Грампластинка не сказала еще своего последнего слова исправить ошибку

kozhukhovamash

ДАЮ 50 БАЛЛОВ СПАСИТЕЕЕ УМОЛЯЮ

Исправьте в предложениях ошибки, допущенные при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

Вариант 1

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

5) Фолиант – толстая книга большого формата.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Ажиотаж

А. Высшая степень воодушевления, восторга

2) Амбиция

Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

3) Апология

В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

4) Пиетет

Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.

5) Экзальтация

Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

6) Эпатаж

Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

7) Экстаз

Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто  приводит себя намеренно, выставляя свои чувства

8) Эйфория

З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

_________________________________________________________________

2) Чтобы  предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

_________________________________________________________________

3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых  людей.

__________________________________________________________________

4)  За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

__________________________________________________________________

5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

__________________________________________________________________

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Бродяжий

Бродячий

А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

Орудие

Оружие

А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

Б. Всякое средство, технически пригодное для  нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Вдовый сын – вдовий сын

_________________________________________________________________

2) Виноватое лицо – виновное лицо

_________________________________________________________________

3) Соседняя квартира – соседская квартира

__________________________________________________________________

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

__________________________________________________________________

2)  Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

__________________________________________________________________

3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего  вуза.

__________________________________________________________________

4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

__________________________________________________________________

8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Он любого способен провести  вокруг пальца.

_________________________________________________________________

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

__________________________________________________________________

3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

_________________________________________________________________

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

__________________________________________________________________

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

__________________________________________________________________

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1)  Удачный состав исполнителей. __________________________________________________________________

2)   Повлияли многие факты.

__________________________________________________________________

3) Плохо основанные  выводы
__________________________________________________________________

4) Запах болотистых  цветов.

_________________________________________________________________

5) Ни на чем не основанные обвинения

__________________________________________________________________

6) Рубашка болотистого цвета.

_________________________________________________________________

7) Отборная комиссия  Евровидения

__________________________________________________________

Тест по теме «Лексика. Фразеология»

____________________________

Вариант  2

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

2) Филателия – коллекционирование открыток.

3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Альтернатива

А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

2) Дилемма

Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.

3) Инцидент

В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.

4) Прецедент

Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.

5) Рецидив

Д.  Происшествие, недоразумение, столкновение.

6) Кодекс

Е. Мировоззрение, принципы

7) Кредо

Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие

8)   Менталитет

З. Свод законов; совокупность правил.

4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1)  Армада французов отступала по старой  Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам. _________________________________________________________________

2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

_________________________________________________________________

3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой  дачи. __________________________________________________________________

4)  Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.

_________________________________________________________________

5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

__________________________________________________________________

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Гордость

Гордыня

А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.

Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

Признание

Признательность

А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

_________________________________________________________________

2) Опасный человек – опасливый человек

_________________________________________________________________

3) Враждебные действия – вражеские действия

__________________________________________________________________

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

__________________________________________________________________

2)  По окончательному завершению подсчета голосов  избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

__________________________________________________________________

3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

__________________________________________________________________

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.

__________________________________________________________________

8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

_________________________________________________________________

2) Язык не поднимается говорить об этом.

__________________________________________________________________

3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

_________________________________________________________________

4) Жизнь у нее всегда проходила  на  людях, как на ладони.____________________________________________________________

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы  на собственной  шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

__________________________________________________________________

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1)  Получить земляной надел

__________________________________________________________________

2)  Заглавная страница книги.

__________________________________________________________________

3) Жильцы города
__________________________________________________________________

4) Ее двухгодовый малыш

_________________________________________________________________

5) Благодарная телеграмма

__________________________________________________________________

6) Игривые  вина

_________________________________________________________________

7) Повеяло домовым теплом

_________________________________________________________________

Ответы :

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1.

атташе, остальные связаны с судом, судопроизводством

турне, остальные связаны с деятельностью властей

2.

Монография— это научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких соавторов; дано определение слова «хрестоматия»

Филателия – это коллекционирование марок, конвертов, почтовых отправлений.

3.

1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж, 6З, 7А, 8Д.

1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В, 6З, 7Е, 8Ж

4.

1) Отвечает за  реквизит и костюм.

2) Нужно установить тотальный контроль.

3) Расположилась большая компания молодых людей.

4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять минут

5) Стоят в подвенечном наряде.

1) Армия (отряды, войска) французов.

2) В команде есть как сторонники  оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

3) За аферу с покупкой дачи.

4) Волки бежали за ним стаей.

5) Лежал не смыкая глаз.

5.

Бродяжий – Б.

Бродячий – А.

Орудие – А.

Оружие – Б.

Гордость – А.

Гордыня – Б.

Признание – А.
Признательность — Б.

6.

1) Овдовевший, потерявший жену  сын.  – Сын вдовы.

2) Изображение вины мимикой.  — Человек, виновный в каком-либо проступке.

3) Находящаяся  справа или слева квартира. – Квартира соседей.

1) Пристройка, выполненная хозяевами – Пристройка для хозяйственных нужд (сарай).

2) Человек, опасный для общества, преступник. – Осторожный человек.

3) Действия,  прерывающие ход какой-либо работы, создающие помеху. – Действия врагов.

7.

1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза.

4) По взглядам Печорин похож на многих людей своего поколения.

1) Качество построенных фирмой квартир оставляет желать лучшего.

2) По завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

3) Институт в Пущине создавался как форпост отечественной биологии.

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм.

8.

1) Обвести вокруг пальца.

2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

3) До отвала накормить, но:  танцевать до упаду.

4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

5) Скажет свое слово.

1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не  поднимается делать.

3) Кинулась со всех ног.

4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

9.

1)  Правильно.

2) Повлияли многие факторы.

3)  Плохо обоснованные выводы.

4) Запах болотных цветов.

5) Правильно.

6) Рубашка болотного цвета.

7) Отборочная комиссия Евровидения.

1) Получить земельный надел.

2) Правильно.

3)Жители города.

4) Ее двухгодовалый малыш.

5) Благодарственная телеграмма.

6) Игристые вина.

7) Повеяло домашним теплом.

ДАЮ 50 БАЛЛОВ СПАСИТЕЕЕ УМОЛЯЮ

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Исправьте в предложениях ошибки, допущенные при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

Со всех своих длинных ног она кинулась бежать лексическая

Тест по теме «Лексика.Фразеология».

Вариант 1

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

5) Фолиант – толстая книга большого формата.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

А. Высшая степень воодушевления, восторга

Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.

Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто приводит себя намеренно, выставляя свои чувства

З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

2) Чтобы предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых людей.

4) За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

Б. Всякое средство, технически пригодное для нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Вдовый сын – вдовий сын

2) Виноватое лицо – виновное лицо

3) Соседняя квартира – соседская квартира

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего вуза.

4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Он любого способен провести вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Удачный состав исполнителей. __________________________________________________________________

2) Повлияли многие факты.

3) Плохо основанные выводы
__________________________________________________________________

4) Запах болотистых цветов.

5) Ни на чем не основанные обвинения

6) Рубашка болотистого цвета.

7) Отборная комиссия Евровидения

Тест по теме «Лексика. Фразеология»

Вариант 2

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

2) Филателия – коллекционирование открыток.

3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.

В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.

Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.

Д. Происшествие, недоразумение, столкновение.

Е. Мировоззрение, принципы

Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие

З. Свод законов; совокупность правил.

4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) Армада французов отступала по старой Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам. _________________________________________________________________

2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой дачи. __________________________________________________________________

4) Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.

5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.

Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

2) Опасный человек – опасливый человек

3) Враждебные действия – вражеские действия

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

2) По окончательному завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.

8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.____________________________________________________________

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Получить земляной надел

2) Заглавная страница книги.

3) Жильцы города
__________________________________________________________________

Самостоятельная работа по теме: «Лексика. Фразеология».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Самостоятельная работа по теме: «Лексика. Фразеология»

Работа в группах.

I . Исправьте в предложениях ошибки, допущенные при использовании в речи фразеологизмов.

1) Он любого способен провести вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

II . К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-синонимы.

1.Во весь дух 2. Как свои пять пальцев 3. Как снег на голову 4. Капля в море 5. Чуть свет

III . Подберите к английскому фразеологизму синонимичный русский.

1) Сердце опустилось в ботинки 2) Это все еще в воздухе 3) Называть лопату лопатой

IV . Запишите предложение, дополнив начатую фразу:

Повторение слова или группы слов в начале смежных стихов или строф называется…

Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это…

Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется…

Замена названия предмета или явления описанием (описательным оборотом) их существенных признаков или указанием на их характерные черты называется …

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними называется …

V .Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

2. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю.
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А. Блок)

3Люблю я пышное природы увяданье… ( А. Пушкин)

4.Знаете ли вы украинскую ночь?

5.Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе

6.В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.

7.Ах ты, степь моя, привольная!

8. Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.

9.Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.

10.Не то на серебре — на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

11.С вечера все спится,/На дворе темно, /Лист сухой валится, /Ночью ветер злится /Да стучит в окно. (А.А. Фет)

12.Лес, точно терем расписной, /Лиловый, золотой, багряный, /Веселой, пестрою стеной/ Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин)

13.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (НА. Некрасов).

14.Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть. (А.А. Фет)

15.Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)

16.И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва. (А.Солженицын)

17.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит. (Я.Полонский).

VI Запишите предложение, в котором вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?

1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними,

3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

4) Железо, хром, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

VII Запишите предложение, в котором вместо слова ГАРАНТИРОВАННЫЙ нужно употребить ГАРАНТИЙНЫЙ?

1) Трудящиеся имеют ГАРАНТИРОВАННОЕ Конституцией право на отдых.

2) Регулярный прием препарата дает ГАРАНТИРОВАННОЕ улучшение самочувствия уже через два месяца.

3) Акции обеспечивают владельцам ГАРАНТИРОВАННЫЙ высокий доход.

4) ГАРАНТИРОВАННЫЙ срок хранения лекарства — два года.

Самостоятельная работа по теме: «Лексика. Фразеология»

Работа в группах.

I . Исправьте в предложениях ошибки, допущенные при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

II . К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы. Запишите в тетрадь.

1. В двух шагах 2.Взять себя в руки 3.Засучив рукава 4.Пасть духом 5. Хоть пруд пруди

III . Подберите к английскому фразеологизму синонимичный русский.

5) Обещать луну 6) Знающая старая птица 7) Пользоваться кувалдой, чтобы расколоть орех

IV . Запишите предложение, дополнив начатую фразу:

Противопоставление понятий, явлений, образов называется…

Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется…

Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется…

Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося – это…

Перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности называется …

V .Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…(В. Брюсов)

2. Недаром помнит вся Россия/ Про день Бородина. (М. Лермонтов)

3. “Не станет нас!”. А миру хоть бы что.
“Исчезнет след!”. А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, – а миру хоть бы что! (О Хайям)

4. Вышли в свои темные, душные, скучные комнаты.

5. Потом расскажу. При встрече. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

6. Гляжу на будущность с боязнью,/ Гляжу на прошлое с тоской. (М. Лермонтов)

7. И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. (М. Лермонтов)

8.Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?

9.В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз. (Е. Замятин).

10.Дух бродячий! Ты все реже, реже/ Расшевеливаешь пламень уст. (С. Есенин)

11.Забыли русский штык и снег,/ Погребший славу их в пустыне. (А.С. Пушкин)

12.А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят. И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных Нетерпеливо прошумит. (И.С. Тургенев)

13.И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах. а сам с ноготок! (Н .А. Некрасов)

14.Кому сказать, с кем поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив. (С.А.Есенин)

15.Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком. (СЛ. Есенин)

16.Перед этим горем гнутся горы, не течет река…. (А. Ахматова)

17.Там – солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь – и гром, и молния, и слёзы… (А.А. Фет)

VI . Запишите предложение, в котором вместо слова ДВОЙСТВЕННЫЙ нужно употребить слово ДВОЙНОЙ?

1) Правительство ведет ДВОЙСТВЕННУЮ политику.

2) Он испытывал ДВОЙСТВЕННОЕ ощущение: Щеглов и нравился ему, и одновременно отталкивал.

3) Комната выполняла ДВОЙСТВЕННОЕ назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.

4) Натура его противоречивая, ДВОЙСТВЕННАЯ.

VII . Запишите предложение, в котором вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) На сухой КАМЕННОЙ почве южного Крыма трудно выращивать влаголюбивые огородные культуры.

2) Крепкий КАМЕННЫЙ фундамент церкви сохранился до наших дней.

3) Прокладывая водопроводные трубы, строители натолкнулись на КАМЕННЫЕ плиты средневековых

4) От древнего культового сооружения сохранился только обломок КАМЕННОЙ стены.

Ответы на тест по теме «Лексика. Фразеология», 10 класс

1) Обвести вокруг пальца.

2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

3) До отвала накормить, но: танцевать до упаду.

4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

5) Скажет свое слово.

1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не поднимается делать.

3) Кинулась со всех ног.

4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

(на всех парусах, сломя голову)

2. Как свои пять пальцев

3. Как снег на голову

(как гром среди ясного неба)

(как кот наплакал)

(ни свет ни заря)

(за семь верст, у черта на куличках)

2.Взять себя в руки

5.Хоть пруд пруди

(раз-два и обчелся, кот наплакал, с гулькин нос)

1)Сердце опустилось в ботинки

(душа в пятки ушла)

2) Это все еще в воздухе

(вилами по воде писано)

3) Называть лопату лопатой

(называть вещи своими именами)

(обещать золотые горы)

6) Знающая старая птица

7) Пользоваться кувалдой, чтобы расколоть орех

источники:

http://lib.repetitors.eu/russkiy/73-2009-12-14-06-38-33/1588

http://infourok.ru/samostoyatelnaya-rabota-po-teme-leksika-frazeologiya-1856032.html

В приведённых ниже примерах укажите случаи использования фразеологизмов без учёта их значения.

Отметьте другие стилистические недочёты.

Исправьте предложения.

За справками обращайтесь к фразеологическим словарям русского языка.

1. Выступая перед выпускниками школы, пятиклассник Алёша Морозов сказал : «Мы сегодня провожаем в последний путь наших старших товарищей».

2. Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

3. Я всегда считал, что насилием победить насилие невозможно, а если со мной кто — то не согласен, то, как говорится, пусть земля ему будет пухом!

4. Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и майке.

5. Рационализатор – это человек, который не может относиться равнодушно к тому, что плохо лежит.

6. Мы долго ждали, когда наши футболисты пробьют окно в Европу.

7. А в штабе до сих пор не могут понять, как бандформирования могли пройти незамеченными много километров и почти сесть на шею нашим войскам.

8. Изящно и просто решили эту проблему наши учёные и поставили на ней крест.

9. У этих «заботливых родителей» дети спят на каких — то прокрустовых ложах.

10. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актёрами, которым палец в рот не клади, а дай только народ посмешить.

11. Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты.

12. Мы не протянем рук перед Западом.

13. На заводе царил разгром, но новое руководство работало истово, до последнего вздоха, и это помогло ему не только завоевать авторитет среди рабочих, но и погасить часть долгов за электроэнергию.

14. Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья.

15. Люди работают в буквальном смысле плечом к плечу, каждый у всех на виду.

16. Грампластинка ещё не сказала своего последнего слова.

17. Нужен он мне как банный лист.

18. Я в точных науках ни гу — гу!

19. Он стоит на своём, покуда его держат ноги.

20. Не случайно это совпадение : Павел Власов – духовный отец Павла Корчагина!

21. По мнению Шолохова, крестьяне прямой наводкой шли в колхоз.

Вы зашли на страницу вопроса В приведённых ниже примерах укажите случаи использования фразеологизмов без учёта их значения?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 10 — 11 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Вариант 1

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

5) Фолиант – толстая книга большого формата.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Ажиотаж

А. Высшая степень воодушевления, восторга

2) Амбиция

Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

3) Апология

В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

4) Пиетет

Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.

5) Экзальтация

Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

6) Эпатаж

Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

7) Экстаз

Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто  приводит себя намеренно, выставляя свои чувства

8) Эйфория

З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

_________________________________________________________________

2) Чтобы  предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

_________________________________________________________________

3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых  людей.

__________________________________________________________________

4)  За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

__________________________________________________________________

5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

__________________________________________________________________

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Бродяжий

Бродячий

А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

Орудие

Оружие

А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

Б. Всякое средство, технически пригодное для  нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Вдовый сын – вдовий сын

_________________________________________________________________

2) Виноватое лицо – виновное лицо

_________________________________________________________________

3) Соседняя квартира – соседская квартира

__________________________________________________________________

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

__________________________________________________________________

2)  Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

__________________________________________________________________

3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего  вуза.

__________________________________________________________________

4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

__________________________________________________________________

8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Он любого способен провести  вокруг пальца.

_________________________________________________________________

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

__________________________________________________________________

3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

_________________________________________________________________

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

__________________________________________________________________

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

__________________________________________________________________

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1)  Удачный состав исполнителей. __________________________________________________________________

2)   Повлияли многие факты.

__________________________________________________________________

3) Плохо основанные  выводы
__________________________________________________________________

4) Запах болотистых  цветов.

_________________________________________________________________

5) Ни на чем не основанные обвинения

__________________________________________________________________

6) Рубашка болотистого цвета.

_________________________________________________________________

7) Отборная комиссия  Евровидения

__________________________________________________________

Тест по теме «Лексика. Фразеология»

____________________________

Вариант  2

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

2) Филателия – коллекционирование открыток.

3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Альтернатива

А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

2) Дилемма

Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.

3) Инцидент

В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.

4) Прецедент

Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.

5) Рецидив

Д.  Происшествие, недоразумение, столкновение.

6) Кодекс

Е. Мировоззрение, принципы

7) Кредо

Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие

8)   Менталитет

З. Свод законов; совокупность правил.

4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1)  Армада французов отступала по старой  Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам. _________________________________________________________________

2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

_________________________________________________________________

3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой  дачи. __________________________________________________________________

4)  Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.

_________________________________________________________________

5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

__________________________________________________________________

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Гордость

Гордыня

А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.

Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

Признание

Признательность

А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

_________________________________________________________________

2) Опасный человек – опасливый человек

_________________________________________________________________

3) Враждебные действия – вражеские действия

__________________________________________________________________

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

__________________________________________________________________

2)  По окончательному завершению подсчета голосов  избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

__________________________________________________________________

3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

__________________________________________________________________

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.

__________________________________________________________________

8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

_________________________________________________________________

2) Язык не поднимается говорить об этом.

__________________________________________________________________

3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

_________________________________________________________________

4) Жизнь у нее всегда проходила  на  людях, как на ладони.____________________________________________________________

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы  на собственной  шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

__________________________________________________________________

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1)  Получить земляной надел

__________________________________________________________________

2)  Заглавная страница книги.

__________________________________________________________________

3) Жильцы города
__________________________________________________________________

4) Ее двухгодовый малыш

_________________________________________________________________

5) Благодарная телеграмма

__________________________________________________________________

6) Игривые  вина

_________________________________________________________________

7) Повеяло домовым теплом

_________________________________________________________________

Ответы :

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1.

атташе, остальные связаны с судом, судопроизводством

турне, остальные связаны с деятельностью властей

2.

Монография— это научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких соавторов; дано определение слова «хрестоматия»

Филателия – это коллекционирование марок, конвертов, почтовых отправлений.

3.

1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж, 6З, 7А, 8Д.

1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В, 6З, 7Е, 8Ж

4.

1) Отвечает за  реквизит и костюм.

2) Нужно установить тотальный контроль.

3) Расположилась большая компания молодых людей.

4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять минут

5) Стоят в подвенечном наряде.

1) Армия (отряды, войска) французов.

2) В команде есть как сторонники  оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

3) За аферу с покупкой дачи.

4) Волки бежали за ним стаей.

5) Лежал не смыкая глаз.

5.

Бродяжий – Б.

Бродячий – А.

Орудие – А.

Оружие – Б.

Гордость – А.

Гордыня – Б.

Признание – А.
Признательность — Б.

6.

1) Овдовевший, потерявший жену  сын.  – Сын вдовы.

2) Изображение вины мимикой.  — Человек, виновный в каком-либо проступке.

3) Находящаяся  справа или слева квартира. – Квартира соседей.

1) Пристройка, выполненная хозяевами – Пристройка для хозяйственных нужд (сарай).

2) Человек, опасный для общества, преступник. – Осторожный человек.

3) Действия,  прерывающие ход какой-либо работы, создающие помеху. – Действия врагов.

7.

1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза.

4) По взглядам Печорин похож на многих людей своего поколения.

1) Качество построенных фирмой квартир оставляет желать лучшего.

2) По завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

3) Институт в Пущине создавался как форпост отечественной биологии.

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм.

8.

1) Обвести вокруг пальца.

2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

3) До отвала накормить, но:  танцевать до упаду.

4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

5) Скажет свое слово.

1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не  поднимается делать.

3) Кинулась со всех ног.

4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

9.

1)  Правильно.

2) Повлияли многие факторы.

3)  Плохо обоснованные выводы.

4) Запах болотных цветов.

5) Правильно.

6) Рубашка болотного цвета.

7) Отборочная комиссия Евровидения.

1) Получить земельный надел.

2) Правильно.

3)Жители города.

4) Ее двухгодовалый малыш.

5) Благодарственная телеграмма.

6) Игристые вина.

7) Повеяло домашним теплом.

                           Контрольная работа по русскому языку и культуре профессиональной речи за I полугодие

                                                      I вариант

1. Исправьте  в предложениях ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Он любого способен провести  вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

2.Что обозначает данное слово? Выберите правильный ответ.

1) Досуг – это…

А) любимое занятие;

Б) свободное от работы время;

В) безделье;

Г) развлечения

4. Выпишите слова, которые не имеют антонимов.

Жизнь, добро, коллекция, радоваться, ромашка, утро, восемь, карбюратор, здоровье, апелляция, дельтаплан, сын.

5. Вставить пропущенные буквы в словах .
Отр..стить, прик..сновение, прил..гательное, ул..жить, р..сток, кас..тельная,. предпол..гали, р..стительность, р..стений
6 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свалка                                                       3) переплывая

2) прослушавший                                         4) обещание

 7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?

1) законный, загородный                            3) залежь, заземленный

2) заикаться, замша                                      4) занозить, закадычный

Контрольная работа по русскому языку и культуре профессиональной речи за I полугодие

                                                     II вариант

1. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

2.Что обозначает данное слово? Выберите правильный ответ.

 Раритет – это…

А) вспомогательная деталь чего-либо;

Б) предмет, который защищает от несчастья, его носят суеверные люди;

В) редкая ценная вещь

4.Вставить пропущенные буквы в словах .
Пол..жить, прик..саться, пол..гаться,  р..стовщик, зар..сли, прил..жение, выр..щенный, зап…реть, расст… лать

5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) исцарапанный                                         3) надолго

2) придумывая                                             4) выходец

6.В каком ряду во всех словах выделяется приставка над- ?

1) надпись, надежность                              3) надуманный, надоедать

2) надрез, надомник                                    4) надрубка, надкусить

7. Выпишите слова, которые не имеют антонимов.

Жизнь, добро, коллекция, радоваться, ромашка, утро, восемь, карбюратор, здоровье, апелляция, дельтаплан, сын.

1)«Спешите делать добро!» — этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу, истинному христианину Фёдору Петровичу Гаазу (так все называли его в Москве).

(2)В 1828 году к нему обратился князь Голицын, набирая состав московского «Комитета попечительства о тюрьмах». (3)Гааз горячо откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем. (4)У него началась совсем другая жизнь.

(5)Для того чтобы понять, за что уже не одно столетие поминает  Фёдора Петровича Гааза вся громадная Россия, надо знать положение тюрем того времени. (6)Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.

(7)Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь. (8)Путь каторжан совершался в особых кандалах: на толстый железный прут надевалось до 10 наручников, замыкающихся на руках арестантов. (9)Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей. (10)Нанизанные на прут арестанты сбивались с ног, не поспевали друг за другом, слабые тяготили сильных, крепкие негодовали на немощных. (11)С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.

(12)Но главный подвиг совершил Ф.П. Гааз, когда добился отмены прута. (13)Следующим по этапу арестантам он раздавал книги, бельё, тёплую одежду, купленную на свои деньги. (14)Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных. (15)Часто выкупал у помещиков целые семьи, чтобы они могли уйти на поселение вместе с осуждённым. (16)После его смерти оказалось, что он выкупил 74 семьи крепостных.

(17)Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18)А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди… Крещёные люди».

(19)Никого не удивляло, когда видели, что вместе с партией шёл высокий старик во фраке. (20)Все знали, что это – «Фёдор Петрович», «святой доктор» и «Божий человек», так привык звать его народ.

(21)Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы – не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.

(По В.К. Константиновой)

                                     Задания к тексту.     I вариант

А1.  Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему громадная Россия уже не одно столетие поминает Ф.П.Гааза»?»

1) Ф.П. Гааз был главным врачом московских тюрем.

2) Ф.П. Гааз всю свою жизнь делал добро, относился с  состраданием ко всем людям, даже к тем, кто был преступником.

3) Ф.П. Гааз выступал за ужесточение наказания преступникам.

4) Ф.П. Гааз хотел прославиться и поэтому совершал благородные поступки.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жизнь» (предложение 4).

1) особая форма существования и движения материи, возникшая на определённой ступени её развития

2) физиологическое существование человека, животного

3) деятельность человека в тех или иных её проявлениях

А3. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (3)Гааз горячо откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем.

(4)У него началась совсем другая жизнь.

2) (6)Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым
деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.

(7)Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь.

3) (11)С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.

(12)Но главный подвиг совершил Ф.П. Гааз, когда добился отмены прута.

4) (17)Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18)А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди… Крещёные люди».

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

   В2. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

С.Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту.

                                                  Задания к тексту.     II вариант

А1. Почему жизнь арестантов была невыносима?

1) Арестантам не давали еды.

2) Арестантам не оказывалась никакая медицинская помощь.

3) Арестанты жили в мрачных, сырых камерах, путь по этапу они совершали нанизанные на железный прут, поэтому часто сбивались с ног…

4) Арестантам не давали видеться со своими родными.

A2. Как характеризует Ф.П. Гааза информация, заключённая в предложении 1?

1) Ф.П. Гааз был настоящим христианином, стремился спасти ближнего, облегчить его страдания.

2) Ф.П. Гааз был требовательным человеком и никому не прощал проступков.

3) Ф.П. Гааз считал, что не все люди достойны милосердия.

А3. Укажите предложение, в котором содержится АНТИТЕЗА

1) Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.

2) Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей.

3) Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных.

4) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы – не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В2. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

С.Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту.

  Ответы             к        контрольной работе по русскому языку за I полугодие

                                                      I вариант

1. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Он любого способен провести  вокруг пальца.(обвести)

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой. (камень)

3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.(до отвалу)

2.Что обозначает данное слово? Выберите правильный ответ.

1) Досуг – это…

А) любимое занятие;

Б) свободное от работы время;

В) безделье;

Г) развлечения

4. Выпишите слова, которые не имеют антонимов.

Жизнь, добро, коллекция, радоваться, ромашка, утро, восемь, карбюратор, здоровье, апелляция, дельтаплан, сын.

5. Вставить пропущенные буквы в словах .
Отр..(а)стить, прик(о).сновение, прил.(а).гательное, ул.(о).жить, р..(о)сток, касс(а)..тельная,. предпол(а)..гали, р(а)..стительность, р(а..стений
6 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свалка                                                       3) переплывая

2) прослушавший                                         4) обещание

 7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?

1) законный, загородный                            3) залежь, заземленный

2) заикаться, замша                                      4) занозить, закадычный

       Ответы             к        контрольной работе по русскому языку за I полугодие

                                                     II вариант

1. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.( своё последнее слово)

2) Язык не поднимается говорить об этом.(не поварачивается)

3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.(бежать со всех ног)

2.Что обозначает данное слово? Выберите правильный ответ.

 Раритет – это…

А) вспомогательная деталь чего-либо;

Б) предмет, который защищает от несчастья, его носят суеверные люди;

В) редкая ценная вещь

4.Вставить пропущенные буквы в словах и составить с ними словосочетания. Выделить изученные орфограммы.
Пол.(о).жить, прик(а)..саться, пол(а)..гаться,  р.(о).стовщик, зар.(о).сли, прил(о)..жение, выр.(а).щенный, .зап(е)реть, расст(и) лать

5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) исцарапанный                                         3) надолго

2) придумывая                                             4) выходец

6.В каком ряду во всех словах выделяется приставка над- ?

1) надпись, надежность                              3) надуманный, надоедать

2) надрез, надомник                                    4) надрубка, надкусить

7. Выпишите слова, которые не имеют антонимов.

Жизнь, добро, коллекция, радоваться, ромашка, утро, восемь, карбюратор, здоровье, апелляция, дельтаплан, сын.

                           Ответы к заданиям к тексту.     I вариант

А1.  Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему громадная Россия уже не одно столетие поминает Ф.П.Гааза»?»

2) Ф.П. Гааз всю свою жизнь делал добро, относился с  состраданием ко всем людям, даже к тем, кто был преступником.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жизнь» (предложение 4).

3) деятельность человека в тех или иных её проявлениях

А3. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

4) (17)Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18)А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди… Крещёные люди».

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

набирая

   В2. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

1,2,3

II вариант

А1. Почему жизнь арестантов была невыносима?

3) Арестанты жили в мрачных, сырых камерах, путь по этапу они совершали нанизанные на железный прут, поэтому часто сбивались с ног…

A2. Как характеризует Ф.П. Гааза информация, заключённая в предложении 1?

1) Ф.П. Гааз был настоящим христианином, стремился спасти ближнего, облегчить его страдания.

А3. Укажите предложение, в котором содержится АНТИТЕЗА

4) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы – не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

набирая

В2. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.    3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамотный человек не тот кто не делает ошибок
  • Грамматические ошибки это несоблюдение норм
  • Грамота ру тексты на ошибки
  • Грамматические ошибки это нарушение структуры слова словосочетания или предложения
  • Грамота ру проверить текст на ошибки