Тема
урока: «Обучающее изложение». «Белек».
Цель: создать
условия для организации деятельности учащихся по написанию подробного изложения
текста.
Задачи
предметные: содействовать формированию умений работать с
повествовательным текстом, развитию речевых умений: определять его тему и
главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста,
составлять ответы на данные вопросы.
Планируемые
результаты:
Личностные:
1.
ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
2.
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной
задачи.
Способствовать
формированию метапредметные:
- регулятивных:
1.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в
сотрудничестве с учителем, классом;
2.
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
- познавательных:
1.
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
2.
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- коммуникативных:
1.
воспринимать другое мнение и позицию;
2.
формулировать собственное мнение и позицию;
3.
строить понятные для партнёра высказывания.
Тип
урока: развитие речи.
Форма
урока: традиционный
Оборудование: конспект,
учебник «Русский язык» 2 класс, презентация.
Ход
урока
1.Вступительная
беседа.
–
Ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую работу. А какую, вы мне
скажите сами, отгадав такой ребус.
8 3 5
6 4 2 9 1 7
И Л Ж
Е О З Е И Н
–
Какое же слово у нас получилось?
– Как
вы думаете, что значит изложить текст?
–
Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили, что такое
изложение.
– Как
мы будем работать над изложением?
– Что
значит определить тему и основную мысль? Что такое тема текста? А основная
мысль?
–
Ребята, а что такое опорные слова?
– О
чём говорится в третьем пункте памятки?
– Как
вы думаете, зачем нужен план текста?
– В
четвёртом пункте нашей памятки говорится о том, что важно найди слова, которые
нужно проверить. Объяснить, почему так пишутся слова. Как вы считаете, зачем
это нужно?
–
Какое действие нужно выполнить в соответствии с пятым пунктом плана?
–
А как вы думаете, зачем после написания текста нужно обязательно проверить свою
работу?
2.Знакомство
с текстом. Постановка учебной задачи.
1.Организует
работу с текстом.
–
Ребята, откройте учебник на стр. 127 и внимательно прочитайте текс упр. 208.
2.Предлагает
сформулировать цель и задачи деятельности на уроке:
–
Внимательно рассмотрите материалы учебника на стр. 127. Чем мы будем заниматься
сегодня на уроке?
–
Какие задачи мы перед собой поставим?
3.Анализ
содержания текста.
1.Организует
беседу по содержанию текста:
–
Где происходило действие?
–
Кто лежал на льдине?
–
Почему он там лежал?
–
Как выглядел белек? Найдите и прочитайте.
–
Чем занимался белек?
–
Кто и когда приплыл к бельку? Зачем?
2.Предлагает
выяснить тему текста и основную мысль:
–
Скажите, о ком говорится в тексте?
–
А какова основная мысль текста? Что хотел сказать нам автор?
–
А теперь посмотрите на слайд с возможными заголовками нашего текста. Прочитайте
их. Выберите тот, который подходит к тексту.
–
Кто автор данного текста?
–
Ребята, подумайте, а на что хотел обратить наше внимание автор? В каком
предложении текста об этом говорится?
3.Предлагает
определить тип текста:
–
Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, к какому типу речи относится
данный текст? Почему вы так решили?
–
А что ещё указывает на описание?
4.Анализ
структуры текста.
–
Ребята, прочитайте текст ещё раз. На какие части можно разделить текст? Сколько
будет таких частей? Обратите внимание на количество картинок. Они помогут вам
ответить на данный вопрос.
2.Организует
работу по выявлению микротем и составлению плана текста:
–
Найдите и прочитайте ту часть текста, которая соответствует 1 рис. О чём в ней
говорится?
– Как
можно озаглавить первую часть?
– В
какой части говорится о том, как выглядит Белек?
– А
теперь прочитайте последнюю часть текста. О чём говорится в этой части?
–
Озаглавьте эту часть.
–
Сколько пунктов получилось в нашем плане? Прочитайте наш план.
5.Физкультминутка.
6.Языковой
анализ текста.
–
Прочитайте 2 предложение в тексте. Какие слова вам показались незнакомыми?
–
Кто такой белек? Обратите внимание на слайд. Это отрывок из словарной статьи.
Прочитайте толкование этого слова и выберете подходящее нам по смыслу. Почему
именно это значение слова нам подходит?
–
Обратите внимание на слово глыба. Что означат это слово?
–
Выясните значение слова «глыба» по толковому словарю. Как вы думаете, почему
автор употребил именно это слово?
7.Орфографическая
подготовка.
Организует
орфографическую работу:
–
Ребята, посмотрите на доску. Здесь вам предлагаются слова, в написании которых
можно легко допустить ошибки. Давайте выделим орфограммы в них. Подбирая, где
это возможно, проверочные слова.
Покрыта,
снегом, ледяной, шерстка, черные, смотрел, утром, покормила, молоком.
–
Почему слово «белек» пишется с маленькой буквы?
8.Чтение
текста повторно.
Организует
повторное чтение текста:
–
Ребята, каждый из вас должен прочитать данный текст ещё раз.
9.Запись
текста.
Организует
подготовку к записи текста:
–
Ребята, закройте учебники. Отложите их на край стола. Посмотрите внимательно на
слайд. Здесь для вас есть вопросы по прочитанному тексту.
– Где
происходило действие?
– Кто
лежал на льдине?
–
Почему он там лежал?
– Как
выглядел белек?
– Чем
занимался белек?
– Кто
и когда приплыл к бельку? Зачем?
Зная
ответы на данные вопросы, вы сможете написать изложение. Приступайте.
10.Самопроверка
работ.
Организует
самопроверку работ:
–
А теперь, ребята, откройте учебники. Сравните тексты. Правильно ли вы всё
написали? Ничего не забыли?
11.Рефлексия.
подведение итогов урока-изложения.
–
Понравился ли вам урок? Чему мы научились сегодня на уроке…
–
Поднимите руки те, кто считает, что хорошо справился с работой, у кого всё
получилось?
– А
теперь встаньте те, кто активен был сегодня на уроке?
–
Ребята, спасибо вам за урок! Вы все молодцы!
Домашнее
задание. (карточка)
Из слов каждой строчки составить
предложения. Дать название рассказу.
Много, в, грибов, лесу.
Тропинки, прячутся, у, боровики.
Частом, ельнике, в, растут, грузди,
душистые.
Полянке, на, рыжики, появились.
Конспект урока русского языка
2 класс (развитие речи)
Тема урока: «Изложение текста по
вопросам»
Конспект урока русского языка
2 класс (развитие речи)
Тема урока: «Изложение текста по
вопросам»
Конспект урока русского языка
2 класс (развитие речи)
Тема урока: «Изложение текста по
вопросам»
Конспект урока русского языка 2 класс (развитие речи)
Тема урока: « Изложение текста по вопросам».
Цель урока: активизировать и стимулировать у учащихся интерес к
занятиям русским языком.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов
обучения:
Конспект урока по русскому языку 05.12.2022 г.
(УМК «Школа России», 2Д класс)
Тема урока: «Обучающее изложение».
Тип урока: развитие речи.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по написанию подробного изложения текста.
Задачи предметные: содействовать формированию умений работать с повествовательным текстом, развитию речевых умений: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами; умения при восприятии текста соотносить замысел автора и изобразительные средства, которые он использовал (сравнения, метафоры, эпитеты), правильно употреблять грамматические формы слов; уточнению и активизации словаря учащихся; закреплению правил правописания слов и оформлению предложений; воспитанию внимательного отношения к слову.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
2. ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Способствовать формированию метапредметных УУД:
-
регулятивных:
1. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом;
2. выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
-
познавательных:
1. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
2. проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-
коммуникативных:
1. воспринимать другое мнение и позицию;
2. формулировать собственное мнение и позицию;
3. строить понятные для партнёра высказывания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (II часть), В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, записи на доске, презентация.
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, формы и приёмы деятельности |
1.Вступительная беседа. |
5 мин |
1.Проверяет готовность к уроку: создаёт настрой на предстоящую работу: – Ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую работу. А какую, вы мне скажите сами, отгадав такой ребус. 8 3 5 6 4 2 9 1 7 И Л Ж Е О З Е И Н – Какое же слово у нас получилось? – Как вы думаете, что значит изложить текст? – Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили, что такое изложение. 2.Предлагает познакомиться с памяткой «Как готовиться к изложению»: – Как мы будем работать над изложением? – Что значит определить тему и основную мысль? Что такое тема текста? А основная мысль? – Ребята, а что такое опорные слова? – О чём говорится в третьем пункте памятки? – Как вы думаете, зачем нужен план текста? – В четвёртом пункте нашей памятки говорится о том, что важно найди слова, которые нужно проверить. Объяснить, почему так пишутся слова. Как вы считаете, зачем это нужно? – Какое действие нужно выполнить в соответствии с пятым пунктом плана? – А как вы думаете, зачем после написания текста нужно обязательно проверить свою работу? |
1.Показывают готовность к уроку. Отгадывают ребус. Отвечают на вопросы учителя. Изложение. Это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь. 2.Работают с памяткой. Отвечают на вопросы учителя. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Основная мысль – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор. Опорные слова – это слова, которые отражают основную мысль текста. 3 пункт – Необходимо разделить текст на части. Озаглавить их. Составить план. Он помогает нам точно, полно и правильно передавать содержание текста. 4 пункт – чтобы не допустить ошибок при написании текста. 5 пункт – ещё раз прочитать текст. Еще раз прочитать нужно, чтобы исправить ошибки и неточности, которые там появились. |
Беседа. Слайд №1 «Русский язык 2Д класс» Презентация слайд № 2 «Ребус». Решение логической задачи (ребус). Слайд №3 «Что такое изложение» Слайд №4 Работа с памяткой «Как подготовиться к изложению» |
2.Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи. |
3 мин |
1.Организует работу с текстом. Предлагает открыть учебник: – Ребята, откройте учебник на стр. 127 и внимательно прочитайте текс упр. 208. 2.Предлагает сформулировать цель и задачи деятельности на уроке: – Внимательно рассмотрите материалы учебника на стр. 127. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? – Какие задачи мы перед собой поставим? |
1.Работают с учебником. Читают текст упражнения 208 2.Рассматривают материалы. Формулируют цель и задачи своей деятельности. |
Работа по учебнику. Беседа. |
3.Анализ содержания текста. |
5 мин |
1.Организует беседу по содержанию текста: – Где происходило действие? – Кто лежал на льдине? – Почему он там лежал? – Как выглядел белек? Найдите и прочитайте. – Чем занимался белек? – Кто и когда приплыл к бельку? Зачем? 2.Предлагает выяснить тему текста и основную мысль: – Скажите, о ком говорится в тексте? – А какова основная мысль текста? Что хотел сказать нам автор? – А теперь посмотрите на слайд с возможными заголовками нашего текста. Прочитайте их. Выберите тот, который подходит к тексту. – Кто автор данного текста? – Ребята, подумайте, а на что хотел обратить наше внимание автор? В каком предложении текста об этом говорится? 3.Предлагает определить тип текста: – Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, к какому типу речи относится данный текст? Почему вы так решили? – А что ещё указывает на описание? |
1.Отвечают на вопросы учителя. 2.Формулирует тему и основную мысль текста. 3.Определяют тип текста. Высказывают своё мнение. |
Беседа. Фронтальная работа. Работа по учебнику. «Заголовки к тексту». |
4.Анализ структуры текста. |
5 мин |
1.Предлагает детям ещё раз прочитать текст и выделить в нём составные части: – Ребята, прочитайте текст ещё раз. На какие части можно разделить текст? Сколько будет таких частей? Обратите внимание на количество картинок. Они помогут вам ответить на данный вопрос. 2.Организует работу по выявлению микротем и составлению плана текста: – Найдите и прочитайте ту часть текста, которая соответствует 1 рис. О чём в ней говорится? – Как можно озаглавить первую часть? – В какой части говорится о том, как выглядит Белек? – А теперь прочитайте последнюю часть текста. О чём говорится в этой части? – Озаглавьте эту часть. – Сколько пунктов получилось в нашем плане? Прочитайте наш план. |
1.Читают текст. Выясняют, сколько частей будет иметь текст. В тексте будет три части. 2.Выявляют микротемы и составляют план текста. Отвечают на вопросы учителя. Читают получившийся план. |
Беседа. Фронтальная работа. Работа по учебнику. |
5.Физкультминутка. |
2 мин |
Предлагает выполнить упражнения по образцу |
Выполняют упражнения по образцу. |
Имитация движений. Презентация слайд № 5 «Физминутка» |
6.Языковой анализ текста. |
3 мин |
Организует работу по уточнению лексического значения слова: – Прочитайте 2 предложение в тексте. Какие слова вам показались незнакомыми? – Кто такой белек? Обратите внимание на слайд. Это отрывок из словарной статьи. Прочитайте толкование этого слова и выберете подходящее нам по смыслу. Почему именно это значение слова нам подходит? – Обратите внимание на слово глыба. Что означат это слово? – Выясните значение слова «глыба» по толковому словарю. Как вы думаете, почему автор употребил именно это слово? |
Определяют лексическое значение слов. Высказывают своё мнение. |
Беседа. Фронтальная работа. Активизация словаря учащихся. |
7.Орфографическая подготовка. |
3 мин |
Организует орфографическую работу: – Ребята, посмотрите на доску. Здесь вам предлагаются слова, в написании которых можно легко допустить ошибки. Давайте выделим орфограммы в них. Подбирая, где это возможно, проверочные слова. Покрыта, снегом, ледяной, шерстка, черные, смотрел, утром, покормила, молоком. – Почему слово «белек» пишется с маленькой буквы? |
Называют орфограммы. Подбирают проверочные слова. Отвечают на вопросы учителя. |
Беседа. Фронтальная работа. Записи на доске. |
8.Чтение текста повторно. |
5 мин |
Организует повторное чтение текста: – Ребята, каждый из вас должен прочитать данный текст ещё раз. |
Читают текст по учебнику. |
Работа по учебнику. |
9.Запись текста. |
10 мин |
Организует подготовку к записи текста: – Ребята, закройте учебники. Отложите их на край стола. Посмотрите внимательно на слайд. Здесь для вас есть вопросы по прочитанному тексту. – Где происходило действие? – Кто лежал на льдине? – Почему он там лежал? – Как выглядел белек? – Чем занимался белек? – Кто и когда приплыл к бельку? Зачем? Зная ответы на данные вопросы, вы сможете написать изложение. Приступайте. |
Записывают изложение в тетрадь, отвечая на вопросы, предложенные на слайде. |
Оказание индивидуальной помощи. |
10.Самопроверка работ. |
5 мин |
Организует самопроверку работ: – А теперь, ребята, откройте учебники. Сравните тексты. Правильно ли вы всё написали? Ничего не забыли? |
Проверяют выполненную работу. |
Самопроверка. |
11.Рефлексия. подведение итогов урока-изложения. |
2 мин |
1.Акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: – Понравился ли вам урок? Чему мы научились сегодня на уроке? 2.Предлагает оценить свою деятельность на уроке: – Поднимите руки те, кто считает, что хорошо справился с работой, у кого всё получилось? – А теперь встаньте те, кто активен был сегодня на уроке? – Ребята, спасибо вам за урок! Вы все молодцы! |
1.Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги урока. — Мы научились озаглавливать текст, составлять план, писать изложение. 2.Оценивают свою деятельность на уроке. Встают. |
Слайд 3
Тюлень – морское ластоногое млекопитающее.
Слайд 5
Тюлень – о неуклюжем, неповоротливом человеке.
Слайд 6
Тема урока: Учебник с. 127
Слайд 7
Подробное изложение — пересказ текста близко к содержанию
Слайд 9
1 4 декабря Изложение
Слайд 11
1 4 декабря Изложение Белёк.
Слайд 12
Льдина покрыта снегом. На снегу возле ледяной глыбы лежал белёк – детёныш тюленя. Плавал он еще плохо. 1 часть
Слайд 13
Л дина П крыта Лед ной Б л к Д т ныш Ещ . о ь ё е я ё ё е
Слайд 14
Л ь дина п о крыта снегом. На снегу возле лед я ной глыбы л е жал б е л ё к – д е т ё ныш тюленя. Плавал он ещ ё плохо. Вопросы: Где лежал белёк ? (на снегу возле ледяной глыбы). Кого так называют ? (детёныша тюленя). 1 часть
Слайд 15
Шёрстка у белька белая, пушистая, как заячья рукавичка . Только нос и глаза у него были чёрные. Белёк лежал и смотрел на мир круглыми, как бусины , глазами. 2 часть
Слайд 16
Ш рстка Пуш стая Заяч я Рукави а Ч рные . ё и ь ё чк
Слайд 17
Ш ё рстка у белька белая, пу ши стая, как заяч ь я рукави чк а . Только нос и глаза у него были ч ё рные. Б е л ё к л е жал и см о трел на мир круглыми, как бусины , глазами. Вопросы: Как выглядит белёк? Опишите его. Какая у белька шёрстка ? (белая, пушистая, как заячья рукавичка). Какой нос у него ?(чёрный) Какие глаза у детёныша ?(чёрные, круглые, как бусины). 2 часть
Слайд 18
А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли: В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело.
Слайд 19
Утром к бельку приплыла мать. Она покормила малыша молоком и опять уплыла . 3 часть
Слайд 20
Пр плыла К рмила М л ком о о о и
Слайд 21
Утром к б е льку пр и плыла мать. Она п о к о рмила малыша м о л о ком и опять уплыла . Вопросы: Кто и когда приплыл к бельку ?(утром, мать). Что сделала она ? (покормила малыша молоком и уплыла). 3 часть
Комментарии
#1 Интересный и очень хороший материал, нужный и важный для своей возрастной категории. Мне понравился формат работы над изложением. Вот как надо учить младшеклассников творить. Коллегам обязательно пригодится Ваша подсказка-карточка.
#2 Ключевые слова помогут детям при написании изложения. Опорная карточка — подсказка — нужный учебный материал.
#3 Ольга Михайловна, Галина Георгиевна, спасибо за внимание к моему материалу и оценку его практической значимости!
#4 Юлия Юрьевна, если в младших классах уже работаете таким образом, то будущим учителям Вашего класса намного будет легче. Молодец!
#5 Залифа Шакуровна, благодарю Вас за комментарий к моему материалу. Вы правы, предыдущий выпуск весь пятый класс не испытывал затруднений при изучении русского языка. Учитель, наоборот, отмечала высокий уровень подготовки. И уже по результатам 1 четверти мои выпускники показали стопроцентное качество знаний.
#6 Юлия Юрьевна, данный учебный материал имеет важную ценность, что проверен на практике, и способствует успешному написанию детьми изложения.
#7 Данный подход действительно работает. Спасибо, Юлия Юрьевна.
#8 Светлана Семеновна, Ирина Александровна, спасибо за оценку моей работы с точки зрения практической значимости. Данные опорные карточки, действительно, помогают ребятам справиться с написанием изложений.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Слайд 1
Контрольный
диктант.
Работа над ошибками.
Тестовая работа.
60 — 61.
Слайд 2
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Су .
ота, ур . жай, м . роз,
з . мл
. ника, л . гушка,
сн . гирь, ж .
лтый, к . пуста.
Слайд 3
Проверь.
Суббота, урожай, мороз,
земляника, лягушка,
снегирь,
жёлтый, капуста.
Слайд 4
Диктант
Дети пришли в рощу. Там
ве-село и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей
тащил тра-винку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к
ру-чью. Ручей поил чистой водой людей и животных.
В роще.
Слайд 6
Укажи группу слов, где при подборке однокоренных
слов
допущена ошибка.
А) Снег, снежок, снежинка.
Б) Лес, лесник, перелесок.
В) Носик,
носит, переноска.
Слайд 7
2. Выбери группу слов, где во всех словах
надо вписать букву О.
А) М…локо, г…лова, б…рода.
Б) К…лючки, г…рбы,
тр…ва.
В) Св…рить, к…лосок, д…рога.
Слайд 8
3. Найди проверочное слово к слову ТЕМНОТА.
А) потемнел
Б)
темень
В) темнеет
Слайд 9
4. Укажи слово, в котором безударный гласный в
1 слоге.
А) площадка
Б) озеро
В) зацвела
Слайд 10
5. Укажи слово с непроверяемой безударной гласной.
А) река
Б)
больной
В) сползал
Г) одежда
Слайд 11
6. Укажи группу слов, где допущена ошибка.
А) Весна,
гроза, цветы.
Б)Грибы, сасна, кречит.
В) Бельчата, зверьки, бежит.
Слайд 12
7. Сколько имён существительных ты насчитал?
А) 3
Б) 4
В)
5
Г) 6
Ночь, бегает, рыбак, ловит, кукушка,
стреляет, Марина, Москва, красный.
Слайд 13
8. Клевать носом, значит ….
А) спать
Б) есть
В) просыпаться
Г)
засыпать
Слайд 14
9. Укажи группу слов, где указаны только имена
собственные.
А) Борис. Весна. Орёл. Лилия.
Б) Елена. Ока. Нева. Москва.
В)
Жизнь. Каша. Ель. Антон.
Г) Архангельск. Ягода. Россия.
Слайд 15
10. Укажите слово, верно разделённое для переноса.
А) гру-ппа
Б)
у-че-ни-ки
В) конь-ки
Г) ма-льчик
Слайд 16
Ответы
Проверь себя:
1-в, 2-а, 3-б, 4-а, 5-г,
6-б, 7-в,
8-г, 9-б. 10-в.
Слайд 17
Спиши, вставь пропущенные безударные гласные.
Лёгкие облака
л…тели по небу.
Тр…ва нал..лась зел…нью. В небо
взл…тел
жаворонок. Зап.. щ…ли
комары. Замыч…ли к…ровы. Вес…ло
прокр..ч…л п…тух.
Подчеркни в
1 и 2 предложении главные члены. Найди
глаголы и существительные.
Слайд 18
Пришла з…ма. Тр…щат
м…розы. Р..ка и