История не прощает ошибок цитата ключевский

Цитаты Василия КлючевскогоПодготовил: Дмитрий Сироткин

Составил подборку цитат русского историка и преподавателя Василия Ключевского (1841—1911).

Он прославился своими афористичными высказываниями не только о российской истории, но и по многим жизненным вопросам.

Цитаты сведены по темам: человеческие проявления, Россия, религия, люди, счастье, глупость, слово, брак, ум, история, управление, русские, любовь, мужчины, старость, народ, искусство, наука, жизнь, мысли, дела, писатели, женщины, бедные и богатые, молодежь, смерть, талант, посредственность, историки, возраст, книги, театр, благодарность, благотворительность, и др.

О человеческих проявлениях

Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то — хорошо.» Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то — плохо».
Когда нам плохо, плохое утешение думать, что другим ещё хуже.

Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.

Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми.

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.

Есть два рода нерешительных людей: одни нерешительны, потому что не могут сообразить никакого решения, другие — потому, что зараз соображают несколько решений. Первые нерешительны, потому что глупы, вторые кажутся глупыми, потому что нерешительны.

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.

Справедливость – доблесть избранных натур, правдивость – долг каждого порядочного человека.

Откровенность – вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух.

Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.

Твёрдость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления.

Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях.

О России

России больше нет: остались только русские.

В России центр на периферии.

Чтобы согреть Россию, некоторые готовы ее сжечь.

У нас нет ничего настоящего, а все суррогаты, подобия, пародии: quasi-министры, quasi-просвещение, quasi-общество, quasi-конституция, и вся наша жизнь есть только quasi una fantasia.

Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.

Это немцы учили нас исключительности. Наши же цели — вселенские.

Славянофильство — история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции.

В нашем настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас было поменьше истории.

Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

В России все элементы культуры парниковые, казенные: все и даже анархия воспитано и разведено на казенный счет.

Кстати, цитаты о России

О религии

Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта.

На Западе церковь без бога, в России бог без церкви.

Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?

Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.

Что такое Бог? Совокупность законов природы, нам непонятных, но нами ощущаемых и по хамству нашего ума нами олицетворяемых в образе творца и повелителя вселенной.

Разница между духовенством и другими русскими сословиями: здесь много пьяниц, там мало трезвых.

Атеисты всемилостивейше пожалованы в действительные статские христиане.

Обряд — религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни.

Среднему статистическому пошлому человеку не нужна, даже тяжела религия. Она нужна только очень маленьким и очень большим людям: первых она поднимает, а вторых поддерживает на их высоте. Средние пошлые люди не нуждаются ни в подъеме, потому что им лень подниматься, ни в опоре, потому что им некуда падать.

Кстати, цитаты о религии

О людях

Человек — это величайшая скотина в мире.

Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.

Интересней всего бывает узнать не то, о чем люди говорят, а то, о чем они умалчивают.

Было бы сердце, а печали найдутся.

Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые – влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.

С некоторыми людьми можно ужиться, только не зная их.

Кто из людей презирает людей, должен презирать и себя самого, потому презирать людей вправе только животные.

Есть люди, главное достоинство которых в том, что они молчат.

Быть соседями не значит быть близкими.

Наблюдение чужих пороков очень полезно для самоисправления: собственный порок становится особенно противен, когда увидишь его в другом и почувствуешь, как неприятно обладать тем, что сейчас осмеял,ибо мы любим осмеять всех и вся, кроме себя и своего.

Кстати, цитаты о людях

О счастье

Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.

Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.

Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.

Что такое счастье? Это возможность напрячь свой ум и сердце до последней степени, когда они готовы разорваться.

Счастье не действительность, а только воспоминание: счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний.

Счастлив тот, кто может жену любить, как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя, как мужа.

Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная – ждет его.

Кстати, цитаты о счастье

О глупости

Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым.

Глупость — самая дорогая роскошь, которую могут позволять себе только богатые люди.

Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.

Умный тем отличается от дурака, что, когда оба разозлятся, умный становится дураком, а дурак умным.

Злой дурак злится на других за собственную глупость.

Лучше быть историческим Дон-Кихотом, чем чистым, математическим дураком.

О слове

Слово – великое оружие жизни.

Высшая степень искусства говорить — уменье молчать.

Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.

Кстати, цитаты о речи

О браке

Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свои обещания гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.

Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.

Семейные ссоры – штатный ремонт ветшающей семейной любви.

Она в каждом мужчине ищет мужа, потому что в муже не нашла мужчины.

Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.

Выбирая себе жену, надо помнить, что выбираешь мать своим детям, и как опекун своих детей должен позаботиться, чтобы жена по вкусу мужа была матерью по сердцу детям; чрез отца дети должны участвовать в выборе матери.

Кстати, цитаты о свадьбе

Об уме

Самый дорогой дар природы – веселый, насмешливый и добрый ум.

Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить бога за то, что они есть.

Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный.

Гораздо легче стать умным, чем перестать быть дураком.

Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.

Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.

Жить своим умом не значит игнорировать чужой ум, а уметь и им пользоваться для понимания вещей.

Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда.

Кстати, цитаты о разуме

Об истории

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Логика в истории что математика в естествоведении.

Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя.

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.

Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения.

Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение.

Об управлении

Чтобы править людьми, нужно считать себя умнее всех, т. е. часть признавать больше целого, а так как это глупость, то править людьми могут только дураки.

Государству служат худшие люди, а лучшие — только худшими своими свойствами.

Бесплодность полицейских мер обнаруживала всегдашний прием плохих правительств — пресекая следствия зла, усиливать его причины.

Правительственные учреждения — как они могут быть проводниками права, сами будучи бесправными?

Бюрократия есть сила, утратившая цель своей деятельности и потому ставшая бесцельной, но не переставшая быть сильной. Вы без нее не обойдетесь или сами в нее переродитесь.

На что им либерализм? Они из него не могут сделать никакого употребления, кроме злоупотребления.

О русских

Русский ум всего ярче сказывается в глупостях.

При крепостном праве мы были холопами чужой воли; получив волю размышлять, мы стали холопами чужой мысли.

Несчастье русских в том, что у них прекрасные дочери, но дурные жены и матери; русские женщины мастерицы влюбляться и нравиться, но не умеют ни любить, ни воспитывать.

Великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и не расчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось.

Русский культурный человек — дурак, набитый отбросами чужого ума.

Кстати, цитаты о русских

О любви

Прежде чем требовать, чтобы другие были достойны нашей любви, надобно заслужить их любовь.

Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.

Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.

Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы – нет.

Кстати, цитаты о любви

О мужчинах

В восемнадцать лет мужчина обожает, в двадцать любит, в тридцать желает обладать, в сорок размышляет.

Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть.

Мужчина занимается женщиной, как химик своей лабораторией: он наблюдает в ней непонятные ему процессы, которые сам же и производит.

Мужчина слушает ушами, женщина глазами, первый — чтобы понять, что ему говорят, вторая — чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.

Кстати, цитаты о мужчинах

О старости

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

Любимое занятие старости — подделка воспоминаний.

Старики не родятся, а только умирают и, однако, все не переводятся.

Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами.

Так иногда пожилой женщине взгрустнется о неладно прожитой жизни, и она достанет из комода давно запрятанную туда любимую куклу, чтобы, глядя на нее, светлыми образами невозвратно минувшего детства скрасить тусклое пожилое настоящее.

О народе

Нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ все это должен иметь свое, как у каждого порядочного человека должна быть своя голова и своя жена.

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни тяжко было его унижение, но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.

Об искусстве

Искусство — суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.

Тайна искусства писать — уметь быть первым читателем своего сочинения.

У нас сословное разделение труда действовало и в развитии искусства: поэзия развивалась дворянством, театр — купцами, красноречие — духовенством, живопись — крепостными художниками и палеховскими икономазами.

Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.

Кстати, цитаты об искусстве

О науке

Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. уменье пользоваться знанием как следует.

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

Схоластика — точильный камень научного мышления: на нем камни не режут, но об камень вострят.

Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры.

Кстати, цитаты о науке

О жизни

Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

Жить — значит быть любимым. Он жил или она жила — это значит только одно: его или ее много любили.

Не будем спорить, пока идем; когда придем, пожмем друг другу руку и, может быть, найдем, что не о чем спорить.

Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.

Кстати, цитаты о жизни

О мыслях

Мы всегда размышляем не своими мыслями, а пережевыванием чужих.

Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм.

Современная мысль до того изогнулась и извертелась, что стала похожа на старую балетную плясунью, которая, приподняв подол, еще может выделывать замысловатые и непристойные фигуры, но ходить прямо, твердо и просто уже не в состоянии.

Метафора или поясняет мысль, или заменяет ее. В первом случае метафора — поэзия, во втором — риторика или красноречие: красноречие есть подделка и мысли, и поэзии.

Кстати, цитаты о мыслях

О делах

Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.

Дело несделанное лучше дела испорченного, потому что первое можно сделать, а второго нельзя поправить.

Кто неспособен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни как узурпатор бытия.

Посеешь заботу — пожнешь инициативу.

Кстати, цитаты о работе

О писателях

Крупные писатели – фонари, которые в мирное время освещают путь толковым прохожим, которые разбивают негодяи и на которых в революции вешают бестолковых.

Романистов часто называют психологами. Но у них разные дела. Романист, изображая чужие души, рисует свою; психолог, наблюдая свою душу, думает, что он изучает чужие.

Писатели, как родители, любят наделять свои детища свойствами, которых лишены сами. Оттого герои у Мопассана всегда глупы, а у Толстого — умны.

О женщинах

Женщины все прощают, кроме одного – неприятного обращения с собою.

Женщина любит, чтобы ее понимали не как женщину, а как человека женского пола.

Вся житейская наука женщины состоит из трех незнаний: сначала она не знает, как добыть жениха, потом – как быть с мужем, наконец – как сбыть детей.

Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.

Кстати, цитаты о женщинах

О бедных и богатых

Время от времени бедные собираются вместе, конфискуют имущество богатых и начинают драться за раздел добычи, чтобы разбогатеть самим.

Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность. От уничтожения богатых бедные не сделаются богаче, но станут чувствовать себя менее бедными.

О молодежи

Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.

Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности.

Молодость без молодых впечатлений; онанизированные преждевременными, непонятными им идеями, эти народные борцы потом станут заскорузлыми аферистами или казнокрадами.

О смерти

Смерть — величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.

Самое умное в жизни — все таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

Большинство людей умирает спокойно потому, что так же мало понимают, что с ними делается в эту минуту, как мало понимали, что они делали до этой минуты.

О таланте

Талант – искра божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

Характер – власть над самим собой, талант – власть над другими.

О посредственности

В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.

Бездарные люди – обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.

Об историках

Историк задним умом крепок. Он знает настоящее с тыла, а не с лица. У историка пропасть воспоминаний и примеров, но нет ни чутья, ни предчувствий.

Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.

О возрасте

У всякого возраста свои привилегии и свои неудобства.

Чем больше Вы живете, тем становитесь моложе.

В 50 лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить.

Кстати, цитаты про возраст

О книгах

Люди напряженно преследуют свои интересы, но книг не читают. Почему? Книги ли так неинтересны или интересы так некнижны?

В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли.

Кстати, цитаты о книгах

О театре

Театральные слёзы отучают от житейских.

Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.

Когда актёр не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого себя.

О благодарности

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость; не быть благодарным – подлость.

Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным.

О благотворительности

Благотворительность – больше родит потребностей, чем устраняет нужд.

Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить.

О добре

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

Кстати, цитаты про добро

Об интеллигенции

Современный образованный человек полон своей собственной пустоты.

Есть такая слабогузая интеллигенция, которая ни о чем не может помолчать, ничего не может донести до места, а через газеты валит наружу все, чем засорится ее неразборчивый желудок.

О преподавателе

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.

Кстати, цитаты об учителе

Об эгоистах

Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают.

Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.

О школе и университете

В нынешней школе учатся только для того, чтобы разучиться что-нибудь понимать.

Студенты ценили профессоров, профессора понимали студентов, и те и другие гордились университетом. — О студентах.

Кстати, цитаты о школе

О будущем

Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего.

Пролог ХХ века — пороховой завод, эпилог — барак Красного Креста.

О смехе

Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит прощать.

Самый веселый смех – это смеяться над теми, кто смеется над тобой.

Кстати, цитаты с юмором

Об успехе

Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.

Множество мелких успехов не являются гарантией большой победы.

Кстати, цитаты об успехе

О зле

Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство.

Чтобы уметь быть злым, надо выучиться быть добрым: иначе будешь просто гадким.

Кстати, цитаты про зло

О детях

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

Чтобы образумились дети, должны умереть с голоду отцы.

Кстати, цитаты о детях

О творчестве

Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв.

Мудрено пишут только о том, чего не понимают.

Кстати, цитаты о творчестве

О медицине

У хорошего доктора лекарство не в аптеке, а в его собственной голове.

Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.

О дружбе

Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.

Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.

Кстати, цитаты о дружбе

О правде

В правду верят только мошенники, потому что верить можно в то, чего не понимаешь.

Он так изолгался, что не верит сам себе даже тогда, когда говорит правду.

Кстати, цитаты о правде

О свободе

Политическая свобода — родная дочь науки.

Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.

Кстати, цитаты о свободе

О самодержавии

Русские цари — мертвецы в живой обстановке.

Русские цари — не механики при машине, а огородные чучела для хищных птиц.

Цари со временем переведутся; это мамонты, которые могли жить лишь в допотопное время.

Самодержавие нужно нам пока как стихийная сила, которая своей стихийностью может сдержать другие стихийные силы, еще худшие.

О разном

Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.

Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация.

Не цветы виноваты, что слепой их не видит.

Когда кошка хочет поймать мышку, она притворяется мышкой.

Деспотизм кулака и деспотизм ласковой улыбки — к одинаковым результатам.

Повесе, чтобы соблазнить женщину, нужно больше тонкого понимания людей, чем Бисмарку, чтобы одурачить Европу.

Физический патриотизм — не любят родины, а тоскуют на чужбине.

Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления.

Глаза — не зеркало души, а ее зеркальные окна: сквозь них она видит улицу, но улица видит душу.

Поэзия разлита в обществе, как кислород в воздухе, и мы не чувствуем ее только потому, что ежеминутно ею живем, как не ощущаем кислорода потому, что ежеминутно им дышим.

Простейший способ не нуждаться в деньгах — не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно.

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.

Как видим, Ключевский отличался критическим мышлением и порой определенной провокационностью высказываний. В тоже время он не был политическим радикалом и скорее предпочитал «срединный путь».

Цитаты о Ключевском

  • П. Милюков: Славы большей, чем он достиг, он получить не сможет. Жить любовью к науке — вряд ли он может при его скептицизме… Теперь он признан, обеспечен; каждое слово его ловят с жадностью; но он устал, а главное, он не верит в науку: нет огня, нет жизни, страсти к ученой работе — и уже поэтому, нет школы и учеников.
  • М. Нечкина: Уже давно мог бы он гордо нести свою славу, чувствовать себя знаменитым, любимым, незаменимым, но нет и тени высокой самооценки в его поведении, даже напротив — подчеркнутое игнорирование славы.
  • Ю. Готье: Ключевский был в отношении характера и общественной деятельности настоящая «мокрая курица». Я ему так и говорил. Воля у него была только в его произведениях, а в жизни у него никакой воли не было… Ключевский всегда был у кого-нибудь под башмаком.
  • Ф. Шаляпин: Говорил он… так удивительно ярко, что я видел людей, изображаемых им. Особенное впечатление произвели на меня диалоги между Шуйским и Борисом в исполнении Ключевского. Он так артистически передавал их, что, когда я слышал из его уст слова Шуйского, мне думалось: “Как жаль, что Василий Осипович не поет и не может сыграть со мною князя Василия!
  • О. Мандельштам: Ключевский — добрый гений, домашний дух-покровитель русской культуры, с которым не страшны никакие бедствия, никакие испытания. (кстати, цитаты Осипа Мандельштама)
  • А. Кара-Мурза: Главный урок Ключевского заключается в том, что любому политическому перевороту предшествует переворот нравственный.

Далее вы можете перейти к другим подборкам:

  • цитаты Карамзина
  • цитаты Толстого
  • цитаты Чехова
  • цитаты Достоевского
  • цитаты Николая II
  • цитаты Ленина

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

Комментарии также всячески приветствуются!

Скорбным летом 1812-го князь Багратион, страшно переживавший отступление перед французами, написал Аракчееву: «Скажите, ради Бога, что нам Россия — наша мать скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдается сволочам и вселяет в каждого подданного ненависть и посрамление? Чего трусить и кого бояться?» Голос Багратиона был голосом подавляющего большинства солдат, офицеров и генералов русской армии. В конце концов Наполеону в России помешали не русские морозы, а глубокий патриотизм народа, готового умереть, но не быть покоренным.

Жизнь за Отечество

Патриотический настрой… Этот фон всегда сопутствует войнам. Он связан с мотивацией. А она всегда для всех участников конфликта одна: враг будет разбит, победа будет за нами! Причем эта самая мотивация возникает сразу же, без идеологической обработки и обязательной в таких случаях пропаганды. Тут — глубинная, корневая причина: народ осознает беду… опытом многих поколений. И защищает свой дом, своих птенцов.

Вот, казалось бы, феномен. Накануне вторжения Наполеона вся Россия (во всяком случае, просвещенная, дворянская) говорила на французском лучше, чем на русском. Пила исключительно французские вина, носила французские платья, читала французских просветителей. Наше дворянство вообще было воспитано на французской культуре.

Но все изменилось в первые же дни войны, причем для всех без исключения сословий. Наполеон пришел освобождать русского мужика, а он взял в руки вилы. Россия за недели переменилась и научилась ненавидеть врага. Эта ненависть странным образом превратилась даже в мечту. Вот строки из походных записок поручика Чичерина: «Мечта отдать жизнь за сердце Отечества, жажда сразиться с неприятелем, возмущение напавшими на мою страну варварами, недостойными даже подбирать колоски на ее полях, надежда вскоре изгнать их, победить со славою — все это поднимало мой дух». Жизнь молодого офицера оборвалась под Кульмом…

Спустя век все повторилось. Летом 1914-го гимн «Боже, царя храни!» исполнялся до двадцати раз на дню. Эту данность, кстати, тонко прочувствовал режиссер Андрей Смирнов, который снимал в Задонске сцену объявления войны для своего фильма «Жила-была одна баба». Монарший рескрипт зачитывали на паперти Вла димирского собора, после чего все пели державный гимн. Этот эпизод был настолько важен для художника, что он решил переснять его со всей массовкой и актерами еще раз через год.

«… В этот вечер, ясный, нежный вечер, я впервые услышал за редким перелеском нарастающий гул «ура», с которым был взят В. Огнезарная птица победы в этот день слегка коснулась своим огромным крылом и меня». Это написал Николай Гумилев в своих знаменитых «Записках кавалериста». Поэт ушел на фронт добровольцем, а вернулся Георгиевским кавалером. Вот еще строки:

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

А свое самое грозное стихотворение «Убей его!» уже Константин Симонов написал после того, как побывал под Ельцом и Тербунами, увидел следы зверства фашистов. В газетах были заведены рубрики, например «Убил ли ты сегодня немца?» Под ними публиковались письма-отчеты бойцов о количестве убитых фашистов. К слову, когда наши вошли в Европу, лозунг потерял актуальность, и комиссары следили за тем, чтобы его больше не употребля-ли.

Что-то с памятью нашей стало…

Как далеко отстают от этих духовных порывов сегодняшние идейки, проекты, акции, иногда больше похожие на провокации. Недавно я присутствовал на заседании штаба по подготовке к юбилею Победы над фашизмом. Среди многих предложений было и такое: печатать лозунги Победы на… платежках за коммунальные услуги. На бумажках, в которых цифры, между прочим, все время растут.

Иногда предпраздничный раж доводит до абсурда и даже предательства. Готовясь к 200-летию Бородинской битвы, в городе Троицке под Москвой решили поставить памятник… Наполеону. Помешал президент Владимир Путин. Вмешался лично. А не то бы заготовили ножницы и красную ленточку, да нашли бы к открытию какого-нибудь маршала, который «служил при Бонапарте»… И все же в 2012 году наши казаки конным маршем прошли по территории шести государств и в Фонтебло (там Наполеон навсегда попрощался со своей гвардией) возложили цветы к памятнику узурпатору, залившему кровью всю Европу и только в России погубившему миллион человек. Минуло двести лет, и все забыто?..

А что же может случиться с правдой о третьей Отечественной, если уже сегодня — и семидесяти лет не прошло — говорят о главном вкладе в победу… американцев? Но пока извращенная память не выпестовала очередного идола, похожего на фюрера, вновь обратимся к Наполеону, именно эта фигура говорит о перевертыше в сознании целых наций и народов как о горьком симптоме: что может быть, если к собственной истории относиться наплевательски.

Случайно ли главными клиентами психбольниц ХIХ и ХХ веков были как раз «наполеоны». Не зря гоголевского Чичикова провинциальные чиновники приняли тоже за Наполеона. В Британии только в 1947 году отменили должность человека, обязанного в момент вторжения Hаполеона выстрелить из пушки. Так достал Европу Бонапарт! Но и сегодня книг об императоре — более двухсот тысяч. На Западе пытаются представить его едва ли не миссионером, эдаким благодетелем и мосье, который нес в Россию новую культуру… производственных отношений. Впрочем, Запад всегда декларирует, что несет миру «высокую» цивилизацию. Даже когда бомбит Белград, Багдад, Ливию, насаждая «права человека» и «общечеловеческие ценности». Но это повелось не вчера. Наполеон тоже хотел просветить русских. Он изуверствовал на нашей земле не меньше Гитлера. Просто у него было меньше времени и средств.

Мир забыл, как по прямому приказу Наполеона из России был налажен вывоз в качестве рабов крестьян, женщин и детей в «цивилизованную» Европу. Известен случай, когда 600 женщин с детьми заживо замёрзли, запертые в амбаре вблизи Березины. Русские не ответили подобными же бесчинствами в Европе и даже в Париже. От них грабежа ждали, а они молились в храмах, ухаживали за дамами, ну и выпивали в местных трактирах (помните, откуда пошло название «Бистро»?). Чтобы покончить с фигурой Бонапарта, приведем одну только его цитату: «…Я не могу быть спокоен за свои успехи в Европе, пока в России каждый год прибавляется полмиллиона детей». Вот что его заботило больше всего. То же самое, что и Гитлера. То же самое, что и нынешних врагов Отечества.

А теперь о памяти и памятниках. Уже нашим полководцам. Недавно в Калининграде был разграблен монумент в честь Барклая де Толли — варвары унесли в скупку чугунные решетки. А еще раньше, в 1932 году, на Бородинском поле был уничтожен монумент на батарее Раевского. Тогда же разрушили могилу Багратиона, а его останки выбросили вон. Только в 1987 году памятник восстановили, среди мусора была обнаружена часть костей полководца (67 фрагментов), которые затем были перезахоронены.

В последнее время были испорчены тонны бумаги по случаю кощунства бесов в женском обличье в храме Христа Спасителя. О чем только не писали! Забыли главное: святотатство было совершено в храме, который строил русский народ 49 лет на жертву — собранные по губерниям и деревням деньги, в честь победы русского оружия над Наполеоном. Строили памятник полвека, а взорвали уже в советское время за тридцать секунд…

Правда на все времена

Правду о войне (о войнах) обязаны сберечь для потомков не только историки, но и художники — слова, кисти, сцены, кино. К сожалению, они долгое время где-то прохлаждались, после Некрасова (Виктора), Астафьева, Бондарева, Бондарчука, Алова, Наумова, Шукшина как-то ничего значимого не возникло. В год 200-летия Бородинской битвы наш кинематограф сподобился только на фиглярскую комедию «Ржевский против Наполеона», ни на что другое духу не хватило. О чем говорить, если сам директор «Мосфильма» глубоко патриотичный Карен Шахназаров, проникнув в толщу драмы Великой Отечественной войны, снял мистическую ленту «Белый тигр» — про танк-убийцу? Деньги, время, усилия, талант потрачены на пустышку. Других тем о трагедии народа уже не отыскалось, пар ушел в свисток…

Про Вторую Отечественную фильмов вообще не снимали и романов значительных не писали. Таков был социальный заказ общества. И это нанесло значительный урон патриотическому воспитанию целых поколений.

История, говорил Ключевский, ничему не учит, но она строго наказывает за невыученные уроки. Об уроках Первой мировой стоит задуматься. Кто тогда оказался в выигрыше? Англия, Франция? Но в этих странах до сего дня оплакивают погибших — таких потерь они еще не знали. Германия была раздавлена буквально. Только в 2010 году ФРГ закончила выплату контрибуций. Не платил только Гитлер, что неудивительно для отморозка мирового масштаба.

В выигрыше оказались американцы, вступившие в войну в самом конце, но успевшие к дележу. Кстати, в конце Второй мировой было примерно то же самое. Союзники тянули с открытием второго фронта и все выгадывали: кто — кого? Логика у янки была простая: чем больше будет человеческих, экономических и прочих потерь с двух сторон — тем лучше. К тому же США навязали миру доллар, благодаря чему и процветают по сей день. Между прочим, тактика США не изменилась и сегодня: для них теперь каштаны из украинского огня снова таскают европейцы. Не удается им только «построить» Россию…

Источник

«Посеешь заботу — пожнешь инициативу»

«Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь»

«У всякого возраста свои привилегии и свои неудобства»

«Молодежь, что бабочки: летят на свет и попадают на огонь»

ФОТО 1.jpg
Василий Ключевский

«Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто»

«Красивые женщины в старости бывают очень глупы только потому, что в молодости были очень красивы»

«Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свои обещания гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен»

«Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть»

ФОТО 2.jpg
На лекции профессора Ключевского. Леонид Пастернак, 1909 год

«Чтобы согреть Россию, некоторые готовы ее сжечь»

«И москаль, и хохол — хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй — умным»

«Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми»

«Бездарные люди — обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного»

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) вошел в нашу историю как выдающийся ученый и талантливый педагог. Автор книг “Курс русской истории”, “Сказания иностранцев о Московском государстве”, “Древнерусские жития святых как исторический источник”, “Боярская дума древней Руси”, статей по истории, филологии и педагогике. Научные труды великого историка и гражданина внесли огромный вклад в развитие исторической науки и не потеряли своего значения и новизны в наше время. “Меня отпевают и даже готов мне памятник. Но я еще не умер и даже не собрался умирать. Напротив, я жить хочу или по крайней мере долго умирать, но не скоро умереть”.

“Наша история идет по нашему календарю: каждый век отстаем от мира на сутки”.

Будущий историк родился в 1841 году в семье приходского священника. В 1861 году Ключевский приехал в Москву и был зачислен на историко-филологический факультет Московского университета. С этого времени и до конца жизни он практически не покидал Москву. Можно только удивляться огромной работоспособности Ключевского. В период своей научной деятельности ученый читал лекции в Московском Александровском военном училище, в Московских Высших женских курсах, возглавлял кафедру в качестве приват-доцента (позже профессора) русской гражданской истории церковно-исторического отделения Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. Позже Ключевский становится профессором Московского университета. Кроме того, в 1893 году он повелением Александра III преподавал историю сыну императора Георгию и возглавлял Общество истории и древностей российских при университете.
В юбилейный год 160-летия со дня рождения и 90-летия со дня смерти великого ученого полезно и поучительно обратиться к его наследию. Но не с точки зрения его заслуг в исторической науке – они давно и высоко оценены и признаны в стране и за рубежом. Уделим внимание важным выводам ученого, касающимся развития современной России, его предвидениям. Это тем более интересно, что Ключевский, как и мы, жил в период смены веков.
Как преподаватель Ключевский пользовался необычайной популярностью среди студентов. Его лекции были событием для слушателей. И это естественно, так как он следовал в педагогической работе важному правилу, которое сам и сформулировал: “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”. Ведущий лектор четырех высших учебных заведений Москвы, он еще принимал участие и в политической жизни империи. В 1905 году участвовал в работе комиссии по пересмотру законов о печати и по проекту учреждения Государственной думы и ее полномочий. Ключевский, разделяя либеральные взгляды, вступил в партию кадетов и неудачно участвовал в выборах в I Государственную думу.
По своим политическим взглядам, как мы видим, он был либералом. Однако лидер кадетов П.Н.Милюков отмечал, что Ключевский был ближе к демократически-народническому течению. Вероятно, ученый был сторонником нейтралитета по отношению к политическим направлениям в общественном движении России того времени. Знакомство в студенческие годы с Н.А.Ишутиным и членами его кружка, сочувствие идеям Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова не мешало ему принимать участие и в либеральном движении. Он видел недостатки политических сил, вступивших в борьбу между собой в начале века. От него доставалось всем. “Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее”, – характеризовал он революционный лагерь. В либеральном движении отметил, что “…либеральные дураки… недовольны всем настоящим, а прошлое ругают за то, что не похоже на настоящее”. О политических партиях начала XX века он отзывался почти в духе нашего времени: “У нас политические партии – не порядки убеждений или образы мыслей, а возрасты или экономические положения”.
Большой вклад внес ученый в педагогическую науку, сформулировав главное условие успешного воспитательного и образовательного процесса, которое не устарело и сейчас: “семья и школа – не сожительницы и не соперницы; это – соседки и сотрудницы”.
Отдавая приоритет решению экономических вопросов, государственная власть забывает о важной функции государства – воспитательной. С точки зрения Ключевского, общество и власть должны приучить народ к трезвости, к правильному труду, производительному употреблению своих сил, к бережливому пользованию дарами природы, умелому ведению хозяйства, к сознанию своего гражданского долга, к пониманию своих прав и обязанностей. Как видим, задачи в этой области за сто лет практически не изменились, особенно поставленная ученым на первое место трезвость.
История как наука о прошлом изучает прежде всего события прошедшего: “Природа рождает людей, жизнь их хоронит, а история воскрешает, блуждая по их могилам”. Но Ключевский считал, что воскрешение прошлого своими выводами должно иметь практическое значение и иметь потребность для жизни общества: “историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости”. Ученый предостерегал, что “история не учительница, а надзирательница… она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков”. За незнание уроков истории, за попытки ее переписать в угоду политическим потребностям власти мы были жестоко наказаны в XX веке. Но и это ученый предвидел. Он записал в своем дневнике: “Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего”.
Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело “убрать своих последствий”. Не осознав этого значения истории, мы вновь обречены делать роковые ошибки и платить за них страшную цену… Замечателен по своей краткости и точности рецепт Ключевского нормального и эффективного развития российского общества: “Изучение нашего прошлого небесполезно – с отрицательной стороны. Оно оставило нам мало пригодных идеалов, но много поучительных уроков, мало умственных приобретений и нравственных заветов, но такой обильный запас ошибок и пороков, что нам достаточно не думать и не поступать, как наши предки, чтобы стать умнее и порядочнее, чем мы теперь”.
Сторонник проблемного подхода в изложении русской истории, Ключевский с помощью анализа прошлого и настоящего имел возможность довольно точно заглянуть в будущее. В 1905 году, в годовщину основания университета, Ключевский произнес пророческие слова: “Николай II – последний царь. Алексей царствовать не будет”. Удивительны по своей точности афоризмы Ключевского, которые мы находим в его дневниках:
“Пролог XX века – пороховой завод. Эпилог – барак Красного Креста”.
“Впредь будут воевать не армии, а учебники химии и лаборатории, а армии будут нужны только для того, чтобы было кого убивать по законам химии снарядами лабораторий”.
“Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность. От уничтожения богатых бедные не сделаются богаче, но станут чувствовать себя менее бедными”.
“Светские люди – это класс общественных трутней, откармливаемый рабочим людом сначала для потехи, а потом на убой”.
“Деспотизм кулака и деспотизм ласковой улыбки – к одинаковым результатам”.
“Творцы общественного порядка обыкновенно становятся его орудиями или жертвами, первыми – как скоро перестают творить его, вторыми – как скоро начнут его переделывать”.
“Великорус – историк от природы: он лучше понимает свое прошедшее, чем будущее. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать”.
Знакомясь с размышлениями Ключевского, приходишь к мысли, что за сто лет сущность государственной власти у нас не изменилась. В 1891 году ученый указал на особенность российской государственности, которая, к сожалению, сохранилась и в начале XXI века: “Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управителям: “Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось”. Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: “Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что не умеете приспособиться к нашему управлению и потому что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим органами”. Или сравните запись Ключевского в 1898 году и события в России 1998 года: “Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы: что делать? Ответа нет”.
Проблема бюрократии в России и сейчас стоит очень остро. Власть пытается изменить чрезмерную и неэффективную бюрократическую систему, но с помощью самих чиновников. При этом низкая зарплата деятелей науки, искусства, образования, когда “служебное жалованье превращается в государственную милостыню голодающим”, неверно связывают с волей высших чиновников. По мнению Ключевского, в этом виноваты приоритеты и ценности власти: “Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила”.
Российская государственная система, пассивная и неповоротливая, критиковалась Ключевским. Ученый отмечал, что наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Мы сильны только тогда, когда пассивно отбиваемся, “наша храбрость увеличивается тем, что, испугавшись, мы не скоро собираемся бежать. Мы точно тяжеловооруженный рыцарь средних веков”. Недостаток гибкости, инициативы, предусмотрительности делает наше государство уязвимым, поэтому “нас победит не тот, кто рыцарски правильно атакует нас с фронта, а кто из-под брюха лошади схватит нас за ногу и перекувырнет: как таракан, опрокинувшийся на спину, мы, не теряя штатного количества наших сил, будем бессильно шевелить ногами, ища точки опоры”. Не правда ли, точная характеристика ситуации, допустим, на Северном Кавказе?! Когда Российская Армия вела бои с террористами, открыто противостоящими федеральным силам, были победы. Но стоило только боевикам перейти к тактике партизанской войны, как государственная машина стала “бессильно шевелить ногами, ища точки опоры”, заявляя об очередном этапе антитеррористической операции Российских Вооруженных сил.
Вступая в новый век, мы наивно полагаем, что Россия – “белый лист”, куда можно написать все что угодно, что можно проводить любые реформы, не учитывая прошлого страны и народа. Хочется верить, что наследие Ключевского заставит нас задуматься не только о нашем прошлом, но и настоящем. Иначе, вступая в новый век, мы всегда будем характеризовать наше настоящее цитатой из Ключевского.
Андрей ИГНАТОВ

28 января 1841 года родился Василий Осипович Ключевский — один из крупнейших русских историков, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским, председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

В.О.Ключевский — автор ряда трудов: Курс русской истории (ч. 1-5, 1904—1922 года), «Боярская дума Древней Руси» (1882 г.), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Во многом Ключевский — выдающийся социолог.

Зачем нужно знать историю?

В.О.Ключевский о цели, ради которой следует вести исследования в области истории, сказал следующее:

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий

— В.О. Ключевский. Сочинения в 9 томах. Москва, «Мысль», 1990 г., т. 9, с. 365).

Этот афоризм В.О. Ключевского подразумевает, что в настоящем не всё благополучно, а причины этого неблагополучия — в прошлом, и для устранения неблагополучия в настоящем необходимо знать достоверное прошлое. Т.е. адекватная хроника минувших лет — опора для развития адекватной социологии и — вместе с социологией — опора для выработки общественно-полезной политики и развития общества:

Политика должна быть не более и не менее, как прикладной историей

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 366.

И соответственно: неадекватности в содержании исторической науки имеют следствием — неадекватность социологии и политики, которые должны наиболее полно выражать общественные интересы, понимание и игнорирование чего будет только усугублять проблемы общества, унаследованные им от прошлого.

Об общественных интересах

Общественные интересы не так разнообразны и недружелюбны между собою, как личные мнения, и первые легче согласить, чем вторые,

— пишет В.О.Ключевский (Собрание сочинений в 9 томах, Москва, «Мысль», 1990, т. 9, стр. 355).

По существу общественные интересы — для всех людей, верующих Богу и признающих целесообразность Его Промысла, или хотя бы признающих внутренне свойственную природным и социальным системам алгоритмичность (т.е. все они несут в себе алгоритмику (по-русски — определённую упорядоченность и последовательность действий) своего развития, а также и алгоритмику самоликвидации при возникновении неустранимых ошибок и нарушении ими общевселенского порядка гармонии), — одна и та же, общая для них объективная данность.

Алгоритмика развития обществ и человечества выражается в фактах истории и их взаимосвязях. В.О. Ключевский по этому поводу писал:

Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаём внуков, т.е., изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать (над строкой: казаться. — Сноска в цитируемом источнике, поясняющая структуру текста рукописи В.О. Ключевского) себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 375.

Что значат все эти явления? Какой смысл в этом хаосе? Это задача истор[ического] изучения. Мы не можем идти ощупью в потёмках. Мы д[олжны] знать силу, которая направляет нашу частную и народную жизнь. (…)

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 433.

Эти утверждения относятся к истории во всей её полноте и детальности, но они же определяют и требования к выборке фактов и их взаимосвязей, которые представляют собой версии истории, порождаемые различными школами исторической науки: одна и та же алгоритмика развития, объективно наличествующая в жизни, должна быть узнаваема в адекватных жизни концепциях исторического прошлого, а её известность должна быть основой для предсказуемости будущего в его возможной многовариантности.

Исторические факты при этом — всего лишь иллюстрации проявления алгоритмики как таковой. Т.е. алгоритмика может быть одна и та же (как в одном и том же обществе, так и в сопоставляемых друг с другом обществах), но иллюстрирующие её факты могут быть разными в произведениях разных историков; кроме того, детальность описания алгоритмики тоже может быть разной — в зависимости от задач, которые решает историк. Но алгоритмика реальной жизни в любом случае должна быть узнаваема.

Если человек предпринимает усилия к тому, чтобы выявить эту внутреннюю алгоритмичность, то она становится достоянием научного знания, а суждения о ней разных людей могут отличаться друг от друга не более, чем изображения одного и того же места в пейзажах разных художников: одно и то же место узнаваемо в пейзажах разных авторов, — конечно, если художники — реалисты и не впадают в абстракционизм или в откровенную пачкотню холстов.

Маковский В.Е. — Приезд учительницы в деревню

Маковский В.Е. — приезд учительницы в деревню. Источник
Шидловская М.В. — Мысли-Рыбы. Диптих, правая часть
Шидловская М.В. — Мысли-Рыбы. Диптих, правая часть. Источник

Т.е. описания общественных интересов в текстах могут различаться терминологией, стилистикой и детальностью, но эти различия описаний в их большинстве исключают возможность споров по содержанию общественных интересов. А споры о терминологии, стилистике и детальности этого — содержательной сути не меняют: одно и то же содержание в общем-то всегда узнаваемо в разной терминологии и стилистике. А в силу объективной данности общественных интересов в ранее указанном смысле — также узнаваемы и субъективные ошибки, которые могут быть выявлены, поняты интеллектуально-рассудочно и признаны.

Иное дело, когда объективная данность общественных интересов отрицается, либо к ним у субъектов нет интереса, — тогда начинается конфликт частных интересов, гласно или по умолчанию возводимых в ранг общественных.

В всей совокупности общественных интересов находят место личные интересы множества людей. «Свой (т.е. индивидуальный) образ общественных интересов» может быть субъективно очень устойчивым, однако успех в политике во многом определяется тем, насколько индивид, несущий этот образ общественных интересов,

  • во-первых,способен показать другим людям, что выявленный им образ общественных интересов включает в себя их личностные интересы;
  • и во-вторых, какие именно люди, социальные слои признают этот образ общественных интересов своим.

История не учительница, а надзирательница

Носителями алгоритмики развития /деградации, реализующейся в истории всякого общества, являются люди. Соответственно решение названных выше задач познания исторического прошлого, требует реконструкции алгоритмики психики людей и коллективной психики обществ и социальных групп в их составе. Это возможно, поскольку психическая деятельность людей выражается в их произведениях, и она может быть выявлена на основе «прочтения» произведений. С этим обстоятельством связаны два афоризма В.О. Ключевского:

Закономер­ность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 363.

Вследствие этого при неизменной духовности, т.е. несущей неизменную же алгоритмику, история повторяется как одна и та же пьеса, которую ставят разные режиссёры-модернисты в разных театрах, с разным составом актёров: хоть декорации и костюмы разные, а сюжеты одни и те же с некоторыми вариациями.

Мы гораздо более научаемся истории, наблюдая настоящее, чем поняли настоящее, изучая историю. Следовало бы наоборот

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 384.

Правомочность этого утверждения — следствие афоризма «прошлое, уходя, не умело убрать своих последствий», к числу которых принадлежат и психотипы, алгоритмика которых двигала людьми в прошлом, и которые продолжают существовать и воспроизводиться в настоящем. Соответственно этому обстоятельству — по психотипам, которые мы наблюдаем в современности, по их выявленной алгоритмике, мы можем найти их аналоги и их проявления в прошлом. А поскольку в истории выразилась алгоритмика психической деятельности, то, правильно оценив психотипы исторических личностей и статистику их распределения по социальным группам, мы можем адекватно понять давно прошедшую эпоху — внутреннюю алгоритмику течения событий в ней.

Ну а если общественного развития нет, то закономерность исторических явлений при неизменной духовности делает справедливым ещё один афоризм В.О. Ключевского:

История не учительница, а надзирательница magistra vitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 393.

Понимание этого афоризма требует знания о том, что педагогический состав в гимназиях Российской империи делился на две категории: учителя вели уроки и контролировали ход учебного процесса, а надзиратели — следили за соблюдением дисциплины учащимися в гимназии и за её пределами, а так же наказывали за нарушения дисциплинарных норм и невыученные уроки. (cм. Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»).

Толпа людей

Источник

Т.е. ошибки прошлых эпох будут слепо воспроизводиться в автоматическом режиме на основе коллективного бессознательного, пока люди не переосмыслят прошлого, не выявят адекватно алгоритмику (движущие силы) истории и не изменят её своею осмыслено-целесообразной волей в настоящем, изменив, прежде всего прочего, свои же нравственно-этические стандарты. Тем самым, убрав разнообразное зло в настоящем, — не пустят его в будущее, чем улучшат будущее на основе познания прошлого.

Цитаты

Мы подобрали другие знаменитые высказывания историка, с которыми хотим познакомить Вас в этом материале:

Под свободой совести обыкновенно понимают свободу от совести.

Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу.

Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал, но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни.

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть благодарным — подлость.

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует.

Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.

Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.

В России центр на периферии.

Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая себя, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить о себе.

Есть два рода болтунов: один говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие чтобы cкpыть, что они ничего не думают.

Высшая степень искусства говорить — уменье молчать.

При подготовке использовались материалы их открытых источников , в т.ч. с сайта citaty.info.

На
первый взгляд может «оказаться, что не
мог выдающийся русский историк В. О.
Ключевский сказать, что история ничему
не учит. По-моему, Ключевский хотел
подчеркнуть, что если мы не знаем истории,
то за это будем наказаны в жизни. И я с
ним согласна.

История
— одна из древнейших наук. Она возникла
с появлением человека на земле. Изучая
историю, мы рассматриваем путь человечества
на протяжении тысячелетий, т.е. мы изучаем
исторический процесс. Исторический
процесс -это последовательная череда
сменяющих друг друга событий, в которых
проявилась деятельность многих поколений
людей.

За историей кроются
события; те или иные прошедшие или
проходящие явления, факты общественной
жизни. И каждое историческое событие
обладает специфическими, только ему
присущими чертами, и выяснение этих
черт дает возможность полнее, красочнее
представить то или иное событие. Кроме
того, каждое историческое событие имеет
важное значение.

Необходимо
изучать исторические события, чтобы
извлечь правильный урок. Конечно, история
никогда не повторяется дважды. Ведь
социальные науки отличаются от
естественных, где какое-то физическое
явление можно воспроизвести какое
угодно количество раз. Но и в истории
присутствуют свои закономерности. Зная
их, легче прогнозировать современное
социальное развитие, предотвратить
беду. Говорят французский король Людовик
ХVI
перед казнью читал книгу об английском
короле Карле I,
которого тоже казнили революционеры.
А прочитай он книгу раньше, может и не
совершил бы ошибок, которые спровоцировали
революцию во Франции.

Мне
хотелось бы привести примеры из истории
России. Наполеон Бонапарт вторгся на
территорию России с целью ее захвата.
И ему даже казалось, что со взятием
Москвы, Россия окажется в его руках. И
как позорен был его побег из России! В
своих воспоминаниях он предостерегал
других о том, что не стоит воевать с
Россией. Но честолюбивый фашистский
лидер Адольф Гитлер решил вновь идти
на Россию. Чем это закончилось?! Разгромом
гитлеровской Германии в Берлине. Вот
оно — наказание за незнание истории,
неумение делать соответствующие выводов.
В обычной жизни происходит то же самое.
Итак, можно сделать выводы, что история
не прощает ее незнания.

8. «Прогресс есть замена одних неприятностей другими». (X. Эллис)

Мы
гордимся тем, что живем в век
научно-технического прогресса. Что же
такое прогресс? Направление развития,
для которого характерны переход от
низшего к высшему, от Менее совершенного
к более совершенному. Неужели Эллис
отрицательно относился к прогрессу?
Наверное, на самом деле он хотел
подчеркнуть его противоречивость. И
тогда я с ним, совершенно согласна. Я
считаю, что прогресс противоречив, т.е.
наряду с положительными сторонами имеет
и отрицательные моменты..

Так,
на протяжении истории четко прослеживается
прогресс техники: от каменных орудий к
железным, от ручных орудий к машинам,
от использования мускульной силы
человека и животных к паровым двигателям,
электрическим генераторам, атомным
электростанциям, от перевозки на вьючных
животных к автомобилям, скоростным
поездам, самолетам, от деревянных счетов
с костяшками для осуществления простых
математических операций к мощным
компьютерам.

Но
прогресс техники, развитие индустрии,
химизация и другие изменения в области
производства привели к разрушению
природы, к непоправимому ущербу для
среды обитания человека, к подрыву основ
существования общества, к появлению
глобальных проблем.

Возьмем
другой пример. Открытия в области ядерной
физики дали возможность получить новый
источник энергии, были созданы атомные
электростанции. Это, безусловно, прогресс.
Но в то же время зги открытия создали
мощное атомное оружие. В августе 1945 года
были сброшены атомные бомбы на города
Хиросима и Нагасаки. Города были
разрушены, убиты и ранены тысячи ни в
чем не повинных мирных жителей. А
чернобыльская трагедия, происшедшая в
апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС, до
сих пор пагубно сказывается как на
природе, так и на здоровье мирных людей.

Таким
образом, попытки ускорить прогресс
иногда оборачиваются непомерно высокой
ценой. Прогресс в одной сфере жизни
общества может сопровождаться регрессом
в другой, тем не менее, я считаю, что
жизнь без прогресса невозможна, к нему
нужно стремиться. Однако критерием
прогресса должен быть гуманизм.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    21.05.20153.13 Mб35.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Возможно, вам также будет интересно:

  • История на тему мои ошибки
  • История мальчика чья первая любовь оказалась ошибкой
  • История людей это история ошибок
  • Исправьте ошибку приобретший путевку с восьмиста воинами
  • Исправьте ошибку приведший к победе

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии