Все люди иногда ошибаются, поэтому, как говорится, «даже на карандашах есть ластики».
Очевидно, что от ошибок никто не застрахован и в судах работают обычные люди. Справедливости ради, надо отметить, что предпосылки, послужившие причиной ошибок и опечаток, зачастую создают и сами истцы-взыскатели, указывая неверную информацию в исковых заявлениях и иных процессуальных документах.
Допущенные в исполнительных документах опечатки, описки и арифметические ошибки неминуемо приведут к возврату исполнительных документов без исполнения и отказу в возбуждении исполнительного производства, ведь как судебные приставы-исполнители, так и другие исполняющие решение арбитражного суда органы и организации действуют исключительно формально, поскольку наличие опечаток и описок лишает документ статуса исполнительного и его исполнение не будет законным.
В настоящей статье речь пойдет об исправлении ошибок в исполнительном листе, о том, как исправить такие ошибки или опечатки, что необходимо предпринять для скорейшего исполнения решения суда.
К слову, можно значительно сэкономить время если внимательно изучить решение суда, после изготовления его в окончательной форме, поскольку зачастую ошибки и опечатки могут «перекочевать» в исполнительный лист именно из решения суда.
Получив на руки долгожданный исполнительный лист следует внимательно проверить содержит ли он все необходимые реквизиты и нет ли в нем каких-либо ошибок или опечаток.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, указаны в ст. 13 Федерального закона об исполнительном производстве. Дополнительные требования, предъявляемые к исполнительным листам, выдаваемым арбитражными судами указаны в ст. 320 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Поскольку задачей настоящей статьи не является перечисление всех требований, предъявляемых к исполнительным документам, то мы не будет останавливаться на этом моменте и отметим лишь, что отсутствие какого-либо обязательного реквизита приводит к невозможности исполнения судебного решения.
Так вот, если в исполнительном листе указаны все реквизиты и нет никаких ошибок или опечаток, он отвечает всем обязательным требованиям к исполнительным документам, то вы можете смело воспользоваться, например, своим правом направить исполнительный лист в банк или иную кредитную организацию, если речь идет о взыскании денежных средств или их аресте, либо держателю реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, если спор был о списании или зачислении эмиссионных ценных бумаг, либо направить его судебному приставу-исполнителю.
Если опечатки, описки и арифметические ошибки обнаружены во время получения исполнительного листа, то в данном случае необходимо просто указать на них сотруднику арбитражного суда, который выдает исполнительный лист. В этом случае все недочеты устранят и вы получите новый исполнительный лист.
Что же делать, если опечатки, описки и арифметические ошибки вы обнаружили уже после того как получили исполнительный лист, ведь в соответствии с ч. 4 ст. 319 АПК РФ по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если указанной статьей не установлено иное[1].
Если относительно описок, опечаток и арифметических ошибок АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд, принявший решение вправе исправить такие описки, опечатки и арифметические ошибки по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органов или по своей инициативе без изменения содержания решения (ст. 179 АПК РФ), то относительно описок, опечаток и арифметических ошибок допущенных в исполнительном листе в АПК РФ нет ни слова.
В настоящее время сложилась устойчивая практика, в соответствии с которой со ссылкой на ч. 6 ст. 13 АПК РФ [2] применяется аналогия права. Суды исходят из того, что производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов, включено в раздел 7 АПК РФ и является одной из стадий арбитражного процесса. А поскольку нормы указанного раздела не содержат положений, позволяющих суду исправлять описки, опечатки или арифметические ошибки, суд по аналогии закона распространяет общие правила АПК РФ на исправление описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в исполнительном листе.
Таким образом, для исправления ошибок в исполнительном листе необходимо подать в арбитражный суд, выдавший соответствующий исполнительный лист заявление, в котором указать все допущенные описки и опечатки, после чего вы получите новый исполнительный лист.
Также, в качестве практического совета из собственного опыта, – для того, чтобы получить новый исполнительный лист к заявлению об исправлении ошибок необходимо приложить оригинал ранее выданного исполнительного листа.
Образец заявления об устранении опечаток в решении арбитражного суда.
Подписывайтесь на рассылку публикаций, будет много интересного:
[1] Речь идет о судебных актах принятых в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, либо если исполнение должно быть произведено в различных местах (ч. 5 ст. 319 АПК РФ), а также в случае взыскания денежных сумм с солидарных ответчиков (ч. 6 ст. 319 АПК РФ).
[2] В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В последнее время в Федеральной службе судебных приставов по всей стране участились случаи ошибочной идентификации физических лиц как должников по исполнительным производствам и применения к ним мер принудительного исполнения.
В случаях ошибочной идентификации Вас как должника по исполнительному производству необходимо обратиться в территориальный отдел ФССП, который обязан незамедлительно уточнить Ваши персональные данные и отменить меры принудительного исполнения.
Причиной возникновения проблемы является тот факт, что для идентификации должника-гражданина в настоящее время применяются только три идентификационных признака: Ф.И.О., дата и место рождения. Зачастую эти данные не дают возможности идентифицировать гражданина как должника по исполнительному производству по причине их полного совпадения у нескольких лиц.
В связи с этим работникам территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений при поступлении обращений граждан по вопросам ошибочной идентификации их как должников по исполнительному производству, а также применения к ним мер принудительного исполнения предписано незамедлительно совершать все необходимые действия, направленные на однозначную идентификацию граждан.
При поступлении обращения необходимо незамедлительно запрашивать у гражданина, обратившегося с заявлением, документы, позволяющие однозначно его идентифицировать (ИНН, СНИЛС, копии паспорта и заграничного паспорта и пр., а при совпадении Ф.И.О., даты рождения и места рождения — история ранее выданных паспортов).
После получения документов, подтверждающих ошибочную идентификацию, необходимо незамедлительно отменить все наложенные ранее аресты и ограничения на имущество.
В случае списания денежных средств со счетов в банках, удержаний денежных средств из заработной платы предписано принять меры к возврату денежных средств, находящихся на депозитном счете структурного подразделения.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- В исполнительном листе допущена ошибка
В исполнительном листе допущена ошибка
Подборка наиболее важных документов по запросу В исполнительном листе допущена ошибка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 333.40 «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины» главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Ответчик как проигравшая сторона по делу обратился в суд с заявлением об исправлении описки в исполнительном листе на взыскание государственной пошлины, поскольку в нем указана инспекция по месту нахождения ответчика, а он уже уплатил добровольно государственную пошлину по реквизитам, указанным на сайте суда, то есть указав инспекцию по месту нахождения суда. Отказывая в удовлетворении требований, суд отметил, что согласно ч. 3 ст. 179 АПК РФ суд вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются судом в налоговый орган по месту нахождения должника. В ходе рассмотрения дела суд установил юридический адрес ответчика, поэтому в исполнительном листе указан налоговый орган по месту нахождения должника. Заявляя о наличии в исполнительном листе описки, ответчик фактически выражает несогласие с его законностью. Вместе с тем для проверки законности судебных актов и совершаемых исполнительных действий институт исправления описок, опечаток и явных арифметических ошибок неприменим. Суд отметил, что исправление опечатки в исполнительном листе посредством указания иного структурного подразделения налоговых органов само по себе не повлечет возврат излишне уплаченной государственной пошлины, которую он уплатил добровольно, поскольку не соответствует установленному порядку ее возврата согласно ст. 333.40 НК РФ. В данном случае ответчик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты или с имущественным требованием в суд.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исправление ошибок в исполнительном листе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Нередко при оформлении исполнительного листа судом допускаются ошибки, которые требуют дальнейшего исправления. Указанные ошибки могут быть связаны как с описками (опечатками), допускаемыми при перенесении текста судебного решения в бланк исполнительного листа, так и с неточностями сведений, содержащихся непосредственно в самом решении суда, в последующем перенесенных в исполнительный лист.
Статья: Актуальные вопросы приказного производства: практический аспект
(Журкина О.В.)
(«Российская юстиция», 2019, N 10)Представляется, что внесение данных изменений позволит сократить число проблемных вопросов, связанных с вынесением и исполнением судебных приказов, в частности решить проблему лиц с одинаковыми фамилией, именем и отчеством, которые в настоящее время имеют место. Так, мировым судьей судебного участка N 2 Центрального района г. Оренбурга был вынесен судебный приказ в отношении гражданки И.М.А. по заявлению ПАО «Т Плюс» о взыскании задолженности за электроэнергию. В судебном приказе были указаны только Ф.И.О. и место жительства должника. Поскольку дата и место рождения указываются только в том случае, если они известны взыскателю, то их отсутствие в судебном приказе не является основанием для отказа судебным приставом-исполнителем в возбуждении исполнительного производства. При регистрации исполнительного документа в системе АИС ФССП России была допущена ошибка, и в качестве должника была идентифицирована И.М.А., которая была зарегистрирована по иному адресу, но также проживала в Центральном районе г. Оренбурга и в базу была внесена ее дата рождения.
ФССП занимается исполнением судебных актов, в том числе — о взыскании задолженности. Основанием для начала работы приставов будет обращение взыскателя или поступление документов напрямую из суда. После этого возбуждается производство, а специалисты ФССП начнут различные исполнительные действия.
Должник, не согласный с возбуждением дела, может обжаловать постановление специалиста ФССП. Оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя допускается двумя способами. В порядке подчиненности можно подать жалобу в адрес вышестоящего пристава. Для судебных процедур нужно подготовить административное заявление (иск).
На что можно жаловаться после возбуждения исполнительного производства
Предметом взыскания через ФССП может быть долг по кредиту и займу, просрочка по налогам и коммунальным услугам, административные штрафы, другие требования. Все обязательства должника будут указаны в исполнительном листе или приказе суда. Пристав не может по своей инициативе изменить перечень и размер требований. Он обязан работать строго по исполнительному документу, представленному взыскателем или судом.
Оспорить исполнительное производство можно путем подачи жалобы или административного иска
Основанием для оспаривания могут быть различные нарушения, допущенные приставом при возбуждении дела. Если жалобу или административный иск удовлетворят, это повлечет прекращение производства. Впоследствии взыскатель сможет повторно обратиться в ФССП, если не истек срок на принудительное исполнение.
Чтобы начать исполнительные действия, пристав сначала должен возбудить производство. Основания и правила открытия дела описаны в законе № 229-ФЗ. Самые важные моменты:
- возбуждение производства подтверждается постановлением, копия которого направляется сторонам по делу;
- в постановлении специалист ФССП даст 5 дней на добровольную выплату долга или на исполнение иных требований;
- если за 5 дней требования не исполнены, пристав может начать исполнительные действия;
- должник, не согласный с возбуждением дела, может обжаловать постановление.
Если должник добьется отмены постановления, пристав будет обязан прекратить производство. После этого будут прекращены все действия, сняты запреты и ограничения. Также автоматически аннулируется арест имущества, счетов должника.
Взыскатель не будет обжаловать постановление о возбуждении дела, так как это помешает исполнению. Но он вправе отозвать исполнительный документ по своей инициативе. Такие действия тоже повлекут прекращение дела.
Действия сотрудников ФССП
Должник может обжаловать любое действие пристава. Например, предметом жалобы может являться неправомерный арест имущества, изъятие чужих вещей и предметов, иные нарушения. Оспаривание действий допускается через суд и через вышестоящего руководителя ФССП.
Если по жалобе или иску должника действие признают незаконным, это не повлечет прекращение производства. Оспаривание идет строго по тому действию, которое заявитель указал в документах. В рамках одного дела можно неоднократно подавать жалобы и иски, если пристав постоянно нарушает закон.
Решения (постановления) пристава
Постановление — это основной процессуальный документ в производстве ФССП. В нем представитель ведомства описывает принятые решения, требования к участникам дела и другим лицам, разъясняет меры ответственности. В первом постановлении пристав указывает решение о возбуждении производства.
Полностью прекратить дело можно только путем оспаривания первого постановления. Для этого заявитель может доказать нарушение норм закона № 229-ФЗ со стороны пристава, пропуск сроков на исполнение, другие основания. Если оспаривание пройдет успешно, специалист ФССП будет обязан отменить ранее вынесенное постановление.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя
Бездействие
В оспаривании бездействия судебного пристава обычно заинтересован взыскатель. Предметом жалобы или иска могут быть следующие нарушения:
- затягивание производства, когда пристав без уважительных причин не предпринимает никаких действий по взысканию;
- пропуск сроков на совершение определенных действий, на дачу ответов, направление документов;
- неисполнение других полномочий, предоставленных законом.
Должник тоже может оспорить бездействие ФССП. Например, предметом жалобы или искового заявления может быть затягивание сроков на окончание или прекращение дела, снятие арестов и запретов. При успешном оспаривании пристава обяжут выполнить определенные действия. Также специалиста ФССП могут привлечь к дисциплинарной или административной ответственности.
Как оспорить исполнительное производство
Обжаловать постановление о возбуждении дела нужно максимально быстро, пока пристав не начал активные действия по взысканию. Например, как только пройдет срок 5 дней на добровольное исполнение, пристав может сразу направить документы в банк, списать деньги с карточки или счета. Возврат переплаты после прекращения производства допускается законом № 229-ФЗ. Но на это может уйти от нескольких дней до месяца.
По каким основаниям можно отменить производство
Порядок возбуждения производства ФССП описан в законе № 229-ФЗ. Практически любое нарушение норм закона может быть основанием для оспаривания. Предметом жалобы или иска может быть:
- принятие документов от взыскателя при пропуске срока на принудительное исполнение (в большинстве случаев этот срок составляет 3 года после вступления в силу судебного акта);
- возбуждение дела по заявлению ненадлежащего лица (например, если документы подал представитель без доверенности);
- несоответствие документов взыскателя по форме и содержанию (например, если в исполнительном листе не стоит подпись и печать суда).
В некоторых случаях можно оспорить не постановление в целом, а отдельные решения в нем. Например, если суд описал определенный порядок взыскания, пристав не может изменить его при открытии дела. Хотя производство будет возбуждено законно, специалиста ФССП обяжут отменить неправомерное решение.
Пристав может сам отменить постановление и прекратить дело, если выявит нарушение. Например, уже после открытия производства специалист ФССП может увидеть, что взыскатель пропустил срок на предъявление документов. В этом случае издается новое постановление о прекращении дела. Если взыскатель не согласен с постановлением, он может подать жалобу.
Административное исковое заявление
Какие документы нужны
Чтобы оспорить производство, заявителю нужна копия постановления. Пристав направляет этот документ должнику и взыскателю по почте, через госуслуги. С даты вынесения постановления начинает течь срок на оспаривание. Если документ направлялся через госуслуги, с момента первого входа на сайт должник считается уведомленным о возбуждении производства.
Кроме копии постановления для обращения в суд или к вышестоящему приставу могут потребоваться следующие документы:
- жалоба или административный иск;
- копия паспорта (для гражданина), регистрационные документы (для юридического лица);
- платежка на госпошлину по административному иску (300 руб. для граждан и 2000 руб. для организаций);
- доверенность, если документы подает представитель;
- другие документы, подтверждающие обоснованность требований.
При оспаривании производства нельзя требовать изменения суммы задолженности, отмены основных требований и обязательств. Это можно сделать только путем обжалования судебного акта в кассации или в надзоре.
Что указать в заявлении
Оспаривая возбуждение производства, нужно обосновать причины подачи жалобы или иска. В содержании документов нужно указать:
- орган или должностное лицо, куда подается жалоба;
- сведения о заявителе;
- данные пристава, издавшего постановление;
- реквизиты производства (номер, дата возбуждения, суть требований);
- реквизиты постановления, которое обжалует заявитель;
- перечень нарушений и оснований, по которым подается жалоба или иск;
- обоснование выводов заявителя;
- ссылка на нормы законов, которые нарушил пристав;
- требование об отмене незаконного постановления, прекращении производства;
- перечень документов, приложенных к иску или жалобе;
- дата, подпись.
Если в постановлении содержатся незаконные решения, нужно обосновать каждое нарушение. Например, пристав может не указать в документе о сроке на добровольное исполнение, допустить ошибку по сумме задолженности. Чем подробнее составлена жалоба или административный иск, тем выше шансы на положительный результат.
В постановлении о возбуждении дела специалист ФССП может ввести арест на имущество, запрет на регистрационные действия с автомобилем, квартирой или другими объектами недвижимости. Это законное решение, так как пристав может арестовать активы должника даже до истечения срока на добровольное исполнение. Но если оспаривание пройдет успешно, то при прекращении дела будут автоматически аннулированы все аресты и запреты.
Образец жалобы на исполнительное производство
У нас на сайте вы можете скачать примерные образцы административного иска и жалобы на постановление пристава. Рекомендуем заполнять документы при поддержке юриста, чтобы избежать отказа при рассмотрении спора. Также юрист может представить интересы в судебных заседаниях.
Сроки обжалования
Согласно статье 122 закона № 229-ФЗ, срок на оспаривание составляет 10 дней. Он может отсчитываться:
- с даты вынесения постановления;
- с момента, когда должник узнал или должен был узнать об издании постановления.
Если срок пропущен по уважительным причинам, его можно восстановить. Такое ходатайство нужно изложить в отдельном документе, приложить к иску или жалобе.
Куда обращаться
Оспаривание постановлений ФССП допускается через суд или в порядке подчиненности. Заявитель может обратиться:
- с жалобой в порядке подчиненности в адрес вышестоящего пристава;
- с иском в арбитражный суд (если арбитраж выдавал исполнительный документ, либо когда должником является организация или ИП);
- с иском в суд общей юрисдикции (в остальных случаях).
Вышестоящий пристав рассматривает жалобу без проведения заседаний и вызова сторон. Для проверки будут истребованы материалы дела. Если подан административный иск, заявитель может принять участие в процессе.
Срок на разбирательство по жалобе или иску составляет 10 дней. По итогам рассмотрения по линии ФССП принимается решение в форме постановления. Суд, рассматривавший иск, принимает решение.
Последствия оспаривания
Если требования заявителя признаны обоснованными, решение ФССП или суда направляется приставу. Далее наступают следующие последствия:
- пристав обязан издать постановление о прекращении дела, направить копию документа сторонам;
- взыскателю разъясняется право на повторное обращение в ФССП, либо указывается на необходимость устранить определенные нарушения;
- при прекращении дела снимаются все аресты, ограничения и запреты, ранее введенные приставом.
Если за время оспаривания пристав успел взыскать задолженность или ее часть, должник может подать заявление на возврат переплаты. Срок рассмотрения заявления и возврата денег может составлять до 30 дней.
Прекращение производства после оспаривания не мешает взыскателю еще раз подать документы в ФССП. Поэтому уже через несколько дней или недель должник может узнать, что в отношении его вновь возбуждено дело. Если пристав опять допустил нарушение, можно еще раз пройти оспаривание.
Хотите узнать подробнее о правилах оспаривания исполнительного производства? Обращайтесь к нашим экспертам!
Бесплатная консультация по списанию долгов
Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты
Член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, к.ю.н., доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХиГС при Президенте РФ
Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 12 июля 2021 г. № 5-КГ21-45-К2, в котором описал механизм действий судебных приставов-исполнителей при совпадении отдельных идентифицирующих данных должника с данными третьего лица.
Читайте также
ВС подтвердил право тезки должника на компенсацию за ошибочное списание приставами денег
Как пояснил Суд, в случае выявления подобного рода ошибки именно на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность по восстановлению нарушенных им прав третьих лиц
06 августа 2021
В определении ВС оценил действия судов в связи с их неверным применением норм права, повлиявшим на их решения по иску лица, пострадавшего от неправомерных, по мнению последнего, действий пристава.
Действительно, на проводимых экспертным центром «Деловая Россия» мероприятиях по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, а также на других площадках, посвященных вопросам исполнительного производства, неоднократно от граждан и предпринимателей доводилось слышать о списании денежных средств с тезки должника или ошибочно с компании, поэтому можно утверждать, что проблема актуальна. Именно поэтому стали требоваться дополнительные идентификационные данные, такие как ИНН или СНИЛС. Однако необходимо учитывать, что бизнес, конечно, может серьезно пострадать от ошибочного или технического списания сразу со всех счетов всей суммы задолженности, но в отношении физлица такие действия могут иметь куда более серьезные последствия.
Трудно говорить, что само по себе указание ВС на необходимость формировать позицию, учитывая интересы более слабой стороны, которой является не госорган, а как раз само лицо, вынужденное обращаться в суд за защитой в связи с нарушением приставом его прав, не является каким-то новым требованиям к госоргану. На самом деле даже без выраженной ВС позиции приставам и кредитным учреждениям необходимо было в силу закона исходить именно из недопустимости нарушения прав и законных интересов третьих лиц. Списание денежных средств, которые для лица могут оказаться последними на текущий момент и крайне необходимыми для жизни, очевидным образом грубо нарушает его законные интересы и права, в том числе гарантированные Конституцией РФ.
Указание Верховного Суда на неправомерность перекладывания риска совпадений идентифицирующих данных с госоргана, отвечающего за законность исполнения судебного акта, на гражданина, не имеющего отношения к исполнительному производству, а также на обязанность пристава предпринять все необходимые действия для восстановления нарушенного им права третьих лиц в случае выявления ошибки важно для дальнейшей правоприменительной практики.
Загруженность приставов, существенно превышающая норму, допускаемые ими ошибки и несвоевременные действия зачастую наносят значительный ущерб правам и законным интересам взыскателей, должников и третьих лиц. Например, если говорить об аресте и списании денежных средств, то наблюдаются такие проблемы, как несвоевременное обращение взыскания на счета должника, что нарушает интересы кредитора. Но при этом нередко денежные средства списываются сразу с нескольких счетов должника, а возврат излишне взысканных денежных средств, как показывает практика, происходит не так быстро, как должно быть: на поступление денег на счет уходят недели, что может причинить существенный вред интересам как физических, так и юридических лиц.
Возражения, связанные с необходимостью должника своевременно исполнять судебные решения, на мой взгляд, исходя из практики, не всегда уместны, поскольку, во-первых, на момент вынесения решения у должника может просто не оказаться требуемой суммы, а переговоры и медиация у нас еще не часто применяются. Во-вторых, лицо может даже не знать, что является должником, так как суды порой направляют уведомления по ненадлежащему адресу (например, тому, где должник не проживает и не имеет регистрации много лет). Приставы в свою очередь зачастую не только не считают необходимым перепроверить действительный адрес регистрации, хотя доступ ко всем базам у них имеется, но и не направляют такого рода уведомления в силу загруженности и недостаточности ресурсов, включая ограниченный бюджет, что лишает должника возможности добровольно исполнить обязательство. Законом, по сути, не предусмотрен механизм рассрочки исполнения обязательства, т.е. должник не мотивирован к исполнению частями, поскольку к нему все равно могут быть применены все меры принудительного воздействия, включая ограничения выезда за рубеж. А вот в случае, если исполнения не было вовсе, есть большой шанс на то, что исполнительное производство будет окончено актом о невозможности в соответствии со ст. 46 Закона об исполнительном производстве.
Проблема ошибочных списаний на основании совпадения данных должников с данными третьих лиц без дополнительной проверки с целью идентификации, а также на основании решений, в которых содержатся ошибки, особенно обостряется с учетом темпов возврата денежных средств на счета – в сроки, исчисляемые несколькими неделями, а также из-за необходимости ни в чем неповинному лицу доказывать свою правоту.
В связи с этим приходится констатировать, что на сегодняшний день сложности вызывают не только ошибочное списание денежных средств со счетов третьих лиц вместо счета должника при полном совпадении данных, но и другие действия, нарушающие права и законные интересы третьих лиц. Например, некоторые из таких лиц даже не подозревают, что в отношении них вынесено решение суда, поскольку судебные органы порой халатно относятся к проверке достоверности актуального адреса регистрации, принимая исковые заявления и вынося решения с грубым нарушением подсудности. Нередко злоумышленники используют указанные недостатки в противоправных целях, чтобы посредством судебной системы и системы исполнительного производства, по сути, похищать денежные средства, представляя в суд подложные документы, на которые по причине отсутствия уведомлений своевременно никто не реагирует. Мировые суды и приставы нередко даже путают в своих решениях и постановлениях номера, фамилии, даты и суммы, что также приводит к нарушению прав указанныхлиц, усложняя процедуру оспаривания соответствующих действий. Так, ограничение права выезда лица за рубеж без должного уведомления также, по сути, нарушает его конституционные права.
Очевидно, что необходимо минимизировать возможность таких ситуаций на уровне законодательства и регламентов. При этом если пристав не принимает мер или игнорирует заявление пострадавшего третьего лица, должна быть предусмотрена жесткая и неотвратимая личная ответственность. Иногда приходится сталкиваться и с тем, что приставы просто не знают, как правильно поступить в нестандартной ситуации. Поэтому на вопрос о том, существует ли проблема нарушения прав третьих лиц, должников и взыскателей судебными приставами, к сожалению, приходится ответить утвердительно. Но это системная проблема, которая, полагаю, будет частично решена внедрением цифровых технологий, информированием через госуслуги, СМЭВ и т.п. Это постепенный процесс, который находится в стадии внедрения, а пока судам и приставам необходимо крайне внимательно перепроверять информацию по исполнительным листам, не допуская при этом халатности, ущемляющей права взыскателей, а также не забывая о том, что, как указал Верховный Суд, не граждане должны доказывать свою позицию, а госорганы. Важно, что ВС обратил внимание судов на то, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) госорганов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в том числе изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта госоргана или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием, что предусмотрено ст. 16 ГК РФ.
Для формирования правоприменительной практики может быть значимым также указание ВС на то, что в целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, а также государственными внебюджетными фондами ФССП использует государственные информационные системы. Это, безусловно, важная позиция, однако вызывает беспокойство, что необходимость запрашивать информацию системно игнорируется не только приставами, но и судами. В таком случае граждане оказываются не защищенными от ошибок приставов, и даже обращение в суд далеко не всегда помогает решить проблему. При этом гражданам приходится тратить много сил и времени, чтобы доказать свою правоту – так, в рассматриваемом случае гражданину пришлось дойти до Верховного Суда.
ВС обратил внимание судов на необходимость вставать на защиту граждан и не забывать об ответственности, возложенной на госорганы и их должностных лиц в силу выполнения ими властных полномочий от имени государства. Необходимо, чтобы суды помнили о недопустимости перекладывания ответственности на коммерческие организации и тем более граждан, особенно тех, кто пострадал из-за недобросовестного исполнения обязанностей госслужащими. Чтобы такая тенденция существенно изменилась в лучшую сторону, важно использование судами этой позиции, формирование новых подходов с вынесением решений, учитывающих точку зрения ВС. Но, к сожалению, уверенности в этом нет, тем более указания пока вошли лишь в обсуждаемое определение, а не представлены в качестве разъяснения Пленума ВС. Для защиты интересов взыскателей, должников и третьих лиц считаю необходимым, в частности, принятие изменений на уровне как законодательства, так и регламентов с уменьшением дискреционных полномочий приставов, позволяющих им во многих ситуациях действовать по своему усмотрению.
В заключение отмечу, что рассматриваемое определение позволяет надеяться на изменение тенденции правоприменительной практики в сторону защиты законных интересов граждан, что, безусловно, сыграет позитивную роль для формирования доверия к судебной системе и ФССП. Важно, чтобы взыскатель мог рассчитывать, что действия пристава для исполнения судебного решения или иного документа, который ст. 12 Закона об исполнительно производстве отнесен к исполнительным, будут законными и своевременными. А должники и третьи лица, оказавшиеся их тезками, или в иных случаях нарушения их прав – что восстановление справедливости не потребует так много времени, как сейчас.