не обращают внимания, либо поверхностно относятся к проблемам детей. Подростковые неврозы, как правило, лишь следствие тех проблем, тянущихся из раннего детства. [3] Также доказан факт того, что детская травма влияет на физическое здоровье человека в зрелом возрасте. [1] Родителям важно знать, каким образом они формируют личность ребенка и понимать, какие ошибки совершают в воспитании.


Понятийный аппарат:

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. [23]


Личность

— понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. [24]


Невроз

— название группы нервно-психических расстройств, возникающих по причине острых и хронических психологических травм и характеризующихся отсутствием качественных изменений психической деятельности. [25]


Самооценка

— представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей. [26]


Родители

— ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (отец и мать). [27]


Ребёнок —

человек в период детства. [28]


Гипоопека —

тип воспитания в семье, характеризующийся тем, что дети лишаются необходимых им заботы и внимания. [29]


Гиперопека

— это отношения между родителями и детьми, для которых характерно повышенное внимание, чрезмерная забота, тотальный контроль поступков и действий ребенка. [30]


Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

— тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. [31]


Психика

— совокупность мыслительных процессов и явлений; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. [32]

Окружение ребенка в раннем детстве определяет успешность формирования его личности. Важнейшими жизненными ориентирами для малыша становятся мать и отец. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, посредством которого и происходит формирование личности ребенка. Чем в более младшем возрастном периоде находится ребенок, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Также существенную роль в становлении и развитии играет общение. Правильный образ себя самого у ребёнка появится лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Социум, безусловно, накладывает на формирование личности ребенка отпечаток, но основа, поведенческая модель и манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Организуя процесс воспитания следует учитывать возрастные особенности ребенка. Малышу важно не испытывать ограничений при взаимодействии с родителями. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Вследствие ограниченности знаний и оценки своих возможностей, малыш целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей, что формирует его самооценку.

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. [4] У ребенка возникает потребность в познавании окружающего мира, потому он повторяет раннюю деятельность. либо совершает новую, проявляя настойчивость и любознательность, получая новый опыт. В это время ребенок наталкивается на сопротивление взрослых. Если взрослый не может объяснить причину запрета, то сталкивается с упорным повторением малышом своих действий. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Очень важно обсуждать с ребенком ситуации, которые вызывают у него несогласие, разбираться в причинах этого несогласия, слушать, что стоит за протестом или нежеланием ребенка. [5]

Становление личности ребенка школьного возраста происходит вследствие формирования новых отношений с ровесниками и взрослыми. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают или противопоставляют отношения, существовавшие в семейном кругу. Через личностное общение у подростков формируются нормы взаимоотношений и собственное мировоззрение. Происходят изменения в самооценке, когда успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Самооценка является причиной регуляции поведения и деятельности человека.

Таблица 1


Типы воспитания, отрицательно влияющие на психику ребенка [7;20;21;22]

Тип воспитания

Как характеризуется

К чему приводит

Способы предупреждения

Гипоопека

Родители уделяют внимание удовлетворению внешних (видимых) потребностей ребенка: еда, кров, одежда. Внутренние (душевное тепло, любовь, поддержка, интерес) игнорируются.

Формирование комплекса ненужности;

Неуверенность в себе;

Замкнутость;

Тревожность и страх перед будущим;

Потребность доказывать окружающим свою значимость и существование, часто деструктивными методами;

Конфликтность, агрессивность;

Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий.

Часто проводить время с малышом, не отвлекаясь в процессе;

Проявлять искренний интерес к жизни малыша;

Говорить о теплых чувствах к ребенку каждый день, обнимать (прикасаться);

Не игнорировать вопросы или проблемы, даже если те кажутся незначительными;

Хвалить и подбадривать, создавать ощущение значимости и успешности

Гиперопека

Характеризуется потаканием всем капризам ребенка.

Ребенок занимает центральное место в семье в ущерб потребностям и интересам взрослых.

Инфантильность и капризность;

Безответственность;

Отсутствие сострадания;

Неумение принимать альтернативу, справляться с решениями и принимать отказ;

Отсутствие целеустремленности;

Манипуляции, чтобы получить желаемое;

Концентрация на себе и своей исключительности;

Неумение коммуницировать и выстраивать отношения с окружающими людьми;

Черствость, проявление нарциссизма;

Неумение преодолевать трудности;

Истерический невроз.

Распределять обязанности по дому между членами семьи;

Давать возможность делать дела самостоятельно, формируя у ребенка ответственность и уверенность в своих собственных силах;

Перестать контролировать каждый шаг ребенка. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них;

Уметь отказывать ребенку, иметь разумные границы дозволенного.

Жестокое воспитание

Характеризуется отношениями с ребенком сквозь призму силы, часто физической.

Отсутствие у ребенка возможности отстаивать свою точку зрения.

Неумением сдерживать и контролировать агрессию, срывы на тех, кто слабее;

Замкнутостью, обособленностью, враждебность;

Безынициативность;

Отсутствие навыков коммуникации и социальной адаптивности;

Неврастения;

Невроз навязчивых состояний

тревоги, депрессия, низкая самооценка, симптомы ПТСР, суицидальные наклонности.

Способы наказания -конструктивные;

Нейтрализуйте негативные чувства активной физической деятельностью;

В случае, когда не сдержались и ударили ребенка — просите прощения. Так вы учите ребенка тому, что бывают ошибки и можно прощать;

Избавьтесь от привычки оценивать поведение ребенка: есть поступок, а есть последствия.

Воспитание «золушки»

Обязанности взрослых сбрасываются на ребенка. Взрослые в силу занятости не справляются с тяжелой ношей. Характеризуется неспособностью взрослых брать на себя ответственность.

Психосоматические заболевания;

Желание угождать всем;

Неспособности отстоять свои интересы в будущем;

Брать на себя больше, чем можно вынести;

Роль жертвы или спасателя;

Неудовлетворенность жизнью и непонимание себя;

Ощущение одиночества в кругу семьи, потерянность, ревность к другим детям, уныние, плаксивость.

Избавить ребенка от обязанностей взрослых;

Не требовать непосильного;

Организовывать личное пространство ребенка;

Позволять дурачиться и проводить время по усмотрению ребенка;

Ценить и благодарить малыша за помощь. Он родился не для помощи взрослым, его труд не обязанность, а дар.

Повышенная моральная ответственность

Личность самого ребенка и его потребности в расчет не берутся.

Гиперсоциальное воспитание, при котором требуют идеального соответствия с правилами и нормами общества.

Эмоциональная нестабильность ребенка;

Обида или ненависть к тем, перед кем «нужно выглядеть достойно»;

Нежеланием заводить семью и рожать детей в будущем, потому что это слишком тяжело;

Непонимание своего внутреннего мира и потребностей;

Двуличность.

Не стремиться к идеальному: ошибки — это нормально. Важно жить так, как подходит, удобно и комфортно, а не напоказ.

Не требовать от ребенка непосильного: ребенок только учится;

Примером демонстрируйте, что такое плохо и хорошо, а не лекциями о нравственности и несоответствии малыша идеалам.

Избавьтесь от стандартов «ребенок должен…

».

Тревожно-мнительное воспитание

Постоянная тревога о том, чтобы чего не случилось.

Мнительность, тревожность;

Недоверие к миру и окружающим;

Низкая самооценка и неуверенность в себе;

Боязнь проявить инициативу и риск;

Усиленный возрастной страх смерти.

Позволять проявлять самостоятельность, ошибаться и решать проблемы;

Давать право выбора и принятия решений;

Не требовать от ребенка раскрывать свои секреты. Они есть у каждого.

Противоречащее

Сложный и наиболее дисфункциональный тип. Характеризуется разными позициями родителей на предмет правильного типа.

Истерики, эмоциональные срывы;

Невосприимчивость к информации;

Неусидчивость;

Манипулирование родителями;

Капризность, инфантильность, обидчивость;

Эмоциональная закрытость, суицидальные наклонности;

Невроз навязчивых состояний.

Построить теплые доверительные отношения с другими людьми: родственники, друзья, учителя, наставники;

Поиск консенсуса между парой самостоятельно или с помощью психологической консультации.

Симбиотическое

Отсутствие разделения Я-матери и Я-ребенка.

Бессознательное стремление остаться с ребенком навсегда, невзирая на его взросление и потенциальный уход во взрослую жизнь.

Замещение потребностей ребенка своими.

Неспособность принимать решения;

Отсутствие самостоятельности;

Зависимость от мнения матери; Неуверенность в себе;

Апатия к жизни.

Позволять ребенку занимать своими делами самостоятельно;

Матери оставить малыша в покое и заняться своей жизнью и саморазвитием.

Не преуменьшать способностей ребенка;

Не высмеивать проявления самостоятельности:

Не указывать, что делать и когда;

Преднамеренное лишение любви

Вариант деструктивного воспитания, при котором за любое нарушение правил или оплошность ребенка лишают внимания, заботы и любви.

Чрезмерная услужливость, жертвенность или девиантное поведение с целью обратить на себя внимание;

Ощущению беспомощности, неуверенности в себе: Тревожность перед миром и людьми.

Ребенок должен быть уверен в родительской любви. И дети, и взрослые совершают непростительные проступки, но нет ничего страшнее осознания, что родители тебя не любят.

Воспитание чувством вины

Предусматривает стремление взрослых получить благодарность от ребенка за их вложения.

Комплекс неполноценности у ребенка;

Отсутствие самостоятельности;

Низкая самооценка и неуверенность в себе;

Страх совершить поступок и рисковать;

Ответственность за решения других.

Малыш не в ответе за воспитание родителями его самого.

Не стоит требовать благодарности от того, кому родители должны по факту его существования и согласно своему решению.

Культ болезни

Состояние здоровья ребенка ставится во главу и все семейные взаимоотношения основываются на этом. Улучшение состояния игнорируется или бессознательно отвергается.

Манипулирование родителями;

Инфантилизм, робость, тревога перед самостоятельностью и здоровым образом жизни.

Вместо честных выяснений отношений, развода или серьезных решений проще закрыть глаза и отдаться уходу за больным ребенком. Поэтому куль болезни — сигнал к тому, чтобы поговорить и решить семейные проблемы.

Формирование личности ребенка зависит так же и от личностных качеств родителей, их поведения, отношений, манер и мировоззрения. Выделяются четыре основных пассивных типа воздействия личности родителя на личность ребенка. [6]

  1. Имитация

Дети подражают своим родителям, неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Так как другие нормы поведения в социуме для него пока не доступны, эталоном для малыша будут родители и другие участники семейных отношений.

  1. Идентификация

Разделение взглядов, отношений и чувств родителей, отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.

  1. Реакция

Поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни.

  1. Проекция

Собственные субъективные мысли, а также чувства, эмоции, намерения и опыт переносятся на других, приписываются другим людям. Человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне.

Рассматривая обращения родителей к профессионалам, можно выделить основные советы и замечания психологов [18;19]:

– Раздражение малыша чаще всего вызвано нарастающим чувством неприязни, а не простым непослушанием. Причина в родителе и стоит поразмыслить над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. [8]

– Родитель должен помнить, что не нужно сравнивать своего малыша с другим. Двух одинаковых детей не бывает. [9]

– Нельзя ругать ребенка, когда он плохо себя чувствует или очень устал. [10]

– Родитель всегда должен найти время поговорить с ребенком, уметь слышать то, что он боится сказать; [11]

– Ребенку полезно давать действовать самостоятельно, тем самым раскрывая его личность. [12]

– Не опускаться до крика, угроз, телесных наказаний и унижений; [13]

– Не ограничивать личное пространство малыша, доверять ему; [14]

– Любить его без условностей и критериев [15]

– Родителям стоит обращать внимание на свои поступки, прежде чем отчитывать ребенка и считать его проблемным [16]

– Не навязывайте свое мнение и позицию — просто делитесь своими ценностями. [17]

Пример родителей, коммуникация с окружающими, забота и внимание — основные условия, обеспечивающие успешное формирование личности ребенка. Даже незначительные ошибки в воспитании в детстве могут пагубно сказаться на жизни ребенка в будущем. Только родитель в силах развить у ребенка верное восприятие мира и вырастить сильную и здоровую личность. Но воспитание детей следует начать с собственного воспитания.

Литература:

  1. Светлана Дурбой. Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь // афишаDaily — 2018г. // URL: https://daily.afisha.ru/relationship/10430-gid-po-psihotravmam-kak-nepriyatnye-sobytiya-iz-detstva-portyat-vzrosluyu-zhizn/
  2. Основы семейного воспитания. Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных детей в семье. // URL: https://studwood.ru/2139606/psihologiya/deti_nervno_psihicheskimi_otkloneniyami_osobennosti_vospitaniya_nervnyh_detey_seme/
  3. Детская психология. Неврозы у детей. // Детство — 2005г. // URL: https://detstvo.ru/psychology/ps_nevroz/
  4. Р. С. Немов. Общие основы Психологии. //Раздел III. Формирование личности ребенка. // URL: https://www.booksite.ru/localtxt/ne/mov/cha/sti/dva/7.htm
  5. Карамян К. Р. Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка // 2015г. // URL: https://www.b17.ru/article/34837/
  6. Влияние родителей на формирование детей. // 2016г. // URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/791/
  7. 13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка. // URL: http://evrikak.ru/info/tipy-vospitaniya-kotoryie-iskalechat-psihiku-rebenka/
  8. Влияние неправильного воспитания на ребенка. // URL: https://vospitannie.ru/rebenka/durnoe-vospitanie.html
  9. Валентина Зайцева. Одинаковых детей не бывает // 2007г. // URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200701903
  10. 10 типичных ошибок родителей в воспитании детей. // URL: https://tepping-test.ru/interesno-znat/nepravilnoe-vospitanie-detej-2.html
  11. Правильное общение детей и родителей. // 2015г. // URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/175/
  12. Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие. // 2017г. // URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/26684.5/3707880/
  13. Как воспитать ребенка без криков, наказания и угроз. // URL: https://kreativlife.ru/kak-vospitat-rebyonka-bez-krikov-nakazaniya-i-ugroz/
  14. Разговоры о личном: зачем ребенку личное пространство. // 2017г. // URL: http://nii-evrika.ru/razgovory-o-lichnom-zachem-rebyonku-lichnoe-prostranstvo/
  15. Александра Янчишен. Любовь без условностей. // 2019г. // URL: https://www.b17.ru/article/134626/
  16. Александра Желудова. 5 детских поступков, на которые родители реагируют неправильно. // 2020г. // URL: https://letidor.ru/psihologiya/5-detskikh-postupkov-na-kotorye-roditeli-reagiruyut-nepravilno.htm?utm_referrer=mirtesen.ru
  17. Не навязывайте ребенку авторитетное мнение. // URL: https://www.baby.ru/journal/rebenok-samostoyatelnost-fraza/
  18. М. Н. Ларионова. Причины обращения родителей младших школьников к психологу-консультанту. // URL: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=20134
  19. Причины для обращения с ребенком к детскому психологу. // URL: https://www.b17.ru/blog/41956/
  20. Анастасия Антонова. Типы воспитания детей. // URL: http://psychologiclub.com/tipy-vospitaniya-detej/
  21. Типы дисгармоничного воспитания. // 2013г. // URL: https://klubkom.net/posts/4511
  22. Типы воспитания. // 2018г. // URL: https://emberint.ru/articles/tipy_vospitaniya/
  23. Понятие воспитания. // 2014г. // URL: https://studopedia.ru/3_190603_ponyatie-vospitaniya.html
  24. Личность. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Личность
  25. Невроз. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Невроз
  26. Самооценка. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самооценка
  27. Родители. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родители
  28. Ребенок. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ребёнок
  29. Гипоопека. // URL: https://psyholic.ru/deti/gipoopeka.html
  30. Гиперопека. // URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hyper-guardianship
  31. Посттравматическое стрессовое расстройство. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Посттравматическое_стрессовое_расстройство
  32. Психика. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психика

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, отношение, внимание, малыш, тип воспитания, формирование личности ребенка, воспитание детей, раннее детство, собственное мировоззрение.

На телеканале «Пятница!» популярно реалити «Рабы любви». Участницы проекта — девушки, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах. Заново обрести себя и изменить свою жизнь им помогают специалисты — психологи и коучи. Наставник программы «Рабы любви» Кейт Деннис рассказала, какое поведение родителей может негативно отразиться на будущем детей, ведь вместе с цветом волос и формой глаз они наследуют поведение, установки и эмоции, которые транслируют взрослые.

5 ошибок воспитания, которые ломают судьбу детям, — исправь их, пока не поздно!

Verne Ho/Unsplash, Zhivko Minkov/Unsplash

У открытых, спокойных родителей вырастают дети, способные выстраивать гармоничные отношения с собой и миром. Ученые из Массачусетского университета технологий провели серию экспериментов, где выяснили, какое поведение родителей способствует тому, чтобы их дети росли успешными. Оказалось, это чаще случается в семьях, где родители выступают для детей добрыми менторами, показывая своим примером важность труда, благодарности и эмпатии.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А чего же делать не надо?

1. Эмоциональная отстраненность

Ничего так не ранит ребенка, как отсутствие любви родителей. Если вдруг ее не случилось, повзрослев, дети так и будут искать ее проявления в других.

Эдвард Троник и Сью Джонсон провели эксперимент, где попросили матерей смотреть на своих детей попеременно, сначала с любовью и нежностью, а потом безэмоционально, отстраненно. Когда случалось второе, дети впадали в ступор, пугались, плакали, кусали самих себя, стараясь успокоиться, и делали все, чтобы вернуть расположение мамы. Это еще раз доказывает, что эмоциональная связь между детьми и родителями важна для формирования здорового психического состояния ребенка.

Отсутствие любви, принятия, нежности у родителей толкает детей в зависимые, манипулятивные отношения, причем часто с партерами, которые могут быть весьма жестоки. Таким детям очень выстраивать здоровые партнерские взаимоотношения.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Гиперконтроль и гиперопека

«Саша, мне холодно, поэтому надень шапку»: родителей, стремящихся контролировать все вокруг себя, включая каждое действие своего ребенка, называют helicopter parent или «вертолетный родитель». Сравнивая чрезмерную опеку с гнетущим гулом, который издает вертолет, когда он крутится прямо над головой.

С кем, где, как и что – гиперконтроль и гиперопека лишают ребенка возможности самому принимать решения и брать ответственность за свою жизнь. Вырастая, такие дети часто испытывают повышенную, беспричинную тревожность. Они часто попадают под влияние других и бессознательно выбирают ситуации, где можно вести себя инфантильно. Им сложно дается карьера и отношения, потому что им трудно самим принимать решения.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Завышенные стандарты

Хорошо, когда родители своим примером могут показать, как строить карьеру и быть счастливыми в отношениях. Плохо, когда стандарты и цели, которые ставят родители для своих детей жесткие, идеализированные и не поддаются разъяснению. От «ты должен учиться на одни пятерки», до «ты всегда должен быть послушным и вежливым» — завышенные, невозможные ожидания родителей формируют у детей много комплексов. Такие дети склонны к неврозу, у них формируется воинствующий перфекционизм и «комплекс хорошей девочки». Повзрослев, таким детям сложно найти баланс между работой и отношениями, они в прямом смысле упахиваются до эмоционального выгорания.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Запреты и наказания

Стать родителем – просто. Для этого достаточно завести ребенка. Научиться быть родителем, который может последовательно, спокойно объяснить, а лучше на своем примере показать, что хорошо и плохо, – это выбор.

Запреты могут быть адекватными. Но чаще всего они случаются потому, что родители не могут донести информацию по-другому. А ребенку важно объяснить преимущества другой опции. Вместо «не садись в машину к незнакомцу, потому что я так сказала», важно донести, что «это опасно тем-то, может случиться то-то».

Наказание устное или — не дай бог — физическое, — это акт бессилия родителей. Это боль, страх и сильное унижение для ребенка. Это ведет к разрушению личности. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. Отсутствие границ в семье

Войти в комнату ребенка без стука. Обнять, не спросив. Папа, садящийся за обеденный стол в одних трусах. Каждая семья для себя решает, что комфортно и дозволено, однако у ребенка должно быть свое пространство, свои границы, которые взрослые обязаны уважать.

Отсутствие границ ведет к размытию того, что дозволено, что плохо и хорошо. В личной жизни это может привести к отношениям с манипуляторами и нарциссами. А в карьере — к тому, что будет очень сложно сработаться с коллективом. 

Читай также: Блудные дети: российские звезды, которые, пожив за границей, вернулись на родину

Если вы не хотите навредить своим детям, не нужно:

1.Давать им слишком большую свободу выбора

Родители часто думают, что чем больше вариантов будет у ребенка, тем лучше. А на самом деле дети буквально захлебываются в этом море изобилия.

2.Хвалить детей за все, что они делают

Сегодня многие дети подсели на похвалу, как на наркотик. Они пальцем не пошевелят, если их не будет ждать поощрение.

3.Пытаться сделать детей счастливыми

У них другая задача — учиться самим искать свое счастье. Вам не удастся волевым усилием сделать их счастливыми.

4.Чрезмерно баловать

К чему это ведет? Дети начинают думать, что счастье состоит в обладании. В итоге их жизнь превращается в гонку за целями, достижение которых никогда не приносит им удовлетворения. А это может приводить к зависимостям и навязчивым состояниям.

5.Перегружать детей

Типичный случай — занятия спортом. Многие родители ошибочно верят в то, что постоянная занятость убережет ребенка от проблем. В действительности это нередко приводит к выгоранию или агрессивному поведению.

6.Думать, что главное — это интеллектуальное развитие

Это большой соблазн для родителя — убеждать ребенка, что нет ничего важней интеллектуальных успехов. Но такие дети нередко становятся высокомерными и считают окружающих глупцами. Кто захочет с ними дружить или хотя бы общаться?

7.Считать, что религиозное воспитание привьет им правильные ценности и убережет от всего плохого

Как только такой ребенок столкнется с проявлением лицемерия у родителей или разрекламированных духовных лидеров, карточный домик быстро разрушится.

8.Замалчивать такие темы, как секс

Многих родителей приводит в ужас сама мысль, что можно говорить о сексе, и они всячески оберегают ребенка от подобных разговоров. Как можно догадаться, ни к чему хорошему это не приводит — бывают случаи, когда 13-летние девочки беременеют только для того, чтобы шокировать родных.

9.Чрезмерно критиковать ребенка за ошибки

Одно из распространенных заблуждений — думать, что исключительная требовательность делает ребенка лучше. Таких детей побуждают к совершенству во всем: начиная от внешнего вида и умения завоевать расположение других людей и заканчивая успехами в спорте и учебе. Но случись неудача, как они думают, что ничего не стоят. Их охватывает такая злость, что иногда дело доходит до самоповреждений и даже до суицида.

10.Стыдить, игнорировать, угрожать

Никогда не говорите и не намекайте, что не будете любить ребенка, если он провинится. Некоторые родители думают, что таким образом смогут добиться от него послушания. Но это мнимая победа, ведь в душе ребенка поселяется страх быть отвергнутым.

11.Нагружать их ответственностью не по возрасту

Нередко детей заставляют отвечать за их братьев и сестер. Вырастая, они в большинстве случаев теряют желание продолжать род, объясняя это тем, что больше не хотят заниматься воспитанием.

12.Разрешать детям сколько угодно сидеть у телевизора и компьютера

Список можно продолжить — видеоигры и смартфоны тоже из этого ряда. Конечно, тотальные ограничения не приводят к добру, но безграничный доступ к развлечениям вредит и физическому, и психологическому здоровью ребенка.

13.Не позволять им скучать

Есть родители, которые считают, что детей надо постоянно занимать разными делами — лишь бы они ни в коем случае не заскучали. Но если взрослые будут постоянно вмешиваться, то у ребенка не разовьется креативность и умение самостоятельно справляться со скукой.

14.Освобождать детей от ответственности за их действия

Некоторые родители стремятся избавить детей от любых переживаний, связанных с их ошибками: скажем, тут же покупают новую игрушку вместо сломанной. Или если у подростка возникают проблемы с законом, делают все, чтобы он избежал ответственности. А потом удивляются, почему ребенок ничего не ценит.

Нужно понять: потери помогают нам стать мудрее и на собственном опыте разобраться, что можно и чего нельзя делать.

15.Не позволять им играть в «опасные» игры

К примеру, дети из лесных детских садов, где принято проводить время на открытом воздухе и свободно изучать окружающий мир, гораздо реже болеют и успешней справляются с проблемами, чем те, которые посещают обычные детские сады.

16.Не расспрашивать детей

Дети чувствуют себя любимыми и у них нет проблем со сном, когда родители искренне интересуются, как прошел их день, и что происходит в их жизни.

17.Не читать книжки вслух

Конечно, речь идет о детях помладше. Когда малышу читают, ему приходится сидеть спокойно, не шуметь и задействовать воображение. Эти навыки пригодятся ему в школе: ему будет не так трудно внимательно слушать учителя, а воображение позволит развить креативность.

18.Слишком рано лишать ребенка соски

Есть мнение, что соска — это зримый символ незащищенности. Вместо того, чтобы стараться побыстрее отучить ребенка от нее, родителям надо создавать атмосферу безопасности. Тогда необходимость в соске отпадет сама собой.

19.Перекармливать

А потом спрашивать, не хочет ли ребенок добавки. В нас зашита древняя программа, которая помнит о временах, когда получить доступ к еде было не так просто. Поэтому дети, как и большинство людей, не откажутся от еще одной порции. Со временем их желудок растянется и могут развиться расстройства пищевого поведения.

20.Шлепать детей

Телесные наказания не работают, работает только любовь. Нередко люди, которых воспитывают по принципу «пожалеешь розгу — испортишь дитя», вырастают обозленными, агрессивными, лживыми или запуганными.

«Не воспитывай детей, они все равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя» — гласит мудрая английская пословица. И действительно, прежде чем сердиться на ребенка за то, что он не слушается, грубит или обманывает, — некоторым мамам и папам стоит обратить внимание на свое собственное поведение. А вдруг именно в нем причина всех бед? Вот 9 популярных ошибок, которые допускают родители, и те последствия, к которым они могут привести.

Наказывать или отчитывать ребенка прилюдно

Выставлять напоказ ошибки своего ребенка недопустимо. Причем не только перед взрослыми, но и перед сверстниками, даже перед родными братьями и сестрами.

Во-первых, малыш надолго может стать объектом насмешек. А, во-вторых, будет неуверенно чувствовать себя в любой сложной ситуации.

Поэтому, если карапуз набедокурил в общественном месте, самой удачной будет фраза: мы с тобой поговорим об этом дома.

Строго наказывать за малейшую провинность

Получив по попе за пролитый сок или отстояв полчаса в углу за разбитую чашку, малыш четко уяснит, что даже за самую незначительную провинность будет наказан по полной программе. Думаете, он после этого не будет шалить? Как бы не так. Еще как будет! Просто в следующий раз ваш карапуз свалит вину на младшего братишку или на кота.

Так что излишняя строгость и чрезмерные наказания — отличный способ вырастить лгунишку.

Пытаться навязывать ребенку поведение, не считаясь с его чувствами и желаниями

Ситуация, когда ребенка ставят на стульчик перед гостями и просят рассказать стишок знакома многим. Конечно, похвастаться своим чадом-вундеркиндом приятно всем родителям. Но только далеко не все интересуются, а хочет ли этого сам малыш.

Заставляя ребенка делать что-то, не считаясь с его желаниями (а особенно чувствами) мамы и папы воспитывают в нем неуважение к окружающим. Поэтому не удивляйтесь, что, прочитав стишок, малыш покажет вашим гостям язык.

Игнорировать ребенка, оказывать ему мало внимания

Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, вряд ли вырастет ласковым и добродушным. Скорее наоборот: безразличие мамы и папы сделает его раздражительным и агрессивным. Просто таким (пусть и не самым лучшим, зато надежным) способом малыш пытается заставить родителей обратить на себя внимание.

Употреблять при ребенке грубые выражения

Мама и папа — самые главные люди в жизни ребенка. Поэтому нет ничего удивительного, что кроха старается подражать им во всем, в том числе и в манере разговаривать.

Конечно, пару-тройку ругательств карапуз вполне может принести с улицы или из детского сада. Но только при нормальных отношениях дома, ему очень легко можно объяснить, что такие слова говорить нельзя. А вот, если в семье крепкие выражения — не редкость, нечего удивляться, что малыш растет грубияном.

Сравнивать своего ребенка с другими детьми

«Ну как ты себя ведешь? Вон посмотри, какой Сашенька (Машенька) послушный ребенок» — знакомая фраза, не правда ли? Вот только говорить ее ни в коем случае нельзя.

Постоянное сравнение с другими детьми вырабатывает в ребенке комплекс неудачника, который он пронесет через всю свою жизнь. Кроме того, бесконечное сравнение воспитывает в ребенке ревность, зависть и агрессию.

Решать все за малыша, лишать его права выбора

«Ну что за несносный ребенок. У самого машинок чуть ли не сто штук, а он отбирает у другого ребенка» — можно услышать зачастую от мам.

А дело в том, что все сто машинок родители купили сами, не спрашивая нравятся ли они или нет малышу. А ему, оказывается, нужна одна, но та, которую выбрал сам.

Чрезмерно опекать ребенка

Придя за ребенком в садик и наблюдая, как он медленно переодевается, многие мамы не выдерживают. Вначале просто торопят: «Ну что ты копаешься! Давай быстрее!». А потом и вовсе бросаются натягивать на малыша колготки и зашнуровывать ему ботинки.

А еще лет через 5-8 эти же мамы жалуются: «Мой ребенок такой нерешительный (робкий, медлительный, неумелый)». И даже не догадываются, что сами сделали его таким.

Не вникать в дела ребенка

Ребенок, придя из школы или садика, пытается взахлеб рассказать о том, в какую интересную игру они играли. А мама, занятая своими делами, отмахивается: «Ты что не видишь, что мне некогда! Иди папе расскажи». Но папе тоже недосуг слушать — по телевизору как раз начался футбол. И кроха, понурив голову, уходит к себе в комнату.

Конечно, вникать во все малышовые дела или отвечать на бесчисленные «почему» не всегда хочется. Но, тогда не удивляйтесь, что, повзрослев, ребенок станет скрытным и никогда не поделится с вами своими секретами.

Возможно, вам также будет интересно:

  • К чему приводят ошибки программистов
  • К чему приводят ошибки при удвоении днк
  • К чему приводят ошибки при переводе
  • К чему приводят ошибки при выборе профессии
  • К чему приводят ошибки переводчика

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии