Ислам🌙
🧏♂️ 1.42K
Религия
ιѕℓαм🌙. Кто ищет знания, того ищет рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха, того ищет ад📚. По всем вопросам: @s…
Join
▲ Vote (1)
Религия – это одна из самых спорных тем для разговора. Поэтому сразу стоит отметить, что целью этой статьи не является умаление или принижение чьих-то верований и убеждений. Проблема заключается не в вере как таковой, а в религии как организации, которая использовалась в качестве средства контроля за людьми, чтобы сталкивать их друг с другом, порождать террор и войны. Религия в данном контексте служит целям многих правящих элит мира.
Противоречивость религии
Кроме того, религия вводит в заблуждение – и это еще мягко сказано. В рамках разных религий существует определенное количество различных сект, у каждой из которых имеются свои учения, своя версия истины, а также свой взгляд на то, как человек должен проживать свою жизнь. Только в рамках христианства существует несколько версий Библии, а учения противоречат друг другу. То, что говорится в одной религии в одной части мира, может быть полностью противоположным тому, что говорится в другой религии в другой части мира. Только этого уже достаточно, чтобы ввести в заблуждение и отпугнуть тех, кто на самом деле хочет отыскать правду в религии. И если различные верования проповедуют разные жизненные пути и различные истины, они ведь не могут быть все правы одновременно, не так ли? Именно поэтому, вероятнее всего, все это и объединяется одним словом – «вера».
Религия как механизм контроля
Джон Шелби Спондж – бывший американский епископ Епископальной церкви. Он – один из тех, кто говорит о желании разобраться в этой проблеме. Он считает, что религия превратилась в бизнес и используется в качестве механизма контроля. Очень четко это можно увидеть благодаря росту исламофобии. Религия ислам была превращена в козла отпущения, в цель, на которую люди могут направлять свой страх и злобу. Также это дало повод для вторжения в различные страны, где исповедуется ислам, с целью усиления глобальной национальной безопасности. Однако правда заключается в том, что эта религия не имеет никакого отношения к жестокости или терроризму. Эти искусственно созданные страхи являются частью так называемого «ложного флага» терроризма. Спондж подтверждает, что религия вовлечена в бизнес, основывающийся на контроле. Многие люди этого не понимают, но религия на самом деле является бизнесом, который держится на чувстве вины людей.
Бог и церковь
Каждая церковь заявляет, что именно она является единственной истинной, некоей высшей религиозной инстанцией. Однако идея о том, что Божья истина может храниться где-то в человеческой системе, человеческой вере или даже в человеческой книге – это полный абсурд. Бог – это не христианин. Бог – это не иудаист, не мусульманин, не индус и не буддист. Это все человеческие системы, которые люди создали, чтобы помочь себе же понять божественное чудо.
Сомнительные убеждения
Спондж также описывает разницу между верой и религией. Он изучил немало религий и может сказать, что учения каких-то из них глубоко его затрагивали, а учения других – вообще никак на нем не сказались. Таким образом, нельзя сказать, что существует религия, способная дать ответы на все вопросы. Использование страха в качестве способа убедить людей придерживаться определенного образа жизни или конкретной системы ценностей – это распространенная практика практически в каждой религии, и это определенно не может находить отклик в уме разумного человека. Сама история церкви проблематична. Будь то ее роль в геноциде первых наций в Канаде или в крестовых походах в Европе, церковь всегда насаждала свои взгляды другим людям, а также осуждала науку и любые новые изобретения и открытия.
Ответственность за мир
Каждый должен понять, что люди обязаны принять ответственность за мир. Желание оставлять глобальные изменения «на волю Божью» говорит о том, что таким образом люди просто снимают с себя всю ответственность и фактически не присутствуют в этом мире. Если вы хотите изменить мир, вам нужно сделать это, именно вам, а не кому-либо еще. После террористических атак в Париже сам Далай-лама высказал подобную мысль. Он заявил, что недостаточно просто молиться, необходимо взять на себя ответственность за планету.
Древние письмена
Если говорить о древних религиозных источниках, таких как Библия или Коран, а также множество других книг из различных религий, то стоит принимать во внимание, что они очень и очень стары. Следует также учитывать, что существует несколько версий одного текста. При этом этими текстами манипулировали, их изменяли и искажали в течение многих лет, поэтому крайне сложно принять какой-либо из них просто на веру, без каких-либо сомнений.
Лицемерие и религия
Еще один момент, который может каждого оттолкнуть от религии, – это лицемерие. Многие люди заявляют, что они исповедуют ту или иную религию, но при этом даже не знают ее основных догматов и не могут правильно следовать тому, во что они якобы веруют. Это также можно увидеть и в «духовном движении», которое, в принципе, можно рассматривать как форму религии.
Христианство, буддизм или просто Бог — ваш выбор
Когда речь заходит о религии, каждый человек должен проводить самостоятельные исследования. Вам нужно читать книги и изучать учение собственноручно. Используйте собственную голову и ищите то, что больше всего вызовет отклик в вашей душе. Не поддавайтесь внушению и не позволяйте другим думать за вас. Религиозные тексты всегда открыты для различных интерпретаций, так что только вы сами можете найти в них смысл и применить их к собственной жизни. Вы можете верить в Бога, но при этом не быть религиозными. Религия – это нечто, созданное человеком, и если бы сейчас Бог внезапно появился где-то на Земле, он бы даже не знал, что такое эта религия.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
С недавних пор задумалась я о природе моего негативного отношения к религии. Тема большая, затронуть все ее аспекты в одном посте нереально. Здесь будут рассуждения, почему религия не работает лично для меня, безотносительно мира во всем мире и вселенской гармонии.
У меня есть стремления. Я хочу их реализовать. Я даже не против потратить усилия, чтобы достичь желаемого, но мне хочется идти к цели максимально эффективным путем.
Представители многих религий нашли бы проблему уже здесь. Незачем потакать своим желаниям, утверждали бы они. Это вредно. Желания — от лукавого.
Такие утверждения вызывают у меня внутренний протест. Но вот вопрос: откуда мне знать, верны они или неверны?
Ключевое слово — знать. Как мы вообще знаем? Что такое знание? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как вообще происходит обработка информации у нас в голове.
Среди входных данных есть набор реакций на внешние раздражители. Мне холодно, вокруг шумно, свет яркий. Есть набор реакций на внутренние процессы организма. Хочу есть, хочу спать, мне больно. Оба типа реакций, как правило, сопровождаются эмоциями.
Дальше реакции поступают в обработку. Нужно ли что-то делать? И если нужно, то что? Для обработки реакций и принятия решений используется система убеждений (beliefs). Она формируется в детстве и усложняется по мере того, как человек взрослеет. С помощью убеждений человек рисует в голове картину окружающей реальности. А также любых других реальностей, о которых ему приятно думать. Мне вот нравятся миры Амбера, я люблю рассуждать, как там все устроено.
Убеждения могут быть ложными. К примеру, есть люди, которые верят, что от поцелуя рождаются дети. Чтобы убеждение стало знанием, требуется соблюдение двух условий. Во-первых, оно должно соответствовать реальности (объективная составляющая) и во-вторых, человек должен лично получить подтверждение, что его убеждение правдиво (субъективная составляющая).
Таким образом, есть четыре группы убеждений. Здесь будет немножко нудно, кому совсем невмоготу — можете описание групп пропустить.
1) Подтвержденное истинное убеждение (justified true belief) = знание. Я знаю, что у монеты есть две стороны — орел и решка. Я достала из кармана монету и у нее действительно две стороны — орел и решка. Сколько бы я ни доставала монету из кармана, у нее всегда две стороны. Я могу эту монету дать любому другому человеку, и у него получится тот же результат.
2) Подтвержденное ложное убеждение (justified false belief) = иллюзия. Я пошла на шоу Дэвида Копперфильда и своими глазами видела, как он распилил бородатую женщину. А на самом деле он ее не распилил, она потом выходила кланяться.
3) Неподтвержденное истинное убеждение (unjustified true belief) = пророчество. Я достала из кармана монету и сказала: она упадет орлом. Я подбросила монету и она выпала орлом. Я сказала истину, но без всяких на то оснований.
4) Неподтвержденное ложное убеждение (unjustified false belief) = заблуждение. Я включила шоу телевизионного проповедника и он сказал: в 2011-м году будет конец света. 2011 год пришел и прошел, конец света не наступил. Проповедник наврал, оснований у него тоже никаких не было.
Зачем мне это разделение? Затем, что у разных групп — разная точность прогнозов (predictive power). Моя цель — удовлетворение моих желаний и стремлений максимально эффективным путем. Мне нужен такой набор, где точность прогнозов — наивысшая.
Выше всего точность у знаний. Кстати сказать, количество знаний в мире гораздо меньше, чем количество заблуждений. Дурной совет за пять минут изречь может каждый, а вот подсказать дельный путь к реализации желаемого — уже требует и времени, и усилий, и вникания в ситуацию.
Идеальная система знаний — математика. Ее уникальность в том, что в ней нет противоречий и нестыковок. Следуя правилам математики, всегда получишь один и тот же результат.
В противоположность математике, любая религия — это комплекс заблуждений. В любой религии, которая заявляет что-то помимо “бог существует”, нестыковки вылезают сразу. Бог всемогущ, всезнающ и вездесущ, но при этом есть понятие свободы воли. Бог — воплощение добра и милосердия, но при этом позволяет происходить войнам. И т.д. и т.п.
Сам по себе набор заблуждений — еще не проблема. Вселенная Амбера — тоже набор заблуждений. Равно как и вселенная Средиземья. Это не мешает мне с радостью в них резвиться. Я люблю сказки. При условии, что о них заявлено: это — сказки.
Проблемы начинаются, когда религию приравнивают к математике. То есть утверждают, что закономерности, обрисованные в религии, применимы в объективной реальности и дают сравнимую с математикой точность прогнозов. Ложность этого утверждения видна хотя бы из того, как много течений существует даже в рамках одной религии. В рамках христианства есть десятки тысяч течений. Каждое течение — это попытка применить религиозные принципы, увенчавшаяся результатом, отличным от ожидаемого. Иными словами, точность прогнозов тут такая же, как при гадании на кофейной гуще. То есть отсутствует.
Поэтому жизненные принципы, основанные на религиозных догмах, мне неинтересны. Они не основаны на знаниях. У них отсутствует точность прогнозов. Использовать их для моих целей нецелесообразно. Я ищу знаний. Это исключает религиозные догмы из ряда полезных вариантов. И когда я слышу, как религиозные догмы приравниваются к знаниям, моя реакция может быть только строго негативной.
***
Мне могут возразить: ну что ты такая прагматичная? О душе бы подумала! Мол, у религии есть и хорошие стороны. Она может помочь перенести фокус с себя на извне, смириться с предстоящей смертью, привить моральные принципы и т.д..
Но если уж рассматривать достоинства религии, то только вкупе с недостатками. Я не уверена, насколько люди отдают себе отчет в побочных эффектах религии — равно как и любых других течений, основанных на слепой вере.
Со слепой верой я вижу одну большую проблему. Она отключает критическое мышление. Она пропагандирует легковерие. Она приучает людей к мысли, что бывают просто чудеса и просто мировой порядок. Их механизм непостижим. В них надо просто верить.
Почему это проблема?
Слепая вера поощряет невежество. Невежество создает почву для мошенничества, эксплуатации и насилия.
Почему успешны все эти продавцы воздуха: доктор Кашпировский, баба Дуся, которая поможет при бесплодии, импотенции и иммиграции, фирма-распространитель чудодейственного змеиного масла? Как работает вымогание очень реальных денег под личиной очищения от грехов, изгнания духов, снятия порчи?
Оно работает на легковерии. На доверчивости. Культивирование доверчивости — одна из основ религии.
Плюс, религиозные догмы. У меня волосы встают дыбом, когда фейсбук даже сквозь жесткие фильтры доносит до меня некоторые высказывания православных попов касательно обязанностей и роли женщин в обществе. Пока религия пропагандирует подчиненную роль женщины и настаивает на рождении детей как женском предназначении, она пропагандирует эксплуатацию и насилие.
Мне понятно, откуда вера в богов взялась изначально. Альтернатив не было. Не было инструментов познания мира, которые давали бы повторяемый результат. Рождение детей — мистика. Болезни — мистика. Природные явления — мистика. И каждая такая мистика может тебя убить. И никакого у тебя понимания нет, откуда это и почему случилось. Стараешься-стараешься, а все равно бежишь изо всех сил, только чтобы остаться на месте, сиречь выжить.Тут не только боженьку — целый пантеон придумаешь, лишь бы хоть как-то абстрагироваться от пугающих реалий и создать иллюзию контроля.
Но мы-то живем в то время, когда уже существует альтернатива религии. У нас есть работающий инструмент познания реальности. Он называется наука. Собственно, наука — это единственный существующий инструмент, работающий только и исключительно с реальностью. Научный метод стоит на критическом мышлении и воспроизводимости результатов.
Наука дает методы познания мира. Наука требует ничего не брать на веру по умолчанию. Наука поощряет находить объяснения, которые стыкуются с реальностью. Она приучает задавать вопросы, а не брать на веру готовые ответы. Готовых ответов “один размер подходит всем” не бывает.
Именно поэтому мне интересно решать духовные вопросы путем чтения книг Михаи Чиксентмихайи о потоке, где все выводы основаны на научных наблюдениях и исследованиях, а не Пауло Коэльо, где надо верить, что Вселенная тебе помогает, и не Библии, которая сваливает все на божий промысел.
В результате получается, что все хорошие аспекты, которые обычно приписываются религии, возможны и без нее. Путем хорошего образования. В котором, от отличие от религий и магий, в довесок к хорошему не идет целый багаж плохого.
(Картинка с Pinterest)
Почему люди пишут, спорят и сражаються за религию, но не живут по её правилам ? Потому что они в большинстве своём лицемеры касаемо религии и только делают вид, что они верят или малограмотные и понятия не имеют о чём вообще гласит их религия или выдёргивают из неё отдельные моменты, которые подходят их неизменным инстинктам. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим vikdod 9 лет назад Вся проблема в том,что понятие религия-а это свод законов,обычаев и прочих ритуалов,создали люди,Богу такие понятия не ведомы, у него совершенно другие правила и видения Вселенной.Беда людей в том,что все эти религиозные правила исходят от физического состояния,а не от духовного,материальное ставится на первое место,т.е понятие ГОРДЫНЯ для людей ценится выше,чем понятия Любви.Гордыня-это не умение(а чаще всего не желание)принять что то иное(мышление,поступки),отличающиеся от собственного мнения.А Божьи законы учат,что одного пути(решения)не бывает их множество,и это множество разнообразно,их столько сколько людей на земле.У Бога нет понятие хорошего или плохого,у него есть только тот путь ,который каждый человек выбирает сам,лично!Вот именно этот выбор и запрещает делать религия своими человеческими правилами,т.е религия удаляет человека от Бога,навязывая ему какие то правила,которым он должен следовать физически,на деле человек должен слушать себя,что говорит ему внутренний голос,который мы и называем Богом.Когда слова»Бог внутри каждого из нас»будут восприниматься большинством людей,не ушами и головой(мозгами),а именно тем местом,где и находится Бог(внутри нас)вот тогда и претензии В НЕПОНИМАНИИ РЕЛИГИИ отпадут сами по себе! Мыслящий 9 лет назад Сражаться за религию надо и постаратся жить по её законам . Ведь когда люди борются за религию они в первую очередь хотят чтоб другие люди придерживались её питаются достучатся до людей ведь без религии нет жизни нет духовности нет добра так сказать ведь человек без религии может сделать что угодно а религия призывает его чтоб он не убывал не грабил не делал другим людям плохого и.т.д На счет Ислама . Слово ислам переводится как мир , война это убийство и терор как может какая ни будь религия делать пропоганду террора и насилия . Просто идет война против ислама и против мусульман послушайте Жданова . Знайте же что так называемые террористи исламисти оны воюют против ислама некоторые из них это делают зная и за деньги таких стран как сша и.т.д знайте же что в религии ислама убийство считается самым большим грехом и говорится что кто убьет человека то ему геена вечная . Так что люди изучайте историю что как и откуда чтоб не быть обманутыми .ищите ведь упорно стучаший когда ни будь он достучится и бог любыть терпеливых . Vadim Ivanovich 9 лет назад С самого начала зарождения цивилизации вожди и жрецы всегда шли «нога в ногу», другими словами, политика и религия неотделимы. Массами нужно управлять. Правители бывали и бывают разные, поэтому часто наблюдается ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТЛЫХ МАТЕРИЙ В ТЁМНЫХ ЦЕЛЯХ. Различных вариантов и конфигураций великое множество. Кстати, достаточно много людей, которые и спорят и сражаются и живут по правилам религии, к примеру в исламе, у них вообще война благословляется… трахтенберг 9 лет назад Те кто только спорит и сражается за религию ,не есть люди верующие.Они только используют свои убеждения не на пользу спасения душ а просто в личных целях и для собственной корысти.Если брать христианство то на протяжении истории их, много было искажено правды Божьей, людьми которые в достижении своих личных целей использовали убеждения и символы веры а сами были очень далеки от познания Господа и его заповедей.Надо что бы люди подстраивались под Слово Божье а не Слово Божье под себя,и тогда будет правильно. Отличный вопрос. Знаком смногими людьми которые называют себя верующими из разных конфесий и могу подвердить правдивость этого утверждения. Все дело втом, что скорее для человека имеет значение простая принадлежность к какой-то религии чем выполнение ее правил и учений. Знаете ответ? |
Сам факт
нашего пристального внимания к религиоведению как к науке и учебной дисциплине
свидетельствует помимо всего прочего о нашей неудовлетворенности господствующей
ныне картиной мира. Мы чувствуем и даже осознаем, что исповедуемое современным
российским обществом мировоззрение неполно, размыто, фрагментарно. В своем
социальном преломлении оно совершенно равнодушно к духовному миру личности, к
самой судьбе человека, низводя его к атомизированному потребителю.
Принято
считать, что нынешнее мировоззрение по отношению к природе наукоцентрично. В
отношении ценностей оно проповедует агностицизм. В форме рационализма,
материализма и диалектики оно оформлялось на протяжении последних 500 лет в
западно-европейской философии и привнесено на почву русской духовности
революционными процессами ХХ века. Но именно в СССР оно обрело статус
идеологической догмы. Самый характерный отличительный знак этого мировоззрения — воинствующий научный атеизм. Но коммунистическое мировоззрение, по крайней
мере, было цельным, исповедующим общие для страны и народа цели и по-своему
гуманным. В его структуре было место и философским обобщениям, и научному
знанию, и духовным ценностям. В современном российском мировоззрении от всего
этого не осталось и следа. Обращаясь к религиоведению, мы, очевидно, и
стремимся вернуть мировоззрению цельность и ценности, без которых полноценное
бытие человека, общества и государства невозможно. При этом мы надеемся и
верим, что обретаемые в курсе религиоведения ценности не в пример атеистическим
будут глубокими, истинными и подлинно человечными.
Но не все так
просто. Приступая к разработке систематического курса религиоведения, мы сразу
же сталкиваемся с рядом особых методологических трудностей. Трудности эти
вызваны как сущностной спецификой самой науки и гуманитарной науки — прежде
всего, так и особым статусом религии как объекта научного познания.
Сама религия
есть мировоззрение. Она создает определенную картину мира, решает вопросы
возникновения вселенной и человека, формирует систему целей, ценностей и
смыслов человеческой жизни. Поэтому, стремясь научно познать и описать религию,
религиоведение также вынуждено обращаться к предельно общим вопросам бытия мира
и человека. Сразу возникает вопрос: а под силу ли конкретной гуманитарной науке
исследование и объективное понимание обобщений мировоззренческого уровня?
Возможно ли описать океан, разглядывая его в микроскоп? Возможно ли, держа в
руках стетоскоп, понять, что значит сердце для живого организма? Движимые
самыми благими намерениями, не пытаемся ли мы, исследуя религию средствами
религиоведения, на деле реализовать атеистическую методологию, которая
обосновывается верой во всесилие науки?
В отличие от
религии религиоведение не является мировоззрением, оно не может предложить
своей собственной картины мира и исходить в своих аксиомах и постулатах из
самого себя. Будучи конкретной гуманитарной наукой, религиоведение само
нуждается в философском мировоззренческом обосновании. Таким предельным
обоснованием для религиоведения является определенное решение вопроса о Боге. В
зависимости от конкретного решения этого вопроса, религия через призму
религиоведения предстает перед нами или как истина, или, напротив, как иллюзия
и фантазия.
Религиоведение
позиционируется как научная дисциплина гуманитарного цикла. Как и любая
светская научная дисциплина, религиоведение строится на рационально-логической
основе, исходит из фактов, использует общенаучные методы исследования.
Религиоведение опирается в своих исследованиях на философию, историю,
археологию, антропологию, этнографию, психологию и другие науки. Но, реализуясь
именно в научном статусе, используя значительные научные возможности,
религиоведение вместе с тем сталкивается и с границами чисто научного познания.
Наука, пусть это будет и гуманитарная наука, не в силах опровергнуть или
подтвердить религиозные истины. В лучшем случае она может описать их на уровне
явления.
Как и любая
другая гуманитарная наука, религиоведение имеет дело, прежде всего, с
человеческими ценностями, но в его силах дать лишь некоторые рациональные
знания о ценностях, а не сами ценности. Религиоведение не может проникнуть в
тайну религиозной веры, объяснить ее и возвыситься над теологией и/или
богословием. Как наука вообще, так и религиоведение само по себе не может быть
основой нравственности, не вырабатывает рецептов счастья, не указывает смысла
жизни. Было бы ошибкой и разочарованием ожидать от религиоведения каких-то
сокровенных истин, которые могли бы служить альтернативой религиозным учениям о
спасении — сотериологии.
Между тем
вопрос спасения в прямом смысле становится одним из самых острых вопросов
современной цивилизации1. В условиях глобальных кризисов речь идет
не только о спасении среды обитания, что мировое сообщество уже сегодня
непосредственно чувствует и осознает. Перед научным познанием встает задача
осознания и осмысления необходимости спасения самого человека. Для этого все
ныне философски осмысленные и принятые онтологические основания природного и
социального мира требуют пересмотра с позиций сотериологии. Очевидно, что для
науки здесь возможна лишь одна стратегия — гармонизация отношений с религией. При
этом науке пришлось бы пожертвовать лишь своей гордыней. Если такое сближение
науки и религии когда-либо осуществится, это вызовет мировоззренческую
революцию. Такая революция назрела, она необходима, и она стала бы
свидетельством способности человечества развиваться по действительно
прогрессивному пути.
Методологические
трудности религиоведческого познания в большой степени связаны с общенаучным
решением антропологической проблемы. В центре внимания религиоведения находится
религиозная жизнь человека. Но, как и любая другая гуманитарная наука,
религиоведение имеет дело лишь с внешней, чувственной, телесной стороной религиозного
человеческого бытия. Факты религиоведения — поведение, поступки, высказывания
человека в той или иной религиозной ситуации. Эта ситуация сравнима с ситуацией
в психологии. Строгое следование научным процедурам с неизбежностью ведет
религиоведение к бихевиоризации.
Проблема,
однако, в том, что человек в своей сущности не сводится только к внешнему, к телу.
Человек состоит из двух частей — тела и души. Но проникнуть в жизнь души,
ухватить и раскрыть сущность духа научными средствами невозможно. Как восклицал
лермонтовский Мцыри, «а душу можно ль рассказать»!? Современная научная
психология, например, будучи не в силах наблюдать и описать научными средствами
понятие «душа», просто вычеркнула его из языка психологии. Понятие «душа»
потому и не вписывается в язык науки, что всецело принадлежит языку религии.
Напротив, в религиозном сознании душа не менее онтологична, чем тело. Сущность
души в полной мере раскрывается в Священном Писании и Священном Предании, в трудах
отцов церкви.
Религиоведение
как междисциплинарная гуманитарная научная дисциплина оказывается в сложной
ситуации. С одной стороны, религия как объект научного познания носит
трансцендентный, выходящий за пределы опыта характер. Если допустить, что религиоведение
ставит перед собой задачу выявить сущность религии, то мы вынуждены признать,
что оно не имеет соответствующих научных инструментов и методов. Как алгеброй
нельзя поверить гармонию, так и в истинности религии нельзя удостовериться
логикой и экспериментом.
С другой
стороны, возникают сложности и с определением предмета религиоведения. С
объектом все более или менее понятно — это сама религия. Предмет же
религиоведения, на первый взгляд очевидный, при более пристальном рассмотрении
ускользает. Религию в тех или иных аспектах изучают и другие гуманитарные
науки. Мы знаем и историю религии, и философию религии, и психологию религии и
т.д. Что же, собственно, остается религиоведению? Дать на этот вопрос непротиворечивый
и обоснованный ответ мы не в состоянии.
Здесь самое
время предоставить слово рационалистически мыслящему оппоненту, который может
заявить, что все эти рассуждения не стоят выеденного яйца, ибо наука выработала
устойчивое определение религии и знает, что такое религия. Разве мы не способны
вычленить религию как форму сознания и область культуры? Разве мы не отличаем
одну религию от другой и не знаем, что нам может сказать, и как будет вести
себя верующий человек в той или иной ситуации? Это и является лучшим
доказательством того, что религиоведение и на теоретическом, и на эмпирическом
уровнях обосновало и доказало свои научные возможности.
Оппонент,
безусловно, прав. Религиоведение действительно выявляет собственно религиозные
феномены, описывает, обобщает и классифицирует их. Но как фотографическая
карточка сама по себе ничего не может нам сообщить о сути и механизме
фотографии на уровне химических процессов, так и наука не может ничего сказать
о самом существе религии как духовной связи человека и Бога. Но если мы
способны удовлетворить свою любознательность и выявить механизм получения
фотографии, то обнаружить существование Бога в научном опыте невозможно.
Религиоведение
в своих построениях исходит из научной картины мира. Религия как феномен
присутствует в этой картине, но естественно-научных оснований для ее
существования в этой картине мира не находится. Чтобы не впасть в элементарную
логическую противоречивость, религиоведение должно признать, что религия
является ложной формой сознания. Или, что сделало бы честь его научной
объективности, согласиться, что действующая ныне научная картина мира не
является достаточно полной и истинной, поскольку отвергает онтологический
статус Бога. Но в этом случае науке пришлось бы признать, что вся ее критика
религии на протяжении последних 500 лет, все ее притязания на монопольное
владение истиной о мире и человеке были ошибкой. Именно этот груз исторического
опыта и является одним из главных препятствий, мешающим науке подчинить все
свои инструментальные цели и средства высшей цели спасения мира.
В качестве
научной дисциплины религиоведение порождено мировоззренческими запросами общества
и государства, возникшими в результате разрушения коммунистического СССР. В
целях уточнения нашего понимания особенностей религиоведения — в единстве его
научных возможностей и границ, а также гуманитарных ценностей и целей — обратимся
к господствующим ныне мировоззренческим постулатам. Отметим, кстати, что без и
вне мировоззрения человек жить не может. Человек жаждет мировоззрения. Это —
одна из основных его духовных потребностей.
Как и сама
природная и социальная реальность, мировоззрение — и на уровне индивида, и на
уровне социальной группы, и общества в целом — является крайне сложным,
изменчивым и противоречивым духовным образованием. Очевидно, тем не менее, что
его ядро составляет трудноуловимая диалектика рационального и
вероисповедального начал, ибо человек познает мир и живет в мире, опираясь и на
разум, и на веру. Способности рационального и вероисповедального познания мира
изначально даны человеку. Эти способности реализуются в стремлении познать
истину, то есть увидеть и понять мир таким, каким он является на самом деле.
Важнейшим
способом рационального познания истины выступает наука. При этом научное знание
ограничено. Оно более или менее успешно описывает внешний мир, но не может
проникнуть в его сущность. При всей своей научно-технической мощи человек не
может воспроизвести в самой суперсовременной лаборатории природную воду или
почву, шелк или шерсть, овощи или фрукты. Напрягая все свои логические
способности, человек не может научными средствами постичь тайну жизни.
Другая сторона
жизни человека — это постоянный поиск ответов на вопросы, которые ни логика, ни
эксперимент принципиально не способны разрешить. Вглядываясь в мир чуть
пристальнее, человек не может не удивляться и не восхищаться его совершенством
и гармонией. В природе есть все, и нет ничего лишнего. Как это понять и как это
объяснить? Опираясь только на «чистый» разум, невозможно ответить на вопрос,
откуда и зачем жизнь, в чем смысл моей личной жизни. Ответы на эти вопросы
может дать только вера, которая реализуется в форме религии.
Вера теснейшим
образом связана с мышлением, более того, именно она обусловливает ход,
направление и содержание мысли. Мышлением, пусть и в своеобразной и/или
примитивной форме, обладают и животные, но вера свойственна только человеку.
Предельно упрощая, но обнажая суть мировоззрения, его можно представить как
единство двух разных сфер познания бытия — естественно-научного и
духовно-религиозного. Наука и религия как самые важные уровни мировоззрения и
области культуры сами по себе не противоречат друг другу. Они реализуют два взаимозависимых,
но разных плана существования человека. Наука призвана решать вопросы земной,
телесной жизни человека, религия открывает человеку высшие и вечные ценности и
смыслы его бытия. Основа первой — логика и эксперимент, основа второй — вера.
Противоречат
друг другу люди, движимые амбициями, страстями, а порой и банальной глупостью.
М.В. Ломоносов высмеивал стремления химика изучать химию по Псалтири и математика,
желающего измерить Волю Божью циркулем. Даже когда католическая церковь устраивала
суд над Галилео Галилеем (1564-1642; суд — 1633), это было не столкновение
науки и религии, а, скорее, столкновение человеческих характеров и властных
амбиций. Ведь сам Галилей был искренним католиком и ни в коей мере не покушался
на истины Откровения.
Ученый может
быть и глубоко верующим человеком, но он может быть и агностиком, и атеистом.
Ни религиозная вера, ни атеизм напрямую не влияют на научные результаты.
Практически все выдающиеся мыслители и ученые Нового времени были религиозны. Когда
Иоганн Кеплер (1571-1630) открыл и математически описал законы движения планет,
он обратился к Богу с молитвой: «Благодарю Тебя, Господи, Создатель наш, за то,
что Ты дал мне зреть красоту твоего создания и ликовать при виде дел рук
Твоих». Великий Ньютон (1643-1727) мечтал стать священнослужителем. В его
эпитафии значится «…он утверждал своей философией величие Всемогущего Творца, а
нравом насаждал требуемую Евангелием простоту…». Создатель современной науки Р.
Декарт (1596-1650), получивший фундаментальное католическое образование в
иезуитском колледже, возводил все устройство мира к Божественному Разуму. Но
уже Лаплас (1749-1827) гордо заявляет Наполеону, что он не нуждается в гипотезе
Творца. А сегодня и сам папа римский разрешил любому католику свободно придерживаться
любой концепции происхождения человека, пусть даже это будет богоборческая
концепция дарвиновской эволюции.
В современном российском обществе царит
мировоззренческий хаос, вызванный, в первую очередь, развалом советского
коммунистического цивилизационного проекта. Претензии этого проекта на владение
самым истинным, основанным на авторитете науки мировоззрением, рухнули вместе с
коммунистическим государством. Обрушенное государство повлекло за собой
разрушение единого обществаП с
единым народом. Как будто о нас сказал Шекспир: — «развал в стране и все в
разъединенье». С полным основанием можно утверждать, что сегодня население
России представляет собой, по крайней мере, два народа, которые живут, не
понимая друг друга и практически не соприкасаясь друг с другом3. Один
народ — народ «новый», народ-победитель — это тот, который взял от перестройки
и реформ все, о чем мечтал: власть и собственность. При этом он отверг самый
дух Отечества. Другой народ — «старый», традиционный, неудачливый, который
составляет абсолютное большинство населения России. Дух Отечества, однако,
угасает и в нем.
Прошло без
малого 20 лет, но новое мировоззрение, которое могло бы не только превзойти, но
хоть как-то по глубине, цельности, социальному единству и оптимистическому
видению будущего сравниться с ушедшим в лету, так и не создано. Мы сегодня не
способны ответить на вопрос, что из себя представляет то общество, в котором мы
живем? Вопрос же о национальной русской идее даже и не ставится. Мы сегодня — и
на уровне общества, и на уровне индивида — живем по принципу «carpe diem» — лови момент, страшась
посмотреть на свою жизнь с точки зрения вечного. Практический и логичный
результат такого мировоззрения — деградация всех сфер бытия, включая сюда и
само мировоззрение. Самый же главный результат — физическое вымирание того,
второго, «старого», традиционного народа, который так и не сумел, точнее,
которому «новый» народ не дал ни единого шанса вписаться в новую жизнь.
Представляется
очевидным, что решающая роль в выработке мировоззрения, навязывания его массам
и контроль за его практической реализацией принадлежит правящим элитам. Сущность
этого мировоззрения вовсе не в том, чтобы напряженно всматриваться в тайны
мироздания и человеческой души. Оно вовсе не преследует целей научного
постижения истины и духовно-нравственного совершенствования человека. И уж тем
более оно не обеспокоено вопросами спасения мира. Фактически сам статус,
значение и роли мировоззрения разрушены и заменены психо-социальными
технологиями воздействия. Цели этих технологий в том, чтобы политические и
экономические интересы элиты не подвергались сомнению, пусть они коренным
образом расходятся с интересами народа, страны и государства. Тем более они не
должны вызывать социальный протест. Поэтому, как и материальные богатства
страны, мировоззрение, точнее, каналы и способы его формирования и навязывания
массам, сегодня приватизированы «новым» народом. Оно превращено в инструмент
манипулирования, в мощнейшее средство навязывания массам выгодной элитам
картины природного и — особенно — социального мира и духовно-религиозных
ориентаций.
Какова же природа этих прививаемых народу
духовных ценностей? В своей истинной глубине они носят богоборческий характер. Разваливая
СССР, «прорабы перестройки» и «пионеры реформ» и не помышляли создать новую
онтологию и возродить христианскую духовность. В борьбе с коммунизмом на щит
были подняты идеалы индивидуальной свободы, которые проповедовались
западническими и доморощенными жрецами либерализма. И религиоведение пришло на
смену «научному атеизму» в конечном итоге даже не потому, что атеизм, вдруг,
был осознан как мировоззренческое заблуждение. Нет, атеизм, во-первых,
коррелирован с земными устремлениями к коллективному, всеобщему счастью, а
во-вторых, он не политкорректен, не толерантен. И то, и другое находится в
явном противоречии с установками элитарного либерализма.
Либерализм
проповедует презрение к коллективному как к изжившей себя архаике. Идеал
либерализма — свободный и успешный экономический индивид, готовый и способный
противостоять всему миру в достижении своих интересов. Религиозной подоплекой
этого идеала является протестантское избранничество, но никак не православная
соборность. Современный либерал освобождает себя от всякого долга, не
связанного с его индивидуальными целями. При этом он требует толерантного к
себе отношения, демонстрируя толерантность ко всему, что не встает на его пути.
Он очень подозрителен ко всему, что хоть как-то ориентировано на пестование
духовного в человеке, например, он категорически против преподавания в русских
школах курса «Основы православной культуры». Но он равнодушно поощряет все, что
сводит человека к животному началу, к инстинкту, к личностной и социальной
патологии.
Религиоведение
в этом социально-политическом контексте сегодняшнего мировоззрения есть некий
компромисс между наукой и религией. Историческая практика показала, что уничтожить
религию невозможно. Но и принять ее за основу духовности и морали правящие российские
элиты тоже не могут. Отсюда и те компромиссы с религией — в области права, в
социальной и культурной политике, в образовании — на которые государство
вынуждено идти.
И, тем не
менее, религиоведение с научных позиций в какой-то мере углубляет и расширяет
понимание религии как фундаментальной основы культуры. Оно сделало шаг
чрезвычайного значения и важности — отказалось от умерщвляющей дух идеологии
атеизма в пользу научной объективности и диалога с религией. Если здоровое ядро
в русской — православной по своей сути — цивилизации все-таки еще сохраняется,
религиоведение будет эволюционизировать в сторону теологии. Оставаясь наукой, оно
должно отдать вопросы сущностного понимания религии самой религии. Его полем
деятельности могли бы стать вопросы проявления многообразных феноменов религии
в истории и культуре общества. Но сама религия должна постигаться не через воззрения
Фейербаха, Маркса и Фрейда, но через Откровение и духовные прозрения Иллариона,
Григория Паламы и Иоанна Кронштадского. И тогда надуманная головоломка с
формулировкой предмета религиоведения разрешилась бы сама собой. И тогда
сотериологические императивы человечества были бы обоснованы новой фундаментальной
религиозно-научной онтологией.
Хотелось бы
верить, что так и будет. Но уже сегодня религиоведение способно — при должном
его преподавании и усвоении — показать, что наука — важная, но не единственная
форма познания. Уже сегодня религиоведение, нацеленное не на борьбу, а на
диалог с религией, может способствовать пробуждению души человека и осознанию
им вечной и абсолютной истины: «не хлебом единым жив человек». Оно может
реализовывать те же цели, что и «чистая» наука и «искусство для искусства» —
дать возможность увидеть красоту и гармонию мира. Оно может рассказать человеку
о любви, которая есть долг и которая одна только и преодолевает смерть. Оно
может помочь человеку понять самого себя и истинные смыслы и цели своей жизни.
1. См. об этом подр.: Александр Панарин. Христианский
фундаментализм против «рыночного терроризма». // «Наш современник», 2003 г., № 1
2.
Просто, ясно и убедительно об этом пишут ученые-священнослужители. См., напр.:
Протоиерей Георгий Нейфах. Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки
и религии.- М.: «Правило веры», 2005.; Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука
и религия. Дух, душа и тело.- «Троицкое слово, 2001.
3. См. об этом подр.: Сергей Кара-Мурза. Исчезновение
народа. // «Наш современник», 2006, № 2