Исправить ошибки в морфемном разборе слов

Типичные ошибки

Частые ошибки:

  • Ошибочное выделение окончаний
  • Ошибочный подбор слов словообразовательных цепочек
  • Ошибочное выделение одной приставки в словах, имеющих несколько приставок
  • Ошибочное выделение приставки в словах, не имеющих приставок
  • Ошибочное выделение суффиксов в словах, имеющих несколько суффиксов
  • Ошибочное выделение нескольких суффиксов в словах, имеющих один суффикс
  • Ошибочное выделение корня из-за неправильного определения границ приставок или суффиксов
  • Ошибочное выделение корня без учета современного состояния языка

Узнай, какие ошибки допускают чаще всего.

1. Ошибочное выделение окончаний:

  • в словах, которые не имеют окончаний, например: слева, по-французски, едва
  • в словах, имеющих окончания в середине основы: трёхэтажный, (у) дивана-кровати
  • в словах, имеющих формообразующие суффиксы: пришли, училась, веселее
  • в словах с нулевым окончанием: пришёл, врач, мать, должен

Правильно:

  • Слевапо-французскиедва — окончаний нет
  • трёхэтажный, у дивана-кровати
  • пришлиучиласьвеселее — окончания нет
  • пришёл врач мать должен  

2. Ошибочный подбор слов словообразовательных цепочек:

Беспорядочный подбор родственных слов вместо определения производящей основы каждого слова цепочки.

Правильно:

 побелеть←белеть←белый.

3. Ошибочное выделение одной приставки в словах, имеющих несколько приставок

Например:

недопеченный, безоговорочно.

Правильно:

 недопеченный, безоговорочно.

4. Ошибочное выделение приставки в словах, не имеющих приставок

Например:

здание, здесь, негодяй.

Правильно:

здание, здесь, негодяй 

 приставок нет.

5. Ошибочное выделение суффиксов в словах, имеющих несколько суффиксов

Например:

белковый, запаханный, сеялка, прочувствованность, по-стариковски.

Правильно:
 

белковый, запаханный, сеялка, прочувствованность, по-стариковски.

6. Ошибочное выделение нескольких суффиксов в словах, имеющих один суффикс

Например:

белёхонький, космический, высоковатый

Правильно:
 

белёхонький, космический, высоковатый.

7. Ошибочное выделение корня из-за неправильного определения границ приставок или суффиксов

Например, в словах:

недосказанный, безразмерный, прикрываться, скворечник, апельсин.

Правильно:

недосказанныйбезразмерныйприкрыватьсяскворечник апельсин .

8. Ошибочное выделение корня без учета современного состояния языка

Например:

благодарить, ограда.

Правильно:

благодаритьограда.

Смотрите также

  • Глава 4. Морфемика
  • Особенности морфемного разбора слова.
  • Советы. Как приступить к делу
  • Примеры и комментарии
  • Первые шаги — подготовительные задания
  • Тренинг «Морфемный разбор»
  • Итоговые тесты «Морфемный анализ в формате ЕГЭ»
  • Морфемика

Общие принципы разбора слова по составу (например, в школьном или вузовском вариантах) — это устный словообразовательный анализ и графическое выделение найденных наименьших частей слова, а также его основы (морфемой не является) особыми значками. Большинство этих знаков есть на рисунке:

порядок разбора слова по составу

Среди ошибок, допускаемых при морфемном разборе, есть частые, типичные (назовём их «главными»):

  1. Неоправданное изменение очерёдности выявления и выделения частей слова. В школе это могут признать ошибкой, если разбор по составу сопровождается устным комментарием. Например, если школьник начнёт с суффикса или с корня, то его поправят. Скажут: «Неправильный порядок разбора».
  2. Невыделение нулевого окончания. Учащиеся часто говорят, например: «В слове «домик» окончания нет». Они правы. Но оно может появиться. В форме именительного падежа окончания нет, в родительном, к примеру, оно появится. Поэтому необходим пустой квадратик справа от словоформы.
  3. Небрежное обозначение частей слова. Допустим, нижние точки «шалашика» (суффикса) упираются в буквы, а не в промежутки между ними. В итоге непонятно, где суффикс начинается и где он заканчивается.
  4. Неполный разбор. Что-то выделено, а что-то нет.
  5. Невыделение основы.
  6. Неверное определение приставки, корня или любой другой морфемы, что влечёт неверное их выделение.

Знаете ответ?

Как избежать ошибок при
разборе слов по составу

Автор: Ромащенко Ульяна Владимировна

Организация: ГБОУ Школа №224

Населенный пункт: г. Москва

Как избежать ошибок при разборе слов по составу

Как часто второклассники, третьеклассники, даже четвероклассники испытывают затруднения в разборе слов по составу! Всё дело в том, что у учащегося не сформированы операции морфемного анализа, и он просто угадывает морфемы по аналогии с какими-либо образцами. Приставка «по» видится ученику повсюду, даже там, где её точно нет, например, в слове «поле», корень выделяется интуитивно, без опоры на однокоренные слова, а окончание всегда состоит только из одной единственной буквы, обозначающей гласный звук, и наличие на конце слова буквы, обозначающей согласный звук, по мнению учащегося, говорит о нулевом окончании. И таких примеров множество.

Для исключения угадывания морфем в именах существительных, именах прилагательных, именах числительных и глаголах я предлагаю детям особую форму письменного разбора слов по составу в сочетании с классическим алгоритмом разбора слов по составу. Такую работу мы начинаем уже во 2 классе, что приводит к практически безошибочному разбору слов по составу в 3 и 4 классах, независимо от того, какой частью речи является то или иное слово, предложенное для разбора. Использование такой формы письменного разбора слов по составу способствует ранней и устойчивой дифференциации понятий «однокоренные слова» и «формы одного и того же слова» у учащихся и подготавливает учащихся к усвоению таких тем в курсе русского языка, как «Склонение имён существительных», «Несклоняемые имена существительные», «Косвенные падежи имён существительных».

Письменный разбор слов по составу выполняется в следующем порядке:

  1. Слово, предназначенное для разбора по составу, записываем слева.
  2. Правее, в строчку записываем формы этого слова для определения окончания и основы, выделяем во всех формах окончания и основу.
  3. В столбик под исходным словом записываем однокоренные (родственные) слова в начальной форме (существительные и прилагательные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме) таким образом, чтобы общая их часть (корень), то есть одинаковые буквы, были друг под другом. Выделяем во всех однокоренных словах общую часть (корень).
  4. Определяем, каким способом образовано это слово (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным) и выделяем, если есть, приставку (приставки) и суффикс (суффиксы).

Алгоритм рассуждения ученика

  1. Буду разбирать по составу слово… Запишу это слово.
  2. Найду окончание и основу. Для этого изменю форму слова так, чтобы изменилось только окончание, а основа осталась та же. Запишу другие формы этого слова в строчку рядом с заданным словом.
  3. Выделю окончания (изменяемые части) и основу во всех формах и в заданном слове.
  4. Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова. Запишу однокоренные слова в столбик так, чтобы одинаковые буквы были друг под другом.
  5. Выделю корень (общую часть) во всех однокоренных словах и в заданном слове. Обращу внимание на мягкий знак в корне, на чередование согласных, на орфограммы.
  6. Определю, каким способом образовано заданное слово, найду приставку (приставки) и суффикс (суффиксы), с помощью которых слово образовалось.
  7. Выделю приставку (приставки) и суффикс (суффиксы), если они есть.
  8. Проверю себя: назову все значимые части слова.

Образцы письменного разбора представлены на фотографиях ученических работ.

Приложения:

  1. file0.docx.. 15,7 КБ

  2. file1.pdf.. 822,9 КБ

Опубликовано: 11.03.2020

Типичные ошибки

Частые ошибки:

  • Ошибочное выделение окончаний
  • Ошибочный подбор слов словообразовательных цепочек
  • Ошибочное выделение одной приставки в словах, имеющих несколько приставок
  • Ошибочное выделение приставки в словах, не имеющих приставок
  • Ошибочное выделение суффиксов в словах, имеющих несколько суффиксов
  • Ошибочное выделение нескольких суффиксов в словах, имеющих один суффикс
  • Ошибочное выделение корня из-за неправильного определения границ приставок или суффиксов
  • Ошибочное выделение корня без учета современного состояния языка

Узнай, какие ошибки допускают чаще всего.

1. Ошибочное выделение окончаний:

  • в словах, которые не имеют окончаний, например: слева, по-французски, едва
  • в словах, имеющих окончания в середине основы: трёхэтажный, (у) дивана-кровати
  • в словах, имеющих формообразующие суффиксы: пришли, училась, веселее
  • в словах с нулевым окончанием: пришёл, врач, мать, должен

Правильно:

  • Слевапо-французскиедва — окончаний нет
  • трёхэтажный, у дивана-кровати
  • пришлиучиласьвеселее — окончания нет
  • пришёл врач мать должен  

2. Ошибочный подбор слов словообразовательных цепочек:

Беспорядочный подбор родственных слов вместо определения производящей основы каждого слова цепочки.

Правильно:

 побелеть←белеть←белый.

3. Ошибочное выделение одной приставки в словах, имеющих несколько приставок

Например:

недопеченный, безоговорочно.

Правильно:

 недопеченный, безоговорочно.

4. Ошибочное выделение приставки в словах, не имеющих приставок

Например:

здание, здесь, негодяй.

Правильно:

здание, здесь, негодяй 

 приставок нет.

5. Ошибочное выделение суффиксов в словах, имеющих несколько суффиксов

Например:

белковый, запаханный, сеялка, прочувствованность, по-стариковски.

Правильно:
 

белковый, запаханный, сеялка, прочувствованность, по-стариковски.

6. Ошибочное выделение нескольких суффиксов в словах, имеющих один суффикс

Например:

белёхонький, космический, высоковатый

Правильно:
 

белёхонький, космический, высоковатый.

7. Ошибочное выделение корня из-за неправильного определения границ приставок или суффиксов

Например, в словах:

недосказанный, безразмерный, прикрываться, скворечник, апельсин.

Правильно:

недосказанныйбезразмерныйприкрыватьсяскворечник апельсин .

8. Ошибочное выделение корня без учета современного состояния языка

Например:

благодарить, ограда.

Правильно:

благодаритьограда.

Смотрите также

  • Глава 4. Морфемика
  • Особенности морфемного разбора слова.
  • Советы. Как приступить к делу
  • Примеры и комментарии
  • Первые шаги — подготовительные задания
  • Тренинг «Морфемный разбор»
  • Итоговые тесты «Морфемный анализ в формате ЕГЭ»
  • Морфемика

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие  ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

  • Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

  • Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

  • Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

  • Смешение залоговых форм глагола:

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины трудностей и ошибок младших школьников

в разборе слов по составу.

Школьники, анализируя слово, учитывают только его лексическое, вещественное значение, либо только внешние признаки (его буквенный или звуковой состав).

Примером ответа ученика на вопрос «являются ли родственными слова сторож и сторожка» может служить такой: «Сторож и сторожка – не родственные слова, так как сторож – это человек, а сторожка – домик». На вопрос, входит ли слово часовщик в число родственных к слову час, ребёнок ответит: «Часовщик подойдет, потому что во всех словах буква ч». – А чашка? – тоже, потому что в часах буква ч и в чашке».

Сначала было высказано предположение, что описанные ошибки связаны с возрастными особенностями младших школьников. Однако в дальнейшем ученые пришли к однозначному мнению о том, что истоки ошибок следует искать в дефектах методики обучения. Прежде всего эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой единицы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (корня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т.п.

Следствием неумелой организации работы является и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно, естественно, это заметно на начальном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи.

Большие затруднения испытывают учащиеся при разборе слов по составу, если у них плохая фонематическая подготовка, а также если они не понимают особенностей русской графики. Так, если школьник не осознает, что в словах рука и земля одно и то же окончание [а], которое после твердого и мягкого согласного передается разными буквами, у него так и не возникает представления о существительных одного склонения как ос словах, имеющих один и тот же набор окончаний. И значит, он будет затрудняться при проверке безударных падежных окончаний по ударным. Источником ошибок довольно часто служит «замаскированная» морфема. Мы имеем в виду в первую очередь своеобразие передачи при письме звука [й]. если младший школьник не понимает, что буква ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у], но и звук [й], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения и т.д. и т.п.

Разбор слов по составу представляет определенные трудности не только для детей, но и для учителей. На морфемном уровне активнее, чем на других языковых ярусах (например, в морфологии), происходят различные изменения: состав слова упрощается, усложняется и т.п. То, что считалось бесспорным вчера, сегодня подвергается коррекции. Так, например, учителя старшего поколения с трудом склоняются признать, что в слове прекрасный всего две морфемы: корень и окончание (прекрасн-ый), а слова плот и плотник относятся к разнокоренным и т.п.

Без систематического обращения к справочной литературе в работе по составу слова учителю не обойтись.

Чтобы правильно вести работу по морфемике, учителю необходимо постоянно иметь в виду некоторые важные языковые закономерности.

Морфема – это минимальная значимая часть слова, которая, как и всякая языковая единица, имеет две неразрывно связанные между собой стороны: внешнюю (звуковой состав) и внутреннюю (значение). Морфема выделяется в ряду слов, имеющих сходство по указанным двум признакам: общность в значении и фонемном составе. Например, слова волчонок, медвежонок, козленок имеют одинаковую часть – онок (-енок) и обозначают детенышей животных. Если же мы включим в тот же ряд слова кружок, сахарок, басок и т.п. на том основании, что в них исчезнет второй необходимый признак – общее в значении: о последних трех словах никак нельзя сказать, что они обозначают детенышей. Следовательно, часть –онок не делится на более мелкие отрезки и представляет собой один суффикс[1].

Умение устанавливать тождество морфем необходимо для определения сильной позиции фонемы в конкретной морфеме, то есть является обязательным условием правильного решения орфографических задач. Однако установить, действительно ли данные слова (два или больше) имеют в своем составе одну и ту же морфему, далеко не всегда просто. Дело в том, что между морфемами существуют такие же многообразные связи, как и между целыми словами: синонимия, амонимия и т.д. Причем это относится не только к корню, но в равной степени и к аффиксам. Например, корни слов погас и потух – синонимы, то же можно сказать о суффиксах в словах, обозначающих, например, самок животных: -иц- (тигрица), -их- (слониха), -к- (голубка) и т.п. Омонимичными являются корни слов нос и носит, суффиксы в словах чайник и печник, окончания существительных первого склонения в именительном падеже и второго склонения в родительном: рука – стола, окончания –и в трех падежах существительных третьего склонения: тени, приставки в словах закричал – завернул и т.п.

Необходимо четко разграничивать один и тот же корень (приставку, суффикс, окончание) и разные корни (приставки, суффиксы, окончания), которые совпали по звуковому (фонемному) составу. Или, напротив, при разном звучании имеют одно только значение. Таким образом, говорить о такой же морфеме можно при совпадении обоих ее признаков.

Постоянное внимание учителя к тому, что в нашем языке возможны морфемы – синонимы, амонимичные значимые части и т.п., создает у учащихся представление о неисчерпаемом багаже языка, его безграничных возможностях для выражения всех оттенков мысли. Однако нельзя забывать, что почти каждая морфема имеет свои разновидности, связанные с небольшими различиями в ее фонетическом составе.

Конкретные варианты, которыми представлена морфема в речи, называют морфами. Морфы каждой морфемы чередуются в зависимости от грамматической позиции: ходить, но хожу; бродить, но брожу и т.п., то есть перед –ить корень кончается на д, а перед окончанием первого лица д заменяется на ж и т.д. «Чередуются морфы по приказанию следующей морфемы, грамматической единицы. Позиционно чередующиеся морфы, грамматической единицы. Позиционно чередующиеся морфы объединяются в одну морфему. Так, например, морфы ход- и хож- представляют одну и ту же морфему, один и тот же корень» [4].

Программа младших классов не предусматривает знакомства учащихся с рассмотренными закономерностями. Однако важно постоянно иметь их в виду. И если ученики составили группу однокоренных слов снег, снежок, снеговик, снежный, то учитель, уточняя ответы детей, должен сказать: «Эти слова имеют корень снег- (снеж-)».

Обойти явление чередования фонем в морфемах даже на начальном этапе изучения состава слова невозможно, так как ему подвержено подавляющее число слов в русском языке. А от более сложных процессов, происходящих в морфемной структуре слов, желательно оградить младших школьников. Имеется в виду явление опрощения и связанные корни.

Напомним, что в отличие от свободных корней, которые имеют ясно выраженное лексическое значение, в связанных корнях вещественное значение не поддается объяснению с точки зрения современного языка. Например, что обозначает корень –ня- в словах занять, перенять, отнять и т.п? А корень –ул- в словах улица, переулок, закоулок? Для младших школьников, которые стремятся мыслить конкретно, работа с такими словами затруднительна [2].

Опрощение приводит к тому, что слово, ранее членимое на отдельные значимые части, выступает как исходное, целостное образование. Мы уже упоминали слово прекрасный. В современном языке оно утратило связь со словом красный. Его нельзя трактовать как обозначающее что-то очень красное (сравнить: превкусный – очень вкусный, предобрый – очень добрый и т.п.). поэтому приставку пре- в слове прекрасный нет оснований вычленять как отдельную морфему.

Другое дело – этимологический анализ этого и иных подобных слов. В свое время красивый и красный в сознании людей были связаны. Об этом младшие школьники с удовольствием послушают и поймут. Таким образом, мы хотели обратить внимание учителей, на то, что необходимо четко различать при работе со словами два типа разбора: современный и исторический.

Современный анализ структуры слова (синхрония) направлен на выяснение связи между словами, существующих на данном этапе развития языка. Так, например, слово медведь в современном языке связано со словами медвежий, медвежонок, медвежатина, по-медвежьи и некоторыми другими. Если же подойти к тому же слову с позиции истории языка (диахронии), то окажется, что слово медведь имеет связь не только со словом мед, но и со словом еда.

Этимологический анализ часто оказывается существенным подспорьем в работе по орфографии. Например, рассказ о том, что слово карандаш произошло от тюркских слов кара (черный) и даш (камень), то есть черный камень, помогает учащимся запомнить, что в этом слове пишутся три буквы а.

Таким образом, уже в младших классах на уроках могут присутствовать оба вида анализа слов, нужно только, чтобы учитель и ученики при этом отчетливо представляли, о чем идет речь: о слове и его сегодняшних связях или о его происхождении.

Таким образом, как было показано, при разборе слов по составу, как и при звуковом анализе, учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы и быть готовым дать правильное объяснение современной структуры слова и его происхождения.

Узнай, какие ошибки допускают чаще всего.

1. Ошибочное выделение окончаний:

  • в словах, которые не имеют окончаний, например: слева, по-французски, едва
  • в словах, имеющих окончания в середине основы: трёхэтажный, (у) дивана-кровати
  • в словах, имеющих формообразующие суффиксы: пришли, училась, веселее
  • в словах с нулевым окончанием: пришёл, врач, мать, должен

Правильно:

  • Слевапо-французскиедва — окончаний нет
  • трёхэтажныйу дивана-кровати
  • пришлиучиласьвеселее — окончания нет
  • пришёл врач мать должен  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправить ошибки в балансе составить правильный баланс
  • Исправить ошибки в мире майнкрафт
  • Исправить ошибки в базе сбис
  • Исправить ошибки в коде программы
  • Исправить ошибки в английском предложении онлайн проверка