Грамматические ошибки в построении сложного предложения задание 8

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Неправильное построение сложного предложения.

7 ТИПИЧНЫХ ОШИБОК.

Примеры.

Пояснения.

1.Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала. Верно.

Я не понял, доступным ли было моё изложение материала.

Ошибка.

Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется.

2.Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море. Верно.

 Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников.

Ошибка.

Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова.

3.Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий. Верно.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Ошибка.

Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении.

4.Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки. Верно.

Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки.

Ошибка

 Неверно подобран подчинительный союз.

Нужно задавать вопросы и определять, какой тип придаточного, затем подбирать правильный союз.

5.Он попросил секретаря , чтобы ему напомнили бы о времени встречи. Верно.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи.

Ошибка.

 Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если уже есть союз ЧТОБЫ.

6.Всё указывало, что погода скоро резко изменится. Верно.

Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится.

Ошибка.

Отсутствие указательного местоимения ТО.

7.Он говорил ТО, что это невозможно. Верно.

1.Он говорил О ТОМ, что это  невозможно.

2.Он говорил, что это  невозможно.

Ошибка: неправильное использование указательного местоимения ТО.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Задание № 8 ЕГЭ по русскому языку 2023.  Синтаксические нормы.  Ошибки в построении сложного предложения.

Задание № 8 ЕГЭ по русскому языку 2023. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Ошибки в использовании подчинительных союзов. Неверно подобранный подчинительный союз.  Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой. Неверно.  Вопрос обсуждался на совещании,  где  было принято соответствующее решение. Верно.  Вопрос обсуждался на совещании,  на котором  было принято соответствующее решение (на совещании каком?)  

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Неверно.

Вопрос обсуждался на совещании,  где  было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании,  на котором  было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

Ошибки в использовании подчинительных союзов.  Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении.  Запомните, что всегда должен быть только  один союз. Неверно.  Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  что насколько  талантливо изобразил автор характеры героев . Верно.  Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  насколько  талантливо изобразил автор характеры героев .  Запомните,  что частица  ЛИ  употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз. Неверно.  Мы спросили о том , что  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию. Верно.  Мы спросили о том ,  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении.  Запомните, что всегда должен быть только  один союз.

Неверно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  что насколько  талантливо изобразил автор характеры героев .

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  насколько  талантливо изобразил автор характеры героев

Запомните,  что частица  ЛИ  употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Неверно.

Мы спросили о том , что  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

  Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы  для соединения двух простых предложений в одном сложном    Неверно.  Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто Верно.  Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы  для соединения двух простых предложений в одном сложном

Неверно.

Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто

Верно.

Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

  Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных,  которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой .   Неверно.  Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне,  чтобы  я не забыла на уроки подготовленное сообщение. Верно.  Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных,  которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой .

Неверно.

Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне,  чтобы  я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

 Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.   Пропуск необходимого указательного слова. Неверно.  Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то») Верно.  Мама постоянно ругает меня  за то , что я постоянно опаздываю на уроки. ИЛИ  Мама постоянно ругает меня,  потому что  я постоянно опаздываю на уроки.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

Пропуск необходимого указательного слова.

Неверно.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня  за то , что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня,  потому что  я постоянно опаздываю на уроки.

Неоправданное употребление указательного слова.  Неверно.  У меня есть  такое  предположение, что он просто не подготовился . Верно.  У меня есть предположение, что он просто не подготовился .

Неоправданное употребление указательного слова.

Неверно.

У меня есть  такое  предположение, что он просто не подготовился .

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился .

Использование указательного слова в неверном падеже. Неверно.  Учитель указал  о том , что в сочинении есть ошибки. Верно.  Учитель указал  на то , что в сочинении есть ошибки.

Использование указательного слова в неверном падеже.

Неверно.

Учитель указал  о том , что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал  на то , что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.  Неверное присоединение придаточного предложения , что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Неверно.  В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?) Верно.  В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

Неверное присоединение придаточного предложения , что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Неверно.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота. Неверно.  Контрольная работа,  назначенная на понедельник и к  которой  я готовился, была вдруг отменена. Верно.  Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Неверно.

Контрольная работа,  назначенная на понедельник и к  которой  я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Употребление неверной формы союзного слова «который». Неверно.  Она  была тем героем , которая  всегда вызывала во мне восхищение. (Героем каким?- который) Верно.  Она  была тем героем , который  всегда вызывал во мне восхищение.

Употребление неверной формы союзного слова «который».

Неверно.

Она  была тем героем , которая  всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она  была тем героем , который  всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8. Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите  грамматические основы , докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это  сложноподчинённое предло жение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное сл ово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это  ошибка.
  • Обратите внимание на  указательное слово  в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это  ошибка.
  • Обратите внимание  на построение предложения : не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные  ошибки,  то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы  ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов . Если да, то это ошибка.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть.

2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.

3. Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю.

4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.

5. Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.

6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.

7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.

8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.

9. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

10. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.

11. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.

12. Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота.

13. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства.

14. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идёт спокойно.

15. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином.

16. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.

17. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости.

18. Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий.

Скачать материал

Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Скачать материал

Задание № 8 ЕГЭ по русскому языку 2023. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Ошибки в использовании подчинительных союзов. Неверно подобранный подчинительный союз.  Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой. Неверно.  Вопрос обсуждался на совещании,  где  было принято соответствующее решение. Верно.  Вопрос обсуждался на совещании,  на котором  было принято соответствующее решение (на совещании каком?)  

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Неверно.

Вопрос обсуждался на совещании,  где  было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании,  на котором  было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

Ошибки в использовании подчинительных союзов.  Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении.  Запомните, что всегда должен быть только  один союз. Неверно.  Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  что насколько  талантливо изобразил автор характеры героев . Верно.  Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  насколько  талантливо изобразил автор характеры героев .  Запомните,  что частица  ЛИ  употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз. Неверно.  Мы спросили о том , что  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию. Верно.  Мы спросили о том ,  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении.  Запомните, что всегда должен быть только  один союз.

Неверно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  что насколько  талантливо изобразил автор характеры героев .

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь,  насколько  талантливо изобразил автор характеры героев

Запомните,  что частица  ЛИ  употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Неверно.

Мы спросили о том , что  можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том можем  ли  вдвоём подготовить одну презентацию.

  Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы  для соединения двух простых предложений в одном сложном    Неверно.  Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто Верно.  Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы  для соединения двух простых предложений в одном сложном

Неверно.

Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто

Верно.

Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

  Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных,  которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой .   Неверно.  Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне,  чтобы  я не забыла на уроки подготовленное сообщение. Верно.  Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных,  которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой .

Неверно.

Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне,  чтобы  я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга,  чтобы  он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

 Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.   Пропуск необходимого указательного слова. Неверно.  Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то») Верно.  Мама постоянно ругает меня  за то , что я постоянно опаздываю на уроки. ИЛИ  Мама постоянно ругает меня,  потому что  я постоянно опаздываю на уроки.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

Пропуск необходимого указательного слова.

Неверно.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня  за то , что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня,  потому что  я постоянно опаздываю на уроки.

Неоправданное употребление указательного слова.  Неверно.  У меня есть  такое  предположение, что он просто не подготовился . Верно.  У меня есть предположение, что он просто не подготовился .

Неоправданное употребление указательного слова.

Неверно.

У меня есть  такое  предположение, что он просто не подготовился .

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился .

Использование указательного слова в неверном падеже. Неверно.  Учитель указал  о том , что в сочинении есть ошибки. Верно.  Учитель указал  на то , что в сочинении есть ошибки.

Использование указательного слова в неверном падеже.

Неверно.

Учитель указал  о том , что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал  на то , что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.  Неверное присоединение придаточного предложения , что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Неверно.  В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?) Верно.  В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

Неверное присоединение придаточного предложения , что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Неверно.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота. Неверно.  Контрольная работа,  назначенная на понедельник и к  которой  я готовился, была вдруг отменена. Верно.  Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Неверно.

Контрольная работа,  назначенная на понедельник и к  которой  я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Употребление неверной формы союзного слова «который». Неверно.  Она  была тем героем , которая  всегда вызывала во мне восхищение. (Героем каким?- который) Верно.  Она  была тем героем , который  всегда вызывал во мне восхищение.

Употребление неверной формы союзного слова «который».

Неверно.

Она  была тем героем , которая  всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она  была тем героем , который  всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8. Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите  грамматические основы , докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это  сложноподчинённое предло жение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное сл ово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это  ошибка.
  • Обратите внимание на  указательное слово  в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это  ошибка.
  • Обратите внимание  на построение предложения : не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные  ошибки,  то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы  ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов . Если да, то это ошибка.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть.

2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.

3. Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю.

4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.

5. Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.

6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.

7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.

8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.

9. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

10. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.

11. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.

12. Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота.

13. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства.

14. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идёт спокойно.

15. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином.

16. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.

17. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости.

18. Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий.

Скачать материал

Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Скачать материал

  • Сейчас обучается 1332 человека из 84 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

    1 слайд

    Задание № 8.
    Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

  • Ошибки в использовании подчинительных союзов.Неверно подобранный подчинительн...

    2 слайд

    Ошибки в использовании подчинительных союзов.
    Неверно подобранный подчинительный союз.
    Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.
    Неверно.
    Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
    Верно.
    Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Ошибки в использовании подчинительных союзов.	Употребление сразу двух подчини...

    3 слайд

    Ошибки в использовании подчинительных союзов.
    Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.
    Неверно.
    Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
    Верно.
    Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев. 
    Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.
    Неверно.
    Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
    Верно.
    Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для с...

    4 слайд

    Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

    Неверно.
    Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто
    Верно.
    Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые...

    5 слайд

    Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

    Неверно.
    Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.
    Верно.
    Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

  • Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.П...

    6 слайд

    Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

    Пропуск необходимого указательного слова.
    Неверно.
    Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)
    Верно.
    Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
    ИЛИ
    Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Неверно.
	У меня есть такое ...

    7 слайд

    Неоправданное употребление указательного слова.

    Неверно.
    У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.
    Верно.
    У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.
Неверно.
	Учитель указал...

    8 слайд

    Использование указательного слова в неверном падеже.
    Неверно.
    Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
    Верно.
    Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

  • Неверное построение сложноподчинённого предложения.	Неверное присоединение пр...

    9 слайд

    Неверное построение сложноподчинённого предложения.
    Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
    Неверно.
    В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)
    Верно.
    В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительн...

    10 слайд

    Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.
    Неверно.
    Контрольная работа, назначенная на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.
    Верно.
    Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».
Неверно.
	Она была тем...

    11 слайд

    Употребление неверной формы союзного слова «который».
    Неверно.
    Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
    (Героем каким?- который)
    Верно.
    Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

  • Алгоритм выполнения задания № 8.Ошибки в сложном предложении.Найдите грамма...

    12 слайд

    Алгоритм выполнения задания № 8.
    Ошибки в сложном предложении.

    Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
    Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
    Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
    Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
    Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
    Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

  • Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип...

    13 слайд

    Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.
    1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть.
    2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.
    3. Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю.
    4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.
    5. Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.
    6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.
    7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.
    8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.
    9. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.
    10. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.
    11. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.
    12. Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота.
    13. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства.
    14. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идёт спокойно.
    15. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином.
    16. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.
    17. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости.
    18. Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 284 919 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

«Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

  • 31.10.2022
  • 81
  • 1
  • 31.10.2022
  • 84
  • 0
  • 31.10.2022
  • 156
  • 21

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Распределите предложения (ошибки могут быть не во всех)

А) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) Ошибка в построении предложения с однородными членами

В) Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Г) Нарушение в построении сложного предложения.

1. Когда солнце вспыхивает, роса начинала блестеть особенно ярко.

2. В газете «Труде» есть интересная статья, которую я советую внимательно прочитать.

3. Поэт выражает не только красоту природы, но и красоту женской души.

4. На картине «Ночи на Днепре» изображена знойная южная природа.

5. Его имя известно не только в России, а также за границей.

6. Он побывал в Италии, Франции и Кипре.

7. Слушатели передачи «Вечер» ожидали и надеялись на встречу с известным писателем.

8. Он отличается редкими качествами: доброта, отзывчивость, благородство.

9. Я всегда поражался, что насколько художник может передать оттенки моря.

10. Монтег возвращается домой и увидел, что Милдред, его жене, плохо.

11. Грибник увидел лося, стоящего на поляне и который мирно щипал траву.

12. Когда я вернулся домой, то сразу проверю почту.

13. Мы на уроках литературы изучали не только прозу Пушкина, которая сразу завораживает меткостью и образностью слова, но и Лермонтова.

14. На улицах, площадях слышались редкие выстрелы, так что джентльмены не только старались двигаться бесшумно, но и не выходить из тени.

Распределите предложения (ошибки могут быть не во всех)

А) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2,  4

Б) Ошибка в построении предложения с однородными членами

5, 6, 7, 8, 11, 13, 14

В) Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1, 10, 12

Г) Нарушение в построении сложного предложения.

9

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки в построении предложений с причастным оборотом упражнения
  • Грамматические ошибки в построении предложений с деепричастиями
  • Грамматические ошибки в построении деепричастного оборота
  • Грамматические ошибки в огэ баллы
  • Грамматические ошибки в образовании формы наречий 7 класс