Интервенция способствовала обострению конфликта ошибка

1

Тренировочные работы

по теме « Лексические нормы речи»

Русский язык

10 класс

2

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой

лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему

значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком

и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писателилибералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению

народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести

из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в

солдаты.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,3,5,6.7,8,9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,3,5,7,8,9,10

3

РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм:

Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует

употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной

копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на

автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас

езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются

самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику

безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в

боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного

сторожа.

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- : 1,3,4,5, 6,7,8

4

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц,

период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе),

повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить

вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с

коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней

много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания

сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от

другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного

времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее

результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных

художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными

аплодисментами.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,2,3,5,7,8.9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,2,3.4,5.6,8

5

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей

правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого

поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество

иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много

сверхплановой продукции.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической

сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение.

Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел чтото сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие

годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение

которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10

СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу

слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и

заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научнопрактическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, помоему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

7

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее

настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов

элитарной пшеницы.

8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в

результате попал в цейтнот.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены

речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в февралемесяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.

5. В статье изложены основные положения новой концепции.

6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на

белом снегу.

7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

8. Черты ее лица четко очерчены.

9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.

10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться

совершенству.

11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.

8

12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой

области знания.

13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.

14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.

16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.

17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.

19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.

20. С приятным человеком и поговорить приятно.

21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать

историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

Тестовые задания с ответами по теме «Лексические нормы»

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания с ответами по теме «Лексические нормы»»

по теме « Лексические нормы речи»

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

Тест на тему лексика и лексические нормы с ответами

1. Выберите правильный вариант ответа.
Яна решила уволиться с работы и написала заявление….
A) Для ухода.
+Б) Об уходе
В) На уход
г) По уходу

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «не имеющий недостатков и изъянов, совершенный»?
А) талантливый
Б) прекрасный
+В) безукоризненный
Г) изумительный

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «книга, пользующаяся наибольшим спросом у массового читателя»?
А) комикс
+Б) бестселлер
В) роман
Г) журнал

4. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Девочка скачет.
Б) Машина едет.
В) Люди кричат.
+Г) Щеки горят.
Д) Течёт вода.

5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово?
А) КОННЫЙ спорт — вид соревнований.
+Б) Представления древних резчиков о злых и всесильных духах воплощались в КОСТНЫХ фигурках животных.
В) ЦАРСКИЙ указ был прочитан дьяком.
Г) В ДИКТАНТЕ были словарные слова, которые дети изучили накануне.

6. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Скачет конь.
Б) Свеча горит.
В) Девочка играет.
+Г) Скачет температура.
Д) Бежит мальчик.

7. Какой ряд слов является синонимическим?
A) Холод, мороз, дождь.
Б) Климат, пояс, экватор.
В) Лебедь, соловей, сова.
+ Г) Отечество, родина, отчизна.
Д) Часы, доска, серьги.

8. В каком ряду все слова- синонимы?
A) Фотограф, декан, философ.
Б) Гадать, выяснять, рисовать.
В) Молоко, кефир, йогурт.
Г) Заказчик, конкурент, участник.
+ Д) Период, время, эпоха, эра.

9. Найдите строчку антонимов:
A) Умение, знания.
+ Б) Легко, трудно.
В) Статья, реферат.
Г) Вывод, результат.
Д) Знание, везение.

10. Найдите строчку синонимов.
A) Соль, сахар.
+Б) Правильно, верно.
В) Широко, узко.
Г) Солнце, дождь..
Д) Ночь, день

11. В каком варианте ответа содержаться слова с переносным значением?
A) Снежный ком
Б) Серая майка.
В) Фарфоровый сервиз.
+Г) Ослепительная красота.
Д) Деревянная дверь.

12. В каком варианте ответа содержаться слова с переносным значением?

+A) Железный характер.
Б) Зелёное яблоко.
В) Кирпичный дом.
Г) Серый свитер.
Д) Жёлтая краска.

13. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
+A) Железное здоровье.
Б) Бархатное платье.
В) Колючий ёж.
Г) Железный гвоздь.
Д) Золотые изделия.

14. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Кислое яблоко.
Б) Синее море.
+В) Золотые руки.
Г) Чёрная шаль.
Д) Серебряное кольцо.

15. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Белая простыня.
Б) Чёрный кот.
В) Стеклянный стол.
+Г) Колючий мороз.
Д) Железная дверь.

16. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Ребёнок смеётся.
Б) Человек молчит.
В) Дети шумят.
+Г) Реки спят.
Д) Вода льётся.

17. Определите, в каком варианте слова профессиональные:
A) Река, лес, город.
+ Б) Негатив, фиксаж, закрепитель.
В) Диван, кровать, тарелка.
Г) Приказчик, извозчик, художник
Д) Кровать, яблоко, сок.

17. Определите, в каком варианте слова профессиональные:
A) Гном, сом, конь.
+ Б) Кредит, валюта, вклад.
В) Мороз, холод, дом.
Г) Царь, холоп, историк.
Д) Дача, огород, кукла.

18.Какой ответ содержит верное утверждение?
Лексика-это…
A) Толковый словарь.
Б) Мораль
В) Художественная литература.
Г) Детектив.
+Д) Словарный состав.

19. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Звери спят.
Б) Костры горят.
В) Дети играют.
+Г) Льётся песня.
Д) Кот идёт.

20. Определите, в каком варианте слова профессиональные:
+ A) Молоток, каска, дрель
Б) Салат, огород, дом.
В) кот, собака, человек.
Г) Филолог, врач, диета.
Д) Зуб, волосы, нога.

20. Наука, изучающая словарный состав русского языка, называется…
+ A) Лексиология
Б) Фонетика
В) Орфоэпия
Г) Орфография
Д) Морфология

21. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, – это…
A) Синонимы
Б) Паронимы
В) Омофоны
+Г) Омонимы

22. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это…
+A) Антонимы
Б) Синонимы
В) Омофоны
Г) Омоформы

23. В каком варианте ответа слова употреблены в прямом значении?
A) Золотые руки.
Б) Холодное сердце.
+ В) Стеклянный стол.
Г) Колючий мороз.
Д) Тяжёлый характер.

24. В каком варианте ответа слова употреблены в прямом значении?
A) Кислое лицо.
+ Б) Деревянный дом.
В) Легкий характер.
Г) Холодный приём
Д) Усталое солнце

25. В каком варианте ответа все слова являются профессиональными?
A) Река, дом, кровать.
+ Б) Теодолит, рейка, геодезическая съёмка.
В) Метель, лёд, холод.
Г) Канон, библия, история.
Д) Шум, радио, объект.

26. В каком ряду все слова- синонимы?
A) Банкир, ювелир, плотник.
Б) Храбрый, трусливый, скупой.
В) Огурцы, помидоры, тыква.
Г) Исполнитель, заказчик, подчинённый.
+ Д) Храбрый, смелый, мужественный.

27. Какое из слов не может являться омонимом?
A) мир
Б) долг
В) свет
+ г) тайна

28. В каком ряду слов нет омофонов?
A)Порог- порок.
+Б) Замок-замок.
В) Балл-бал.
г) Туш-тушь.

29. В каком ряду все слова- синонимы?
A) Физика, химия, история.
Б) Эколог, экономист, электрик.
В) Х, строгий, шумный.
Г) Враг, друг, товарищ.
+ Д) Друг, приятель, знакомый.

30. В каком ряду слова- антонимы?
+A) начало, конец.
Б) Неправда, ложь.
В) Сырой, влажный.
Г) Друг, знакомый.

31. Выберите правильный вариант ответа.
Мне нужно было вернуться домой6 я …. забыла
A) Кое-как
+Б) Кое- что
В) Как-нибудь
г) как-то

Тест по теме «Лексические нормы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочный тест по русскому языку

по теме «Лексические нормы»

1. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:

2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:

Дружба (сильная , крепкая )

Приходить в ( ярость, радость)

Зияющий ( пропасть , вершина)

Высказать (мнение , вопрос)

3. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы

4. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.

5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.
А) дать отпор
Б) оказать впечатление
В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение

7. Найдите речевую избыточность:

1) моя автобиография

2) родился в марте месяце

3) коренные жители

4) отступить назад

5) научный семинар

6) пожилые старички

8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1) починка автомобиля

2) эффективные меры

3) серьезная причина

4) гарантийный талон

5) заклятый друг

6) страшно обрадовались

7) дождливая туча

8) праздный ужин

9. Выполните упражнение.
1) Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать).

2) Этот человек был полный (невежа, невежда) в вопросах иску…тва.

3) Для всей школы этот ученик был (басней, притчей) во языцех.

4) Прошу (оплатить, уплатить) мне расходы по команд…ровке.

5) Для изменения типа пред…ставляемых услуг (абонементу, абоненту) требуется заполнить особую форму в главном офисе к…мпании.

10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

1) Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая эффектная защита от гриппа и ОРВИ.

2) Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза.

3) На прогулку Катя одела теплую шапку.

4) Народ стекал туда в большом числе, несмотря на будничный день.

5) На Викторе Александровиче красиво смотрелся генеральный мундир.

1. Подберите существительное к прилагательному переноснОй:

1) смысл
2) телевизор

2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:

Глухой ( овраг, обрыв).

Достичь ( успех , положение)

Верный (обещание, клятва)

Водить ( дружба , любовь)

3. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце.

4. В каком предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

5. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.

6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение

7. Найдите речевую избыточность:

1) юный вундеркинд

2) праздничный ужин

3) свой автопортрет

4) хороший аппетит

5) народный фольклор

6) прогул без уважительной причины

8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1) очень понятливо рассказывает

2) мелочная рыба

3) представить друга

4) большое событие

5) кипучее безделье

6) работа над ошибками

7) ремонт холодильника

8) возобновить вновь

9. Выполните упражнение.

1) На третьем курсе нам (представилась, предоставилась) в…зможность пройти практику на заводе.

2) Заметив (оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.

3) Учас…ники творческой экспедиции рассказали о (планах, перспективах) на будущее.

4) Он дал мне (дружественный, дружеский) совет.

5) После аварии больной на целый месяц попал в (травматическое, травматологическое) отд…ление.

10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

1) Г арантированное обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.

2) Комната выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.

3) Во время работы вам разрешено пользоваться коротким справочником по физике.

4) Одежда настоящего туриста должна быть надежной и практической .

5) Больше всего нас поразил яблочный сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.

источники:

http://liketest.ru/russkij-yazyk/test-na-temu-leksika-i-leksicheskie-normy-s-otvetami.html

http://infourok.ru/test-po-teme-leksicheskie-normi-1927617.html

Предложения со словосочетанием «обострение конфликта»

Соревнование по своей природе может являться серьёзным основанием для конфликтов, вмешательства политики в спорт, зачастую оно содействует обострению конфликтов.

У переходного периода выделяются свои этапы, отличающиеся друг от друга: проходя через начальную фазу обнаружения несостоятельности прежней культуры и попыток её «оживления», культура вступает в полосу сосуществования, почти неосознанного, старого и нового под эгидой «старины», затем происходит обострение конфликта и возникает резкое противостояние двух культурных систем, наконец, на последнем этапе бесповоротно утверждается новая концепция человека и соответствующая ей культура.

Одним словом, сегодня наука уже вплотную подобралась к «самому святому» в человеке, и некоторые эксперты опасаются, что это может привести к новому обострению конфликта религии и науки.

Я держался в стороне от всех, возле лестницы, чтобы не попасть под раздачу в случае обострения конфликта.

Помимо этого, она часто является причиной обострения конфликтов с родственниками и друзьями в силу возникающих финансовых проблем.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: традесканция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Вот только появлению их мы не могли помешать никак, и если по степи забегают табуны лошадок, то обострения конфликта интересов не избежать.

Обострение конфликта внутрироссийких элит в конечном счёте отражает глобальный тренд.

Мол, никто бы не хотел обострения конфликта, и лучшим выходом из ситуации стало бы мирное разрешение этого недоразумения.

По мере обострения конфликта в верхах «распутииский феномен» всё более гипертрофировался.

Если же проблема возникала у одной или пары компаний – остальные не мешали обострению конфликта, надеясь, что это позволит избавиться от лишних конкурентов.

Резкость контрастов, предельное обострение конфликта поражали в «Ивановом детстве».

Но пойми и ты: на следующей неделе возможно внезапное обострение конфликта с некоей державой, в госсимволике которой синий – базисный колер.

Для обострения конфликта нужна объективная причина; для пробуждения комплекса нужен случайный повод.

Стоит отметить, что если жена не только занимается хозяйством, но ещё и работает, то обострение конфликта пойдёт ещё быстрее.

Во время сегодняшней встречи он попытался сразу пойти если не напролом, то по крайней мере – к делу, к цели, попробовал сократить дистанцию… и нарвался на резкое обострение конфликта, на ещё более непримиримую позицию…

Нынешняя фаза обострения конфликта началась в восемьдесят втором году и продолжается и поныне с небольшими перерывами.

И именно обострение конфликта является наиболее эффективным инструментом для аргументации нерациональности этой встречи.

Детям рассказывали короткие незаконченные истории, в которых описывалось обострение конфликта и которые потом разыгрывали с куклами.

Однако среди джентльменов пойти на обострение конфликта означало бы нарушить протокол и потерять лицо, опуститься до уровня бранящихся крестьян, не слыхавших о чести и достоинстве.

Тем самым он возвращает мир не просто к привычному биполярному противостоянию двух сверхдержав, но к значительно более устойчивому и потому надёжному положению, при котором целый ряд относительно самостоятельных держав «второго уровня», преследуя свои интересы, выполняют роль сдерживающей силы, не допуская чрезмерного обострения конфликта между двумя лидерами.

– Нет, ты чего смотришь? – смело шёл на обострение конфликта арестант.

Она ещё надеялась избежать обострения конфликта, не желала бросать открытый вызов.

Подумают ещё, что издеваюсь над тобой, а это может вызвать лишь ещё большее обострение конфликта.

А вот другой работник применил вышеописанный приём и без обострения конфликта добился того, что с ним стали вести себя уважительно.

Кровопролитные бои за шоколадки постепенно превратились в позиционную войну, но не забылись, и обострение конфликта возможно в любой момент.

Очевидно, что в условиях возрастающей сложности, наличия и обострения конфликта интересов, неадекватности информационной сферы риски, связанные с доверием, возрастают, а преимущества, получаемые субъектом и организацией, нарушающими правила могут быть очень большими.

Поговаривали, что у грузин с таким вооружением связаны большие надежды, и осетинам, в случае обострения конфликта, придётся трудно.

Ассоциации к слову «обострение»

Ассоциации к слову «конфликт»

Синонимы к словосочетанию «обострение конфликта»

Сочетаемость слова «конфликт»

  • внутренний конфликт
    военные конфликты
    социальные конфликты
  • конфликт интересов
    конфликт поколений
    конфликт миром
  • разрешение конфликта
    причина конфликта
    в случае конфликта
  • конфликт продолжается
    конфликты случались
    конфликт обостряется
  • вступить в конфликт
    избежать конфликтов
    привести к конфликту
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «конфликт»

  • КОНФЛИ́КТ, -а, м. Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Классовые конфликты. Избегать нежелательного конфликта. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КОНФЛИКТ

Афоризмы русских писателей со словом «конфликт»

  • Ложь взаимоотношений успокаивает глупость и уравнивает конфликты.
  • Как известно, мир несовершенен. Устоями общества являются корыстолюбие, страхи, продажность. Конфликт мечты с действительностью не утихает тысячелетиями. Вместо желаемой гармонии на земле царят хаос и беспорядок.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Тест по теме: «Гражданская война»

1.
В лагерь белых во время Гражданской войны не входили:

а)
представители кадетов и эсеров

б)
русское офицерство

в)
комитеты бедноты

2.
Интервенцией называется:

а)
вооруженное вмешательство во внутренние дела России иностранных держав

б)
переговоры представителей иностранных держав с советской властью

в)
сбор средств среди населения иностранных держав в пользу белого движения

3.
Массовый террор во время Гражданской войны:

а)
применяли красные

б)
применяли белые

в)
использовали оба военно-политических лагеря

4.
Расстрел царской семьи в Екатеринбурге произошел:

а)
17 июля 1918г.                   б) 24 февраля 1919г.                          в)
7 ноября 1920 г.

5.
Движения под руководством Антонова и Махно относится:

а)
к рабочим движениям

б)
к движениям интеллигенции

в)
к крестьянским движениям

6.
В интервенции не участвовала:

а)
Англия                                б) Япония                                           в)
Дания

7.
К белому движению не принадлежат:

а)
большевики                        б) меньшевики                        в) эсеры

8.
Совместите название противоборствующих сил и их цели в борьбе:

а)
лагерь красных            1. уничтожение светской власти

б)
лагерь белых            2. сохранение и укрепление советского государства

в)
лагерь интервентов   3. политическое и экономическое ослабление России

9.
Расстрел царской семьи в Екатеринбурге прошел:

а)
после приговора публичного суда

б)
по требованию населения

в)
тайно без судебного разбирательства

10.
Одна из главных причин гражданской войны в России:

а)
союз большевиков с левыми эсерами
б) укрепление и развитие многопартийности
в) приход большевиков к власти и проводимая ими политика
г) развертывание интервенции странами Антанты

11.
Полномасштабная гражданская война в России началась:

а)
весной 1917 г.                     б) осенью 1917 г.                    в)
весной 1918 г.                    г) осенью 1918 г.

12.
Один из генералов Белой Армии в годы гражданской войны:

а)
А.И. Егоров                        б) А. И. Деникин                    в) М.В.
Фрунзе                                   г) И.И. Вацетис

13.
Цели красных в гражданской войне:

а)
конституционный порядок, целостность и неделимость России
б) демократическая Россия, выборы в Учредительное собрание
в) диктатура пролетариата

14.
Политика «военного коммунизма» характеризуется:

а)
введением самоокупаемости и самофинансирования
б) национализацией промышленности
в) поощрением свободной торговли
г) быстрым экономическим ростом

15.
Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх
установленных норм в годы военного коммунизма называлась:

а)
трудовая повинность          б) продналог                          в)
национализация                 г) продразверстка

16.
Одна из причин интервенции западных держав во время гражданской войны:

а)
союз с большевиками и левыми эсерами
б) помощь красному движению в годы войны
в) утверждение в своих странах социализма
г) ослабить Россию как своего конкурента

17.
Ликвидация последнего белого фронта в Крыму завершилась:

а)
весной 1920 г.                     б) осенью 1920 г.                    в) весной
1919 г.                    г) осенью 1922 г.

18.
Один из командиров Красной Армии в годы гражданской войны:

а)
М. Н. Тухачевский             б) А. И. Деникин                    в) Н. Н.
Юденич                     г) А. В. Колчак

19.
Расставьте события в хронологической последовательности:

а)
разгром Врангеля

б)
захват большевиками Зимнего дворца
в) движение Деникина на Москву
г) декрет об организации РК Красной армии           

20. Постепенное усиление, распространение
конфликта или обострение противоречия:

а) кризис                                 б) аннексия                             в)
эскалация                          
г) компромисс

21.В период Гражданской войны
войсками Красной армии в должности народного комиссара по военным иморским
делам руководил
:

а)
И.В. Сталин                        б)
Ф.Э. Дзержинский             в) Я.М. Свердлов                   г)Л.Д. Троцкий

22.
Укажите характерную черту «Военного коммунизма»:

а)
свобода
рыночной торговли

б)
деятельность иностранных концессий

в)
введение всеобщей трудовой повинности

23.
Одной
из при­чин вве­де­ния по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» было стрем­ле­ние
боль­ше­ви­ков:

а)
обес­пе­чить свою по­пу­ляр­ность среди кре­стьян

б)
скон­цен­три­ро­вать все ре­сур­сы для по­бе­ды в Граж­дан­ской войне

в)
ис­поль­зо­вать ма­те­ри­аль­ные сти­му­лы для роста эко­но­ми­ки

г)
отой­ти от сверх­цен­тра­ли­зо­ван­ной си­сте­мы управ­ле­ния

24.
По­ли­ти­ка «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» не пред­по­ла­га­ла:

а)
вве­де­ния тру­до­вой по­вин­но­сти

б)
на­ци­о­на­ли­за­ции всех про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий

в)
раз­ви­тия аренд­ных от­но­ше­ний

г)
от­ме­ны опла­ты ком­му­наль­ных услуг и транс­пор­та

25.
Что из
пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­чи­нам кре­стьян­ских вы­ступ­ле­ний в
1920-1921 гг.? 

а)
не­до­воль­ство кре­стьян вве­де­ни­ем прод­на­ло­га

б)
на­ступ­ле­ние А.И. Де­ни­ки­на на Моск­ву

в)
не­га­тив­ные по­след­ствия прод­развёрстки

г)
рас­пад ко­а­ли­ции боль­ше­ви­ков и левых эсе­ров

26. След­стви­ем мас­со­вых кре­стьян­ских вос­ста­ний 1920−1921 гг.
стало: 

а)
со­зда­ние ком­бе­дов

б)
на­ча­ло про­ве­де­ния мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции

в)
вве­де­ние прод­на­ло­га

г)
вве­де­ние прод­развёрстки

КЛЮЧИ К ТЕСТУ:

1-В

2-А

3-В

4-А

5-В

6-В

7-А

8-А2 Б1 В3

9-В

10-В

11-В

12-Б

13-В

14-Б

15-Г

16-Г

17-Б

18-А

19-БГВА

20-В

21-Г

22-В

23-Б

24-В

25-В

36-В

1.     Что из перечисленного является причиной Гражд.войны?

а) поражение Антанты в первой мировой войне,

б) отказ большевиков заключить сепаратный мир с Германией

в) отказ большевиков от идеи социалистического правительства

г) разгон Второй Государственной думы.

2.  На Урале сопротивление советской власти в ноябре 1917-апреле 1918г. оказали части под командованием:

А) атаман Дутов,   б) атаман Каледин,      в) генерал Корнилов,   г) генерал Деникин.

3. Постепенное усиление, распространение конфликта или обострение противоречия:

А) кризис,   б) аннексия,    в) экскалация,   г) компромисс.

4. Какое событие произошло в 1920г.?

А) разгром армии Врангеля,   б) расстрел царской семьи,    В) выступление Чехословацкого корпуса,           Г) провозглашение А.В.Колчака Верховным правителем России.

5. Какая страна приняла участие в интервенции против России?

А) Иран,     б) Швеция,    в) Аргентина,    г) Великобритания.

6.  Отметьте причины поражения Белого движения:

а)  принципиальная неприемлемость программы белых для абсолютного большинства населения России

б)  приверженность белых идее «единой и неделимой Рос­сии»

в)  отсутствие единства и согласованности в воен­ных действиях

г)  моральное разложение Белой армии

д)  отсутствие конструктивного плана решения на­сущных проблем России

е)  политика развала национального и территори­ального единства страны

7. Установите соответствие меду элементами левого и правого столбиков:

Район действия

Участник Гражданской войны

1.        Сибирь

А. Н.Н.Юденич

2.        Север России

Б. А.В.Колчак

3.        Юг России

В. А.И.Деникин

 

Г. А.А.Брусилов

8. О ком идет речь?

Сын крестьянина, ставший профессиональным революционером. Учился в Петербургском по­литехническом институте. В 1905 г. руководил Иваново-Вознесенской стачкой. В 1909 — 1910 гг. дважды   был   приговорен   к   смертной   казни. В 1910 — 1915 гг. — на каторге, бежал. В Граж­данскую   войну   командовал   армией,   Южной группой   войск  Восточного  фронта  и  Восточ­ным фронтом.   Командовал   Южным   фронтом при разгроме войск П. Н. Врангеля. В 1924— 1925 гг. — заместитель председателя и предсе­датель РВС СССР, зам. наркома и нарком по во­енным и морским делам, одновременно началь­ник штаба РККА. Автор научных трудов, ока­завших большое влияние на развитие советской военной науки и формирование советской воен­ной доктрины.

9. Подпольную организацию, руководившую борьбой против белых и интервентов на Амуре, возглавил:

А) В.К.Аксенов,     б) Ф.Н.Мухин,      в) И.Г.Безродный,   г) С.Г.Лазо.

10. Дальневосточная республика существовала в:

А) 1918-1920гг.,    б) 1919-1921гг,     в) 1920-1921гг.,     г) в 1920-1922гг.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Интернет не работает что делать выдает ошибку
  • Интервальное оценивание доверительная вероятность предельная ошибка выборки
  • Интернет не работает системная ошибка
  • Интерактивное телевидение ростелеком ошибка при воспроизведении
  • Интернет не работает прокси сервере ошибка