К чему может привести ошибка при выборе профессии

#Мнения

  • 29 дек 2021

  • 0

«Неверный выбор профессии влечёт немало проблем и для системы образования»

Может ли массовая профориентация решить проблему с мотивацией студентов и начинающих сотрудников? Да — но только если её правильно организовать.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Тренер по осознанному выбору профессии. 23 года в сфере оценки и развития талантов. Работала в крупных федеральных и международных компаниях, среди них — кадровый холдинг ANCOR, Hyatt, Tigre de Cristal, «Соллерс» и другие. Из них более 15 лет работала бизнес-тренером. Последние пять лет посвятила себя сфере профориентации — выявляет уникальность личности по авторской методике. Ментор для профориентологов.

К сожалению, выбору профессии не учат в школах, поэтому ребята чаще всего опираются на мнение родителей, авторитетных товарищей или на актуальные тренды. Иногда школьники идут по пути наименьшего сопротивления — на ЕГЭ делают выбор в пользу самых простых предметов и уже на их основе подбирают подходящие вузы и программы.

Ко мне на консультацию как-то обратился Алексей — студент четвёртого курса юридического факультета. Парень решил бросить вуз, хотя ему оставалось учиться полгода для того, чтобы получить диплом. Поступая на юриста, Алексей мечтал ходить в красивом костюме, общаться с крутыми, представительными людьми, быть в гуще ярких событий.

Очень часто школьники и студенты сталкиваются с ошибочными, поверхностными и стереотипными выводами о профессии. Прямо как этот парень, считают, что юристы — уверенные в себе люди, которые постоянно общаются с интересными людьми. На самом деле большая часть их работы сводится к рутинному бумажному функционалу.

В итоге мы с Алексеем разобрали его потребности и выяснили, что ключевое направление для него — продажи. Молодой человек бросил обучение на юридическом и поступил на направление маркетинга.

И это не худший сценарий. Многие ребята доучиваются на специальность, которая им не нравится или которую они совершенно не понимают.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Когда я работала в отделе по подбору персонала и ещё не занималась частной практикой, на должность логиста пришла собеседоваться робкая девушка, которой сложно было вымолвить хотя бы два слова. А в обязанности логиста входит общение с клиентами и подрядчиками. Ему важно уметь находить точки соприкосновения, договариваться, быть открытым. Такие качества той девушке, к сожалению, были несвойственны. Для меня, как специалиста по подбору персонала, взять такого человека на данную позицию ― стопроцентный провал. Я прямо сказала ей: «Нет, к сожалению, на эту позицию вы не проходите». Она ответила: «Как же так? Когда мы с мамой искали мне профессию, выбрали самую перспективную. В нашем городе логистика очень динамично развивается».

Да, выбрали перспективную нишу, но работодатель смотрит не только на то, что написано в дипломе. Работодатель будет платить за вовлечённость сотрудника, готовность преодолевать трудности и добиваться результатов на опеределённой должности.

Часто только после вуза новоиспечённые работники осознают, что освоенная профессия не для них: «Общаться я не умею и не хочу», «Считать ненавижу, да и не получается». Впоследствии эти проблемы ложатся на плечи работодателей, а молодые «специалисты» продолжают искать своё призвание наугад — и снова идут чему-то учиться и порой снова разочаровываются — «опять не моё».

Этот слепой выбор профессии влечёт немало проблем не только для самих студентов, но и для системы образования в целом. Конечно же, это низкая мотивация учащихся (им просто неинтересно учиться) и низкая успеваемость учеников. Всё это в итоге — потеря репутации самой специальности, вуза, факультета и школы как такового учебного заведения.

Ещё одна проблема для сферы образования, на первый взгляд, неочевидная, — это отсутствие должного результата в школьном обучении. Любая сфера деятельности, куда идут работать неувлечённые люди, не может быть эффективной — нет результата, мотивации достигать целей, все участники процесса демотивированы. Находиться в такой системе неинтересно ни ученикам, ни учителям, ни тем, кто эту систему организует, в том числе администрации.

Примечание редакции

Согласно недавнему опросу, который провёл онлайн-сервис по поиску работы SuperJob, только 34% учителей считают свою работу призванием.

Массовая профориентация в школах может спасти ситуацию, и она вполне возможна, но только в тех случаях, когда она организована системно — а не просто в виде одного мероприятия для отчётности. Например, можно сделать отдельный курс, который позволит ребятам узнать себя, узнать свои сильные стороны, понять свои склонности, интересы. При этом важно, чтобы каждый ученик мог изучить мир профессий, познакомиться с вариантами учебных траекторий для получения этих самых профессий. В идеале я вижу это в виде курса внутри школы или факультатива при школе длительностью 1–3 года.

К этим курсам можно привлечь коллег из высших учебных заведений, представителей разных профессий, которые могли бы проводить серию тренингов, консультаций, экскурсий и программу семинаров. Так получится охватить максимальное количество учеников. А психолог от школы сможет координировать проекты и отдельных учеников и организовать работу с родителями. Я верю, что благодаря коллаборации с партнёрами, которые специализируются на теме осознанного выбора профессии, можно организовать комплексную работу.

Фото: Hadrian / Shutterstock

Сейчас практически в каждой школе есть психолог, но многие понимают, что далеко не все психологи действительно занимаются диагностикой, поддержкой всерьёз, потому что специалист всего один, а детей много. Конечно, профориентолога может настигнуть та же участь. Но это только в случае, если в школу позвать одного эксперта и ничего больше не делать. Если дополнительно ввести курс, факультатив, задействовать психолога и партнёров из разных учебных заведений, тогда будет польза и от одного профориентолога в школе. Он сможет помогать с освоением курса, точечно отвечать на какие-то запросы учеников во время прохождения курса. Понятно, что даже в таких случаях профориентолог не сможет провести глубокую программу, — но для этого есть индивидуальные, частные консультации.

Научитесь: Психология подростка: взрослеем вместе
Узнать больше

Методическая разработка

социального педагога для обучающихся 8-х классов

На тему «Я и мир профессий: ошибки при выборе профессии. Последствия ошибок.»

Час общения с учащимися 8 класса

Тема:

«Я и мир профессий: ошибки при выборе профессии. Последствия ошибок.»

Цели:

Выявления склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности; формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; информирование учащихся о многообразие мира профессий;

Задачи:

Образовательные — Расширить кругозор обучающихся в мире профессий, познакомить с терминологией мира профессий, повысить учебную мотивацию обучающихся,
Воспитательные — расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях; раскрыть творческий потенциал обучающихся, диагностика готовности к выбору профессии.
Коррекционно-развивающие — воспитание сплоченности, чувства коллективизма, развитие стремления к познанию нового о мире профессий.

— Я рада видеть вас.

— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашей встрече?

Сегодня мы окунемся в разнообразный мир — мир профессий! Поднимите руки. Кто уже выбрал себе профессию? В мире насчитывается более 40 тысяч профессий.

Но эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего, изучайте профессии. Для ознакомления возьмите более близкие — те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного.

Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться.

Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером

Вопрос: Кем вы хотели стать, когда учились в третьем классе? А в пятом? А сейчас? Вкусы меняются со временем. Это касается и одежды и книг. И профессий тоже.

Вопрос: Так можете ли вы сказать, что ваш вкус к какой-то профессии определился, если о других вы просто ничего не слышали, не говоря уж о сравнении?

Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных работ, если он близко познакомится с ними.

Что же обозначает слово «профессия»? профессия (лат. professio — От profiteor — объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Существует еще такое понятие как «Специальность», как вы его понимаете?

Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид) вид занятий в рамках одной профессии

Например, ты не встретишь ведь «учителя вообще». Это будет или учитель математики, или географии и т. д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач — педиатр, хирург, стоматолог…, юрист — адвокат, прокурор, нотариус…, слесарь — слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик… и т. д.

А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? (ответы учащихся)

Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании, каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)

Самые модные профессии: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущие, журналисты, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, эколог, президент (это должность).

Самые забытые: конюх, трубочист, камердинер, ямщик, мельник, шорник (человек, ухаживающий за лошадьми).

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь, водопроводчик.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк, подводник, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный, космонавт

Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? (ответы детей)

Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях.

Существует много разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно.

Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.

Дальнейший путь каждого из вас — это профессиональное образовательное учреждения, в которых вы продолжите образование и получите профессию. А что повлияло на выбор вашей профессии, мы сейчас узнаем.

Игра «Самая — самая» Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессию:

1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

2. Самая денежная (банкир, модель,….);

3. Самая волосатая (парикмахер, ….);

4. Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод…);

6. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…);

7. Самая серьезная (сапер, хирург, психолог…).

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

А вы хотели бы узнать к каким профессиям вы склонны?

У каждого из нас есть ведущий, преобладающий интерес; способности одного человека лучше выражены в 1–2 сферах. Так что классификация типов профессий не могла однажды не появиться. «Человек-природа», человек-знак», «человек-человек», «человек-техника», «человек-художественный образ». Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, следствием чего может быть депрессия, стрессовое состояние.

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда?

Вопрос: Так уж и все работы хороши! Разве нет плохих работ?

Ответ, обобщение сказанному: Работа сама по себе, если забыть о людях, которые ее делают, не может быть ни хорошей, ни плохой. Любая работа-это лишь набор каких-то операций, заканчивающихся определенным результатом. А хороша или плоха работа — только в оценке разных людей. Вы можете назвать какую-то работу плохой — и будете правы. Вам не нравится — тут ничего не поделаешь.

Не стоит ориентироваться только на престижность профессии.

Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.

Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

Итог. Вот и подошла к концу наша встреча. Как вы думаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? (Ответы учащихся)

Я желаю вам, чтобы всегда в любой ситуации у вас хватило сил и мужества добиваться поставленной цели и, чтобы в вашей жизни была любимая профессия, полезная людям. Дорогие ребята, профессий в мире очень много — интересных, ярких, увлекательных, но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно! Школа готова помогать вам в реализации ваших планов, мы взаимодействуем с ДДТ, который часто проводит различные конкурсы, предлагает прохождение конференций для вас и ваших родителей, в том числе, чтобы помочь вам определиться с будущей профессией. Впереди вас ждет светлое будущее!

Главная Работы на конкурс Предметное образование Филологические дисциплины Эссе «Последствия правильного и неправильного выбора профессии»

Эссе «Последствия правильного и неправильного выбора профессии»

Автор: Симонова Елена Сергеевна

Место работы/учебы (аффилиация): Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького, Педагог-психолог

Научный руководитель: —

В этой статье автором рассматривается проблема выбора профессии, которая является актуальной в современном мире, так как от выбора будущей профессии зависит вся дальнейшая жизнь человека.  Рассматриваются этапы формирования профессионального становления, а так же последствия правильного и неправильного выбора профессии.

Загрузчик
Загрузка…

Добавить комментарий

Смотреть похожие работы

Мы еще не нашли похожих работ, но обязательно найдем!

Мероприятие завершено

Конкурс, в котором работа участвует

Направление

Дата публикации работы

13.03.2019

Библиографическое описание:


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 12.06.2023).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

—        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

—        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

—        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Литература:

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Эпиграф:                                                                                  

Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по
необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

                                Али Апшерони, общественный деятель, теолог

Прогнозируемый результат: – осознание родителями необходимости внимательного
отношения к проблеме  выбора будущей профессии выпускником.

Слайд 1

Ход собрания:

1. Лекция
классного руководителя.

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Слайд 2

Выбор профессии.
Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание,
сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто
удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или
разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное,
равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий
человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот
вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Слайд 3

Хорошо, когда ребёнок с детства мечтает об определённой профессии – стать
учителем или водителем – и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у
него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у детей
возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни
пока ещё ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их
окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются
всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько
кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и
в учёбе, и в общественной деятельности. И, как ни странно, у них везде
получается!  Но, к сожалению и такие дети не могут определиться с тем, что им
нравится больше, с чем связать свою дальнейшую жизнь. Для того, чтобы ребёнок
сделал правильный выбор, надо помочь ему. И в этом его помощниками в первую
очередь должны стать родители. А для этого сами родители так же должны знать
правила и принципы при выборе профессии, чтобы помочь ребёнку разобраться в
своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессий.

Рыночные
отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и
ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка,
как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и
частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники
на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу,
связанную с одной и той же специальностью. Предстоит постоянно
совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду
профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь
самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции
«свободного носителя» социальных услуг.

Слайд 4

Психолог Л.М.
Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации,
которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

динамичность
мира профессий
. Ежегодно появляется около 500 новых профессий.
Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5–15 лет, а затем либо
«умирают», либо меняются до неузнаваемости.

смена
монопрофессионализма полипрофессионализмом
. Это значит, что
человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а
несколькими смежными.

Следовательно,
выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что
знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой
жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься
самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного
профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности
в самоизменении.

Подростки должны
принимать решение в самый бурный, полный  напряжений период своей жизни. Трудно
найти правильное решение, когда у подростка проявляются разносторонние интересы
и способности. Какой интерес неподделен? Какой может сохраниться? Бывает и так,
что какие-то ярко выраженные способности ребёнка противоречат родительским желаниям,
их решению. Нет человека, который был бы ни к чему не пригоден. Выбор профессии
должен строиться на положительных  данных индивида. У каждого человека есть
своя, наиболее подходящая для него область деятельности, целый ряд профессий, в
которых какие-то из его возможностей могут раскрыться полнее, чем в других. И
вот найти эту область и должны помочь мы с вами.

Слайд 5 (видео)

Слайд 6 – два
щелчка

Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете
к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.

Профессия должна быть:

1.     Престижной;

2.     Хорошо оплачиваемой;

3.     Интересной;

4.     С хорошими условиями труда;

5.     Её легко было приобрести;

6.     Соответствовать желанию
родителей;

7.     Можно было учиться и работать
с друзьями;

8.     Востребованной на рынке
труда.

Как
вы видите, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы
и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность
трудоустройства – и вовсе на восьмое место и совершенно не учитывают свою
профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов,
учитываемых в процессе профессионального  выбора. Что же такое профессиональная
пригодность?
Это твоё здоровье, психофизические особенности организма,
профессиональные способности и профессиональная квалификация.

Слайд 7– два щелчка

Тот
же вопрос мы задали нашим ученикам. И вот, что получилось. Из 95 учеников 8-11
классов, свои собственные интересы и склонности также ставят на третье место.
Возможность трудоустройства уже на пятом месте. Профессиональная пригодность на
восьмом месте.

Слайд 8

         Давайте сравним. И наши, и
выпускники российских школ на третье место ставят свои интересы. Если для
учеников России на первом месте престиж профессии, а на втором её оплата, то
для наших учащихся на первом месте оплата и на втором комфортность. Мы добавили
вопрос о профпригодности и она оказалась на последнем месте. А вот
востребованность на рынке труда наши учащиеся учитывают чаще, чем ученики
российских школ.

Слайд 9 – первый
щелчок

Как
вы поняли, выбор профессии – это уравнение со многими неизвестными. Существует
так называемая формула выбора профессии.

Слайд 9 – второй
щелчок

Овал: ХОЧУ + МОГУ + НАДО

Хочу
это интересы, склонности, желания, мечты.

Могу
– это психофизические возможности, здоровье, способности, т. е.
профессиональная пригодность.

Надо
– это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Если ребёнок сможет совместить свои ХОЧУ +
МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс.
профессий и почти 40 тыс. специальностей, а количество узких специализаций 
подсчитать вообще очень сложно. Необходимо научиться ориентироваться в мире
профессий.

Слайд 10

Известный психолог Е. А. Климов разделил  все
профессии на пять групп в соответствии с использованием предметов труда, т. е.
с тем, с чем человек непосредственно работает, это техника, природа, люди и т.
д.

Слайд 11 – видео о типах профессии – два
щелчка

1. Человек — природа. Этот тип объединяет профессии, представители
которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы
(ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них
характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда —
природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы,
электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является
другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия
на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и
продавец.

4. Человек — знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной
деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий
кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в
лабораториях, научных центрах.

5. Человек — художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого
образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку,
выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования.
Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом
способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у
10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых — за 50 часов.

Мы провели тестирование по профессиональному
самоопределению в 8-9-10-11 классах. Я приглашаю педагога-психолога нашей школы
Звонареву Нину Петровну.

Слайд 12-13 – выступает Нина Петровна

Слайд 14 – первый щелчок

Мы
много говорим, о том, что выбор профессии – важный этап в жизни каждого
человека. Если не учесть хотя бы одно из слагаемых, о которых мы рассказывали
выше(хочу+могу+надо), то есть риск всю жизнь прожить, занимаясь нелюбимым
делом. С последствиями такого мы сталкиваемся ежедневно – врачи, которых не
интересуют пациенты; юристы, которых интересуют только высокие гонорары.

Оглянитесь
вокруг и вы заметите огромное количество людей, которые занимаются не своим
делом. Трудно чувствовать себя успешным и счастливым, выполняя работу, которая
не нравится. Как следствие всего, что делается без души – ошибки в работе,
некачественное ее выполнение. Избежать подобной ситуации можно, если подходить
к выбору профессии осознанно, понимая какие последствия он повлечет за собой.
Именно понимание и принятие на себя обязательств за результаты выбора и делают
то или иное решение осознанным.

Слайд 14 – второй щелчок

Каковы
же задачи родителей, чтобы риск выбора нелюбимой профессии был как можно
наименьшим?

Итак,

1. Научить
самостоятельности

Чего
родители, в большинстве своем, желают своим детям? Встречать меньше преград на
пути, избегать опасных ошибок, поступать правильно. Родительские советы – это
попытка передать свой опыт, знания, рассказать о собственных тревогах. Да,
детям нужно знать о правилах жизни в этом мире и быть готовым к трудностям. И
да, детей нужно научить справляться с проблемами, но не решать все эти проблемы
за них. Иначе в результате получится инфантильный, зависимый и уязвимый
человек, который не готов принимать решения и уж тем более – нести за них
ответственность.

Учить
самостоятельности и ответственности лучше начинать с ранней юности. Как бы
полезны ни были советы родных и близких, опыт собственного выбора и его
последствий – единственное, что научит подростка оценивать ситуацию,
анализировать последствия и отвечать за себя.

2. Найти баланс

Как
же научить ребенка самостоятельности, при этом не допустить, чтобы он навредил
себе? Как найти золотую середину между невмешательством в дела подростка и
гиперопекой? Действуйте по простому и понятному алгоритму:

  • Для начала примите как факт то,
    что у ребенка есть свое мнение и понимание ситуации, — он уже
    самостоятельная личность.
  • Уточните, понимает ли ребенок
    последствия своего выбора, попросите рассказать о них. Это точно то, что
    хотелось бы получить в результате?
  • В свою очередь расскажите о том,
    какими вы видите эти последствия, что подсказывает ваш опыт.
  • Убедившись, что ваш ребенок
    вполне осознает, что происходит и какие будут последствия, примите его
    выбор и поддержите его.

3. Отвечать за
последствия

Чем
взрослее становится ребенок, тем больше вопросов перед ним встает. И с
некоторыми он должен разобраться сам. Выслушав родных и близких, учитывая их
советы и опыт, но – сам. В жизни подростков бывают решения, которые повлияют на
всю их судьбу. Отвечать за правильность или неправильность таких решений они
обязаны сами, причем осознавая эту ответственность как долг перед собой, а не
перед кем-то еще: друзьями, родителями, обществом.

Выбор
профессии – одна из первых и важных задач, с которой сталкивается подросток на
своем пути. Слишком многое зависит от того, с каким делом человек свяжет свою
жизнь. Конечно, образование и профессию можно сменить, но это потребует
значительных усилий и средств. Поэтому нельзя безответственно относиться к
выбору образования. Тем более, что в юности на этот выбор влияют не только
разумные доводы вроде востребованности профессии, но и чисто эмоциональные
аргументы.

4. Принять ошибки

Подростку
важно объяснить исключительно «технические» аспекты получения образования,
поиска работы по выбранной специальности и области деятельности. Объяснить, а
не принять решение за него. Возможно, он разочаруется в своем выборе. Возможно,
он признает, пусть и запоздало, правильность советов. Но еще он поймет, что
самостоятельный выбор – это только его ответственность за свою жизнь. Испытания
и ошибки закаляют характер и учат рациональному мышлению. Некоторое количество шишек
человек, так или иначе, набьет. И это станет жизненным опытом, которым он,
впоследствии, поделится со своими детьми.

Осознанный выбор – всегда испытание и
всегда большая польза для самостоятельного мышления. Чего бы он ни касался, по
какому бы вопросу ни возникал, каких бы усилий ни требовал. Человек должен с
юности принимать решения. И уметь самостоятельно отвечать за ошибки, если выбор
был неправильным.

Я хочу вам представить выступление родителя нашего класса
на одном из классных собраний.

Слайд 15 – видео

А теперь я
приглашаю маму ученицы 11-го класса, Рябцеву Юлию Шамилевну.

Слайд 16-20

Четыре ошибки при выборе профессии
для ребенка, которых следует остерегаться

Дети
очень часто затрудняются ответить на вопрос «Кем ты хочешь стать?» даже в
старших классах. Но стоит ли навязывать ребенку свою волю именно в тот
поворотный момент, который может определить его дальнейшую судьбу? Ошибаться
свойственно всем людям, в том числе и родителям. Мы взглянем на самые
распространенные ошибки при выборе профессии для ребенка и посоветуем, как их
избежать.

Ошибка №1:

Допустим,
вы происходите из древней династии юристов. Ваш дед и отец были прославленными
адвокатами, и вы, переняв у них нужные навыки, тоже встали на защиту
правосудия. Еще до появления ребенка на свет (а может, и до брака) вы уже
знали, что проблем с выбором профессии не возникнет.

Разумеется,
есть шанс, что «наследник»  всю жизнь смотрел на вас с восхищением и с
юных лет мечтал с важным видом ходить по залу суда, как в кино. Но даже в этом
случае не стоит обходить вниманием прочие таланты своего чада.

Ошибка №2:

Всем
известна распространенная позиция психологов, что выбор профессии для ребенка
часто зависит от несбывшейся мечты родителей. Добрая половина учеников
музыкальной школы – это дети тех, кто в юности мечтал играть на скрипке, но
судьба распорядилась иначе.

Музыкальная
школа может дополнить кругозор ребенка, но вряд ли перевернет его мировоззрение
с ног на голову. Воплощать свои мечты, думая о том, какую профессию выбрать для
ребенка, – зачастую эгоистичное и непродуманное решение.

Ошибка
№3: 

Более
либеральные (или менее решительные) родители убеждены, что определиться с
профессией – дело самого ребенка. Они не отдают себе отчет, что 16-летний
подросток не всегда в состоянии сделать осознанный выбор самостоятельно.

В итоге у
ребенка попросту не останется времени, чтобы определиться с будущей профессией.
В спешке он может совершить ошибку, исправить которую будет уже нелегко.

Ошибка №4:

Еще более
непредсказуемые последствия ожидают вашего ребенка, если у него есть друг,
который уже поставил себе цель и уверенно идет к ней. Его выбор профессии может
значительно повлиять на самоопределение вашего ребенка, и даже если он втайне
задумывался о карьере архитектора, харизматичный сосед по парте запросто убедит
его, что нет профессии лучше, чем, например, пчеловодство.

Слайд 21

Что же делать?

Роль родителей при выборе профессии – оказать влияние, но
очень осторожно и тщательно. Внимание нужно обратить не только на успеваемость,
но и таланты, увлечения. Не лишним будет и пройти тест на профориентацию.

К чему же может привести неправильный выбор профессии?

Давайте представим ситуацию, в которой ваш ребенок уже пошел не тем
путем. Какие последствия неправильного выбора профессии его ожидают?

Слайд 22

«Пять лет впустую» – эту фразу
можно часто услышать от выпускников вузов. Да, студенческие годы – веселое и
увлекательное время, а институтские друзья почти всегда остаются с вами на всю
жизнь. Но как сделать так, чтобы удовольствие приносили не только перемены и
каникулы, но и учеба и даже сессия?

Разгадка проста: эта ошибка – зачастую последствие поспешности. Выбор
профессии нужно делать не перед первым собеседованием и не перед подачей
документов в институт, а еще в старших классах.

Впрочем, выпускник вуза всегда
может сделать более осознанный выбор, чем школьник или абитуриент, и пойти
работать не по специальности. Но что если вышеупомянутых пяти лет не хватило,
чтобы увидеть ошибку?

Слайд 23

Самое очевидное последствие неудачного
выбора профессии – отсутствие эффективности на работе. Никому не нравится
заниматься нелюбимым делом, тем более совершенствоваться в нем.

Некоторые компании не слишком
внимательно относятся к обучению и адаптации новых сотрудников. И если в
институте вашему ребенку говорили «забудьте все, чему вас учили в школе, мы
научим вас заново», то на работе он может услышать «забудьте все, чему вас
учили в институте, – теперь вы сами по себе». Такой резких переход к взрослой
жизни только ухудшит ситуацию.

Слайд 24

Из второго пункта следует третий.
Выпускник сердится сам на себя за неправильный выбор профессии, начальник
недоволен его результатами, а коллектив не рад новому сотруднику. Даже
привлекательная зарплата или отпуск не всегда способны снять стресс.

В результате вполне возможно, что
ваш ребенок начнет винить в своей неудаче окружающих: коллег, преподавателей и
даже вас.

Слайд 25

Разумеется, не все совершают ошибки
при выборе профессии. С появлением социальных сетей люди стали ближе, и
просмотр очередной радостной фотогалереи парня из параллельного класса из
командировки на Кипре гарантированно вызовет зависть.

Представьте типичную встречу
выпускников, на которой бывшие одногруппники или одноклассники делятся
рассказами о работе и личными успехами. Неважно, преувеличивают они или говорят
правду – чужие успехи очень часто болезненно сказываются на самооценке.

Слайд 26

В конце концов волна стресса и
зависти схлынет, сменившись апатией. Отсутствие интереса к работе перенесется
на остальную жизнь.

Усугубляет ситуацию то, что неудачный выбор профессии может
привести к начальной стадии кризиса среднего возраста. «Пять лет впустую»
превратится в «десять лет впустую»: учиться чему-то новому уже некогда.

Слайд 27

А избежать губительных последствий неправильного выбора профессии одновременно
просто и сложно. Решение состоит лишь из одного шага, уже упомянутого выше:
определиться со специальностью нужно заранее, но подойти к этому нужно
максимально ответственно.

Слайд 28

Литература

Родительское собрание «Основы выбора профессии»

Разработка
классного родительского собрания

Курылева
Э. Р. МОУ «СОШ № 42» г. Воркута, 18.10.2012

1.    
Родительские собрания: 9
класс. Автор-составитель Л. А. Егорова. –М.:ВАКО, 2009.

2.    
Савченко М.Ю.
Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: —
Вако, 2005.

3.    
Климов Е.А. Как выбирать
профессию. – М.:Просвещение, 2003.

4.    
Ефременкова М. Н. Как
правильно выбрать профессию – Центр развития карьеры, Смоленнск, 2010.

5.     Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация
школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988.

6.    
“Профессиональная
ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов”. – Ярославль: ЯГПИ
им. К.Д. Ушинского, 1987.

7.    
Взаимодействие
общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной
ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им.
К. Д. Ушинского, 1984.

8.     Булаева Ю. В. Сценарий
родительского собрания. Красноярский край Поселок Шушенское, Муниципальное
образовательное учреждение «Шушенская средняя школа № 2», — 2010.

Возможно, вам также будет интересно:

  • К типичным ошибкам слушания относятся
  • К чему может привести ошибка переводчика
  • К сожалению произошла ошибка повторите попытку фейсбук
  • К типичным ошибкам при составлении протокола опознания относится раванда
  • К чему может привести ошибка в последовательности нуклеотидов

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии