Тема: «Повторение раздела «Синтаксис и пунктуация»
Цели:
• повторить и систематизировать знания о синтаксисе и пунктуации, о
синтаксическом анализе простого предложения;
• развивать умение строить высказывание с учетом существующих норм
русского языка, способствовать развитию речи учащихся, прививать
навыки самостоятельного поиска и получения информации в сети
Интернет, развивать умение работы с учебной информацией;
• воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Ход занятия
1. Оргмомент. Психологический настрой на занятие
2. Разминка
Орфоэпия: отозвалась, вызвала, отослала, заперта, вручишь, кровоточит,
осведомишься, облегчить, озлобить, загнутый, жалюзи, некролог,
обеспечение, газопровод, иксы, шарфы, сливовый, доверху, донельзя.
Орфография: блистать, межинститутский, безынтересный, израненный,
замирать, беззастенчивый, худенький, борющийся, лаявший, наклеенный,
проявлены. (цепочкой)
3. Слово учителя
Впереди трудная пора – экзамены. Вспомните, по каким ступенькам
языкознания мы с вами прошли? Начните с самой первой (фонетика,
морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология,
синтаксис и пунктуация)
– Как вы понимаете лингвистические термины синтаксис и пунктуация?
Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний
и предложений.
Пунктуация – это раздел науки о языке, который изучает правила
постановки знаков препинания
— Как вы думаете, к чему весь этот разговор? Какая тема нашего урока?
4. Введение в ситуацию урока
Самый знаменитый пример того, что от грамотного написания,
произнесения и понимания текста иногда зависит многое, даже сама жизнь,
известен нам с детства: Казнить нельзя помиловать (сказка С.Маршака
«Двенадцать месяцев»).
Существуют не только литературные факты, но и исторические
свидетельства, документы, из которых мы узнаем о роли знаков препинания
в жизни известных людей.
— Какие интересные факты вы можете привести? (индивидуальное домашнее
задание)
Категория: Русский язык.
Обособленные члены предложения. Самостоятельная работа. 8 класс
Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информа¬цией.
Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради для лабораторных работ, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_5, где цифра обозначает порядковый № работы (всего лабораторных работ шесть, в соответствии с основными темами курса русского языка 8 класса).
ЦЕЛЬ: научиться понимать сущность и условия обособления, смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
В результате выполнения лабораторной работы вы будете уметь:
1) сопоставить обособленные и необособленные второстепенные члены предложения;
2) оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать недочёты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: обособление; обособление определений, приложе¬ний, дополнений, обстоятельств; уточняющие члены предложения.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, доступ в Интернет; два толковых словаря раз¬ных авторов или справочники по русскому языку (по вашему выбору).
Задание 1
1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_rab_Name_5.
В Интернете, на сайте http://mirslovarei. com/, в разделе «Русский язык», или по ссылке www. gramota. ru/slovari/ найдите:
а) «Толковый словарь Ожегова»,
б) «Толковый словарь Ушакова»,
в) «Большой энциклопедический словарь».
Или: для выполнения этого задания потребуется два толковых словаря разных авторов или справочники по русскому языку (по вашему выбору).
2. Найдите в указанных словарях толкование терминов «обособление», «обособленные члены предложения». Скопируйте эти словарные статьи в документ Lab_rab_Nате_5, созданный вами.
3. Внимательно прочтите определение терминов «обособление», «обособленные члены предложения» в сохраненном документе или справочниках. Сравните их с определением термина «обособленные члены предложения» в соответствующих параграфах из вашего учебника. Используя информацию, данную в словарных статьях и соответствующих параграфах вашего учебника, ответьте на вопрос: «Что общего в этих определениях и чем они отличаются друг от друга?»
4. Используя информацию, данную в словарных статьях и параграфе вашего учебника, заполните Таблицу 1.
Таблица 1
Общее в определениях (ключевые слова, термины) | Отличие в определениях (ключевые слова, термины) | |
Обособленные члены предложения |
Задание 2
1. Изучите структуру Таблицы 2 «Простое осложнённое предложение».
Таблица 2
Вид осложнения | Примеры | |
Конструкции, которые являются членами предложения: | ||
1 | Однородные члены | |
2 | Обособленные члены предложения | |
а) |
Обособленные определения (в том числе приложения): – согласованные; – несогласованные |
|
б) | Обособленные дополнения (выделительные конструкции) | |
в) | Обособленные обстоятельства | |
г) | Обособленные уточняющие члены предложения | |
Конструкции, которые НЕ являются членами предложения: | ||
1 | Вводные конструкции | |
2 | Обращения |
2. Впишите в правую колонку Таблицы 2 по два примера для каждого типа осложнённого предложения.
Источник примеров (укажите выбранный вами источник примеров перед выполнением задания):
1) http://www. gramota. ru/book/litnevskaya. php?part5. htm#011 на портале www. gramota. ru, http://www. licey. net/russian/syntax/rl_1_8 на портале http: / /www. licev. net. другие ресурсы раздела «Русский язык» на http://katalog. iot. ru («Образовательные ресурсы сети Интернет»); или:
2) тексты упражнений по теме «Обособленные члены предложения» из вашего (или любого другого) учебника русского языка.
3. Определите и запишите последовательность действий (для каждого типа конструкций), которые необходимо выполнить для обособления членов предложения. Ответ запишите в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 2»).
4. Проанализируйте структуру Таблицы 2 и сделайте вывод о том, что общего у обособленных членов предложений и вводных слов/обращений и в чём отличие? Запишите ответ в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе.
Задание 3
1. Изучите Таблицу 3 «Типичные ошибки в предложениях с причастным оборотом».
Таблица 3
Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
Ошибочное согласование причастного оборота не с тем членом предложения | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем. | |
Выбор неверного падежа причастия | Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним. | |
Выбор неверной формы причастия | Солевой раствор был необходим для дальнейших опытов, проводящихся в лаборатории. | |
«Отрыв» причастного оборота от определяемого слова | На станции не налажена работа по изъятию лиц из общественных мест, занимающихся бродяжничеством. | |
Разрыв причастного оборота определяемым словом | Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. | |
Причастный оборот включён в однородный ряд с определительным придаточным | Арестант тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. |
2. Исправьте ошибки (колонка № 2 Таблицы 3) и запишите правильный вариант предложения в колонке № 3.
3. Изучите Таблицу 4 «Типичные ошибки в употреблении деепричастного оборота».
Таблица 4
Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам) | Подъезжая к городу, начался сильный ветер. |
Когда мы подъезжали к городу, начался сильный ветер. Или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что начался сильный ветер. |
Подлежащее и сказуемое обозначают состояние, не зависящее от воли действующего лица, обозначенного в обороте | Дописав последнюю главу романа, у него появилась ненависть к герою. | Когда он дописал последнюю главу романа, то почувствовал ненависть к герою. |
В безличном предложении нет инфинитива | Приехав в Москву, ему стало грустно. | Когда он приехал в Москву или Приехав в Москву, он загрустил. |
В безличном предложении есть косвенное указание на субъект действия | Слушая музыку, мне трудно было не плакать. | Слушая музыку, трудно было не плакать. |
В пассивной конструкции | Уходя домой, оборудование проверяется рабочими. | Уходя домой, рабочие проверяют оборудование. |
4. Заполните Таблицу 5. Источник примеров по теме «Предложение с обособленными членами» – ресурсы из каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет» http://katalog. iot. ru (ссылка «Русский язык»), справочники по русскому языку (по вашему выбору).
Таблица 5
Позиция деепричастного оборота | Условие выбора позиции | Примеры |
Деепричастный оборот обычно предшествует сказуемому, если обозначает: |
1) предшествующее действие; 2) причину другого действия; 3) условие другого действия |
|
Деепричастный оборот обычно следует за сказуемым, если обозначает: |
1) последующее действие; 2) образ действия |
5. Выполнив все пункты Задания 3, сделайте вывод, продолжив фразу.
1) При использовании причастного оборота в предложении следует помнить, что. . . .
2) При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что. . .
Запишите ответы в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 3»).
ВЫВОД: Выполняя эту работу, я научилась(ся)___
Для записи вывода можно воспользоваться следующими фразами: сегодня я узнал. . . ; я понял, что. . . ; теперь я могу. . . ; я приобрел. . . ; у меня получилось. . . ; я смог. . . ; я попробую. . .
Л. В. Тарасова, МОУ «Лицей №7», г. Саранск, Республика Мордовия
Метки: Русский язык
(правильно: … |
учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих… или |
…учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют… ); |
|
– что |
при перечислении однородных членов предложения можно |
опускать одинаковые предлоги, но не разные: Мы были в кино, парке и на
стадионе и *Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: …на улицах, площадях, в скверах);
– что однородные члены предложения могут иметь разное морфологическое выражение: Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в
очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределённая форма глагола: *Я люблю английский язык и
решать примеры;
–что недопустимо соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: *Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами;
–что недопустимо смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: *Побывали не только в Москве, а также в Санкт— Петербурге (правильно: … не только в Москве, но и в Санкт—Петербурге);
–что недопустимо нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: *В форуме принимали участие
представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно:
… Англии, Франции, Бельгии);
4. Нормы употребления причастных оборотов.
Причастным оборотом называется причастие с зависимыми словами. При употреблении причастных оборотов следует обращать внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например, в предложении *Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера
смоченными дождем причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно: … испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем. В предложении *Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним неверно выбран падеж причастия; правильно: … к друзьям,
пригласившим…
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, например:
*Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. Определяемое слово должно находиться после причастного оборота или перед ним:
Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники,
приехавшие из Сибири, остановились у нас.
Следует обратить внимание на предложения, в которых причастный оборот распространяет сочетание типа часть книг, когда в зависимости от значения возможно различное согласование причастий. Ср.: Часть книг,
предназначенная для выставки, уже получена (получены вс е книги,
предназначенные для выставки). – Часть книг, предназначенных для выставки, уже получена (получены не в с е книги, предназначенные для выставки). Такие варианты согласования встречаются в тех случаях, когда причастный оборот определяет не отдельное слово, а словосочетание. Ср.
также: количество электроэнергии, потребляемое… (подчеркивается
200
количественная сторона) – количество электроэнергии, потребляемой…
(характеризуется объект, о части которого идет речь); две тысячи рублей,
взятых взаймы – две тысячи рублей, взятые взаймы.
5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
Деепричастным оборотом называется деепричастие с зависимыми словами. При использовании деепричастного оборота следует помнить, что он, как правило, обозначает добавочное действие подлежащего: Все лица,
причастные к формированию индивидуального стиля педагогического общения
будущего учителя, должны действовать сообща, помогая |
друг другу |
|||
(все должны действовать сообща и помогать…); |
Развиваясь |
в огромном |
||
количестве, |
мотыль участвует в очищении реки, |
усваивая |
и |
|
минерализуя |
органическое вещество (мотыль развивается, участвует |
|||
в очищении, усваивает и минерализует). |
||||
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном |
||||
предложении при инфинитиве: Проецируя |
полученные |
выводы |
на |
объект наших исследований, можно констатировать, что… ;
Деепричастный оборот не употребляется:
а) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): *Изучая историю,
есть возможность гордиться ее прошлым (деепричастие изучая не обозначает
действия |
подлежащего возможность; правильно: |
Изучая историю, |
мы |
имеем |
возможность гордиться прошлым); |
*Превратившись |
из |
пограничной крепости в столицу княжества, изменилась оценка стратегического положения Москвы (изменилась оценка, а в столицу превратилась Москва; правильно: Когда Москва превратилась из пограничной
крепости в столицу княжества, изменилась оценка ее стратегического
положения).
б) если в безличном предложении нет инфинитива: *Усвоив эту истину, становится понятно, что неверно выбранный прием воспитания
ребенка усугубляет процесс регулирования целостного организма (правильно:
Усвоив |
эту истину, можно понять, что… или Усвоив эту истину, |
||
понимаешь, что… ). |
|||
в) |
в пассивной |
конструкции: *Основываясь |
на анализе |
отечественных и зарубежных публикаций, |
официальных |
||
документов и другой |
научно— методической литературы, были |
разработаны и апробированы две экспериментальные программы (правильно:
Основываясь на анализе.., мы разработали… ); |
*Отвергая |
ребенка, |
родителями в детстве порождается реакция |
тревожности |
и страха |
(правильно: Отвергая ребенка, родители порождают… ). |
6. Употребление сложноподчиненных предложений
При употреблении сложноподчиненных предложений необходимо учитывать следующее:
– в предложениях с последовательным подчинением придаточных недопустимо повторение одинаковых союзов: *Многие сотрудники
предприятия считали, что инженер так молод, что едва ли сможет создать
201
собственный проект (правильно: Многие сотрудники предприятия считали,
что инженер слишком молод, чтобы создать собственный проект);
– придаточное определительное предложение со словом который не может быть оторвано от определяемого существительного: *Мы много узнали о
человеке, жившем в этом доме, который сейчас живёт за границей (правильно: Мы много узнали о человеке, который жил в этом доме, а сейчас
живёт за границей);
– в конструкции сложноподчинённых предложений, представляющих собой косвенную речь, не могут включаться элементы прямой речи: *Герой фильма считает, что я обязательно справлюсь с противниками (правильно:
Герой фильма считает, что он обязательно справлюсь с противниками);
– не могут повторяться близкие по значению подчинительные союзы:
*Преподаватель считает, что будто мы недостаточно готовимся к занятиям (правильно: Преподаватель считает, что (или будто) мы
недостаточно готовимся к занятиям.
– в придаточной части конструкций типа те, кто и все, кто следует употреблять глагол в единственном числе: те, кто пришел…; все, кто пришел…: Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны. Не следует забывать о согласовании подлежащего и сказуемого в главном предложении.
Неправильно: *Многие из путешествующих, кто был на русском Севере, стремится еще раз посетить Кижи (правильно: Многие из путешествующих,
кто был на русском Севере, стремятся еще раз посетить Кижи).
Несоблюдение синтаксических норм может привести к следующим
речевым ошибкам: |
|
1. В области словосочетания. |
|
Нарушение норм управления: выступающий поделился о том…; |
оплачивать |
за проезд. |
|
Неправильный выбор предлога с или из: вернулся с отпуска; |
приехала с |
Романовки; они с нашей школы. |
Расширение сочетаемости слова: Я плачу не тебе, а тете Симе.
«Нанизывание» зависимых слов − излишне длинная цепочка зависимых слов, которая затрудняет восприятие: *Возвращение перед ужином детей в свой лагерь из похода. Особенно трудно воспринимать, когда происходит
«нанизывание» одного падежа: *Изображение эпизода забастовки рабочих
фабрики Тарасова.
Нарушение логической однородности в сочинительном словосочетании:
Листья в лесу пахнут зеленью, ягодами и природой. Во дворе стояла тишина и чья—то машина.
Нарушение морфологической однородности в сочинительном словосочетании: Девочка любит красивые платья, котят и читать книги.
Они шли по улице быстро и разговаривая о чем—то.
Неверное вычленение сочинительного словосочетания: *Этот безответственный человек может не только подвести своего друга, но и всех одноклассников.
202
Чрезмерное удлинение сочинительного словосочетания: *В характере этого героя меня особенно привлекает хитрость, осторожность, зоркость,
смелость, сила воли, выносливость, терпеливость и заботливость.
Соединение в составе сочинительного словосочетания разнотипных синтаксических единиц: *Я люблю животных и когда мы с папой ездим на
рыбалку.
2. В области простого предложения.
Нарушение согласования сказуемого с подлежащим: *Молодежь собрались на площади; Родня его не любили; Стая лебедей летели с юга; В шкафу стоят много книг. Анна Петровна, директор школы, поздравил нас с началом учебного года.
Несогласование времен предикатов: *Когда писатель работает по ночам,
кошка вскакивала на стол и сидела там. *На другой день он приходит к нам
ирассказал такую историю.
Несогласование видов предикатов: *Когда медвежата подросли, их сажали
на цепь.
Нарушение согласования причастного оборота с определяемым словом: *В
поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе мальчика, отданного в монастырь
итоскующем о свободе.
Употребление независимого деепричастного оборота.
Включение в состав деепричастного оборота других слов предложения:
*Встретившись ребята около школы, пошли гулять.
3. В области сложного предложения.
Контаминация обособленного оборота и сложного предложения: * Плющ,
который вьющийся по стене, очень украшает интерьер. Я очень
расстроился, когда посетив свою больную бабушку.
4. Нарушение порядка слов: Спортсмены спешат к реке, приехавшие в лагерь.
6.2.4. Стилистические нормы
Стилистическая (стилевая) норма – правила употребления языковых единиц в соответствии с особенностями стиля, требованиями жанра и условиями общения.
В любом функциональном стиле преобладают межстилевые (стилистически нейтральные) языковые средства, так как каждый стиль реализует прежде всего общеязыковые, или межстилевые, нормы. В то же время в каждый стиль обладает и своими индивидуальными стилевыми чертами. Нормы одних стилей, например научного и разговорного, резко противопоставлены друг другу; нормы других стилей, например научного и официально-делового, имеют значительно меньше отличий.
Так, например, для научного стиля не характерен типичный для разговорного стиля порядок слов. В научном тексте порядок слов подчинен логическому принципу, варианты словорасположения ограниченны. В разговорной речи порядок слов, отражая ее эмоционально-экспрессивный
203
характер, может иметь различные варианты, в том числе и расположение компонентов словосочетания в удалении друг от друга.
Для научного стиля обязательна полнота синтаксической структуры, границы предложения могут быть весьма протяженными; разговорному стилю, напротив, присуща неполнота, к тому же не только на синтаксическом, но и на других уровнях; длина предложений сильно ограниченна. В научной речи преобладают слова с отвлеченным значением, в разговорной – с конкретным значением. Прямо противоположными являются и условия функционирования указанных стилей: опосредствованность общения и тщательная подготовленность – в научном, непосредственность общения и неподготовленность – в разговорном. Различаются они и по форме проявления: первичной, а иногда и единственной формой большинства научных жанров является письменная форма, первичной формой разговорного стиля (за исключением жанра бытовых писем) является устная форма.
Внутри каждой стилистической нормы возможны варианты, так как каждый стиль неоднороден по жанрам, тематике и т. п. Научный доклад и научная статья являются жанрами одного стиля – научного, однако они проявляются в разных формах – устной и письменной, поэтому в каждом случае действуют свои варианты единой стилистической (стилевой) нормы. Доклад, особенно предназначенный для серьезной конференции, обычно пишется полностью. В нем необходимы точные формулировки, логичность аргументации, иногда статистические данные, цитаты и т.п. Требуется заранее прочитать написанный текст, чтобы убедиться, что он может быть произнесен за 20 (или 15) минут. Вместе с тем, готовя текст, следует ориентироваться на слушателя, т. е. стремиться к синтаксическому разнообразию, к некоторому (в рамках нормы жанра) лексико-фразеологическому оживлению и, конечно же, избегать громоздких конструкций, необычного употребления терминов. И если текст рассчитан на устное воспроизведение, то это должно проявиться в его стиле: в обращенности к живым слушателям, в большем разнообразии интонаций, которые в полной мере нужно реализовать в процессе чтения. Для научной статьи характерна бó льшая строгость в отборе языковых средств.
Таким образом, каждый функциональный стиль имеет свои стилистические (стилевые) нормы, которые варьируются в зависимости от разновидности стиля, а также устной или письменной формы его проявления.
В то же время в выборе языковых средств существенное значение имеет фактор коммуникативной целесообразности в конкретной сфере общения, речевой ситуации с учетом целей и задач общения, содержания высказывания, его жанра и т. д. Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация приводили к коммуникативному успеху.
Нарушение стилистических норм приводит к стилистическим ошибкам, которые могут проявляться в области лексики, морфологии, синтаксиса. Стилистические ошибки состоят во включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. При этом возникает стилистическая разноплановость, так как использованное стилистически окрашенное языковое средство оказывается в противоречии с контекстом. Однако разговорная
204
лексика используется в публицистических статьях, очерках, репортажах, научно-популярной литературе и дискуссионных высказываниях для создания атмосферы неофициальности, доверительности.
Наиболее типичными стилистическими ошибками в научной речи являются:
–Неоправданное использование экспрессивных и эмоциональнооценочных средств, немотивированное стилистически.
–Смешение стилей – неоправданное употребление в одном тексте слов, синтаксических конструкций, характерных для разных стилей русского языка. Например, смешение научного и разговорного стилей, когда в научной речи употребляются слова, грамматические формы, синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля.
Так, в статье «Проблема ноосферы и единой теории поля», посвященной концепции ноосферы и перспективам ее развития, неуместно употреблено устойчивое сочетание хоть отбавляй (разговорное и эмоциональноокрашенное, по данным «Словаря-справочника по русской фразеологии»
Р.И.Яранцева): Мрачных прогнозов на дальнейшее развитие человеческого общества и биосферы в целом – хоть отбавляй.
– Неоправданное употребление речевых штампов: Центр тяжести всей работы в этом направлении (как и всей учебно—воспитательной) приходится
на научно—педагогические коллективы кафедр… Переходя на последующие курсы, они (курсанты младших курсов – С.Ш.) принимают на свои плечи главную нагрузку в выполнении НИР (в статье преподавателя военного вуза);
Центральное звено работы в этом направлении – оценка состояния экосистемы с помощью биоиндикации (в статье об экологическом мониторинге); Обратимся к трем основным математическим дисциплинам:
математическому анализу, геометрии, алгебре, имеющим ряд точек соприкосновения, а вместе составляющим фундамент, на котором зиждется все здание современного математического образования. В последнем примере неоправданно употреблено еще и слово зиждиться, относящееся к высокой лексике и не уместное в данном контексте.
К стилистическим ошибкам часто относят также нарушение логикограмматического строя предложения, что приводит к утрате смысла высказывания: Набросив междисциплинарные мосты, нелинейная динамика
дала надежду познания сложнейших закономерностей; В заключении нам бы хотелось отметить, что применение телесных наказаний не является
надлежащим способом воспитания детей и не подтверждается научными исследованиями и практическим опытом.
Термины
Аббревиатуры Вид глагола
Возвратное местоимение Глагол Деепричастие
205
Деепричастный оборот Действительные причастия Дробные числительные Единственное число Изобилующие глаголы Имя прилагательное Имя существительное Имя числительное
Колебания в роде имен существительных Количественные числительные Лексические нормы Лицо глагола Личные местоимения Местоимение Множественное число
Морфологические варианты Морфологические нормы Наречие недостаточные глаголы
Неодушевленные имена существительные Несклоняемые имена существительные Несовершенный вид Неспрягаемые формы глагола Однородные члены предложения
Одушевленные имена существительные Основа инфинитива (прошедшего времени)
Основа настоящего (будущего простого) времени Переходные глаголы Плеоназм Подлежащее
Положительная степень сравнения Порядок слов Превосходная степень Предложение Причастный оборот Повелительное наклонение Порядковые числительные Предлог
Притяжательные местоимения Причастие Разноспрягаемые глаголы Речевые ошибки Род имен существительных
Синтаксические нормы Сказуемое
206
Склонение числительных Склоняемые имена существительные Словосочетание Сложноподчиненное предложение Сложные числительные Собирательные числительные Совершенный вид Согласование Составные числительные
Спрягаемые формы глагола Спряжение глагола Сравнительная степень Стилистические нормы Стилистические ошибки Страдательные причастия Тавтология Управление
Контрольные вопросы
∙Что представляет собой лексическая норма?
∙К каким ошибкам приводит нарушение лексических норм?
∙Что такое плеоназм?
∙Что такое тавтология?
∙Что представляют собой морфологическая норма?
∙Какие существуют нормы образования форм именительного падежа множественного числа имен существительных?
∙Какие существуют нормы образования форм родительного падежа множественного числа имен существительных?
∙Как определяется род несклоняемых имен существительных?
∙Какие трудности могут возникнуть при определении рода склоняемых имен существительных?
∙Какие существительные испытывают колебания в роде?
∙В чем заключаются особенности формообразования одушевленных и неодушевленных имен существительных?
∙Какие речевые ошибки могут возникать при нарушении норм образования и употребления имен существительных?
∙Какие степени сравнения имеются у имени прилагательного?
∙Как образуются формы степеней сравнения?
∙Какие речевые ошибки могут возникать при нарушении норм образования и употребления имен прилагательных?
∙На какие разряды делятся имена существительные?
∙В чем заключаются особенности сочетаемости собирательных числительных?
∙Какие особенности имеет склонение количественных числительных?
207
∙Чем склонение порядковых числительных отличается от склонения количественных числительных?
∙Как склоняются дробные числительные?
∙Какие речевые ошибки могут возникать при нарушении норм образования и употребления имен числительных?
∙В чем заключаются особенности употребления личных местоимений в научной речи?
∙Что следует учитывать при употреблении местоимений свой и себя?
∙Какие речевые ошибки могут возникать при нарушении норм образования и употребления местоимений?
∙Каковы нормы образования видовых пар глагола?
∙Каковы нормы образования форм лица глагола?
∙Какие глаголы называются недостаточными?
∙Какие глаголы называются изобилующими?
∙Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
∙Как образуются формы повелительного наклонения глагола?
∙Как образуются действительные причастия?
∙Как образуются страдательные причастия?
∙Как образуются деепричастия несовершенного вида?
∙Как образуются деепричастия совершенного вида?
∙Какие глаголы не образуют деепричастий?
∙Какие речевые ошибки могут возникать при нарушении норм образования и употребления глагола и глагольных форм?
∙Что представляет собой синтаксическая норма?
∙В чем заключаются нормы управления у переходных глаголов?
∙Какие особенности предлогов следует учитывать при образовании предложно-падежных форм имен существительных?
∙В чем заключаются нормы согласования?
∙Какой порядок слов называется прямым?
∙В чем особенности прямого порядка слов?
∙Какой порядок слов называется обратным?
∙В чем заключаются нормы согласования главных членов предложения?
∙В чем заключаются нормы сочетания однородных членов?
∙В чем заключаются нормы употребления причастных оборотов?
∙В чем заключаются нормы употребления деепричастных оборотов?
∙В чем заключаются особенности употребления сложноподчиненных предложений?
∙К каким речевым ошибкам может привести нарушение синтаксических норм?
∙Что представляет собой стилистическая норма?
∙К каким ошибкам приводит нарушение стилистической нормы?
208
6.3. Нормы устной речи
Среди норм устной речи различают:
∙нормы произношения (орфоэпические);
∙нормы ударения (акцентологические);
∙интонационные нормы;
∙коммуникативные нормы.
Соблюдение норм устной речи является важнейшим условием взаимопонимания и свидетельствует об общем культурном уровне носителя языка. Нарушение норм устной речи может привести к неверному пониманию выраженной мысли.
6.3.1. Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы изучает особый раздел языкознания – орфоэпия (греч. orthos – прямой, правильный и epos – речь). В узком смысле к ведению орфоэпии относят особенности литературного произношения звуков и их сочетаний. В широком понимании орфоэпия наряду с нормами произношения изучает особенности ударения и интонации.
Среди произносительных норм различают нормы произношения гласных звуков, нормы произношения согласных звуков и нормы произношения заимствованных слов. Назовем некоторые орфоэпические нормы, соблюдение которых является обязательным для всех носителей русского языка.
Произношение гласных.
В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией, т.е. происходит редукция гласных звуков (лат. reductio – возвращение; уменьшение, сокращение). Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге после твердых согласных произносятся как звук, близкий к [а], в транскрипции часто этот звук обозначается знаком [^]: основа – [ а]снова ([^]снова ), автономия – [ а]вт[а]номия ([^]вт[^]номия), молоко – мол[а]ко (мол[^]ко ). Такое произношение называется акающим. В остальных безударных слогах на месте букв о и а после твёрдых согласных произносится очень краткий неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается знаком [ъ] («ер»): голова – г[ъ]лова, сторона – ст[ъ]рона.
На месте букв е и я в первом предударном слоге после мягких согласных произносится звук, близкий к [и] (средний между [э] и [и]): его – [ йивó], язык – [йи]зык. Такое произношение называется икающим. В остальных позициях произносится сверхкраткий неясный звук, имеющий и-образное начало, в транскрипции обозначающийся знаком [ь] («ерь»): функция – функци[йь], небольшой – н[ь]бальшой.
209
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
-
- 0
-
?
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем.
Братья зашли к друзьям, пригласившим зайти к ним.
Солевой раствор был необходим для опытов, проводимых в лаборатории.
На станции не налажена работа по изъятию лиц, занимающихся бродяжничеством, из общественных мест.
?
?
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
1)…незадолго до вечера смоченной дождем
2)…пригласившим зайти к ним
3)…проводимых в лаборатории
4)На станции не налажена работа по изъятию лиц, занимающихся бродяжничеством, из общественных мест
5)Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас.
6)Арестант тревожился о семье, взятой под полицией, ведь он оставил ее без средств к существованию.
-
Комментариев (0)
Памятка –помощь в подготовке к ГИА по русскому языку
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;
2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.
Практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Трудные случаи управления
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в футбол (правильно: партнер по игре в футбол).
Обратите внимание на следующие конструкции:
СХОДНЫЙ с чем-либо ОБИЖЕН чем-либо ОБРАДОВАН чем-либо УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо РЕЦЕНЗИЯ на что-либо ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо) ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо ТОРМОЗИТЬ что-либо ОТЛИЧАТЬ что от чего РАССЕРЖЕН чем-либо ВЕРА во что-либо УДИВЛЕН чем-либо ОПЛАТИТЬ что-либо |
ИДЕНТИЧНЫЙ чему-либо ОБИДЕТЬСЯ на что-либо ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на что-либо ОПИРАТЬСЯ на что-либо ОТЗЫВ о чем-либо ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо) ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо РАЗЛИЧАТЬ что и что РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо УПЛАТИТЬ за что-либо |
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д. Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции по + существительное в дательном падеже: *по завершению работы. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.
Виды придаточных предложений: придаточные изъяснительные чаще всего связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (знать, понимать, чувствовать, любить, видеть, слышать и т.п.). Так, сказуемое предложения Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяснительным:
Я знаю (что?), |
что ты скажешь. кто приходил. как это сделать. какой сегодня день. когда он вернется. где он живет. почему ты молчишь. зачем он приходил. |
придаточные определительные относятся к существительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например:
Мы вошли |
которая была ярко освещена. что находилась справа. куда нас пригласила хозяйка. откуда доносились голоса. где были сложены вещи. |
придаточные обстоятельственные: обстоятельственные придаточные следствия с союзом так что следует отличать от придаточных степени, осложненных оттенком следствия: Неужели твой прекрасный друг настолько ослепил тебя своими достоинствами, что ты не видишь даже самых простых вещей? (А.Чехов) Подобные предложения выражают степень при помощи указания на следствие, а не собственно следствие. Сравните предложения: Было очень темно, так что приходилось нащупывать дорогу (придаточное следствия) – Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу (придаточное с союзом что выражает степень при помощи указания на следствие).
Обращаем внимание на различие придаточных причины и цели: Мы остановились (с какой целью?), чтобы набрать воды – Мы остановились (почему?), потому что нужно было набрать воды.
Не всегда рассматриваются придаточные присоединительные:
1) обозначают добавочные сведения, замечания к тому, о чем говорится в главном предложении;
2) конкретный вопрос поставить невозможно;
3) относятся ко всему главному предложению;
4) присоединяются союзными словами что, чем, о чем, оттого, зачем, почему и др.
Например: Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду (Д.Мамин-Сибиряк); Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, почему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море (К.Паустовский).
Синтаксические нормы
В предложениях с однородными членами встречаются следующие ошибки:
1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: *В вольере содержались обезьяны и шимпанзе;
2) соединение в одном ряду скрещивающихся понятий: *По улице шли солдаты, мужчины и женщины;
3) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: *Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами;
4) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: *Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: …не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге);
5) пропуск предлога: *Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: …на улицах, площадях, в скверах);
6) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: *В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно: ……Англии, Франции, Бельгии);
7) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение:*Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: ……учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих… или ……учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют……).
Имена собственные в предложении
Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».
Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.
Предложения с причастным оборотом
Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например:
*Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно: …испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем).
* Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним (неверно выбран падеж причастия; правильно: …к друзьям, пригласившим…).
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, например: *Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. Определяемое слово должно находиться после причастного оборота или перед ним: Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас.
Употребление деепричастного оборота
При использовании деепричастного оборота следует помнить, что он, как правило, обозначает добавочное действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь (я приехал и отправился).
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): *Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что…);
2) если в безличном предложении нет инфинитива: *Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил);
3) в пассивной конструкции: *Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).
Форма сказуемого при подлежащем-местоимении
Местоимения кто, никто требуют после себя глаголов в единственном числе в прошедшем времени в форме мужского рода (даже если речь идет о лице женского пола) или среднего рода для местоимений что и ничто. Кто голосовал против? Кто из сестер вам об этом сказал? Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям.
В придаточной части конструкций типа те, кто и все, кто также следует употреблять глагол в единственном числе: те, кто пришел…; все, кто пришел… Например: Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны. Не следует забывать о согласовании подлежащего и сказуемого в главном предложении. Неправильно: Многие из путешествующих, кто был на русском Севере, стремится еще раз посетить Кижи.
Замена придаточной определительной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом
Придаточное определительное обычно присоединяется относительными местоимениями который, что или наречием где. Эти союзные слова являются членами предложения придаточной части. Замена придаточной части причастным оборотом с действительным причастием возможна в том случае, если союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего: Уважаю людей, которые предпочитают не говорить, а делать – Уважаю людей, предпочитающих не говорить, а делать. Заменить придаточное определительное причастным оборотом со страдательным причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже: Я увижу первоклассника, которого обвиняют во всех смертных грехах – Я увижу первоклассника, обвиняемого во всех смертных грехах. В остальных случаях замена невозможна: Женщина, о которой ты говоришь, живет в нашем доме. Невозможна также замена придаточной части, присоединяемой союзным словом где: Трудно забыть места, где прошло твое детство.
Обособленные члены предложения. Самостоятельная работа. 8 класс
Обособленные члены предложения. Самостоятельная работа. 8 класс
Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информа¬цией.
Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради для лабораторных работ, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_5, где цифра обозначает порядковый № работы (всего лабораторных работ шесть, в соответствии с основными темами курса русского языка 8 класса).
ЦЕЛЬ: научиться понимать сущность и условия обособления, смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
В результате выполнения лабораторной работы вы будете уметь:
1) сопоставить обособленные и необособленные второстепенные члены предложения;
2) оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать недочёты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: обособление; обособление определений, приложе¬ний, дополнений, обстоятельств; уточняющие члены предложения.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, доступ в Интернет; два толковых словаря раз¬ных авторов или справочники по русскому языку (по вашему выбору).
1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_rab_Name_5.
В Интернете, на сайте http://mirslovarei. com/, в разделе «Русский язык», или по ссылке www. gramota. ru/slovari/ найдите:
а) «Толковый словарь Ожегова»,
б) «Толковый словарь Ушакова»,
в) «Большой энциклопедический словарь».
Или: для выполнения этого задания потребуется два толковых словаря разных авторов или справочники по русскому языку (по вашему выбору).
2. Найдите в указанных словарях толкование терминов «обособление», «обособленные члены предложения». Скопируйте эти словарные статьи в документ Lab_rab_Nате_5, созданный вами.
3. Внимательно прочтите определение терминов «обособление», «обособленные члены предложения» в сохраненном документе или справочниках. Сравните их с определением термина «обособленные члены предложения» в соответствующих параграфах из вашего учебника. Используя информацию, данную в словарных статьях и соответствующих параграфах вашего учебника, ответьте на вопрос: «Что общего в этих определениях и чем они отличаются друг от друга?»
4. Используя информацию, данную в словарных статьях и параграфе вашего учебника, заполните Таблицу 1.
Обособленные члены предложения
1. Изучите структуру Таблицы 2 «Простое осложнённое предложение».
Общее в определениях (ключевые слова, термины) | Отличие в определениях (ключевые слова, термины) |
Обособленные определения (в том числе приложения):
Вид осложнения | Примеры |
Конструкции, которые являются членами предложения: | |
1 | Однородные члены |
2 | Обособленные члены предложения |
а) | |
б) | Обособленные дополнения (выделительные конструкции) |
в) | Обособленные обстоятельства |
г) | Обособленные уточняющие члены предложения |
Конструкции, которые НЕ являются членами предложения: | |
1 | Вводные конструкции |
2 | Обращения |
2. Впишите в правую колонку Таблицы 2 по два примера для каждого типа осложнённого предложения.
Источник примеров (укажите выбранный вами источник примеров перед выполнением задания):
1) http://www. gramota. ru/book/litnevskaya. php?part5. htm#011 на портале www. gramota. ru, http://www. licey. net/russian/syntax/rl_1_8 на портале http: / /www. licev. net. другие ресурсы раздела «Русский язык» на http://katalog. iot. ru («Образовательные ресурсы сети Интернет»); или:
2) тексты упражнений по теме «Обособленные члены предложения» из вашего (или любого другого) учебника русского языка.
3. Определите и запишите последовательность действий (для каждого типа конструкций), которые необходимо выполнить для обособления членов предложения. Ответ запишите в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 2»).
4. Проанализируйте структуру Таблицы 2 и сделайте вывод о том, что общего у обособленных членов предложений и вводных слов/обращений и в чём отличие? Запишите ответ в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе.
1. Изучите Таблицу 3 «Типичные ошибки в предложениях с причастным оборотом».
Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
Ошибочное согласование причастного оборота не с тем членом предложения | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем. | |
Выбор неверного падежа причастия | Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним. | |
Выбор неверной формы причастия | Солевой раствор был необходим для дальнейших опытов, проводящихся в лаборатории. | |
«Отрыв» причастного оборота от определяемого слова | На станции не налажена работа по изъятию лиц из общественных мест, занимающихся бродяжничеством. | |
Разрыв причастного оборота определяемым словом | Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. | |
Причастный оборот включён в однородный ряд с определительным придаточным | Арестант тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. |
2. Исправьте ошибки (колонка № 2 Таблицы 3) и запишите правильный вариант предложения в колонке № 3.
3. Изучите Таблицу 4 «Типичные ошибки в употреблении деепричастного оборота».
Когда мы подъезжали к городу, начался сильный ветер.
Подъезжая к городу, мы почувствовали, что начался сильный ветер.
Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам) | Подъезжая к городу, начался сильный ветер. | |
Подлежащее и сказуемое обозначают состояние, не зависящее от воли действующего лица, обозначенного в обороте | Дописав последнюю главу романа, у него появилась ненависть к герою. | Когда он дописал последнюю главу романа, то почувствовал ненависть к герою. |
В безличном предложении нет инфинитива | Приехав в Москву, ему стало грустно. | Когда он приехал в Москву или Приехав в Москву, он загрустил. |
В безличном предложении есть косвенное указание на субъект действия | Слушая музыку, мне трудно было не плакать. | Слушая музыку, трудно было не плакать. |
В пассивной конструкции | Уходя домой, оборудование проверяется рабочими. | Уходя домой, рабочие проверяют оборудование. |
4. Заполните Таблицу 5. Источник примеров по теме «Предложение с обособленными членами» – ресурсы из каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет» http://katalog. iot. ru (ссылка «Русский язык»), справочники по русскому языку (по вашему выбору).
1) предшествующее действие;
2) причину другого действия;
3) условие другого действия
1) последующее действие;
5. Выполнив все пункты Задания 3, сделайте вывод, продолжив фразу.
Запишите ответы в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 3»).
ВЫВОД: Выполняя эту работу, я научилась(ся)___
Л. В. Тарасова, МОУ «Лицей №7», г. Саранск, Республика Мордовия
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?
Источник
Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с причастным оборотом
Синтаксические нормы. Типичные случаи нарушения синтаксических норм
Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с однородными членами
Позиция деепричастного оборота | Условие выбора позиции | Примеры |
Деепричастный оборот обычно предшествует сказуемому, если обозначает: |
№ | Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
1 | Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий | В вольере содержались обезьяны и шимпанзе. | В вольере содержались горилы и шимпанзе. |
2 | Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий | По улице шли солдаты, мужчины и женщины. | По улице шли мужчины и женщины. |
3 | Соединение в одном ряду семантически несоединимых понятий | Шел дождь и два студента. | Шел дождь. Два студента торопились домой. |
4 | Соединение в одном ряду логически несоединимых понятий | Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами. | Демонстранты шли со счастливыми и радостными лицами. |
5 | Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары | Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге. | Правильно: . не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. |
6 | Нарушение порядка слов в предложении с двойным союзом Примечание: каждая из частей двойного союза должна быть перед однородным членом | Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц. | Мой отец хорошо знал не только повадки зверей, но и голоса птиц. |
7 | Пропуск предлога в падежных формах | Туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах. | Правильно: . на улицах, площадях, в скверах. |
8 | Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова | В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия. | Правильно: представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии. |
9 | Употребление в качестве однородных компонентов различных элементов предложения. | Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока. | …учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих… |
10 | Использование разных морфологических структур как однородных | Необходимо снижение себестоимости продукции и улучшать качество товаров. | Необходимо снижать себестоимость продукции и повышать качество товаров. |
11 | Использование полной и краткой форм прилагат. как однородных | Решение продуманное и объективно. | Решение продуманно и объективно. |
12 | Нарушение норм управления. Примечание: однородные члены требуют разных падежей управляемого слова | Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами. | Необходимо знать, как разводить кроликов и ухаживать за ними. |
13 | Несочетаемость одного из однородных членов с общим для них опорным словом в предложении | В ходе прений были внесены предложения и замечания. | В ходе прений были внесены предложения и сделаны замечания. |
Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с причастным оборотом
№ | Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
1 | Смешивается временное значение причастий | Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы. | Выступивший с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы. |
2 | Выбор ошибочной формы причастий от глаголов сов вида (со значением будущ времени) | Люди, попытающиеся это сделать. | Люди, которые попытаются это сделать. |
3 | Неверно выбран вид причастия, неверно используются возвратные формы | Солевой раствор был необходим для дальнейших опытов, проводящихся в лаборатории. | Солевой раствор был необходим для дальнейших опытов, проводимых в лаборатории. |
4 | Употребление причастия без зависимых от него слов (неполнота выражения) | Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах. | Направляемые министерством молодые специалисты… (Кем? Куда? Зачем?) |
5 | Неверно выбран падеж причастия | Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним. | Правильно: …к (каким?) друзьям, пригласившим зайти к ним. |
6 | Причастный оборот может быть ошибочно согласован не с тем членом предложения | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем. | Правильно: земли (какой?) …испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем. |
7 | «Отрыв» причастного оборота от определяемого слова | На станции не налажена работа по изъятию лиц из общественных мест, занимающихся бродяжничеством. | На станции не налажена работа по изъятию из общественных мест лиц, занимающихся бродяжничеством. |
8 | «Отрыв» определяемого слова от причастного оборота. Оно должно находиться или после причастного оборота, или перед ним | Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. | Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас. |
9 | Предложения, в которых причастный оборот и определительное придаточное СПП являются однородными | Арестант тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. | Арестант тревожился о семье, взятой под надзор полицией и оставленной без средств к существованию. |
10 | Предложения, в которых причастный и деепричастный оборот являются однородными | Члены кооператива, строящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники. | Члены кооператива, строящие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники. |
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1062 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Приложения
Н о р м ы
Лексические Фразеологические Словообразовательные Грамматические
Орфографические Пунктуационные Стилистические Орфоэпические
Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.
Выписать эти предложения в тетради. Ошибки подчеркнуть.
В бараке стояло пять лошадей. Но он уже понимал выпавшую на его долю ответственность Об этом нам рассказал не кто иной, как Светлана. Забастовки произошли в двухстах восьмидесяти одном городе. Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать материал. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние. Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. Много молодёжи пришли на вечер танцев. В рассказе Чехова «Злоумышленник» речь идёт совсем не о пустяковых проблемах. Библиотеку переселили в более худшие помещения.
Отправитель просит ответить сразу по получении письма. Никто из пришедших не поздоровались с ней. Копаясь в старых бумагах, я нашёл интереснейшие письма. Их заслуги велики и бесспорны. Поколение наших отцов дедов победили фашизм. О чём мечтал Мцыри, живя в монастыре? Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно. Никто из сестёр, даже старшая, не знал о случившемся. Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним. Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.
Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков. За дюнами находится обширная площадь земли, расположенная ниже уровня моря и отдалённая от него дамбами. Журнал «Наука и жизнь» издавались в течении многих лет. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём. Нельзя не сочувствовать борцам за чистоту языка. Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами. Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами. Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах. На самом берегу моря раскинулся Батуми.
Библиотеку переселили в более худшее помещение. Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать материал. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние. Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. Много молодёжи пришли на вечер танцев.
Никто из пришедших не поздоровались с ней. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно.. Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним. Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.
Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков. Журнал «Наука и жизнь» издавались в течение многих лет. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём. Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами. Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.
1. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.
2. Большинство студентов успешно защитило курсовой проект.
3. Для переселенцев построено три новых дома.
4. В вольере содержались шимпанзе и обезьяны.
5. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.
Выписать номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотам.
I. Предложения с однородными членами
ОШИБКИ
соединение в одном соединения скрещивающихся соединение в
родовых понятий По улице шли солдаты совместимых
В лесу растут еловые мужчины и женщины. понятий
деревья и пихты. Каждый из
был в осеннем пальто и
II. Имена собственные в предложении.
Названия книг, газет, журналов, заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному:
В газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты»
Нельзя: в газете «Аргументах и фактах», но в «Аргументах и фактах»
III. Предложения с причастным оборотом.
Определяемое слово согласуется с причастным оборотом:
Воздух пропитан испарениями земли, смоченной дождём.
Следует помнить, что он, как правило, обозначает добавочное действие подлежащего:
Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь (я приехал и отправился).
Допускается употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве.
Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
V. Форма сказуемого при подлежащем – местоимении.
Единственное число Множественное число
При местоимениях кто, никто глагол Помнить о согласовании
ставится в ф. муж. рода прошедшего подлежащего и сказуемого
времени, даже если речь идёт о в главном предложении.
лице жен. пола. Многие из путешествующих,
Кто из сестёр об этом сказал? кто был на русском Севере,
При местоимениях что и ничто глагол стремятся ещё раз посетить
ставится в среднем роде. Кижи.
Ничто, даже проливные дожди,
не могли помешать соревнованиям.
В придаточной части конструкций
типа те, кто и все, кто:
Те, кто пришёл. Все, кто пришёл.
VI. Другие согласования главных членов предложения.
Единственное число Множественное число
При словах тысяча, миллион, При словах ряд, большинство,
миллиард: меньшинств, часть с др. сущ.,
Тысяча туристов посетила ущелье. если речь идёт об одушевл.
При сущ. часов, дней, месяцев, предметах:
лет, а также много, мало, Большинство детей вышли на
немного и немало: прогулку с мамами.
Немало воды утекло. При числительных два, три, четыре.
VI. Замена придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотам.
Замена придаточной части причастным оборотом с действительным причастием возможна в том случае, если союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего.
Уважаю людей, которые предпочитают не говорить, а делать – Уважаю людей, предпочитающих не говорить, а делать.
Заменить придаточное определительное причастным оборотам страдательным причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже: Я увижу первоклассника, которого обвиняют во всех смертных грехах – Я увижу первоклассника, обвиняемого во всех смертных грехах.
VII. Нарушение управления и согласования в словосочетаниях.
Показать об этом (правильно: показать это).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ВАРИАНТ №1.
Укажите предложение с грамматической ошибкой ( неправильно построенное).
1)Хор исполнял « Калинку».
2).Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.
3).Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамены.
4). Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО ВЕЧЕРНЕМУ ГОРОДУ,
1) мы получили настоящее удовольствие.
2) у нас завязался разговор.
3) подростками часто нарушаются правила поведения.
4) проспект произвёл неизгладимое впечатление.
Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1). О поэме А. БЛОКА «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.
2) Одним из выдающихся поэтов был А. Фет, воспевших красоту природы.
3) На встречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.
4) Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой читающую аудиторию.
Укажите верное утверждение.
Замена придаточного предложения причастным оборотом возможна, если…
1). союзное слово который соотносится в главном предложении с указательным местоимением тот (та, то, те);
2) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в будущем времени;
3) союзное слово который имеет форму именительного падежа или винительного падежа без предлога;
4) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в сослагательном наклонении.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ВАРИАНТ №2.
Укажите предложения без грамматической ошибки (правильно построенное).
1). В стихотворении А Блока « Осенней воле» просматриваются традиции литературы Х/Х века.
2). Одним из призванных вождей натуральной школы стал В. Белинский, сыгравших важнейшую роль в теории реализма.
3). Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.
4). Музыка может выразить не только нежность и радость, но и тревогу, печаль.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
1) мы получили настоящее удовольствие.
2) оказалось, что там слишком много ролей.
3) была назначена первая репетиция.
4) мы немедленно начали её репетировать.
Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное.).
1). В стихотворении « Письмо к матери» С Есенин раскрывает
тему любви к самому родному человеку.
2). Н. Некрасов показывает крестьян неспособными на протест.
Укажите верное утверждение.
Замена придаточного предложения причастным оборотом возможна, если…
1). союзное слово который соотносится в главном предложении с указательным местоимением тот (та, то, те);
2) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в будущем времени;
3) союзное слово который имеет форму именительного падежа или винительного падежа без предлога;
4) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в сослагательном наклонении.
Источник
Введите текст (не больше 10000 символов, вы набрали 0):
Проверка орфографии онлайн предназначена для быстрого нахождения ошибок и правильного написания слов как на компьютере, так и на телефоне.
Как пользоваться: чтобы проверить текст на орфографические ошибки, введите слово или текст, затем нажмите «Проверить». Сервис предложит исправление ошибок в написании слов, в которых обнаружены ошибки, а также подчеркнет неправильные слова. Поддерживаются русский, английский и украинский языки. Знаки препинания не учитываются. Сервис незаменим на ЕГЭ, контрольных, словарных диктантах (особенно поможет исправитель).
За эту неделю орфографию проверили 1417 раз.
Число ваших проверок за всё время: 0.
Если вы хотите улучшить этот online сервис, помогающий бесплатно исправлять ошибки, пишите предложения в комментарии. Сервисов, позволяющих полноценно и бесплатно проверять правильность пунктуации (запятые, тире и т.п.) в интернете нет, но есть помощник для проверки пунктуации на 5-ege.ru/. Если вам нужно часто проверять тексты, сохраните эту страницу.