Сейчас участились вопросы читателей о том, как исправить ошибку в формировании дела, в которое были подшиты документы с разными сроками хранения, а дело уже обработано, включено в опись и подготовлено для передачи в архив. Подскажем возможные варианты, как привести дело в соответствие с действующими правилами, предотвратить подобные промахи в будущем, а главное, раскроем небольшой профессиональный секрет, который позволит минимизировать трудозатраты.
Предлагаемые алгоритмы действий иллюстрируются образцами внесения изменений в документы при исправлении следующей ошибки: в дело с приказами по основной деятельности службой делопроизводства были подшиты приказы об изменениях фамилий, графика работы, о командировках.
Методы исправления ошибки
В первом квартале по графику, утвержденному руководителем организации, началась процедура передачи дел на архивное хранение по описям, которые подготовлены ответственными за делопроизводство в структурных подразделениях. В процессе реальной передачи дел даже после заранее проведенной архивом проверки качества их формирования и оформления часто выявляются ошибки, которые необходимо оперативно исправлять. Но на полное переоформление обработанных дел и подписанных описей, как правило, в подразделении и в архиве уже нет никаких ресурсов, а на процесс приема-передачи дел обычно выделяется не более 2 недель.
Что делать, если в дело оказались подшитыми документы с различными сроками хранения?
1 вариант – «классический», основанный на полном или частичном переоформлении дела с учетом действующих Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. приказом Министерства культуры России от 31.03.2015 № 526; далее – Правила работы архивов организаций (п. 4.20):
- документы постоянного и временного сроков хранения (до 10 лет включительно; свыше 10 лет) необходимо группировать в разные дела;
- приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными для них сроками хранения.
Сотрудник архива (или ответственный за архивное хранение, если архив в организации не создан) в присутствии передающего дела полистно просматривает документы дела постоянного хранения и проводит их экспресс-экспертизу.
Например, в деле с приказами по основной деятельности выявлены приказы по личному составу об изменениях фамилий, командировках и изменении графика работы, которые имеют временные сроки хранения и не должны находиться в данном деле. Принимается решение об их полном изъятии из сформированного дела постоянного срока хранения и передаче в отдел кадров для формирования в дела по личному составу за соответствующий год или для возможного уничтожения в связи с истечением сроков хранения. Так, в 2019 году можно выделить к уничтожению приказы об отпусках и командировках за 2013 год.
Возврат неправильно подшитых в дело приказов осуществляется сотруднику, который непосредственно передает дела в архив. Акт приема-передачи в этом случае не составляется, т.к. архив не принимает эти документы в составе дела, представленного на архивное хранение данным подразделением. А в другое подразделение (в нашем примере – в отдел кадров) служба делопроизводства и архив должны передать изъятые документы по акту приема-передачи.
Частичное изъятие документов из дела в данном случае предполагает, что приказы по личному составу об изменении фамилий, имеющие срок хранения 50 лет, могут быть оставлены в деле постоянного срока хранения. Но они не должны «выпасть» из учетных документов дела и описи дел. Поэтому к заголовку данного дела с приказами по основной деятельности постоянного срока хранения составляется аннотация о наличии в нем приказов по личному составу об изменении конкретных фамилий. Применение аннотаций к составу и содержанию документов дела и является тем профессиональным секретом (подходом), который позволяет экономить время в процессе передачи дел на архивное хранение.
2 вариант – «экспертный» новый способ, применяемый архивами организаций, не являющихся источниками комплектования, который основан на оценке реальной значимости документов и степени отражения их информации в других документах.
Сведения об отпуске или командировке отражаются в личной карточке по форме № Т-2 с указанием даты и номера приказа, в расчетной ведомости о выплате заработной платы, а также в документах персонифицированного учета, налоговой отчетности и отчетов в ПФР. Некоторые из перечисленных документов, содержащие сведения о выплатах в период отпусков и командировок, имеют более длительный, в основном 50-летний срок хранения, формируются в дела по личному составу в отделе кадров и бухгалтерии. Справки социально-правового характера в последующем могут быть выданы на их основании. Учитывается и тот факт, что заключительный этап экспертизы ценности документов будет проведен в архиве. Причем в случае ликвидации организации дела постоянного срока хранения с аннотацией о содержащихся в них приказах по личному составу об изменении фамилий после экспертизы ценности могут быть переданы в государственный или муниципальный архив вместе с другими делами по личному составу.
Во втором варианте все имеющиеся в деле постоянного срока хранения документы по личному составу не изымаются из него. Проводится такая же экспресс-экспертиза приказов по личному составу, после которой дело не переформировывается и количество листов в нем не перенумеровывается. Изменения вносятся в учетные документы дела, в опись дел и на обложку дела:
- к заголовку дела в описи и на обложке оформляется аннотация о том, что в нем содержатся приказы об изменении фамилий;
- временные сроки хранения приказов об изменении фамилий, о графиках работы и командировках в деле с приказами по основной деятельности указываются во внутренней описи документов дела (в графе «Примечание»);
- наличие в деле постоянного срока хранения документов по личному составу фиксируется как особенности формирования дела в листе-заверителе дела.
Такой способ, связанный прежде всего с переоформлением учетных документов к делу, применяется организациями, которые не являются источниками комплектования и самостоятельно организуют архивное хранение документов в соответствии с требованиями действующего законодательства и Правил работы архивов организаций.
Изъятие «непрофильных» документов и оформление изменений в составе дела
Рассмотрим первый «классический» вариант проведения экспресс-экспертизы документов по личному составу с разными сроками хранения, которые оказались в деле постоянного срока хранения. Экспертиза их ценности проводится прежде всего по признаку содержания этих приказов по личному составу.
Командировки могут быть краткосрочными (до 30 дней) и долгосрочными, соответственно приказы о направлении сотрудников в командировку могут иметь разные сроки хранения и формироваться в разные дела:
- приказы о ежегодных оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, краткосрочных командировках и дисциплинарных взысканиях – 5 л. (ст. 19 б) Перечня 2010 г.1);
- приказы о приеме, переводе, совмещении, увольнении, поощрениях, длительных командировках, всех видах отпусков за тяжелые, вредные и опасные условия труда, отпусках без сохранения заработной платы, отпусках по уходу за ребенком – 50 л. (ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ2).
Приказы об изменении графиков работы, которыми не изменяются условия заключенных трудовых договоров конкретных сотрудников, относятся, как правило, к категории приказов по административно-организационной деятельности и подлежат хранению в течение 5 л. (ст. 19 в) Перечня 2010 г.). Если же в приказе идет речь об изменении графика работы конкретных сотрудников, изменении условий заключенных трудовых договоров, то он является приказом по личному составу и хранится 50 л. (ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ).
К приказам по личному составу со сроком хранения 50 л. (ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ) относятся также приказы об изменении фамилий, имен и отчеств сотрудников.
При методической помощи архива передающий дела сотрудник службы делопроизводства изымает из дела постоянного хранения все документы с временными сроками хранения (полное изъятие). Куда они перемещаются:
1. Приказы об изменении графиков работы, отнесенные к административным приказам, службой делопроизводства будут помещены в дела в соответствии с годами их завершения в делопроизводстве. В зависимости от количества они могут также составить второй том приказов по административно-организационной деятельности за тот же календарный год.
2. Приказы по личному составу и с 50-летним, и с 5-летним сроками хранения передаются в отдел кадров для формирования в соответствующие дела с учетом года издания (завершения в делопроизводстве). Документы и дела передаются из не связанных подчиненностью друг другу подразделений всегда по акту приема-передачи (такой акт показан в Примере 1, обычно он оформляется без грифа утверждения либо сразу с двумя грифами: начальника передающего подразделения и принимающего; регистрационный номер такому акту, как правило, не присваивается, а вот дата обязательна).
Пример 1. Акт приема-передачи документов из отдела ДОУ в отдел кадров
Что нужно изменить в оформлении дела, в котором остались только приказы по основной деятельности? Последовательность действий такая же, как и при обычной архивно-технической обработке, только заново прошивать дело не потребуется. Алгоритм исправления выявленных ошибок в процессе передачи документов в архив следующий:
1. Поскольку из-за изъятых документов нарушилась порядковая нумерация листов, необходимо внести в нее исправления. Номер листа документа, ранее проставленный графитным карандашом, зачеркивается карандашом тонкой косой чертой и рядом с ним проставляется новый валовый порядковый номер. Если изъятых документов не очень много (в пределах 10–20), то перенумерация может не осуществляться, а все изъятые документы и пропущенные номера листов дела фиксируются во внутренней описи документов дела и в итоговой записи к ней;
2. В графу «Примечание» внутренней описи необходимо вписать отметку о сроке хранения документа, его изъятии из дела и передаче для формирования в дела другого подразделения, т.к. количество документов в деле сократилось («1» в Примере 2). Все изменения во внутреннюю опись вносятся от руки, перепечатка ее не требуется.
Изменения в итоговой записи («2» в Примере 2) еще раз подписываются («3») тем человеком, который передавал дела на архивное хранение и который вместе с сотрудником архива выявил и исправил ошибки.
Пример 2. Отражение «неуместных» документов во внутренней описи дела
3. В подписанном листе-заверителе к данному делу необходимо зафиксировать изменение количества листов документов, вписать пропущенные номера листов в связи с изъятием, указать изъятие приказов по личному составу в табличной части листа-заверителя и еще раз подписать его (Пример 3).
Пример 3. Отражение «неуместных» документов в листе-заверителе дела
4. При полном изъятии «непрофильных» документов в заголовок дела на обложке и в описи дел никакие изменения не оформляются.
А при частичном изъятии, когда документы по личному составу с 5-летним сроком хранения передаются в отдел кадров для решения их дальнейшей судьбы, в составе дела с приказами по основной деятельности оставляют приказы об изменении фамилий с долговременным 50-летним сроком хранения. В настоящее время это делается потому, что организация, особенно если она не является источником комплектования, сама принимает решение о систематизации документов своего архивного фонда, за сохранность которого она отвечает, и в процессах формирования дел и подготовки их к архивному хранению предпочитает наименьшие трудозатраты. Помимо рассмотренных нами изменений во внутреннюю опись и лист-заверитель дела уточняется заголовок дела с приказами по основной деятельности методом аннотирования на обложке дела и в описи дел. Из всех сформированных таким образом приказов в первую очередь потребуются для исполнения запросов социально-правового характера приказы об изменении фамилии. Поэтому к заголовку дела необходимо составить аннотацию, отражающую документы, которые могут служить предметом самостоятельного поиска:
- на обложке дела к заголовку от руки дописывают с красной строки кратко содержание оставшихся в деле приказов по личному составу – об изменении фамилий с указанием номеров листов дела (Пример 4);
- такая же аннотация вносится в опись дел, что требует перепечатки и перенумерации одного или нескольких ее листов, но в настоящее время это не слишком сложно, т.к. все проекты описей изготавливаются по шаблонам (утвержденным формам в соответствии с Правилами работы архивов организаций) в электронном виде (Пример 5).
Пример 4. Добавление аннотации к заголовку дела на его обложке
Пример 5. Оформление аннотации к заголовку дела в описи дел постоянного хранения
Уточнение состава дела без изъятия «непрофильных» документов
Второй вариант исправления ошибки в формировании дела появился в практике работы коммерческих организаций, не являющихся источниками комплектования государственных или муниципальных архивов. Из сформированного дела в процессе передачи его на архивное хранение «непрофильные» документы не изымаются и в другие подразделения и дела не передаются. Но основная цель хранения – обеспечить рациональное использование архивных документов и быстрое исполнение различного рода справок, в т.ч. социально-правового характера, – вполне достигается за счет того же метода аннотирования документов дела.
Алгоритм исправления ошибок, выявленных в процессе передачи документов на архивное хранение, без изъятия документов почти такой же.
1. Во внутренней описи документов дела проставляются сроки хранения всех ошибочно включенных в него документов по личному составу, чтобы в последующем в архиве на заключительном этапе экспертизы ценности, можно было принять окончательное решение о судьбе всего дела и конкретных документов в его составе.
Оформляются сроки хранения так, как показано было в Примере 2, но, конечно же, никакие сведения об изъятии и передаче документов в графу «Примечание» не вносятся, иногда оформляется отметка об экспертизе ценности в архиве (см. Пример 6).
Пример 6. Оформление отметок о сроке хранения и об экспертизе ценности «непрофильных» документов по личному составу во внутренней описи дела
Итоговую запись к внутренней описи точно так же дополняют сведениями о количестве содержащихся в деле «непрофильных» документов по личному составу. Сделанное дополнение, как и любое изменение внутренней описи, как правило, подписывается сотрудником, сформировавшим дело.
2. В лист-заверитель дела вносятся изменения, но только не об изъятых, а о содержащихся в нем «непрофильных» документах. Изменения подписываются в обычном порядке. См. Пример 7.
Пример 7. Отражение «неуместных» документов в листе-заверителе дела
3. Наконец, к приказам по личному составу, остающимся в деле постоянного срока хранения, формулируется аннотация. Но аннотируется не каждый «непрофильный» приказ, а только те приказы об изменении фамилии, которые будут служить основаниями для исполнения запросов и быстрый поиск которых необходимо обеспечить в будущем. Аннотация переносится на обложку дела (ниже заголовка с красной строки) и в опись дел постоянного хранения. Порядок оформления показан был в Примерах 4 и 5.
Взаимодействие с подразделениями
При выявлении ошибок примите меры, чтобы в последующем они не повторялись. Службе делопроизводства необходимо помнить, что:
- ответственность за организацию работы с документами в подразделениях возлагается на их руководителей (п. 1.7 Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях, утв. приказом Росархива от 11.04.2019 № 44);
- номенклатура дел и опись дел структурного подразделения подписываются руководителем структурного подразделения (приложения 23 и 26 к Правилам работы архивов организаций), который отвечает за документальный фонд своего подразделения.
В пределах своих полномочий осуществления методического руководства и контроля за ведением делопроизводства в структурных подразделениях (кстати, необходимо проверить, внесена ли эта функция в положение) служба делопроизводства проводит переговоры, а потом и направляет руководителям подразделений, в делах которых обнаружились документы с различными сроками хранения, служебные записки о правильном порядке и схеме формирования дел (Пример 8). Если нарушений немного, то их перечисляют в тексте служебной записки, а если они существенные, то целесообразно их оформить в качестве приложения или отдельной схемы формирования дел (Пример 9).
Пример 8. Служебная записка о необходимости исправления ошибок
Пример 9. Схема формирования дел с приказами по личному составу
Название «схема формирования дел» используется, чтобы «не пугать» руководителей подразделений термином «номенклатура». Но фактически она является уточненной по итогам передачи дел на архивное хранение номенклатурой дел подразделения, которая должна помочь устранить выявленные ошибки в формировании дел и будет использована как правильный вариант при составлении номенклатуры на следующий календарный год. В схему формирования дел с приказами по личному составу необходимо также внести журналы их регистрации (они располагаются по принципу взаимосвязи), которые могут быть переданы на архивное хранение как научно-справочный аппарат к приказам. В I и II кварталах, когда количество исполненных документов еще позволяет правильно их систематизировать и исправить ошибки, схема формирования дел направляется в структурное подразделение.
Заметьте, что переутверждать номенклатуру дел отдела кадров в данной ситуации не нужно, т.к., разрабатывая и передавая в подразделения схемы формирования дел, служба делопроизводства выполняет свою функцию ведения номенклатуры дел организации (проверьте, внесена ли эта функция в положение о вашем подразделении).
Какова судьба приказов по личному составу, изъятых из дела постоянного срока хранения?
Если за 2017 и более ранние годы приказы по личному составу уже сформированы в дела и обработаны, то для изъятых приказов об изменении фамилий сотрудников и о направлении в долгосрочные командировки (срок хранения одинаковый – 50 лет), может быть предусмотрено объединение их во второй том дела с приказами по личному составу, имеющими такой же срок хранения. Причем заголовок второго тома может быть конкретным.
Пример 10. Формирование из изъятых документов отдельного тома дела, куда они изначально должны были быть подшиты
Дело № 03-05 Том 1 «Приказы о приеме, переводе, совмещении, увольнении, поощрениях, длительных командировках, отпусках без сохранения заработной платы, отпусках по уходу за ребенком».
Дело № 03-05 Том 2 «Приказы об изменении фамилий сотрудников».
Кроме того, когда служба делопроизводства и архив вместе со службой безопасности на основании приказа руководителя и по графику проводят ежегодные проверки организации хранения и обеспечения сохранности документов в структурных подразделениях, необходимо путем быстрого пролистывания проверять правильность формирования дел постоянного срока хранения и по личному составу. Все выявленные нарушения фиксируются в акте и быстро устраняются, ответственные за ведение делопроизводства получают оперативные консультации, а сводный акт (справка) о проверке направляются первому руководителю.
Исправление ошибок в формировании дел производится под методическим руководством службы делопроизводства и сотрудника архива (или лица, ответственного за архивное хранение). Его можно сделать по описанным в этой статье алгоритмам. Да, это потребует внимательности и тоже трудоемко, но позволит за счет аннотирования описей, уточнения заголовков и внесения изменений в учетные документы о составе дела не переформировывать дела в процессе непосредственной передачи на архивное хранение.
Желаем успеха!
Связанный материал
Готовим документы к передаче в архив организации
№ 02 / 2016
См. статью «Готовим документы к передаче в архив организации» журнала № 2′ 2016, где речь шла об управленческих документах. Вы узнаете, как подготовить дело для долговременного хранения: оформить обложку, вынуть лишнее, пронумеровать листы, создать лист-заверитель и внутреннюю опись содержимого дела, скрепить его листы физически (какие при этом есть варианты и от чего они зависят); как поделить обязанности между сотрудниками передающего подразделения и архива
Связанный материал
Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации
№ 03 / 2017
См. статью «Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации» журнала № 3′ 2017
Связанный материал
Особенности подготовки научно-технической документации (НТД) к передаче в архив организации
№ 04 / 2016
Статья «Особенности подготовки
научно-технической документации (НТД) к передаче в архив организации» журнала № 4′ 2016 объясняет: какие формы приемо-сдаточной описи для передачи НТД в архив в каких случаях лучше использовать; как отличаются обложки дел у разных видов НТД; как оформить дело, пронумеровать листы, составить лист-заверитель и внутреннюю опись; как разобраться с форматами чертежей, что фальцевать, что брошюровать; как разместить собранные «драгоценности» в архиве, чтобы потом было удобно искать и заменять НТД; что выдавать пользователям
В вашей организации уже есть такой ЛНА[1], как номенклатура дел, и о том, как работать с этим документов, знает не только секретарь, но и другие работники? Значит, эта статья для вас. Номенклатуру дел на следующий год нужно утверждать ежегодно. Этому предшествует большая работа по уточнению номенклатуры, начинать которую лучше всего в октябре. В статье расскажем, как секретарю организации собрать информацию со структурных подразделений, внести актуальные изменения в номенклатуру дел и оформить ее.
Алгоритм уточнения номенклатуры дел
Напомним, что номенклатура дел действует только один год. Чаще всего – с 1 января по 31 декабря. Каждый год следует вводить в действие актуальный и уточненный документ. Если номенклатуре вашей организации больше одного года, то все мероприятия нужно проводить в том же порядке.
Приведем Алгоритм уточнения номенклатуры дел.
Когда вы выполните все действия из Алгоритма, то в дополнение к уточненной номенклатуре дел на текущий год получите готовую номенклатуру на следующий год с актуальным (на момент утверждения) составом документов. Работы много, поэтому начинать ее лучше в октябре, чтобы успеть до нового года.
Организациям – источникам комплектования государственных архивов[2]
В соответствии с Правилами 2015[3] такие организации должны один раз в пять лет представлять свою номенклатуру дел на согласование в архив, которому подведомственны. Если согласование с госархивом должно состояться в этом году, то проект обновленной номенклатуры нужно подготовить до конца ноября. Месяц (стандартный срок ответа на обращение) номенклатура пробудет в архиве, а после того, как ее вернут, она должна успеть пройти процедуру утверждения в организации. Поэтому секретарям организаций – источников комплектования государственных архивов следует начинать работу над новой номенклатурой дел раньше.
Номенклатура дел отдела «Канцелярия» в ООО «Атлантида» в конце 2021 года выглядит так (Пример 1). Обнаружить закрытые и открытые дела этого отдела и отметить их в номенклатуре секретарь может самостоятельно.
[1] ЛНА – локальный нормативный акт.
[2] Подробнее:
[3] См. п. 4.18 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526).
[4] Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 10, 2021.
Составление номенклатуры дел – довольно трудоемкий процесс, поэтому ошибки возможны на разных этапах ее разработки (начиная с подготовительного этапа и заканчивая этапом подписания, согласования и утверждения), а также непосредственно при оформлении номенклатуры. При этом необходимо помнить и о специфике работы с электронными документами, которая отражается в т.ч. и на составлении номенклатуры дел.
Рассмотрим, какие ошибки наиболее часто встречаются при составлении номенклатуры дел.
Ошибка № 1. Выбор составителя номенклатуры
В каждой организации должна составляться номенклатура дел на дела всей организации (так называемая сводная номенклатура дел) и на дела каждого структурного подразделения.
ЭТО ВАЖНО! Нежелательно участие в составлении номенклатуры дел организации и номенклатуры дел структурных подразделений только одного лица (как это зачастую имеет место в организациях) или только службы документационного обеспечения управления (далее – ДОУ). Номенклатура дел – многофункциональный и зачастую объемный документ, для правильного составления которого необходимо привлечение компетентных сотрудников различных подразделений (консультации, опросы).
Документ:
Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству).
Принимая во внимание большую роль номенклатуры дел для архива, составление последней зачастую поручается архивной службе организации, что также недопустимо.
Документ:
Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденные постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143 (далее – Правила работы архивов).
Сводную номенклатуру дел составляет служба ДОУ на основе номенклатур дел структурных подразделений (п. 153 Инструкции по делопроизводству, п. 27 Правил работы архивов).
При отсутствии в организации службы ДОУ сводную номенклатуру дел составляет лицо, ответственное за ДОУ. В составлении сводной номенклатуры дел также желательно участие архива организации.
Номенклатуру дел структурного подразделения, в свою очередь, составляет лицо, ответственное за ДОУ в данном подразделении, или другое лицо, определенное руководителем организации или структурного подразделения.
В ходе составления номенклатуры дел структурного подразделения работники службы ДОУ и архива организации должны оказывать необходимую помощь в виде консультаций и советов. Рекомендуется изучить состав, количество и содержание документов и дел, образующихся в процессе деятельности организации. Для успешного составления номенклатуры ответственным лицам следует использовать:
– устав организации (положение о ней);
– положения о структурных подразделениях;
– штатное расписание;
– планы и отчеты о работе организации и структурных подразделений;
– должностные инструкции работникам;
– типовые и примерные номенклатуры дел;
– номенклатуры дел за предыдущие годы;
– регистрационные формы;
– справочные картотеки;
– перечни документов с указанием сроков хранения.
Ошибка № 2. Несоблюдение сроков подготовки номенклатуры дел
Номенклатура дел составляется ежегодно и должна быть подписана, согласована, утверждена до 1 января года, на который составлена, т.е. номенклатура на 2019 г. должна быть подписана, согласована и утверждена до 31 декабря 2018 г. Дата же начала работ по составлению номенклатуры не регламентирована и зависит от сложности структуры и функций организации.
ЭТО ВАЖНО! Сводная номенклатура дел составляется на текущий год при создании новой организации, а также при реорганизации (в форме слияния или разделения), значительном изменении структуры и функций деятельности организации и утверждается в любое время года.
На сроки подготовки номенклатуры дел также влияет необходимость, как уже указывалось выше, подписания, согласования и утверждения номенклатуры дел, что проводится на завершающем этапе ее составления, на котором, конечно, нежелательно возникновение осложнений. Однако этого не избежать, особенно со сводной номенклатурой, если не учитывать нюансы, возникающие на данном этапе, способные запутать составителей номенклатуры. Поэтому необходимо помнить, что сводная номенклатура:
– подписывается руководителем службы ДОУ (лицом, ответственным за ДОУ),
– визируется заведующим архивом организации (лицом, ответственным за архив), экспертной комиссией (далее – ЭК) или центральной экспертной комиссией (далее – ЦЭК) организации;
– согласовывается ЭК или ЦЭК организации.
Однако если организация является источником комплектования государственных архивов, то сводная номенклатура ее дел подлежит дополнительно согласованию с соответствующим государственным архивом или структурным подразделением по архивам и делопроизводству областного (Минского городского) исполкома. Данная процедура производится 1 раз в 5 лет, а также в случае значительных изменений в структуре организации независимо от срока предыдущего согласования.
Сводные номенклатуры дел иных организаций (не являющихся источником комплектования государственного архива) согласовываются с ЦЭК вышестоящих организаций (при ее наличии) 1 раз в 5 лет или также после значительных изменений в структуре организации независимо от срока предыдущего согласования.
После согласования в установленном порядке номенклатуру дел организации утверждает руководитель организации. Помните, что сводные номенклатуры дел организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов или имеющих вышестоящую организацию, составляются обязательно в 3 экземплярах (в отличие от иных организаций, в которых сводная номенклатура составляется в 2 экземплярах). Первый экземпляр хранится в службе ДОУ (у лица, ответственного за ДОУ), второй передается в архив организации в качестве учетного документа, третий – в государственный архив, источником комплектования которого является организация, или в ЦЭК вышестоящей организации для согласования.
Ошибка № 3. Включение (невключение) дел в номенклатуру
В номенклатуру не включаются Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и другие сборники нормативных правовых актов, печатные издания (брошюры, справочники, информационные листки, бюллетени, реферативные журналы и т.д.), указатели и другие вспомогательные документы.
В отдельные разделы сводной номенклатуры дел включаются дела коллегиальных органов, в т.ч. временно действующих (комиссий, советов и др.), и дела общественных организаций (в т.ч. и профессионального союза работников организации).
Следует также помнить о документах, содержащих служебную ин-формацию ограниченного распространения, которые формируются в дела согласно номенклатуре дел. При включении в номенклатуру данных категорий дел (имеющих ограничительный гриф «Для служебного пользования») необходимо учитывать специфику таких дел и отразить в гр. 1 «Индекс дела» путем дополнения индекса литерами «дсп». При снятии с документов ограничительного грифа в гр. 5 «Примечание» номенклатуры дел указывается основание снятия грифа со ссылкой на распорядительный документ или резолюцию руководителя.
С учетом внедрения электронного документооборота у составителей номенклатуры могут возникнуть вопросы о процедуре включения электронных дел в номенклатуру. Чтобы не допустить в данном случае ошибок, в первую очередь необходимо постоянно следить за изменениями в сфере работы с электронными документами. На данный момент можно утверждать, что включению в номенклатуру должны подлежать все электронные дела с соответствующей отметкой «ЭД» в номенклатуре в гр. 5 «Примечание». Это применимо и к гибридным делам (формируемым из документов на бумажном носителе и электронных документов) также с соответствующей отметкой «ГД» в гр. 5 «Примечание». Включение дел с документами в электронном виде, информационными ресурсами в сводную номенклатуру дел осуществляется по согласованию с государственным учреждением «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации» (п. 155 Инструкции по делопроизводству). Новые, незапланированные электронные документы, так же как и традиционные (бумажные), вносятся в номенклатуру дел под резервными индексами.
При составлении итоговой записи о количестве и категориях заведенных дел (оформляемой в номенклатуре дел и выписках из нее по окончании делопроизводственного года) помимо указания количества дел постоянного, временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет включительно) хранения, переходящих дел и с отметкой ЭПК (экспертно-проверочная комиссия) стоит отдельно указать количество электронных и гибридных дел.
Ошибка № 4. Неправильное заполнение гр. 2 «Название раздела (подраздела), заголовок дела (тома, части)»
Заголовок дела в краткой форме должен отражать состав и содержание документов, включенных в дело. Он должен быть кратким, конкретным и доступным для восприятия.
Не допускается:
– использовать в качестве заголовков формулировки, не отражающие состав и содержание документов, включенных в дело, такие как: «Материалы», «Документальные материалы», «Разные документы», «Финансовые документы», «Общая переписка» и т.п.;
– заменять в заголовке дела название вида документа указанием действия: «Рассмотрение», «Проверка», «Закупки» и т.д. Например, вместо заголовка «Проверки денежного обращения и кассовых операций» необходимо использовать «Документы о результатах проверок денежного обращения и кассовых операций (программы, справки, докладные записки и др.)».
Стоит уделить внимание документам с ограничительным грифом «Для служебного пользования», так как дела, в которые они формируются, включаются в номенклатуру дел. В таком случае заголовок дела желательно формулировать обобщенно: «Документы с ограничительным грифом «Для служебного пользования».
Ошибка № 5. Неправильная систематизация заголовков дел внутри раздела
Систематизация заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры дел не должна носить произвольный характер, так как определена нормативными правовыми актами (Инструкцией по делопроизводству, Правилами работы архивов). Заголовки дел в разделах (подразделах) номенклатуры дел систематизируются по группам в зависимости от значимости и взаимосвязи дел в следующем порядке:
– нормативные правовые акты Республики Беларусь (законы Республики Беларусь, декреты, указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и др.);
– учредительные документы организации (уставы, положения, свидетельства о регистрации и др.);
– распорядительные и методические документы вышестоящих организаций (постановления, приказы, указания и др.);
– распорядительные документы организации (приказы, распоряжения и др.);
– организационные документы (штатные расписания, положения, инструкции, правила и др.);
– протоколы;
– планы;
– отчеты;
– договоры;
– справочно-информационные документы (акты, справки, информации, сводки и др.);
– переписка;
– учетно-регистрационные формы;
– номенклатура дел организации и выписки из нее.
Порядок систематизации иных заголовков дел определяет составитель номенклатуры.
Заголовки дел внутри каждой группы систематизируются в соответствии со значимостью документов и сроками их хранения: приказы по основной деятельности располагаются перед приказами по личному составу, годовые планы и отчеты – перед квартальными и месячными, переписка с вышестоящими организациями – перед перепиской с иными организациями и т.д.
При расположении заголовков дел в группах в соответствии со сроками хранения первыми следует располагать заголовки дел постоянного хранения, после – временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет включительно) хранения. Однородные заголовки дел, сформированных по корреспондентскому или географическому признакам, указывайте в номенклатуре дел в алфавитном порядке.
Документ:
Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (далее – Перечень типовых документов).
Ошибка № 6. Неправильное заполнение гр. 4 «Сроки хранения (тома, части) и № пункта (статей) по перечню»
Для определения срока хранения документа следует использовать Перечень типовых документов, который обязателен к применению всеми и должен использоваться независимо от вида носителя документа.
Для определения сроков хранения специфических документов определенной отрасли (здравоохранения, образования и т.п.) применяются (в случае наличия) перечни документов Национального архивного фонда, образующихся в процессе деятельности государственных органов и подчиненных им (входящих в состав, систему) органов, организаций, с указанием сроков хранения (далее – ведомственный перечень). Также следует принимать во внимание (при наличии таковых) перечни документов Национального архивного фонда, образующихся в процессе деятельности негосударственных организаций и подчиненных им (входящих в состав, систему) организаций, с указанием сроков хранения. Однако при использовании данных документов учитывайте ряд нюансов. Так, при применении ведомственных перечней помните, что они могут быть использованы только теми организациями, на которые непосредственно распространяется их действие. К примеру, если учреждение образования не подчиняется Министерству образования, то и перечень документов, образующихся в деятельности этого министерства, не применим к такому учреждению.
Обратите внимание, что в перечни постоянно вносятся изменения и сроки, указанные в ведомственных перечнях, не всегда могут соответствовать срокам, указанным в Перечне типовых документов. Необходимо учитывать время разработки и утверждения ведомственных перечней и следить за изменениями, вносимыми в Перечень типовых документов. В случае расхождения руководствоваться нужно нормами Перечня типовых документов. Если изменения в перечень (перечни) документов были внесены в течение делопроизводственного (календарного) года и влекут изменение сроков хранения дел, закрепленных в номенклатуре дел организации (выписках из нее), в номенклатуру вносятся соответствующие изменения путем зачеркивания старой записи и указания рядом нового срока хранения и номера пункта (статьи) по перечню.
ЭТО ВАЖНО! Для электронных документов, формируемых в электронные дела, устанавливаются сроки, предусмотренные для аналогичных документов на бумажном носителе.
Для документов, которые не отражены в вышеперечисленных перечнях (в т.ч. и для электронных документов, не являющихся аналогами бумажных документов), сроки хранения определяются ЦЭК (ЭК) организации и оформляются протоколом заседания ЦЭК (ЭК) и в номенклатуре в гр. 5 «Примечание» дается ссылка на дату и номер протокола.
Организация, являющаяся источником комплектования государственного архива, согласовывает решение ЦЭК (ЭК) об установлении срока хранения документов с соответствующим государственным архивом или структурным подразделением по архивам и делопроизводству областного исполкома.
Организация, не являющаяся источником комплектования государственного архива, согласовывает решение ЭК об установлении сроков хранения документов с ЦЭК вышестоящей организацией (при ее наличии).
Учтите, что в Перечне типовых документов сроки хранения указаны в гр. 3 и 4. Следует правильно выбирать необходимую графу при определении сроков хранения документов в той или иной организации, так как сроки, указанные в разных графах, иногда отличаются. В гр. 3 Перечня типовых документов указаны сроки для документов государственных органов, иных государственных организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей. В гр. 4 – установлены сроки хранения для документов государственных организаций, не являющихся источником комплектования государственных архивов.
Олег Посредников, младший научный сотрудник
отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского
института документоведения и архивного дела
Дарья Курильчик,
историк-архивист, преподаватель
Ошибка 1. Составители. Считается, что номенклатуру дел (далее — НД) составляет тот, кто знает, как это делается, и кому она нужна больше остальных, то есть архивист. Мол, архив начинается с данного документа.
Однако в соответствии с п. 27 Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143, сводная НД составляется службой документационного обеспечения управления на основе номенклатур дел структурных подразделений, которые в свою очередь составляются в структурных подразделениях ответственными за делопроизводство лицами. Затем делопроизводитель объединяет их в одну, сводную НД. Архивист же оказывает консультационно-методическую помощь в этой работе.
Ошибка 2. Сроки подготовки. Считается, что если НД — на текущий год, то и составлять, согласовывать, подписывать, утверждать ее нужно с начала текущего года.
Да, начинать составлять НД можно хоть с 1 января — в случае, если, к примеру, организация имеет сложную структуру, и работа над документом займет целый год; или же если организации только образовалась; или же если необходимо пересоставить НД при реорганизации, повлекшей значительные изменения в структуре и (или) функциях организации. Но, как правило, работа по составлению НД начинается в 3 квартале года, предшествующему году, на который она составляется. То есть составить, согласовать, подписать, утвердить НД на 2016 год надо до 31 декабря 2015 г.
Ошибка 3. Выписки из НД. Структурные подразделения, подготовив свои НД и передав их в службу ДОУ, зачастую не интересуются дальнейшей судьбой данного документа.
В соответствии с п. 31 Правил работы архивов после утверждения сводной НД из нее делаются выписки по разделам. Заверенные в установленном порядке выписки передаются в структурные подразделения организации для использования при формировании и учете дел, заводимых в этих структурных подразделениях. Если организация небольшая, то секретарь как лицо, ответственное за делопроизводство, может сам подготовить выписки, заверить их (оформить на них реквизит «Отметка о заверении копии») и раздать структурным подразделениям. Когда же организация имеет большую структуру, целесообразнее всего будет, если служба ДОУ выложит в общий доступ утвержденную сводную НД, а структурные подразделения самостоятельно сделают выписки из нее и обратятся к руководителю службы ДОУ за заверением.
Ошибка 4. Определение сроков хранения дел. При составлении НД в этом моменте, пожалуй, допускается наибольшее количество ошибок.
В соответствии с п. 39.4 Правил работы архивов при определении сроков хранения дел необходимо пользоваться:
· перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140;
· перечнями документов Национального архивного фонда, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных государственных организаций и подчиненных им (входящих в состав, систему) органов, организаций, с указанием сроков хранения;
· перечнями документов Национального архивного фонда, образующихся в процессе деятельности негосударственных организаций и подчиненных им (входящих в состав, систему) организаций, с указанием сроков хранения.
Сроки хранения документов, которые не отраженны в данных перечнях, определяются центральной экспертной комиссией (экспертной комиссией) организации по согласованию со структурными подразделениями по архивам и делопроизводству областных исполнительных комитетов или государственными архивами (для организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов), ЦЭК вышестоящих организаций (для иных организаций). Иными словами, сроки хранения утверждаются протоколом заседания ЦЭК (ЭК), а в графе 5 «Примечание» дается ссылка на дату и номер протокола.
Материал опубликован частично.
Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.
3.4.1. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения, по установленной форме.
3.4.2. Архив в целях качественного комплектования документами архивного фонда контролирует и оказывает необходимую методическую и практическую помощь службе документационного обеспечения управления в составлении номенклатуры дел. Ответственность за ее составление возлагается на службу документационного обеспечения управления организации.
3.4.3. Номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в архиве организации используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения.
Закрепленная в номенклатуре схема систематизации дел может быть использована при разработке схемы картотеки на исполненные документы.
3.4.4. Различаются три вида номенклатур дел: типовая, примерная и индивидуальная номенклатуры дел конкретной организации.
Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом.
Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер.
3.4.5. Типовые и примерные номенклатуры дел используются для составления индивидуальной номенклатуры дел.
В номенклатуру дел организации из типовой или примерной номенклатуры дел переносятся предусмотренные ими заголовки дел, которые предполагается завести в делопроизводстве организации, конкретизированные с учетом ее специфики.
Сроки хранения дел, предусмотренные типовой или примерной номенклатурой дел, переносятся в индивидуальную номенклатуру дел без изменений.
3.4.6. Номенклатура дел организации (сводная) (приложение 7) составляется по установленной форме на основании номенклатур дел структурных подразделений, разработанных по аналогичной форме (приложение 8), согласованных ими с архивом и подписанных руководителями этих подразделений.
Номенклатура дел организации оформляется на общем бланке организации.
Номенклатура дел организации визируется руководителем архива или лицом, ответственным за архив, подписывается руководителем службы или лицом, ответственным за документационное обеспечение управления, и после одобрения ЦЭК (ЭК) организации направляется на согласование с ЭПК соответствующего архивного учреждения, после чего утверждается руководителем организации.
После утверждения номенклатуры дел организации структурные подразделения получают выписки соответствующих ее разделов для использования в работе.
Номенклатура дел организации на предстоящий календарный год составляется в последнем квартале текущего года.
Согласованная с архивным учреждением номенклатура дел в конце каждого года уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.
Номенклатура дел согласовывается с архивным учреждением не реже одного раза в 5 лет. В случае коренного изменения функций и структуры организации разрабатывается новая номенклатура дел.
3.4.7. Номенклатура дел составляется на основе изучения состава и содержания документов, образующихся в деятельности организации.
При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться уставом или положением об организации, положениями о ее структурных подразделениях, штатным расписанием, номенклатурой дел организации за прошлый год, описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, регистрационными формами, ведомственными и типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения, типовыми и примерными номенклатурами дел.
3.4.8. В номенклатуре дел предусматриваются заголовки дел для группировки документов, отражающие все документируемые участки и вопросы деятельности организации.
В номенклатуру дел организации включаются дела временно действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организации или прекращения ее деятельности (например, дела ликвидационной комиссии организации включаются в номенклатуру дел ликвидируемой организации).
Основой для определения структуры номенклатуры дел является структура (штатное расписание) организации. Разделами, подразделами и другими делениями номенклатуры дел являются названия подразделений (например: канцелярия, бухгалтерия, отдел кадров и т.п.).
3.4.9. Графы номенклатуры дел организации, ее структурных подразделений заполняются следующим образом.
В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения и порядкового номера заголовка дела по номенклатуре дел в пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами. Например: 02-03, где 02 — индекс структурного подразделения, 03 — порядковый номер заголовка дела по номенклатуре дел.
В номенклатуре дел рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел разных структурных подразделений (направлений деятельности).
Пример: «Приказы по основной деятельности» (02-03, 03-03, 04-03 и т.д.).
В графу 2 номенклатуры дел включаются заголовки дел (томов, частей).
Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью.
Вначале располагаются заголовки дел, содержащих организационно-распорядительную документацию. При этом заголовки дел, содержащих постановления и приказы вышестоящих организаций, располагаются перед заголовками дел с приказами руководителя организации. Далее располагаются заголовки дел, содержащих плановые и отчетные документы.
Заголовки дел, заведенных по географическому и по корреспондентскому признакам, вносятся в номенклатуру дел по алфавиту географических названий или корреспондентов.
Заголовок дела должен четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.
Не допускается употребление в заголовке дела неконкретных формулировок («разные материалы», «общая переписка» и т.п.), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов.
Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел.
Состав элементов заголовка дела, располагаемых в принятой последовательности, определяется характером документов дела.
В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью делопроизводства, в качестве вида дела употребляется термин «документы», а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть в деле.
Пример: «Документы о проведении научных конференций и симпозиумов (планы, списки, доклады)».
Термин «документы» применяется также в заголовках дел, содержащих документы — приложения к какому-либо документу.
Пример: «Документы к протоколам заседания коллегии министерства».
Заголовки дел по вопросам, не разрешенным в течение одного года, являются «переходящими» и вносятся в номенклатуру дел организации следующего года с тем же индексом.
Если дело будет состоять из нескольких томов или частей, то составляется общий заголовок дела, а затем при необходимости составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка дела.
В графе 3 номенклатуры дел указывается количество дел (томов, частей). Она заполняется по окончании календарного года.
В графе 4 указываются срок хранения дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии — по типовой или примерной номенклатуре дел.
При включении в номенклатуру заголовков, документов, срок хранения которых не предусмотрен типовым или ведомственным перечнями документов, срок их хранения устанавливается ЭПК соответствующего архивного учреждения по представлению архива и ЦЭК (ЭК) организации.
В графе 5 «Примечание» в течение всего срока действия номенклатуры проставляются отметки о заведении дел, о переходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о передаче дел в другую организацию для продолжения и др.
3.4.10. По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел заменяется итоговая запись о количестве заведенных дел (томов), отдельно постоянного и временного хранения. Сведения, содержащиеся в итоговой записи номенклатуры дел организации, в обязательном порядке сообщаются архивному учреждению, о чем в номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего отметку, и расшифровки его подписи.
Каждая организация в процессе своей работы накапливает огромное количество разнообразных документов. Для того, чтобы их систематизировать, «разложить по полочкам» существует специальный документ под названием «Номенклатура дел».
На сегодняшний день его ведение не является строго обязательным, тем не менее, он имеет определенное распространение. Обычно номенклатура дел используется на крупных предприятиях, имеющих разветвленную структуру, множество подразделений и, как следствие, большой документооборот, небольшие фирмы использует её в зависимости от потребности.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк номенклатуры дел .docСкачать образец заполнения номенклатуры дел .doc
Роль документа
Все документы и важные бумаги предприятия раскладываются в отдельные папки, в зависимости от темы или структурного подразделения к которому они относятся. Каждая такая папка называется «Дело». Как правило, оно имеет свой номер и наименование. Номенклатура дел фиксирует их, распределяя определенным образом. Параллельно документ отражает сроки хранения тех или иных бумаг и количество томов в деле.
Таким образом, документ «Номенклатура дел» позволяет достичь сразу нескольких целей:
- он учитывает все дела, которые ведутся на предприятии,
- группирует их в зависимости от типа или принадлежности,
- обеспечивает их сохранность и быстрый поиск при необходимости,
- определяет правила формирования дел, в зависимости от их сути или хронологии.
Номенклатура дел часто помогает в тех случаях, когда необходимо провести «фильтрацию» документов на предмет выявления тех, которым пора в архив или на уничтожении в связи с закончившимся периодом хранения.
Какие дела включать в номенклатуру
В номенклатуре регистрируются все дела, имеющие отношение к деятельности фирмы, невзирая на то, к головному офису они относятся или ее филиалам и представительствам (учредительные бумаги, приказы, должностные инструкции, исходящие и входящие документы и т.п.), сюда же вносятся секретные бумаги, содержащие конфиденциальную информацию или коммерческую тайну. Дела ликвидированных компаний, правопреемником которых является предприятие, также необходимо включать в номенклатурный перечень.
Исключение составляют печатные издания, к которым в числе прочего относятся книги и журналы учета, а также различного рода заявления сотрудников, внутренняя переписка между отделами и т.п. Дела, заведенные в профсоюзе, при условии, что он зарегистрирован как отдельное юридическое лицо, в номенклатуру дел организации включать тоже не нужно.
Как правило, номенклатура содержит несколько разделов, включающих основной, в который входит полный спектр учредительной документации и сопутствующих регистрации фирмы бумаг, а также другие части, включающие список дел, относящихся к различным структурным подразделениям.
Когда формируется документ
Документ является периодическим, и составляется один раз в год в конце отчетного периода (декабрь). Это позволяет точно подсчитать количество документов, с которыми компания входит в новый год.
Кто ведет номенклатуру дел
Ведение документа может находиться в компетенции делопроизводителя, секретаря, сотрудника/руководителя отдела канцелярии или архива, кадровика – все зависит от распределения должностных обязанностей в организации. Но в любом случае, после составления номенклатура передается на подпись руководителю компании.
Правила составления
Несмотря на несколько «громоздкое» название, данный документ имеет довольно простую и понятную структуру. На сегодняшний день нет его унифицированного образца, поэтому предприятия могут писать его в произвольной форме, добавляя необходимые разделы и пункты. При этом существуют некоторые сведения, которые должны быть в нем обязательно:
- наименование организации,
- номер и дата составления,
- перечень документов,
- подписи ответственных лиц.
В документе также следует отметить количество томов, которое имеет то или иное дело, а также в электронном или бумажном виде оно ведется. Если дело ведется в электронном виде, нумерацию страниц нужно вести по файлам и это же значение отмечать в номенклатуре.
Надо отметить, что некоторые организации те дела, которые ведутся в электронном виде, заносят в отдельный раздел документа или же формируют под них отдельную номенклатуру.
Правила оформления
Строгих правил по оформлению документа нет, это значит, что он может вестись как вручную, так и в печатном виде. Второй вариант более удобный, поскольку документ зачастую имеет довольно внушительный объем, да и составлять его и вносить правки так гораздо удобнее. Документ можно оформлять на стандартных чистых листах формата А4 или на фирменном бланке организации.
Если бланк содержит несколько листов, их следует скрепить между собой, пронумеровать и надлежащим образом проштамповать в конце, проставив дату составления, отметив количество страниц и заверив все подписью ответственного лица.
Документ составляется в единственном экземпляре, который после утраты актуальности передается на хранение в архив предприятия.
Образец составления номенклатуры дел
- Вначале вносится стандартная информация:
- полное наименование компании,
- дата составления документа,
- предстоящий год, на который он пишется,
- населенный пункт, в котором зарегистрирована организация.
Тут же отводится несколько строк под утверждение руководителем (сюда вписывается его должность, фамилия-имя-отчество, дата подписи).
- Далее идет основная часть, оформленная в виде таблицы. В неё заносятся данные:
- индекс или номер дела,
- заголовок или название,
- количество содержащихся в нем частей или томов,
- срок хранения дела (который может соответствовать требованиям закона или внутренним правилам организации),
- отдельные примечания (например о том, в какой форме дело ведется, где хранятся его оригиналы или заверенные копии и т.п. информация).
- В завершение напротив указанной должности, бланк подписывает сотрудник, составивший документ и только после этого он передается на заверение руководителю фирмы.
Вопрос: Каков порядок утверждения номенклатуры дел в организации?
(Консультация эксперта, 2023)Руководитель службы делопроизводства организации (уполномоченный работник) обеспечивает получение от всех структурных подразделений организации номенклатуры дел этих подразделений, обобщает их, вносит необходимые изменения и придает документу установленную сводную форму.