Перейти к содержанию
Игры «Исправь предложение» для развития речи у старших дошкольников
Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособия предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.
Цели и задачи
Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.
Задачи:
- обучение согласованию слов;
- формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
- формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
- развитие любознательности.
Скажи правильно
Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.
Неправильные предложения для заполнения слайдов:
- мама готовит музыку и слушает суп;
- Маша заваривает оладьи и печет чай;
- бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
- Аня решает куклу и одевает задачу;
- друзья идут по песне и распевают тропинку;
- тетя поливает белье и стирает цветы;
- Коля пьет ватрушку и ест кисель;
- Вика чистит тесто и размешивает картошку.
Нелепицы
Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.
Примеры неправильных предложений:
- заяц бежит за волком;
- кружка моет Юлю;
- в августе пошел снег;
- снеговик вылепил Мишу;
- рыба ловит рыбака;
- зимой расцвел сад;
- над холмом лежало болото;
- вечером солнце поднималось над горизонтом;
- кукла рисовала девочку;
- свитер связал бабушку.
Причина и следствие
Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.
Примеры с ошибками для исправления детьми:
- сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
- идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
- одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
- дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
- наступил март, потому что прилетели грачи;
- во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
- Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
- прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
- на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.
Исправь сказанное
Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:
- бабушка купила сковородка;
- Света и Оля гуляет в парке;
- лягушка словил муха;
- столяр сделала скамейка;
- мама связала шапка;
- цыпленок вылупился из яйцо;
- журавли улетает на юг;
- Катя делают букет для мама;
- старик сидит с удочка;
- ласточки ест мошкара.
При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».
Задачи игры:
— Совершенствовать грамматический строй речи детей.
— Обогащать и активизировать словарь детей.
— Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
— Развивать фонематический слух детей.
— Воспитывать умение различать слова близкие по звучанию.
Ход:
Педагог: Ребята послушайте предложения и скажите, все ли в них верно?
Как нужно исправить предложение?» (читает предложения, называет шуточные оговорки в строчках, а дети угадывают, как их исправить)
Педагог: Скажите ребята, а может один звук или буква изменить слово? (ответы детей)
Эти слова- паронимы, разные по смыслу, но близкие по звучанию.
Сравните слова-паронимы, смысл одного слова отличается от смысла другого? (ответы детей)
Например: К нам пришел веселый …(кость)
Я дала собаке…(гость)
Пили вкусный мы…(зефир)
С чаем я люблю…(кефир)
У брата разболелся…(суп)
Сварила мама вкусный… (зуб)
В огороде вырос…(люк)
В подвале деревянный (лук)
На плите сварилась …(каска)
Защитит на стройке…(кашка)
По реке плывут… (плоды)
Зреют на ветвях …(плоты)
Наш поезд прибыл на вторые …(шутки)
Понравились ли вам ребята мои …(сутки)?
Диктант-игра «Исправь ОШИБКУ»
(на интерактивной доске)
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
УМК «ШКОЛА 21 ВЕКА»
ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФЕССОРА Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ.
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Учебник: Русский язык 4 класс. ч.1., ч.2. С.В. Иванов. М. Вентана – Граф. 2015.
Работу подготовила: Брянцева Галина Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Образование: высшее педагогическое
Специальность: филолог
Окончила высшее учебное заведение: Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
Место работы: МОУ «СОШ № 49»
Город: Саратов
Тема. Правописание безударного гласного, парного звонкого / глухого согласного в корне имен существительных, глаголов; фразеологизмы.
Цель: закрепление, контроль понимания и усвоения ранее изложенного материала; совершенствование навыков узнавания, понимания и выявления в предложении/тексте фразеологизмов.
Задачи:
1) Образовательные. Реализация основной дидактической цели.
* совершенствование алгоритма грамотного написания безударного гласного, парного звонкого глухого согласного в корне имен существительных, глаголов; навыков осмысленного выделения основных морфем в слове; определения фразеологизмов в тексте,
∙ выполнение требования учебной программы,
∙ совершенствование навыков восприятия обучающимися излагаемого материала и их самостоятельной работы,
∙ организация первичного закрепления,
∙ проверка качества знаний, умений, навыков,
∙ охват учащихся учебной творческой работой.
2) Развивающие:
∙ вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных
операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),
∙ активизация познавательной самостоятельности, творческого мышления
обучающихся,
∙ совершенствование навыков ориентации в полученной системе знаний: уметь отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, ранее полученную на уроках, в словарях, справочниках.
3) Воспитательные:
* использование воспитательных возможностей содержания учебного
материала,
∙ формирование умений работать в паре, группе, детском коллективе,
∙ понимать и принимать мнение отдельных учащихся и коллектива,
отличающееся от собственного, принимать оценку своей деятельности
отдельными учащимися и ученическим коллективом, иногда не
совпадающую с собственной,
∙ воспитание добросовестного отношения к учебному труду,
∙ воспитание желания и потребности быть членом единого ученического
коллектива, умения подчиняться совместно с детьми выработанным
правилам поведения и общения.
УУД Универсальные Учебные Действия:
Личностные УУД, Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД.
Диктант
Весна.
(проекция на интерактивную доску)
- Задание. Исправь ошибки, напиши в тетради правильный вариант.
Висенее солнышко так ласково светит. Визде бигут звонкие ручейки. Душыстые почки на берёсках уже совсем набухли и пакраснели: вот-вот раскроются и выпустят каждая по зиленому листочку, мяхкому, светленькому, точно пакрытому лаком. (по тексту Д. Мамина-Сибиряка)
Висна началась во всей красе. Жизнь заиграла павсюду. Уже галубели пирилески. По свежему изумруду первой зелени жилтел адуванчик. (по тексту Н. Гоголя)
На пакрытой изумрудной травой палянке весело и игриво пиримигивались пёстрые, удивительно красивые цвиты.
2. Выпиши несколько слов с исправленными тобой ошибками, запиши
рядом проверочные слова.
цветы — цвет
…………….
……………
3. Кратко поясни значение фразеологизмов.
на птичьих правах — ………………….
в один голос — ……………………….
испокон веку — ………………………
тютелька в тютельку — ……………
тяп – ляп — …………………………….
с гулькин нос — ……………………..
как сонная муха — ………………….
засучив рукава — ……………………
4. Запиши только фразеологизмы.
Тяп и Ляп жили в соседних домах и дружили.
Дети сделали работу быстро, тяп-ляп и побежали на улицу.
Сонная муха медленно ползла по тёплому подоконнику.
«Ну, ты! Сонная муха, умывайся быстрее!»- крикнула мама.
Засучив рукава, дети принялись за дело.
Засучив рукава, Юра старательно мыл испачканные глиной руки.
5. Закончи фразеологизмы
Дождь льёт ……………………………………….
Бежать, высунув …………………………………
Как …………… языком слизала.
Подливать ………. в огонь.
Ключи. 1. Весеннее солнышко так ласково светит. Везде бегут весенние ручейки. Душистые почки на березках уже совсем набухли и покраснели: вот-вот раскроются и выпустят каждая по зеленому листочку, мягкому, светленькому, душистому и точно покрытому лаком. (по тексту Д. Мамина-Сибиряка)
Весна началась во всей красе. Жизнь заиграла повсюду. Уже голубели перелески. По свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. (по тексту Н. Гоголя).
На покрытой изумрудной травой полянке весело и игриво перемигивались пёстрые, удивительно красивые цветы.
2. весеннее – вёсны, -енн-
везде – словар. сл.
бегут – бег
душистые – жи ши
на берёзках – берёзонька
……………………………
3.
.
4. Дети сделали работу быстро, тяп-ляп и побежали на улицу.
«Ну, ты! Сонная муха, умывайся быстрее!»- крикнула мама.
Засучив рукава, дети принялись за дело.
5. Закончи фразеологизмы
Дождь льёт как из ведра.
Бежать, высунув язык.
Как корова языком слизала.
Подливать масло в огонь.
Использованы материала Интернет(а). Надеюсь, что нахождение и исправление ошибок не было для вас, ребята, непосильным трудом: все правила изучались в программе по русскому языку в 3, 4 классах.
Если Вы «не узнали в лицо» какое — то правило или не распознали ошибку, которая радостно спряталась от Вас, не отчаивайтесь! Это знак Вам ещё раз заглянуть в гости к Вашему другу – учебнику, он по Вам скучает! Иногда надо учиться самому, лично, даже при наличии здорового коллектива.
Терпения и успехов!!!
Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособие предназначено для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.
Цели и задачи
Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.
Задачи:
- обучение согласованию слов;
- формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
- формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
- развитие любознательности.
Скажи правильно
Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.
Неправильные предложения для заполнения слайдов:
- мама готовит музыку и слушает суп;
- Маша заваривает оладьи и печет чай;
- бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
- Аня решает куклу и одевает задачу;
- друзья идут по песне и распевают тропинку;
- тетя поливает белье и стирает цветы;
- Коля пьет ватрушку и ест кисель;
- Вика чистит тесто и размешивает картошку.
Нелепицы
Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.
Примеры неправильных предложений:
- заяц бежит за волком;
- кружка моет Юлю;
- в августе пошел снег;
- снеговик вылепил Мишу;
- рыба ловит рыбака;
- зимой расцвел сад;
- над холмом лежало болото;
- вечером солнце поднималось над горизонтом;
- кукла рисовала девочку;
- свитер связал бабушку.
Причина и следствие
Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.
Примеры с ошибками для исправления детьми:
- сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
- идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
- одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
- дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
- наступил март, потому что прилетели грачи;
- во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
- Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
- прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
- на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.
Исправь сказанное
Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:
- бабушка купила сковородка;
- Света и Оля гуляет в парке;
- лягушка словил муха;
- столяр сделала скамейка;
- мама связала шапка;
- цыпленок вылупился из яйцо;
- журавли улетает на юг;
- Катя делают букет для мама;
- старик сидит с удочка;
- ласточки ест мошкара.
При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дидактическая игра «Исправь ошибки»Русский язык 2 класс
|
||||||||||||
Дидактическая игра «Исправь ошибки» позволяет проверить знания некоторых словарных слов. В работе 12 слов. Неправильный вариант движется, необходимо кликнуть по слову, чтобы узнать верный вариант.
© Татьяна Владимировна Белозерова Татьяна Владимировна Белозерова Понравилось? Сохраните и поделитесь: Неограниченная бесплатная загрука материала «Дидактическая игра «Исправь ошибки»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Русский язык 2 класс» и представляет собой: «игра, викторина».
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки Подарок каждому подписчику!
|
||||||||||||
Порядок вывода комментариев:
|