Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Обелиска» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы.
Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, из которых и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.
Содержание
- Основные персонажи повести
- Быков «Обелиск» очень кратко
- Короткий пересказ «Обелиск» Быкова
- Содержание «Обелиск» с цитатами
- Видео краткое содержание Обелиск
Основные персонажи повести
Главный герой:
- Алесь Иванович Мороз – сельский учитель, честный, справедливый, преданный своему делу.
Другие персонажи:
- Тимофей Титович Ткачук – пенсионер, который до войны работал заврайоно, а после – служил в партизанском отряде.
- Павел Иванович Миклашевич – сельский ученик, воспитанник Мороза, благодаря которому он остался в живых.
- Коля Бородич – шестнадцатилетний подросток, самый старший и самый преданный своему учителю подросток.
- Рассказчик – журналист, поведавший историю сельского учителя Мороза.
Быков «Обелиск» очень кратко
Краткое содержание «Обелиск» для читательского дневника:
Герой произведения узнает о смерти Павла Миклашевича – школьного учителя из деревни Сельцо, к которому рассказчик давно собирался приехать. Решает отложить все дела и съездить на похороны. Ученики очень любили Миклашевича, а жители села отзывались о нем с большим трепетом и уважением.
По приезде в деревню, герой приходит на поминки, где жители вспоминают его как хорошего учителя и отличного коммуниста. Но внезапно слово берет Ткачук – бывший учитель в той же школе, в которой работал Миклашевич. Он выражает своё недовольство и предлагает вспомнить Мороза, но никто не поддерживает Ткачука.
Он, а следом и рассказчик, удаляется. Решив ловить попутки до города вместе, журналист просит Ткачука поведать историю об этом Морозе, что бывший учитель и делает.
Ткачук повествует о том, что Мороз был учителем, который всеми силами заботился и оберегал своих подопечных. Он провожал их до дома в темное время суток и даже купил ботинки сестрам-близняшкам; поселил у себя ученика, который потом оказывается Миклашевичем. Мороз хотел не столько вбить знания в умы своих подопечных, сколько сделать их них настоящих людей.
Потом началась война. Через некоторое время белорусскую деревню захватили немцы, а Ткачуку пришлось вступить к партизанам. В это же время, Мороз не переставал приглядывать за детьми и обучать их, он активно помогал партизанскому движению.
Время шло, всё больше людей начали переходить на сторону немцев и вступать в должность полицаев. Одним из таких людей местный сельчанин, который получил прозвище Каин. Он заподозрил Мороза в связи с партизанами и устроили обыск в школе.
Несмотря на то, что допросы не дали никаких результатов, некоторые из учеников решили отомстить переметнувшемуся обидчику, среди них был и Миклашевич. Молодые ребята решили подпилить опоры моста, по которому ехал Каин с другими полицаями и немцами.
Диверсия удалась, один их «белых повязок» умер, но кто-то из выживших сумел разглядеть фигуры детей в кустах. Через час вся деревня уже знала, что произошло.
Ровно в полночь у двери Мороза послышались шаги, а затем и стук. В дверях стоял полицай, который сообщил учителю, что всех его учеников, причастных к происшествию схватили.
Через пару дней партизанам пришло сообщение, что немцы хотят обменять учеников на Мороза, а нет – хлопцев повесят. Несмотря на разногласия, учитель все же сдается немцам, но те не отпускают учеников. Во время перевода пленных через мост, удается сбежать только Миклашевичу, остальных вешают.
Героических подвиг Мороза, который не мог поступиться собственных принципов, стал забываться и смешиваться с ложью, и все жители начали считать его человеком, сдавшимся в плен, а в честь молодых ребят, действовавших опрометчиво, был поставлен обелиск.
Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.
Короткий пересказ «Обелиск» Быкова
Василь Быков Обелиск краткое содержание:
Данное произведение автора посвящено военной тематике, как и остальные другие его труды.
Повесть с первых строчек знакомит нас с журналистом, посетившим деревню Сельцо. Он узнает от одного из жителей о кончине педагога Миклашевича.
Давно он был знаком с этим человеком. Когда- то на одной конференции Миклашевич попросил помощи в одно деле. В годы войны он работал на партизан. Фашисты зверски расправились с его друзьями. Они вместе учились в школе, и вот враги их уничтожили. Учитель много ходил по инстанциям и ходатайствовал, чтобы поставили им памятник. И его просьбу выполнили.
Когда журналист прибыл в деревню, он тот час направился в образовательное учреждение. Ему сразу же показали, где проходили поминки. Много слов было сказано о том, как советские люди победили в суровой войне, какие в стране происходят достижения, но никто не обмолвился о покойном.
И тогда бывший преподаватель Ткачук сильно возмутился, что даже ушел с поминального обеда, а журналист направляется к обелиску. Там был и Ткачук. Памятник был ухожен, и на нем аккуратно было написана фамилия – Мороз. Тут ветеран и рассказал корреспонденту историю про Миклашевича.
В 1939 году Тимофей Титович был руководителем районо, а Мороз преподавал в этом селе. Здесь же проживала одна полька, которая писала постоянно жалобы на учителя за то, что он неправильно воспитывает детей. Но Алесь Иванович помогал детям освоить программу на белорусском языке и содержал школу в порядке. Так что у него можно было многому научиться.
Учитель проявлял большую заботу о детях. Однажды в сильный мороз он пошел провожать домой двух учениц, а потом купил им обувь, чтобы они могли регулярно посещать занятия, ведь семья это была очень бедная.
Но вскоре война нарушила все планы образовательной деятельности. Гитлеровцы с первых дней были уже в их селе. Педагоги ушли в отряд к Селезневу, стали готовиться к обороне. И вот Ткачук и Сивак отправились разведать, что происходит в деревне. И были удивлены тем, что мороз продолжал вести занятия в школе.
Ночью педагог встретился тайно со своими односельчанами и сказал им, что он остался в деревне, потому что боится за детишек. Ему будет удобнее находиться здесь, наблюдать за происходящим и все докладывать в отряд.
Первоначально все шло гладко, Алесь Иванович помогал, как мог. Но в один из дней, выслушав донос от полицая Лавченя, предателя Родины, на педагога фашисты прибыли в школу. Они разгромили все, и обыскали ребят. Потом они устроили допрос Морозу.
После всего это ученики приняли решение убить полицая. Они подрезали столбы у моста, и проезжавшая машина с гитлеровцами и полицаем рухнула в воду.
Миклашевич все рассказал педагогу о происшествии, и он, конечно, не одобрил их поступок. А потом всех ребят схватили. Фашисты требовали, чтобы ученики выдали, где находится их учитель. Алесь Иванович пришел сам к ним.
И хотя немцы обещали мальчишек отпустить, слово они свое не сдержали. Всех их сильно пытали, а потом расстреляли. Мороза забили насмерть. А Павлу Милашевичу удалось бежать, хотя, и ранен он был тяжело в грудь.
После войны никто не считал, что Мороз совершил героический поступок, однако, Милашевич доказал обратное. В последнее время, конечно, он сильно болел, дала знать его старая рана, да и сердце пошаливало. Но он смог напомнить людям, что в их селе жил человек, который немало сделал в освобождении страны от немецких захватчиков.
Повесть учит нас тому, что когда придется сделать какой-то важный шаг в своей жизни, нужно уметь сделать выбор между честью и бесчестием, и поступить так, как подсказывает твоя совесть.
Содержание «Обелиск» с цитатами
Рассказчик, встретив «на улице знакомого, давнишнего товарища по работе», узнал о смерти учителя Миклашевича, жителя белорусской деревни Сельцо. Он уже два года собирался навестить своего хорошего знакомого, но все время находились какие-то неотложные дела, мешавшие этой поездке. Теперь герой торопился на похороны.
Павел Иванович Миклашевич был «обыкновенным сельским учителем»: не лучше и не хуже многих своих коллег. Он «пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти», также он был очень болен, но никогда никому не жаловался.
Приехав в Сельцо, рассказчик узнал, что Миклашевич, несмотря на серьезную болезнь, работал до последнего дня. На его поминках он познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который в прошлом учительствовал в Сельце.
Возвращаясь домой, рассказчик со своим новым знакомым дошел до небольшого, но очень ухоженного обелиска, на котором висела «черная металлическая табличка с пятью именами школьников», совершивших подвиг. Они разговорились, и герой узнал от бывшего учителя историю Миклашевича.
Перед войной Тимофей Титович «работал в районе заведующим», а в местной школе преподавал Мороз и одна пожилая полька – «Подгайская, пани Ядя». Она регулярно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата».
При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.
Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.
Однажды Тимофей Титович узнал, что Мороз приютил у себя парнишку, которого часто избивал отец. Им оказался «Павлик, Павел Иванович, будущий товарищ Миклашевич». Вскоре Ткачука вызвал к себе прокурор и приказал отправиться к Морозу в сопровождении милиционера и вернуть мальчика отцу.
Миклашевич-старший с силой отобрал ребенка у учителя и, не стесняясь многочисленных свидетелей, стал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз заступился за беспомощного ученика. Вскоре он добился суда, и Миклашевича-старшего лишили родительских прав.
Среди старших учеников деревенской школы особенно выделялся Коля Бородич – «приметный парень, упрямого, молчаливого характера», который очень любил своего учителя. Однажды Алесь Иванович взял на себя вину за совершенное Колей хулиганство, и с тех пор жители со всей округи стали «смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника».
«Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня» обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.
Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был немало удивлен, когда узнал, что Мороз остался в деревне, собрал всех ребятишек и «с разрешения немецких властей» продолжил их обучение. Тимофей Титович засомневался было в учителе, но при личной встрече понял, что он не предатель, а «честный, хороший человек», который в первую очередь печется о детях.
Когда Морозу удалось чудом раздобыть радиоприемник, он стал «два раза в неделю передавал сводки в отряд». Поначалу все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским бойцам, как мог.
Но однажды на него донес местный полицай, и в школе появились фашисты. Они обыскали школу, учеников, провели допрос Морозу: «часа два по разным вопросам гоняли», но все обошлось.
После этого происшествия ученики во главе с Колей Бородичем решили убить полицая. Подрезав опоры моста, они устроили так, что машина с немецким офицером и полицаем рухнула в воду. Предстоящую операцию мальчики держали в тайне даже от любимого учителя. Не выдержал только маленький Павлик Миклашевич, который все ему рассказал.
Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.
Когда Мороза и ребят повели к месту казни, «сбежалась вся деревня». По дороге учителю удалось отвлечь внимание конвоя и тем самым дать шанс спастись самому младшему – Павлику Миклашевичу.
Мальчика ранили в грудь – он «не шевелился и выглядел совсем мертвым». Полицай ударил его прикладом по голове и «спихнул в канаву с водой».
Павлику повезло: ночью его отыскала одна бабка и отправила к отцу, который, несмотря на свой суровый нрав, выходил сына.
Вот только огнестрельная рана и долгое лежание в холодной воде сделали свое черное дело, и Павлик заболел туберкулезом. Он «почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил», но ничего не помогало. Умер же он от того, что «сдало сердце».
После окончания войны о подвиге Мороза попросту забыли, ведь он не убил ни одного немца, к тому же добровольно отправился в плен к врагу. И только спустя много лет имя сельского учителя было реабилитировано в глазах общества.
Заключение
Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться прежде всего на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным.
Видео краткое содержание Обелиск
В конце тёплого октябрьского дня, когда «урожай уже выращен, а природа полнилась покоем погожей осени», сорокалетний журналист одной из районных газет Гродненской области, встретив на улице знакомого, узнал, что два дня назад умер ещё молодой (36 лет!) учитель Миклашевич из села Сельцо…
Предыдущая
Краткое содержаниеКраткое содержание «Последний дюйм» Олдриджа
Следующая
Краткое содержаниеКраткое содержание «Коварство и Любовь» Шиллера
Гость:
Такой сад надо увидеть воочию, чтобы испытать светлое, радостное потрясение перед его величием и мощью Здесь, близ старинного городка Обояни.медовый яблочный аромат не просто витает в воздухе – он царственно господствует над всеми запахами позднего лета
Можете вы себе представить яблоневый сад размером в три тысячи гектаров?.На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощённый плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти. Весной над садами, облитыми бело – розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьёв.
Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь…
На чтение 12 мин Просмотров 14.2к. Опубликовано 18.06.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Обелиск» менее 1 минуты и подробно за 8 минут.
Очень краткий пересказ повести «Обелиск»
Рассказчик отправляется на похороны знакомого белорусского сельского учителя. На поминках он узнаёт из уст очевидца событий 1942-го года историю подвига Алеся Ивановича Мороза и его нескольких учеников. Во время войны школьники совершили покушение на полицая, за что и они, и их учитель были повешены немцами. В живых остался только Павел Миклашевич, который продолжил дело своего учителя и воспитывал детей до последнего вздоха. Он же добился установки возле деревни Сельцы обелиска в память своим погибшим товарищам.
Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик – журналист, пересказывающий историю учителя из посёлка Сельцы со слов попутчика. Повествование ведется от его лица.
- Алесь Иванович Мороз – учитель в деревушке Сельцы, погибший в военные годы. Прихрамывал, но был плечист и располагал к себе, глядя в глаза смело и уверенно. Человек с большой буквы, преданный своему делу. Посвятил жизнь обучению детей не столько грамоте, сколько умению слышать собственную совесть, любви к ближнему, заботе о тех, кто слабее. Был примером своим ученикам. Погиб, чтобы в трудную минуту поддержать их, не оставить наедине со смертью.
- Тимофей Титович Ткачук – грузный пенсионер с орденами на груди, с которым рассказчик познакомился на поминках Миклашевича. До войны заведовал образованием в районе. В войну был партизаном, лично был знаком и с Миклашевичем, и с его учителем Морозом. По дороге в город рассказал историю Алеся Ивановича Мороза и его учеников. Терпеть не мог несправедливости. Нервничал и взрывался, если кто-то без должного почтения говорил о Морозе. Болезненно относился к тому, что в Сельцах старались забыть о существовании и заслугах учителя.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Павел Иванович Миклашевич – сельский учитель, на похороны которого отправился рассказчик. В подростковом возрасте состоял в группе ребят, преданных Морозу. Жил у учителя, отказываясь возвращаться к отцу, который его часто бил. На момент покушения на Каина Павлу шёл пятнадцатый год. Единственный из организаторов покушения, кому удалось выжить. Продолжил дело своего учителя. Много болел, так как ранение, полученное при побеге, спровоцировало развитие туберкулёза, но учил детей до последнего вздоха. Своими силами поднял историю партизан в родных краях. Благодаря ему возле Сельцов стоит обелиск с именами школьников, безвременно погибших в 1942 году от рук фашистов.
- Пани Ядя – пожилая учительница, старая дева, работала в одной школе с Морозом. Тоненькая, невысокая, очень воспитанная дама.
- Коля Бородич – около 18-ти лет, самый преданный из воспитанников Мороза. Был старшим в группе учеников сельского учителя. Стал зачинщиком покушения на полицая Каина.
- Ксендзов – молодой заведующий районом, который вступил в спор с Ткачуком на поминках, когда речь зашла об учителе Миклашевича. Он считал неуместным вспоминать Мороза за поминальным столом.
- Тётка Ядвига – вдова с тремя детьми, приютившая в самом начале войны Ткачука и его товарищей.
- Василь Усолец – знакомый Ткачука, отказавший ему в ночлеге, когда тот уходил в партизаны.
- Майор Селезнёв – своенравный, решительный мужчина, главным в отряде партизан.
- Сивак – районный прокурор.
- Витька – паренек из Будиловичей, вступившийся за девушку против троих хулиганов. Выяснилось, что до пятого класса он учился у Миклашевича.
- Владимир Лавченя – полицай в Сельцах. Несмотря на то, что работал на немцев, оказался неплохим мужиком, много чем помог партизанам. Предупредил Мороза, чтобы тот бежал, когда Каин схватил его учеников.
- Каин – ещё один полицай в Сельцах. Фамилии его Ткачук не помнил. А прозвище такое селянин получил за то, что много плохого сделал своим. Командиров раненых нашел и расстрелял, сжёг дом связного партизан и убил всех его родных, Мороза и его ребят погубил.
- Ульяна – смелая, боевая девушка из деревни Сельцы, помогала партизанам во время войны. Была расстреляна немцами.
- Тимка и Остап Кажаны – братья, воспитанники Мороза.
- Смурный Николай – самый младший из преданной группы ребят Мороза.
- Смурный Андрей – парнишка-воспитанник Мороза, состоял в небольшой группе ребят, решившихся поквитаться с Каином.
- Миклашевич-старший – отец Павла. После смерти матери мальчика женился вновь. Бил мальчишку нещадно, но, когда Павлика нашли еле живым, выходил ребенка.
- Антон Одноглазый – сосед бабки, которая обнаружила в канаве чуть живого Павлика. Отвёз мальчишку к отцу.
Краткое содержание повести «Сотников» подробно
Рассказчик, возвращаясь из командировки, встретил на улице коллегу, который сообщил ему о смерти сельского учителя Павла Ивановича Миклашевича. Два года журналист не мог найти времени, чтобы посетить Сельцо, где жил и работал этот учитель, чтобы помочь ему в каком-то запутанном деле. Об этом деле Миклашевич заговорил с ним в день, когда они виделись в первый и последний раз, на перерыве, во время учительской конференции.
Учитель искал что-то в истории партизанской войны. Его хлопотами в Сельце уже стоял памятник школьникам, безвременно погибших от рук фашистских захватчиков в 1942-м году. Оставалось значит что-то ещё. И Миклашевич просил помощи, а рассказчик с ней опоздал. Ему стало не по себе: прежние причины, отвлекающие его от поездки в Сельцо, теперь показались неуважительными, и, словно заглаживая вину, он поспешил отправиться на похороны учителя.
Успел он только к поминкам, где познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который, как показалось остальным присутствующим, неуместно заговорил за поминальным столом о Алесе Ивановиче Морозе, бывшем учителе покойного. В помещении образовалась напряженная атмосфера. Ткачук засобирался домой в город, рассказчик присоединился к нему. Автобуса не было, мужчины пошли пешком, надеясь поймать попутку.
Они дошли да развилки, где был установлен тот самый памятник: скромный бетонный обелиск чуть выше человеческого роста, где на чёрной металлической табличке были выбиты пять имён. Сверху над ними белой краской кто-то дописал новое имя: Мороз А.И. Об этом человеке и поведал Ткачук рассказчику, пока они добирались до города.
Ткачук Тимофей Титович в районе был заведующим и занимался вопросами образования, в Сельцах тогда работали учителями Алесь Иванович Мороз и пани Ядя. Мороз был начинающим учителем с собственным мнением о том, каким должно быть воспитание детей. Пани казалось, что он опускается до панибратства с учениками и не умеет удержать дисциплину. Но, как в этом убедился Ткачук лично, он просто делал упор на воспитании в детях чувства собственного достоинства, ответственности, веры в справедливость и сострадания к ближнему. И сам был всегда для своих подопечных главным примером. Дети обожали своего учителя.
Мороз даже спас мальчика по имени Павлик от собственного отца, который часто распускал руки. Он приютил его у себя дома и добился, чтобы ребенок оставался у него на попечении. Павлик – это и был будущий учитель в Сельцах, Павел Иванович Миклашевич.
Среди учеников Мороза выделялся Коля Бородич, он, даже окончив четырехлетку, продолжал держался возле любимого учителя, который как-то выручил парня. Коля «напакостил» в храме, осквернил алтарь, дело дошло до прокуратуры, а учитель вступился за него, объяснив его некрасивый поступок своим неверным воспитанием. С тех пор относиться в Сельцах к Морозу стали с особой теплотой.
Рассказ Ткачука прервался, так как на дороге показалась одинокая повозка. Лошадь шла порожняком, возница согласился подбросить мужчин до деревни Будиловичи, от которой до города ходил автобус. Оказалось, возница был знаком с Миклашевичем, лежали в одной больнице. Новый попутчик рассказал, что недавно один парнишка из Будиловичей, Витька вступился за девушку, сильно пострадал, так как не побоялся, против троих выступил. Выяснилось, что в начальных классах мальчишка учился в Сельцах, у Миклашевича, умел учитель правильно воспитывать своих подопечных. Затем Ткачук продолжил свой рассказ.
Началась война. Уже на третий день Сельцы захватили фашисты. Многие жители прогнулись под гнётом и даже пополнили ряды полицаев. Ткачук подался в партизаны, про Мороза узнал, что тот продолжает учить детей с разрешения немцев. Был момент, когда Тимофей Титович засомневался в учителе, но личная встреча расставила всё на свои места. Мороз не только продолжал направлять, оберегать от фашистской пропаганды и учить уму-разуму молодёжь, но и служил связным с внешним миром для партизан. Единственный на всё село приёмник был у него, селяне принесли. С помощью его местные жители и партизаны узнавали новости о продвижениях на фронте.
Учителя невзлюбил, так как подозревал в пособничестве партизанам, один полицай по прозвищу Каин. С его подачи в конце зимы полиция нагрянула в школу во время занятий с проверкой. Немцы обыскали всё, вплоть до сумок детей, учинили двухчасовой допрос учителю, но ничего не нашли и не выяснили.
Ученики Мороза задумали избавиться от Каина. Учитель им такого риска брать на себя не позволил. Прознав про то, что мальчишки на полицая зуб точат, Мороз строго запретил им к Каину даже приближаться. Но ребята всё же придумали план мести. В их числе был Павел Иванович Миклашевич, тогда ещё Павлик. А ещё Коля Бородич, братья Тимка и Остап Кожаны, Смурный Николай и Смурный Андрей, однофамильцы. Их имена позже напишут на обелиске. Один только Миклашевич жив остался после того случая.
Подстерегли Каина, когда тот ехал из отцовского хутора в Сельцо. Дорога шла через мостик, мальчишки подпилили столбы, чтобы машина ушла под мост. Каин ехал не один, а с двумя полицаями и немцем. После обвала моста, погиб только немец, его придавило кузовом. Остальные обошлись испугом да ушибами. Не мог Каин оставить покушение без наказания, быстро вычислил ребят и учителя бы тоже прихватил, но его предупредил другой полицай — Лавченя. Мороз ушёл к партизанам.
Дня через три к партизанам пришла связная Ульяна. Приходить в штаб ей можно было только в самом крайнем случае. Немцы объявили ультиматум сельчанам: требовали Мороза в обмен на жизни его учеников. Абсолютно всем было ясно, что фашисты, захватив учителя, не отпустят мальчишек, но Мороз ушёл и сдался. Добровольно сдаться в плен – хуже греха не придумаешь, но учитель не мог оставить своих ребят. Только это мог понять не каждый.
Здесь рассказ Ткачука оборвался, подъехали к Будиловичам. До автобуса время ещё было, попутчики зашли в небольшое кафе, чтобы выпить. Рассказчику хотелось узнать, чем закончилась история.
Мороз сдался. Его посадили к ребятам в амбар. После пыток и избиений всех семерых повели в другое место, задержанные и селяне были уверены – на смерть ведут. Шли измученные пленники молча, парами, со связанными руками, первыми поставили учителя и Павла. Возле того самого моста Мороз тихонько спросил Павлика, сможет ли тот бежать, и велел броситься в кусты, как только он крикнет. Павлик продолжал молчать, но в душе его загорелась надежда. Он стал ждать. Когда Мороз крикнул, паренёк рванул зайцем через кусты в лес. Немцы подстрелили его в спину, выволокли на дорогу и избили учителя. Павлик казался мёртвым, но Каин для уверенности ударил мальчишку по голове прикладом и столкнул в канаву с водой. Полуживого Павлика нашла бабка. Позвала соседа Антона Одноглазого, а он сообщил отцу Павла. Хоть и не ладилось до того у них, отец долго прятал и лечил сына, поставил на ноги.
Остальных продержали в новом месте пять дней, избили до неузнаваемости и повесили в воскресенье, в первый день Пасхи.
Вот так и выжил чудом будущий учитель Миклашевич. Здоровье только было навсегда потеряно, болел он до самой смерти.
К поступку Мороза относились по-разному, мало кто одобрял. Ткачук же настаивал, что он был героем.
На автобус мужчины опоздали, но их подобрал знакомый Ткачука на «газике». В кабине вновь разгорелся спор о Морозе. Тимофей Титович как личное оскорбление принимал неодобрительные высказывания об учителе, он искренне считал, что имя этого героя несправедливо забыто. И до конца жизни обещал рассказывать всем, кто такой был Мороз на самом деле.
Кратко об истории создания произведения
Повесть «Обелиск» увидела свет в 1971 году. Василь Быков посвяти её «малозаметным» подвигам военного времени, поднял в ней важные вопросы памяти, которую нельзя предать во имя мирного будущего. В том числе и за это произведение автор был награждён Государственной премией СССР. В 1976-м году по сюжету повести был снят одноименный художественный фильм, в написании сценария к которому Василь Быков принимал непосредственное участие.
Краткое содержание «Обелиск»
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 2613.
Обновлено 3 Октября, 2022
О произведении
Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, из которых и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Обелиска» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События повести происходят во время Великой Отечественной войны и в начале 1970-х годов в белорусской деревне Сельцо.
Главные герои
- Алесь Иванович Мороз – сельский учитель, честный, справедливый, преданный своему делу.
Другие персонажи
- Тимофей Титович Ткачук – пенсионер, который до войны работал заврайоно, а после – служил в партизанском отряде.
- Павел Иванович Миклашевич – сельский ученик, воспитанник Мороза, благодаря которому он остался в живых.
- Коля Бородич – шестнадцатилетний подросток, самый старший и самый преданный своему учителю подросток.
- Рассказчик – журналист, поведавший историю сельского учителя Мороза.
Краткое содержание
Рассказчик, встретив «на улице знакомого, давнишнего товарища по работе»
, узнал о смерти учителя Миклашевича, жителя белорусской деревни Сельцо. Он уже два года собирался навестить своего хорошего знакомого, но все время находились какие-то неотложные дела, мешавшие этой поездке. Теперь герой торопился на похороны.
Павел Иванович Миклашевич был «обыкновенным сельским учителем»
: не лучше и не хуже многих своих коллег. Он «пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти»
, также он был очень болен, но никогда никому не жаловался.
Приехав в Сельцо, рассказчик узнал, что Миклашевич, несмотря на серьезную болезнь, работал до последнего дня. На его поминках он познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который в прошлом учительствовал в Сельце. Возвращаясь домой, рассказчик со своим новым знакомым дошел до небольшого, но очень ухоженного обелиска, на котором висела «черная металлическая табличка с пятью именами школьников»
, совершивших подвиг. Они разговорились, и герой узнал от бывшего учителя историю Миклашевича.
Перед войной Тимофей Титович «работал в районе заведующим»
, а в местной школе преподавал Мороз и одна пожилая полька – «Подгайская, пани Ядя»
. Она регулярно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата»
.
При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.
Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.
Однажды Тимофей Титович узнал, что Мороз приютил у себя парнишку, которого часто избивал отец. Им оказался «Павлик, Павел Иванович, будущий товарищ Миклашевич»
. Вскоре Ткачука вызвал к себе прокурор и приказал отправиться к Морозу в сопровождении милиционера и вернуть мальчика отцу. Миклашевич-старший с силой отобрал ребенка у учителя и, не стесняясь многочисленных свидетелей, стал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз заступился за беспомощного ученика. Вскоре он добился суда, и Миклашевича-старшего лишили родительских прав.
Среди старших учеников деревенской школы особенно выделялся Коля Бородич – «приметный парень, упрямого, молчаливого характера»
, который очень любил своего учителя. Однажды Алесь Иванович взял на себя вину за совершенное Колей хулиганство, и с тех пор жители со всей округи стали «смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника»
.
«Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня»
обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.
Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был немало удивлен, когда узнал, что Мороз остался в деревне, собрал всех ребятишек и «с разрешения немецких властей»
продолжил их обучение. Тимофей Титович засомневался было в учителе, но при личной встрече понял, что он не предатель, а «честный, хороший человек»
, который в первую очередь печется о детях.
Когда Морозу удалось чудом раздобыть радиоприемник, он стал «два раза в неделю передавал сводки в отряд»
. Поначалу все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским бойцам, как мог. Но однажды на него донес местный полицай, и в школе появились фашисты. Они обыскали школу, учеников, провели допрос Морозу: «часа два по разным вопросам гоняли»
, но все обошлось.
После этого происшествия ученики во главе с Колей Бородичем решили убить полицая. Подрезав опоры моста, они устроили так, что машина с немецким офицером и полицаем рухнула в воду. Предстоящую операцию мальчики держали в тайне даже от любимого учителя. Не выдержал только маленький Павлик Миклашевич, который все ему рассказал.
Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.
Когда Мороза и ребят повели к месту казни, «сбежалась вся деревня»
. По дороге учителю удалось отвлечь внимание конвоя и тем самым дать шанс спастись самому младшему – Павлику Миклашевичу. Мальчика ранили в грудь – он «не шевелился и выглядел совсем мертвым»
. Полицай ударил его прикладом по голове и «спихнул в канаву с водой»
. Павлику повезло: ночью его отыскала одна бабка и отправила к отцу, который, несмотря на свой суровый нрав, выходил сына.
Вот только огнестрельная рана и долгое лежание в холодной воде сделали свое черное дело, и Павлик заболел туберкулезом. Он «почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил»
, но ничего не помогало. Умер же он от того, что «сдало сердце»
.
После окончания войны о подвиге Мороза попросту забыли, ведь он не убил ни одного немца, к тому же добровольно отправился в плен к врагу. И только спустя много лет имя сельского учителя было реабилитировано в глазах общества.
И что в итоге?
Алесь Иванович Мороз – казнён фашистами, перед этим успел спасти Павлика.
Тимофей Титович Ткачук – спустя много лет продолжает рассказывать людям о героическом подвиге Мороза.
Павел Иванович Миклашевич – долгие годы болея туберкулёзом, умирает от того, что не выдержало сердце.
Коля Бородич – вместе с Морозом и другими ребятами казнён фашистами.
Заключение
Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться прежде всего на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным.
Краткий пересказ «Обелиск» рекомендуем использовать для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Дмитрий Луцук
6/10
-
Артём Ганин
10/10
-
Лариса Ежова
10/10
-
Никита Дутов
9/10
-
Лариса Нурмагомедова
9/10
-
Нина Королева-Медведева
5/10
-
Влад Поляков
8/10
-
Елена Шишкина
10/10
-
Влад Семёнов
9/10
-
Виктор Иванчев
9/10
Рейтинг пересказа
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 2613.
А какую оценку поставите вы?
- Краткие содержания
- Быков
- Обелиск
Герой произведения узнает о смерти Павла Миклашевича – школьного учителя из деревни Сельцо, к которому рассказчик давно собирался приехать. Решает отложить все дела и съездить на похороны. Ученики очень любили Миклашевича, а жители села отзывались о нем с большим трепетом и уважением.
По приезде в деревню, герой приходит на поминки, где жители вспоминают его как хорошего учителя и отличного коммуниста. Но внезапно слово берет Ткачук – бывший учитель в той же школе, в которой работал Миклашевич. Он выражает своё недовольство и предлагает вспомнить Мороза, но никто не поддерживает Ткачука.
Он, а следом и рассказчик, удаляется. Решив ловить попутки до города вместе, журналист просит Ткачука поведать историю об этом Морозе, что бывший учитель и делает.
Ткачук повествует о том, что Мороз был учителем, который всеми силами заботился и оберегал своих подопечных. Он провожал их до дома в темное время суток и даже купил ботинки сестрам-близняшкам; поселил у себя ученика, который потом оказывается Миклашевичем. Мороз хотел не столько вбить знания в умы своих подопечных, сколько сделать их них настоящих людей.
Потом началась война. Через некоторое время белорусскую деревню захватили немцы, а Ткачуку пришлось вступить к партизанам. В это же время, Мороз не переставал приглядывать за детьми и обучать их, он активно помогал партизанскому движению.
Время шло, всё больше людей начали переходить на сторону немцев и вступать в должность полицаев. Одним из таких людей местный сельчанин, который получил прозвище Каин. Он заподозрил Мороза в связи с партизанами и устроили обыск в школе.
Несмотря на то, что допросы не дали никаких результатов, некоторые из учеников решили отомстить переметнувшемуся обидчику, среди них был и Миклашевич. Молодые ребята решили подпилить опоры моста, по которому ехал Каин с другими полицаями и немцами. Диверсия удалась, один их «белых повязок» умер, но кто-то из выживших сумел разглядеть фигуры детей в кустах. Через час вся деревня уже знала, что произошло.
Ровно в полночь у двери Мороза послышались шаги, а затем и стук. В дверях стоял полицай, который сообщил учителю, что всех его учеников, причастных к происшествию схватили.
Через пару дней партизанам пришло сообщение, что немцы хотят обменять учеников на Мороза, а нет – хлопцев повесят. Несмотря на разногласия, учитель все же сдается немцам, но те не отпускают учеников. Во время перевода пленных через мост, удается сбежать только Миклашевичу, остальных вешают.
Героических подвиг Мороза, который не мог поступиться собственных принципов, стал забываться и смешиваться с ложью, и все жители начали считать его человеком, сдавшимся в плен, а в честь молодых ребят, действовавших опрометчиво, был поставлен обелиск.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Начало событий повести
Журналист узнал однажды осенью о смерти Миклашевича, учителя, жившего в селе Сельцо. Покойному было лишь 36 лет. На газетчика обрушилось чувство вины, и он решил отправиться в Сельцо. Попутчика взял водитель грузовика, проезжавшего мимо. Так начинается повесть, которую создал Василий Быков, — «Обелиск».
Миклашевич на одной из конференций обратился за помощью к журналисту. Этот герой был связан в военное время с партизанами. Немцы убили пятерых его одноклассников. В их честь благодаря стараниям учителя установили памятник. Газетчик пообещал Миклашевичу помочь в одном деле, но не успел, что отмечает Василий Быков.
Обелиск показался за поворотом. Журналист вышел и направился к школе. Здесь находился зоотехник, который указал, где поминают. Прибывший присел. Принесли пару бутылок, наступило оживление. Ксендзову, заведующему районо, предоставили слово.
Тот рассказал, что покойный был верным коммунистом и активным общественным деятелем. Затем он стал распространяться об успехах советского народа в культурных, научных, экономических областях, но его прервал ветеран. Старик возмущался, что Мороза на поминках никто не вспоминает. Журналист узнал, что ветеран этот — Тимофей Титович Ткачук, бывший учитель.
Смерть учителя
Краткий пересказ повести стоит начать с того, что местный журналист из Гродненской области случайно узнает о смерти поселкового учителя Павла Миклашевича. С ним рассказчик познакомился два года назад во время конференции. Преподаватель обратился к нему с просьбой помочь в расследовании запутанного дела.
Журналист обещал приехать, но постоянно находил отговорки, чтобы не посещать учителя. Однако, узнав о его смерти, в сердце появилась тоска и чувство вины, что за весь период он не нашел свободного времени, чтобы преодолеть 20 км и навестить человека, который нуждался в помощи. По этой причине газетчик посчитал необходимым посетить похороны.
Это интересно! Константин Паустовский – Телеграмма: читаем краткое содержание
Краткое содержание произведения «Обелиск» повествует о Павле Миклашевиче, который работает учителем в школе, находящейся в селе Сельцо. В молодости преподаватель был партизаном, поэтому большую часть свободного времени проводил за изучением документации, которая относилась к истории Великой Отечественной войны.
Больше всего его интересовали события, которые разворачивались в Гродненщине, в его родном месте. Из-за того, что в бумагах были найдены нестыковки, Павел и обратился к журналисту. Однако каждый раз газетчик находил некий предлог, чтобы не приезжать в село. А теперь его мучила совесть, ведь можно было выделить немного времени, чтобы навестить Миклашевича и помочь разобраться в спорных вопросах.
Теперь это не имело значения, но не поехать на похороны журналист не мог, иначе мучился бы угрызениями совести до конца своих дней.
По дороге в село рассказчик вспоминает Павла. Несмотря на свой возраст, учитель выглядел старо, лицо было морщинистым, тело очень худощавым, при этом в глазах читалась ясность ума и спокойный характер.
Обелиск у села Сельцо
Продолжаем описывать краткое содержание произведения, которое создал Быков. «Обелиск» (анализ которого мы проведем позже) повествует о следующих событиях.
Когда Ткачук уходил, газетчик отправился следом. Ткачук сел на листву, а журналист пошел к обелиску, сделанному из бетона. Сооружение выглядело скромно, однако оно было ухожено. Белой краской на табличке было дописано еще одно имя — А.И. Мороз.
Ветеран приблизился к дороге и предложил вместе добираться. Он рассказал, что с детства знал Миклашевича, считал его отличным преподавателем и хорошим человеком. Очень любили его и ребята. Когда покойный был еще ребенком, он бегал за Морозом. Ветеран поведал журналисту следующую историю.
Месть предателю
В селе было два шефа полиции, один являлся помощником партизан, а второй — настоящий предатель. В деревне среди местных получил прозвище Каин.
До начала ВОВ его сущность ничем не проявилась, многие не думали, что он может перейти на сторону врага. Каин подозревал, что Мороз помогает партизанам, поэтому неожиданно нагрянул в школу для проверки.
Фашисты все перевернули и обыскали каждый уголок, ничего не нашли, но допросили Мороза. Дети затаили обиду и решили наказать предателя. При этом школьники не стали посвящать учителя в свои планы. Пять мальчишек, в их числе был Павел, знали, что шеф полиции постоянно ездит через овраг к своему отцу, и решили подпилить опоры, время выбрали в начале весны.
При помощи пил и топоров мальчишки повредили опоры, при этом по мосту можно было без опасения передвигаться пешком. Рухнуть мост мог только при движении автомобиля. Все произошло на рассвете, когда около моста осталось только двое ребят — Смурый и Бородич. Машина перевернулась, но погиб только один немец. Каин увидел фигуры мальчишек и сразу понял, кто виноват в обрушении.
Павел Миклашевич сразу после случившегося побежал к Морозу и все ему рассказал, но учитель не знал, как помочь ребятам. Он был в смятении, не мог защитить своих воспитанников.
Уже в полночь Алесю сообщили, что всех парней задержали, а теперь очередь самого Мороза, но благодаря предупреждению Лавчени учитель успел скрыться от фашистов в отряде партизан. Несколько дней Мороз не находил себе места, так как не знал, что происходит с его учениками.
Ребятам устроили допрос, и под пытками всю вину взял на себя Бородич. Матери просили старосту отпустить сыновей, но немцы не хотели никого слушать. Однако поставили условие, что могут отпустить мальчишек, если добровольно явится сам Алесь Мороз. Матери умоляли, а партизаны понимали, что это равно самоубийству. Но Мороз считал, что необходимо поступить по совести и пойти к ребятам. Учитель понимал, что это верная гибель, но лучше попытаться помочь, чем вообще ничего не предпринимать.
Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам
Мороз — школьный учитель
Белорусская ССР и Западная Белоруссия были воссоединены в 1939 году, осенью. На запад отправили Ткачука для организации колхозов и школ. Тимофей преподавал и заведовал районо. Мороз открыл в усадьбе Сельцо школу. Здесь работала Подгайская — полька, которая знала немного белорусский, но по-русски не говорила. Она жаловалась на методы воспитания Мороза, Ткачук ездил с проверкой.
Дети трудились во дворе школы: упало дерево, и они его распиливали. Было сложно с дровами. Другие школы Ткачуку жаловались на недостаток топлива, а здесь взяли инициативу в свои руки. К руководителю направился Алесь Иванович Мороз. Он хромал.
Родился преподаватель в Могилевщине. Проблемы с ногой были у него с рождения. Алесь Иванович сказал, что раньше дети ходили в польскую школу, и им непросто было освоить белорусскую программу. Мороз мечтал сделать из них достойных людей.
Разговор возле обелиска
Встав из-за стола, газетчик направился за Ткачуком и нашел его около обелиска. Пожилой мужчина сидел на листве, а его ноги свисали над канавой.
Рассмотрев обелиск внимательно, мужчина обнаружил, что на нем имеются не только имена мальчишек, которые были повешены фашистами, но также в самом верху находилось имя Мороз А.И. При этом имя на монументе было выделено белой масляной краской.
Это интересно! Повесть Собачье сердце: читаем краткое содержание по главам
Обелиск выглядел бедно, но, несмотря на это, был ухожен и чист. Видно, что люди чтили память тех, кто упомянут здесь. Посидев несколько минут, Ткачук предлагает журналисту ехать в город на попутках. Пока они шли к трассе, газетчик решил подробнее расспросить ветерана о Павле. Выяснилось, что мужчина хорошо знал Миклашевича и искренне уважал.
Для детей это был настоящий пример для подражания, его боготворили. В своей речи мужчина упомянул Мороза, и журналист сразу заинтересовался этой личностью и попросил бывшего учителя подробно рассказать об этом человеке.
Свою повесть человек начал с того, что в конце осени 39 года ХХ века западная часть страны соединилась с Белорусской ССР. Его, Тимофея Ткачука, по распределению направили в Западную Белоруссию как заведующего районным отделом образования, при этом он сам работал учителем.
Школа располагалась в имении пана Габруся, который переехал в Румынию, а здание пустовало. Здесь осталась жить Пани Подгайская. Пожилая дама не понимала русский язык, при этом немного понимала сам белорусский. Она не разделяла методики преподавания Мороза и постоянно на него жаловалась.
Ткачук, чтобы проверить, что происходит в деревне и чему учит преподаватель, отправился лично в школу. Приехав на место, Тимофей Титович увидел, что ученики вместе с учителем заготавливают дрова на зиму.
Ткачук познакомился с местным учителем и выяснил, что его зовут Алесь Иванович Мороз, родом с Могилевщины. Также заведующий обратил внимание на хромоту, и тот пояснил, что это дефект с рождения, но профессии это никак не мешает. Также Мороз рассказал, что у ребятишек очень сильные проблемы с учебой, до этого они обучались в польском учреждении образования, а теперь перешли на белорусскую систему преподавания. Однако сам Мороз считает, что это не главное.
Важно, чтобы из детей получились хорошие люди, которые чтят традиции и не переступают через нравственные принципы.
Важно! Учитель на своем примере показывал ребятам, что нужно заботиться об окружающих людях и животных. Например, он приютил в школе хромую собаку и слепого кота.
Мороз заботится об учениках
Тимофей Титович заехал в 1941 году, в январе, погреться в школу. Он увидел мальчика лет десяти. Тот сказал, что учитель отправился проводить сестер. Замерзший Мороз вскоре прибыл. Он сообщил, что раньше Коля Бородич их провожал, но пришлось ему, так как Коля не появился. Мать девочек не пускала их в школу: не было обуви. Алесь Иванович поэтому купил им ботинки. Мороз оставил мальчика, который встретил Тимофея Титовича, в школе, так как его избивал дома отец. Звали его Павлик Миклашевич.
Сивак, местный прокурор, сказал отдать отцу ребенка. Морозу пришлось подчиниться. Родитель по дороге бил Павла ремнем. Тогда Алесь Иванович выхватил у отца ремень, и мужчины едва не затеяли драку. Последовали судебные разбирательства. Учителю удалось добиться, чтобы мальчика отдали в детдом. Однако выполнять это решение Мороз не собирался.
Согласитесь, что образ доброго и самоотверженного учителя создал Быков. «Обелиск», анализ которого во многом строится на личности этого человека, — произведение, в котором главным героем является именно Алесь Мороз.
Поминки
Машина остановилась прямо около автобусной остановке, неподалеку от места, где стоял обелиск. Не зная, куда ему идти, он направился по аллеи в сторону школы. Приближаясь к зданию, он увидел человека с ящиком водки, как выяснилось потом, зоотехника. Человек подсказал журналисту, что поминки Миклашевича проходят в его доме, который располагается сразу за учебным заведением.
Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам
Рассказчик незамедлительно отправился туда, за столом ему нашли свободное место. Как оказалось, его соседом на поминках был ветеран, это стало понятным по орденской планке, которая была на одежде пенсионера. На стол начали выставлять бутылки с алкоголем, было бурное обсуждение сельского учителя, которого в селе все уважали, а дети искренне любили.
Смерть Миклашевича была ожидаемой, но для всех стала по-настоящему трагической. Но вскоре, слово взял Ксендзов — заведующий районным отделением образования и начал говорить о том, что Павел был хорошим человеком, активно участвовал в общественной жизни села, а также отстаивал коммунистический режим страны.
После этого заведующий начал рассказывать, как страна восстановилась после ВОВ, что происходит во всех отраслях жизнедеятельности государства.
Ветеран войны не выдержал рассказа Ксендзова и напомнил людям, что они пришли на поминки, что только что предали тело земле. Также он напомнил, что гордостью села является Мороз, про которого почему-то все забыли, а он сделал для Сельца очень многое. В этот момент газетчик перестал понимать, что происходит и о чем говорит пенсионер.
Однако для окружающих было все ясно, журналист заинтересовался и расспросил местных про пенсионера. Им оказался Ткачук Тимофей Титович, который в молодости работал учителем и преподавал детям в этом селе, а сейчас живет в городе. Ветеран не выдержал того, что происходило на поминках, и покинул их, журналист посчитал, что оставаться здесь не имеет смысла, так как узнать что-то интересное не представляется возможным.
Начало войны
Война все изменила. Шло наступление немцев, а русских было не видать. Фашисты вскоре появились в селе. Все ожидали, что их прогонят быстро. Не думал никто, что будет четырехлетняя война… Из местных много было предателей. Обо всем этом не зря упоминает Быков. «Обелиск» (анализ произведения приведен далее) — повесть, основанная на впечатлениях самого автора, который участвовал в войне. Фото Быкова представлено ниже.
Учителя примкнули к отряду Селезнева, казака, сюда позже добавился и Сивак. Начали готовиться к холодам, рыть окопы. Решено было наладить связи со своими людьми и местными селами. Бойцов на разведку отправил Селезнев.
В Сельцо зашли Ткачук и Сивак. Полицаем стал друг прокурора, а Мороз продолжал преподавать. От Алеся не ожидал такого руководитель районо! Сивак говорил, что его тогда не зря репрессировали…
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Обелиск (повесть)» в других словарях:
- Обелиск это: высокая, на малом основании, пирамида; остроконечный памятник или украшение; островерхий столб, обычно в гранях. усечённая пирамида типографский крестик Также: «Обелиск» повесть Василя Быкова Ссылки Словарь Даля … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Метель (значения). Метель Жанр: повесть
Годы в литературе XX века. 1971 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Быков. Василь Владимирович Быков белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў … Википедия
I Египет (Древний древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… … Большая советская энциклопедия
Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1970-1983
— 1970 Январь. Печатается повесть Ч. Ай. 11 12 февраля. Совещание на тему «Советский рабочий и его образ в нашей многонациональной литературе» (Минск). 1 марта 17 мая. Праздник искусств народов СССР, посвященный 100‑летию со … Литературный энциклопедический словарь
У этого термина существуют и другие значения, см. Блокада. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия
Василь Владимирович Быков Васіль Уладзіміравіч Быкаў Василь Быков в Румынии, 1944 Дата рождения: 19 июня 1924 Место рождения: дер. Бычки Ушачского района, БССР Дата смерти: 22 июня 20 … Википедия
Василь Владимирович Быков Васіль Уладзіміравіч Быкаў Василь Быков в Румынии, 1944 Дата рождения: 19 июня 1924 Место рождения: дер. Бычки Ушачского района, БССР Дата смерти: 22 июня 20 … Википедия
Роковой поступок
Часто бывал Каин у отца, где пил и развлекался с коллегами или немцами. Пришла весна. Комиссаром был назначен Тимофей Титович. Часовой однажды привел Алеся. Он присел и сообщил, что схватили ребят.
Оказалось, что остальных подговорил Бородич. Следующий роковой поступок описывает Быков («Обелиск»). Анализируя произведение, можно сказать, что это кульминация действия, после которой наступает развязка. Хлопцы ночью подпилили у мостика столбы для того, чтобы машина Каина попала в овраг. Старший товарищ и Смурный наблюдали в кустах, остальные ушли. Под мост попал автомобиль Каина. Однако, кроме немца, все остальные пассажиры уцелели и быстро выбрались наружу.
Парни направились в село, но их заметили. Павел Миклашевич сообщил обо всем преподавателю. Полицай пришел ночью к Алесю и сказал, что ребят схватили, а он следующий.
Прибыла связная Ульяна, которая приходила лишь в крайних случаях. Немцы грозились повесить ребят, требовали выдачи Мороза. Алесь вызывался идти. Ткачук и казак стали кричать, что ребят не отпустят, убьют и Алеся. О дальнейших событиях узнали от Гусака, а затем и от Миклашевича.
Героический поступок
Мальчишки не могли поверить, что учитель добровольно сдался, они думали, что Мороза схватили. Всех семерых приговорили к смертной казни, и спасти уже ничего не могло. Их повели через тот же мостик, сбежать шансов не было, но Мороз придумал, как отвлечь немцев. Он сказал Павлу: «Когда начну кричать, беги в лес».
Парень подумал, что у учителя есть некий план. А когда Алесь Мороз закричал, парнишка отвлекся на секунду и не сразу сообразил, что нужно бежать в сторону леса. Поэтому его догнали полицаи и стали палить из ружья. Мальчика приволокли ко всем и стали жестоко избивать. Когда немцы успокоились, то подумали, что Павел мертв и сбросили его в канаву.
Однако ночью его тело забрали партизаны и долго лечили. Остальных повесили в первый день Пасхи на телефонном столбе, и их тела висели на всеобщем обозрении несколько дней. После их останки захоронили на кирпичном заводе.
Павел сильно пострадал, он много лет лечился от туберкулеза. Болезнь появилась после того самого ранения, вода, где он пролежал несколько часов, была грязной, она попала в кровь и начался воспалительный процесс. Во время долгого лечения от заболевания у Павла начала развиваться патология сердечно-сосудистой системы. И умер он еще молодым в возрасте 36 лет.
Мороз приходит к немцам
Ребят держали в амбаре, ожидая Мороза. Сначала дети не признавались. Но Бородич во время пыток взял на себя вину, признавшись во всем. Он думал, что остальных отпустят. Алеся Ивановича затащили в хату. Услышав его голос, ребятня пала духом. Никто не ожидал, что Мороз явится сам. Всех семерых вечером вывели на улицу. Ваня Кожан, старший брат близнецов, вышел вперед и спросил у немца, почему не отпускают ребят, ведь нужен был, по словам фашистов, лишь преподаватель. Парня ударил по зубам немец, Иван стукнул его ногой. Убили мальчишку.
Краткое содержание
Рассказчик, встретив «на улице знакомого, давнишнего товарища по работе», узнал о смерти учителя Миклашевича, жителя белорусской деревни Сельце. Он уже два года собирался навестить своего хорошего знакомого, но все время находились какие-то неотложные дела, мешавшие этой поездке. Теперь герой торопился на похороны.
Павел Иванович Миклашевич был «обыкновенным сельским учителем» – не лучше и не хуже многих своих коллег. Он «пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти», также он был очень болен, но никогда никому не жаловался.
Приехав в Сельце, рассказчик узнал, что Миклашевич, несмотря на серьезную болезнь, работал до последнего дня. На его поминках он познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который в прошлом учительствовал в Сельце. Возвращаясь домой, рассказчик с со своим новым знакомым дошел до небольшого, но очень ухоженного обелиска, на котором висела «черная металлическая табличка с пятью именами школьников», совершивших подвиг. Они разговорились, и герой узнал от бывшего учителя историю Миклашевича.
Перед войной Тимофей Титович «работал в районе заведующим», а в местной школе преподавал Мороз и одна пожилая полька – «Подгайская, пани Ядя». Она регулярно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата».
При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу, и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.
Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.
Однажды Тимофей Титович узнал, что Мороз приютил у себя парнишку, которого часто избивал отец. Им оказался «Павлик, Павел Иванович, будущий товарищ Миклашевич». Вскоре Ткачука вызвал к себе прокурор, и приказал отправиться к Морозу в сопровождении милиционера и вернуть мальчика отцу. Миклашевич-старший с силой отобрал ребенка у учителя и, не стесняясь многочисленных свидетелей, стал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз заступился за беспомощного ученика. Вскоре он добился суда, и Миклашевича-старшего лишили родительских прав.
Среди старших учеников деревенской школы особенно выделялся Коля Бородич – «приметный парень, упрямого, молчаливого характера», который очень любил своего учителя. Однажды Алесь Иванович взял на себя вину за совершенное Колей хулиганство, и с тех пор жители со всей округи стали «смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника».
«Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня» обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.
Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был немало удивлен, когда узнал, что Мороз остался в деревне, собрал всех ребятишек, и «с разрешения немецких властей» продолжил их обучение. Тимофей Титович засомневался было в учителе, но при личной встрече понял, что он не предатель, а «честный, хороший человек», который в первую очередь печется о детях.
Когда Морозу удалось чудом раздобыть радиоприемник, он стал «два раза в неделю передавал сводки в отряд». Поначалу все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским бойцам, как мог. Но однажды на него донес местный полицай, и в школе появились фашисты. Они обыскали школу, учеников, провели допрос Морозу – «часа два по разным вопросам гоняли», но все обошлось.
После этого происшествия ученики во главе с Колей Бородичем решили убить полицая. Подрезав опоры моста, они устроили так, что машина с немецким офицером и полицаем рухнула в воду. Предстоящую операцию мальчики держали в тайне даже от любимого учителя. Не выдержал только маленький Павлик Миклашевич, который все ему рассказал.
Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание, и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.
Когда Мороза и ребят повели к месту казни, «сбежалась вся деревня». По дороге учителю удалось отвлечь внимание конвоя, и тем самым дать шанс спастись самому младшему – Павлику Миклашевичу. Мальчика ранили в грудь – он «не шевелился и выглядел совсем мертвым». Полицай ударил его прикладом по голове и «спихнул в канаву с водой». Павлику повезло – ночью его отыскала одна бабка и отправила к отцу, который, несмотря на свой суровый нрав, выходил сына.
Вот только огнестрельная рана и долгое лежание в холодной воде сделали свое черное дело, и Павлик заболел туберкулезом. Он «почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил», но ничего не помогало. Умер же он от того, что «сдало сердце».
После окончания войны о подвиге Мороза попросту забыли, ведь он не убил ни одного немца, к тому же добровольно отправился в плен к врагу. И только спустя много лет имя сельского учителя было реабилитировано в глазах общества.
Бумаги, обнаруженные в 1944 году
Полицейские и гестаповские бумаги нашли в 1944 году. Был среди них и рапорт Каина об Алесе Морозе. Сообщалось, что Каин захватил главаря банды партизан. Это вранье всем было выгодно — и полицаю, и немцам. Отчет о потерях требовали у Селезнева. Тот написал, что учитель попал в плен. Вот на него собралось два документа, которые было нереально опровергнуть. Однако это удалось Миклашевичу.
Очень болел Павел, ежегодно лечился. У него была прострелена грудь насквозь, начался туберкулез. Вылечить легкие удалось, однако сердце остановилось.
Подведем итоги
По всем главам повести прослеживается героизм людей, которые сражались за свою родину. Алесь Мороз — это герой, так как он не стал спасаться, хотя у него была возможность сохранить свою жизнь. В тот момент Мороз не думал о героизме, он думал о своих учениках. Совесть не позволяла ему жить спокойно, зная, что мальчики подвергаются мучениям. Учитель знал, что их не отпустят, но посчитал своим долгом умереть вместе с ними. Повесть Василя Быкова отражает героизм многих людей, которые защищали Родину от фашизма.
«Обелиск»: анализ произведения
Рассмотрим несколько подробнее произведение. Для этого проведем его анализ. Быкова «Обелиск» звучит как реквием по неизвестным героям войны. Повесть стала посвященным им литературным обелиском. Однако содержание не исчерпывается этим обращением к истории. В чем можно убедиться, проведя анализ произведения «Обелиск» (Василь Быков). Читатель в нем может рассмотреть судьбы тех, кто выжил на войне и кто погиб в эти годы.
Атмосферой раздумья пронизана повесть, как показывает анализ. Быкова «Обелиск» — не единственное произведение, в котором ощущается эта атмосфера. Она характерна для всего творчества Василя Владимировича. Эта атмосфера нужна для того, чтобы настроить восприятие читателя на осознание нравственного смысла подвига. Быков строг к себе самому и своему поколению, поскольку для него подвиг войны — основная мера, по которой оценивается человек.
В повести наметил пути трех поколений Василь Быков. «Обелиск» (анализ которого мы проводим) — произведение, в котором они представлены следующими героями: Витькой, Миклашевичем и Морозом. Каждое из трех поколений идет достойно по героическому пути, не всегда признаваемому всеми.
Проводя анализ повести «Обелиск» Быкова, следует выделить и проблемы, которые поднимает в произведении писатель. Автор заставляет читателя задуматься над смыслом подвига и героизма, непохожего на обычный, вникнуть в нравственные истоки поступков. Перед представителями трех поколений стоял выбор: поступать так или нет? Их не устраивала при этом возможность формального оправдания. Герои действовали, руководствуясь совестью. Спор, ведущийся в «Обелиске», помогает понять преемственность истинной доброты, самоотверженности, героизма. Ксендзов, скорее всего, предпочел бы, оказавшись в похожей ситуации, устраниться. Это любитель поучать и порицать, не способный на самопожертвование, в произведении «Обелиск» (Быков). Анализ (проблемы повести, герои произведения и другие моменты) вы можете продолжить, включив цитаты из текста и добавив собственные размышления.
Художественные особенности
Героизм
Повесть построена по схеме «рассказ в рассказе» и относится к направлению героической — один из основных персонажей повести Алесь Мороз поступает истинно героически, не попытавшись спастись, ибо для него в сложившейся ситуации другого достойного выхода просто-напросто не было, так как этот поступок не соотносился с какими-то отвлечёнными правилами поведения, а наоборот — с его пониманием человеческого и учительского долга. Повесть отражает достойную жизнь достойных благородных людей, которые в своей сущности не могут изменить себе и своим принципам; отражает те неизвестные подвиги и героизм, которые не были занесены в наградные листы и отмечены обелисками:
В то же время и ученики Мороза — юные мальчики, как все чистые и серьёзные мальчики всех времён
, не умеют рассчитывать в своих поступках и совсем не слышат предостережений своего рассудка, они, прежде всего, действуют — опрометчиво, и оттого трагически.