Перейти к содержанию
Игры «Исправь предложение» для развития речи у старших дошкольников
Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособия предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.
Цели и задачи
Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.
Задачи:
- обучение согласованию слов;
- формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
- формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
- развитие любознательности.
Скажи правильно
Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.
Неправильные предложения для заполнения слайдов:
- мама готовит музыку и слушает суп;
- Маша заваривает оладьи и печет чай;
- бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
- Аня решает куклу и одевает задачу;
- друзья идут по песне и распевают тропинку;
- тетя поливает белье и стирает цветы;
- Коля пьет ватрушку и ест кисель;
- Вика чистит тесто и размешивает картошку.
Нелепицы
Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.
Примеры неправильных предложений:
- заяц бежит за волком;
- кружка моет Юлю;
- в августе пошел снег;
- снеговик вылепил Мишу;
- рыба ловит рыбака;
- зимой расцвел сад;
- над холмом лежало болото;
- вечером солнце поднималось над горизонтом;
- кукла рисовала девочку;
- свитер связал бабушку.
Причина и следствие
Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.
Примеры с ошибками для исправления детьми:
- сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
- идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
- одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
- дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
- наступил март, потому что прилетели грачи;
- во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
- Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
- прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
- на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.
Исправь сказанное
Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:
- бабушка купила сковородка;
- Света и Оля гуляет в парке;
- лягушка словил муха;
- столяр сделала скамейка;
- мама связала шапка;
- цыпленок вылупился из яйцо;
- журавли улетает на юг;
- Катя делают букет для мама;
- старик сидит с удочка;
- ласточки ест мошкара.
При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».
Материалы для Игры «Корректор»
1. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей племяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой противной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель поставил два,
А сам скозал, что маю работу
Даже несмог прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять
2.Письмо.
Здраствуй, маша!
Я жыву вдиревни. Мне очень хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я лавили рано утром рыбу врике. Хорошо поседеть на бирегу с удочкой. Я уже обижал лиса.
Ответ Мише.
Прочти свое письмо повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. 1. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? 2. Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? 3.И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? 4.Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? 5.Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? 6.И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?
Задание 3. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и сказал:
— Шесть порций орфографических ошибок.
— Этого подать мы не можем, не держим, — ответил официант.
— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.
1.Бул..он м..сной.
2.Ра..ольник с к..лбасой.
3.К..тлеты.
4.П..льмени.
5. Капус..ный пудинг.
6.К..мпот из яблок.
7.К..сель м..линовый.
8.П..рожное бисквитное.
9.Пиро..ки с печёнкой.
10. М..роженое
Проказница
Налисной палянки втрафке радосно играли лесята. Вдрук смалоденькай ёлки налесонка у пала шышка. Молышь испугался и кинулся спалянке потрапинки кречьки.
Окала речьки шла свенья споросятами. Лесёнок с волился напоросят. Поросята за везжали и раз бижались. Адин бросился вкусты молины. А там мидветь седит. Касалапый за ривел и по бижал потробки кпалянки. Астановился он толька напаляни. Там раньше лесята еграли. Паднял мишка голаву и увидел белочьку наветки.
Эта проказница шышку у ранила и периполох напаляни устроила.
Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
(Не) которые считают что человек взраслеит в каком нибудь оприделённом возрасте например, к 18 (___________________) лет , когда он становиться совершенно летним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость озночает самостоятельность, то есть умение обходится без чьей-либо помощи опеки. Человек обладающий этим качеством всё делает сам, и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодалевать сам. Конечно бывают ситуации, когда человеку одному не справится. Понимая это, ему приходиться просить помощи у друзей, родственников, и знакомых. Однако в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь, и оценивает себя не пологаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависет от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависет не от возраста, а от жизненного опыта от стремления прожить жизнь без нянек.
Исправленный текст
Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, к 18 (восемнадцати) годам, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Понимая это, он просит помощи у друзей, родственников и знакомых. Однако в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
Если верно посчитала, то здесь 14 орфографических, 13 пунктуационных и 1 грамматическая. Вместе – 28 баллов.
Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
Уневирсального рецепта того, как выбрать правильный, единствено верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбераем друзей, учимся строить отношения с ровестниками играть.
Но большенство самых важнейших решений оприделяющих жизненный путь мы всё таки принемаем в юности. Как считают учёные вторая половина второго дисятилетия жизне – самый ответственный пириод. Именно в это время человек выберает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, проффесию.
Понятно, что такой выбор дело ответственное. От него невозможно отмахнутся, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеятся, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И не верные решения без последствий не останутся. Ведь успех преходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор верит в себя, и упорно достегает намеченных целей.
Исправленный текст
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.
Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
Я вспоменаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочеться стать? Сильным храбрым мужественным умным находчевым бестрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставиться в один ряд с такими рождающими уважение, доблестями как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты серца – невозможна душевная красота человека. И опыт потверждает, что добрые чуства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитанны в детстве, их никогда не воспитаешь. Человечность доброта доброжелательность рождаются в заботах, и волнениях, и радостях и печалях. Говоря о добрых чувствах имеется в виду, что это особая эмоциональная культура. Следование путём добра путь самый приемлимый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Исправленный текст
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими рождающими уважение доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособие предназначено для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.
Цели и задачи
Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.
Задачи:
- обучение согласованию слов;
- формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
- формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
- развитие любознательности.
Скажи правильно
Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.
Неправильные предложения для заполнения слайдов:
- мама готовит музыку и слушает суп;
- Маша заваривает оладьи и печет чай;
- бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
- Аня решает куклу и одевает задачу;
- друзья идут по песне и распевают тропинку;
- тетя поливает белье и стирает цветы;
- Коля пьет ватрушку и ест кисель;
- Вика чистит тесто и размешивает картошку.
Нелепицы
Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.
Примеры неправильных предложений:
- заяц бежит за волком;
- кружка моет Юлю;
- в августе пошел снег;
- снеговик вылепил Мишу;
- рыба ловит рыбака;
- зимой расцвел сад;
- над холмом лежало болото;
- вечером солнце поднималось над горизонтом;
- кукла рисовала девочку;
- свитер связал бабушку.
Причина и следствие
Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.
Примеры с ошибками для исправления детьми:
- сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
- идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
- одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
- дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
- наступил март, потому что прилетели грачи;
- во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
- Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
- прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
- на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.
Исправь сказанное
Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:
- бабушка купила сковородка;
- Света и Оля гуляет в парке;
- лягушка словил муха;
- столяр сделала скамейка;
- мама связала шапка;
- цыпленок вылупился из яйцо;
- журавли улетает на юг;
- Катя делают букет для мама;
- старик сидит с удочка;
- ласточки ест мошкара.
При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Цель работы: в форме деловой игры
вырабатывать у школьников орфографическую и
пунктуационную зоркость, совершенствовать
навыки, формировать нормы правильной
литературной речи, активно работать над
предупреждением орфографических,
пунктуационных и речевых ошибок.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
— Кому не приходилось доверять бумаге свои
мысли, расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший
важное исследование, инженер, проделавший
сложные вычисления, немедленно берутся за перо,
чтобы изложить на бумаге результаты своего
труда, сделать их доступными другим людям,
сохранить их для будущих поколений.
И горько подумать, что одно неосторожное
движение руки, случайная описка или ошибка могут
оборвать нить изложения, затемнить смысл,
разрушить стройную систему доказательств –
короче говоря, если не свести на нет, то
значительно повредить плоды напряжённой работы
мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство
– точность изложения наших мыслей на бумаге!
Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей
воле беглые письмена или печатные знаки!
Казалось бы, простое дело, а требует оно
постоянного упражнения и устойчивого внимания,
твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту
полезную способность», — так пишет в книге «У
слова, стоя на часах» Олег Фисс – корректор по
профессии.
На доске вывешены карточки.
Корректор — работник издательства,
редакции, типографии, читающий корректуру.
Корректура – исправление ошибок
Корректировать – исправлять ошибки,
поправлять текст.
Эпиграф урока.
(вывешен на доске)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
напутствуют, и славят, и чернят.
Сегодня все вы, дети, будете в течение урока
выполнять обязанности корректора.
Как вы думаете, какими качествами должен
обладать корректор?
Задание №1.
Цель работы: проверка орфографической
зоркости.
Поз_няя ос_нь. Грачи ул_тели.
Лес обнажился. П_ля опустели.
Только не сжата п_лоска одна.
Грус_ную думу наводит она.
Вставить буквы, объяснить написание.
Задание №2.
Дети, перед вами письмо одной не очень
грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом
письме, исправьте их, определите, какие
орфограммы не усвоила Оля.
Дядя, прашу тебя, по маги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил
«два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок
прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить
мне пять.
Задание №3.
Верным помощником корректора является словарь.
С помощью словаря проверьте написание следующих
слов.
Алфавит, квартал, километр, портфель, сантиметр,
теннис (тэ), шоссе (сэ), октябрь, хризантема,
велосипед, маршрут, фестиваль календарь.
В процессе проверки выясняется лексическое
значение:
1) маршрут – путь следования
2) фестиваль – широкая праздничная общественная
встреча, сопровождающаяся смотром достижений
каких – нибудь видов искусства.
3) велосипед — 2-х колёсная или 3-х колёсная машина
для езды, приводимая в движение ножными педалями.
4) календарь – таблица или книжка с перечнем всех
дней в году.
5) хризантема – декоративное растение с пышными
махровыми цветами.
6) теннис – парная спортивная игра маленьким
мячом, который перебрасывается ракеткой через
сетку, пересекающую корт.
7) квартал – 1) часть города, ограниченная
пересекающимися улицами; 2) 4-ая часть отчётного
года
километр – мера длины, равная 1000 метров.
9) октябрь – 10–ый месяц календарного года.
10) шоссе – дорога с твёрдым покрытием.
Вызвать к доске, потом поработать над
лексическим значением.
Карточка 3. Раздать после написания для
проверки диктанта.
Задание №4.
Известного французского писателя Марселя
Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака.
Вручая писателю свою визитную карточку, он
сказал Прусту:
— Представляю вам право выбора оружия.
— Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю
орфографию. Вы убиты!
Проведём и мы с вами орфографическую дуэль.
Пишем словарный диктант с взаимопроверкой
(работа в парах).
Памятное происшествие, лиловые сумерки, ярко
св_ркнуть, с_яние звёз_, и_ти ц_почкой, зам_тать
порошей, злая в_юга, угр_жать бедой, жу_кая м_тель,
прове_ти ноч_, ж_лезная выдер_ка, ст_рались помоч_,
смутные оч_ртания, казаться бли_ким, достичь
деревн_.
Задание №5.
Как – то компания литераторов отправилась в
пригородный ресторан.
Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
— Шесть порций орфографических ошибок.
— Этого подать не можем, не держим, — ответил
официант.
— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,
— сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом
положении, оформите грамотно меню. (Можно
пользоваться словарём)
- Бульон.
- Ра__ольник с к_лбасой.
- К_тлеты рыбные.
- П_льмени.
- Шамп_ньоны в соусе.
- К_мпот из сухофруктов.
- Коври_ка сла_кая.
- П_рожное бисквитное.
- Пиро_ки с к_ртошкой.
- З_млянич_ное мороженое.
Задание №6.
- Пунктуационная перестрелка.
- Час обеда приближался, топот по двору раздался.
- Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей
верно служит. - Тут он в точку уменьшился, в комара оборотился.
- Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовёт их в
гости, и за ними во дворец полетел наш удалец. - Кто – то терем прибирал и хозяев поджидал.
Задание №7.
1) Найти сложное предложение, с 3-мя
грамматическими основами
2) Прочитать предложение с однородными
сказуемыми, сделать синтаксический разбор.
3) Найти предложение с однородными дополнениями
- Была зима, но все последние дни стояла оттепель.
- Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
- Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.
- Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных
небесах.
Задание №8.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
— Вот если б получить мне «пять».
Дорогие корректоры, давайте проверим работу
Ошибкина, поможем ему получить пятёрку.
1) падать — [ падат ? ] — 6 б. 5 зв.
параллель — [ парал? эл? ] — 9 б. 7 эв.
память — [ пам ? ит ? ] — 6 б. 5 зв.
вскрикивать — [ фскр ? ик ? иват ? ]
2) Сколько букв «о» в данном предложении?
А колько звуков [ о] ?
Звонят во все колокола. 5 букв.
[ Зван ? ат ва фс ? э калакала] звуков [ о] нет ни
одного.
3) Составьте слова из звуков.
1-й – глухая пара звука [ з] с
2-й – глухая пара звука [ д] т
3-й – гласный [ о] под ударением о
4-й – звонкая пара звука [ к] г
Найди и выпиши слова, в которых рядом находятся
2 гласных звуков:
галерея, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна,
лауреат, фойе.
Задание №9.
«Не забывай на праведном пути то,
что старик Марк Твен сказал когда-то:
ты должен слово нужное найти,
а не его троюродного брата».
Заучите эти строки наизусть. Они будут
встречаться вам не раз.
В них чётко определено задание : замените
словосочетания одним словом.
(1) Большой, бесформенный кусок земли, льда.
(2) Занимающий много места, слишком большой.
(3) Внезапно и с силой раздаться, загреметь.
(4) Полный телом, крупного сложения.
(5) Крайне усталый, утомлённый.
(6) Терять силы, изнемогать.
(7) Постепенно утрачивать яркость, блеск.
(8) Светиться прерывистым, слабым светом.
(9) Выделанная овечья шкура.
(10) Сильно похудеть, ослабеть от недоедания.
(11) Одна из досок деревянного пола.
(12) Легко перелетать с места на место (о птицах)
(13) Часть стены между окнами, дверьми.
(14) Человек одинакового возраста с кем-нибудь.
(15) Внезапно вспомнить, запомнить упущение,
промах.
(16) Башня с сигнальными огнями для ориентирования
проходящих судов.
(17) Возмущение, крайнее недовольство.
(18) Запас слов и выражений человека.
(19) Служебное помещение для ответственного лица,
специально оборудованное помещение в школе,
поликлинике.
(20) Цвет, средний между красным и жёлтым.
(21) Группа специалистов, решающих вопрос о
присуждении премии или награды на конкурсе.
Задание №10.
А каких слов больше в русском языке –
однозначных или многозначных?
63% — однозначных
37% — многозначных
В одном или нескольких значениях употреблено
слово ставить, если в нескольких, то сколько
их?
Пять рабочих ставят дом, 1
Ставит опыт агроном. 2
Он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь.
Ставит счётчики монтёр. 3
Ставит фильмы режиссёр. 4
Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги — 5
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач: 6
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку 7
в самый раз.
Заключительное слово учителя.
Молодцы, ребята!!!
Будем как можно больше выполнять
орфографических и пунктуационных упражнений,
как можно чаще повторять правила! Будем очень
внимательными! И тогда всех вас можно назвать
юными корректорами!
Подведём итоги урока:
1. Ребята, какие правила мы сегодня повторили?
Какими качествами должен обладать корректор? Как
вы думаете, как мы можем у себя сформировать
орфографическую и пунктуационную зоркость?
2. Выставление отметок.
3. Домашнее задание: упражнение 325, стр.138