ные аборигены Африки 2) Все недочеты были устранены к намеченному сроку 3) Напишите свою автобиографию 4) Это две совершенно разные вещи 5) Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе
Ответ:
Укажите вариант (варианты) с предложением, в котором имеется лексическая ошибка
1) Индейцы – коренные аборигены Африки.
Лексическая ошибка: лишнее слово коренные.
Но здесь есть фактическая ошибка: аборигены НЕ Африки, а Америки.
ВЕРНО: Индейцы – аборигены Америки.
2) Все недочеты были устранены к намеченному сроку — НЕТ ошибок
3) Напишите свою автобиографию.
Лексическая ошибка: лишнее слово свою
ВЕРНО: Напишите автобиографию.
4) Это две совершенно разные вещи — НЕТ ошибок
5) Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
Лексическая ошибка: лишнее слово памятный
ВЕРНО: Монумент воздвигнут на Поклонной горе.
. Найдите ошибки, классифицируйте их: лишнее слово, пропуск необходимого слова, употребление слова в несвойственном ему значении. Исправьте предложения/
Пример выполнения: Аня и Петя не главные герои, но это не значит, что их можно убрать (употребление слова в несвойственном ему значении). Аня и Петя не главные герои, но это не значит, что их можно исключить из произведения.
1. Аня и Петя не главные герои, но это не значит, что их можно убрать. (употребление слова в несвойственном ему значении) Аня и Петя не главные герои, но это не значит, что их можно исключить из произведения
2. Маяковский раскрывает свое личное отношение к герою, говорит о роли в истории.
3. Были приняты меры на повышение трудовой дисциплины.
4. Поправьте головную пилотку!
5. Копать траншею от меня и до следующего дуба.
6. Он сунул ноги в удила и поскакал рысью.
7. Чиновники отправились к Хлестакову в отель.
8. Печорин понимал всю мразь светского общества.
9. Попробуем определить нашу будущую перспективу.
10. Коренные аборигены Америки – индейцы.
2. Маяковский раскрывает свое (личное — лишнее слово) отношение к герою, говорит о роли в истории.
3. Были приняты меры на (неверное употребление предлога, нужно «для») повышение трудовой дисциплины.
4. Поправьте (головную — лишнее слово) пилотку!
5. Копать траншею от меня и до (следующего — лишнее слово, либо заменить на слово «того») дуба.
6. Он сунул ноги в удила (неверное слово, верно — «в стремена») и поскакал рысью.
7. Чиновники отправились к Хлестакову в отель. (Вместо «отеля» — «гостиницу»)
8. Печорин понимал всю мразь (неверное слово, нужно «мерзость») светского общества.
9. Попробуем определить нашу будущую перспективу (либо «наше будущее», либо «нашу перспективу»)
10. Коренные аборигены Америки – индейцы (либо «коренные жители», либо просто «аборигены»)
an
andynova
Коренными жителями Америки считаются индейцы. (абориген=коренной житель)
Мы с Леной познакомились на студенческой дискотеке. (познакомились=впервые увиделись)
Дядя Володя имел большой опыт (работы) на заводе. (опыт работы=знания, умения и навыки, приобретенные в результате практической деятельности)
Укажите вариант (варианты) с предложением, в котором имеется лексическая ошибка 1) Индейцы – коренные аборигены Африки 2) Все недочеты были устранены к намеченному сроку 3) Напишите свою автобиографию 4) Это две совершенно разные вещи 5) Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе
Предыдущий
вопрос
Следующий
вопрос
Задание 6
Теория
Лексические ошибки
Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике
Плеоназмы различны по структуре
- 1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.
- 2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.
- 3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.
- 4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.
- 5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.
Лексические ошибки
Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
6 |
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 |
Неудачное употребление местоимения |
Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема. |
Примечание:
Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
Задание 6
Практика
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 1
- Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
- Его гуманность и человечность известны всем.
- Мне срочно надо было написать мою автобиографию.
- Это криминальное преступление потрясло весь город.
- В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 2
- Таня – верная жена своему мужу.
- С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки.
- На Урале добывают руду в рудниках.
- Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.
- До конца своей жизни он помнил её.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 3
- В этой книге описываются действительные факты.
- В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
- В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
- На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
- Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 4
- Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
- Индейцы – коренные аборигены Америки.
- Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
- Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
- Появилась свободная вакансия.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 5
- Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
- Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.
- Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.
- Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
- Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.
Ответы
Номер варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вариант 1 |
цен |
гуманность/ человечность |
мою |
криминальное |
мемориальный |
Вариант 2 |
мужу |
(в) ссылки) |
(в) рудниках |
жизни |
своей |
Вариант 3 |
действительные |
предстоящего |
народного |
памятные |
руководящие |
Вариант 4 |
памятный |
коренные |
месяц |
цен |
свободная |
Вариант 5 |
свою |
долгие/ продолжительные |
мужественные /смелые |
мёртвый |
рук |